Научная статья на тему 'Использование деловых игр в преподавании школьного курса информатики'

Использование деловых игр в преподавании школьного курса информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рядинская Л. В., Солдатова В. И., Гречихина И. А.

В данной статье рассмотрена эффективность использования на уроках информатики одного из методов активного обучения это деловые игры. В исследовании показаны типы деловых игр, основные свойства учебных деловых игр, а также продемонстрирована методика и предложена структура их проведения. Выявлено что, данный метод способствуют развитию волевых и лидерских качеств у подростков, позволяет выработать активную личностную позицию и эффективно взаимодействовать с окружающими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование деловых игр в преподавании школьного курса информатики»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

провинцией, но разве это будет честно? Моя жизнь началась с этих улиц, здесь я полюбила уединение и спокойствие, здесь, в городе с колокольными перезвонами, моё существование стало более осмысленным, одухотворённым. Здесь я познакомилась с разными людьми, которые многому меня научили. Здесь моя семья, и с ней я чувствую очень сильную связь. Я никогда не забуду день, когда сжигали дом на Ленина, бревенчатый, двухэтажный, давно заброшенный, в котором в детстве жила моя Мама. Пока её глаза наполнялись слезами, я представляла маленькую, белокурую девчонку, бегающую по двору, смеющуюся, счастливую, любимую. Мне виделось её вечернее чтение книг, расчёсывание длинных волос, стенка, у которой она всегда спала... Дом пылал. Горело и моё сердце. Разрывалось время».

Таким образом, смысловое поле Енисейска представляет собой сложный феномен научного осмысления понятия, пересечения различных областей знания и практической деятельности, поиск новых форм работы по приобщению подрастающих поколений к культурно-историческому наследию. Список использованной литературы:

1. Мелик-Гайкизян И.В. Новая культура для новых людей//Вестник ТГПУ, 2014, № 7. - С. 33-42.

2. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008. - 557 с.

3. Буденкова В.Е., Савельева Е.Н. Коммуникативный потенциал локальных культур в условиях глобализации: к постановке проблемы//Вестник Томского государственного университета. 2013, № 1. - с. 37-43.

4. Курьянова Т. С. Культурное наследие: смысловое поле и практика // Вестник Томского государственного университета: Культурология и искусствоведение, 2011, № 2. - С. 12-18.

5. Аболина Л.А., Федоров Р. Ю. Развитие традиций русского народного зодчества на примере деревянной архитектуры Енисейска//Вестник Томского государственного университета. 2016, № 407.- С. 25-31.

6. Мой Енисейск «Живая история» [Электронный ресурс] URL: http://moiyeniseisk.sfu-kras.ru

© Румянцев М. В., Семенова Е. В., Семенов В. И., 2016

УДК 372.8

Л.В.Рядинская

ст. преподаватель ФМиЕНО, НИУ «БелГУ» В.И. Солдатова студенка 5 курса ФМиЕНО, НИУ «БелГУ» И.А. Гречихина учитель математики, завуч МБОУ СОШ № 31 г. Белгород, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА

ИНФОРМАТИКИ

Аннотация

В данной статье рассмотрена эффективность использования на уроках информатики одного из методов активного обучения - это деловые игры. В исследовании показаны типы деловых игр, основные свойства учебных деловых игр, а также продемонстрирована методика и предложена структура их проведения. Выявлено что, данный метод способствуют развитию волевых и лидерских качеств у подростков, позволяет выработать активную личностную позицию и эффективно взаимодействовать с окружающими.

Ключевые слова

Деловая игра, активная личностная позиция обучающихся, особенности учебных деловых игр, структура

деловой игры

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

Современный быстро меняющийся мир, подводит человека к необходимости добывать знания, направляет внимание на основные ориентиры в увеличивающемся потоке информации. Эффективно самообучаться, творчески подходить к делу, вот слагаемые успеха в развивающемся и меняющемся обществе. Учитель вынужден искать возможности способствующие улучшению качества образования. Каждый учитель стремится дать ребенку возможность стать активным участником учебного процесса, а не пассивным слушателем. Наша задача способствовать формированию активной личностной позиции у ребенка, так сформировать сумму методов и приемов, которые могли бы позволить активизировать мыслительную деятельность ученика, вырабатывать свою собственную позицию, отстаивать личные взгляды, формировать мировоззрение.

С момента появления информатики как учебного предмета в школе накопился достаточно большой объем научных разработок, методического обеспечения по проблемам организации обучения, методики отбора и подачи содержания для школьников, использования компьютера как средства и предмета обучения. Вопросам содержания и методики преподавания информатики посвящены работы А.П. Ершова, Ю.А. Первина, А.А. Кузнецова, С.А. Бешенкова, А.Г. Кушниренко, А.Г. Гейна, В.А. Каймина, Н.В. Макаровой, И.Г. Семакина, Н.Д. Угриновича, М.П. Лапчика и др. [2, с.116]

В большинстве случаев преподавание курса информатики базируется на принципе воспроизведения информации, сообщенной ранее учителем. На наш взгляд, эта форма недостаточно эффективна, она становится барьером к быстрому и самостоятельному восприятию новых знаний и, как следствие, не способствует развитию интеллектуального уровня. Обучение предмету информатики подразумевает проведение большей части времени за компьютером, что не позволяет развить монологическую речь, умение выражать свои мысли, чего зачастую не хватает современному подростку. Перед нами встала задача найти методы обучения, которые вынуждают учащихся быть активными участниками образовательного процесса.

Одним из методов активного обучения являются деловые игры. В основе деловой игры лежит имитационная модель реальной профессиональной деятельности. Участники игры в смоделированных условиях наделяются ролями и в соответствии с инструкцией выполняют заданные действия. Решая заложенные в ситуацию проблемы, игроки приобретают предметные знания. Этот метод уже успел зарекомендовать себя в обучении как наиболее эффективный.

Данный метод эффективно применяется при обучении взрослых, но, к сожалению, мало учитывает особенности детского возраста, полагаем, целесообразно данный метод адаптировать для использования на уроках информатики. Уже все чаще встречаются разработки уроков с применением деловых игр, отрадно, что многие из них реализуют межпредметные связи, когда, например, основное содержание игры -экономическое, а расчеты производятся в электронных таблицах, то есть идет закрепление материала, определенной темы по информатике. Существует потребность в выработке методики преподавания информатики основанной на деловых играх.

Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные. В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются: моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций; поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего; наличие конфликтных ситуаций; обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли; использование описания объекта игрового имитационного моделирования; контроль игрового времени; элементы состязательности; правила, системы оценок хода и результатов игры. [1, с. 41]

Как известно, методика разработки деловых игр предполагает наличие таких этапов как обоснование требований к проведению игры; составление плана ее разработки; написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры; подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку; уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов; разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности. [2, с.51]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

В связи с чем, предлагаем возможный вариант структуры деловой игры на уроке информатике: знакомство с реальной ситуацией; построение ее имитационной модели; постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре; создание игровой проблемной ситуации; вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала; решение проблемы; обсуждение и проверка полученных результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.

Проведение деловых игр на уроках информатики способствуют развитию волевых и лидерских качеств у подростков, позволяют выработать активную личностную позицию и эффективно взаимодействовать с окружающими. Участнику процесса деловой игры легче познавать область знаний, которую несет предмет информатики и требуется меньше волевых затрат, чтобы овладеть определенными умениями и навыками, а также способностями свойственными этому виду деятельности и так необходимыми для полноценного существования в современном мире.

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г.С. Деловые игры: теория и организация. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб., Питер, 2000. - 304 с.

© Рядинская Л.В., Солдатова В.И., Гречихина И.А.,2016

УДК 527.63

И.К. Салихова

студент 4 курса географического факультета, БашГУ г. Уфа, Российская Федерация Р.З. Хизбуллина

к.п.н., доцент кафедры физической географии, краеведения и туризма, БашГУ

г. Уфа, Российская Федерация И.Ю. Сайфуллин

ст. препод. кафедры физической географии, краеведения и туризма, БашГУ

г. Уфа, Российская Федерация

ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА С ПОМОЩЬЮ КОМПАСА НА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТАХ ПО ГЕОГРАФИИ

Аннотация

В статье рассматривается методика формирования умения работы с компасом. Даются рекомендации по организации практических работ, помогающих выработке данного умения.

Ключевые слова

Умение, ориентирование, компас, азимут

Особенность географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием для его усвоения является наличие у школьников специфических географических умений, к которым можно отнести умение ориентироваться по компасу.

Для точного определения направления движения служит азимут - угол между северным направлением меридиана, проходящего через точку стояния, и направлением пути. Этот угол измеряют по ходу часовой стрелки от северного конца меридиана до заданного направления (в пределах от 0° до 360 ). Азимут северного направления равен 0° (360°), восточного - 90°, южного - 180 °, западного - 270° [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.