Научная статья на тему 'Смысловое поле культурно-исторического наследия Енисейска'

Смысловое поле культурно-исторического наследия Енисейска Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕНИСЕЙСК / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Румянцев М.В., Семенова Е.В., Семенов В.И.

Статья посвящена проблеме понимания смыслового поля Енисейска в контексте культурноисторического наследия. Определен поиск гармонии между собственно наследием, его интерпретацией и образовательными эффектами от изучения культурно-исторического наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысловое поле культурно-исторического наследия Енисейска»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 008

М. В. Румянцев,

к. филос. н., доцент, Е. В. Семенова, к. п .н., доцент, В. И. Семенов,

к. п .н., доцент, Сибирский федеральный университет г. Красноярск, Россия ЛПИ - филиал СФУ, г. Лесосибирск, Россия

СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЕНИСЕЙСКА

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-24007

Аннотация

Статья посвящена проблеме понимания смыслового поля Енисейска в контексте культурно-исторического наследия. Определен поиск гармонии между собственно наследием, его интерпретацией и образовательными эффектами от изучения культурно-исторического наследия.

Ключевые слова Енисейск, культурно-историческое наследие, смысловое поле

Перемены (или изменения) являются одной из «вечных» тенденций развития и его сущностной характеристикой. Для современного мира эта тенденция фиксирует «новое социокультурное состояние людей»[1], что связано с ускорением всех сторон жизни [2], иным его качеством и переоценкой ценностей. По мнению исследователей, ведущей причиной происходящего можно с уверенностью назвать глобализационные процессы, «... существенным образом меняющих современный миропорядок, его структурно-функциональную организацию» [3. С. 37].

В контексте выше сказанного особое звучание обретает проблема сохранения культурно-исторического наследия. Иными словами, речь идет о том, насколько актуально то, что накоплено человечеством для последующих поколения, для людей, живущих формате новых отношений XXI в. И, если идет речь о сохранении культурно-исторического наследия, то какова цель этой социальной практики в условиях открытого информационного пространства и утверждения и принятия новых ценностей?

Поиску ответа на поставленный вопрос посвящена предлагаемая статья. На примере культурно-исторического наследия старинного сибирского города Енисейска попытаемся доказать, что в процессе сохранения культурно-исторического наследия в современных условиях важным является поиск гармонии между собственно наследием, его осмыслением современными людьми и формированием мотивационной сферы, способствующей стремлению сохранить и приумножить то, что оставили нам предыдущие поколения. Первая категория относится к истории и культуре, вторая - к философии и психологии, третья -к образованию. Таким образом, в понятии «культурно-историческое наследие» собраны воедино разнообразные сферы научного знания и практической деятельности людей. Полагаем, что драматизм поисков единого определения сущности и единого термина культурно-исторического наследия, равно как и появление пестрой палитры близких к нему понятий («культурное наследие», «культурный ландшафт» и др.), можно объяснить широкой базой проявления феномена в жизни и возможностями его научного исследования

[4].

Казалось бы, современному человеку, живущему в ритмах XXI столетия, должно быть чуждо все, что относится к прошлому. В лучшем случае можно говорить лишь об уважительном отношении на уровне

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

долженствования, восходящему к лучшим традициям семейного и школьного воспитания, что сегодня характерно далеко не для всех воспитательных систем.

Вместе с тем, в самом понятии «культурно-историческое наследие» скрыты смыслы, которые позволяют судить о вневременности этого феномена, а, значит, и возможностях обращения к нему каждого поколения, независимо от особенностей конкретной исторической эпохи.

Одно из объяснений высказанной выше мысли скрыто в понятии «культура», которое составляет часть термина.

Культура как одна их форм существования человечества обладает уникальным свойством быть вне времени. Культура одновременно конкретна и абстрактна, она лишена прагматического смысла. Но каждое поколение каждый раз сталкивается с одной и той же проблемой: культура всегда находит материальное или духовное отражение. Это сбивает с толку, потому что здесь на первый план выходит система ценностей современного поколения. Поэтому говоря о наследии, мы добавляем понятие «историческое», отдавая должное конкретике. При этом конкретика может вообще не устраивать современных людей, они оценивают ее субъективно с позиций нынешней жизни.

Ярким подтверждением высказанной идеи может служить опасение почти полной утраты исторической застройки в старинном сибирском городе Енисейске, 400-летний юбилей которому будет отмечаться в 2019 г. Здания, не попавшие в план реконструкции и восстановления, ветхие, и их хозяева модернизируют их современными средствами. Специалисты же считают, что многие здания такого типа пропадут, в то время так они могли бы составить ресурс культурно-исторического наследия города [5]. Данный пример ярко показывает, какие возникают противоречия между собственно наследием, которое не щадит время и осмыслением этого наследия людьми, живущими в современную эпоху. Интерпретация культурно-исторического наследия, равно как и его смыслового поля, всегда субъективна, и даже в случае, когда ценный объект может быть причислен какой-либо организацией, к примеру, ЮНЕСКО, к объектам особой культурно-исторической значимости, есть существенная опасность, что сохранению этого объекта могут помешать как объективные, так и субъектные факторы.

Что касается педагогической стороны проблемы, то здесь можно рассчитывать лишь на последействие. Обучающиеся при грамотной реализации условий эффективности деятельности по приобщению их к культурно-историческому наследия старинного города могут проникнуться идеей его сохранения и приумножения лишь при соблюдении определенных условий. Познавательный и эмоциональный эффекты от организации деятельности обучающихся достижимы, если они имеют воплощение как реальные акты, направленные на формирование у подрастающего поколения стремления изучать и сохранять культурно-историческое наследие города, имевшего когда-то славу «отца городов сибирских».

В школах г. Енисейска с обучающимися разного возраста проводится системная работа по изучению культурно-исторического наследия города. В ходе такой работы активно используются материалы Енисейского краеведческого музея, а также материалы, представленные в сети Интернет, различные пособия и учебные комплексы по краеведению.

Не менее значима работа по приобщению к культурно-историческому наследию будущих учителей. Здесь мы делаем акцент не на познавательном аспекте, а на возможности выразить личностное эмоциональное отношение к Енисейску как месту, где происходит сосредоточение памяти. Это, как показывает практика, в дальнейшей работе оказывается сильнейшим стимулом для организации деятельности обучающихся по осмыслению культурно-исторического наследия в целом.

В качестве примера приведем мнение девушки [6], которая родилась и выросла в Енисейске и в настоящее время учится в Лесосибирском педагогическом институте.

«Енисейск...пристань моей души, моя малая Родина, часть меня. В Енисейске я родилась и выросла. Теперь, когда я постепенно отрываюсь от города, мне он становится все ближе, понятнее и роднее. Откуда бы я не возвращалась, Енисейск остаётся неизменным — тихим, завораживающим, загадочным, добрым, уютным. Он оставляет возможность вспомнить, каким ты был, и понять, как изменился. Мы можем уезжать далеко, забрасывать все дела, стремиться перерасти маленький город, принимать новые правила игры, переодеваться, бесконечно спешить, мы можем учиться больше не ассоциировать себя с этой несчастливой

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

провинцией, но разве это будет честно? Моя жизнь началась с этих улиц, здесь я полюбила уединение и спокойствие, здесь, в городе с колокольными перезвонами, моё существование стало более осмысленным, одухотворённым. Здесь я познакомилась с разными людьми, которые многому меня научили. Здесь моя семья, и с ней я чувствую очень сильную связь. Я никогда не забуду день, когда сжигали дом на Ленина, бревенчатый, двухэтажный, давно заброшенный, в котором в детстве жила моя Мама. Пока её глаза наполнялись слезами, я представляла маленькую, белокурую девчонку, бегающую по двору, смеющуюся, счастливую, любимую. Мне виделось её вечернее чтение книг, расчёсывание длинных волос, стенка, у которой она всегда спала... Дом пылал. Горело и моё сердце. Разрывалось время».

Таким образом, смысловое поле Енисейска представляет собой сложный феномен научного осмысления понятия, пересечения различных областей знания и практической деятельности, поиск новых форм работы по приобщению подрастающих поколений к культурно-историческому наследию. Список использованной литературы:

1. Мелик-Гайкизян И.В. Новая культура для новых людей//Вестник ТГПУ, 2014, № 7. - С. 33-42.

2. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008. - 557 с.

3. Буденкова В.Е., Савельева Е.Н. Коммуникативный потенциал локальных культур в условиях глобализации: к постановке проблемы//Вестник Томского государственного университета. 2013, № 1. - с. 37-43.

4. Курьянова Т. С. Культурное наследие: смысловое поле и практика // Вестник Томского государственного университета: Культурология и искусствоведение, 2011, № 2. - С. 12-18.

5. Аболина Л.А., Федоров Р. Ю. Развитие традиций русского народного зодчества на примере деревянной архитектуры Енисейска//Вестник Томского государственного университета. 2016, № 407.- С. 25-31.

6. Мой Енисейск «Живая история» [Электронный ресурс] URL: http://moiyeniseisk.sfu-kras.ru

© Румянцев М. В., Семенова Е. В., Семенов В. И., 2016

УДК 372.8

Л.В.Рядинская

ст. преподаватель ФМиЕНО, НИУ «БелГУ» В.И. Солдатова студенка 5 курса ФМиЕНО, НИУ «БелГУ» И.А. Гречихина учитель математики, завуч МБОУ СОШ № 31 г. Белгород, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА

ИНФОРМАТИКИ

Аннотация

В данной статье рассмотрена эффективность использования на уроках информатики одного из методов активного обучения - это деловые игры. В исследовании показаны типы деловых игр, основные свойства учебных деловых игр, а также продемонстрирована методика и предложена структура их проведения. Выявлено что, данный метод способствуют развитию волевых и лидерских качеств у подростков, позволяет выработать активную личностную позицию и эффективно взаимодействовать с окружающими.

Ключевые слова

Деловая игра, активная личностная позиция обучающихся, особенности учебных деловых игр, структура

деловой игры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.