МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
УДК 65.01
А.А. Киселев
К.п.н, профессор Инженерно-экономический факультет Ярославский государственный технический университет г. Ярославль, Российская Федерация
РОЛЬ И ЗАДАЧИСТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВНЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Аннотация
Сегодня вопросы стратегического управления организациями постоянно находятся в поле зрения отечественных исследователей и практиков. Однако единого понимания его у них нет. Тем не менее, можно утверждать, что в данном случае нужно вести речь не о стратегическом управлении, а об изменении роли такой функции управления, как планирование деятельности организации в условиях рыночной экономики. В данном случае планирование увязывается с решением главной задачи, позволяющей организациям продолжать работать - своевременном обеспечении необходимого им уровня конкурентоспособности. Это определяет и общую специфику управления, которое можно называть стратегическим управлением.
Ключевые слова
Стратегическое управление, рыночная экономика, конкуренция, необходимый уровень конкурентоспособности, стратегическое планирование.
С конца ХХ столетия отечественными исследователями много говорится о необходимости осуществлении стратегического управления организациями в рыночных условиях хозяйствования. Однако, несмотря на это, в определении сущности понятия стратегического управления у них не существует единства в подходах, что обусловлено рядом проблем [3]. Необходимо отметить, что еще в 50-60 е годы прошлого столетия усиление конкурентной борьбы потребовало, чтобы организации в быстро меняющихся рыночных условиях особое внимание уделяли обеспечению своей конкурентоспособности, то есть созданию внутренних и внешних условий, позволяющих им продолжать свою деятельность и развиваться на занимаемом рынке или в своей рыночной нище. Это может быть сохранение технологического лидерства в отрасли, защита своей нищи на рынке, повышение качества выпускаемой продукции, снижение издержек и др. Разработкой идей стратегического управления активно занимались такие иностранные исследователи, как Ансофф и Хиггенс, Шендел и Хаттен, Пирс и Робинсон, Томпсон и Стрикленд и др. [4].
Нужно сказать, что в советский период развития отечественными организациями понятие стратегического управления были не востребованными ввиду отсутствия рыночной конкуренции. Однако с переходом отечественных организаций на рыночные условия хозяйствования потребовался пересмотр подходов к управлению ими. Но отсутствие национальных концепций управления организациями в рыночных условиях вынудило отечественных исследователей заимствовать иностранный опыт управления и внедрить понятие «стратегическое управление». Так, например, О.С. Виханский полагает, что ведущей идеей, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению организациями, явилась идея о необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. При этом возникло несколько направлений в понимании роли и задач стратегического управления в отечественных организациях. В одном случае оно трактуется как решение задач на высшем уровне руководства организаций. Так, Э.В. Вергилес пишет, что «стратегическое управление - это управление, осуществляемое на высшем уровне». В другом случае стратегическое управление увязывается с решением каких -то задач в длительной перспективе, то есть решением задач, которые могут возникнуть через 20-25 лет и т.д. В третьем
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
случае считается, что стратегическое управление - это умение «крутиться» в рыночной среде. По выражению, Э.В. Вергилеса - это «определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента..., это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям». Существует еще целый ряд определений понимания роли и задач стратегического управления. Так, например, В.Р. Веснин пишет, что «стратегическое управление. имеет не реактивный, а упреждающий характер». Л.Г. Зайцев и М.И. Соколова определяют стратегическое управление как «способ управления, используемый в условиях появления новых более сложных задач, обусловленных динамичностью и неопределенностью обстановки» [4]. Вследствие этого можно считать, что в настоящее время единого и четкого определения сущности понятия «стратегическое управление», а соответственного его роли и задач в деятельности отечественных организаций, отечественными исследователями не дается. Чаще всего для того, чтобы обозначить управление как стратегическое, они добавляют, во-первых, слово «стратегический» к другим понятиям, получая следующие словосочетания: стратегические цели, стратегический анализ, стратегические задачи, стратегические решения, стратегический контроль и т. д., или слово «долгосрочный» применительно к целям и задачам управления.
Тем не менее, анализ проблемы позволяет считать, что стратегическим управлением можно считать такое управление, в котором меняется роль такой его функции, как планирование [2]. В условиях рынка главной задачей становится необходимость учитывать развитие конкурентов и активность их деятельности на рынке. Это вынуждает организации планировать свою деятельность не просто на какой-то период времени, учитывая свои ресурсные возможности, а исходя из главной задачи - необходимости своевременного обеспечения (сохранения или достижения) необходимого уровня своей конкурентоспособности, что позволит организации продолжать развиваться и получать определенную прибыль. Так, например, если предприниматель строит завод по производству холодильников, то он должен оценить возможности конкурента, строящего подобный завод, и планировать выведение на рынок своей новой продукцию раньше конкурента. В противном случае он не сможет реализовать свою продукцию, так как рынок будет уже насыщен данной продукцией конкурента. В соответствии с этим необходимо так планировать деятельности организации, чтобы упредить конкурента в выводе нужной продукции на рынок, то есть обеспечить нужный уровень конкурентоспособности, которое можно называть стратегическим планированием [1]. В данном случае именно изменением роли такого типа планирования как стратегическое планирование и меняется сущность самого управления, которое отечественные исследователи начали называть стратегическим управлением.
Таким образом, роль стратегического управления в деятельности отечественных организаций определятся возможностью обеспечения их длительного существования, а главная задача заключается в своевременном обеспечении организациям нужного уровня конкурентоспособности, позволяющего ей на этой основе осуществлять свою деятельность и получать прибыль.
Список использованной литературы:
1. «Миссия» организации как «красивая обертка» стратегического менеджмента / Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2015 г. Том 2. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - С. 73-74.
2. Киселев А.А. Проблемы понимания сущности стратегического планирования в отечественных организациях / Международный академический вестник. - Уфа: Изд-во автономной некоммерческой организации «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2015, - № 2(8). - С. 65-67.
3. Киселев А.А. Современные перспективы развития отечественной науки управления организациями / Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ», № 9, 2015. в 2-ч., ч.1. - Уфа: редакционно-издательский отдел ООО «ОМЕГА САЙНС». - С. 149-151.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
ISSN 2410-6070
№11/2015
4. Киселев А.А. Стратегическое планирование в системе управления предприятием (организацией): современные проблемы и пути их решения: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2012.
© Киселев А.А., 2015
УДК 332.122: 332.142.2
О.О. Комаревцева
аспирант 1 курса направления «Экономика» Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ
г. Орел , Российская Федерация
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРЕДПОСЫЛОК И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
Аннотация
Представленная статья включает в себя теоретические аспекты управления изменениями в экономике муниципального образования. Для этого требуется выделить основные особенности данного управления, в качестве которых выступают предпосылки изменений, рисковая составляющая, вероятностный подход.
Ключевые слова
Управление изменениями, экономика, муниципальное образование, контроллинг
Неопределенность изменений становятся основными предпосылками для работы и управления экономикой. При этом в условиях трансформации и модификации внешних и внутренних процессов возникает необходимость в выявлении основных аспектов, способствующих более интенсивному развитию экономических систем.
Управление изменениями в экономике - это организационно-моделирующий процесс принятия и поддержания субъекта в необходимом для эффективного функционирования состоянии.
Управление изменениями в экономике - это совокупность запланированных и контролируемых событий, происходящих в экономических процессах определенного субъекта [1, с. 100].
Из представленных выше определений видно, что управление изменениями - это, прежде всего, динамичный процесс. Данный процесс определяет как функциональное, так и стационарное состояние системы. Аспект динамичности включает в себя и скорость происходящих изменений, а именно лаговый период от перевода, поиска информации о изменении до закрепления в экономической системе. Кроме того, динамическое состояние процесса управления изменениями характеризуется цикличностью и амплитудой учета изменения. Процесс управления изменениями в экономических системах имеет нормальное распределение Гауссовской кривой. При этом, достигая пика учета изменений, экономическая система начинает «отсеивать» ряд поступающей информации. Тем самым, в долгосрочном периоде качество управления ими снижается.
Во-вторых, управление изменениями - это система моделирования экономических процессов. Моделирование процессов в экономической системе с учетом будущих изменений предполагает синтезирование элементов для составления оптимистического, пессимистического и наиболее вероятностного сценария. Так, например, для экономических систем муниципального образования основными элементами будут являться: муниципалитет, бизнес среда и домохозяйство [2, с.273].
В-третьих, управление изменениями - это преобразование и поддержание экономики. Данное обстоятельство подтверждается и тем, что поступающие и управляемые изменения способствуют адаптации