Научная статья на тему 'Роль информационных технологий в командной работе'

Роль информационных технологий в командной работе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
959
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДА / СИСТЕМА / КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА / СИСТЕМЫ SAAS / ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕРВИС / ПРИЛОЖЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириченко Е.П., Устаева М.М.

В статье рассматриваются понятия команды и командной работы, приводятся примеры информационных технологий и систем, обеспечивающих совместную работу сотрудников организации. Анализируются причины нераспространения таких систем в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий в командной работе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

2. Райхельд Ф. Эффект лояльности: движущие силы экономического роста, прибыли и непреходящей ценности. - М., Диалектика, 2007

3. Сысоева С., Нейман А. Как воспитать лояльность покупателей // Маркетолог. — 2004. — № 1. — С. 30-35.

4. Словари на Гринди: [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.grindi.ru. - Экономический словарь. - (Дата посещения: 18.10.2015)

©. Кёся В.И, 2015

УДК 330

Е. П. Кириченко

Студентка 4 курса Института экономики и управления Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Российская Федерация

М.М.Устаева Магистрантка Института экономики и управления Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Российская Федерация

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМАНДНОЙ РАБОТЕ

Аннотация

В статье рассматриваются понятия команды и командной работы, приводятся примеры информационных технологий и систем, обеспечивающих совместную работу сотрудников организации. Анализируются причины нераспространения таких систем в России.

Ключевые слова

Команда, система, коллективная работа, системы SaaS, организация, сервис, приложение, электронная почта.

Термины «команда», «командная работа» трактуются исследователями разнообразно. Например, в определении М. Армстронга команда - это небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность [1, с. 98]. Если же рассматривать определение И. Саласа, Р. Берда и С. Таненбаума, то командой называется небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе[2, с. 117]. Также они указывают, что члены команды должны: принимать на себя ответственность за конечные результаты, иметь взаимодополняющие навыки, исполнять любые внутригрупповые роли.[2, с.142] В конечном итоге можно сказать, что точное определение команды зависит от сферы применения этого термина.

Очевидно, что командная работа подразумевает сотрудничество. Главное, что отличает группу людей от команды, - эффект синергии. Он появляется в результате эффективного взаимодействия между членами команды на основе общих ценностей и намерений, а также взаимодополняющих умений. Все это сводится к тому, что суммарное усилие команды намного превышает сумму усилий ее отдельных игроков. Сегодня успех компании зависит от сплоченной, работоспособной команды, а не от индивидуального умения руководителя, которое не так важно, как высокий уровень коллективной работы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Существует целый ряд систем, обеспечивающих командную работу - системы SaaS. В стандартный набор таких систем входит: календарь, служба обмена сообщениями, адресная книга, управление проектами, коллективная база знаний, файловое хранилище, корпоративный портал.

Не говоря о самых распространенных информационных технологиях, таких как: телефонная связь, ПК, интернет, рассмотрим ряд специализированных систем, реализующих возможность коллективной работы над проектом.

Oracle Collaboration Suite - интегрированный набор большого количества взаимодополняющих приложений. Collaboration Suite предоставляет пользователям возможность работы не только с электронной почтой, общекорпоративным календарем-планировщиком, файлами, факсимильными сообщениями, но и с приложением Oracle Web Conferencing - возможность поддержки Web-конференций. С помощью данного приложения осуществляется координация и взаимодействие членов команды в режиме Online. Данный продукт ориентирован на организацию внутренних и внешних коммуникаций.

Компания SAP предлагает использовать для командной работы Enterprise Portal. Данное решение предоставляет доступ сотрудникам к единому Web-интерфейсу, который в свою очередь позволяет получить доступ к корпоративным ресурсам организации, таким как информация, различные приложения и сервисы. Все средства и пути сотрудничества доступны напрямую с Web-интерфейса. Эти средства включают кабинеты сотрудничества, групповые дискуссии и телеконференции, чаты и обмен сообщениями, совместное использование приложений и календарь группы. Стоит обратить внимание на то, что поддерживается возможность совместной работы не только сотрудников предприятия, но и его партнеров, клиентов и поставщиков.

И, конечно же, в эпоху глобализации эффективность взаимодействия сотрудников компании существенно поднимают внутрикорпоративные социальные сети, которые объединяют людей, работающих в одной компании, но в разных странах и даже на разных континентах над общей задачей. На рынке социального ПО для совместной работы, по данным аналитической компании Gartner, с 2010 можно отметить 4 лидеров: Microsoft (SharePoint+Yammer), Jive, IBM (Connections) и Salesforce (Chatter).

Мировая практика внедрения систем SaaS показывает, что важную роль играет географическое расположение. Из-за культурных различий системы командной работы не везде пользуются популярностью. Так, например, в странах Северной Америки и Европы, где бизнес традиционно ориентирован на сотрудника компании, системы SaaS наиболее востребованы. Именно в этих регионах были разработаны инструменты для коллективной работы над проектами. Что касается стран Азии и Японии, то здесь предпочитают личные встречи, в регионах Среднего Востока, Африки, Латинской Америки сотрудники предприятия нацелены на использование электронной почты. Следовательно, распределение информационных систем коллективной работы является неравномерным.

Невысокий интерес такие системы получили и в России. Это можно объяснить рядом таких факторов, как: незначительный объем продаж систем данного класса, малая доля, как зарубежных русифицированных сервисов, так и отечественных Web-приложений.

Основная причина неудачи - пассивное мышление руководителей российских предприятий, а так же высокие сложность и стоимость внедрения и эксплуатации любых систем, автоматизирующих работу компании и, в частности, ее сотрудников. Процесс автоматизации или реорганизации предприятия сопровождается изменениями в привычном ведении бизнеса, но добровольно на это пойдут не все предприятия. Впрочем, недоверие к системам командной работы хоть и медленно, но пропадает.

Список использованной литературы:

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 2012.

2. Tannenbaum S., Beard R., Salas E. Team Building and its Influence on Team Effectiveness: an Examination of Conceptual and Empirical Developments.- In: Issues, Theory, and Research in Industrial Organizational Psychology. - K.Kelley (ed.), Elsevier Science Publishers, 1992.

© Кириченко Е.П., 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 65.01

А.А. Киселев

К.п.н, профессор Инженерно-экономический факультет Ярославский государственный технический университет г. Ярославль, Российская Федерация

РОЛЬ И ЗАДАЧИСТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВНЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Аннотация

Сегодня вопросы стратегического управления организациями постоянно находятся в поле зрения отечественных исследователей и практиков. Однако единого понимания его у них нет. Тем не менее, можно утверждать, что в данном случае нужно вести речь не о стратегическом управлении, а об изменении роли такой функции управления, как планирование деятельности организации в условиях рыночной экономики. В данном случае планирование увязывается с решением главной задачи, позволяющей организациям продолжать работать - своевременном обеспечении необходимого им уровня конкурентоспособности. Это определяет и общую специфику управления, которое можно называть стратегическим управлением.

Ключевые слова

Стратегическое управление, рыночная экономика, конкуренция, необходимый уровень конкурентоспособности, стратегическое планирование.

С конца ХХ столетия отечественными исследователями много говорится о необходимости осуществлении стратегического управления организациями в рыночных условиях хозяйствования. Однако, несмотря на это, в определении сущности понятия стратегического управления у них не существует единства в подходах, что обусловлено рядом проблем [3]. Необходимо отметить, что еще в 50-60 е годы прошлого столетия усиление конкурентной борьбы потребовало, чтобы организации в быстро меняющихся рыночных условиях особое внимание уделяли обеспечению своей конкурентоспособности, то есть созданию внутренних и внешних условий, позволяющих им продолжать свою деятельность и развиваться на занимаемом рынке или в своей рыночной нище. Это может быть сохранение технологического лидерства в отрасли, защита своей нищи на рынке, повышение качества выпускаемой продукции, снижение издержек и др. Разработкой идей стратегического управления активно занимались такие иностранные исследователи, как Ансофф и Хиггенс, Шендел и Хаттен, Пирс и Робинсон, Томпсон и Стрикленд и др. [4].

Нужно сказать, что в советский период развития отечественными организациями понятие стратегического управления были не востребованными ввиду отсутствия рыночной конкуренции. Однако с переходом отечественных организаций на рыночные условия хозяйствования потребовался пересмотр подходов к управлению ими. Но отсутствие национальных концепций управления организациями в рыночных условиях вынудило отечественных исследователей заимствовать иностранный опыт управления и внедрить понятие «стратегическое управление». Так, например, О.С. Виханский полагает, что ведущей идеей, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению организациями, явилась идея о необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. При этом возникло несколько направлений в понимании роли и задач стратегического управления в отечественных организациях. В одном случае оно трактуется как решение задач на высшем уровне руководства организаций. Так, Э.В. Вергилес пишет, что «стратегическое управление - это управление, осуществляемое на высшем уровне». В другом случае стратегическое управление увязывается с решением каких -то задач в длительной перспективе, то есть решением задач, которые могут возникнуть через 20-25 лет и т.д. В третьем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.