5 (137) - 2010
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
роль и влияние международных стандартов аудита на эффективность национальной системы финансового
контроля
И. Ю. ВАСИЛЬКОВА,
заместитель начальника ревизионного отдела Администрации г. Смоленска E-mail: innatimoff@pochta. ru
Одними из основных задач государства в условиях финансового кризиса являются применение эффективных механизмов управления экономикой и финансами на федеральном, региональном и местном уровнях, осуществление действенного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов.
В статье автор изучает особенности влияния международных стандартов аудита на эффективность национальной системы финансового контроля. Сделан вывод о том, что внедрение международной практики аудита эффективности на современном этапе финансово-экономического развития России обусловлено объективными социально-политическими проблемами.
Ключевые слова: международные стандарты аудита, государственный финансовый контроль, аудит эффективности.
В современных условиях глобализации воздействие мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на новый уровень, придавая особое значение как формированию системы бухгалтерского учета, так и организации независимого финансового контроля. От того, как соответствует организация контроля в стране принятым в международном демократическом сообществе правовым нор-
мам и принципам, потенциальные инвесторы оценивают степень экономической и правовой защищенности своих инвестиций от каких-либо негативных последствий. Принципы организации независимого государственного контроля хорошо известны в демократических правовых государствах, они обобщены и зафиксированы в международных документах.
В наиболее концентрированном виде методологические подходы к организации контроля в промышленно развитых странах сформулированы в Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля [1, с. 56—65], принятой на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 г. Декларация закрепляет общепризнанное в цивилизованном мире мнение, что независимые органы государственного финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами.
Финансовый контроль на всех уровнях бюджетной системы является составной частью государственного контроля. Существование государственного финансового контроля обусловлено
контрольной функцией финансов, которая проявляется в процессе формирования, распределения и использования денежных средств бюджета и государственных внебюджетных фондов. Исследования в области государственного финансового контроля представлены достаточно широко. Такое положение обусловлено особой значимостью финансово-экономических отношений во всех сферах жизни, исторически сложившейся научно-теоретической и методологической базой, а также большим накопленным опытом организации международной системы финансового контроля, так как в условиях глобального финансового кризиса экономическая независимость отдельных субъектов хозяйствования и отдельной страны носит относительный характер.
Обеспечивать эффективные механизмы управления экономикой и финансами на федеральном, региональном и местном уровнях, осуществлять самостоятельную экономическую политику в соответствии со своими мезоэконо-мическими интересами, осуществлять возможность действенного контроля за собственными бюджетными ресурсами является основной задачей органов исполнительной и законодательной власти на современном этапе.
Возникновение аудита эффективности как особого вида контроля можно отнести к 1970-м гг. прошлого века, когда было зафиксировано появление термина «аудит эффективности» в Лимской декларации руководящих принципов контроля (1977г.). В Декларации отмечается, что кроме финансового аудита (проверка целевого использования средств и ведения финансовой отчетности), важность которого неоспорима, имеется также другой вид контроля, задача которого несколько иная — определить насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства. Такой контроль включает не только специфические аспекты управления, но и всю управленческую деятельность, в том числе «организационную и административную системы» [2]. По мнению И. Ю. Тимофеевой, теоретическая институционализация международной контрольной деятельности связана, во-первых, с тенденциями повышения роли государственных финансов в экономике развитых стран; во-вторых, с развитием систем государственного финансового контроля, когда контроль только за распределением и учетом расходования госу-
дарственных средств уже не отвечает потребности эффективного государственного управления; в-третьих, с необходимостью анализа и оценки результативности бюджетных расходов, ориентированных на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов [3, с. 4].
В общей постановке проблем международного государственного контроля аудит эффективности использования ресурсов представляет собой информационно-прозрачную, достоверную проверку деятельности экономических субъектов в области достоверности бухгалтерского учета и рационального использования различного вида ресурсов. Самостоятельное направление аудита эффективности представляет собой аудит эффективности расходования средств государственного, регионального и местного бюджетов, ориентированный на активизацию контроля за бюджетным процессом не только на стадии распределения и доведения государственных средств до получателей, но и включая оценку эффективности, целесообразности и результативности бюджетных расходов, в результате чего обеспечивается контроль за принятием экономических решений с точки зрения их результативности, что соответствует принятым международным стандартам аудита.
Можно выделить как прямые, так и косвенные методы улучшения управления государственными ресурсами посредством реализации функций аудита эффективности в национальной системе финансового контроля. Прямые методы — это внедрение рекомендаций аудиторских отчетов, косвенные — создание побудительных мотивов к улучшению эффективности использования средств с помощью аудиторских проверок. Необходимость аудита эффективности обусловлена спросом на более гибкие и эффективные по затратам формы управления, кроме того финансовые аналитики и законодатели нуждаются в достоверной финансовой информации, а также в информации по показателям деятельности органов управления.
Методологические предпосылки внедрения международной практики аудита эффективности на современном этапе финансово-экономического развития России обусловлены рядом проблем:
- необходимостью наличия адекватной современным требованиям системы бухгалтерского учета, отражающего полную и достоверную
информацию о финансово-хозяйственном состоянии всех экономических субъектов, а также органов власти;
- политической волей и реальным желанием законодательной власти контролировать и оценивать эффективность деятельности исполнительной власти по формированию полноты и достоверности макроэкономических показателей;
- необходимыми объективными условиями для перехода к аудиту эффективности (правовая база, наделение определенными правами контрольных органов, наличие методического обеспечения и квалифицированных специалистов).
По мнению автора, очевидно, что именно в процессе независимого контроля за исполнением бюджета можно установить эффективность использования государственных ресурсов после осуществления финансирования той или иной государственной программы. В то же время в современной практике контроля многие аудиторы ставят в качестве главной цели проверку механизма расходования государственных средств, а не вопросы, связанные с эффективностью этого расходования. Поэтому в последнее время возникла необходимость изменить подход к проведению проверок и ревизий, уделять больше внимания результативности работы проверяемых организаций. Независимо от того, является ли объектом проверки программа, направление деятельности, система или инструмент контроля, основное внимание следует уделять результатам. При проверке отдельного компонента программы необходимо иметь четкое представление о том, как этот компонент связан с запланированными результатами в рамках данной программы.
Таким образом, основные направления развития аудиторской деятельности в мировой практике позволяют рассматривать аудит эффективности как объективную проверку фактических данных в целях предоставления независимой оценки о работе организации, ее программы и деятельности, а также для облегчения принятия. Методика аудита эффективности включает в себя проверку экономичности и рациональности использования ресурсов, что предусматривает изучение финансово-хозяйственной деятельности по следующим направлениям: насколько экономично и рационально хозяйствующий субъект приобретает, сохраняет и использует свои ресурсы; исследование причин нерациональности и неэкономичности деятельности; насколько деятельность хозяйствующего субъекта согласуется с законами и положениями по обеспечению эффективности использования государственных ресурсов.
Список литературы
1. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Контроллинг. 1991. № 1. С. 56-65.
2. Лимская декларация руководящих принципов контроля 1977 г. URL: http://www. srd. ra/documents/schpal/Hmdecl. pdf.
3. Тимофеева И. Ю. Методологические принципы исследования проблемы государственного финансового контроля // Правовое и социальное государство: проблемы становления в России: сборник трудов докторантов, адъюнктов и соискателей / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. Вып. 21 (1).
24-25 мая 2010 года в здании Правительства Москвы (Новый Арбат, 36) Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона
при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» проводит ежегодный Конгресс
«Роль и место бухгалтерского учёта в условиях модернизации экономики»
В рамках Конгресса пройдет специализированная выставка «Новое в бухгалтерском учете и аудите» Заявки на участие: [email protected], 8(495) 411-90-77, (495) 720-54-55
ч_ _У