© ФЕДОРЕНКО И.В.
ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ
И.В. Федоренко, к.э.н.
ФГУЗ «Клиническая больница №51 Федерального медико-биологического агентства России»,
г. Железногорск Красноярского края
662990, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Кирова, д. 5, ФГУЗ «КБ №51 ФМБА России», E-mail: [email protected]
Резюме: Проанализировано нормативное определение аудита в российском законодательстве и общепринятые в мире подходы к сущности аудита.
Ключевые слова: аудит, аудит эффективности.
Введение. Понятие аудита эффективности применяется в экономической литературе с середины 90-х годов XX века. Тем не менее нормативного определения в законодательных актах оно не нашло до сих пор. В статье мы проанализируем современные подходы к определению, сущности и задачам аудита эффективности. С января 2009 г вступил в силу Федеральный Закон от 30.12.2008г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон №307-ФЗ), который определил аудит как «независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» (п.3 ст.1). По сути, новый закон повторил определение аудита, содержащееся в ранее действовавшем Федеральном Законе от 07.08.2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», исключив из определения аудита слова «предпринимательская деятельность» и внеся цель аудита в его определение. Тем не менее, согласно п.2 ст.1 аудит осуществляется аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а аудиторская организация, согласно п.1 ст. 3, является коммерческой организацией. Таким образом, аудит проводится коммерческими организациями и индивидуальными аудиторами, то есть является предпринимательской деятельностью, не смотря на то, что эти слова исключены из его определения в статье 1 Закона № 307-Ф3.
Приведенный выше анализ показывает, что не смотря на принятие нового Федерального Закона, аудит в условиях российского законодательства по прежнему регулируется только в части внешнего финансового аудита (аудита отчетности). Более того, согласно п.5 ст. 1 Закона №307-ФЗ аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органа-
ми местного самоуправления. Это означает, что аудит эффективности бюджетных расходов, осуществляемый государственными органами (например, Счетной палатой РФ), также не регламентирован Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», и многие специалисты и аудиторы не считают его аудитом вовсе.
Сегодня многие российские аудиторы, основываясь на определении аудита, содержащемся в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности», не считают аудитом бюджетный контроль и не считают аудиторами не только ревизоров, но и аудиторов счетной палаты Российской Федерации и субъектов РФ. Такое положение дел не является вполне правильным (не отвергается же бюджетный учет, который не регламентируется положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), а регламентирован инструкцией, утвержденной Минфином РФ).
В этом аспекте важное значение имеет принятие в октябре 1977 г. на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI) в г. Лиме (Республика Перу) Лимской декларации руководящих принципов контроля (The Lima Declaration of Guidelines on Auditing Precepts) (далее - Лимская декларация). Согласно Лимской декларации, «...Audit is an indispensable part of regulatory system whose aim is to reveal deviations from accepted standards and violations of the principles of legality, efficiency, effectiveness and economy of financial management...», что в официальном российском варианте звучит как «... Контроль - неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов ...» 1. Перевод слова «Audit» как «контроль» не является полностью коррек-
1 - http://www.ach.gov.ru
Таблица 1. Сравнение основных задач финансового аудита и аудита эффективности
Финансовый и удит Аудит эффективности
Лудит отчетности > то есть подтверждение фннаноовой отчетности, включающее проверку бухгалтерских запиоей и выражение мнения о достоверности отчетности Собственно лудит эффективности (efficiency) использования трудовых, финансовых и других ресурсов, показатепей и результатов деятельности, систем мониторинга, е текже процедур используемых в аудируемых организация* для устранения выявленные недостатков Цель - достижение максимально возможной отдачи от имеющихся в нэпичии ресурсов (в том числе финансовых).
Аудит системы бумалтерского учета и хозяйственной операций, е том числе оценка соответствия действующи» нормативным правовым актам. Аудит результативности (effectiveness} деятельности в части достижения целей аудируемой организации, а также аудит соответствия фактических результатов ее деятельности запланированным результатам Цель -достижение запланированных показателей (результатов).
Аудит СиСтем нну ф1 ■ н ни гС кОнтрйпя II внутреннего аудита Аудит с цепью выявления фактов мошенничества и коррупции. Аудит Экономичности (GCOfiOrfty), т 13. ПрОниркй того, что у"1рывлбнчбс«и£ решения гфннишнтдо о учетом разумных принцнгшч и прык'нкн, а та»>;и ПОЛИТИКИ, г рШОди мйй руководством Цель - приобретений ресурсов а достаточном копичестве и нужного качееп аы при минимальных жрзгак,
Аудит по другим вопросам.
тным, правильно было бы написать именно «аудит», что как раз показывает «зауженное» толкование аудита многими специалистами. С другой стороны, аудит и контроль в традиционном понимании на современном этапе действительно становятся синонимами (аудит есть направление, элемент и способ контроля).
В силу разных целей и задач бухгалтерского учета коммерческих и бюджетных организаций, различными будут для них и цели и задачи аудиторского контроля. В большей степени это определяется даже не целями и задачами учета (являющегося лишь зеркалом хозяйственной жизни), а целями, задачами и функциями самих проверяемых коммерческих и бюджетных организаций. Если основная цель первых - получение прибыли путем удовлетворения частных и общественных потребностей, то цель вторых - полное и качественное удовлетворение общественных потребностей с минимальными возможными затратами. В соответствии с этим, коммерческие организации в основном нуждаются в финансовом аудите, или аудите правильности (regularity audit, англ.), а бюджетные - в аудите эффективности (performance audit, англ.) (табл. 1).
Важно отметить, что разная применимость аудита к коммерческим и бюджетным организациям во многом основана на разных учетных моделях, используемых ими: учет коммерческих организаций направлен на формирование таких показателей, как прибыль (доходы минус расходы) и капитал, а также оценку имущественного положения, в то время как учет бюджетных организаций направлен на составление баланса исполнения сметы доходов и расходов (в том числе по источникам финансирования), и включает оценку достижения основных показателей (индикаторов) деятельности бюджетной организации.
Если глобальная цель обоих направлений аудита одинакова - это проверка успешности организации и, следовательно, возможности продолжения ее деятельности в будущем, то конкретные цели и задачи
финансового аудита и аудита эффективности различаются, формируя отличные направления и акценты в планировании и проведении аудиторской проверки.
Применительно к оценке эффективности здравоохранения, А.Е. Олесов определяет социально-экономическую эффективность системы здравоохранения как отражение совокупности взаимосвязей между затратами экономических ресурсов и удовлетворением общественных потребностей. Социальный эффект сохранение жизни, физического и морального здоровья человека, сокращение болезненных состояний, степени тяжести болезни за счет проведения медицинских и социальных мероприятий, обеспечивающих профилактику и лечение болезней, укрепление здоровья и продление активного долголетия.
Социальная эффективность измеряется предотвращенным социальным ущербом, т.е. предупреждением преждевременной смертности, инвалидности, снижением заболеваемости. Предотвращение социального ущерба приводит к положительным экономическим последствиям: повышению качества трудового потенциала, и как следствие, к росту производства и потребления. Таким образом, экономический эффект сохранение возможности трудиться, вносить вклад в экономическое развитие страны. Экономическая эффективность выражается в соответствии объемов финансирования здравоохранения и объемов потребления медицинской помощи [3].
Социально-экономическая эффективность здравоохранения - это комплексная характеристика результата функционирования здравоохранения, выражающая степень достижения социального и экономического эффекта при заданных материально-технических, финансовых, кадровых и др. ресурсах.[3]. А Е. Олесов предлагает общие подходы к комплексному оцениванию показателей ресурсной обеспеченности здравоохранения, доступности и качества медицинской помощи, состояния здоровья населения (табл. 2) [3].
Таблица 2. Информационные аспекты мониторинга социально-экономической эффективности в подсистемах здравоохранения
Аспекты мониторинга У шним (субъекты управления в подсистема* злравоокрлненин
Мнки- 1медицинский рыбитник) Мниро- ( РУКОВОДИТЕЛЬ Структурного подразделения) Микро- (ру ков с^ците л ь учрежцынин здравоохранения; Мезону к и вир ите л п подсистемы здравоохранении! Макро- {руковйдатег Ь системы здра вооу ране ння)
Предмет анализа и пщенивяния Состояние здоровья пациента Интенсивность использовании ресурсов, результативность медицинских уСлуГ Внутренние учрежденческие потоки больных, потоки медико-тВхнОлОгич&Ских ресурсов, и нформа цийкн ые ПОТОКИ Доступность и качество медицински* услуг Состпние здоровья населения, ресурсы системы здрсиноофвкпиня
Показатели Показатели индивидуального здоровья, показатели удовлетворенности пациентов. абсолютные показатели объемов оказанных успуг Абсолютные и относительные показатели объемов предоставленных услуг и ПК медицинской результативности Статистические показатели состояния здоровья пациентов. показатели ресурсной обеспеченности, показатели интенсивности иоппльэования ресурсов Показатели движем ия потоков пациентов по уровням и этап о Казани!) медицински* услуг Показатели ожидаемой продолжитель ностц жизни, инвалидности и др., показатели развития системы здравоохранения
Информационные ресурсы и модели Данные обследования пациентов Данные историй болезни, отчеты персонала Отчеты подразделении Сведения статистическсй отчетности, формируемой учреждениями здравоохранения. модели заболеваемости и инвалидиэации Сведения статистической отчетности, формируемой органом управления учреждения здравоохранения. данные Ренегата
Задачи аудита эффективности, приведенные в табл. 1, должны трансформироваться в задачи аудиторской проверки конкретной организации с учетом масштабов, специфики и особенностей ее деятельности, при этом должен учитываться как отраслевой аспект, так и организационная структура самой организации и ее положение внутри отрасли и ее сегментов. При этом должны отдельно оцениваться собственно эффективность, а также результативность и экономичность деятельности организации в целом и по отдельным направлениям, подразделениям. Оценка результативности и экономичности могут являться составными частями оценки эффективности как интегрального показателя деятельности организации.
Список литературы
1. Российская Федерация. Федеральный Закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
2. Российская Федерация. Федеральный Закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
3. Олесов А.Е. Методологические основы управления социально-экономической эффективностью подсистем государственного здравоохранения /Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. С-Петербург, 2009.
4. Федоренко И.В. Методика и технология аудита // Учебное пособие для студентов по специальностям «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет, анализ, аудит». - СибГАУ, Красноярск. - 2007. - 218с.
Статья поступила в редакцию 04.09.2009г.
Все виды стоматологической помощи
на современном лечебном и диагностическом оборудовании с использованием материалов химического отверждения, фотополимеров
Стоматологическая поликлиника (ул.Кирова, 15) с 8.00 до 20.00, тел. 5-26-05, 2-46-74