РОЛЬ И УЧАСТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОЦЕНКЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
А.Г. ИВАНЧЕНКО,
соискатель Московского университета МВД России
e-mail: [email protected] Научная специальность: 12.00.14. - административное право, финансовое право, информационное право Научный руководитель и рецензент: кандидат юридических наук, профессор E.H. Хазов
Аннотация. Рассматриваются роль, участие и значение таможенных подразделений и проводимых с их участием экспертиз по оценке культурных ценностей на территории России.
Ключевые слова: идентификация, культурные ценности, контрабанда, экспертиза.
THE ROLE AND INVOLVEMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES ON THE IDENTIFICATION AND ASSESSMENT OF CULTURAL VALUES
A.G. IVANCHENKO,
competitor University of Moscow Russian Interior Ministry
Annotation. The article deals with the role, participation and the value of customs offices and conducted with the participation ofexaminations to assess the cultural values in Russia. Key words: identification, culturalvalues, smuggling, expertise
Идентификации по всесторонней оценке культурных ценностей как возможных непосредственных объектов контрабанды (и иных преступлений в отношении или по поводу культурных ценностей) есть составная часть государственной задачи по сохранению культурного наследия, действенную помощь в решении которой могли бы обеспечить полномасштабный учет и маркировку культурных ценностей. Среди объективных причин, создающих проблемы эффективному сохранению культурных ценностей, постоянное отыскание новых объектов культурных ценностей, например в результате археологической работы, поисковой работы на местах боев Отечественной войны; истечение сроков, по окончании которых предметы признаются имеющими культурную ценность (монеты, почтовые марки книги и т.д.).
В этих условиях таможенным и другим правоохранительным органам приходится вести соответствующие требования времени и качества криминалистические, справочные и иные учеты, в рамках которых отображается информация, имеющая отношение к культурным ценностям. Другими формами использования достижения криминалистики является проведение технических экспертиз, всестороннее изучение предметов, пред-
ставляющих культурные ценности и имеющих целью установление возраста, химического состава и иных свойств исследуемых объектов. Эти исследования можно проводить на базе Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления и его подразделений на местах. Управление и его подразделения проводят технические экспертизы в отличие от экспертиз, проводимых Росохранкультурой (ее территориальными органами).
В соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569, Росохранкультура организует проведение экспертизы, необходимой для обоснования принятия Правительством РФ решений, в частности о включении в единый государственный реестр объекта культурного наследия; об отнесении объекта культурного наследия федерального значения к особо ценным объектам наследия народов России; об отнесении достопримечательного места к историко-культурным заповедникам федерального значения; о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета. Положение определяет порядок проведения экспертизы, устанав-
ливает перечень представляемых экспертам документов и порядок их рассмотрения, регламентирует порядок определения размера оплаты экспертизы, предусматривает порядок назначения повторной экспертизы.
В настоящее время известен положительный опыт российских и зарубежных ученых, создающих автоматизированные программы средств распознавания и идентификации образов1, которое можно применить в практике идентификации культурных ценностей.
Перспективным направлением в развитии экспертно-криминалистических возможностей таможенных органов следует назвать использование автоматизированных технологий распознания и идентификации образов, ориентированных на работу с культурными ценностями. Наиболее реальным это направление выглядит в отношении распознания и идентификации иконописных изображений. Сюжеты, композиции икон строго канонизированы, т.е. писались по определенному образцу, эталону и не изменялись на протяжении веков. Это могло бы способствовать разработке адекватной, программно реализуемой модели иконографического изображения. Однако пока такие программные средства находятся на стадии разработки, должностным лицам таможенных органов при осмотре предметов, представляющих культурную ценность, приходится полагаться на собственные знания и знания специалистов, имеющих специальные познания.
В настоящее время учетно-регистрационные функции регламентированы плохо. Отсутствуют (или находятся в начальной стадии разработки) ряд подзаконных актов и других документов, необходимых для обеспечения надежной защиты всех видов памятников в процессе их исследования и проведения реставрационных работ, являющиеся основой для нормативного и научно-методического обеспечения деятельности в реставрационной отрасли: положения об экспертизе научно-проектной реставрационной документации как одного из важнейших разделов историко-культурной экспертизы, об экспертном сопровождении всего процесса производства реставрационных работ по объектам культурного наследия, о системе подготовки и повышения квалификации реставраторов-проектировщиков и мастеров реставрационных профессий, об аттестации специалистов реставрационных профессий.
В отношении культурных ценностей могут назначаться две равнозначные экспертизы — историко-культурная и искусствоведческая.
1 Шрейдер Ю.Е. Информация и метаинформация // НТИ. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 1982. № 4. С. 3-10.
Государственная историко-культурная экспертиза проводится в следующих целях:
• обоснование включения объекта культурного наследия в реестр;
• определение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
• обоснование изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключение объекта культурного наследия из реестра;
• определение соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;
• отнесение объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов России или к объектам всемирного культурного наследия.
Историко-культурная экспертиза проводится на основе принципов научной обоснованности, объективности и законности; презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности; соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия; достоверности и полноты информации, предоставляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу; независимости экспертов; гласности.
Объекты историко-культурной экспертизы: объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия; земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;
документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр; документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра; документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов России либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
• проекты зон охраны объекта культурного наследия;
• документация, обосновывающая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экс-
пертами в порядке, установленном п. 3 ст. 31 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Заключение является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ, указанных в п. 1 ст. 31, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения об объектах историко-культурной экспертизы, указанных в ст. 30. В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством РФ. В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.
Историко-культурная и искусствоведческая экспертизы могут проводиться как историками, так и искусствоведами и имеют сходный предмет исследования — культурные ценности. Их отличие в методике исследования: историко-культурный анализ, заключающийся в использовании экспертом познаний в области общей истории матери-
альной культуры (вещей, окружающих человека в его среде обитания), и искусствоведческий, в большей степени ориентированный на художественную ценность представленных произведений искусства.
В рамках общей стратегии таможенная служба при повышении обеспеченности системы контроля специальными досмотровыми техническими средствами, методами, средствами идентификации, учета и контроля следует ожидать совершенствование подходов к техническому и программному обеспечению контроля над перемещением культурных ценностей. Должностными лицами таможенных органов, работающим в местах таможенного контроля пересечения таможенных границ физическими лицами, в обязанности которых входит осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе в отношении перемещенных культурных ценностей, борьба с таможенными правонарушениями, следует более внимательно относиться к самообразованию, расширению своего кругозора, повышению квалификации путем обучения на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в практической деятельности на разных мероприятиях, том числе при проведений экспертиз с участием Росохранкультуры и экспертов-криминалистов, других специалистов.
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ И О КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ СУБЪЕКТОВ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П.Н. ИШМУРАТОВ,
соискатель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России
(преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России)
Научная специальность 12.00.14 - административное право, финансовое право, информационное право Научный руководитель: кандидатюридическихнаук, профессор С.Н. Бочаров
Аннотация. Рассматриваются правовые гарантии субъектов частной охранной деятельности, дается их классификация на основе множества критериев, что позволяет взглянуть на проблему с нескольких сторон, так как одной из важнейших задач в сфере осуществления частной охранной деятельности является изучение правовых гарантий, обеспечивающих реализацию права ее субъектами, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Ключевые слова: частная охранная деятельность, субъекты частной охранной деятельности, правовые гарантии субъектов частной охранной деятельности.