пертами в порядке, установленном п. 3 ст. 31 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Заключение является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ, указанных в п. 1 ст. 31, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения об объектах историко-культурной экспертизы, указанных в ст. 30. В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством РФ. В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.
Историко-культурная и искусствоведческая экспертизы могут проводиться как историками, так и искусствоведами и имеют сходный предмет исследования — культурные ценности. Их отличие в методике исследования: историко-культурный анализ, заключающийся в использовании экспертом познаний в области общей истории матери-
альной культуры (вещей, окружающих человека в его среде обитания), и искусствоведческий, в большей степени ориентированный на художественную ценность представленных произведений искусства.
В рамках общей стратегии таможенная служба при повышении обеспеченности системы контроля специальными досмотровыми техническими средствами, методами, средствами идентификации, учета и контроля следует ожидать совершенствование подходов к техническому и программному обеспечению контроля над перемещением культурных ценностей. Должностными лицами таможенных органов, работающим в местах таможенного контроля пересечения таможенных границ физическими лицами, в обязанности которых входит осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе в отношении перемещенных культурных ценностей, борьба с таможенными правонарушениями, следует более внимательно относиться к самообразованию, расширению своего кругозора, повышению квалификации путем обучения на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в практической деятельности на разных мероприятиях, том числе при проведений экспертиз с участием Росохранкультуры и экспертов-криминалистов, других специалистов.
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ И О КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ СУБЪЕКТОВ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П.Н. ИШМУРАТОВ,
соискатель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России
(преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России)
Научная специальность 12.00.14 - административное право, финансовое право, информационное право Научный руководитель: кандидатюридическихнаук, профессор С.Н. Бочаров
Аннотация. Рассматриваются правовые гарантии субъектов частной охранной деятельности, дается их классификация на основе множества критериев, что позволяет взглянуть на проблему с нескольких сторон, так как одной из важнейших задач в сфере осуществления частной охранной деятельности является изучение правовых гарантий, обеспечивающих реализацию права ее субъектами, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Ключевые слова: частная охранная деятельность, субъекты частной охранной деятельности, правовые гарантии субъектов частной охранной деятельности.
TO A QUESTION OF DEFINITION AND CLASSIFICATION OF LEGAL GUARANTEES
OF SUBJECTS OF PRIVATE SECURITY ACTIVITY
P.N. ISHMURATOV,
the competitor of chair of administrative activity of law-enforcement bodies ofthe Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article legal guarantees of subjects ofprivate security activity and as their classification on the basis ofset ofcriteria is given that allows to look at a problem from the several parties are considered how one of the major problems in sphere of realization ofprivate security activity is studying ofthe legal guarantees providing realization ofthe right by its subjects, and as working out of recommendations about their perfection.
Key words: private security activity, subjects ofprivate security activity, legal guarantees of subjects ofprivate security activity.
Уважение к человеку, признание его достоинства и прав становятся сегодня главной предпосылкой успешного развития российского общества. Сущность правового положения субъекта той или иной деятельности в современном обществе определяется не только официально провозглашенными правами, но и их гарантированностью.
Необходимость рассмотрения правовых гарантий субъектов частной охранной деятельности обусловлена прежде всего обеспечением интересов общественной безопасности и безопасности государства. Государство вынуждено принимать соответствующие меры по обеспечению своей безопасности и прибегать к внутригосударственным общим мерам, среди которых большое место занимают субъекты правоохранительной направленности, в том числе субъекты частной охранной деятельности, которым, в свою очередь, государство делегирует часть своих функций по охране жизни, здоровья и имущества граждан.
В соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», оказание услуг в сфере охраны разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную. Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью.
Субъектами частной охранной деятельности согласно ст. 11, 15.1 Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в качестве юридических лиц могут быть только частные охранные организации и их филиалы. Под гарантиями понимается комплекс средств, позволяющих обеспечить реализацию субъектами административно-правовых отношений своих прав1.
С.И. Ожегов под гарантиями понимал «ручательство, поруку в чем-нибудь, обеспечение»2. По мнению М.Ю. Тихомирова, «гарантия - один из способов обеспечения исполнения обязательств,
1 ЗвоненкоД.П., МалумовА.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник// М., 2007. 416 с.
2 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990. С. 130.
применяемых в отношениях между хозяйствующими субъектами»3.
Гарантии в основном имеют государственный характер независимо от их конкретного содержания, которые не только признаются и юридически закрепляются, но и реально должны обеспечиваться посредством создания фактических и юридических условий их осуществления. Основными функциями правовых гарантий частных охранных организаций является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации их прав. Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав субъектов частной охранной деятельности, удовлетворением имущественных и неимущественных интересов юридических лиц.
Одной из проблем правовой системы является проблема действенных гарантий осуществления прав и исполнения обязанностей в ходе осуществления частной охранной деятельности. Возводя принцип гарантированности в ранг основополагающих начал, доктрина способствует формированию такой системы средств и способов организации механизма осуществления, при которой достижение правовой цели становится неизбежным результатом.
В юридической литературе существуют разные точки зрения относительно существа гарантии. Точки зрения относительно правовых гарантий также разнообразны. Все их можно разбить на два блока: 1) правовые нормы, права и обязанности4 и 2) фактическая действительность, являющаяся результатом правового регулирования5.
3 См.: Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1995. С. 53.
4 См.: Лепешкин А.И. Права личности, юридическая норма и социальная действительность. Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1970. С. 530; Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. 1972. С. 130; Попандопуло В.Ф. Механизм реализации и защиты прав предпринимателей. Регламентация защиты субъективных прав в Основах гражданского законодательства. М., 1992. С. 40.
5 Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М. 1969. С. 43.
Практика исследования исходит из того, что правовые гарантии рассматриваются в качестве таковых по двум привязанностям: по источнику и по объекту, поэтому следует определить, какое явление есть объект правовых гарантий.
Юридическая мысль по этому вопросу разнообразна. H.A. Боброва рассуждает об объекте следующим образом. В какой бы форме правовые гарантии ни выступали и какое бы конкретное содержание ни имели, они есть всегда проявление единой сущности - быть условием и средством превращения юридической возможности, заложенной внорме, вдействительность6.
A.B. Лошкарев указывает на то, что методологической основой исследования категории «правовые гарантии» является инструментальный подход к праву, применение которого предопределяет следующие отправные начала исследования:
• правовые гарантии являются правовыми средствами;
• правовые гарантии не являются специфическими, качественно новыми образованиями в системе права;
• исследование правовых гарантий должно вестись с учетом их функционального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения задач правового регулирования.
Правовые гарантии субъектов частной охранной деятельности - это правовые средства, выраженные в нормативно-правовых предписаниях, реализация которых может обеспечить или обеспечивает возможность реализации иных нормативно-правовых предписаний. Правовые гарантии выполняют регулятивную, охранительную и обеспечительную функции в системе правового регулирования7.
Для изучения правовых гарантий субъектов частной охранной деятельности необходимым является построение классификации на основе множества критериев. В основу классификации, подразделяющая их на регулятивные и охранительные, должна быть положена оценка функций гарантий, каждая из них, выступая средством самого права, выполняет и охранительную, и регулятивную функции. Необходимо выделять гарантии субъективных прав, за-
6 Боброва H.A. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1984. С. 31.
7 Лошкарев A.B. Правовые гарантии: Теоретические проблемы определения понятия и классификации: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
крепленных в положениях формальных источников, и гарантии субъективных прав, не закрепленных в формальных источниках, но признаваемых непосредственно действующими. Формой выражения правовых гарантий всегда являются нормативно-правовые предписания, имеющие, однако, разную природу.
Значение гарантий, закрепленные в нормативно-правовых предписаниях, выражающих нормы права, сложно переоценить, так как именно они обладают непосредственным регулятивным воздействием, порождают права и обязанности, создают определенные правовые последствия. Они являются наиболее эффективными, и к их числу можно отнести, например, правила о юридической ответственности, процедурах в праве.
К гарантиям, закрепленным в нормативно-правовых предписаниях, не выражающих нормы права, относятся правовые принципы, дефиниции, правовые декларации, презумпции, фикции, юридические конструкции. Механизм их воздействия на общественные отношения более сложный, однако результат не менее значим.
Использование классификации дает возможность более полно раскрыть проблему природы правовых гарантий субъектов частной охранной деятельности, фиксируемых в нормативно-правовых предписаниях разного рода и уровня. Именно этот аспект видовой классификации позволяет дать рекомендации по совершенствованию юридико-технической фиксации правовых гарантий интересуемых нас субъектов в законодательстве.
Правовые гарантии имеют большое значение в юридическом (правовом) механизме административно-правового регулирования частной охранной деятельности, поскольку являются объективно необходимым структурным элементом, без которого осуществление прав и обязанностей субъектов исследуемой нами деятельности невозможно. Изучение этого феномена позволит решать вопросы как теоретического, так и практического порядка.
Законодательство в сфере частной охранной деятельности далеко от состояния, отвечающего надлежащим требованиям, поэтому необходимо совершенствование нормативной базы, регулирующей эту деятельность, в том числе совершенствование нормативного правового регулирования, предусматривающего правовые гарантии для исследуемых нами субъектов.