Научная статья на тему 'РОЛЬ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

РОЛЬ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ / СБЫТОВАЯ СИСТЕМА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТОВАРОВ / МАРКЕТИНГ / КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / MARKETING APPROACH / ORGANIZATION / SALES SYSTEM / DISTRIBUTION OF GOODS / MARKETING / DISTRIBUTION CHANNELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетило С.В.

В статье рассматриваются проблемы и решения сбытовой политики и каналов распределения продовольственных товаров. Роль и значение маркетинговой политики в организации ее влияние на разных уровнях управления в целом и необходимость повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND NATURE OF DISTRIBUTION SYSTEMS FOR THE COMPETITIVENESS INDUSTRIAL ENTERPRISE

The article discusses the problems and solutions of sales policy and distribution channels of food products. The role and importance of marketing policy in the organization of its influence on different levels of government in general and the need to improve its effectiveness.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 658.8

Решетило С.В. студент магистратуры 2 курса факультет Экономики и Управления научный руководитель: Ломовцева О.А., д.э.н.

профессор

Белгородский государственный национальный исследовательский

университет (НИУ БелГУ) Россия, г. Белгород РОЛЬ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГГО ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация: В статье рассматриваются проблемы и решения сбытовой политики и каналов распределения продовольственных товаров. Роль и значение маркетинговой политики в организации ее влияние на разных уровнях управления в целом и необходимость повышения ее эффективности.

Ключевые слова: маркетинговый подход, организация, сбытовая система, распределение товаров, маркетинг, каналы распределения.

Reshetilo S. V. magistrate

2 st year, faculty of Economics and Management Supervisor: Doctor of Economics Professor Lomovtseva O.A. Belgorod State National Research University Russia, Belgorod THE ROLE AND NATURE OF DISTRIBUTION SYSTEMS FOR THE COMPETITIVENESS INDUSTRIAL ENTERPRISE Annotation: The article discusses the problems and solutions of sales policy and distribution channels offood products. The role and importance of marketing policy in the organization of its influence on different levels of government in general and the need to improve its effectiveness.

Keywords: marketing approach, organization, sales system, distribution of goods, marketing, distribution channels.

Динамичное развитие экономики приводит к тому, что предприятия и организации вынуждены постоянно совершенствоваться, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. В условиях конкурентной среды, на фоне кризисного периода и снижение покупательной способности предприятию нужна правильно выстроенная сбытовая система. Главная задача системы управления сбытом - обеспечить получение и сохранение организацией лучшей доли рынка и добиться преимущества организации над конкурентами.

В существующих на сегодняшний день рыночных условиях, предприятие должно реализовывать свою деятельность, ориентируясь, в первую очередь, на потребителя. Предприятию необходимо использовать во всех областях своей деятельности маркетинговый подход. В современных рыночных условиях именно это является, пожалуй, самым главным условием

конкурентоспособности предприятия, а также конкурентоспособности продукции, выпускаемой на этом предприятии. В соответствии с маркетинговой концепцией сбыт продукции должен анализироваться и рассматриваться не как мера, которая используется один раз, а как элемент тщательно продуманной долгосрочной стратегии предприятия. Так, сбытовая политика и вопросы ее совершенствования является достаточно важным элементом в системе маркетинга предприятия и актуальным вопросом на современном рынке.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятия в современных условиях, нужно решить большинство проблем, которые главным образом связаны с выбором сегментов рынка, регионов и методов продаж, а также ассортимента имеющейся продукции.

Рынок промышленных товаров характеризуется значительным усилением конкуренции, что требует от всех его субъектов не только быстрой реакции на изменения в окружающей среде, но и применения соответствующих управленческих инструментов для более гибкого реагирования. Особого повышенного внимания при этом требуют проблемы распределения (сбыта) товаров, эффективное решение которых направлено на удержание существующих и привлечение новых клиентов. Обоснованная и экономически эффективная политика распределения промышленного предприятия непосредственно влияет и на все другие решения в сфере маркетинга

К примеру, политика цен зависит от того, осуществляется распределение продукции прямо или через посредников. Кроме того, решение предприятия относительно методов дистрибуции предполагают формирование долгосрочных отношений с другими контрагентами. То есть, когда производитель продукции подписывает соглашения с независимыми посредниками, он не сможет сразу за необходимости выполнять их функции самостоятельно в случае изменения ситуации на рынке. Поэтому решение о распределении любого вида продукции принимается с учетом долгосрочного стабильного взаимодействия и требует от производителей взвешенного обоснованного подхода.

Современный рынок промышленных товаров характеризуется значительным усилением конкуренции, что требует от всех его субъектов не только быстрой реакции на изменения в окружающей среде, но и применения соответствующих управленческих инструментов для более гибкого реагирования. Особого повышенного внимания при этом требуют проблемы распределения (сбыта) товаров, эффективное решение которых направлено на удержание существующих и привлечение новых клиентов. Обоснованная и экономически эффективная политика распределения промышленного предприятия непосредственно влияет и на все другие решения в сфере маркетинга.

При разработке мер политики сбыта и распределения предполагается:

1. Определение целей сбытовой и распределительной политики:

проникновение на новый рынок, увеличение объемов реализации и его расширение, поиск новых участников канала, оптимизация системы товародвижения и тому подобное. Причем они должны соответствовать целям маркетинговой стратегии.

2. Определение стратегии сбыта и распределения, в том числе рынка и его границ, конечных потребителей, методов сбыта и тому подобное.

3. Выбор системы распределения: одноканальная или многоканальная; традиционная, горизонтальная или вертикальная. Определение типов каналов распределения и количества их уровней, то есть какие типы посредников необходимо применять и какова должна быть схема их взаимодействия, исходя из условий обеспечения целей политик сбыта и распределения. Распределение функций между участниками каналов, рассмотрение альтернативных вариантов структуры.

Роль и значение маркетинговой политики распределения в зависимости от функциональных приоритетов определяем на разных уровнях управления:

1) предпринимательском (уровне предприятия):

- является базой для разработки снабженческой, производственной, технологической, инновационной и финансовой политик;

- определяет окончательно результат всех усилий предприятия, направленных на развитие производства и получение максимальной прибыли, непосредственно влияет на экономический эффект производственной деятельности, на сроки выполнения заказов; ограничивает рост себестоимости производимой продукции;

- приспосабливает маркетинговые каналы (сбытовую сеть) в соответствии с запросами потребителей, обеспечивая увеличение конкурентоспособности предприятия на рынке;

- продолжает производственные процессы, осуществляя подготовку товара к реализации участникам каналов распределения;

- обеспечивает взаимосвязи с рынком, предоставляет предприятию актуальную информацию об изменении и структуру спроса, о динамике потребностей покупателей;

- является неотъемлемой составной частью маркетинговой программы предприятия;

2) региональном уровне:

- завершает процесс доведения конкретных товаров в соответствии с потребностями с целью насыщения товарных рынков региона;

- осуществляет воздействие на участников каналов и непосредственно на производителя за их ресурсное обеспечение, выполнение посреднических операций, объединяя многочисленные каналы товародвижения и формы реализации товара;

- создает опосредованное влияние через оптовую и розничную торговлю на процессы потребления, формируя ассортиментную политику, обеспечивая полноту и стабильность номенклатуры. Оптовая торговля при этом выполняет вспомогательные технологические операции, преобразуя

производственный ассортимент розничный, готовя товарные запасы до реализации, этим оптимизирует систему товародвижения, повышает уровень логистического сервиса;

- обеспечивает функционирование каналов распределения, направленное на обеспечение наличия товаров и услуг, отвечающих спросу покупателей по ассортименту

- совершенствует маркетинговые связи (как внутренние, так и внешние), предлагает создать эффективную информационно -управленческую систему регуляции рынка, что уменьшит длину и ширину каналов распределения и обеспечит уменьшение использования ресурсов как предприятия, так и региона в целом;

3) национальном (или межрегиональном) уровне:

- участники системы распределения являются стратегической основой для продвижения товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей как отечественных, так и зарубежных производителей в поставке им ресурсов и реализации уже готовой продукции. Основным приоритетом при этом является активизация выпуска и реализации товаров отечественного производства на отечественном и зарубежном рынках;

- рациональная организация завершающего этапа каждого цикла общественного производства, обеспечения своевременного и стабильного обеспечения товарами потребителей, осуществления мобильного кругооборота средств.

Кроме вышеперечисленного экономического значения, маркетинговая политика распределения имеет также и социальное призвание, что сегодня связано не только с сокращением времени, усилий и средств потребителей на приобретение нужных и качественных товаров и услуг. Распределение вместе с сопутствующей инфраструктурой является важным ресурсом для сокращения безработицы и трудоустройства, источником доходов как собственников, инвесторов, так и наемных работников.

Использованные источники:

1. Антонов, Г.Д. Управление снабжением и сбытом организации [Текст]: учебное пособие / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова. - М.: Инфра-М, 2017.

2. Гаджинский, А. М. Логистика [Текст]: учебник / А.М. Гаджинский. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 432 с.

3. Дыбская, В.В. Проектирование системы распределения в логистике [Текст]: монография / В.В. Дыбская. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 235

4. Левкин, Г. Г. Логистика. Теория и практика [Текст] / Г.Г. Левкин. - М.: Феникс, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.