Научная статья на тему 'Организация и планирование товародвижения и сбыта в системе маркетинговой логистики'

Организация и планирование товародвижения и сбыта в системе маркетинговой логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1064
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МАРКЕТИНГОВОЙ ЛОГИСТИКИ / МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ И СБЫТА ПРОДУКЦИИ / КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ / КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ЛОГИСТИКИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ / ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / MARKETING LOGISTICS SYSTEM / MECHANISM FOR ORGANIZING AND PLANNING PRODUCT DISTRIBUTION AND PRODUCT SALES / DISTRIBUTION CHANNELS / COMMUNICATIONS IN THE MARKETING LOGISTICS SYSTEM / IDENTIFICATION OF MARKETING AND LOGISTICS FUNCTIONS / A PROCESS-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин С.И., Мирской К.В.

Введение. Статья посвящена формированию системы маркетинговой логистики промышленного предприятия. В статье исследованы сущность и содержание процессов организации и планирования товародвижения и сбыта продукции. Сделан вывод о том, что данные процессы образуют подсистему системы маркетинговой логистики, функционирование которой позволяет решить проблему оптимальной идентификации функций маркетинга и функций логистики в системе управления предприятием. Данные и методы. В статье уточнено понятие процессов организации и планирования товародвижения и сбыта продукции. В ходе исследований сделан вывод, что при возможном равенстве ценностей предлагаемой продукции в конкурентной борьбе преимущество получают предприятия с более низкими сбытовыми издержками, более высоким уровнем качества продукции, сервисного и гарантийного обслуживания. На основе теоретико-методологического анализа раскрыто содержание процессов организации товародвижения и планирования сбыта продукции в системе маркетинговой логистики, дано понятие маркетинговой логистики, предложен механизм организации и планирования товародвижения и сбыта, раскрыты его компоненты, определена роль данного механизма как инструмента управления распределением продукции в цепочке взаимосвязей между производителем и потребителем. Полученные результаты. Авторами представлена процессно-ориентированная модель системы маркетинговой логистики, которая включает следующие функциональные блоки: проведение маркетинговых исследований, планирование производства продукции, управление запасами готовой продукции, планирование и организация сбыта, организация транспортировки продукции, выполнение сервисного и гарантийного обслуживания продукции у потребителя. В статье предложен механизм организации и планирования товародвижения и сбыта продукции, элементами которого являются принципиальные положения, методы, методология, процедуры реализации процессов распределения и перемещения продукции. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретико-методического подхода к оптимальной идентификации функций между службами маркетинга и службой логистики промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND PLANNING OF GOODS AND SALES IN THE MARKETING LOGISTICS SYSTEM

Introduction. The article is devoted to the formation of a marketing logistics system of an industrial enterprise. The article explores the essence and content of the processes of organization and planning of product distribution and marketing of products. It is concluded that these processes form a subsystem of the marketing logistics system, the operation of which allows solving the problem of optimal identification of marketing functions and logistics functions in the enterprise management system. Data and methods. The article clarifies the concept of the processes of organization and planning of product distribution and marketing. In the course of the research, it was concluded that with the possible equality of the values of the products offered in the competition, the advantage is given to enterprises with lower sales costs, a higher level of product quality, service and warranty service. Based on the theoretical and methodological analysis, the content of the processes of organizing goods distribution and product marketing planning in the marketing logistics system is revealed, the concept of marketing logistics is given, a mechanism for organizing and planning goods distribution and sales is proposed, its components are revealed, the role of this mechanism as a tool for managing distribution products in the chain of relationships between producer and consumer. Results. The authors presented a process-oriented model of the marketing logistics system, which includes the following functional blocks: conducting marketing research, planning production, managing stocks of finished products, planning and marketing, organizing transportation of products, performing customer service and warranty service for products . The article proposes a mechanism for organizing and planning product distribution and marketing of products, the elements of which are the fundamental provisions, methods, methodology, procedures for the implementation of distribution and movement of products. Conclusion. The results of the study can be used as a theoretical and methodological approach to the optimal identification of functions between marketing services and the logistics service of an industrial enterprise.

Текст научной работы на тему «Организация и планирование товародвижения и сбыта в системе маркетинговой логистики»

УДК 005.932

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ И СБЫТА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ЛОГИСТИКИ С.И. Воронин, канд. экон. наук, профессор е-mail: profsiv@mail.ru К.В. Мирской, студент е-mail: profsiv@mail.ru Воронежский государственный технический университет

Введение. Статья посвящена формированию системы маркетинговой логистики промышленного предприятия. В статье исследованы сущность и содержание процессов организации и планирования товародвижения и сбыта продукции. Сделан вывод о том, что данные процессы образуют подсистему системы маркетинговой логистики, функционирование которой позволяет решить проблему оптимальной идентификации функций маркетинга и функций логистики в системе управления предприятием.

Данные и методы. В статье уточнено понятие процессов организации и планирования товародвижения и сбыта продукции. В ходе исследований сделан вывод, что при возможном равенстве ценностей предлагаемой продукции в конкурентной борьбе преимущество получают предприятия с более низкими сбытовыми издержками, более высоким уровнем качества продукции, сервисного и гарантийного обслуживания. На основе теоретико-методологического анализа раскрыто содержание процессов организации товародвижения и планирования сбыта продукции в системе маркетинговой логистики, дано понятие маркетинговой логистики, предложен механизм организации и планирования товародвижения и сбыта, раскрыты его компоненты, определена роль данного механизма как инструмента управления распределением продукции в цепочке взаимосвязей между производителем и потребителем.

Полученные результаты. Авторами представлена процессно-ориентированная модель системы маркетинговой логистики, которая включает следующие функциональные блоки: проведение маркетинговых исследований, планирование производства продукции, управление запасами готовой продукции, планирование и организация сбыта, организация транспортировки продукции, выполнение сервисного и гарантийного обслуживания продукции у потребителя. В статье предложен механизм организации и планирования товародвижения и сбыта продукции, элементами которого являются принципиальные положения, методы, методология, процедуры реализации процессов распределения и перемещения продукции.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретико-методического подхода к оптимальной идентификации функций между службами маркетинга и службой логистики промышленного предприятия.

Ключевые слова: система маркетинговой логистики, механизм организации и планирования товародвижения и сбыта продукции, каналы распределения продукции, коммуникации в системе маркетинговой логистики, идентификация функций маркетинга и логистики, процессно-ориентированный подход.

ORGANIZATION AND PLANNING OF GOODS AND SALES IN THE MARKETING LOGISTICS SYSTEM S.I. Voronin, Candidate of economic sciences, professor e-mail: profsiv@mail.ru K.V. Mirsky, student e-mail: profsiv@mail.ru Voronezh State Technical University

Introduction. The article is devoted to the formation of a marketing logistics system of an industrial enterprise. The article explores the essence and content of the processes of organization and planning ofproduct distribution and marketing ofproducts. It is concluded that these processes form a subsystem of the marketing logistics system, the operation of which allows solving the problem of optimal identification of marketing functions and logistics functions in the enterprise management system.

Data and methods. The article clarifies the concept of the processes of organization and planning ofproduct distribution and marketing. In the course of the research, it was concluded that with the possible equality of the values of the products offe red in the competition, the advantage is given to enterprises with lower sales costs, a higher level of product quality, service and warranty service. Based on the theoretical and methodological analysis, the content of the processes of organizing goods distribution and product marketing planning in the marketing logistics system is revealed, the concept of marketing logistics is given, a mechanism for organizing and planning goods distribution and sales is proposed, its components are revealed, the role of this mechanism as a tool for managing distribution products in the chain of relationships between producer and consumer.

Results. The authors presented a process-oriented model of the marketing logistics system, which includes the following fun c-

© Воронин С.И., Мирской К.В., 2020

tional blocks: conducting marketing research, planning production, managing stocks of finished products, planning and marketing, organizing transportation of products, performing customer service and warranty service for products . The article proposes a mechanism for organizing and planning product distribution and marketing ofproducts, the elements of which are the fundamental provisions, methods, methodology, procedures for the implementation of distribution and movement ofproducts.

Conclusion. The results of the study can be used as a theoretical and methodological approach to the optimal identification of functions between marketing services and the logistics service of an industrial enterprise.

Key words: marketing logistics system, mechanism for organizing and planning product distribution and product sales, distribution channels, communications in the marketing logistics system, identification of marketing and logistics functions, a process-oriented approach.

Введение

В настоящее время многие предприятия переходят от традиционной схемы организации продажи продукции к системе маркетинговой (распределительной) логистики, основными функциями которой являются организация и планирование товародвижения и сбыта продукции. Эффективность осуществления данных процессов зависит от конкурентного положения предприятия на рынке сбыта, потребительской ценности продукции, качества рекламы и сервисного сопровождения процессов сбыта.

Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы эффективный маркетинг и распределительная логистика способствовали выходу предприятия на рынок, и обеспечению конкурентоспособности продукции [5]. Следовательно, маркетинговая логистика рассматривается как система, включающая процессы рекламирования продукции предприятия, организации сервиса и обеспечения качества, т.е. основной целью функционирования данной системы является организация физического продвижения товара к конечному потребителю с учетом его интересов, потребностей и требований качеству продукции.

Теория

Исследованию сущности и содержания процессов маркетинговой логистики, определению их места

в системе управления производственной и сбытовой деятельностью предприятия, изучению вопросов взаимосвязи областей маркетинга и логистики посвящены работы многих ученых.

Так, по мнению Наумова В.Н, маркетинговая логистика в широком смысле слова отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями. В экономической литературе данный вид логистики также называют маркетинговой или сбытовой логистикой [1,7,9].

В тоже время Розина Т.М определяет маркетинговую логистику как часть общей логистической системы, которая обеспечивает рационализацию физического перемещения продукции к потребителю [2]. При этом Дыбская В.И считает, что одной из основных особенностей маркетинговой логистики является зависимость процесса распределения от целей и задач маркетинга, а также от взаимосвязи распределения с другими процессами жизненного цикла продукта, такими как производство и снабжение [4].

На основе проведенных исследований раскрыты сущность и содержание процессов, реализуемых в системе маркетинговой логистики (табл. 1).

Таблица 1

Сущность и содержание маркетинговой логистики

Сущность Содержание

Маркетинговая логистика связана с осуществлением деятельности по управлению материально-технических и информационными потоками, связывающих производителей к потребителей, с целью удовлетворения требований выявленных и потенциальных потребителей. Обеспечение своевременной доставки товаров в нужное место, в нужном количестве в соответствии с запросами потребителей, а также запланированного уровня обслуживания с минимальными затратами.

Маркетинговая логистика объединяет функции планирования, оперативного управления и контроля потоков материально-технических ценностей, начиная с мест возникновения потоков исходного сырья, комплектующих деталей и заканчивая доведением конечной продукции до потребителей Повышение эффективности производственной и сбытовой деятельности, обеспечение конкурентоспособности продукции и наиболее эффективного удовлетворения требований всех заинтересованных сторон.

Маркетинговая логистика как одно из научных направлений, основанное на объединении принципов и функций маркетинга и логистики Планирование ассортиментной загрузки производства на основе сформированного маркетинговыми службами портфеля заказов, определение технологии оптимального перемещения ресурсов и продуктов, выработка стандартных требований к упаковке, качеству продуктов, выявление центров возникновения потерь времени, связанных с нерациональным использованием материальных и трудовых ресурсов, и других элементов основных и оборотных средств.

Изучение приведенных определений позволяет выделить две цели, реализуемые в системе маркетинговой логистики:

1) функциональная - организация и планирования товародвижения по стадиям жизненного цикла 68 ЭКОНОМИИ

продукции с учетом требований выявленных и потенциальных потребителей;

2) общесистемная - управление товародвижением и сбытом продукции на основе выбранного и

обоснованного канала распределения с учетом выявленных и потенциальных требований потребителей.

Данные и методы. Рассмотрим сущность и содержание процессов товародвижения и сбыта в системе маркетинговой логистики. В маркетинге под товародвижением понимается система, обеспечивающая доставку продукции от производителя к потребителю, включающая транспортировку, хранение, проведение приемно-сдаточных испытаний, ввод в эксплуатацию, оказание сервисных и гарантийных услуг. При решении вопросов организации и планировании товародвижения продукции необходимо осуществить выбор и обоснование каналов распределения товаров, которые оказывают влияние на достижение удовлетворенности потребителя качеством продукции и качеством процессов гарантийного и сервисного обслуживания [5].

Следует отметить, что под товародвижением следует понимать процесс продвижения товаров от производителей в сферу потребления, представляющий собой совокупность операций транспортировки и складирования, с целью максимально полного удовлетворения потребностей потребителей. При этом под конечной точкой движения товара (сфера потребления) подразумевается передача товара конечному потребителю - в этом случае он уже перестаёт быть товаром и более не является частью товарно-материального потока. Реализация рассмотренных функций в системе маркетинговой логистики обуславливает достижение конечной цели маркетинговой стратегии предприятия, связанной с полным удовлетворением требований и нужд потребителей за счет обеспечения доступности необходимой им продукции гарантированного качества, организации ее поставки

в установленное место и время, и оказания качественных гарантийных и сервисных услуг [3].

Следовательно, можно сделать вывод, что организация и планирование товародвижения является подсистемой системы маркетинговой логистики, которая гарантированно обеспечивает доставку продукции к местам продажи или потребления в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания потребителей. При этом под планированием товародвижения в системе маркетинговой логистики следует понимать систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи прав собственности на продукцию или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение, страхование и оказания сервисных услуг. С экономической точки зрения организация товародвижения и сбыта является также эффективным инструментом стимулирования спроса, при этом критерием эффективности организации и планирования товародвижения является отношение совокупных затрат предприятия на производство и сбыт продукции к полученным результатам производственной деятельности за планово-отчетный период [2,13].

В контексте рассматриваемой проблемы основными задачами маркетинговой службы предприятия при осуществлении сбытовых операций является минимизация затрат на организацию товародвижения продукции, контроль физического перемещения продукции от места производства к местам потребления, полное удовлетворение требований потребителей качеством обслуживания, при достижении максимальной взаимной всех выгоды заинтересованных сторон, включая различные посреднические структуры (табл. 2).

На микроуровне: На макроуровне:

-формирование портфеля заказов в организации, планов загрузки производства и ассортиментной поставки с учетом сроков, объемов выпуска продукции и направлений ее доставки -выбор структуры логистических каналов распределения материального потока

-составление квартального (месячного) производственного задания в ассортименте для отдельных производственных участков промышленного предприятия совместно с другими функциональными подразделениями -определение оптимального количества распределительных центров на обслуживаемой территории

-изучение требований потребителей к качеству, ассортименту продукции, срокам и условиям поставки, особенностям тары и упаковки, а также разработка на основе результатов исследований рекомендаций по изменению номенклатурного плана производства, повышению качества продукции и совершенствованию условий поставок -определение оптимального места расположения распределительного центра на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением бизнес-процессом прохождения товароматериального потока по определенной территории, в стране, в международных объединениях

-контроль выпуска продукции по срокам, объемам и ассортименту с учетом наиболее важных и ответственных заказов, приемка продукции от цехов-изготовителей на склад готовой продукции, разработка рекомендаций по сокращению сроков и трудоемкости документооборота при оформлении приемки и отгрузки готовой продукции -заключение договоров поставки и контроль выполнения договорных обязательств, мониторинг выполнения плана поставок и реализации продукции, организация послепродажного сервиса

Таблица 2

Основные задачи организации товародвижения и планирования сбыта продукции

Модель. На основе проведенных исследований вародвижения и сбыта продукции (рис. 1). построен механизм организации и планирования то-

Рис. 1. Механизм организации и планирования товародвижения и сбыта продукции

Функционирование предложенного механизма организации и планирования товародвижения и сбыта продукции обеспечивает реализацию функции сквозного управления перемещением продукции по этапам производства и сбыта с целью доведения готовой продукции до потребителя, оказания сервисных и гарантийных услуг в системе маркетинговой логистики. Следовательно, механизм организации товародвижения и планирования сбыта продукции является эффективным инструментом управления в системе маркетинговой логистики.

Следует отметить, что структура предложенного механизма организации и планирования товародвижения и сбыта продукции, построенная на основе процессно-ориентированного подхода, предполагающего построение цепочек процессов, взаимосвязанных по входам и выходам, обеспечивает взаимообусловленность всех видов деятельности, реализуемых в рамках различных функциональных подсистем системы маркетинговой логистики (табл. 3).

Таблица 3

Функциональные процессы системы маркетинговой логистики

Функции Сущность процессов Содержание процесса

Коммерческая деятельность Процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления Выбор каналов распределения, заключение и контроль осуществления сделок

Сбытовая деятельность Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей до торговых залов предприятий розничной торговли или до внерыночных потребителей Транспортировка, хранение продукции в пути, приемно-сдаточные испытания, ввод в эксплуатацию, оказание сервисных услуг

Логистическая деятельность Организация хранения, оценки, транспортирования и складирования готовых изделий Отражает только операции, проводимые на пути перемещения продукции к конечному потребителю

Маркетинговая деятельность Система обеспечения доставки продукции к месту продажи или эксплуатации (установки) в точно обусловленное время и с максимально высоким уровнем обслуживания Исследование рынка, стимулирование сбыта, ценообразование, планирование ассортимента

В контексте решаемой задачи выделены этапы формирования системы маркетинговой логистики.

1) В системе маркетинга появляются две базовые концепции: совершенствование процессов производства с учетом увеличения спроса и совершенствование продукции на основе улучшения качества продукции и повышения конкурентоспособности предприятия. На данном этапе формируется понятие продукции, как конечного результата деятельности предприятия, организация товародвижения рассматривается как процесс перемещения продукта от производителя к потребителю.

2) Формирование системы управления сбытом, основанной на теории интенсификации коммерческих процессов предприятия, при этом сбыт продукции интенсифицируется за счёт усиления маркетинговых исследований рынка и повышения эффективности рекламы для улучшения позиционирования и продвижения продукции к конечному потребителю. Товародвижение рассматривается как распределение продукции между потребителями с учетом выбранных каналов, при этом, материальные потоки планируются отдельно для производства, хранения и транспортировки.

3) Становление системы традиционного (общего) маркетинга, основанного на детальном изучении потребностей целевых рынков и их сегментации, организации производства с учетом потребностей потребителей и требований к качеству продукции, а также установление оптимальной цены с учетом интересов производителя и потребителя. При этом товародвижение рассматривается как деятельность по планированию, распределению и контролю перемещения продукции от производителей до конечного потребителя с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения максимальной прибыли.

4) Формирование системы социально-этического маркетинга, основанной на учете возможностей ресурсосбережения при продвижении и сбыте продукции, использовании комплекса инструментов планирования и ценообразования, а также решение комплекса экологических вопросов. Под организацией товародвижения понимается комплекс действий по управление процессом распределения продукции с учетом принципа предварительного (прогнозного) планирования.

5) Маркетинговая логистика предполагает, что субъекты служб маркетинга и логистики строят взаимоотношения на основе общих интересов и взаимовыгодны, но при обязательном удовлетворении потребностей целевых рынков, интересов всех партнёров в процессах коммерческого и некоммерческого взаимодействия. Организация товародвижения рассматривается как процессы построения взаимосвязанных цепочек материальных, финансовых, информационных и сервисных [1].

Полученные результаты.

Таким образом, на основе проведенных исследований этапов формирования направления марке-

тинговой логистики можно выделены два подхода к раскрытию сущности данных процессов:

1) как часть предпринимательской логистики, включающей теорию, инструменты, методику и методы оптимизации или модернизации процессов и информации, которые обуславливают осуществление маркетинговой деятельности;

2) как совокупность методов, с помощью которых в системе маркетинга осуществляются синтез, анализ и оптимизация процессов организации и планирования товародвижения, а также каналов сбыта продукции и коммуникаций между субъектами маркетинговой системы в процессах их эффективного взаимодействия.

Следует отметить, что, система маркетинговой логистики обуславливает реализацию функций, состав которых зависит от возможностей производственной системы предприятия и требований системы управления маркетингом [6].

с учетом содержания уровней управления во внутренней и внешней средах предприятия (табл.3).

Следует выделить следующие основные функции, реализуемые в системе маркетинговой логистики:

- организация маркетинговых исследований с целью оценки покупательского спроса и выработке мер по его удовлетворению;

- установление хозяйственных связей и заключение договоров на поставку продукции потребителю и оказанию сервисных и гарантийных услуг;

- построение организационной структуры управления распределением продукции и установлению эффективных каналов сбыта;

- управление запасами готовой продукции путем реализации функций накопления, сортировки, размещения и хранения;

- организация транспортировки готовой продукции, возвратной тары и отходов;

-выбор каналов сбыта и рациональных форм товародвижения;

- учет и поддержание стандартов качества готовой продукции и качества логистического сервиса.

Следует отметить, что вышеприведенные функции реализуются как системе маркетинга, так и в системе логистики путем построения цепочек процессов, таких как: производство, складирование, управление запасами готовой продукции, обработка заказов потребителей, выбор каналов распределения, транспортировка и обеспечение взаимодействия между участниками процессов организации и планирования товародвижения и сбыта продукции. При этом функции, реализуемые в системе маркетинговой логистики целесообразно объединить в следующие группы: организации, планирования, распределения, функции информационной поддержки [10,11,12].

Рассмотрим взаимосвязь функций логистики и маркетинга, реализуемые различными подразделениями и службами предприятия, связанные с организацией движения материально-технических потоков на

микро и макро - уровнях. На предприятиях данная проблема является актуальной, так как исследования показывают, что часто на предприятии одна и та же функция идентифицируется различным службам. Например, сбытом продукции занимается отдел сбыта или служба маркетинга, а подготовкой продукции к отправке - складская служба, организация погрузки и доставки - отдел сбыта или транспортная служба и т.д. При этом исследования показывают, что цели

деятельности многих служб и отделов предприятия могут не соответствовать решению общей логистической задачи минимизации совокупных затрат по всем цепочкам организации и планирования товародвижения и сбыта [14].

На основе проведенных исследований построена процессно-функциональная структура системы маркетинговой логистики (рис. 2).

Управление запасами готовой: складирование продукции: сортировка, хранение, оценка качества, создание условий хранения, документальное оформление

Организация сбыта продукции: выбор транспортного средства, доставка продукции потребителю, страхование, приемка - сдача продукции у потребителя, формирование инфраструктуры сбыта

Организация маркетинговых исследований: сегментация рынка, реклама и позиционирование продукции, выявление и оценка требований потребителя, договорная работа

Организация и планирование производства продукции в соответствии с заключенными договорами поставки, обеспечение качества

процессов

Планирование сбыта продукции: выбор каналов распределения, подготовка к отгрузке, упаковка, маркировка, установление стандартов качества, документальное оформление

Организация сервисного и гарантийного обслуживания продукции у потребителя: оценка условий эксплуатации или потребления продукции, техническая помощь, рекламационная работа, оценка удовлетворенности потребителя в качестве продукции

Оценка эффективности функционирования системы маркетинговой логистики, разработка мероприятий по совершенствованию и развитию

Рис. 2. Процессно-функциональная структура системы маркетинговой логистики

Исследования показывают, что служба логистики тесно взаимодействуют со многими функциональными подразделениями предприятия, такими как: отделом маркетинга, службами управления финансами, отделом планирования, производственными отделами, отделом контроля и обеспечения качества [5,15].

Таким образом, при структуризации системы маркетинговой логистики целесообразно устанавливать и поддерживать постоянные коммуникации между службами логистики и маркетинга для оптимальной идентификации и выполнению функций по организации и планированию товародвижения и сбыта продукции (табл. 4) .

Таблица 4

Распределение функций в системе маркетинговой логистики

Функции логистики Функции маркетинга

Разработка схем организации рациональных каналов грузопотоков Исследование рынка поставщиков и потребителей

Обоснование формы снабжения: транзитной или складской Разработка ценовой стратегии и стратегии сбыта

Оптимальное размещение сети складов и зон обслуживания Формирование стратегии распределения продукции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обоснование процесса транспортировки и выбор типов транспортных средств Организация маркетингового контроля

Организация транспортировки и страхования продукции Планирование сбыта продукции, выбор каналов распределения продукции

Информационное обеспечение материального потока Организация сервисного и гарантийного обслуживания

Проведенные исследования совместимости функций, реализуемых в системе маркетинга и в системе логистики показали, что такие функции, как планирование товара, определение ассортиментной специализации производства и планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по эффективному сбыту продукции и оказании услуг эффективнее выполняются обеими службами совместно.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимосвязь между службами логистики и маркетинга является наиболее тесной на стадии сбыта готовой продукции. При этом многие функции маркетинга тесно связаны с распределительной (логистической) деятельностью предприятия, а следовательно процессы логистики можно рассматривать как инструмент реализации стратегии маркетинговых исследований и координации процессов маркетинга во внутренней и внешней средах предприятия.

Следует отметить, что при проектировании системы управления производством новой продукции или при разработке стратегии выхода на новый рынок службе логистики целесообразно идентифицировать следующие функции: обеспечение производства новой продукции сырьем и материалами, управление запасами материально-технических ценностей, организация транспортировки разрезе управления сбытом новой продукции. Выполнение функции организации товародвижения с учетом требований к качеству логистического сервиса и качества гарантийных услуг целесообразно идентифицировать совместно службам логистики и маркетинга, т.к. служба маркетинга отвечает за выполнение требований потребителя и других заинтересованных сторон к качеству выпускаемой и поставляемой продукции.

Литература

1. Буредев В. Организационные аспекты планирования сбытовой деятельности предприятия в современных условиях // Бизнес. - 2016. - №11-12. - С. 34 -35.

2. Макарова И.В. Система товародвижения в предпринимательских сетях/И.В. Макарова// Российское предпринимательство. - 2017. - №18-3

3. Шилько И.С. Совершенствование управления системы сбыта продукции на основе взаимодействия маркетинга и логистики/И.С. Шилько//Перспективы науки и образования. - 2015. - №2.-С. 25-31.

4. Каблашова И.В. Инновационное развитие системы управления предприятием в условиях цифровой трансформации / И.В. Каблашова, Ю.А. Саликов, И.В. Логунова // Организатор производства. 2019. Т. 27.№ 2. С. 46-58.

5. Каблашова И.В. Инновационное развитие системы менеджмента качества в условиях цифровиза-ции / И.В. Каблашова, И.В. Логунова // Управление инновационно-инвестиционной деятельностью: к 80-летнему юбилею профессора Анисимова Ю.П.: сборник материалов Всероссийской юбилейной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет». 2019. С. 86-90.

6. Арнович Н.Ю. Планирование снабжения, сбыта и организация коммерческой деятельности на предприятии/Н.Ю.Арнович// Экономика и социум. -2018. - №10. С. 56-64.

7. Буредев В. Организационные аспекты планирования сбытовой деятельности предприятия в современных условиях // Бизнес. - 2016. - №11-12. - С. 34 -35.

8. Боев А.Г. Использование SCRUM-метода при реализации проекта по внедрению цифровой платформы промышленного предприятия./ Боев А.Г., Воронин С.И.// Организатор производства. 2019. Т.27.№ 2.С. 16-26.

9. Кретова Н.Н. Использование внутреннего маркетинга в целях повышения лояльности персонала [Текст] / Н.Н. Кретова //Проблемы современных экономических, правовых и естественных наук в России: Сб. материалов VI международ. научн. - практ. конф. Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2017. С. 170-172.

10. Каблашова И.В. Концепция процессного подхода и ее применение в практике организации производства // Стандарты и качество. 2014. №6. С. 17-19.

11. Кривякин К.С. Механизм организации использования резервов производственной мощности предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного университета. Экономические науки. 2010. №2 (96). С. 105-108.

12. Sviridova S., Kablashova I., Shkarupeta E., Khmeleva G. Imperative Of Human Capital Management Transformation In The Development Of Economic Systems. VOLUME LVII - GCPMED 2018. Pages:1355-1362. doi:https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.03.138.

13. Кривякин К.С., Макаров Н.Н., Полухина A.A. Метод оценки эффективности логистической деятельности предприятия [Текст] / К.С. Кривякин, Н.Н.Макаров, А.А.Полухина // Экономинфо. - 2018. -№4. - С. 54-59.

14. Туровец О.Г. Процессный подход к организации производства / О.Г. Туровец // Организатор произвоства. 2006 № 2 С. 22-23.

15. Володина Н.Л., Щеголева Т.В. Повышение качества организации бизнес-процессов логистической деятельности [Текст] / Н.Л. Володина,Т.В. Ще-голева // Экономинфо. - 2019. - №1.- С. 58-63.

References

1. Buredev V. Organizational aspects of planning the marketing activities of the enterprise in modern conditions // Business. - 2016. - No. 11-12. - S. 34 - 35.

2. Makarova I.V. Product distribution system in enterprise networks / I.V. Makarova // Russian Entreprene urship. - 2017. - No. 18-3

3. Shilko I.S. Improving the management of the product marketing system based on the interaction of marketing and logistics / I.S. Shilko // Prospects for science and education. - 2015. - No. 2.-C. 25-31.

4. Kablashova I.V. Innovative development of enterprise management systems in the context of digital transformation / I.V. Kablashova, Yu.A. Salikov, I.V. Logunova // Production Organizer. 2019.Vol. 27№ 2.P. 46-58.

5. Kablashova I.V. Innovative development of a quality management system in the context of digitalization / I.V. Kablashova, I.V. Logunova // Management of innovation and investment: to the 80th anniversary of Professor Anis i-mov Yu.P .: collection of materials from the All-Russian anniversary scientific and practical conference. FSBEI HE "Voronezh State Technical University". 2019.S. 86-90.

6. Arnovich N.Yu. Supply planning, sales and organization of commercial activities at the enterprise / N.Yu. Ar-novich // Economics and society. - 2018. - No. 10. S. 56-64.

7. Buredev V. Organizational aspects of planning the marketing activities of the enterprise in modern conditions // Business. - 2016. - No. 11-12. - S. 34 - 35.

8. Boev A.G. Using the SCRUM method when implementing a project to introduce a digital platform-form of an industrial enterprise. / Boev A.G., Voronin S.I.// Organizer of production. 2019.V.27.№ 2.S. 16 -26.

9. Kretova N.N. The use of internal marketing in order to increase staff loyalty [Text] / N.N. Kretova // Problems of modern economic, legal and natural sciences in Russia: Sat. materials VI international scientific - prakt. conf. Voronezh: Voronezh State Technical University, 2017.S. 170-172.

10. Kablashova I.V. The concept of the process approach and its application in the practice of organizing production // Standards and quality. 2014. No.6. S. 17-19.

11. Krivyakin K.S. The mechanism for organizing the use of reserves of the enterprise's production capacity // Scientific and Technical Sheets of St. Petersburg State University. Economic sciences. 2010. No2 (96). S. 105-108.

12. Sviridova S., Kablashova I., Shkarupeta E., Khmeleva G. Imperative Of Human Capital Management Transformation In The Development Of Economic Systems. VOLUME LVII - GCPMED 2018. Pages: 1355-1362. doi: https: //dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.03.138.

13. Krivyakin KS, Makarov NN, Polukhina A.A. Method for assessing the effectiveness of the logistics activities of the enterprise [Text] / K.S. Krivyakin, N.N. Makarov, A.A. Polukhina // Ekonominfo. - 2018. - No. 4. - S. 54-59.

14. Turovets O.G. The process approach to the organization of production / O.G. Turovets // Organizer of production. 2006 No. 2 S. 22-23.

15. Volodina N.L., Schegoleva T.V. Improving the quality of the organization of business processes of logistics activities [Text] / N.L. Volodina, T.V. Shche-goleva // Ekonominfo. - 2019.- No. 1.- S. 58-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.