Научная статья на тему 'РОЛЬ И СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ И СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК / FINANCIAL CONTROL / SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL PURCHASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкина Мария Александровна

Статья посвящена рассмотрению теоретических подходов к определению роли и специфики финансового контроля в системе закупок Российской Федерации. Как система государственных и муниципальных закупок, так и финансовый контроль за осуществлением закупок, являются новыми механизмами взаимоотношений в финансово-государственной сфере, которые нуждаются в научном осмыслении. На основе анализа научных и нормативных источников в статье выделены структурные элементы и определено, что в системе закупок финансовый контроль носит смыслообразующий характер. Именно финансовый контроль является базисом данной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND SPECIFICS OF FINANCIAL CONTROL IN THE PROCUREMENT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the consideration of theoretical approaches to defining the role and specifics of financial control in the procurement system of the Russian Federation. Both the system of state and municipal procurement and financial control over procurement are new mechanisms of relations in the financial-state sphere that need scientific understanding. Based on the analysis of scientific and regulatory sources, the article highlights the structural elements and determines that in the procurement system, financial control is semantic in nature. It is financial control that is the basis of this system.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

7. Адылова З.Д. Создание форсайт центров при ведущих образовательных учреждениях и их роль в социально-экономическом развитии стран // Мамлакат щтисодий хавфсизлигини таъминлашнинг устувор йуналишлари, 2019. С. 3-3.

8. Adilova Z.D., Khanturaev B.A. Development of higher education systems on the basis of digitization and clustering // Academy. № 8 (59), 2020. С. 42.

9. Navruz-zoda B. N., Khurramov O. K. The role of information technologies in digital tourism //International scientific review of the problems of economics, finance and management, 2020. С. 22-36.

10. Adilova Z.D., Khanturaev B.A. The impact of the development of the digital economy on science and education // Вестник науки и образования. № 16 (94), 2020. C. 23.

РОЛЬ И СПЕЦИФИКА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАКУПОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Шишкина М.А. Email: Shishkina695@scientifictext.ru

Шишкина Мария Александровна - магистрант, кафедра экономики и бухгалтерского учета, Забайкальский государственный университет, г. Чита

Аннотация: статья посвящена рассмотрению теоретических подходов к определению роли и специфики финансового контроля в системе закупок Российской Федерации. Как система государственных и муниципальных закупок, так и финансовый контроль за осуществлением закупок, являются новыми механизмами взаимоотношений в финансово-государственной сфере, которые нуждаются в научном осмыслении. На основе анализа научных и нормативных источников в статье выделены структурные элементы и определено, что в системе закупок финансовый контроль носит смыслообразующий характер. Именно финансовый контроль является базисом данной системы.

Ключевые слова: финансовый контроль, система государственных и муниципальных закупок.

ROLE AND SPECIFICS OF FINANCIAL CONTROL IN THE PROCUREMENT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Shishkina M.A.

Shishkina Maria Aleksandrovna - Master's Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND ACCOUNTING TRANSBAIKAL STATE UNIVERSITY, CHITA

Abstract: the article is devoted to the consideration of theoretical approaches to defining the role and specifics of financial control in the procurement system of the Russian Federation. Both the system of state and municipal procurement and financial control over procurement are new mechanisms of relations in the financial-state sphere that need scientific understanding. Based on the analysis of scientific and regulatory sources, the article highlights the structural elements and determines that in the procurement system, financial control is semantic in nature. It is financial control that is the basis of this system. Keywords: financial control, system of state and municipal purchases.

УДК 347.4

Формирование системы государственных и муниципальных закупок в нашем государстве, как и во многих других, является шагом к преодолению коррупционных

механизмов и неэффективного расходования бюджетных средств. С момента введения федерального закона № 44-ФЗ и сама система государственных и муниципальных закупок, и механизмы финансового контроля внутри нее постоянно совершенствуются и трансформируются. С целью повышения эффективности и прозрачности сферы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и снижения объемов расходов публичных финансовых ресурсов был введен системный финансовый контроль.

Система государственных и муниципальных закупок в современном понимании выступает в качестве института: с одной стороны как институт государственного управления, с другой - как институт экономический, который входит в состав финансовой системы государства, выступающий в качестве инструмента макроэкономического регулирования.

Как сама система государственных и муниципальных закупок, так и система финансового контроля представляют собой не просто попытку борьбы с негативными тенденциями внутри бюджетных отношений на разных уровнях бюджетной системы Российской Федерации, но прежде всего определенный механизм взаимоотношений между хозяйствующими субъектами (получателями бюджетных средств) и поставщиками товаров, работ и услуг, который позволяет упорядочить и институализировать финансовые отношения и вывести их на новый уровень развития, открытости и подотчетности.

По мнению ряда исследователей, финансовый контроль выступает как основополагающий элемент управления государственными и муниципальными финансами, который направлен на обеспечение эффективного использования национального дохода [1, с. 82]. С такой точкой зрения следует согласиться, т.к. финансовый контроль пронизывает все этапы осуществления закупок и интегрирует все мероприятия, касающиеся мониторинга, аудита и общественного контроля процесса закупок. Как управленческая функция, финансовый контроль необходим в системе государственных и муниципальных закупок, как и в любой другой сфере, связанной с публичными управленческими отношениями. Это обусловлено тем, что современная финансовая система трансформируется в сторону открытости и прозрачности распоряжения бюджетными средствами. Данная тенденция отмечается не только в сфере закупок, но и в тех сферах управленческо-финансовых отношений, где речь идет о расходовании бюджетных средств. К примеру, программно-целевое бюджетирование также нацелено на повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами. Именно поэтому исследователи все чаще отмечают, что в настоящее время недостаточной является проверка правомерности и целевого характера расходования средств, современный государственный финансовый контроль нацелен на оценку эффективности бюджетных расходов [2, с. 16].

Помимо управленческого подхода финансовый контроль может быть рассмотрен и с точки зрения нормативно-правового регулирования определенной сферы финансовых отношений, как нормативно закрепленная процедура, которая позволяет не только регламентировать, но и обеспечивать соблюдение установленных законом условий, нарушение которых приносит ущерб системе финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных закупок, а значит и самой системе управления данной сферой. Не случайно З.С. Лусегенова указывает на то, что любой контроль выступает как интеграция «власти и права», т.к. именно право обладает возможностью легитимировать и регламентировать власть контролирующих органов, а органы власти в свою очередь осуществляют право контроля, являющееся средством принуждения к соблюдению и исполнению правовых норм [3, с. 133].

Также современные исследователи различают узкую и широкую трактовку финансового контроля в системе государственных и муниципальных закупок. Так К.Б. Маркелов, указывая на то, что финансовый контроль охватывает все этапы

государственных и муниципальных закупок, начиная от определения потребности в товаре или услуге и заканчивая анализом результатов размещения заказа, приходит к целесообразному выводу о том, что в широком смысле финансовый контроль функционирует в рамках системы государственного финансового контроля, а в узком - направлен на контроль за расходованием бюджетных средств в конкретной сфере публичных финансовых отношений - сфере государственных и муниципальных закупок [4, с. 45].

С одной стороны, финансовый контроль является и частью системы общего государственного финансового контроля, и частью системы государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации, с другой - сам представляет собой систему, т.к. включает совокупность взаимосвязанных элементов и процедур.

Как система, финансовый контроль в сфере закупок включает в себя следующие элементы:

1) объект финансового контроля - включает всю совокупность денежных и распределительных процессов, которые осуществляются при закупке товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) предмет финансового контроля - представляет собой совокупность всех финансовых (стоимостных) показателей, характеризующих финансовые отношения при осуществлении закупок;

3) субъекты финансового контроля - определены в ст. 99 федерального закона № 44-ФЗ [5]. Как правило, субъектами финансового контроля в сфере закупок признаются уполномоченные государственные и муниципальные органы, его осуществляющие. Однако в исследовательской литературе можно встретить различные классификации таких субъектов. Традиционным выступает деление на субъекты, осуществляющие внешний финансовый контроль, и те, которые осуществляют внутренний финансовый контроль. В зависимости от полномочий и уровня системы управления также органы власти, к полномочиям которых отнесена контролирующая функция, классифицируют на федеральные, региональные и муниципальные. Интересной представляется позиция Л.С. Коробейниковой, которая акцентирует внимание на том, что финансовый контроль в сфере закупок представляет собой новый и особый вид финансового контроля, и предлагает деление субъектов такого контроля на две группы:

- первая - это непосредственный субъект контроля - то есть те организации, учреждения и органы власти, над которыми и в интересах которых контроль осуществляется;

- вторая - это субъект финансового контроля, на который законодательством возложены полномочия по принятию решений в результате контроля [6].

С одной стороны, такая классификация субъектов финансового контроля в системе закупок вполне оправдана, т.к. законодательная формулировка, представленная в ст. 99 федерального закона № 44-ФЗ, позволяет в качестве субъектов процесса закупок выделять и контролирующие инстанции (ч. 1 ст. 99), и участников закупочного процесса (заказчиков; контрактные службы (контрактных управляющих); комиссии по осуществлению закупок и их членов; уполномоченные органы, уполномоченные учреждения; специализированные организации; операторов электронных площадок - ч. 2 ст. 99).

С другой стороны, здесь происходит некоторое смешение понятий «субъект финансового контроля» и «субъект системы закупок». Считаем более целесообразным ограничить понятие субъекта финансового контроля именно теми органами государственной и муниципальной власти, которые наделены соответствующими контролирующими полномочиями. Также отметим, что нововведением федерального закона № 44-ФЗ является введение помимо государственного и муниципального контроля и контроля общественного (ст. 102). Соответственно субъектами финансового контроля со стороны общества могут выступать граждане,

общественные организации и объединения юридических лиц. Расширение состава субъектов, осуществляющих финансовый контроль при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, является дополнительным механизмом, позволяющим сделать финансовый контроль более объективным и прозрачным;

4) процедура (механизм осуществления) финансового контроля - в обобщенном виде может быть охарактеризована, как совокупность всех действий, осуществляемых в процессе контроля. Процедура финансового контроля всегда находится в зависимости от вида контроля и того, кто ее осуществляет. Все процедуры финансового контроля нормативно регламентированы. Например, порядок контроля, который осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) контроля регламентирован Постановлением Правительства РФ «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» от 28.11.2013 № 1092.

Некоторые исследователи отождествляют процедуру и методику проведения финансового контроля, что в определенной степени допустимо, т.к. и та, и другая предполагают осуществление совокупности действий в определенной последовательности. В качестве таких действий Н.А. Ершова и Колесникова А.В. указывают: назначение, проведение, порядок оформления акта проверок закупок и представления мотивированных возражений по акту, порядок обжалования предписаний контролирующих органов [7, с. 271].

5) процессы финансового контроля - это непосредственно сам контроль, который может быть представлен поэтапно, как последовательность следующих управленческих операций: планирование, проведение контрольных процедур, систематизация и реализация результатов финансового контроля. В широком понимании процесс финансового контроля - это реализация тех процедур и полномочий, которые нормативно закреплены. Т.к. виды, процедуры и субъекты финансового контроля в системе закупок разнообразны, то и процессы финансового контроля многоаспектны и заключены в соответствующие целям проверки формы и методы.

Некоторые исследователи не отделяют процедуру осуществления финансового контроля от его процессов. Однако такое выделение позволяет разграничить нормативно предусмотренный механизм финансового контроля и непосредственный опыт его реализации.

На наш взгляд именно указанные элементы позволяют характеризовать финансовый контроль в контрактной системе, как систему, которая направлена на обеспечение прозрачности бюджетных отношений и эффективное функционирование системы закупок товаров, услуг и работ для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, роль финансового контроля в системе закупок может быть определена, как основополагающая, многоаспектная, позволяющая не только упорядочить и институализировать финансовые отношения, но и вывести их на новый уровень развития, открытости и подотчетности.

Список литературы /References

1. Истомина Е.А. Финансовый контроль государственных закупок в России // Вестник Челябинского государственного университета, 2017. № 5 (401). Экономические науки. Вып. 57. С. 82-89.

2. Минаева Е.А. Развитие государственного финансового контроля за расходами бюджета на реализацию целевых программ: дисс. канд. экон. наук. Москва, 2015. 199 с.

3. Лусегенова З.С. Институт контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: правовые аспекты // Общество: политика, экономика, право, 2016. № 11. С. 131-133.

4. Маркелов К.Б. Государственные и муниципальные закупки как институт бюджетного права: дис. ... канд. юрид. Наук. Москва, 2012. 166 с.

5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2013. № 14. Ст. 1652.

6. Коробейникова Л.С. Организация контроля в сфере закупок в рамках функционирования контрактной системы РФ // Контрольно-счётная палата городского округа город Воронеж. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ksp36.ш/pdf-fües/201_Коробейникова.pdf/ (дата обращения: 20.07.2020).

7. Ершова Н.А, Колесникова А.В. Роль финансового контроля в совершенствовании системы государственного управления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Тенденции и перспективы государственного управления социально-экономическим развитием регионов и территорий: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Москва: Изд-во Российского государственного университета правосудия, 2018. С. 267-274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.