Научная статья на тему 'Система финансового контроля в сфере закупок и анализ основных нарушений в сфере государственных и мунициипальных закупок'

Система финансового контроля в сфере закупок и анализ основных нарушений в сфере государственных и мунициипальных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРИНЦИПЫ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ / НОРМИРОВАНИЕ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / НАЧАЛЬНАЯ (МАКСИМАЛЬНАЯ) ЦЕНА КОНТРАКТА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / FINANCIAL CONTROL / PRINCIPLES OF THE CONTRACT SYSTEM / RATIONING / REGULATION / INITIAL (MAXIMUM) CONTRACT PRICE / STATE FINANCIAL CONTROL BODIES / IMPROVEMENT OF STATE FINANCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкина Мария Александровна

В статье раскрыта сущность системы финансового контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в России. Особое внимание уделено подходам и принципам контрактной системы. Сформулированы основные нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок (отсутствие нормирования в сфере государственных закупок, излишняя регламентация закупочных процедур, сложность обоснования начальной (максимальной) цены контракта, недостаток квалифицированных кадров). Проанализированы нарушения в деятельности органов государственного финансового контроля. Сформулированы основные направления совершенствования государственного финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL CONTROL SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT AND ANALYSIS OF MAJOR VIOLATIONS IN THE FIELD OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT

The article reveals the essence of the financial control system in the field of procurement for state and municipal needs in Russia. Special attention is paid to the approaches and principles of the contract system. The main violations in the sphere of state and municipal procurement are formulated (lack of regulation in the sphere of public procurement, excessive regulation of procurement procedures, complexity of justification of the initial (maximum) contract price, lack of qualified personnel). Violations in the activities of state financial control bodies are analyzed. The main directions of improving state financial control are formulated

Текст научной работы на тему «Система финансового контроля в сфере закупок и анализ основных нарушений в сфере государственных и мунициипальных закупок»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК Шишкина М.А. Email: Shishkina693@scientifictext.ru

Шишкина Мария Александровна - магистрант, кафедра экономики и бухгалтерского учета, факультет экономики и управления, Забайкальский государственный университет, г. Чита

Аннотация: в статье раскрыта сущность системы финансового контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в России. Особое внимание уделено подходам и принципам контрактной системы. Сформулированы основные нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок (отсутствие нормирования в сфере государственных закупок, излишняя регламентация закупочных процедур, сложность обоснования начальной (максимальной) цены контракта, недостаток квалифицированных кадров). Проанализированы нарушения в деятельности органов государственного финансового контроля. Сформулированы основные направления совершенствования государственного финансового контроля. Ключевые слова: финансовый контроль, принципы контрактной системы, нормирование, регламентация, начальная (максимальная) цена контракта, органы государственного финансового контроля, совершенствование государственного финансового контроля.

FINANCIAL CONTROL SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT AND ANALYSIS OF MAJOR VIOLATIONS IN THE FIELD OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT

Shishkina M.A.

Shishkina Maria Alexandrovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND ACCOUNTING, FACULTY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, TRANSBAIKAL STATE UNIVERSITY, CHITA

Abstract: the article reveals the essence of the financial control system in the field of procurement for state and municipal needs in Russia. Special attention is paid to the approaches and principles of the contract system. The main violations in the sphere of state and municipal procurement are formulated (lack of regulation in the sphere of public procurement, excessive regulation of procurement procedures, complexity of justification of the initial (maximum) contract price, lack of qualified personnel). Violations in the activities of state financial control bodies are analyzed. The main directions of improving state financial control are formulated

Keywords: financial control, principles of the contract system, rationing, regulation, initial (maximum) contract price, state financial control bodies, improvement of state financial control.

УДК 336.114

На сегодняшний день, актуальной задачей для всех стран является эффективное расходование бюджетных средств. Развитие процесса государственных закупок занимает первостепенное направление в перечне действий при решении указанной задачи.

Государственные закупки оказывают определяющее влияние на выполнение основных функций государства, удовлетворение общественных потребностей, реализацию приоритетных национальных проектов. Система государственных закупок служит инструментом регулирования социально-экономических процессов [1, с. 19].

Первостепенную роль государственных и муниципальных закупок в национальной экономике доказывают статистические данные. Например, в 2015 г. общая стоимость заключенных контрактов и договоров в сфере государственных закупок в Российской Федерации составила 6328 млрд руб. - около 23,2% расходов консолидированного бюджета РФ и 8,9% ВВП.

Стоимость заключенных контрактов и договоров в сфере госзакупок (млрд.руб.)

7МО 7 400 7ЛМ> 7000 6ЮО

$$оо

6400 Б 200 6000 580О $$00

Рис. 1. Стоимость заключенных контрактов и договоров в сфере государственных закупок в 2016 г. - 6344 млрд руб. - 23,6% расходов консолидированного бюджета РФ; в 2017 г. - 6 745 млрд руб. и 24%; в 2018 г. - 7148 млрд руб. и 24,7%о; в 2019 г. - 7456 млрд руб. и 25%

Современная контрактная система, за относительной небольшой период, преодолела несколько этапов - начиная с идеи о конкурсном размещении государственных заказов в 1990-х гг., до вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ, который регламентирует общие требования и правила к экономическим правоотношениям.

За этот период удалось:

1. Сформировать единое нормативное правовое регулирование сферы государственных закупок на федеральном, региональном, местном уровнях;

2. Обеспечить информационную прозрачность;

3. Расширить перечень и регламентировать конкурентные способы проведения закупок;

4. Ввести ответственность за нарушения в сфере государственных закупок;

5. Создать систему мониторинга, осуществлять контроль и аудит уполномоченными органами;

6. Ввести положения, регулирующие доступ иностранных поставщиков к участию в закупках.

В основу построения контрактной системы в России лег проверенный принцип -регулировать и контролировать весь цикл снабжения, начиная с планирования и заканчивая исполнением контракта. Полная и открытая информационная среда, которая была реализована при помощи Единой информационной системы, должна была обеспечить высокую прозрачность, конкурентность и эффективность, предполагался качественный контроль от управления государственными закупками к управлению бюджетными расходами [1, с. 20].

Одним из основных источников для проведения анализа на субфедеральном уровне в России послужил Доклад об основных направлениях эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации, подготовленный Министерством финансов РФ к расширенному заседанию коллегии Минфина России 20.04.2019 г.

В 2019 г. доля конкурентных процедур, признанных несостоявшимися, по региональным закупкам составила 35%.

В качестве основного препятствия к эффективному осуществлению закупок в субъектах Российской Федерации отмечается отсутствие нормирования в сфере государственных закупок.

Еще одной наиболее распространенной проблемой на региональном уровне, в 15 субъектах Российской Федерации, является излишняя регламентация закупочных процедур, в частности, такие обстоятельства, как установленное законом значительное время для проведений процедуры, необходимость оплаты контракта до истечения финансового года.

Также среди проблем можно выделить сложности при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), которые главным образом проявляются в недостатке статистической информации. Такая проблема возникла в 10 субъектах РФ.

В 13 субъектах Российской Федерации отмечается наличие проблем на стадии планирования закупок.

Существуют проблемы, связанные с недостатком квалифицированных кадров. Кадровая проблема проявляется не только в высокой текучести квалифицированных кадров, но и в отсутствии должностей контрактного управляющего, специалиста контрактной службы.

В качестве еще одной проблемы следует назвать обязанность заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. Реальная доля участия представителей малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках небольшая, поэтому добиться выполнения данного показателя для многих заказчиков сложно.

Основные проблемы в сфере государственных закупок

■ Основные проблемы в сфере государственных закупок

Рис. 2. Основные проблемы в сфере государственных закупок

Таким образом, необходимы меры по совершенствованию системы оценки, мониторинга и контроля закупок. Проблема совершенствования контроля в сфере

закупок требует дополнительных исследований, так как является одной из ключевых на пути масштабного реформирования системы финансового контроля в Российской Федерации.

Современная система контроля в сфере государственных закупок, в первую очередь, должна быть направлена на повышение эффективности деятельности контролирующих органов.

Органами Федерального казначейства проведено 85 проверок органов государственного финансового контроля, а также 114 проверок отдельных органов муниципального финансового контроля, в части осуществления контроля за соблюдением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По результатам проведения в 2018 году аналогичных проверок осуществления полномочий по контролю в сфере закупок Органами контроля установлен ряд факторов, свидетельствующих о том, что деятельность Органов контроля осуществлялась преимущественно в отношении мелких закупок, при этом контроль закупок в отраслях с наибольшим объемом финансирования, прежде всего в сфере строительных работ, лекарственных препаратов, информационных технологий, практически не осуществлялся.

В результате проведения проверок в деятельности Органов контроля по контролю в сфере закупок в 2018-2019 гг. выявлено:

- 981 нарушение в деятельности органов контроля субъектов Российской Федерации;

- 970 нарушений в деятельности муниципальных органов контроля.

Количество нарушений, выявленных в деятельности Органов контроля в 2018 -

2019 годах, по сравнению с 2017 - 2018 годами снизилось.

Динамика снижения количества основных нарушений Органов контроля представлена в Таблицах 1, 2.

Таблица 1. Динамика снижения количества основных нарушений в деятельности органов

контроля субъектов РФ

Количество выявленных нарушений

Наименование основных нарушений 2017-2018 2018-2019

Неосуществление или осуществление не в полном объеме полномочий по контролю в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ 215 209

Нарушение правил, а также сроков размещения в ЕИС информации о проведении плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях 991 302

Нарушение порядка осуществления контроля за соблюдением 44 -ФЗ 762 174

Таблица 2. Динамика снижения основных нарушений в деятельности муниципальных

органов контроля

Количество выявленных нарушений

Наименование основных нарушений 2017-2018 2018-2019

Неосуществление или осуществление не в полном объеме полномочий по контролю в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд 333 198

Нарушение правил, а также сроков размещения в ЕИС информации о проведении плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях 267 255

Нарушение порядка осуществления контроля за соблюдением 44 -ФЗ 382 210

На основании проведенного анализа выявленных в деятельности Органов контроля по контролю в сфере закупок нарушений в 2018-2019 годах к наиболее часто встречающимся нарушениям относятся;

1. Осуществление не в полном объеме полномочий по контролю в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ (муниципальных нужд);

2. Нарушение порядков осуществления контроля за соблюдением Закона о контрактной системе, установленных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями;

К наиболее часто встречающимся недостаткам в деятельности Органов контроля по контролю в сфере закупок в 2018-2019 годах относятся:

1. Неполное отражение результатов проверок согласно программам проверок в актах, составленных по результатам проверок.

2. Неполное отражение информации о проверенных закупках в актах, составленных по результатам проверок (о количестве закупок и объеме проверенных средств).

Необходимо отметить, что по итогам проверок 2019 года по указанным показателям отмечается положительная динамика:

- объем проверенных Органами контроля средств в 2018-2019 годах по сравнению с 2017-2018 годами вырос на 95% при снижении количества проверенных закупок на 80%;

- доля проверенных Органами контроля закупок в рискоемких отраслях в 20182019 годах составила порядка 50% от общего объема проверенных закупок (рост более чем на 40% по сравнению с 2017-2018 годами).

Для совершенствования контроля в сфере закупок следует применить подход, который должен включать в себя следующий комплекс мер:

- разработка принятие единого для всех контролирующих органов классификатора нарушений в сфере закупок;

- повышение уровня материально-технической обеспеченности всей системы органов финансового контроля;

- создание условий работы в органах контроля, способствующих привлечению высококвалифицированных кадров.

Благодаря ряду вышеперечисленных мер по совершенствованию государственного финансового контроля, можно целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, повысить уровень экономической безопасности участников контрактной системы в сфере закупок.

Список литературы /References

1. Чулков А.С. Проблемы и пути повышения эффективности осуществления государственных и муниципальных закупок в субъектах Российской Федерации. [Электронный ресурс]. / А.С. Чулков // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. Научн. журн. 2017. С. 19-30. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-puti-povysheniya-effektivnosti-osuschestvleniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakupok-v-subektah-rossiyskoy-federatsii/viewer - Загл. с экрана/ (дата обращения: 27.07.2020).

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.12.2020).

3. Дембилов О.Э. Роль системы государственных закупок в совершенствовании государственного финансового контроля в России. [Электронный ресурс] / О.Э. Дембилов // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. Научн. журн., 2015. № 2. С. 11-13. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23917422 - Загл. с экрана/ (дата обращения: 27.07.2020).

4. Иркин М.А. Финансовый контроль государственных закупок как инструмент профилактики неэффективного использования бюджетных средств. [Электронный ресурс] / М.А. Иркин // Оценка программ и политик в условиях нового государственного управления. Научн. журн., 2018. С. 261-267. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36432912 - Загл. с экрана/ (дата обращения: 27.07.2020).

5. Колесникова А.В., Ершова Н.А. Роль финансового контроля в совершенствовании системы государственного управления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. [Электронный ресурс] / Н.А. Ершова, А.В. Колесникова // Тенденции и перспективы государственного управления социально-экономическим развитием регионов и территорий. Научн. журн., 2018. С. 267-274. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37007234 -Загл. с экрана/ (дата обращения: 27.07.2020).

6. Тарасов Э.Н., Корсаков В.А. Совершенствование системы финансового контроля в сфере закупок [Электронный ресурс] / В.А. Корсаков, Э.Н. Тарасов // Вестник АКСОР. Научн. журн., 2015. № 2 (34). С. 134-141. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23714822 - Загл.с экрана/ (дата обращения: 27.07.2020).

7. Коваленко А.С. Система закупок бюджетного учреждения как объект финансового контроля. [Электронный ресурс] / А.С. Коваленко // Молодежь XXI века: шаг в будущее. Научн. журн., 2017. С. 541-542. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32492870 - Загл.с экрана/ (дата обращения: 27.07.2020).

8. Гертнер Ю.В. Место контроля государственных закупок в системе государственного финансового контроля в России [Электронный ресурс] / Ю.В. Гертнер // Новые модели развития различных экономических систем. Научн. журн., 2018. С. 35-40. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36593770 -Загл. с экрана/ (дата обращения: 27.07.2020).

9. Орлов А.В. Система закупок как объект управления и финансового контроля. [Электронный ресурс] / А.В. Орлов // Успехи современной науки. Научн. журн., 2017. Т. 7. № 4. С. 222-224. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29318114 - Загл. с экрана/ (дата обращения: 27.07.2020).

10. Котлярова О.О. Роль государственного финансового контроля в контрактной системе закупок. [Электронный ресурс] / О.О. Котлярова // Молодежь - Барнаулу. Научн. журн., 2019. С. 175-176. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=38249328 - Загл.с экрана/ (дата обращения: 27.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.