Научная статья на тему 'Роль и социально-экономическая сущность земельных отношений в реформировании АПК'

Роль и социально-экономическая сущность земельных отношений в реформировании АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
937
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / РЕНТА / РЫНОК ЗЕМЛИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / GROUND FOR AGRICULTURAL PURPOSE / AGRARIAN INDUSTRIAL COMPLEX / PRIVATE PROPERTY / ATTITUDES OF THE PROPERTY / STATE OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанцев И. И.

В статье раскрыта сущность и первостепенное значение земельных отношений в процессе реформирования АПК, обозначены основные проблемы преобразований АПК, предложены организационные и экономические инструменты государственной политики в области совершенствования земельных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND SOCIAL-ECONOMIC ESSENCE OF GROUND ATTITUDES IN REFORMING OF AIC (THE AGRARIAN INDUSTRIAL COMPLEX)

In this article the essence and paramount value of ground attitudes is opened during reforming of agrarian and industrial complex, the basic problems of reformatory transformations of agrarian and industrial complex are designated, organizational and economic tools of a state policy are offered in the field of ground attitudes perfection.

Текст научной работы на тему «Роль и социально-экономическая сущность земельных отношений в реформировании АПК»

УДК 631.145:349.41

РОЛЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕФОРМИРОВАНИИ АПК

И.И. РЯЗАНЦЕВ, кандидат экономических наук, доцент

Ставропольский ГАУ E-mail: [email protected]

Резюме. В статье раскрыта сущность и первостепенное значение земельных отношений в процессе реформирования АПК, обозначены основные проблемы преобразований АПК, предложены организационные и экономические инструменты государственной политики в области совершенствования земельных отношений.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, земельная реформа, рента, рынок земли, агропромышленный комплекс, частная собственность, отношения собственности, государственная собственность.

Исторический опыт России доказывает тот факт, что проведение аграрной реформы без изменения земельных отношений обречено на провал, более того именно с их реформирования необходимо начинать любые преобразования агарной сферы.

Использование земли как основного фактора сельскохозяйственного производства и места расположения сельских поселений должно основываться на законодательной базе регламентирующей земельные отношения в правах субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться землею, и его обязанностях обеспечивать рациональное землепользование, повышать плодородие почвы, соблюдать экологические нормы и целевое использование.

Цель нашего исследования - изучение социальноэкономической сущности земельных отношений в процессе реформирования АПК.

Условия, материалы и методы. В работе с применением методов обобщения, группировки, анализа и синтеза, системно-исторического и функциональноструктурного анализа изучены реформаторские преобразования земельных отношений начала 90-х гг. XX в.

Результаты и обсуждение. Реформы начала 90-х гг. привели к формированию искаженного несовершенного во многих вопросах механизма земельных отношений, который представлен многообразием форм собственности во главе с частной на бумаге и номинальной в реальности, сводом несовершенных законов и законодательных актов как федерального, так и регионального значения, отсутствием четкой аграрной и земельной политики. Это вызвало неэффективное и нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, их выбытие из производственного процесса и, как следствие, кризис сельскохозяйственного производства, а также резкое ухудшение социально-экономического положения в сельской местности.

Так, за период с 1990 по 2010 гг. площадь сельскохозяйственных угодий в целом по Российской Федерации, уменьшилась на 2012,9 тыс. га, а пашни только за 2010 г. - на 214,8 тыс. га.

Значительное сокращение сельскохозяйственных угодий отмечено в Астраханской (на 20,7 тыс. га), Тамбовской (на 10,2 тыс. га), Московской (на 5,4 тыс. га) и Челябинской (на 3,1 тыс. га) областях, Красноярском (на 6,9 тыс. га) и Алтайском (на 2,7 тыс. га) краях [1].

Сложившаяся ситуация привела к появлению множества точек зрения по вопросам важности и значимости

земельных отношений в развитии и функционировании агропромышленного комплекса и сельской местности.

В правовой литературе земельные отношения характеризуются как нормы земельного права, регулирующие права собственника владеть, пользоваться и распоряжаться землею, методами запрета, предписания и дозволения [2]. Экономисты рассматривают их как отношения между гражданами, юридическим лицами и органами власти всех уровней, по вопросам владения, пользования и распоряжения землей [3, 4].

Ряд ученых экономистов видят именно в земельных отношениях основу реформаторских преобразований всего агропромышленного комплекса и развития сельской местности [5].

Другие доказывают второстепенность частной собственности перед любой формой общественной собственности, при этом они не принимают во внимание эпоху административной экономической системы, которая не смогла вывести сельское хозяйство на высокоэффективный путь развития [6, 7].

Анализируя исторический опыт реформирования земельных отношений, в том числе при разных формах собственности, можно прийти к выводу, что интересы собственника, будь то государство или частное лицо, всегда вступают в противоречие с интересами субъекта, использующего землю для сельскохозяйственного производства, что всегда приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Так, при общественной собственности в лице государства-монополиста принимались всевозможные меры (в том числе и крайние) для «эксплуатации» наемных работников. С другой стороны приватизация земли, как инструмент перехода к более эффективному аграрному производству, формированию многоукладности и частной собственности в АПК не достигла желаемых результатов из-за использования непроработанных с законодательной точки зрения методов и способов. Это привело к правовому «беспределу» в интересах отдельных или группы лиц с непредсказуемыми последствиям.

В результате приватизации и преобразований государственная собственность на землю трансформировалась в федеральную, муниципальную и частную, кроме того, резко возросло количество форм распоряжения, среди которых можно назвать куплю-продажу, дарение, наследование и др.

Такая специфика земельных отношений существенно усложнила их понимание.

На наш взгляд, земельные отношения следует рассматривать как совокупность отношений многообразия форм собственности на землю в условиях четко выстроенной законодательной базы, регламентирующей отношения между субъектами земельного права.

На фоне развития экономики и общества происходит изменение производительных сил и социальноэкономического состояния общества, что приводит к переосмыслению сущности, но не цели земельных отношений, которая включает в себя эффективное сельскохозяйственное производство, обеспечение общества продуктами питания, социально-экономическое развитие сельской местности, сохранения почвенного плодородия. В связи с этим при разработке стратегии аграрной политики по направлениям землепользования и землевладения необходимо интегрировать природно-экологические

особенности и свойства земли, их рациональное использование без вреда биосфере и экосистемам. Такой подход имеет важное значение, для формирования эффективных условий развития сельской местности.

Анализ показывает, что несмотря на смену экономических систем и формаций, отношения собственников земли и государства, институциональные структуры в процессе владения, пользования и распоряжения кардинально не изменялись. Изменения происходят частично и касаются отдельных условий сделок с землей. В связи с этим правовые основы земельных отношений в разных странах схожи, а экономическая эффективность сельскохозяйственного производства и земельных отношений различна. Это связанно со специфическими историческими особенностями, использованием технических достижений, менталитетом жителей, социально-экономическим развитием территории, природно-экологическим факторами и др. Роль земельных отношений в историческом развитии общества, на наш взгляд, заключается в развитии и формировании института частной собственности на землю, который служит одной из основ демократии и способствует развитию производственных сил общества.

Частная собственность на землю составляет основу формирования системы рыночных земельных отношений, чего не скажешь о государственной собственности, которая полностью отвергает рынок земли. Однако независимо от формы собственности, если нарушается баланс в распределении произведенного продукта и происходит ущемление интересов крестьян, возникает негативная тенденция снижения их мотивацию к труду и конечному результату производства.

Рациональная организация эффективного использования земельных ресурсов предусматривает формирование комплексой системы территориально-климатических, биологических, почвенных, экологических и других естественно-природных факторов в аграрном производстве, которая в совокупности с интенсивными методами ведения хозяйства обеспечивает воспроизводственный процесс и формирование дифференцированной ренты.

Помимо природных и экономических факторов в формировании эффективных земельных отношений важная роль должна отводиться социальным условиям, которые характеризуются показателями уровня жизни сельских жителей и развития сельской территории с учетом региональных особенностей.

К сожалению, с начала 90-х гг. земельные отношения не вписываются в национальную стратегию развития российского общества. В связи со сложившейся ситуацией необходима разработка эффективного механизма реализации вновь принятой стратегической программы по развитию сельских территорий, с учетом региональных особенностей земельных отношений, сформировавшихся на конкретной территории.

В начале реформ предполагалось, что переход к рынку повлечет за собой резкий прирост населения, это подстегнет увеличение спроса на продукты питания и, как следствие, развитие сельских территорий, вовлечет в оборот худшие сельскохозяйственные угодья, что приведет к росту рентного дохода. К сожалению, приходится наблюдать обратную картину, когда рентные доходы увеличиваются в добывающей промышленности, а не в сельском хозяйстве, что говорит о нежелании вкладывать финансовые средства в аграрное производство, так как прибыль от продажи природных ресурсов получается с меньшими затратами во времени и производственных силах.

Сегодня нормативные и законодательные акты, регламентирующие земельные отношения, для большинства

сельских жителей носят номинальный характер из-за отсутствия достаточных финансовых ресурсов. Отсюда возникает опасность отдаления и отчуждения крестьян от земли, уже сегодня происходит концентрация лучших угодий в руках собственников (физические лица, коммерческие организации, банки, корпорации и др.), не имеющих прямого отношения к сельскохозяйственному производству, но обладающих финансами. Эти «землевладельцы» присваивают значительную часть земельной ренты, которая могла бы направляться на развитие сельской местности и аграрного производства. Такие искаженные земельные отношения в конечном итоге могут привести к социальным потрясениям.

На наш взгляд, для минимизации негативных последствий допущенных просчетов в реформировании необходимо четко скоординировать рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения в вопросах правовых ограничений на куплю-продажу земли, размеров участков, находящихся в собственности, величины присваиваемой земельной ренты с помощью инструментария налогов, штрафов и льгот. Предлагаемые меры должны быть аргументированными с четко разработанными механизмами их реализации. Как и любой рынок материальных ресурсов, рынок земли должен работать в условиях равновесия, когда ни один субъект не стремится его нарушить, так как это не дает значительных преимуществ. Для этого необходимо вмешательство государства через формирование организационно-экономического механизма, основанного на своде законов и нормативных актов, стимулировании сельскохозяйственного производства, пропорциональных ценах на землю и ресурсы.

К сожалению, основным вектором развития рыночной экономики современной России стала монетарная теория М. Фридмена, концепция которой заключается в полном невмешательстве государства в рыночные процессы и социальную сферу. То есть любой рынок должен быть либеральным и необязательно равновесным, что лишает товаропроизводителей, ведущих производство на худших по плодородию землях, возможности покрывать убытки. Это, в свою очередь, приводит к замораживанию развития земельных отношений и полной разбалансиров-ке рынка земель сельскохозяйственного назначения.

Регулирование земельных отношений должно стать плановой задачей государства исходя из стратегических целей развития сельской местности и агропромышленного комплекса чрез применение инструментов государственной политики направленной на формирование эффективных землепользователей, совершенствование земельных отношений и развитие рынка земли с учетом региональных особенностей.

Государственная политика в области земельных отношений должна базироваться на организационных и экономических инструментах.

К организационному инструментарию относится разработка механизма перераспределения невостребованных земельных участков (земельных долей) и их возврат в сельскохозяйственный оборот; четкий контроль за целевым использованием земель, а также разработка механизма стимулирования землепользователей к проведению охранных мероприятий; упрощение процедуры регистрации земельных участков в собственность; восстановление государственных землеустроительных организаций; совершенствование земельного кадастра, который включает комплекс инвентаризационных, оценочных и правовых сведений; развитие ипотеки земель сельскохозяйственного назначения.

Экономические инструменты регулирования земельных отношений включают использование стоимостных показателей для ориентации землевладельцев и землепользователей в выборе организационно-правовой формы ведения производства, которая обеспечила бы получение рентного дохода. Экономический инструментарий государственной политики в области земельных отношений в обязательном порядке должен отражаться на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровне. Такая вертикаль позволит более четко формировать нормативную цену земли, налоговые ставки, залоговые цены, компенсационные выплаты. Весь перечисленный организационно-экономический инструментарий регулирования земельных отношений должен быть научно обоснован и законодательно закреплен.

Выводы. Результаты проведенного исследования показали, что неосознанность роли и социальноэкономической сущности земельных отношений в реформировании АПК привели к формированию деформированного, несовершенного во многих вопросах механизма

земельных отношений, что в свою очередь повлекло неэффективность развития сельскохозяйственного производства, выбытие земель из сельскохозяйственного оборота, нерациональное использование.

В сложившейся ситуации необходимо коренным образом менять подход к пониманию роли и сущности земельных отношений, выдвигать их на первый план как основу эффективного аграрного производства, рационального землепользования и землевладения, развития сельских территорий. Земельные отношения в новом их понимании, должны основываться на структурной связи совокупности природно-экологических факторов, эффективной агарной политики государства, четко отработанной федеральной и региональной законодательной базе, федеральных и региональных институтах земельных отношений, рынке земли, развитии социально-экономической среды сельской местности, и организационно-правовых форм ведения сельскохозяйственного производства с обязательным учетом региональной специфики.

Литература.

1. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2010 году.

2. Ведин Н.И. Земельное право. Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция, 2001. - 126 с.

3. Аграрная реформа в Росси. Концепции, опыт, перспективы. Научные труды ВИАПИ. Вып. 4. - М., 2000. - 436 с.

4. Земельные отношения в переходный период: политика, экономика и право // Материалы «Круглого стола» (15 марта 2001 г). - М., 2001. - 72 с.

5. Н. Комов, С. Шарипов. Роль земельного фактора в повышении эффективности аграрного сектора.//АПК: экономика, управление. - 2010. - № 8. - С. 8-14.

6. Жученко А.А. Роль дифференциальной земельной ренты и государственных дотаций в адаптивном сельском хозяйстве //Агроэкологический вестник. - 2002. - № 2-3.

7. Шутьков А. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса //АПК: экономика, управление. - 2000. - №1. - С. 4-17.

8. И. Рязанцев. Земельные отношения в России: исторические и современные аспекты становления. //Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2011. - №4.(31). - С. 256-260.

9. Музафарова Л.А. Исторические аспекты развития земельных отношений в России//Вестник Казанского ГАУ. - 2010. -№ 4. - 18. - С. 60-63

10. Кочеткова А.В. Земельное ипотечное кредитование в системе поддержки инновационного развития агроэкономики России//Вестник Казанского ГАУ. - 2010. - № 3. - Т.17. - С. 36-38

ROLE AND SOCIAL-ECONOMIC ESSENCE OF GROUND ATTITUDES IN REFORMING OF AIC

(THE AGRARIAN INDUSTRIAL COMPLEX)

I.I. Ryazantcev

Summary. In this article the essence and paramount value of ground attitudes is opened during reforming of agrarian and industrial complex, the basic problems of reformatory transformations of agrarian and industrial complex are designated, organizational and economic tools of a state policy are offered in the field of ground attitudes perfection.

Key words: ground for agricultural purpose, agrarian industrial complex, private property, attitudes of the property, state ownership.

ИНФОРМАЦИЯ

СОВЕЩАНИЕ О МЕРАХ ГОСПОДДЕРЖКИ ФЕРМЕРОВ В ОФОРМЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОБСТВЕННОСТЬ

В мае-июне текущего года Министерством сельского хозяйства РФ и органами управления АПК 66-и субъектов РФ будут подписаны соглашения, на основании которых в регионы будут направлены федеральные субсидии на возмещение части затрат фермеров при оформлении в собственность земельных участков, сообщила Министр Е. Скрынник в ходе совещания:

«Это позволит крестьянским (фермерским) хозяйствам оформить в собственность порядка 800 тыс. га земельных участков».

По словам Министра, указанные меры осуществляются в рамках постановления Правительства РФ от 31.10.2011 №874.

Министерством подготовлен проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Правила предоставления и распределения госсубсидий КФХ, предусматривающий расширение перечня земельных участков, при оформлении в собственность которых будет осуществляться господдержка. В него, в частности, включено оформление в собственность земель, находящихся в аренде более 3 лет, земель из государственной и муниципальной собственности для создания и расширения КФХ, а также подтверждение ранее возникших прав на земельные участки.

Реализация предложенных мер позволит охватить максимальное количество КФХ с целью оформления используемых земель в собственность.

Для справки: 15 регионов, включая все субъекты Северо-Кавказского федерального округа, не участвуют в проекте господдержки. В частности, в СКФО действует мораторий на оформление в собственность земель на 49 лет.

По информации пресс-службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.