Научная статья на тему 'Роль и содержание годового финансово-хозяйственного плана акционерного общества'

Роль и содержание годового финансово-хозяйственного плана акционерного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПЛАН / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ПЛАНОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / THE FINANCIAL AND ECONOMIC PLAN / STEIKHOLDERS / PLANNED TARGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорошилова Ольга Владимировна

Годовой финансово-хозяйственный план акционерного общества должен стать основой текущего внутрифирменного планирования и важным инструментом взаимодействия с заинтересованными сторонами. Это обосновывает необходимость отражения в данном плане ключевых показателей деятельности с точки зрения значимых стейкхолдеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хорошилова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author recommends to make the annual plan of corporation the basis of current planning of an enterprise and the main tool of interaction of interested groups. This plan must to demonstrate the basis indicators of activity of Russian enterprises which are meaningful for stakeholders to coordinate the annual plan with strategy of society development the author recommends to divide the planning indicators for two groups: the result indicators and the advancing indicators

Текст научной работы на тему «Роль и содержание годового финансово-хозяйственного плана акционерного общества»

РОЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОДОВОГО ФИНАНСОВОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЛАНА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА О.В. Хорошилова, канд. экон. наук, доцент

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В соответствии с принципами корпоративного поведения одним из инструментов эффективного контроля деятельности исполнительных органов общества со стороны акционеров является годовой финансово-хозяйственный план. Процедуры согласования операций, выходящих за рамки финансовохозяйственного плана, должны обязательно регламентироваться внутренними документами акционерного общества. Данное положение настолько важно, что при его несоблюдении не рекомендуется включать ценные бумаги такого предприятия в котировальный список организаторов торговли /1/.

В отечественной практике, чаще всего, финансово-хозяйственный план представляет собой план денежных поступлений и выплат предприятия на предстоящий год. В редких случаях в рамках данного документа находят отражение план производства, план маркетинговой деятельности, плановый баланс активов и пассивов. Такое положение связано с концентрацией внимания отечественных акционеров, прежде всего, на краткосрочных финансовых показателях деятельности предприятия.

В то же время, финансово-хозяйственный план призван выполнять не только контрольную функцию. Данный документ разрабатывается на уровне предприятия и должен быть основой текущего внутрифирменного планирования, а также важным инструментом взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами).

Стейкхолдеры - это группы физических или юридических лиц, которые могут влиять на деятельность организации или, напротив, способны испытывать на себе влияние от деятельности организации, производимой ею продукции или оказываемых ею услуг и связанных с этим действий. В качестве стейкхолдеров промышленного предприятия могут выступать:

• инвесторы, акционеры, учредители, кредиторы;

• реальные и потенциальные потребители продукции, работ, услуг;

• поставщики и другие партнеры по бизнесу,

• работники предприятия;

• правительственные и регулирующие органы;

• профсоюзы и другие общественные организации;

• средства массовой информации и лидеры общественного мнения;

• местные сообщества и т. п.

Как основа текущего внутрифирменного планирования финансово-хозяйственный план должен со-

держать основные параметры деятельности общества, достижение которых необходимо обеспечить в результате выполнения годовых планов его структурных подразделений.

При взаимодействии со стейкхолдерами финансово-хозяйственный план, прежде всего, выполняет информационную функцию. Оценив информацию, раскрываемую в данном плановом документе, заинтересованная сторона осуществляет предварительный контроль уровня соблюдения ее интересов, определяет возможности предприятия в удовлетворении требований и на основе этого формирует свое отношение к предприятию. Взаимодействие с заинтересованными сторонами в процессе разработки и утверждения финансово-хозяйственного плана активизирует разработку и внедрение новшеств, позволяет нивелировать возникающие конфликты интересов и снижает риски невыполнения плановых заданий. Кроме того, финансово-хозяйственный план может облегчить последующий контроль и оценку деятельности исполнительных органов, как со стороны собственника, так и других заинтересованных сторон.

Вышесказанное обосновывает необходимость отражения в финансово-хозяйственном плане ключевых показателей деятельности предприятия с точки зрения значимых стейкхолдеров. Состав показателей определяется в процессе взаимодействия с собственником и другими заинтересованными сторонами и специфичен для каждого предприятия. При этом показатели должны характеризовать не только экономическую, но и социальную и экологическую деятельность общества. Предлагаемый возможный состав показателей, включаемых в годовой финансовохозяйственный план отечественных предприятий машиностроительной промышленности, представлен в табл. 1.

Для согласования годового плана со стратегией развития общества показатели деятельности, отражающие интересы собственников и инвесторов, целесообразно делить на две группы:

• показатели результата;

• опережающие показатели.

Показатели результата - показатели, которые измеряют достигнутые к концу планового года результаты, отражающие интересы собственников и инвесторов.

Таблица 1

Состав показателей годового финансово-хозяйственного плана машиностроительного предприятия (фрагмент)

Группа стейкхолдера Показатели

1. Собственник А. Опережающие показатели. Рост доли рынка Рост производственной мощности Количество осваиваемой новой продукции Затраты на инновации Б. Показатели результата. Рост выручки Чистая рентабельность собственного капитала Операционная прибыль Дивиденд на акцию Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Удельный вес постоянных расходов

2. Кредитор Рентабельность продаж Рентабельность инвестированного капитала Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент критической ликвидности Коэффициент абсолютной ликвидности Коэффициент автономии

3. Потребитель Цена продукции Продолжительность отсрочки платежа Рост уровня качества продукции Сроки выполнения заказа Процент выполнения заказов в срок Скорость размещения заказа Уровень послепродажного обслуживания Уровень соблюдения положений стандартов менеджмента качества

4. Работник Уровень среднемесячной заработной платы Соотношение темпа роста выработки и заработной платы Количество дней задолженности по оплате труда Доля постоянной части в оплате труда Доля затрат на обучение и переподготовку кадров в выручке Доля затрат на решение социальных вопросов в выручке Среднесписочная численность работающих Уровень соблюдения положений стандартов безопасности труда, санитарных правил и норм Уровень соблюдения положений стандарта социальной ответственности

5. Государство и местное сообщество Сумма налоговых поступлений Среднее количество дней задолженности по выплате налогов Затраты на проведение экологических мероприятий в выручке Затраты на благотворительность в выручке Уровень соблюдения положений стандарта взаимодействия с заинтересованными сторонами Уровень соблюдения положений стандарта системы управления окружающей средой

Опережающие показатели - показатели, которые характеризуют факторы, способствующие достижению результатов за пределами планового года. Особенности влияния опережающих показателей на результаты деятельности предприятия отражены в табл. 2.

В развитых зарубежных странах все большую популярность при оценке эффективности деятельности предприятия с точки зрения собственника приобретает показатель экономической добавленной стоимости (EVA). Данный показатель характеризует чис-

тый экономический результат от операционной деятельности за минусом затрат на капитал /2/.

Достоинства данного показателя по сравнению с операционной прибылью:

• в меньшей степени противоречит опережающим показателям;

• характеризует результат после выплаты налогов;

• учитывает затраты на капитал, используемый для получения операционной прибыли.

Т аблица 2

Влияние опережающих показателей на результаты деятельности предприятия_________________________

Показатель Влияние на результаты в пределах планового года Влияние на результаты деятельности за пределами планового года

Затраты на инновации Требуют дополнительных источников финансирования, что может привести: к уменьшению финансового результата за счет увеличения платы за использование заемного капитала; к снижению финансовой устойчивости (при использовании заемных источников); к уменьшению дивиденда на акцию, снижению расходов на социальную политику и т. п. Затраты, относимые на текущие расходы, напрямую уменьшают операционную прибыль предприятия и чистую рентабельность собственного капитала. Позволяют создать новые производственные мощности, освоить новые виды продукции и технологии, завоевать новые рынки сбыта, реализовать резервы снижения себестоимости, повысить конкурентоспособность предприятия.

Рост доли рынка Мероприятия, направленные на увеличение доли рынка требуют дополнительных затрат или снижение цены предлагаемой продукции, что может уменьшить прибыль планового года и рентабельность собственного капитала. Если рынок не уменьшается, приводит к росту объемов продаж. Рост объемов продаж приводит к снижению себестоимости единицы продукции (в соответствии с кривой опыта), что создает условия для роста прибыли. В соответствии с действием операционного рычага увеличение выручки приводит к еще большему увеличению прибыли (при неизменности других факторов).

Рост производственной мощности Увеличение производственной мощности в плановом году. Создает условия для увеличения объемов производства, сокращения сроков выполнения заказов, уменьшения срывов графиков выполнения заказа. В то же время приводит к увеличению потребности в финансировании. Способствует росту выручки и снижению суммы штрафов за нарушение условий договоров. Однако, увеличивает текущие затраты в будущем и долю постоянных затрат в себестоимости продукции.

Количество осваиваемой новой продукции Предложение потребителю новых продуктов может предотвратить снижение объемов продаж, связанного с окончанием жизненного цикла существующей продукции. В то же время, рост доли новой продукции сопровождается ростом затрат и увеличением потребности в финансировании. Поддержание и рост объемов реализации за счет предложения потребителям новой продукции снижает предпринимательские риски и создает условия для роста прибыли.

EVA может быть рассчитана по формуле:

EVA = NOPAT - IC *WACC,

где NOPAT - чистая операционная прибыль до уплаты процентов и после выплаты налогов, тыс. руб.;

IC *WACC - затраты на капитал, тыс. руб.;

IC - инвестированный капитал, тыс. руб.;

WACC - средневзвешенная цена капитала.

Для снижения противоречий с опережающими показателями NOPAT рассчитывается путем корректировки операционной прибыли (ЕВ1Т) не только на налоговые платежи, но и на некоторые текущие затраты, которые носят по существу инвестиционный характер (например, затраты на подготовку кадров, освоение нового рынка и т.п.). Значение EVA больше нуля сви-

детельствует о соблюдение интересов собственников компании. В то же время проведенные автором исследования показали, что для большинства отечественных машиностроительных предприятий в течение последних десяти лет показатель EVA отрицателен.

Использование показателя экономической добавленной для машиностроительных предприятий в настоящее время затруднительно. Основная сложность заключается в том что, большинство данных предприятий не котирует свои акции на фондовом рынке, что в свою очередь затрудняет расчет цены собственного капитала, необходимой для определения WACC. Кроме того, в Росси пока не ведется статистика по показателю EVA, что делает невозможным сравнительный анализ. По мере развития фондовых рынков и повыше-

ния эффективности деятельности предприятия значение использования EVA в качестве краткосрочного планового показателя будет повышаться.

Содержание годового финансово-хозяйственного плана должно не только включать плановые значения

ключевых показатели деятельности общества, но и обосновывать пути их достижения. Рекомендуемый состав и содержание разделов годового финансовохозяйственного плана представлен в табл. 3.

Таблица З

Рекомендуемое содержание годового финансово-хозяйственного плана

Раздел Содержание

1 2

1. Краткосрочные ключевые показатели деятельности Плановые значения ключевых показателей деятельности в сравнении с отчетным годом.

2. План разработки новых видов продукции Количество и виды разрабатываемой новой продукции. Сроки освоения новой продукции.

3. План маркетинговой деятельности Плановая доля рынка. Мероприятия по поддержанию и увеличению доли рынка. Плановые цены, объемы реализации и выручка от реализации продукции, работ, услуг. Затраты на инновации в области маркетинга. Возможные риски невыполнения плана.

4. План по труду и повышению квалификации Планируемая среднесписочная численность работников по категориям персонала. Расходы на оплату труда с выделением постоянной части заработка и переменной. План повышения квалификации. Затраты на обучение и повышение квалификации работников.

5. План производства Производственная мощность. Объем товарной продукции. Средняя продолжительность периода с момента размещения заказа до момента его выполнения. Планы организации нового производства, расширения и сокращения производства, модернизации и реконструкции основных средств, технического перевооружения. Затраты на инновации в области совершенствования техники, технологии и организации производства. Возможные риски невыполнения плана и срыва сроков выполнения заказов.

6. План по качеству План мероприятий, направленных на повышение качества продукции и повышения уровня соответствия стандартам менеджмента качества. Плановая величина уровня качества продукции. Повышение уровень послепродажного обслуживания. Затраты на повышения качества. Анализ рисков невыполнения плана.

7. Социальный план План мероприятий социальной направленности. Затраты на социальные выплаты работникам. План участия в благотворительных мероприятиях. Затраты на благотворительность. Ожидаемый социальный эффект (выражаемый в повышении уровня соответствия стандартам социальной ответственности, стандартам безопасности труда). Анализ рисков невыполнения плана.

8. План по экологии План мероприятий экологической направленности. Затраты на экологические мероприятия. Ожидаемый экологический эффект. Анализ рисков невыполнения плана.

9. План совершенствования корпоративного управления и взаимодействия с заинтересованными сторонами План мероприятий, направленных на повышения уровня соответствия положениям кодекса корпоративного поведения. Мероприятия по взаимодействию с заинтересованными сторонами. Затраты на мероприятия по взаимодействию с заинтересованными сторонами и по совершенствованию корпоративного управления. Ожидаемый уровень соответствия стандарту взаимодействия с заинтересованными сторонами. Ожидаемый уровень соответствия положениям кодекса корпоративного поведения. Анализ рисков невыполнения плана.

Продолжение табл. 3

1 2

10. Финансовый план План инвестиций. План денежных потоков. Плановый баланс активов и пассивов. План доходов и расходов. План распределения чистой прибыли. Возможные риски невыполнения плана.

Все разделы годового финансово-хозяйственного плана взаимосвязаны (рисунок). С одной стороны, финансовый раздел позволяет оценить возможность реализации запланированных мероприятий в рамках

экономической, экологической и социальной деятельности общества, а с другой стороны, информация о данных видах деятельности обосновывает плановые значения финансовых показателей.

Содержание годового финансово-хозяйственного плана предприятия

Предлагаемое содержание годового финансовохозяйственного плана обеспечивает интеграцию стратегического и тактического планирования экономической, социальной и экологической деятельности общества, активизирует взаимодействие с заинтересованными сторонами, что является важным фактором устойчивого развития организации в будущем.

Литература

1. Методические рекомендации по осуществлению организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за соблюдением акционерными обществами положений Кодекса корпоративного поведения.

2. Хан Д. Планирование и контроль: стоимостноориентированные концепции контроллинга / Д. Хан. -М.: Финансы и статистика, 2005. 928 с.

[1] Финансово-хозяйственный план — план финансовохозяйственной деятельности общества, разрабатываемый в соответствии с Кодексом корпоративного поведения.

[2] Стейкхолдеры — это группы физических или юридических лиц, которые могут влиять на деятельность организации или, напротив, способны испытывать на себе влияние от деятельности организации, производимой ею продукции или оказываемых ею услуг и связанных с этим действий.

[3] Плановый показатель — это обобщенная количественная оценка будущего состояния объекта планирования и процессов, протекаемых на данном объекте.

8(4372) 43-76-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.