Научная статья на тему 'Оценка эффективности инвестиций в системные нововведения предприятия'

Оценка эффективности инвестиций в системные нововведения предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА / ДОХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Магомедрасул Магомедович, Минатуллаев Арслан Айнутдинович

Оценка эффективности инвестиций в новые технологии тесно связана с методами анализа рыночной перспективности инноваций и ресурсных возможностей (показывает эффекты) их реализации на промышленном предприятии в достижении намеченных целей на рынке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаджиев Магомедрасул Магомедович, Минатуллаев Арслан Айнутдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The estimation of efficiency investment in new technologies is closely connected with methods of the analysis market перспективности инноваций and ресурсных of the possibilities (shows the effects) to their realization on industrial enterprise in achievement marked integer on the market

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности инвестиций в системные нововведения предприятия»

УДК 338.45.621

М.М. Гаджиев, А.А. Минатуллаев

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИИ В СИСТЕМНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Комплексный метод оценки эффективности инвестиций в новые технологии тесно связан с методами анализа рыночной перспективности инноваций и ресурсных возможностей их реализации на предприятии. Это единство проявляется в следующем. Метод оценки перспектив нового продукта позволяет определить ту долю рынка, которую планирует занять предприятие при выведении инновации на рынок. Оценка возможностей реализуемости направлена на то, чтобы определить экономические возможности предприятия в достижении намеченных целей на рынке. Оценка эффективности инвестиций, в свою очередь, показывает внутренние инвестиционные эффекты, которые можно ожидать от внедрения новой технологии или усовершенствованного продукта по основным функциональным направлениям хозяйствования, включая НИОКР, маркетинг, производство, финансы и персонал.

Следует также отметить, что используемые при оценке инвестиций методы базируются, как правило, на определении коммерческих показателей эффективности и не учитывают изменения внутрихозяйственных результатов функционирования предприятия при внедрении новых или улучшающих продуктов. Речь идет, прежде всего, об установлении взаимосвязи между размером инвестиций и тем экономическим эффектом, который принесут вложенные средства экономике предприятия, а не инвестору.

Вследствие этого для оценки эффективности инвестиций в новый или улучшающий продукт рекомендуется использовать расчет группы показателей, позволяющих определить эффективность инновации с позиции результативности вложенного в нее капитала. Использование рассмотренного метода на практике позволяет ответить на вопрос о том, какова будет эффективность вложенных средств по следующим основ-

ным функциональным направлениям хозяйственной деятельности.

Приращение интеллектуального капитала. Оценка инвестиционной результативности нового продукта начинается с определения его влияния на сферу НИОКР как основную функцию инновационной деятельности.

Приращение интеллектуального капитала в инновационной деятельности предприятия (ИДП) в отличие от инвестиционного имманентно включает этапы НИР и ОКР. Затраты, направленные на эти цели, в том числе на проведение лабораторных исследований, создание прототипа и подготовку его к нуждам промышленного производства, способствуют росту инновационной активности предприятия. Это выражается, прежде всего, в накоплении опыта разработки и внедрения новых технологий и усовершенствованных продуктов, который можно использовать в дальнейшем при реализации последующих инновационных продуктов (ИП). При этом целесообразно оценить тот размер доходности, который принесут вложенные в НИОКР средства. Эту величину можно выразить через определение той величины эффекта, который возникнет в результате ИДП, реализации новой технологии с последующим сопоставлением этих доходов с суммой инновационных затрат.

Под инновационными вложениями понимается вся сумма инвестиционных средств, которые необходимы на разработку нового или усовершенствованного продукта.

Увеличение выручки от продаж. При расчете инвестиционной результативности ИП важно оценить влияние внедряемой технологии на основные экономические показатели деятельности предприятия. При этом важно проанализировать и выявить именно ту долю дополнительной выручки от продаж новинки, которую

получит предприятие на вложенные в ИП средства.

Определяется путем сравнения выручки от продаж предприятия до и после реализации анализируемого проекта, годовой выручка от продаж предприятия до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствуемый продукт за анализируемый период. При необходимости расчет можно дисконтировать.

При этом под инвестиционными издержками будем понимать полные расходы, связанные с реализацией ИП. В их числе приобретение оборудования, строительство или ремонт помещений, монтажные и пуско-наладочные работы, нормативная величина необходимого оборотного капитала и т. п.

Рентабельность инвестиций в ИДП. Рента -бельность инвестиций можно рассчитать аналогичным образом и определить ту часть дополнительной прибыли от продаж новинки, которую получит предприятия на вложенные в ИП средства. При необходимости расчет можно дисконтировать.

Рост чистого денежного дохода. Рост чистого дохода и приобретение новых или дополнительных производственных линий приводят к увеличению стоимости основного капитала. При оценке инвестиционной результативности ИП целесообразно проанализировать величину изменения чистого дохода предприятия в виде суммы прибыли и амортизации (по вновь приобретенным объектам основных фондов и вновь созданным нематериальным активам) как будущего внутреннего источника инвестиционных средств.

Определяется путем сравнения годового размера прибыли и амортизации до и после реализации анализируемого проекта и годовой амортизации основных средств и нематериальных активов соответственно до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствуемый продукт за анализируемый период

(в руб.).

Повышение выработки на одного работника и мотивация. Повышение выработки на одного работника и внедрение новых или улучшенных технологий должно быть направлено не только на прирост чистого дохода, но и на повышение

среднегодовой выработки продукции одним работником. При этом важно оценить, насколько возрастет этот показатель после внедрения инновации. Данная оценка должна производиться с учетом типа ИП. Так, если инновация носит в основном технический характер и направлена на изменения в процессе производства продукции, то в данном случае целесообразно осуществлять расчет повышения выработки основных производственных рабочих. В том случае если предприятие планирует к внедрению продуктовую инновацию, за основу расчета следует брать выработку (объем продаж) коммер-ческо-сбытового персонала.

Определяется путем сравнения среднегодовой выработки продукции одним работником до и после реализации анализируемого проекта ИДП и среднегодовая выработка одним работником до и после инвестиций в новую технологию или усовершенствуемый продукт за анализируемый период.

Прирост действительной стоимости предприятия. Показатель эффективности инвестиций по приросту действительной стоимости предприятия (ДРС) определяется путем сравнения стоимости предприятия по окончания фискального года либо до и после реализации ИДП (в руб.).

Согласно классической методу оценки стоимость предприятия (V) может быть определена как сумма балансовой стоимости предприятия (^о) и стоимости перспектив роста:

V = V + K ■ NOPAT-

ROCE -WACC WACC(WACC - g)'

(1)

где K - коэффициент реинвестирования; NOPAT - прибыль от основной деятельности после налога на прибыль; ROCE - доходность инвестированного капитала; WACC - средневзвешенные затраты на капитал; g - темпы роста предприятия.

Как видно из формулы, основные факторы стоимости предприятия следующие: рентабельность инвестированного капитала; цена инвестированного капитала; темпы роста предприятия, которые определяются факторами спроса и предложения.

Стоимостные факторы измеряются с помощью определенных показателей ИДП, которые в литературе называются ключевыми показателями эффективности. Их наличие обеспечивает связь стратегии организации с операционной деятельностью. Для реализации данных принципов требуется соблюдение следующих правил: факторы должны быть напрямую привязаны к созданию стоимости и с необходимой детализацией доведены до всех уровней предприятия; факторы стоимости необходимо устанавливать в качестве целевых индикаторов и измерять, используя как финансовые, так и операционные показатели; факторы стоимости должны отображать как достигнутый на данный момент уровень эффективности, так и долгосрочные перспективы роста.

В то же время стоимость характеризуется слабой операциональностью в отношении тактических решений и деятельности предприятия, что обусловлено высокой волатильностью показателя денежного потока во времени и несопоставимостью инвестиционных и операционных денежных потоков на оперативном горизонте управления. В этой связи сегодня в теории и практике управления концепции дисконтированного денежного потока для оценки показателя стоимости предлагается использовать альтернативную концепцию потока экономической прибыли (EP) или экономической добавленной стоимости (EVA).

Согласно экономической теории, экономической прибылью - EVA называется нетто-операционная прибыль предприятия после вычета процентов на весь авансированный (а не только на заемный) капитал по определенной процентной ставке. EVA характеризует стоимость предприятия, равную величине инвестированного капитала плюс надбавка, которая равна текущей приведенной стоимости, создаваемой в последующем периоде. Иначе, EVA характеризует дополнительную стоимость, создаваемую предприятием за любой период времени или приращение стоимости инвестированного на предприятии капитала к концу определенного периода.

Таким образом, EVA может быть рассчитана следующим образом:

EVA = NOPAT - WACC • CE, (2) где CE - инвестированный капитал.

Понятно, что стоимость предприятия создается, когда показатель EVA является положительным. Как и бухгалтерский показатель прибыли, показатель EVA не моментальная картинка, а «потоковая величина», охватывающая не конкретную дату, а некий период. Однако в отличие от традиционной прибыли как показателя выражения результата предприятия EVA базируется на совершенно иной трактовке самого результата деятельности за данный период. Для формирования результата с точки зрения инвестора необходимо не просто покрывать явные расходы, т. е. создавать прибыль в традиционном понимании, но и непременно покрывать «неявные», невидимые альтернативные затраты на капитал.

Индикатором благополучия для инвестора является лишь прибыль, которая остается после вычитания из бухгалтерской прибыли доходов, причитающихся инвесторам (акционерам и кредиторам) на основе их типичных ожиданий, даже если доходы акционерам фактически выплачены не будут.

Показатель экономической добавленной стоимости предприятия может быть определен в каждом периоде времени. Если показатель EVA рассматривать как неизменный на бесконечную перспективу, то его текущая (приведенная) стоимость (PEVA) будет равна:

peva= ce í ROCE -1|.

WACC

WACC

(3)

В модели EVA стоимость предприятия равна величине инвестированного капитала плюс надбавка или скидка, равная приведенной стоимости прогнозируемой EVA:

V = CE + PEVA .

(4)

Если EVA предполагается неизменной на бесконечную перспективу, то стоимость предприятия может быть определена по следующей формуле:

V = CE +

EVA

WACC

CE • ROCE WACC

= CE+ce\roce - il =

WACC NOPAT

(5)

WACC

Таким образом, текущие операционные показатели трансформируются в аналитический показатель EVA и далее - в показатель стоимости предприятия. Иными словами, стоимость предприятия может определяться через операционные показатели прибыли, которые отражают эффективность управления ИДП и демонстрирует принципиальную возможность управления стоимостью предприятия через показатели его текущей деятельности: увеличение рентабельности ранее инвестированного капитала; увеличение рентабельности новых инвестиций; увеличение темпов роста новых инвестиций (в первую очередь за счет увеличения доли реинвестируемой прибыли); сокращение затрат на привлечение источников финансирования инвестиций и т. д.

Все перечисленные меры приведут к увеличению операционных показателей, аналитического показателя EVA и, в конечном итоге, к увеличению стоимости предприятия.

Таким образом, факторная модель стоимости на основе модели EVA позволяет учесть наибольшее количество ключевых факторов стоимости предприятия и ИДП. Кроме того, как отмечалось, данная модель оценивает и стратегические и текущие управленческие решения.

После разработки факторной модели стоимости предприятия при реализации управляющего воздействия для каждого выявленного ключевого фактора необходимо сформулировать рекомендации по направлению и степени воздействия на него в случае отклонения фактических значений показателей от запланированных.

Расчет и анализ этих показателей позволяет ответить на вопросы о том, каким образом отразится внедрение новой технологии или усовершенствованного продукта на результатах хозяйственной деятельности предприятия. База исходных данных для проведения такого анализа включает в себя оценку и планирование следующих основных параметров за анализируемый период: необходимого размера инновационных затрат (In) и инвестиционных вложений (I); выручки и прибыли от продаж при внедрении нового или усовершенствуемого продукта (В, П); размера среднегодовой выра-

ботки (Р); прироста действительной стоимости предприятия - ДРС на основе NPV или EVA подходов (V).

При этом закономерно, что темпы роста прибыли, выручки, основного и интеллектуального капитала и ДРС предприятия должны максимально стремиться к увеличению. Это может послужить критерием целесообразности при отборе альтернативных вариантов ИП по показателям эффективности на вложенный капитал. Такая оценка и отбор ИП возникает тогда, когда у предприятий имеется инновационный портфель или они занимаются разработкой параллельно возникающих инновационных идей. На определенном этапе развития инноваций, чаще всего на концептуальной стадии, когда разрабатываемый продукт «созревает» до готового товара и может вырабатываться в промышленных масштабах, перед предприятием встает группа вопросов, требующих экономических расчетов. Основные из этих вопросов следующие: продолжить ли разработку и довести ее до конца или прекратить работу с анализируемым продуктом? что даст предприятию внедрение нового продукта? почему следует инвестировать в разрабатываемый продукт? Рассмотренный подход во многом может помочь при ответе на них.

Метод оценки рентабельности инвестиций в новую технологию может найти применение при разработке инвестиционного плана по новому продукту. Для этого отделу производства и маркетинга следует поручить проведение оценки увеличения выручки и повышения выработки на предприятии при внедрении нового продукта или новой технологии. Планово-экономическому отделу и бухгалтерии, в свою очередь, важно оценить размеры роста чистого дохода при внедрении новинки в производство. Высшим менеджерам предприятия совместно с подразделением НИОКР, а также финансовым отделом важно оценить рентабельности инвестиций и примерные объемы приращения интеллектуального капитала на основе внедрения новой технологии в хозяйственную деятельность. Расчет этих показателей позволит принять более обоснованное решение о продолжении или отказе от реализации планируемого ИП.

Предложенный метод оценки эффективности разработки новых продуктов направлен в основном на анализ внутренних экономических результатов внедрения инноваций на предприятии. Однако при анализе эффективности вовлечения инноваций в хозяйственный оборот и выборе наиболее эффективной из рассматриваемых альтернатив следует учитывать не только непосредственную, но и косвенную связь между данными функциональными показателями. В этой связи существует мнение, что с внедрением новых технологий увеличиваются издержки, а значит, и себестоимость продукции.

Вместе с тем при этом растет производительность труда, что способствует экономии заработной платы и снижению себестоимости продукции. Если темпы роста производитель -ности труда будут больше, чем темпы роста издержек на содержание и эксплуатацию новой технологии, то себестоимость будет снижаться, и наоборот. Следовательно, чтобы принимать экономически грамотные и научно обоснованные решения по выбору той или иной технологии для внедрения, недостаточно ограничиться анализом эффективности инвестиций по основным экономическим параметрам. Необходимо оценить также динамику изменений показателей с учетом их взаимосвязей. Для этого можно применить метод оценки влияния новых технологий на развитие экономики предприятия. Данный подход позволит установить причинно-следственные и косвенные связи, а также выявить внутренние положительные и отрицательные противоречия хозяйственного и инновационного процессов и дать им количественную оценку. Более подробно рассмотрим это далее.

Алгоритм использования методов экономической эффективности ИДП и анализ их влияния на развитие экономики предприятия. Основу системы параметров оценки причинно-следственного влияния ИП на экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия составляет группа показателей, которая определяет экономический рост по основным функциональным направлениям деятельности предприятия и включает в себя анализ нематериальных и основных активов, прибыли, выручки и про-

изводительности труда. Затем между этими показателями прироста, отражающими влияние инновации на экономику предприятия после реализации ИП, устанавливаются соответствующие взаимосвязи.

Результаты, полученные на основе расчета этих показателей, могут быть как оптимистическими, так и пессимистическими. Для того чтобы осуществить выбор оптимального варианта направления инновационного развития и принять окончательное решение о привлекательности новых продуктов, следует руководствоваться эффективной динамикой этих показателей. В литературе, в частности, приводится следующее соотношение:

Тп > Тв > Та > 100 %, (6)

где Тп - темп роста прибыли, %; Т в — темп роста выручки от реализации продукции, %; Та - темп роста активов (имущества) предприятия, %.

Приведенное соотношение получило название «золотого правила экономики предприятия»: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущество предприятия. Это означает следующее: издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия использоваться более эффективно.

С учетом предлагаемых коэффициентов эффективности можно продолжить цепочку соотношений:

Тп > Тв > Тн а > Та > Тт > Т^ > 100 %, (7)

где Тн а — темп роста структуры нематериальных активов предприятия за анализируемый период, %; Тт — темп роста производительности труда работников предприятия за анализируемый период, %; Т^ — темп роста ДРС предприятия, %.

Итак, представленный подход при его использовании в совокупности с другими методами позволяет оценить те изменения, которые произойдут на предприятии после внедрения нововведения, причем в соответствии с теми условиями, которые определены на этапе установления исходных параметров ИП. К числу исходных параметров отнесены, прежде всего, потенциал продукта и охват сегментов рынка. В зависимости от этих величин складываются

главные затраты на реализацию проекта - масштабы расходов, связанных с выбором формы защиты прав на интеллектуальную собственность, определением мощностей основных производственных фондов, организацией системы сбыта и продвижения инновационной продук-

ции. Возможные перспективные изменения на хозяйственную деятельность предприятия по выбранному инновационному плану анализируются на основе оценки эффективности инвестиций в новую технологию и ее влияния на экономику предприятия в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаджиев, М.М. Управление инновационным процессом на предприятии в условиях рыночной экономики [Текст] / М.М. Гаджиев, Э.А. Козловская, В.А. Козловский. - СПб.: РАН ДНЦ ИСЭИ, 1992. - 168 с.

2. Козловская, Э.А. Экономика и управление инновациями [Текст] : учебник по классическому университетскому образованию / Э.А. Козловская, Д.С. Демиденко, Е.А. Яковлева, М.М. Гаджиев. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 304 с.

3. Козловская, Э.А. Стоимостной подход

к управлению инновационным процессом на предприятии [Текст] : учебник по классическому университетскому образованию / Э.А. Козловская, Д.С. Демиденко, Е.А. Яковлева, М.М. Гаджиев. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 180 с.

4. Бабкин, А.В. Инновационная система предприятия: состояние и перспективы развития [Текст] / А.В. Бабкин, А.О. Новиков // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. -2008. - № 4 (61). - С. 208-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.