Научная статья на тему 'Состав плановых показателей деятельности отечественных промышленных предприятий, отражающих интересыстейкхолдеров'

Состав плановых показателей деятельности отечественных промышленных предприятий, отражающих интересыстейкхолдеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / PLANNING / STAKEHOLDERS / INDICATORS / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорошилова Ольга Владимировна

Предложена система плановых показателей деятельности отечественных предприятий машиностроительной промышленности, отражающих интересы стейкхолдеров. Для согласования годового плана со стратегией развития общества плановые показатели рекомендуется делить на две группы показатели результата и опережающие показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хорошилова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of planning figures for russian industrial enterprises, for the purpose of considering stakeholders interests

The present article represents the system of planning indicators of activity of the russian enterprises of the machine engineering industry which demonstrate the interests of stakeholders. To coordinate the annual plan with strategy of society development the author recommends to divide the planning indicators for two groups the result indicators and the advancing indicators.

Текст научной работы на тему «Состав плановых показателей деятельности отечественных промышленных предприятий, отражающих интересыстейкхолдеров»

Внутригородские гостиничные сети города представлены следующими гостиничными комплексами: ГК «Орион» — три гостиницы, ГК «Русь» — три гостиницы, отель «Солнце» — две. Представителей зарубежных сетей в Иркутске нет. Единственным представителем общероссийской сети гостиниц является «Иркутск-Интурист».

Проведенное обследование позволило определить следующие характерные особенности и тенденции развития гостиничного хозяйства нашего города:

1. Продолжавшееся в течение долгого периода снижение номерного фонда гостиничных предприятий Иркутска остановилось. Происходит незначительный рост числа гостиниц. За последние три года их было построено шесть.

2. Как и во многих других российских городах, в Иркутске строят новые гостиницы элитного класса, предлагающие свои услуги по соответствующей цене, несмотря на то что основной спрос — на услуги средств размещения среднего ценового диапазона. Это приводит к дефициту мест размещения для клиентов со средним уровнем доходов и к неравномерной загрузке городских гостиниц. Гостиниц эконом-класса, предоставляющих качественные услуги, в Иркутске практически нет.

3. Из-за недостаточного общего количества средств размещения в городе активно происходит сдача в аренду частных квартир гостиничного типа.

4. Среди иркутских гостиниц большое число ведомственных средств размещения,

которые, как правило, не принимают обычных туристов. Это еще больше снижает номерной фонд города.

5. В Иркутске нет средств размещения, прошедших процедуру присвоения категории по новой единой государственной системе классификации.

6. Одной из самых заметных особенностей гостиничной индустрии города является неэффективное продвижение средствами размещения своих услуг. Доступной качественной информации об имеющемся в Иркутске гостиничном фонде практически нет. Статистическая информация с трудом поддается обработке из-за отсутствия действительно работающей единой системы классификации гостиничных предприятий. Качество обслуживания персонала и квалификация администраторов также оставляют желать лучшего. Требуется повышение культуры обслуживания, внедрение эффективных систем, направленных на повышение качества гостиничных услуг.

7. Менее 10% гостиниц Иркутска имеет конгресс-ресурсы, достаточные для удовлетворения растущих потребностей бизнес-туризма. По данным на июль 2007 г., конгресс-ресурсы представлены в пяти гостиницах города. Ситуация постепенно меняется, так как руководители средств размещения заинтересованы в привлечении бизнес-туристов. Позитивная тенденция усиливается благодаря регулярно проходящему в нашем городе Байкальскому экономическому форуму и другим деловым мероприятиям большого социально-экономического значения.

О.В. ХОРОШИЛОВА

кандидат экономических наук, доцент Воронежского государственного технического университета

СОСТАВ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ СТЕЙКХОЛДЕРОВ

Состав плановых показателей де- быть специфичен для каждого предприятия.

ятельности отечественных промышлен- В то же время для средних и крупных пред-

ных предприятий, отражающих интересы приятий одной отрасли, имеющих одина-

стейкхолдеров, определяется в процессе ковую организационно-правовую форму и

взаимодействия с собственником и други- форму собственности, вполне обоснованно

ми заинтересованными группами и может формирование типовой системы плановых

© О.В. Хорошилова, 2007

О.В. ХОРОШИЛОВА

показателей, отражающих интересы стейк-холдеров.

Рекомендуемые показатели деятельности отечественных предприятий машиностроительной промышленности, отражающие интересы стейкхолдеров, представлены в таблице.

Можно заметить, что показатели отражают будущие желаемые параметры как экономической, так и социальной и экологической деятельности предприятия.

Предложенные в таблице показатели рекомендуется использовать во всех целевых моделях внутрифирменного планирования. Разница будет заключаться в том, значение какого из показателей предприятие будет стремиться максимизировать, а какие будут применяться в качестве ограничений.

При использовании стоимостно-ориен-тированной модели планирования состав показателей необходимо дополнить показателями стоимости предприятия.

Для того чтобы обеспечить баланс между долгосрочными и краткосрочными интере-

сами собственников и инвесторов, рекомендуется выделять две группы показателей: показатели результата и опережающие показатели. Показатели результата — показатели, которые измеряют достигнутые к концу планового периода результаты, отражающие интересы стейкхолдеров. Опережающие показатели отражают факторы, способствующие достижению результатов за пределами планового периода.

Сущность опережающих показателей рассмотрим на примере показателя «затраты на инновации». Осуществление затрат на инновации в текущем году зачастую уменьшает величину чистой прибыли предприятия, рассчитанной по правилам бухгалтерского учета. Это связано с тем, что одни виды затрат списываются на текущие расходы, другие требуют дополнительных источников финансирования, плата за которые уменьшает текущий финансовый результат. Финансирование потребности в капитале в текущем году за счет кредитов уменьшает значение коэффициента обеспеченности собственны-

Рекомендуемые показатели деятельности отечественных предприятий машиностроительной промышленности, отражающие интересы стейкхолдеров

Группы стейкхолдеров Показатели

Собственник Опережающие показатели: увеличение доли рынка, рост производственной мощности, количество осваиваемой новой продукции, затраты на инновации Показатели результата: рост выручки, чистая рентабельность собственного капитала, операционная прибыль, дивиденды на акцию, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, удельный вес постоянных расходов

Потенциальный инвестор Опережающие показатели: увеличение доли рынка, рост выручки, рост производственной мощности, количество осваиваемой новой продукции, затраты на инновации Показатели результата: доход на акцию (EPS), рентабельность инвестированного капитала, чистый денежный поток от операционной деятельности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, дивиденды на акцию, уровень соблюдения положений Кодекса корпоративного поведения

Кредитор Рентабельность продаж, рентабельность инвестированного капитала, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент критической ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент автономии

Потребитель Цена продукции, продолжительность отсрочки платежа, рост уровня качества продукции, сроки выполнения заказа, процент выполнения заказов в срок, скорость размещения заказа, уровень послепродажного обслуживания, уровень соблюдения положений стандартов менеджмента качества

Работник Уровень среднемесячной заработной платы, соотношение темпа роста выработки и заработной платы, количество дней задолженности по оплате труда, доля постоянной части в оплате труда, доля затрат на обучение и переподготовку кадров в выручке, доля затрат на решение социальных вопросов в выручке, среднесписочная численность работающих, уровень соблюдения положений стандартов безопасности труда, санитарных правил и норм, уровень соблюдения положений стандарта социальной ответственности

Государство и местное сообщество Сумма налоговых поступлений, среднее количество дней задолженности по выплате налогов, затраты на проведение экологических мероприятий в выручке, затраты на благотворительность в выручке, уровень соблюдения положений стандарта взаимодействия с заинтересованными сторонами, уровень соблюдения положений стандарта системы управления окружающей средой

Известия ИГЭА. 2007. № 6 (56)

ми оборотными средствами. Кроме того, может быть принято решение о снижении нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и уменьшении дохода на акцию. Такое влияние затрат на инновации на результаты деятельности предприятия в плановом году может создать впечатление, что рост данного показателя не отражает интересы собственника предприятия. В то же время мировой опыт последних лет указывает на прямую зависимость между затратами на инновации и эффективностью деятельности предприятия в будущем.

Проведенный анализ статистических данных об инновационной активности и финансовом состоянии отечественных предприятий за 2003-2005 гг.1 выявил тесную зависимость между показателем среднеотраслевой рентабельности капитала и уровнем затрат на процессные инновации. Исходя из того что срок окупаемости большинства осуществляемых технологических инноваций составляет два-три года, был предусмотрен лаг во времени: показатели рентабельности рассматривались за 2005 г., а значения затрат на технологические инновации — за 2003 г. Коэффициент корреляции между анализируемыми показателями составил 0,78, — 0,6.

Исследования показали, что уменьшение лага во времени при анализе зависимости показателей рентабельности от затрат на инновации снижает значение коэффициента корреляции.

Для анализа использовались данные о среднеотраслевой рентабельности и затратах на технологические инновации по видам обрабатывающих производств. Полученное уравнение регрессии для обрабатывающих производств имеет следующий вид: у = 4,164 + 0,001 267х, где у — среднеотраслевая рентабельность капитала в 2005 г., %; х — сумма затрат на процессные инновации в 2003 г., млн р.

Полученное уравнение показывает, что увеличение затрат на инновации в целом по отрасли на 100 млн р. приводит к росту среднеотраслевой рентабельности капитала через два года на 0,126 7%.

Зависимость среднеотраслевой рентабельности продукции от уровня затрат на технологические инновации описывается таким уравнением: у = 5,76 + 0,001 621 х.

Таким образом, затраты на процессные инновации, понесенные в текущем году, напрямую влияют на показатели эффективности производства продукции в будущем.

На основании сказанного можно сделать вывод: увеличение затрат на инновации соответствует долгосрочным интересам собственников, несмотря на то что снижает финансовый результат в краткосрочной перспективе. Следовательно, данный показатель можно отнести к группе опережающих.

В развитых зарубежных странах все большую популярность при оценке экономической эффективности деятельности предприятия с точки зрения собственника приобретает показатель экономической добавленной стоимости (EVA)2. Он характеризует чистый экономический результат от операционной деятельности за минусом затрат на капитал.

Достоинства данного показателя по сравнению с операционной прибылью:

- он в меньшей степени противоречит опережающим показателям;

- характеризует результат после выплаты налогов;

- учитывает затраты на капитал, используемый для получения операционной прибыли;

- лежит в основе расчета показателя «рыночная добавленная стоимость», используемого в стоимостно-ориентированной модели планирования.

Для устранения противоречий с опережающими показателями величина NOPAT рассчитывается путем корректировки операционной прибыли (EBIT) не только на налоговые платежи, но и на некоторые текущие затраты, носящие по существу инвестиционный характер (например, затраты на подготовку кадров, освоение нового рынка и т.п.). Значение EVA больше нуля свидетельствует о соблюдении интересов собственников компании. В то же время проведенные автором исследования показали, что для большинства отечественных машиностроительных предприятий в течение последних десяти лет показатель EVA отрицателен.

Использование показателя экономической добавленной стоимости вместо операционной прибыли и чистой рентабельности собственного капитала для машиностроительных предприятий в настоящее время затрудни-

Известия ИГЭА. 2007. № 6 (56)

О.А. САЛАХИ

тельно. Основная сложность заключается в том, что большинство данных предприятий не котирует свои акции на фондовом рынке. Это, в свою очередь, затрудняет расчет цены собственного капитала, необходимой для определения WACC. Кроме того, в России пока не ведется статистика по показателю EVA, что делает невозможным сравнительный анализ. По мере развития фондовых рынков, распространения стои-мостно-ориентированной модели планирования и повышения эффективности деятельности предприятий значение использования EVA в качестве планово-контрольного показателя будет повышаться.

Состав и удельный вес показателей, характеризующих интересы потенциальных инвесторов, могут изменяться в зависимости от вида инвестора и конкретизироваться при взаимодействии предприятия с инвесторами. В общем случае данные показатели должны характеризовать риски и эффективность предполагаемых инвестиций. При выборе конкретных показателей рекомендуется воспользоваться Приложением № 11 к Постановлению ФКЦБ от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс. Данное приложение содержит перечень показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность эмитента, ликвидность и результаты его финансово-хозяйственной деятельности. Установленный перечень рекомендуется до-

полнить такими показателями, как прибыль на акцию и коэффициент соответствия принципам Кодекса корпоративного поведения.

Одним из важнейших показателей, влияющих на решение потенциальных инвесторов вкладывать средства в предприятие, является уровень соответствия Кодексу корпоративного поведения3. Нарушение предприятием требований данного документа резко повышает риски по его ценным бумагам (в этом случае ценным бумагам не присваивается рейтинг А)4.

Предложенные в данной статье показатели, отражающие интересы стейкхолдеров, должны лежать в основе формирования системы стратегических и тактических внутрифирменных планов и плановых показателей машиностроительных и приборостроительных предприятий.

Примечания

1 Российский статистический ежегодник. 2006; То же. 2005.

2 Хан Д. Планирование и контроль: стоимост-но-ориентированные концепции контроллинга. М., 2005.

3 Кодекс корпоративного поведения: утв. распоряжением Федер. комис. по рынку ценных бумаг от 18 июня 2003 г. № 03-1169/р.

4 Методические рекомендации по осуществлению организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за соблюдением акционерными обществами положений Кодекса корпоративного поведения.

О.А. САЛАХИ

соискатель Иркутской государственной сельскохозяйственной академии

КОНСУЛЬТАНТ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА — СПЕЦИАЛИСТ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

При переходе России от административно-командной системы к рыночным отношениям были изменены принципы управления сельхозпроизводством. Функции органов управления АПК из командно-распорядительных постепенно трансформировались в экономические и консультационные. Товаропроизводители должны были научиться тому, как принимать огромное количество решений, которые раньше за них принимали другие. В данных условиях проблемой для сельскохозяйственных товаропроизводите-

лей стал поиск источников информации, необходимой для разработки эффективных и своевременных управленческих решений. Одним из источников информации и фактором повышения уровня информационного обеспечения товаропроизводителей является информационно-консультационная служба (ИКС). Растущий интерес ученых и практиков к проблемам создания и развития такой службы для сельхозтоваропроизводителей не случаен. История зарождения подобных служб практически

© ОА. Салахи, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.