Научная статья на тему 'РОЛЬ И ПРОБЛЕМАТИКА ПОНЯТЫХ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

РОЛЬ И ПРОБЛЕМАТИКА ПОНЯТЫХ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
понятые / правовой статус / УПК / следственные действия / witnesses / legal status / criminal law procedure / investigative actions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константинова К. Е., Таганов А. Т., Тапилин И. С.

Данная статья исследует роль, влияние и проблематику института понятых в странах постсоветского пространства, в частности, их участие в уголовном судопроизводстве, а также отражение норм законодательства, регулирующих их отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PROBLEMS OF WITNESSES IN POST-SOVIET COUNTRIES

This article examines the role, influence and problems of the institution of witnesses in the post-Soviet countries, in particular, their participation in criminal proceedings, as well as the reflection of the norms of legislation governing their relations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ПРОБЛЕМАТИКА ПОНЯТЫХ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

УДК 343.13 Константинова К.Е., Таганов А.Т., Тапилин И.С.

Константинова К.Е.

студентка 3 курса юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (г. Краснодар, Россия)

Таганов А.Т.

студент 3 курса юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (г. Краснодар, Россия)

Тапилин И.С.

студент 3 курса юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (г. Краснодар, Россия)

РОЛЬ И ПРОБЛЕМАТИКА ПОНЯТЫХ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация: данная статья исследует роль, влияние и проблематику института понятых в странах постсоветского пространства, в частности, их участие в уголовном судопроизводстве, а также отражение норм законодательства, регулирующих их отношения.

Ключевые слова: понятые, правовой статус, УПК, следственные действия.

В нынешних реалиях многие ученые, юристы, правоведы и законотворцы пытаются создать такие правила расследования преступлений, которые способны обеспечить объективность в рамках производства по уголовному делу, а также всестороннее установление обстоятельств преступления. Одним из средств достижения обозначенной цели является привлечение незаинтересованных и независимых наблюдателей, то есть понятых, которые удостоверяют ход и содержание производимых процессуальных действий.

Впервые участие понятых в уголовном судопроизводстве предусматривалось в Соборном уложении 1649 г., в котором уголовный процесс еще не был отделен от гражданского. В тексте Уложения сказано, что проигравшая сторона может "соблазниться подправить руку правосудия" путем фальсификации документов при помощи судебных работников. Уложение определяло понятых как посторонних людей, кому можно верить: "сторонний люди, добрые, кому можно верити". [1]

Однако само понимание об институте "понятых" менялось. За многовековую историю было принято достаточно много нормативных актов, которые регулировали или хотя бы упоминали об этот институте:

• Артикул воинский 1715 г.,

• Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.,

• Устав уголовного судопроизводства 1864 г.,

• Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г.,

• Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1961 г.,

• Уголовно-процессуальный кодекс БССР 1960 г.,

• Уголовно-процессуальный кодекс Казахской ССР 1959 г.,

• Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской ССР 1960 г.,

• и другие.

В тоже время эти акты утрачивали силу, потому что характер, понимание и в целом взгляды на институты права менялись, следовательно, появлялись пробелы, которые нужно было решить. На данный момент стоит поднять только

один вопрос: "Существует ли проблематика понятых в странах постсоветского пространства?"

Россия.

В Российской Федерации существует институт понятых. Так ч. 1 ст. 60 УПК РФ фиксирует определение, в соответствии с которым: "понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия". [10]

Если провести анализ ч. 1 ст. 60 УПК РФ, то в ней определяется роль понятого как не заинтересованного в исходе уголовного дела лица, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов. Рассматривая ч. 2 ст. 60 УПК РФ, можно сделать вывод о том, что устанавливается ряд категорий лиц, которые не могут быть понятыми, также действует в системной связи с ее частью первой и потому не предполагает возможность привлечения в качестве понятых любых - включая не указанных в ней - лиц, так или иначе заинтересованных в исходе уголовного дела. В иных случаях наблюдалось бы несоответствие принципам уголовного процесса, тем самым подвергая сомнению объективность и беспристрастность лиц, участвующих в подтверждении факта проведения, хода и содержания следственных действий, а, следовательно, и достоверность информации, полученной в результате их проведения. [12]

Ряд ученых связывают сохранение института понятых в российском уголовном процессе, прежде всего, с недоверием к следователю, с постоянной необходимостью контроля над ним, в том числе со стороны посторонних лиц. [6] Необходимо отметить тот факт, что УПК РФ устанавливает также такие требование к понятым, как:

• совершеннолетие, то есть достижения возраста 18 лет,

• не является участником уголовного судопроизводства, а также близким родственником и родственником самого участника,

• не является работником органа исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования. [10]

С учетом того, что указанный перечень требований является закрытым, то стоит отметить, что лица без гражданства, иностранные граждане и лица с двойным гражданством имеют права стать понятыми.

Некоторые ученые предлагают предъявлять к понятым в качестве требования наличие гражданства РФ, аргументируя это тем, что может возникнуть проблема последующего вызова понятого для дачи показаний в качестве свидетеля, поскольку человек может находиться за границей. [5]

Закон ничего не предусматривает об ограниченно дееспособных граждан. Указанный тезис для некоторых ученых является проблемным, поскольку ч. 2 ст. 81 УПК Республики Казахстан устанавливает такое требование к понятому, как способность полно и правильно воспринимать происходящие в его присутствии действия. [9] В некоторых публикациях отмечается, что норма сходного содержания должна быть закреплена в ст. 60 УПК РФ.

Закон четко фиксирует права понятых, однако нет четкого списка обязанностей. По факту, если трактовать ч. 4 ст. 60 УПК РФ понятой лишь обязан:

• явиться по вызову дознавателя, следователя или суда,

• не разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в соответствии со ст. 161 УПК РФ,

Необходимо подчеркнуть, что не во всех следственных действиях обязательны понятые. Так, согласно ч. 3 ст. 170 УПК РФ: "В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая

запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись".

Казахстан.

В Казахстане существует институт понятых. Согласно ч. 1 ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее УПК РК): "Понятым является лицо, привлеченное органом уголовного преследования для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом". [9]

УПК РК устанавливает требование к понятым:

• отсутствует заинтересованность в деле,

• отсутствует зависимость от органов уголовного преследования,

• совершеннолетие, то есть 18 лет,

• способность полно и правильно воспринимать происходящие в их присутствии действия и не подлежащие отводу.

Последнее требование отсутствует в УПК РФ, как говорилось ранее. При этом указанное требование подвергается критике, поскольку отсутствует толкование в законодательстве Казахстана о категории "правильности". [13]

УПК РК устанавливает перечень прав и обязанностей понятого, но в различных публикациях поднимается вопрос о правильности их соотношения. Так, понятой имеет право участвовать в производстве следственного действия, что предполагает два обстоятельства. Первое из них определяет факт добровольности участия и возможности отказа в таком участии. А второе, логически указывает на то, что речь идет только о том следственном действии, к которому он привлекается в качестве понятого. Такая добровольность может быть подвергнута сомнениям уже потому, что та же статья указывает на такое участие как на обязанность понятого. В результате чего подчеркивается внутреннее противоречие положений статьи 82 УПК РК. Данное противоречие

авторы считают нарушением права на получение квалифицированной юридической помощи. [2]

У понятых в Казахстане существует право, которое отсутствует в России, а именно получать возмещение расходов, понесенных им при производстве по уголовному делу. [9]

Азербайджан.

Если говорить про Азербайджан, то тут стоит отметить, что у них институт понятых до сих пор существует и закреплен в статье 94 УПК Азербайджанской республики.

Так, статья 94.1 устанавливает следующие требование к понятым:

• не имеет личную заинтересованность в уголовном процессе,

• не является сотрудником органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда,

• должно быть совершеннолетнее лицо, то есть 18 лет,

• является гражданином Азербайджанской республики,

• не является участником уголовного процесса, а также близким родственником самого участника,

• не имеет проблемы со зрением, слухом, речью, а также не страдает психической болезнью,

• обладает способностью полностью и, верно, воспринимать происходящее в их присутствии. [7]

Стоит сразу отметить тот факт, что УПК Азербайджанской республики устанавливает ценз на гражданство, а также прописывает норму "не имеет проблем со зрением, слухом, речью, а также не страдает психической болезнью", которая отсутствует в вышеупомянутых УПК РК и УПК РФ.

Много общего, а именно в определении понятого и его обязанностей, имеет УПК Казахстана с УПК Азербайджана. Как минимум, в обоих кодексах у понятых существует право на возмещение расходов по производству уголовного дела, чего в УПК РФ отсутствует. Однако, существует множество статей в сети

"Интернет", в которых сказано, что данное право трудно реализуемо на практике. [7]

Также стоит отметить, что совсем недавно, а именно летом 2024 года произошли изменения в законодательстве Азербайджана, в результате которого личный досмотр физического лица и его вещей осуществляется без привлечения понятых.

На данный момент институт понятых имеет нефункциональную сущность, так как это функция заключается в осуществлении общественного контроля над следственным органом. Сейчас современные информационные технологии, видеосъемка, проведение которой возможно в ходе анализа или следствия, применение других новых методов фактически исключают использование понятых.

После изменения в законодательстве при проведении следственных действий, например, при досмотре используется видеосъемка, а участие понятого не считается важным. В целом же проведение видеосъемки следственных мероприятий может быть эффективнее института понятых, ведь, например, в Азербайджане люди не проявляют интереса к тому, чтобы быть понятыми. Понятого рассматривают как «оговорщика». Указанные тезисы зафиксированы в ст. 92 Кодекса Азербайджанской республики об административных проступках. Из этого можно сделать следующий вывод о том, что ввиду тотальной цифровизации институт понятых постепенно утрачивает свою значимость, поскольку с помощью камер и видеосъёмок можно самостоятельно проводить осмотры без привлечения третьих лиц.[11]

Беларусь.

В Беларуси существует институт понятых. ч. 1 ст. 64 УПК Республики Беларусь устанавливает следующие требования к понятым:

• не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо,

• совершеннолетнее лицо, то есть 18 лет.

Таким образом законодатель устанавливает наименьший круг требований, в отличии от вышерассмотренных УПК. Эта же статья устанавливает определенный круг обязанностей, прав понятого, а также ответственность за разглашение данных без разрешения органа уголовного преследования. Как в Азербайджане и Казахстане, понятой в Беларуси имеет право получать возмещение понесенных им расходов, связанных с участием в производстве следственных действий. [8]

В научных публикациях поднимают проблематику института "понятых" следующего характера:

• незаинтересованность граждан в участии при производстве следственных действий,

• отсутствие санкции к лицу, отказавшемуся участвовать в качестве понятого, что приводит к временным затратам для поиска таких лиц,

• понятой может беспрепятственно покинуть место проведения следственного действия без объяснения причин. [15]

Туркменистан.

В Туркменистане существует институт понятых. ч. 2 ст. 101 УПК устанавливает следующие требования к понятым:

• лица, не заинтересованные в деле,

• лица, способные полно и правильно воспринимать происходящие в их присутствия действия,

• лица, независимые от органов уголовного преследования,

• совершеннолетние граждане, то есть с 18 лет,

• не является обвиняемым, адвокатом обвиняемого, подозреваемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителем, родственники указанных лиц, а также свидетели.

Стоит отметить тот факт, что впервые сталкиваемся с более детальным перечнем лиц, не имеющих право на участие в качестве понятых. Более широко представляется понимание "родственников", то есть здесь речь идет не только о

родственников обвиняемого, но и упоминается родственные связи с адвокатом, подозреваемым, потерпевшим, гражданским истцом и ответчиком, и их представителем.

УПК устанавливает круг прав и обязанностей, однако стоит акцентировать внимание на часть 3 ст. 101: "За отказ от участия в производстве следственных действий или уклонение от выполнения своих обязанностей без уважительных причин понятой может понести административную ответственность". УПК же Беларуси и России предусматривает уголовную ответственность за нарушение обязанностей. [16]

УПК Туркменистана не предусматривает денежной компенсации, как это имеется в Казахстане, Азербайджане и Беларуси.

В конце стоит отметить, что в таких странах, как: Грузия, Киргизия, Эстония, Литва, Латвия и в других отсутствует институт понятых.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

• Законодательство стран постсоветского пространства в целом повторяет требования к понятым, однако существуют особые требования, которые не находят отражение в иных УПК,

• В некоторых странах существует так называемая денежная компенсация, за расходы средств, связанных с производством в следственных действиях,

• Существуют теоретические проблемы с институтом понятых. Так в России поднимается вопрос о внедрении ценза на гражданство и денежных выплат, а в Казахстане поднимают вопрос о более детальной трактовки категории "правильности",

• Поднимаются реальные проблемы института понятых, так в Азербайджане на практике трудно реализовать право на денежные компенсации. В Беларуси в целом большая часть граждан не заинтересована участвовать в производстве следственных действий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Михайлов А. Институт понятых - архаизм российского уголовного судопроизводства // Законность. 2003. № 4. - С. 29;

2. Конин В.В. Право на защиту: некоторые теоретические вопросы // Российская юстиция, 2013. - № 4. - С. 34-36;

3. Немира С.В. Оценка достоверности применения экспертной методики // Закон и право. - 2014. - № 3. - С. 91-95. - ББК КХБТСР;

4. Немира С.В. проверка достоверности заключения эксперта // Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминалистические вопросы борьбы с преступностью: Сборник конференции. Краснодар. С. 92-96. - ББК YK.DC;

5. Сторожева А.Н. Понятой в уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук / А.Н. Сторожева - Красноярск, 2006. - С. 177;

6. Хитрова О.В. Развитие института понятых в УПК РФ // Адвокатская практика. 2005. № 3;

7. Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики (утвержден Законом Азербайджанской Республики от 14.07.2000 гг. № 907-^);

8. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 г. № 295-З // в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.01.2015 // СПС КонсультантПлюс: Беларусь;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 04.07.2014 № 231-У ЗРК // Казахстанская правда. 2014. №133;

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 22.11.2001г. (в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 335-ФЗ);

11. Кодекс Азербайджанской Республики об административных проступках от 29.12.2015 г. (в ред. 28.06.2024 г.);

12. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.10.2023 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

13. Ийр8://суЬег1ептка.га/аг1:1с1е/п/ропуа1:оу-у-и§о1оупо-рго18е88иа1пот-кодек8е-ге8риЬНк1-ка2аИ81ап;

14. И11р8://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/к-уорго8и-оЬ-исЬа8111-ропуа1уЬ-рг1-рго12уод81уе-81ед81уеппуИ-деу8Ыу-у-ге8риЬНке-Ье1агш;

15. https://online.zakon.kz;

16. https://ru.apa.az/blog/blog-single/nuzen-li-institut-ponyatyx-pri-sledstvii-2

Konstantinova K.E., Taganov A. T., Tapilin I.S.

Konstantinova K.E.

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

(Krasnodar, Russia)

Taganov A.T.

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

(Krasnodar, Russia)

Tapilin I.S.

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

(Krasnodar, Russia)

ROLE AND PROBLEMS OF WITNESSES IN POST-SOVIET COUNTRIES

Abstract: this article examines the role, influence andproblems of the institution of witnesses in the post-Soviet countries, in particular, their participation in criminal proceedings, as well as the reflection of the norms of legislation governing their relations.

Keywords: witnesses, legal status, criminal law procedure, investigative actions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.