Научная статья на тему 'Роль и полномочия государственных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций'

Роль и полномочия государственных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
786
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравцова Елена Александровна, Максименко Александр Владимирович, Шалайкин Руслан Николаевич

Учитывая глобальные тенденции к увеличению техногенных аварий и экологических катастроф, в России создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В статье рассмотрены структурные единицы данной системы, на основе анализа действующих нормативных актов проанализированы их полномочия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кравцова Елена Александровна, Максименко Александр Владимирович, Шалайкин Руслан Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and powers of state bodies in emergency situations

Given the global trend towards the increase of industrial accidents and environmental disasters, in Russia a unified state system of prevention and liquidation of emergency situations. The article considers the structural units of this system, based on the analysis of existing regulations analyzed their powers.

Текст научной работы на тему «Роль и полномочия государственных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций»

4. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05); ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06)

4.1. РОЛЬ И ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Кравцова Елена Александровна, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Белгородский юридический институт МВД РФ. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected] Максименко Александр Владимирович, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Белгородский юридический институт МВД РФ. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. Шалайкин Руслан Николаевич, канд. юрид. наук. Должность: начальник кафедры. Место работы: Белгородский юридический институт МВД РФ. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин.

Аннотация: Учитывая глобальные тенденции к увеличению техногенных аварий и экологических катастроф, в России создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В статье рассмотрены структурные единицы данной системы, на основе анализа действующих нормативных актов проанализированы их полномочия.

Ключевые слова: экологическое право, государственные органы, чрезвычайные ситуации, экологические катастрофы.

THE ROLE AND POWERS OF STATE BODIES IN EMERGENCY SITUA TIONS

Kravtsova Elena Aleksandrovna, PhD at law. Position: senior lecturer. Place of employment: Belgorod Law Institute of MIA Russia. Department: civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]

Maksimenko Alexandr Wladimirovich, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Belgorod Law Institute of MIA Russia. Department: civil law disciplines chair.

Shalaykin Ruslan Nikolaevich, PhD at law. Position: Head of chair. Place of employment: Belgorod Law Institute of MIA Russia. Department: civil law disciplines chair.

Annotation: Given the global trend towards the increase of industrial accidents and environmental disasters, in Russia a unified state system of prevention and liquidation of emergency situations. The article considers the structural units of this system, based on the analysis of existing regulations analyzed their powers.

Keywords: environmental law, government agencies, emergencies and environmental disasters.

В ст. 42 Конституции закреплено такое право личности, как право каждого на благоприятную окружающую среду. Однако, к сожалению, данное право не всегда соблюдается. По данным ВОЗ до 30% заболеваний населения России связано с загрязнением окружающей среды. В современной России в условиях постоянного превышения нормативов вредных веществ в

атмосферном воздухе проживают более 20 миллионов человек. До 10% заболеваний дыхания у городских детей возникает из-за влияния загрязненного атмосфер-

1

ного воздуха.

В основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегии),2 обращается внимание на то, что экологическая ситуация в Российской Федерации не является благоприятной и характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду от ведущейся в настоящее время хозяйственной деятельности. Усугубляет ситуацию то, что в советский период отрицательному воздействию на окружающую среду при проведении производственной деятельности не уделялось достаточно внимания, что привело к накопительному эффекту негативных последствий и возрастанию экологических проблем в настоящее время. В Стратегии приводятся следующие цифры: в 40 субъектах Российской Федерации более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

Вышеуказанные проблемы характерны для большинства современных государств. Как справедливо заметил по данному поводу О.Д. Дубовик: «в большинстве случаев ни границы, ни политические устройства, ни даже правовые традиции не имеют никакого значения, поскольку проблемы экологии глобальны по определению». 3

Тенденция увеличения числа и тяжести чрезвычайных ситуаций отмечается во всем мире, что определяет общую настороженность человечества и необходимость быть в постоянной готовности. Как заметил по данному поводу А.Я. Рыженков: Примеров крупномасштабных экологических катастроф, которые влияют на экологическое состояние всей планеты, можно приводить множество, в том числе и в России... Так, в ре-

1 Глушкова С.И. Права человека в России. М.: Юрист, 2012.С.374.

2 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012). URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 04.02.2016).

3 Дубовик О.Л. Механизм имплементации экологического права Европейского союза в национальное законодательство об охране окружающей среды стран-участниц // Экологическое право. 2014. N 4. С. 26.

ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Кравцова Е.А. Максименко А.В. Шалайкин Р.Н.

зультате произвольного забора воды для орошения из рек Амударьи и Сырдарьи Аральское море стало высыхать и ушло от своей прежней береговой линии более чем на 100 километров. Стоки дренажных вод с полей привели к отложениям пестицидов и ядохимикатов, которые вместе с солью высохшего моря в виде пыльных бурь разносятся на сотни километров, уничтожая все живое и негативно влияя на здоровье лю-

~ 4

дей.

Именно поэтому формирование действующей государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способной ликвидировать возникшую чрезвычайную ситуацию быстро и с минимальными последствиями является весьма актуальным. Создание такой системы предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Статья 4 данного закона предусматривает формирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

«Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций... Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации».

Указанная норма является отсылочной, ее действие обеспечивается иными нормативными актами. В частности, Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Им определяется порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно данному акту в систему входят:

МВД России, в ведении которого находится функциональная подсистема охраны общественного порядка;

МЧС России - подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; предупреждения и тушения пожаров; предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации; координации деятельности по поиску и спасанию людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;

Минобороны России - подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации;

4 Рыженков А.Я. Правовой режим зон экологического бедствия // Современное право. 2014. N 7. С. 20 .

Спецстрой России - подсистема восстановления специальных объектов в зоне чрезвычайных ситуаций;

Минздрав России - вопросы всероссийской службы медицины катастроф; медико-санитарной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях в организациях (на объектах), надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

Минтруд России - вопросы социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;

Минприроды России - подсистема противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений; мониторинга состояния недр (Роснедра); наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей среды (Росгидромет); предупреждения о цунами (Росгидромет совместно с Геофизической службой Российской академии наук, МЧС России, Минкомсвязью России, администрациями субъектов Российской Федерации в Дальневосточном регионе); федерального государственного экологического надзора (Росприроднадзор); охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослес-хоз).

Также в данную систему входят Минобрнауки России, Минприроды России, Минпромторг России, Минтранс России, Минкомсвязь России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минрегион России, Госкорпорация «Росатом», Росгидромет, Ростехнад-зор, Минэнерго России, Ростехнадзор, Роскосмос.

Полномочия государственных органов в сфере ликвидации и предупреждения чрезвычайный ситуаций конкретизируются в федеральных отраслевых актах. Примером могут служить Приказ Минэнерго РФ от 09.06.2011 N 222 «О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России» и Приказ Минсельхоза РФ от 21.07.2006 N 213 «О функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Минсельхоза России» (вместе с «Положением о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных животных единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Положением о функциональной подсистеме защиты сельскохозяйственных растений единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Положением о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Положением о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Росрыболовства, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Положением о Комиссии Минсельхоза России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности»).

Помимо федеральных органов власти в систему входят региональные структурные единицы, так называемые территориальные подсистемы.

Так, в Белгородской области формирование территориальной подсистемы регулируется Постановлением Правительства Белгородской области от 06.05.20l3 N 166-пп «Об областной территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (вместе с «Положением об областной территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

Согласно данному постановлению в региональную подсистему входят как территориальные подразделения федеральных государственных органов (например, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области, Главное управление МЧС России по Белгородской области, Белгородский территориальный гарнизон, войсковая часть N 30616-15 и др.), так и региональные государственные органы: департамент здравоохранения и социальной защиты населения области, департамент экономического развития Белгородской области, департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.

Помимо государственных структур в областную территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут включаться негосударственные предприятия, например в Белгородской области это ОАО «Белгородское авиапредприятие», которое обеспечивает поисковые и аварийно-спасательные полеты гражданской авиации; филиал ОАО «РЖД» - Юго-Восточная железная дорога (Белгородский регион), в обязанности которого входит предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, Белгородский филиал ОАО «Ростелеком» и др.

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, осуществляет МЧС Российской Федерации.

Наряду с профессиональными, в ликвидации чрезвычайной ситуации могут участвовать и общественные аварийно-спасательные формирования. В таком случае они действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы.

За деятельностью органов и служб, образующих систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций устанавливается надзор. Он осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В постановлении указано, что государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы. Порядок осуществления надзора регулируется Приказом МЧС России от 26.06.2012 N 359 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Исходя из анализа вышеуказанных нормативных актов, можно сделать вывод, что система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в нашей стране разработана детально, с четким перечнем функций каждого органа, призванного в ней участвовать. Тем не менее, в данной области еще имеются проблемы, требующие своего разрешения.

Так, МЧС, являясь одним из составляющих единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, причем, на наш взгляд, главной из составляющих, осуществляет надзор само за собой, что является не вполне корректным. Поэтому функции надзора за данной системой следует передать другим органам государственной власти.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время в России сформирована действенная система реагирования на любые чрезвычайные ситуации, как техногенного, так и природного характера, включающая в себя не только государственные органы, но и негосударственные структуры. При этом нормативное регулирование взаимодействия различных структурных подразделений данной системы произведено настолько полно и четко, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций все они способны действовать как единый организм, максимально эффективно реагируя на сложившуюся ситуацию и позволяя выйти из нее с минимальными потерями.

Список литературы:

1. Болгова В.В., Жеребцова Е.Е. Практика Конституционного Суда Российской Федерации и формирование публичного интереса в сфере экологической безопасности // Фундаментальные исследования. 2014. № 8. Часть 2. С. 515-519.

2. Глушкова С.И. Права человека в России. М.: Юрист, 2012.С.374.

3. Дубовик О.Л. Механизм имплементации экологического права Европейского союза в национальное законодательство об охране окружающей среды стран-участниц // Экологическое право. 2014. N 4. С. 25 - 31.

4. Кравцова Е.А. Чрезвычайные экологические ситуации. Обеспечение экологической безопасности: учебное пособие. Белгород, Бел ЮИ МВД России, 2015.

5. Лесников Г.Ю. О перспективах развития государственной системы мониторинга состояния общественной безопасности Российской Федерации// Социально-политические науки. 2015. № 4. С. 78-81.

ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Кравцова Е.А. Максименко А.В. Шалайкин Р.Н.

6. Мамитова Н.В. Совершенствование конституционных основ системы и деятельности федеральных органов государственной власти: анализ современного законодательства// Пробелы в российском законодательстве. С. 10-14.

7. Рыженков А.Я. Правовой режим зон экологического бедствия // Современное право. 2014. N 7. С. 19-21.

Рецензия

на статью «Роль и полномочия государственных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций»

В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено такое право личности, как право каждого на благоприятную окружающую среду. Однако, к сожалению, как показывает практика, данное право не всегда соблюдается. В основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. обращается внимание на то, что экологическая ситуация в Российской Федерации не является благоприятной и характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду от ведущейся в настоящее время хозяйственной деятельности. Учитывая глобальные тенденции к увеличению техногенных аварий и экологических катастроф, в России создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В статье рассмотрены структурные единицы данной системы, на основе анализа действующих нормативных актов проанализированы их полномочия.

В рецензируемой статье проанализирована существующая в России система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура, принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья написана доступным языком, имеет высокую степень оригинальности, представляет собой научный и практический интерес. Ее результаты имеют теоретическую значимость и могут быть применены при чтении курсов «Экологического права», «Административного права».

Статья соответствует требованиям ВАК, предъявляемым к написанию научных статей. Статья «Роль и полномочия государственных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций» может быть рекомендована к опубликованию в ведущих рецензируемых научных журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Рецензент:

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Бел ЮИ МВД России имени И.Д.Путилина, кандидат юридических наук, доцент Е.Е. Новопавловская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.