Научная статья на тему 'РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ'

РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ / НЕДОСТАТКИ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ / THE ROLE AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF TAX SYSTEM OF RUSSIA / DEFICIENCIES IN THE SYSTEM OF TAXATION / CONCEPT OF TAX AND STAGES OF DEVELOPMENT OF THE TAX SYSTEM IN RUSSIA IN MARKET CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викуленко А.Е.

В статье раскрываются роль и перспективы развития налоговой системы России за период кризиса 2008-2015 годов, выявляются устраняемые или минимизируемые недостатки в системе налогообложения; раскрываются две концепции налогообложения: его экономическая и социальная целесообразность и этапы его развития за рассматриваемый период, а также выдаются предложения, касающиеся деятельности налоговой системы на 2016-2020 годы по росту её эффективности, отвечающие требованиям финансовой стабильности и экономического роста страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PROSPECTS OF RUSSIAN TAX SYSTEM

The article reveals the role and prospects of development of tax system of Russia during the crisis years of 2008-2015, reveals be minimized or eliminated by the shortcomings in the taxation system; two tax concepts disclosed: its economic and social expediency and the stages of its development over the period, and issued suggestions on the activities of the tax system for 2016-2020 growth of its efficiency to meet the requirements of financial stability and economic growth of the country.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ»

III. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, УЧЁТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

УДК 338.262(100)

A.E. Vikulenko

ROLE AND PROSPECTS OF RUSSIAN TAX SYSTEM

The article reveals the role and prospects of development of tax system of Russia during the crisis years of 2008-2015, reveals be minimized or eliminated by the shortcomings in the taxation system; two tax concepts disclosed: its economic and social expediency and the stages of its development over the period, and issued suggestions on the activities of the tax system for 2016-2020 growth of its efficiency to meet the requirements of financial stability and economic growth of the country.

Keywords: the role and perspectives of development of tax system of Russia; deficiencies in the system of taxation; concept of tax and stages of development of the tax system in Russia in market conditions.

А.Е. Викуленко1

РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

В статье раскрываются роль и перспективы развития налоговой системы России за период кризиса 2008-2015 годов, выявляются устраняемые или минимизируемые недостатки в системе налогообложения; раскрываются две концепции налогообложения: его экономическая и социальная целесообразность и этапы его развития за рассматриваемый период, а также выдаются предложения, касающиеся деятельности налоговой системы на 2016-2020 годы по росту её эффективности, отвечающие требованиям финансовой стабильности и экономического роста страны.

Ключевые слова: роль и перспективы развития налоговой системы России; недостатки в системе налогообложения; концепции налогообложения и этапы развития налоговой системы в России в рыночных условиях.

В соответствии с различными классификациями налоговых систем, российскую налоговую систему можно характеризовать как:

- умеренно фискальную (с уровнем налогового бремени от 30 до 40 % ВВП);

- косвенную (косвенные налоги обеспечивают более 50 % налоговых доходов);

- централизованную (наделяет федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивает более 65 % доходов бюджета этого уровня) [1].

Налоговой системе РФ отводится достаточно большая роль в решении проблем развития новых экономических отношений и обеспечения финансово-экономической стабильности в стране. Она призвана создавать благоприятные условия для укрепления и повышения эффективности производства, устранения диспропорции в экономике, способствовать росту жизненного уровня населения.

Существующая налоговая система страны требует серьёзного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций. С одной стороны, она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны, налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определённые недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать [2]:

1 Викуленко А.Е., заведующий кафедрой финансов и статистики, доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург Vikulenko A.E., Head of the Department of Finance and Statistics, Doctor of Economics, Professor; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg E-mail: Viku20078@rambler.ru

1. Снижение высокого фискального характера налоговой системы России, затрудняющего реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой, завышенной, по сравнению с развитыми странами, ставкой налога на прибыль (20 %) и налога на добавленную стоимость (14-18 %), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.

2. Сокращение высокого удельного веса, по сравнению с зарубежными странами, и растущей доли косвенных налогов (налога с оборота, продаж, различных сборов), а не прямых, что не способствует стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее, наоборот, их снижению.

3. Значительный и постоянно увеличивающийся разрыв между группами физических лиц с минимальными и максимальными доходами (составляющий 1:25) и ставками налогообложения (составляющий только 1:3), что привело к неоптимальной шкале ставок подоходного налога с физических лиц. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, приводящий к сокрытию доходов (т.е. к увеличению и так большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налогов. Особенное значение, в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтённого "чёрного налога" - в результате наличного оборота денежных средств, доля которого, по разным источникам, достигает 40 % денежного оборота страны, вследствие чего расчёты между юридическими лицами не через расчётные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25 %.

4. Сокращение неэффективных существующих льгот сделает налоговую систему нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности и поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но, однако, при этом расширит налогооблагаемую базу. При этом льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, сохранением и даже развитием малого предпринимательства и стимулированием инвестиций, необходимо расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер и даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.

5. Необходимо существенное упрощение налоговой системы страны, имеющей на данный момент в России свыше 100 различных налогов и сборов, при существенном снижении их общего числа. Требуется отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырьё и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение ряда экономистов вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноимённых налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль). Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов. Автор предлагает ввести единый адвалорный налог на цену реализации, выплачиваемый из прибыли (доходов) предприятий по единой шкале. Это позволит ввести и учитывать деятельность всех производителей по единой схеме и не давать им возможность отходить от принятой единой системы налогообложения страны или обходить её.

6. Необходимо резкое снижение частого или постоянного изменения налогового законодательства и ставок налогообложения, т.к. это не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь, это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также некоторые другие).

7. Необходимо сокращение сроков окончательного принятия нового Налогового кодекса, затягивание которого ведёт к несовершенству Законодательства (Единого свода

налоговых законов), противоречивости и запутанности нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствию оперативной связи исполнительной и законодательной властей. По различным оценкам, сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в Едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.

8. Необходимо сокращение большой доли различных видов налогов в общей структуре сбора налогов. В первую очередь, необходимо постепенное прекращение в регионах любых форм зачётов по федеральным регулирующим налогам, а затем и по всем остальным. В определённой степени интересна работа, проведённая департаментом финансов Министерства экономики РФ в 1998-2014 годах по определению оптимального уровня отчислений в федеральный и территориальные бюджеты от трёх основных налогов - налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц. С точки зрения максимального увеличения не дотационных регионов, перспективным является решение, при котором доли отчислений в федеральный бюджет по НДС составляют до 50 %, по налогу на прибыль - до 75 %, по подоходному налогу - 5-7 %. Если же речь зайдёт о возможности уменьшения суммы поступлений в федеральный бюджет, например на 5 %, в пользу территориальных бюджетов, тогда наиболее перспективным является вариант оптимизации, при котором доля отчислений в федеральный бюджет по НДС - 50 %, по налогу на прибыль - 56 %, по подоходному налогу - 20 %. При этом число регионов, для которых отношение доходов к расходам улучшилось по сравнению с существующим распределением, составляет 72.

Любое государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и реализует соответствующую политику - экономическую, военную, социальную, международную, финансовую, налоговую и другие. Необходимо отметить, что наиболее важной является налоговая политика государства, т.е. система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленная на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом. Налоговая политика любого государства определяется в первую очередь тем, что государство само выступает в качестве активного участника процесса общественного воспроизводства. Кроме того, одной из целей существования государства является решение экономических и социальных задач, стоящих перед обществом, что формирует его налоговую политику. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах [8. С. 26].

Современная налоговая политика исходит из двух концепций налогообложения: от его экономической и социальной целесообразности.

Первая их них (концепция экономической целесообразности) предполагает, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Во второй концепции (концепции социальной целесообразности) налогообложения используется зависимость налога от размера получаемого дохода и размера расходов. Т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы и расходы, выплачивают больше налогов и наоборот. Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет надёжных механизмов измерения чьей-либо возможности платить налоги.

В истории развития налоговой политики современной России можно выделить следующие шесть этапов.

На первом этапе в начале 90-х годов (с 1990 по1993 годы) государство, на периоде резкого перехода к новым экономическим, политическим и социальным условиям жизни общества, вело фискальную политику по принципу "взять всё, что можно взять". При этом государство практически попало в "налоговую ловушку", когда повышение налоговой нагрузки вело к снижению государственных доходов.

Второй этап (с 1994 по 1998 годы) снизил ставки налога на прибыль и НДС с 28 до 20 % и 10 % и характеризовался глубокими кризисами в экономике и в бюджетно-

финансовой системе, неплатежами, падением собираемости налогов, нарастанием огромной задолженности, разработкой и применением комплекса правовых, организационных и административных мер по преодолению кризисного состояния.

Третий этап формирования налоговой политики России (с января 1999 по 2001 годы) принял первую часть НК РФ, которая характеризуется периодом осознания обществом необходимости и неизбежности налогообложения и принятием со стороны государства ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной, либерально-ориентированной и понятной налоговой системы.

К сожалению, четвёртый этап налоговой реформы, в 2002-2006 годах характеризовался усилением сложности и эклектичности налоговой системы, связанной с экономическим кризисом.

Последующий пятый этап, начавшийся с 2007 года и продолжающийся практически до настоящего времени (до 2015 года), ещё более усилил эту негативную тенденцию. На пятом этапе налоговая политика государства связана с международным экономическим кризисом, с определением национальной идеи общества, сложна и ищет пути стимулирования налогов.

На шестом этапе развития (начиная с 2015 года и по настоящее время) принятое новое налоговое законодательство учитывает: пресечение налогового произвола властей, особенно на местах; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц, совершенствование системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания граждан и укрепление гарантий соблюдения налоговой законности, и, наконец, рассмотрение и введение новой системы прогрессивного налогообложения, соответствующее ускоренному развитию страны и международным стандартам.

Налоговая система - является важной составляющей фискальной политики государства. Льготные налоги стимулируют инвестиционную активность бизнеса, а через неё и лучшую занятость. Налоговая нагрузка на домохозяйства также имеет существенное значение, стимулируя или ограничивая потребительские расходы. Всякий рост потребительских расходов приводит в действие мультипликативный эффект расширения производства с сопутствующим дополнительным спросом на труд [7. С. 26].

За последние 20 лет роль налоговой системы в экономической теории и практике хозяйствования страны чрезвычайно важна. Ей принадлежит ведущая роль в согласовании общенародных, групповых и личных материальных интересов, в устранении недостатков механизма рыночной координации. Налоги на бизнес призваны стимулировать снижение материалоёмкости и энергоёмкости производства, повышение производительной силы труда, одновременно препятствуя появлению безработицы. В этом случае производство будет развиваться на интенсивной основе, а инфляционные процессы в значительной степени окажутся заблокированными. Задача весьма сложная, и наша налоговая система с ней не справляется. В настоящее время фирмы заинтересованы работать при высокой интенсивности труда и минимальных штатах. Соответствующая стратегия приводит к снижению зарплатоёмкости производства и росту прибыли. Но одновременно растёт и количество безработных, что недопустимо. На бизнес следует возложить значительную часть затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы. В этом случае фирмы будут рассматривать перспективы расширения производства с сохранением штатов, а не только общественно принятый вариант увольнения части работников. Социальные налоги, относимые ныне на себестоимость, задачи не решают. Их существование поддерживают нездоровые стимулы к сокращению работников без анализа альтернативных решений, сохраняющих сложившиеся штаты. Целесообразно возложить на бизнес хотя бы часть нормативных затрат по подготовке, переподготовке квалифицированных рабочих и специалистов, получению новых специалистов.

Серьёзные возражения вызывает практика налогообложения прибыли. Всякий прирост прибыли, в том числе полученный за счёт ресурсосбережения, облагается налогом. Стимулы к снижению материалоёмкости, фондоёмкости и энергоёмкости производства в этих условиях действуют слабо. Представляется правильным всю экономию от снижения затрат прошлого труда в динамике сохранять в распоряжении предприятия-налогоплательщика. Цель достижима, если налог на прибыль и НДС трансформировать в единый налог на валовой доход (выручку от продаж). Последний показатель более "прозрачен" для целей налогообложения, чем прибыль. Налогоплательщики получат возможность самостоятельно определять источник финансирования тех или иных затрат, способ их отнесения на себестоимость продукции (услуг) или на прибыль. Государство не будет контролировать движение чистого дохода (прибыли), наделив тем самым фирмы дополнительной реальной экономической свободой [3].

Поэтому на основе анализа налоговой политики России, действующей модели её налоговой системы, актов законодательства о налогах и сборах, теории финансового и налогового права, экономической теории выделены следующие перспективные направления развития налоговой системы России.

1. Выравнивание налоговой нагрузки различных регионов, отраслей хозяйства и предприятий путём более эффективного и рационального использования их налоговых потенциалов, решительного отказа от множества, подчас экономически необоснованных, льгот и преимуществ, совершенствования механизмов межбюджетного регулирования. Поэтому необходимо совершенствование налоговой политики, которая должна быть нацелена на стимулирование инвестиций в наиболее перспективные отрасли экономики страны. Например, предоставление налоговой льготы предприятиям любой формы собственности, делающих инвестиции в производство и/или внедряющие инновации, новые технологии на период внедрения, вплоть до полной отмены налога на прибыль. В целях привлечения дополнительных инвестиций, восстановления и обновления научно-производственной базы существующих научных организаций и предприятий целесообразно создание системы льготного кредитования, дотирования и субсидирования. Для повышения эффективности научно-инновационной деятельности необходимо создание научных предприятий и объединений, кластеров.

2. Существенное снижение налогов на доходы организаций (на прибыль предприятий) и доходы физических лиц при одновременном повышении налогов и сборов, связанных с использованием природных ресурсов, а также имущественных налогов (введением прекратится действие налогов на имущество организаций, налогов на имущество физических лиц, налога на землю, что предусмотрено частью первой Налогового кодекса). Введение одного налога вместо трёх упрощает систему налогообложения, снижает затраты по взиманию налоговых сумм. Мировой практике налогообложения известны примеры по сокращению количества налоговых льгот, позволивших снизить налоговую нагрузку. К примеру, во время реформы в США удалось снизить ставку налога на доходы корпораций с 46 до 34 %, максимальную ставку этого налога с физических лиц с 70 до 33 %. В результате начался подъём производства, нарастание налоговой базы и увеличение бюджетных поступлений. Повышение налоговых ставок на имущество организаций явилось бы стимулированием вовлечения капитала в оборот. Не исключена и более значительная дифференциация ставок налога на имущество физических лиц с учётом площадей жилищных и иных строений.

3. Увеличение рентной составляющей в системе налогообложения, для чего необходимо повышение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, использующих: полезные ископаемые, объекты природной среды, землю и др., а также, эксплуатирующих грязные производства и технологии, загрязняя природную среду, разработав единый ресурсный налог (ЕРН).

4. Снижение ставок налогов на прибыль организаций (до 20 %) и физических лиц (до 13 %), в результате принятия соответствующих решений Правительства, мотивация которых относительно обложения прибыли предприятий и организаций ясна и понятна. Но отказ от принятого во всём мире прогрессивного обложения доходов предприятий и физических лиц сомнителен. Переход к пропорциональному методу взимания этого налога по "плоской шкале" - это способ защиты фискальных интересов государства, попытка вытащить на "свет" денежные доходы богатых налогоплательщиков. Только ежегодный недобор подоходного налога на сегодня оценивается примерно в 180 млрд руб. Задача убрать "чёрную" зарплату, которую на предприятиях выдавали в конвертах, т.е. без обложения подоходным налогом (или, по различным оценкам, 98 % плательщиков - по минимальной ставке). Исходя из социальной справедливости, единая ставка обложения доходов для физических лиц нарушает справедливость налогообложения в "вертикальном разрезе" - налог должен взиматься в точном соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. с повышением дохода ставка налога увеличивается, усиливая неравномерное распределение российского населения по уровню доходов. В настоящее время 20 % наиболее богатых устойчиво получают примерно половину всех доходов, но налогов платят несоизмеримо меньше [4].

5. Следующим шагом по реформированию налоговой системы в РФ является упрощение системы и видов налогов за счёт их сокращения с 40 до 28 (ст.ст.12-15 НК РФ), за счёт отказа от налогов незначительных по объёму поступлений, и объединения налогов со сходными их объектами. Пример тому введение единого социального налога, возможное установление единого ресурсного налога, расширение сферы действия на вменённый доход и т.д. Однако этот процесс не безграничен. Перейти к 5-6 базовым налогам невозможно, т.к. формы и способы получения доходов и материальной выгоды

многообразны. К тому же уклоняться от всех налогов одновременно невозможно, что тоже немаловажно для государства. "Народы недаром предпочитали во все времена одному налогу их множественность, памятуя, что человек, который был бы сокрушён тяжестью, заключающейся в одном предмете, легко выносит её, когда она распределена по всему телу" [6].

6. Совершенствование налогового законодательства путём его систематизации и кодификации. Анализ нормативной базы, действовавшей в период с 1991 по 2015 годы, показывает, что на протяжении всего этого длительного времени количество принимаемых по вопросам налогообложения документов достаточно велико (более 3500 действующих документов), что оказывало непосредственное влияние на уровень сбора налогов. Такая масса законодательной базы с неизбежностью приводит к путанице, противоречиям и неопределённостям. Поэтому Налоговый кодекс должен быть единым основным налоговым законом прямого действия.

7. Наконец, при выходе страны из мирового экономического кризиса и развитии собственного эффективного производства, необходим ввод прогрессивной системы налогообложения при изменении цены продукции, взимая при этом начисленный соответствующий адвалорный налог с прибыли, что усилит "прозрачность" налогообложения [4], [5] и позволит предприятиям вести политику ресурсосбережения, снизит инфляцию и поставит все предприятия в равные условия, независимо от вида, размера и формы собственности; упростит налоговый учёт и контроль и усилит систему ответственности за нарушения налогового законодательства.

Становление и развитие налоговой системы как одного из важнейших институтов государства, отвечающей объективным потребностям общества - процесс длительный и сложный. Поиски путей дальнейшего повышения эффективности налоговой системы относятся к области институциональных проблем. Формирование институтов в обществе подчиняется определённым законам, сформулированным в работе Д. Норта [8]. Однако крупные институциональные изменения происходят медленно, т.к. институты любого общества являются результатом исторических перемен, и их формирование зависит как от формальных, так и от неформальных ограничений. Формальные ограничения (законы, конституции) можно легко изменить. Неформальные ограничения (договоры и добровольно принятые кодексы поведения), воплощённые в обычаях, традициях и правилах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям. Именно поэтому институциональные изменения никогда не бывают абсолютно дискретными. Эти особенности институциональных изменений необходимо учитывать при проведении налоговых реформ. Для получения ощутимого, оцениваемого эффекта от введения новых налогов, изменения системы их сборов необходимо время, которого тем больше, чем радикальнее проводимые изменения. Налоговые органы накопили за годы реформ большой положительный опыт использования институциональных принципов при выстраивании взаимоотношений с налогоплательщиками. В современный период рыночной экономики, совершенствование институциональной составляющей налоговой системы создаёт хорошие предпосылки для повышения эффективности налоговой системы в целом.

Распределение налогов и их переложение - вопрос не столько экономический, сколько социально-политический. Анализ процессов налогообложения позволяет определить, кто и в каких размерах действительно несёт налоговую нагрузку. Порождает эту проблему несовпадение адресатов налогов. Это несовпадение вызывает раздвоение субъекта налогообложения на юридически определённого налогоплательщика и фактического носителя налога. Кроме того, налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению согласно государственному законодательству, т.е. субъект налога и носитель налога могут не совпадать. Налогоплательщик может стремиться к тому, чтобы переложить налог либо "вперёд" - на покупателей своих товаров, повышая цену товаров в соответствии с размером налога, либо "назад" - на поставщиков товаров, уплачивая им меньше, чем если бы налога не существовало. Некоторые налоги могут быть переложены на различные части национальной экономики. Так или иначе, это сказывается на субъектах финансовой системы государства. Поэтому необходимо точно определить сферу переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются.

В результате вышеперечисленных мер по улучшению налоговой политики в период 2015-2018 годов, налоговая политика государства должна исходить из двух концепций налогообложения: от его экономической и социальной целесообразности.

Согласно первой - физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально выгодам, полученным от государства.

Согласно второй - налоги должны зависеть от размера получаемых расходов и доходов.

Чем более высокие расходы и доходы, тем больше налоги и наоборот. Только такая, справедливая для любых налогоплательщиков (физических и юридических лиц), налоговая политика позволит стране быстро набирать необходимое количество и сумму налогов, обеспечивающих растущую налоговую базу и, соответственно, увеличивать как социальную, так и производственную сферы страны.

Список использованных источников

1. Акуленок Д.Н. Налоговый портфель. - М.: Сомитек, 1993. - 86 с.

2. Викуленко А.Е., Глухарёв Л.С., Зачёсова Г.М. Стимулирование эффективности хозяйственных систем России средствами фискальной политики. Монография. - СПб.: Изд-во "С-ПРИНТ", 2015. - 138 с.

3. Викуленко А.Е. Стратегическое управление инновационным устойчивым ростом и развитием химических предприятий. Монография. - СПб.: Изд-во "Тандем", 2013. -235 с.

4. Викуленко А.Е. Налогообложение и экономический рост России: монография. - СПб.: Изд-во СПбГТИ(ТУ), 1999.

5. Глухарёв Л.С., Викуленко А.Е. Создание справедливого и эффективного ценообразования в России / Журнал "Экономический вектор". - СПб.: Изд-во СПбГТИ(ТУ). -2015. - № 3(02). - С. 36-43.

6. Илларионов А. Российские экономические реформы: Потерянный год / Вопросы экономики. - 2014. - С. 9-15.

7. Караваева И.В. Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. - 2010. - № 10 - С. 26,83.

8. Популярная экономическая энциклопедия (Гл. ред. А.Д. Некипелов, Ред. колл.: В.С. Автономов, О.Т. Богомолов, С.П. Глинкина и др.) - М.: Большая Российская энциклопедия,2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.