Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И США'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3216
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА США / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TAX SYSTEM IN RUSSIA / THE US TAX SYSTEM / COMPARATIVE-ANALYSIS OF TAX LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крайнова В.В., Никитина В.А.

Одним из важнейших направлений совершенствования российской системы налогообложения является ее содержательный анализ в сравнении с налоговыми системами зарубежных стран. Объектам сравнения является налоговая система Соединенных Штатов Америки. Для сравнения выбраны наиболее существенные характеристики, которыми выступают основные функции налоговой системы: фискальная и регулирующая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TAX SYSTEM IN RUSSIA AND US

One of the most important areas of improvement of the Russian tax system is its substantive analysis in comparison with the tax systems of foreign countries. Object of comparison is the tax system of the United States of America. For comparison, selected the most significant characteristics that serve the basic function of the tax system: fiscal and regulatory.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И США»

УДК 336.2

В.В. Крайнова, к. э. н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» В.А. Никитина, студентка ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И США

Ключевые слова: налоговая система России, налоговая система США, сравнительный анализ, налоговое законодательство.

Одним из важнейших направлений совершенствования российской системы налогообложения является ее содержательный анализ в сравнении с налоговыми системами зарубежных стран. Объектам сравнения является налоговая система Соединенных Штатов Америки. Для сравнения выбраны наиболее существенные характеристики, которыми выступают основные функции налоговой системы: фискальная и регулирующая.

Одним из принципиально важных направлений совершенствования российской системы налогообложения является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы. При проведении такого анализа целесообразно, на наш взгляд, использовать метод сравнения данной системы с ее аналогами для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.

При сравнительном анализе российской системы налогообложения, необходимом для выработки положений ее совершенствования, в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств. Считаем, что объектами сравнения должны быть налоговые системы тех стран, где государственное устройство является близким РФ по содержанию, то есть стран, в которых сложилась федеративное устройство. Одной из таких стран являются США.

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения федеративных государств является то, что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных их элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально-экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально-экономических процессов, а также целей и, которые стоят перед данным государством [1].

Считаем, что исходным положением сравнительного анализа систем налогообложения является выделение наиболее существенных, важных характеристик, которыми выступают функции налоговой системы. Большинство ученых-экономистов из множества функций выделяют две, наиболее важные: фискальную и экономическую или регулирующую.

Фискальная функция налогов (от лат. fiscus - государственная казна) - основная функция налогообложения. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов - формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Конкретизация фискальной функции налоговой системы для целей сравнительного анализа должна, на наш взгляд, осуществляться путем определения структуры распределения налогового бремени между главными группами налогоплательщиков и объемов налоговых платежей между важнейшими объектами налогообложения [4]. В соответствии с этим положением можно предложить следующие составляющие реализации фискальной функции:

- налогообложение доходов физических лиц, рассматриваемое с точки зрения их значимости для формирования государственных финансовых ресурсов, а также состава соответствующих налогов и сборов;

- налогообложение доходов юридических лиц, рассматриваемое в целом аналогично первой составляющей;

- налогообложение собственности (имущества), которое при анализе должно учитывать различные подходы к формированию системы соответствующих налогов в отношении физических и юридических лиц, а также структуру этой части общей налоговой системы;

- акцизное налогообложение, которое следует рассматривать как элемент фискальной политики в отношении физических лиц, поскольку акцизы включаются в цену товаров и услуг [1].

Регулирующая функция налоговой системы заключается в том, что эта система представляет собой механизм влияния на экономические и опосредованно на социальные процессы, происходящие в государстве, позволяющий при его правильном использовании формировать необходимые качественные и количественные характеристики этих процессов.

Для целей сравнительного анализа налоговой системы следует выделить следующие инструменты регулирующей функции:

- инвестиционный потенциал налоговой системы, который определяется теми ее структурными элементами, которые позволяют изменять темпы и объемы инвестиций в национальную экономику в целом;

- региональный потенциал налоговой системы, представляющий собой совокупность возможностей влияния на экономическое развитие отдельных регионов страны, распределяя и перераспределяя между ними финансовые ресурсы, полученные в виде налоговых платежей;

- отраслевой потенциал налоговой системы, представляющий собой комплекс возможных воздействий на отраслевую структуру национальной экономики, согласно установленным целям и задачам ее развития и позволяющих обеспечить необходимые объемы производства наиболее важных видов товаров и услуг;

- конкурентный потенциал налоговой системы, заключающийся в тех ее положениях и нормативах, которые обеспечивают равные условия справедливой конкуренции для всех хозяйствующих субъектов и эффективное функционирование всех базовых законов рыночной экономики [1].

Существует тесная взаимосвязь между реализацией фискальной и регулирующей функций налоговой системы, природа которой заключается в том, что если для обеспечения необходимых темпов экономического развития необходима мобилизация налогового режима, то это означает ослабление фискальной позиции государства.

Исходя из вышеизложенных положений, проведем краткий сравнительный анализ систем налогообложения России и США.

Налоговая система России

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения налоговой системы. По нашему мнению, налоговая система - совокупность действующих в конкретном государстве существенных условий налогообложения, к которым относятся:

- совокупность налогов, сборов, взимаемых на данной территории;

- формы и методы налогового контроля;

- порядок налогового производства;

- система налоговых органов;

- налоговая политика государства;

- порядок распределения налогов по бюджетам и др.

Налоговая система РФ включает федеральные, региональные и местные налоги (табл. 1)

Таблица 1

Налоги РФ

Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги

1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина. 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог. 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Такое разделение налогов связано с федеративным устройством России, что соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты всех уровней своими собственными источниками доходов.

Налоги составляют финансовую основу существования РФ, это основной источник формирования доходов бюджета. Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2008-2011 гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2

Структура доходов консолидированного бюджета РФ за 2008-2011 гг. (в процентах от общей суммы доходов) [4].

Показатели 2008 2009 2010 2011

Доходы - всего, из них 100 100 100 100

1. Налоговые доходы 73,5 74,4 74,9 73,7

налог на прибыль организаций 15,7 9,3 11,1 10,9

налог на доходы физических лиц 10,4 12,2 11,2 9,6

налоги и взносы на социальные нужды 13,2 16,9 - -

из них единый социальный налог 5,1 7,2 - -

страховые взносы на обязательное социальное страхование - - 15,5 16,9

налог на добавленную стоимость:

- на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 6,2 8,7 8,3 8,4

- на товары, ввозимые на территорию Российской Феде- 7,1 6,4 7,3 7,2

рации

акцизы по подакцизным товарам (продукции):

- производимым на территории Российской Федерации 2,0 2,4 2,8 2,9

- ввозимым на территорию Российской Федерации 0,2 0,1 0,2 0,2

налоги на совокупный доход 1,2 1,3 1,3 1,1

налоги на имущество 3,1 4,2 3,9 3,3

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование при- 10,9 7,9 9,0 10,0

родными ресурсами

задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,0 0,0 0,3 0,0

Показатели 2008 2009 2010 2011

2. Неналоговые доходы 26,5 25,6 25,1 26,3

доходы от внешнеэкономической деятельности 22,4 19,7 20,1 22,4

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 2,7 4,8 4,2 3,2

платежи при пользовании природными ресурсами 0,9 0,6 0,5 0,5

другие доходы от приносящей доход деятельности 0,5 0,5 0,3 0,2

Как видно из таблицы 2 в РФ налоговые доходы составляют примерно 75% доходов консолидированного бюджета.

Ставки основных налогов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Ставки основных налогов в России

Налог Ставка,%

Налог на прибыль организаций 20

НДС 18

НДФЛ 13

Налог на имущество 2,2

Кроме традиционных налогов в налоговую систему РФ входит ряд налогов, относящихся к специальным налоговым режимам. Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

В РФ к специальным налоговым режимам относятся:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

- патентная система налогообложения - применяется индивидуальными предпринимателями.

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам российской налоговой системы относятся:

1. Принцип всеобщности, и равенства и справедливости налогообложения.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3. Принцип экономической обоснованности налогообложения.

4. Принцип единства экономического пространства РФ.

5. Принцип законности установления налогов и сборов.

6. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика [4].

Целями налоговой системы РФ, как и любой другой налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой, являются:

1) регулирование экономики, направленное на стимулирование или ограничение хозяйственной деятельности;

2) обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти возложенных на них функций;

3) обеспечение государственной политики регулирования доходов.

Основные черты современной налоговой системы РФ:

- единая нормативно-правовая база. Налоговая система основывается на правовой базе, а не на подзаконных нормативных актах различных уровней государственной власти;

- единые принципы для всей налоговой системы страны, единый механизм исчисления и сбора налогов;

- четкое распределение налогов по звеньям бюджетной системы (федеральные, региональные и местные налоги);

- региональным и местным органам власти предоставлено право на введение налогов в пределах своей территории;

- разграничение налогов на общие и специальные, имеющие строго целевое назначение и регулирующее значение;

- наличие налоговых льгот;

- равные требования и равные условия использования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления;

- сочетание двух основных видов налогов: прямых и косвенных с преобладанием в структуре налоговых доходов последних.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более чем двадцатилетний опыт функционирования современной налоговой системы РФ выявил недостатки и проблемы этой системы. Основными недостатками современной налоговой системы являются:

- фискальный «крен» в налогообложении, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогов;

- высокий уровень налогообложения организаций (особенно налогом на прибыль и НДС);

- неоптимальная шкала ставок налога на доходы физических лиц, вследствие чего основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых;

- нестабильность налогового законодательства, частое внесение изменений в систему налогообложения;

- сложность системы для понимания налогоплательщиком и эффективного управления со стороны налоговых органов, что ведет к лишним административным затратам и порождает изощренные способы ухода от уплаты налогов;

- ориентация не на прямые, а на легко собираемые, косвенные налоги (НДС, акцизы), которые в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов.

- неэффективность существующих льгот и др. [2].

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года определяет основное направление совершенствования налоговой системы РФ. Прежде всего - это поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.

Для достижения этой цели предусматривается совершенствование налоговой политики, обеспечивающей:

- создание налоговых стимулов для образования новых производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах экономики;

- обновление и техническое перевооружение производства, обновление основных производственных фондов;

- финансирование со стороны работодателей образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения своих сотрудников;

- развитие российской финансовой инфраструктуры;

- повышение экономической активности населения и др. [3].

Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства, стимулировать перемещение финансовых центров и центров прибыли корпораций из стран с пониженным налогообложением в Россию.

Для этого необходимо, в том числе обеспечить: упрощение процедур и форм налоговой отчетности; совершенствование процедур исчисления и возмещения налога на добавленную стоимость; упрощение вычета по налогу на добавленную стоимость по выданным и полученным авансам; совершенствование амортизационной политики для целей налогообложения; освобождение от налогообложения прибыли доходов от реализации ценных бумаг; совершенствование системы налогообложения добычи нефти для стимулирования разработки новых месторождений и полного использования потенциала уже разрабатываемых месторождений; создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов.

Следует также последовательно сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов, совершенствовать в стимулирующих целях механизмы налогообложения доходов населения (введение налога на недвижимость, зависящего от кадастровой стоимости объектов недвижимости).

Таковы основные направления совершенствования налоговой системы в долгосрочной перспективе, что касается ближайшей перспективы, то согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, внесение существенных изменений в структуру налоговой системы, а также введение новых налогов в среднесрочном периоде, не предполагается. Дальнейшее совершенствование налоговой системы должно реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения, мобилизации дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

- поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;

- совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;

- упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;

- создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;

- совершенствование налогообложения торговой деятельности;

- налогообложение добычи природных ресурсов [6].

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы РФ, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

- совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц;

- совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;

- акцизное налогообложение;

- противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

- совершенствование налогового администрирования.

Выводы по реализации фискальной и регулирующей функции в налоговой системе России

Фискальную функцию в РФ выполняют косвенные налоги (НДС, акцизы), они обеспечивают наибольшие вливания в консолидированный бюджет РФ (табл.2).

Регулирующая функция налогов в РФ реализуется с использованием:

- Инвестиционного потенциала, который включает такие элементы, как применение ускоренных методов амортизации (нелинейный), возможность применения повышающих коэффициентов к норме амортизации, использование амортизационной «премии», возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования и, во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.

- Регионального потенциала, который следует оценивать с двух точек зрения. Во-первых, требования НК РФ оставляют весьма ограниченные возможности для проведения хотя бы в узких пределах самостоятельной региональной налоговой политики, а во-вторых, отдельные автономные территории получают значительные налоговые льготы, которые оформляются вне рамок налогового законодательства. Последнее обстоятельство означает, что наличие возможностей регионального стимулирования является не сильной, а слабой стороной налоговой системы.

- Отраслевого потенциала, который характеризуется бессистемным характером предоставляемых отраслевых льгот, эффективность которых не обоснована.

- Конкурентного потенциала, который следует признать весьма низким (отсутствует такой его механизм, как прогрессивное налогообложение доходов предприятий), о чем свидетельствует, например, чрезмерно высокий общий уровень монополизации в экономике.

Непрерывное совершенствование налоговой системы, ее оптимизация является условием и предпосылками эффективности выполнения налогами своих функций, их позитивного влияния на развитие экономики страны. Однако, как было отмечено авторами в начале статьи, одним из важнейших направлений совершенствования российской системы налогообложения является ее содержательный анализ в сравнении с налоговыми системами других федеративных государств, например, США.

Налоговая система США

Налоговая система США считается одной из самых развитых систем налогообложения: она существует и совершенствуется уже более 200 лет. Налоговая система США отвечает не просто фискальным задачам, а выступает в качестве важнейшего инструмента регулирования экономики.

Налоговая система США отражает трехступенчатую организацию государственной власти и состоит из:

1) федеральных налогов;

2) налогов штатов;

3) налогов местных органов власти (табл. 4).

Основное звено в финансовой системе США - это федеральный бюджет, на долю которого приходится примерно 70% всех доходов и расходов страны. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются именно в федеральный бюджет. Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов [2].

Таблица 4

Налоги США

Уровень налогов Вид налога

Федеральные налоги Подоходный налог с физических лиц

Налог на прибыль корпораций

Налог (взносы) на социальное страхование

Акцизы

Таможенные пошлины

Налог на наследство и дарение

Налоги штатов Подоходный налог с физических лиц

Налог на прибыль корпораций

Акцизы

Поимущественный налог

Налог с продаж

Налог на наследство и дарение

Налог с владельцев автотранспорта

Местные налоги Подоходный налог с физических лиц

Налог на прибыль корпораций

Акцизы

Налог на наследство и дарение

Поимущественный налог

Налог с продаж

Экологические налоги

Для современной американской налоговой системы характерно:

- преобладание прямых налогов: прямые налоги составляют более 70% всех налоговых поступлений. Из них более 50% составляет федеральные подоходные налоги -налоги на доходы физических лиц и прибыль корпораций;

- параллельное использование основных видов налоговых платежей федеральным правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Например, население США уплачивает 3 вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), 2 вида имущественного налога и универсального акциза (штатный и местный), а в цене некоторых видов товаров (горючее, табачные и винно-водочные изделия) содержится до 4 видов акциза (федеральный, штатный, смежные универсальные и специфические акцизы);

- изъятие в федеральный бюджет налогов, которые дают наиболее крупные и стабильные поступления [2].

Федеральные налоговые платежи

Основным федеральным налогом в США является подоходный налог, на который приходится от 40 до 50 процентов всех федеральных налоговых поступлений. Плательщиками налога являются физические лица, которые подразделяются на резидентов и нерезидентов США для целей налогообложения.

Налоговые резиденты уплачивают налог из всех источников получения доходов, а нерезиденты - из источников только в США.

Физическое лицо считается резидентом страны для целей налогообложения, если выполняется, хотя бы одно из следующих условий:

1) наличие гражданства или U.S. green card (зеленой карты);

2) нахождение на территории страны не менее 183 дней в течение 3 лет подряд.

Плательщики, которые являются резидентами, для целей налогообложения подразделяются на следующие категории: одинокий плательщик; супруги, заполняющие общую декларацию; супруги, заполняющие отдельные декларации; глава хозяйства; плательщик - вдовец (вдова). Если налогоплательщик относится к разным категориям, то он имеет право выбрать наиболее выгодную для него категорию.

В целом для большинства плательщиков налога существует следующий порядок расчета налогооблагаемого дохода. Суммируются все полученные доходы (например, заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными фондами, доход от ценных бумаг и т.д.). Из полученного таким способом совокупного валового дохода вычитаются издержки, связанные с его получением. Сюда относятся затраты, связанные с предпринимательской деятельностью (расходы на приобретение и содержание капитальных активов, текущие производственные расходы). Такие затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика.

Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы. Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание, проценты по ипотечному долгу. После всех вычетов образуется налогооблагаемый доход [2].

Ставки налога, дифференцированные в зависимости от величины дохода, представлены в таблице 5.

Таблица 5

Ставки налога на доходы физических лиц в США [2]

Ставка Доход (в долларах)

Одинокий плательщик Супруги (общая декларация), вдовец Супруги (индивидуальные декларации) Глава хозяйства

10% Не более 8350 Не более 16700 Не более 8350 Не более 11950

15% 8351- 33950 16700- 67900 8351-33950 11951-45500

28% 82251-171550 137051-208850 68525-104425 117451-190200

33% 171551-372950 208851-372950 104426-186475 190201-372950

35% Более 372951 Более 372951 Более 186476 Более 372951

Администрация Б. Обамы в 2009 году предложила налоговый пакет, который включал введение налогового вычета до 400 долл. в год на одного налогоплательщика и 800 долл. в год на семью; введение налогового вычета до 10% от суммы покупной цены недвижимости в размере до 8 тыс. долл. при ее первичном приобретении; повышение налоговых ставок для богатейших американцев; отмену льгот для богатых семей [7].

Налог на прибыль корпораций. Плательщиками налога являются корпорации, которые подразделяются на местные и иностранные. Если налогоплательщик создан по законам США, то он признается местным, иные юридические лица - иностранными.

Налогообложение местных корпораций осуществляется в отношении всех полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, по ставкам, представленным в таблице 6.

Таблица 6

Налог на прибыль корпораций в США [2]

Налоговая база (долл.) Налоговая ставка

Не более 50000 15%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50001-75000 7500 + 25%

75001-100000 13750 + 34%

100001-335000 22250 + 39%

335001-10000000 113900 + 34%

10000001-15000000 3400000 + 35%

15000001-18333333 5150000 + 38%

18333334 и более 35%

Налог на прибыль корпораций имеет большое количество льгот. Из чистого дохода вычитаются штатные и местные налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, 70-80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды. Существуют также льгота на инвестиции, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется «налоговый кредит» в размере 50% стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе производственного процесса [2].

Налоговые системы штатов. Свою, отдельную от федеральной, налоговую систему имеет каждый штат. К штатным налогам относятся: налог с продаж (доля в объеме поступлений около 40%), подоходный налог с населения (30% в общем объеме поступлений штатов), налог на прибыль корпораций (7% в объеме поступлений), налог на имущество и налог с наследства (2% и 1% соответственно), акцизы, налог на добытые полезные ископаемые и др.

Ставки налогов устанавливаются правительствами штатов, и резко колеблются. Так, например, ставка налога на прибыль корпораций колеблется от 5% в штате Юта до 12% в штате Айова, а ставка налога с продаж колеблется от 3% в штатах Колорадо и Вайоминге до 8,25% в Нью-Йорке. А в штатах Аляска, Дэлавер, Нью-Джерси налог с продаж вообще отсутствует [1].

Местные налоги. Муниципалитеты США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в г. Нью-Йорке этот налог обеспечивает до 40% собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тыс. зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого в наем жилого дома или собственник основных производственных фондов. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается при назначении владельцем арендной платы.

Налогооблагаемое имущество подразделяется на:

- земля, здания, сооружения, т.е. недвижимое имущество;

- материальное личное имущество (используемое для извлечения дохода оборудование, машины, товарно-материальные ценности, крупный рогатый скот и т. д. и товары длительного пользования);

- нематериальные активы: акции, другие ценные бумаги, денежная наличность.

От налога освобождены: недвижимое имущество правительственных органов (от

федерального до местных); собственность благотворительных, религиозных и прочих неприбыльных организаций, если она не используется в коммерческих целях. В 36

штатах освобождены от налога нематериальные активы; в 4 штатах освобождено от налога личное имущество [2].

Выводы по реализации фискальной и регулирующей функции в налоговой системе США

Практическая реализация фискальной функции в налоговой системе США характеризуется в первую очередь тем, что в ее основе лежит налогообложение физических лиц. При этом основными видами налогов являются:

- подоходный налог, за счет которого формируется более 40% доходов федерального бюджета и примерно такая же доля налоговых доходов штатов;

- отчисления в фонды социального страхования, которые в равных долях делают наниматель (юридическое лицо - субъект хозяйствования) и рабочие (этот платеж населения составляет более 15 % доходов федерального бюджета).

Налогообложение юридических лиц в рассматриваемой системе ограничено применением таких налогов, как:

- налог на прибыль корпораций (около 9% доходов федерального бюджета и в среднем не более 5% доходов бюджетов штатов);

- налог на доходы от продаж и капитальных активов;

- налог штатов на деловую активность, определяемую размерами капитала и оборотом.

Последние два налога не имеют существенного финансового значения.

Налогообложение собственности (имущества) в рассматриваемой системе носит в основном региональный характер, причем объектом налогообложения является имущество юридических лиц: личное имущество населения для целей собственного потребления налогом не облагается. Федеральный налог (по ставке до 50% стоимости) применяется только в отношении имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Важной характерной чертой системы налогообложения США является незначительная роль, которую играют в ней акцизы: федеральными акцизными сборами облагается ограниченное количество видов товаров и услуг, а ставка налога с продаж по отдельным штатам колеблется от 0 до 8%.

С точки зрения реализации регулирующей функции инвестиционный потенциал налоговой системы США реализуется через следующие главные элементы:

- применение норм ускоренной амортизации основных фондов предприятий, позволяющих увеличивать долю издержек и соответственно снижать долю прибыли в цене продукции и услуг, что представляет собой форму льготы в части налога на прибыль, а также способ стимулирования инвестиций в развитие хозяйствующих субъектов;

- масштабные льготы, касающиеся инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы вплоть до полного освобождения соответствующих затрат и результатов от большинства видов налогообложения;

- специальные налоговые скидки за использование альтернативных видов энергии в производственно-хозяйственной деятельности субъектов экономики, которые могут составлять до 50% стоимости соответствующих видов оборудования, исключаемых из налогооблагаемой базы [1].

Несмотря на законодательно установленные широкие права территорий, региональный потенциал налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между регионами (штатами) централизованно с объективными негативными последствиями.

Однако в последнее время сформировалась ощутимая тенденция увеличения собственных налоговых доходов штатов, например, в таких сферах, как социальное обеспечение, здравоохранение, охрана общественного порядка (содержание полиции),

обеспечивающих около 90% расходов. Однако, главным источником формирования доходов региональных бюджетов (более 70%) остаются субсидии федерального бюджета.

Реализацию отраслевого потенциала рассматриваемой налоговой системы (в силу отмеченной принципиальной особенности экономики США) также нельзя признать существенной. Она ограничена различными нормами ускоренной амортизации для конкретных отраслей, а также достаточно редкими налоговыми скидками, например, предоставляемыми добывающим отраслям в порядке компенсации за истощение недр.

Конкурентный потенциал системы налогообложения США задействован в весьма значительной степени через два основных инструмента:

- прогрессивное налогообложение доходов корпораций, которое предполагает увеличение ставок налога на прибыль при росте налогооблагаемой базы;

- использование налогов на сверхприбыль, то есть специальных ставок налога (которые могут достигать 90%) в случае, если прибыль хозяйствующего субъекта значительно выше среднеотраслевой [1].

Подводя итог сравнительному анализу налоговой системы США и России, можно сделать следующие выводы:

1. Налоговая нагрузка в 2013 году в России выше, чем в США на 7,4% (табл. 7).

Таблица 7

Основные показатели налоговой системы в России и США в 2013 году

Страна Уровень налоговой нагрузки, % от прибыли Время на подготовку документов, часов в год Количество платежей

Россия 54,1 177 7

США 46,7 175 8

Источник: PwC, Paying Taxes , 2013

2. Налоговые системы России и США выполняют большое число функций, важнейшими из которых являются фискальная и регулирующая. Однако реализуются они по-разному. Фискальная функция: в России большую часть доходов бюджету приносят косвенные налоги (НДС и акцизы); в США преобладает прямое подоходное налогообложение (40-50% поступлений). Существует разница состава налогов по уровням зачисления в бюджет.

Различаются и уровни реализации регулирующей функции: инвестиционный потенциал (для России - низкий, для США - средний); региональный потенциал (для России и США - средний); отраслевой потенциал (для России и США - низкий); конкурентный потенциал (для России - низкий, для США - высокий).

3. Местные налоги в России стране занимают скромное место в доходах муниципальных бюджетов. В США местные налоги играют самостоятельную роль и составляют около 30% общегосударственных бюджетных средств.

5. В США налоги имеют прогрессивный характер, в России - пропорциональный.

Несомненно, что при разработке направлений совершенствования налоговой системы России следует учитывать основные тенденции развития налоговых систем зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, в частности США. При обосновании налоговой политики необходимо руководствоваться не только фискальными требованиями. Считаем, на первый план должна выходить не фискальная задача сиюминутного пополнения бюджета, а всемерное стимулирование производства, привлечение инвестиций в этот сектор. В налогообложении граждан в условиях, когда Россия постепенно отходит от бесплатного решения многих социальных проблем, необходимо обеспечить систему вычетов и установление необлагаемого минимума на уровне, достаточном для обеспечения цивилизованных условий жизни работника и

его семьи. На нынешнем этапе, когда резко возросла дифференциация отдельных групп населения по уровню доходов, необходимо проводить политику гибкой дифференциации ставок налога на доходы физических лиц.

Список литературы:

[1] Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=24861

[2] Ефимова Е.Г., Поспелова Е.Б. Налоги и налогообложение/ Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова: Учебное пособие. - М.: МИИР, 2014. - 235с. ISBN 978-5-4349-0005-8

[3] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/

[4] Крайнова В.В. Налоги и налогообложение 4.I: учебное пособие для бакалавров и магистров направления подготовки 080100 «Экономика» / В.В. Крайнова, - Н. Новгород: Издательство ФБОУ ВПО ВГАВТ,2014. - 220 с.

[5] Налоговый кодекс РФ, часть 1 и 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/popular/nalog 1 /

[6] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/ media /files/41 d47b423d16db7f8be6.pdf

[7] Социально-экономическая политика второй администрации Б. Обамы и ее влияние на внешнюю политику США. - М.: ЦСА РАН, 2013.- 77 с.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TAX SYSTEM IN RUSSIA AND US

V. V. Kraynova, V.A. Nikitina

Keywords: tax system in Russia, the US tax system, comparative-analysis of tax legislation.

One of the most important areas of improvement of the Russian tax system is its substantive analysis in comparison with the tax systems offoreign countries. Object of comparison is the tax system of the United States of America. For comparison, selected the most significant characteristics that serve the basic function of the tax system: fiscal and regulatory.

УДК 657.008.6

И.Ю. Кудрявцева, ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Ключевые слова: система внутреннего контроля, цели системы внутреннего контроля, принципы построения системы внутреннего контроля, требования к организации системы внутреннего контроля

Статья посвящена вопросам организации системы внутреннего контроля на предприятии. Рассмотрены основные цели организации системы внутреннего контроля, принципы и требования к организации высокоэффективной системы внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.