Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ЕЁ ОЦЕНКА'

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ЕЁ ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ РЫНОЧНОЙ СУЩНОСТИ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ И СИСТЕМНОГО КРИЗИСА / COMPANY TAX SYSTEM / THE CHARACTERISTICS OF ITS MARKET ENTITIES / CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT / OF EFFECTIVE TAXATION IN THE RUSSIAN MARKET CONDITIONS AND SYSTEMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викуленко А.Е.

В статье описывается характеристика налоговой системы Российской Федерации за период кризиса в 2008-2015 годах, оцениваются её результаты и движение за рассматриваемый период, а также выдаются предложения на 2016-2020 годы по росту её эффективности, отвечающие требованиям финансовой стабильности и экономического роста страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE SYSTEM OF TAXATION IN RUSSIA TODAY AND ITS EVALUATION

The article describes the characteristics of the tax system of the period of crisis in the 2008-2015 periods, estimated its results and the movement for the period under review, and issued proposals for 2016-2020 years on the growth of its effectiveness to meet the requirements of financial stability and economic growth of the country.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ЕЁ ОЦЕНКА»

III. ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, УЧЁТ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

УДК 338.262(100)

A.E. Vikulenko

CHARACTERISTICS OF THE SYSTEM OF TAXATION IN RUSSIA TODAY AND ITS EVALUATION

The article describes the characteristics of the tax system of the period of crisis in the 2008-2015 periods, estimated its results and the movement for the period under review, and issued proposals for 2016-2020 years on the growth of its effectiveness to meet the requirements of financial stability and economic growth of the country.

Keywords: Company tax system and the characteristics of its market entities; conditions for the development of effective taxation in the Russian market conditions and systemic crisis.

А.Е. Викуленко1

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ЕЁ ОЦЕНКА

В статье описывается характеристика налоговой системы Российской Федерации за период кризиса в 2008-2015 годах, оцениваются её результаты и движение за рассматриваемый период, а также выдаются предложения на 2016-2020 годы по росту её эффективности, отвечающие требованиям финансовой стабильности и экономического роста страны.

Ключевые слова: система налогообложения общества и характеристика её рыночной сущности; условия развития эффективного налогообложения России в рыночных условиях и системного кризиса.

Успешность развития страны, в том числе, зависит от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, выше уровня доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учётом разных составляющих, в том числе и с учётом совокупного уровня налоговой нагрузки. Но благоприятный налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, непривлекательный деловой климат и др.). Поэтому одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России успешно конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов.

В настоящее время имеет место определённый дисбаланс в уровне налоговой нагрузки на сырьевой сектор и остальные отрасли экономики. Это не способствует развитию обрабатывающих отраслей и сферы услуг, не стимулирует приток инвестиций в эти отрасли. Поэтому другим приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики [4].

Налоговая реформа также коснется выравнивания налоговой нагрузки между отдельными хозяйствующими субъектами, занимающимися одной и той же экономической деятельностью.

Различия в уровне налогообложения таких хозяйствующих субъектов создают неравные конкурентные условия для отдельных налогоплательщиков.

Не отработана методология анализа налоговых систем по ведущим группам налогоплательщиков. В качестве налогоплательщиков выступают юридические и физические лица, бизнес и домохозяйства.

Распределение налоговой нагрузки между ними имеет принципиальное значение, что недооценивается экономистами.

Так, И.К. Салимжанов классифицирует налоги исходя из подоходно-расходного и статусного критерия [10. С. 215].

1 Викуленко А.Е., заведующий кафедрой финансов и статистики, доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург Vikulenko A.E., Head of the Department of Finance and Statistics, Doctor of Economics, Professor; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg E-mail: Viku20078@rambler.ru

Подоходно-расходный критерий (критерий перелагаемости налогов) положен в основу деления налогов на прямые и косвенные.

Последние (косвенные) налоги связаны с расходами; они перекладываются налогоплательщиком на другое лицо. Производители товаров и исполнители услуг перекладывают налоговые обязательства на потребителей, включая в продажную цену надбавку в размере косвенного налога.

В действительности переложение налогового бремени неполное и полным быть не может.

Всякий дополнительный косвенный налог обременителен не только для покупателя, но и для продавца.

При эластичном спросе после появления "налоговых клиньев" снижается равновесный объём продаж. Страдают материальные интересы продавца. Покупатель защищает себя, уменьшая спрос [7].

Переложение налогового бремени с товаропроизводящих фирм, предприятий на домохозяйства не происходит при кругообороте товаров и услуг в рамках первого подразделения общественного производства.

Основной целью дальнейших мер по проведению налоговой реформы должно стать завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи [2]:

1) Достижение минимально-возможной справедливой налоговой нагрузки, т.е. налоговое бремя не должно стать препятствием экономическому росту. Это особенно коснётся обрабатывающих отраслей и сферы услуг. Такое снижение эффективно только при условии проведения других институциональных и структурных преобразований. По опыту стран с переходной экономикой, налоговые реформы могут реально улучшить инвестиционный климат только одновременно с реформированием банковского сектора (для содействия трансформации сбережений в инвестиции); преобразованием естественных монополий с целью предоставления доступа к их услугам всем потребителям по рыночным ценам. С целью устранения дефицита государственных финансовых ресурсов, снижение налоговой нагрузки должно осуществляться только при условии относительного сокращения бюджетных расходов.

2) Реформирование системы распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы. Это реформирование будет осуществляться одновременно с реформой межбюджетных отношений и решением вопроса финансовой обеспеченности региональных и муниципальных бюджетов. Реформа местного самоуправления будет проводиться с учётом разграничений расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. В этой связи будут внесены соответствующие поправки о порядке закрепления налоговых доходов за территориальными образованиями.

3) Совершенствование существующей системы взимания отдельных налогов. От того, насколько совершенной будет система, позволяющая определить объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку, порядок исчисления и уплаты налога, во многом зависит степень учёта интересов налогоплательщика в налоговых отношениях. Поэтому необходимо упрощение налоговой системы, уменьшение числа налогов, ориентация на налоги, стимулирующие мотивацию к росту прибыли и личных доходов, отказ от теневой деятельности.

4) Улучшение системы налогового контроля и изменение системы налоговой ответственности - улучшение контрольных функций, сведение мер текущего контроля на ключевых сферах, исключение дублирования контрольных полномочий.

Ставка НДС, представляющего форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализуемой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения, ежегодно снижается.

По расчётам, в предполагаемых макроэкономических условиях снижение НДС должно обеспечить снижение налогового бремени (с соответствующим сокращением доходной базы федерального бюджета).

Это решение будет способствовать благоприятному структурному сдвигу в распределении налоговой нагрузки между секторами экономики, имея в виду наибольший выигрыш для несырьевых отраслей.

На примере изменения НДС возможные последствия снижения налоговой ставки представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Последствия снижения налоговой ставки

Положительные последствия Отрицательные последствия

- Снижение налоговой нагрузки на экономику. - Направленность на благоприятные структурные сдвиги в распределении налоговой нагрузки между секторами экономики в пользу несырьевых отраслей. - Некоторое увеличение прибыли организаций, часть которой может быть направлена и на инвестиционные цели. - Фактор перераспределения налоговых платежей от федерального бюджета в пользу территориальных бюджетов. - Не приведёт к снижению цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке. - Усиление зависимости доходов бюджета от мировых цен на сырьевые товары. - Снижение доходов по налогу, издержки, как государства, так и налогоплательщиков, по администрированию и уплате которого минимальны. - Направление большей части финансовых ресурсов предприятий вместо инвестиций на повышение уровня оплаты труда работников.

В соответствии со ст. 18 НК в РФ и с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации, в России в стремлении привлечь инвестиции для развития экономической активности предпринимателей, существует "специальный налоговый режим", т.е. особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени. Термин "специальный налоговый режим" или английское offshore, что в переводе означает "вне побережья, за границей" - "оффшор" - государство или иная юридически обособленная территория (субъект Федерации и др.), привлекающая под свою налоговую юрисдикцию предпринимателей зарубежных стран посредством установления для них максимально возможного режима наибольшего налогового благоприятствования. Для российских предпринимателей оффшорами (как и для иных иностранных компаний) являются более 60 зон, охватывающих такие страны-территории, как Каймановы и Бермудские острова в Карибском море, Гибралтар в Средиземном море, Гренада, Барбадос, Ямайка, Кипр, Панама, Белиз и другие. Такие страны, за счёт привлечения иностранных капиталов, взимания регистрационных и ежегодных сборов с не резидентских компаний, имеют немалые доходы. Так, например, в Лихтенштейне доход от поступления регистрационных и ежегодных сборов, уплачиваемых 40 тысячами зарегистрированных на его территории оффшорных компаний, составляет до 30 % всех бюджетных поступлений. На Кипре от 20 тысяч зарегистрированных компаний ежегодно поступало более 200 млн долларов США. Аналогичный доход получают и Антильские острова от более 30 тысяч зарегистрированных на их территории компаний [11].

В зависимости от предоставляемых налоговых льгот различают несколько типов оффшорных юрисдикций:

- доходы не облагаются никакими налогами;

- налоговые освобождения предоставляются по видам деятельности и пред-

приятий;

формы;

территории с пониженными ставками налогов;

от налогов освобождаются компании только определённой организационной

- налоговые освобождения предоставляются только организациям резидентам;

- освобождаются от налогов доходы, полученные резидентами от источников за пределами данного оффшора;

- доходы иностранных организаций, полученные от источников в Российской Федерации, облагаются по пониженным ставкам (ст. ст. 306-309 НК РФ) [8].

Российские свободные экономические зоны были созданы ещё в 90-х годах прошлого века в различных организационно-правовых формах:

- льготного налогообложения "Калмыкия";

- эколого-экономический регион "Алтай";

- центр международного бизнеса "Ингушетия";

- особые и свободные экономические зоны "Калининградская область, Находка, Сахалин, Даурия";

- зона свободного предпринимательства "Санкт-Петербург";

- регион интенсивного экономического развития "Осетия";

- зона свободной торговли "Шереметьево";

- свободные таможенные зоны и территории и т.д.

Задачей льготного режима явилось стимулирование налогообложения недропользователей, осуществляющих производственную деятельность на вводимых и введённых в разработку месторождениях, не превышающих шестидесяти месяцев с начала добычи первой тонны "новой нефти"; а также на вводимых и введённых в разработку месторождениях в пределах лицензионных участков недр.

Упрощённая и вменённая система налогообложения субъектов малого предпринимательства предполагают замену множества налогов уплатой стоимости ежегодного патента или единого налога на вменённый доход. В режиме соглашения о разделе продукции денежная форма уплаты налога заменяется передачей государству части добытой продукции (нефти, газа).

Таким образом, оптимизации налоговой системы - процесс непрерывный и длительный, причём каждый вариант должен обеспечивать её эффективность [5]:

- она не должна противоречить объективным и необходимым распределительным процессам в экономике;

- система должна быть:

а) административно проста и относительно дешева в использовании;

б) должна быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия;

в) насколько налоговая система отражает интересы и предпочтения и на что и как используются налоги;

г) справедлива, нейтральна по отношению ко всем налогоплательщикам и обеспечивает прогрессивность обложения доходов.

Считается, что российские налогоплательщики находятся под непосильным налоговым бременем, которое мешает экономике развиваться, тормозит инвестиции, способствует бегству капиталов за границу и заставляет предприятия вести двойную бухгалтерию. Однако в настоящее время, государство исправляет эту ситуацию. Так, в настоящее время, сравнение ставок основных налогов в России и ещё 15 странах с переходной экономикой показывает, что этого нет. По НДС Россия делит 5-е место с такими странами, как Белоруссия, Грузия и Таджикистан, опережая Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию. 4-е место Россия занимает по ставкам социальных платежей, которые примерно в 1,5 раза ниже, чем в передовых странах Восточной Европы. А по налогу на прибыль Россия и вовсе оказалась в тройке лидеров. Однако в российских налогах: - во-первых, общая налоговая нагрузка достаточно высока; - во-вторых, слишком сложна система отчётности; -в-третьих, достаточно велико явление коррупции. Планы налоговой реформы сегодня разрабатывают правительства Турции, Польши и Бразилии. Так, Турция проводит реформу по настоянию МВФ, который взамен предоставляет стране кредит в размере $ 16 млрд, что сократит налоговое бремя для корпораций с 33 до 30 % [1]. Министерство финансов Польши балансирует бюджет страны, практически не используя помощь МВФ, изобретая варианты компенсации доходов в результате планируемого снижения налога на прибыль с 27 до 25 % и повышая налог на дивиденды с 15 до 41,7 %. Физические лица данной страны платят подоходный налог по ставкам до 50 %, что для них означает снижение налога на 2 процентных пункта, при условии упразднения целевых социальных фондов. В Бразилии же изменили систему налогообложения физических лиц и принцип взимания единого социального налога, а также гармонизировали ставки налога с продаж.

Таким образом, практически современные налоговые системы в настоящее время составляют мощную и всеобъемлющую структуру, хотя в прошлом они бывали и более высокими, и более многочисленными. Налоги являются мотивацией для принятия решений в финансовой политике компаний, основой существования некоторых государств.

На Западе обсуждается ряд проектов упрощения системы налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на расходы, при которой обложению будут подвергаться потребительские расходы, все виды накоплений и инвестиций (граждан и предприятий), хотя остаётся ещё много препятствий как административно-технического, так и психологического характера. Снижение налоговых ставок осуществляется практически во всех странах, и некоторые государства добиваются наибольших успехов в экономическом и социальном развитии [9. С. 5-8].

В условиях международной конкуренции на мировом рынке особые преимущества имеют те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику. Эти страны успешно продают свои товары и услуги на мировом рынке за счёт снижения доли налогового компонента в издержках их производства. Они привлекают значительную долю международных инвестиций, поскольку инвесторы принимают свои решения, ориентируясь и на размер налоговых ставок; в таких странах ускоренно формируется широкий класс состоятельных собственников, что является основой для их благосостояния, их политической и экономической стабильности.

При оценке позиции страны на мировом рынке появляется налоговая конкурентоспособность. Анализ западных стран по этому показателю показывает, что такие страны решили или решают следующие основные задачи:

- установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых, отказ от прогрессивной системы налогообложения для основной массы получателей доходов;

- установление правил расчёта налогооблагаемой базы, при которых инвестиции в производство и производительное накопление граждан и предприятий полностью освобождаются от налогообложения;

- создание благоприятного отношения к существованию оффшорных зон и центров вблизи территории (или даже внутри страны), где национальные капиталы могут накапливаться без налоговых изъятий.

В России пока данный параметр (налоговая конкурентоспособность) не рассматривался. Низкий приток иностранного капитала (с учётом введённых к России политико-экономических санкций) требует от Российской Федерации срочного создания нормальных рыночных отношений в собственной экономике. Западные налоговые механизмы, перенесённые на налоговую почву РФ, теряют эффективность и проявляют себя негативным образом. В этом отношении, профессор Р. Нетцер указывает, что Россия в отличие от стран Запада "не может себе позволить терять огромную долю своего валового продукта из-за плохой (заимствованной на Западе) налоговой системы" [7]. На Западе действует сложившаяся рыночная экономика с прочными демократическими традициями, а в России только с 2004 года начался процесс её формирования, который охватывает в других странах:

- надёжную банковскую систему и широкое применение безналичных расчётов;

- выработанную веками законопослушность населения;

- отработанную систему взыскания долгов, включая процедуру банкротства;

- разумные и соответствующие социально-экономическим условиям налоговые

ставки.

В любой демократической стране существует тесная взаимосвязь налоговой и бюджетной политики, а правительство всегда имеет ровно столько денег, сколько выделяет ему парламент, утверждающий налоговые законы. Но и парламент может предписать правительству только те расходы, которые покрываются поступлениями от утверждённых налогов. В результате достигается необходимая сбалансированность налоговой и бюджетной политики. Общество платит только те налоги, которые оно само же и утверждает (в лице своих представителей в парламенте). В России же отдельным слоям общества проще вовсе не платить налоги, чем добиваться защиты своих интересов через изменение налогового законодательства.

Хотя в западных странах в создании и функционировании эффективной системы немало ценного и полезного, но при её использовании в России необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создаётся и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики, и уровень накопленных богатств, и психологию и традиции населения.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более десяти лет. Следствием таких мер уже стало равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало снижение общей налоговой нагрузки (налогового бремени) в настоящее время до 24 %, а к 2018-2020 годам до 22,0 %, что поддерживает дальнейший экономический рост России.

Однако попытки государства решить данную проблему в настоящее время не совсем успешны.

Проведение серьёзных экономических преобразований обусловило сложность процесса формирования налоговой системы России. Её адаптация к рыночным условиям началась ещё в 1991-1992 годах и в период коренного преобразования экономических отношений выполняла задачу бесперебойного пополнения государственного бюджета. За время создания налоговой системы Российской Федерации в целях усиления её позитивного влияния на экономику страны был проведён ряд крупных налоговых мероприятий, затрагивающих как изменение структуры взимаемых налогов, так и методику их исчисления и уплаты. Изменения коснулись правовых норм, регулирующих налогообложение физических и юридических лиц, круга субъектов налоговых правоотношений, статуса налогоплательщиков, их ответственности за налоговые правонарушения, а также структуры налогового права, действующего в Российской Федерации в современных условиях.

Разнообразились и выросли численно налоги с населения, увеличились их поступления в государственную казну. Появились новые налоги, взимаемые с граждан, - налоги с различных видов имущества: налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налоги, исчисляемые в дорожные фонды, и другие. Расширена сфера применения сохранившегося подоходного налога с физических лиц, она охватила разнообразные стороны деятельности граждан, в том числе развивающуюся предпринимательскую деятельность. Унифицирована система налогов, установленных для предприятий. Она теперь не зависит от формы собственности, на которой основано предприятие. В связи с появлением в финансовой системе России новых звеньев в виде государственных и муниципальных целевых фондов (внебюджетных и бюджетных) установлены налоговые платежи специально для зачисления в эти фонды - дорожные, экологические и другие. Установлен ряд налогов в качестве общих для физических и юридических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и другие). Новое законодательство разграничило налоги по трём уровням, выделив налоги федеральные, субъектов Федерации и местные, формирующие самостоятельные финансовые базы бюджетов. Все вышеперечисленные нововведения были отражены в Налоговом Кодексе. Однако его введение не снимает необходимость дальнейшего реформирования налоговой системы. В налоговой сфере остаётся много нерешённых проблем. По мнению ряда исследователей [6], [10], налоговая система России ещё не до конца приспособлена к реалиям российской действительности, далека от соответствия критериям эффективности и справедливости и мало способствует экономическому росту производства страны.

Современная налоговая система слишком сконцентрирована на выполнении фискальной функции. Об этом свидетельствуют показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. До 70 % всех доходов в бюджет составляют косвенные налоги на прибыль. Уровень налоговой нагрузки на экономику России уже много лет остаётся на высоком уровне. В длительный период времени (с 2007 по 2012 годы) она колебалась в пределах 35,3-36,3 % ВВП. Законодатели постоянно "забывали", что налоги имеют ещё регулирующую функцию (со стимулирующей подфункцией), которая реализуется через систему льгот и предпочтений. Реформирование налоговой системы должно проходить на основе принципа приоритета развития производства и экономики над интересами бюджета. Проводимая сегодня (в 2015-2016 годах) налоговая политика не должна вытеснять капиталы из производственного сектора.

Таким образом, налоговая система в настоящее время тормозит развитие Российской Федерации. Большинство экспертов считают, что дело не в высоких налоговых ставках, а в нерациональном распределении налогового бремени и в недостатках налогового администрирования. Безусловно, избыточная налоговая нагрузка подавляет предпринимательскую активность и лишает предприятия тех средств, которые они могли бы вложить в производство. Данные по уровням налогового изъятия, как в России, так и в других европейских странах и США, (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада), приведённые в табл. 2, свидетельствуют о том, что налоговая нагрузка в России находится на том же уровне, что и в таких развитых странах.

Таблица 2 - Средний уровень налогов в России и в США и европейских странах (% к ВВП)

№ п/п Все налоги Россия США и европейские страны, (кроме России)

1 С корпораций (налог на прибыль и социальные отчисления на социальное страхование, включая пенсионное страхование, выплачиваемые работодателями) 12,4 8, 8

2 на товары и услуги 9,7 9,3

3 С физических лиц (налог на доходы с физических лиц и отчисления на социальное страхование, выплачиваемые работниками) 3,4 12,5

4 Экспортные пошлины 6,7 1,2

5 На капитал и имущество 0,8 3,2

6 Другие налоги 5,6 1,6

7 Налоги всего: 37,3 35,6

Поэтому проблема неэффективности системы налогообложения кроется не столько в величине налогового бремени, сколько в самой структуре и основополагающих принципах её формирования. Современная налоговая система слишком сложна, запутана и противоречива. Она позволяет легко уклоняться от налогов и даже провоцирует это. В десятках изданий можно найти соответствующие инструкции. Многие предприятия в той или иной мере находятся и всегда находились в тени. Доля теневой экономики в России

составляет около 25 %. На сегодняшний день налоговая система не стимулирует повышение прозрачности экономики, а наоборот оказывает негативное влияние. Малому и среднему бизнесу приходится оставаться в тени в связи с отсутствием возможности уплаты всех установленных налогов. Многие руководители повышают белую зарплату до уровня, на котором настаивают налоговики, чтобы не попадать в чёрные списки. Но не все компании в состоянии привести официальные зарплаты в соответствие со среднеотраслевым уровнем - им тогда попросту придётся закрыться, в результате чего возникают "чёрные зарплаты" в конверте [7].

В связи с кризисом, неустранение этих дефектов ухудшает сложившуюся ситуацию. Поэтому использование резервов совершенствования налоговой системы оказывается одним из самых эффективных и самых дешёвых средств преодоления кризиса в нашей стране.

Таким образом, основными недостатками Российской налоговой системы являются: излишняя концентрированность на выполнении фискальной функции; отсутствие стимулов для развития экономики; сложность, запутанность и противоречивость системы, что позволяет уклоняться от налогов и даже провоцирует это; отсутствие стимулов для развития экономики; нестабильность налогового законодательства; неэффективность налогового администрирования [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несостоятельность российской налоговой системы можно увидеть, проанализировав поступления основных налогов в федеральный бюджет за период с 2009 по 2013 годы. Это позволит оценить влияние системы налогообложения на социально-экономическое развитие страны.

Так, всего за 2010 год в бюджетную систему Российской Федерации поступило 10032,8 млрд руб., из них 8455,7 млрд руб. - налоги и сборы в консолидированный бюджет, что на 14,9 % выше, чем в 2009 году. По данным ФНС России за 2011 год в федеральный бюджет поступило 4078,7 млрд руб. доходов, что на 8,8 % больше, чем в 2010 году.

Основная масса доходов федерального бюджета ФНС России была обеспечена в 2012-2013 годах поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39 %), НДС (24 %) и налога на прибыль (19 %). Анализируя данные показатели, можно говорить о сложившейся нездоровой ориентации российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения, что привело к необходимости снижения налоговых ставок на эти виды налогов.

В результате таких мер, поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2013 году уже составили 761,1 млрд руб. По сравнению с 2012 годом поступления выросли на 119,8 млрд руб., или на 18,7 %.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2013 году составили 506,8 млрд руб. и выросли по сравнению с 2012 годом на 25,1 %.

Поступления налога на добавленную стоимость (НДС) на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2013 году составили 998,4 млрд руб., что по сравнению с 2012 годом ниже на 28,2 %. С другой стороны, налогов на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2013 году 40,3 млрд руб., что на 17,4 % больше, чем получено в 2012 году. Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2013 году 125,2 млрд руб. и выросли относительно 2012 года на 15,1 %.

Следует отметить, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2013 году поступил в федеральный бюджет в значительном размере - 1604,7 млрд руб., что по сравнению с 2012 годом больше на 42,9 %. Однако из всего поступившего объёма на добычу нефти пошло основное и значительное его количество - свыше 93,0 % (1493,0 млрд руб.); на добычу горючего природного газа - 5,75 % (или 90,5 млрд руб.); а на добычу газового конденсата из всех видов месторождений - только 0,05 % (8,4 млрд руб.) и т.д. В страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, в 2013 году поступило, соответственно, на 23,3 %; на 15,5 %; на 24,4 % и на 22,6 % больше, чем в 2012 году [6].

Однако, всё же, в целом, ежегодное увеличение поступления налогов в период 2009-2013 годов было несколько меньше, чем в 2008 году, что указывает на условия сложившегося кризисного состояния экономики страны и сложность её развития в условиях влияния мирового экономического кризиса.

В последние годы (2014-2015 годы) всего рассматриваемого периода (с 2009 по 2015 годы), как уже было сказано выше, с первого взгляда наблюдается положительная тенденция в росте доли основных налогов в доходах федерального бюджета. Но если

проанализировать структуру доходов федерального бюджета в 2014-2015 годах, то можно говорить о продолжающемся сокращении доли налоговых поступлений. Налоговые доходы в этот период времени (с 2014-2015 годов) составили, соответственно, 84,3 % и 84,8 %, а в 2012-2013 годах они были на уровне 85,2-85,5 % от доходов федерального бюджета. Такие долевые изменения в основном связаны с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры, как в результате мирового экономического кризиса, так и развёртывания США и рядом стран Европы, Австралией и Японией, политических и экономических санкций против России, начиная с конца 2013 года и по настоящее время. В результате контрмер, принятых Российской Федерацией по восстановлению и развитию экономики страны в период 2014-2015 годов, картина относительно быстро улучшается.

Важным направлением налогово-бюджетной политики России является возрождение национальной экономики и продолжение курса на снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры во второй половине 2013 - 2015 годах создало предпосылки необходимости компенсации падающих нефтегазовых доходов бюджета во время созданного США, европейскими и другими отдельными странами импортно-экспортного кризиса России и других причин. По итогам этого периода, сокращение поступлений налоговых доходов в бюджет Российской Федерации составило порядка 13 % ВВП, причём более существенного падения доходов бюджета удалось избежать вследствие создания соответствующих отечественных производств. В структуре налоговых поступлений в 2015 году произошли заметные положительные изменения.

Так, в 2012 году поступления от НДС и от налога на прибыль упали ниже уровня 2010 года, что стало решающим фактором падения налоговых поступлений бюджета в 2012 году. Однако следует отметить, что вопреки ожиданиям доля поступлений НДПИ в ВВП, как и величина доходов от внешнеэкономической деятельности в 2014 году не продолжила своё падение вслед за показателями 2009-2013 годов - поступления доходов в бюджет от данных налогов выросли. Также следует отметить, что на протяжении 20142015 годов наблюдались устойчивые тенденции увеличения доли НДФЛ, однако, при снижении доли акцизов и стабилизации доли ЕСН в ВВП. В 2014 году помимо снижения нефтегазовых доходов наибольшее падение поступлений было по налогу на прибыль, НДС, по налогу на доходы физических лиц и ЕСН, что обусловлено ухудшением финансового состояния российских предприятий, сокращением их деловой активности и, как следствие, увеличением количества безработных, снижением доходов от трудовой и предпринимательской деятельности. Наибольшую стабильность в условиях кризиса сохраняли имущественные налоги (налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог и пр.), но при достаточно затяжном характере кризисных явлений в экономике доходы от них могут также сократиться.

Однако, при росте поступлений ЕСН, несмотря на рост доли фонда оплаты труда в ВВП в 2013 году по сравнению с уровнем 2012 года (на 0,42 % ВВП), поступления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование снизились на 0,16 % ВВП. Такое снижение обусловлено, прежде всего, регрессивностью шкалы ЕСН и отсутствием её индексации. Это привело к тому, что рост заработной платы в номинальном выражении снизил эффективную ставку ЕСН. В условиях экономического роста при опережающем росте доходов населения, база ЕСН росла существенно быстрее, чем снижалась эффективная ставка. В результате чего поступления по ЕСН даже росли в процентах к ВВП. Такая ситуация была характерна для 2008 и 2014-2015 годов. Однако в 2012-2013 годах рост налоговой базы не смог компенсировать снижение эффективной ставки ЕСН, и поступления по данному налогу уменьшились. Только в 2014 году, несмотря на введённые санкции против России, поступления НСН, как и остальные показатели, в результате реализации экономической политики государства, выросли. Эта же тенденция существовала и в 2015 году и планируется в будущем (в 2016-2018 годах) (табл. 3).

Таблица 3 - Сопоставление динамики поступлений ЕСН с динамикой фонда оплаты труда в 2008-2018 годах, в % к ВВП

Поступления 2008 2009 2010 2012 2013 2014 2015 2018

Поступления ЕСН 1,99 1,94 1,98 1,97 1,96 2,03 2,11 2,15

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 2,88 2,93 2,92 3,10 3,11 3,21 3,28 3,34

Фонд оплаты труда 43,81 44,55 46,27 46,63 46,68 47,44 48,86 50,11

Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что российская система налогообложения в целом, в 2009-2013 годах, была направлена на текущее увеличение налоговых поступлений, что привело к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, который не в состоянии был нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России в 2009- 2013 годах были убыточны, а ещё столько же прибыльных предприятий имели низкую рентабельность, хотя в 2014 году большая часть этих предприятий стала более рентабельна, и процент убыточных предприятий несколько снизился, и продолжает снижаться. Таким образом, положение в рассматриваемой сфере благодаря изменению внешней и внутренней политики государства, направленной, в первую очередь, на внутреннее увеличение производства (за счёт импортозамещения), в результате применяемых политико-экономических санкций по отношению к нашей стране, улучшилось и улучшается в дальнейшем. Однако следует отметить, что при сложившемся в 2012-2014 годах неблагоприятном в целом налоговом режиме увеличились теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвовали в формировании государственных доходов. Налоговая политика была сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики. Особенно недостатки налоговой системы России проявились и продолжают выявляться в период кризиса. Снижение доли налоговых поступлений в бюджетную систему страны в период 20092013 годов свидетельствует о том, что наша налоговая система не обладала механизмом гибкой адаптации к меняющимся условиям внешней среды. Поэтому проводимые в период 2009-2013 годов меры по совершенствованию налоговой системы были слабы и не совсем эффективны, и только начиная с 2014-2015 годов, при социально-экономической ориентации фискальной налоговой политики государства, имеют положительные последствия.

Список использованных источников

1. Богачёва О.В. Налоговый потенциал и региональные счета // Финансы. - 2011. - №№ 2, 3. - С. 29.

2. Викуленко А.Е. Налогообложение и экономический рост России: монография / А.Е. Викуленко. - СПб.: Изд-во СПбГТИ(ТУ), 1999.

3. Викуленко А.Е., Глухарёв Л.С., Зачёсова Г.М. Стимулирование эффективности хозяйственных систем России средствами фискальной политики: монография / А.Е. Викуленко, Л.С. Глухарёв, Г.М. Зачёсова. - СПб.: Изд-во СПбГТИ(ТУ), 2015. - 138 с.

4. Викуленко А.Е. Стратегическое управление инновационным устойчивым ростом и развитием химических предприятий: монография / А.Е. Викуленко. - СПб.: Изд-во СПбГТИ(ТУ), 2013. - 235 с.

5. Глухарёв Л.С., Викуленко А.Е. Создание справедливого и эффективного ценообразования в России / Журнал "Экономический вектор". - СПб.: Изд-во: СПбГТИ(ТУ). -2015. - № 3(02). - С. 36-43.

6. Илларионов А. Российские экономические реформы: Потерянный год / Вопросы экономики. - 2004. - С. 9-15.

7. Макаров Д.Г. Уголовный кодекс в борьбе с теневой экономикой. Проблемы и перспективы // Налоговый вестник. - 2005/1. - С. 152-15.

8. Налоги и налоговое право. - М.:2003. - С. 386-387.

9. Потапов В.Н. Объекты налогообложения некоторых зарубежных стран // Налоговый вестник. 2009. - № 7. - С. 5-8.

10. Салимжанов И.К. и др. Ценообразование и налогообложение: Учебник. - М.: ТК Велби, издательство "Проспект", 2009.

11. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. -СПб.: Изд-во "Лань", 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.