Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА США, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКУЮ НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ'

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА США, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКУЮ НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1015
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА / ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / КОРПОРАТИВНЫЙ НАЛОГ / КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / РЕЙТИНГ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ / ВВП / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ДВОЙНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / TAX SYSTEM / TAX POLICY / TAX REFORM / FISCAL FUNCTION / PRINCIPLES OF TAXATION / CORPORATE TAX / INDIRECT TAXATION / TAX BURDEN / RATING OF TAX SYSTEMS / GDP / TAX DEDUCTIONS / PROGRESSIVE TAXATION / PUBLIC DEBT / BUDGET DEFICIT / DOUBLE TAXATION / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савдерова Алина Федоровна, Зотиков Николай Зотикович, Любовцева Елена Геннадьевна

В современных условиях одной из главных задач, стоящих перед государствами, становится необходимость создания налоговой системы, адекватно отвечающим потребностям как налогоплательщиков, так и государства. Налоговая система стран, обеспечивая государство финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на него функций, не должна уменьшать стимулы для налогоплательщика к занятию предпринимательской деятельностью. Международный опыт показывает, что идеальных постоянных налоговых политик не бывает, они постоянно меняются, не могут в течение длительного периода времени существовать в неизменном виде. Любые изменения в экономической политике страны требуют новшеств и в налоговой политике. Таким образом, в условиях, когда налоговая система не в состоянии в силу объективных причин обеспечить оптимальные условия для ведения бизнеса, реализовать фискальную функцию (потребности государства не покрываются налоговыми поступлениями), очевидной становится необходимость в ее реформировании с учетом положительного опыта других стран. Авторы полагают, что изучение налоговых систем развитых зарубежных стран, имеющих долгосрочный опыт в области налогообложения, позволяет позаимствовать лучшие достижения в этой области, и опыт налоговых реформ США по установлению прогрессивного налогообложения доходов корпораций и граждан может быть востребован и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US TAX REFORM, ITS IMPACT ON RUSSIAN TAX POLICY

In modern conditions, one of the main tasks facing states is the need to create a tax system that adequately meets the needs of both taxpayers and the state. The tax system of countries, providing the state with financial resources to carry out the functions assigned to it, should not reduce incentives for the taxpayer to engage in entrepreneurial activity. International experience shows that there are no ideal permanent tax policies, they are constantly changing, they cannot exist unchanged for a long period of time. Any changes in the economic policy of the country require innovations in tax policy. Thus, in a situation where the tax system is not able, for objective reasons, to provide optimal conditions for doing business, to realize the fiscal function (the needs of the state are not covered by tax revenues), the need for reforming it taking into account the positive experience of other countries becomes obvious. The authors believe that a study of the tax systems of developed foreign countries with long-term experience in the field of taxation allows us to borrow the best achievements in this field, and the experience of US tax reforms to establish progressive taxation of corporate and citizen income may also be in demand in Russia.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА США, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКУЮ НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №1, Том 12 / 2020, No 1, Vol 12 https://esj.today/issue-1-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/10ECVN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Савдерова А.Ф., Зотиков Н.З., Любовцева Е.Г. Налоговая реформа США, ее влияние на российскую налоговую политику // Вестник Евразийской науки, 2020 №1, https://esj.today/PDF/10ECVN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Savderova A.F., Zotikov N.Z., Lyubovtseva E.G. (2020). US tax reform, its impact on Russian tax policy. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(12). Available at: https://esj.today/PDF/10ECVN120.pdf (in Russian)

Работа выполнена в рамках Гранта РФФИ №18-010-00357 на тему «Совершенствование налогово-бюджетного механизма и его влияние на экономику региона» на 2018-2020 гг.

УДК [338.24.021.8(73):338.23(470)]:336.22 ББК У261.41-183(7Сое):У261.41-18(2Рос)

Савдерова Алина Федоровна

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия

Доцент кафедры «Финансов, кредита и экономической безопасности»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: savderova@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=592869

Зотиков Николай Зотикович

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия

Доцент кафедры «Финансов, кредита и экономической безопасности»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: Zotikovcontrol@yandex.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=518075

Любовцева Елена Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксары, Россия

Доцент кафедры «Финансов, кредита и экономической безопасности»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: lyubovceva_elena@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2408-1442 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=529106

Налоговая реформа США, ее влияние на российскую налоговую политику

Аннотация. В современных условиях одной из главных задач, стоящих перед государствами, становится необходимость создания налоговой системы, адекватно отвечающим потребностям как налогоплательщиков, так и государства. Налоговая система стран, обеспечивая государство финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на него функций, не должна уменьшать стимулы для налогоплательщика к занятию предпринимательской деятельностью. Международный опыт показывает, что идеальных постоянных налоговых политик не бывает, они постоянно меняются, не могут в течение длительного периода времени существовать в неизменном виде. Любые изменения в экономической политике страны требуют новшеств и в налоговой политике.

Таким образом, в условиях, когда налоговая система не в состоянии в силу объективных причин обеспечить оптимальные условия для ведения бизнеса, реализовать фискальную функцию (потребности государства не покрываются налоговыми поступлениями), очевидной становится необходимость в ее реформировании с учетом положительного опыта других стран.

Авторы полагают, что изучение налоговых систем развитых зарубежных стран, имеющих долгосрочный опыт в области налогообложения, позволяет позаимствовать лучшие достижения в этой области, и опыт налоговых реформ США по установлению прогрессивного налогообложения доходов корпораций и граждан может быть востребован и в России.

Ключевые слова: налоговая система; налоговая политика; налоговая реформа; фискальная функция; принципы налогообложения; корпоративный налог; косвенное налогообложение; налоговая нагрузка; рейтинг налоговых систем. ВВП; налоговые вычеты; прогрессивное налогообложение; государственный долг; дефицит бюджета; двойное налогообложение. межбюджетные отношения

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

«Неизбежны только две вещи - смерть и налоги» - писал Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей Америки, а уплата налогов - это самые сложные, напряженные и стрессогенные отношения гражданина с его государством, независимо от его политических воззрений.

Налоги во всех странах используются в качестве инструмента государственного регулирования экономики. Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических, социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, уровню, масштабам и количеству льгот и т. п. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, сформулированные А. Смитом в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», среди которых: нейтральность налоговой системы, справедливость, простота системы.

Известны 4 основных модели организации налоговых систем:

1. Англосаксонская модель - ориентирована на прямые налоги с физических лиц, основная нагрузка приходится на население. Суммы поступлений зависят от социально-экономической ситуации в стране и доходов граждан. В Великобритании суммы подоходного налога с населения формируют до 64 % поступлений в государственный бюджет.

2. Евроконтинентальная модель - отличается высокой долей отчислений на социальное страхование. Значительное место при этой модели занимают косвенные налоги. Это отличается сравнительной незаметностью для населения, так как косвенные налоги включены в цену товара.

Зависимости от категорий товара для определенных групп товаров (хлеб, продукция сельского хозяйства, медицинские товары и т. п.) устанавливаются пониженные ставки НДС,

Введение

повышенные ставки акцизов на табачные, вино-водочные изделия, либо предусматривается механизм возмещения НДС (Россия, Молдова, Украина).

В числе стран, практикующих данную модель, находится Франция, именно в этой стране впервые введен НДС в 1948 году.

3. Латиноамериканская модель - рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики (например, Боливия). Основой модели являются косвенные налоги, находящиеся в прямой зависимости от изменения цен. Доля косвенных налогов, как правило, выше в менее развитых странах, чем в развитых. Сами налоги оказывают большое влияние на рост инфляции.

4. Смешанная модель - объединяет в себе подходы первых трех моделей. Ее применяют многие страны в основном для расширения структуры доходов. В ходе реформирования советского фискального механизма такого рода системы построены в России, Украине, Приднестровье и др.

Далее рассмотрим налоговую систему США.

Налоговая система США

США являются федеративным государством, имеет трехуровневую систему налогообложения: федеральные, штатные, местные налоги. Зачастую один и тот же налог может взиматься сразу на нескольких уровнях.

К федеральным относятся: подоходный налог с физических лиц, корпоративный налог, акцизные сборы, таможенные пошлины, налог на наследство и дарение, отчисления в фонд социального страхования.

К штатным налогам относятся: подоходный налог с физических лиц, корпоративный налог, налог с продаж, акцизы, налог на автотранспорт, налог на имущество.

К местным налогам относятся: подоходный налог с физических лиц, корпоративный налог, налог на наследство и дарение, налог на имущество, экологический налог.

Доля налоговых поступлений в федеральный бюджет: подоходный налог с физических лиц - 38 %, отчисления на социальное страхование - 27 %, акцизы - 15 %, налог на имущество - 10 %, корпоративный налог - 4 %, прочие - 6 %.

Федеральный подоходный налог во всех штатах одинаков, исчисляют его по прогрессивной шкале (резиденты и нерезиденты США). Если работник трудится на работодателя, то работодатель может самостоятельно выплачивать данный налог за своего работника, выдавая ему чистую заработную плату. В случае работы на себя предприниматель должен сам платить этот налог в конце каждого года.

Население США уплачивает три вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), два вида имущественного налога и универсального акциза (штатный и местный). При этом в цене отдельных видов товаров (табачные и вино - водочные изделия, горючее) содержится несколько видов акциза (федеральный, штатный, смежные универсальные и специфические акцизы).

Подоходный налог штата отчисляется штату, резидентом которого является налогоплательщик. В каждом штате свой налог: где-то он фиксированный, где-то прогрессивный, а где-то вовсе не взимается.

Корпоративный налог с компаний взимают 44 штата. Ставки налога колеблются от 2,5 % в Северной Каролине до 12 % в Айове. В штатах Невада, Техас, Огайо и Вашингтон вместо

налога на прибыль введен налог с валового дохода. В 34 штатах и в округе Колумбия действует корпоративная система налогообложения по единой ставке. Плательщиками корпорационного налога являются местные организации (созданные по законам США) и иностранные иные юридические лица). Максимальная ставка, по которой производится взимание данного налога, составляет 35 %.

«В США при определении налогооблагаемой базы от прибыли включают в ее состав стоимость переданных другим организациям на безвозмездной основе патентов на открытие и изобретение, но не более чем 10 % от налогооблагаемой базы. Данная мера призвана стимулировать трансфер новых технологий среди широкого круга субъектов инновационной сферы национальной экономики» [1].

Налог с продаж в США является аналогом НДС. Этот косвенный налог платят потребители, приобретая товар. Налоговое бремя печатается прямо на квитанциях.

Налоговая система США предусматривает хотя и весьма сложные, но четко регламентированные процедуры оценки облагаемых доходов. «Прогрессивный характер налогообложения, дискретность налоговых отчислений, универсальность обложения, наличие большого количества целевых льгот, скидок, исключений - все это, а также более низкие ставки прямых и косвенных налогов, создают в США намного более благоприятный налоговый климат для предпринимательства и домохозяйств, чем в других развитых странах» [2].

«Одной из характеристик налоговых систем развитых стран является превышение доли прямых налогов над косвенными: в США доля налога на прибыль корпораций и налога на доходы физических лиц в общем объеме налоговых доходов составляет 10 и 40 % соответственно; в Великобритании - 11 и 26 %, в Италии - 9 и 25 % соответственно» [3].

В целом налоговая система США не ориентирована на формирование бездефицитного бюджета. Американские налоги признаются одними из самых низких среди индустриально развитых стран - их доля составляет порядка 28 % ВВП, тогда как в среднем в других государствах этот показатель достигает 46 %, что подтверждается данными таблицы 1.

Таблица 1

Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР (% ВВП)

Страна 2012 2013 2014 2015 2016 2017

США 24,07 25,65 25,98 26,24 25,89 27,14

Великобритания 32,76 32,57 31,83 32,16 32,73 33,26

Германия 36,39 36,76 36,70 36,99 37,43 37,54

Италия 43,90 44,05 43,47 43,11 42,61 42,39

Франция 44,32 45,23 45,45 45,28 45,46 46,23

Средняя по ОЭСР 33,30 33,61 33,60 33,72 34,03 34,19

Россия 31,86 30,80 31,29 28,97 28,51 30,27

Россия (без нефтегазовых доходов) 21,69 21,15 21,28 21,55 22,39 23,42

Источник: http://www.comultanLru/document/com doc LAW 334706/2b4dd535a015bcc992dd9a 754f9a098fb856af0f/

По результатам проводимого Всемирным банком и Международным валютным фондом обследования, каждой стране присваивается место в рейтинге по уровню удобства при уплате налогов с учетом количества платежей, продолжительности времени на налоговый учет, общей налоговой ставке (из 183 стран мира) (таблица 2).

Таблица 2

Расположение стран в рейтинге простоты организации налоговой системы

Страна Показатели 2011 2012 2013 2014 2015

Россия Общий рейтинг (место) 105 102 56 49 45

Количество налогов (ед.) 11 9 7 7 7

Время на учет (час) 320 290 177 168 168

Общая налоговая ставка, % 46,5 46,9 50,7 48,9 47,4

США Общий рейтинг (место) 62 69 64 47 36

Количество налогов (ед.) 11 11 11 11 10

Время на учет (час) 187 187 175 175 175

Общая налоговая ставка, % 46,8 46,7 46,3 43,8 44,0

Составлено автором на основании данных рейтинга

Как следует из приведенных в таблице 2 данных, Всемирный банк признал существенные позитивные изменения в сфере налогообложения в России - в общем рейтинге страна со 105 места в 2011 г. переместилась на 45 место в 2015 г., чему способствовали сокращение количества налогов с 11 до 7, уменьшение времени на налоговый учет с 320 часов до 168 часов, при этом общая налоговая ставка остается высокой (47,4 %).

По сравнению с налоговой системой США, по итогам 2015 г. по основным показателям Россия приблизилась к США.

Улучшение позиций в рейтинге связано с принятием в 2013 г. в рамках «Основных направлений совершенствования налоговой политики» дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» с целью улучшения взаимодействия бизнеса и налоговых органов. В этих целях создан институт налогового мониторинга, досудебного урегулирования налоговых споров, введен личный кабинет налогоплательщика, что позволяет более активно использовать электронный документооборот и сократить время на транзакции по налогам. Кроме того, введен заявительный порядок возмещения НДС, амортизационная премия в размере до 30 %, принят единый стандарт по работе с налогоплательщиками и т. п.

Прежде чем перейти к налоговой реформе, приведем следующие данные [4].

Начиная с 2000-х годов процессы глобализации экономики обеспечивали экономию ресурсов и стимулировали мировой прогресс. Однако, облегчая хозяйственное взаимодействие между государствами, создавая условия для доступа развивающихся стран к передовым достижениям человечества, глобализация, с одной стороны, способствовала резкому подъему экономики стран Юго-Восточной Азии (Китай, Сингапур, Южная Корея), одновременно замедляя темпы экономического роста США, Евросоюза и Японии. В результате по итогам 2017 года Китай стал второй экономикой мира (ВВП - 12,2 трлн долл. США). Первое место занимают США (ВВП больше Китая на 7 трлн долл. США), на третьем месте - Япония (ВВП -5,2 трлн долл. США). Справочно: в России ВВП в 2017 г. - 92 819 млрд руб.

США лидируют в списке как по количеству миллиардеров (565), так и по размеру их общего состояния (2,8 трлн долл.) при размере ВВП страны в 18,6 трлн долл. При этом, со слов Трампа, произнесенном в обращении к Конгрессу, 94 млн американцев - безработные, более 43 млн живут в бедности, и более 43 млн живут на талонах на питание. Один из пяти трудоспособных не работает.

Американцы традиционно считают, что несмотря на то, что налоги являются неотъемлемой частью гражданского общества и общественного договора между этим обществом и государством, налоговая система США не справляется с насущными задачами и нуждается в коренных изменениях. Она обременительна, неудобна, сложна и запутана для простого налогоплательщика и для бизнеса.

От процессов глобализации мировой экономики выиграли далеко не все. Так, в США количество занятых в промышленности сократилось за последние 10 лет на пять млн чел., а заработные платы низкоквалифицированных рабочих снизились более чем на 20 % в реальном выражении.

В этих условиях Трампу удалось вдохновить многих американцев, поверивших, что он сможет вернуть стране не только высокие темпы экономического роста, но и рабочие места, а также провести назревшую налоговую реформу.

Принятый 21 декабря 2017 г. закон «О сокращении налогов и создании новых рабочих мест» затронул деятельность корпораций и правоотношения, связанные с налогоплательщиками - физическими лицами, снижает ставку налога на прибыль корпораций и делает налогообложение рядовых американцев более понятным, и в целом направлен на улучшение экономической ситуации в стране.

По мнению сторонников реформы, снижение налогового бремени для состоятельных граждан, как и снижение налоговых ставок на недвижимое имущество и прибыль корпораций должны привести к увеличению рыночной активности, а уменьшение ипотечных процентов и урезание налоговых льгот на уровне штатов и муниципалитетов, отучит государство от пагубной практики вмешательства в процессы ценообразования.

В то же время снижение налогов значительно может сократить государственные расходы.

По прогнозам специалистов, реформа Трампа приведет к росту зарплат на 1,5 %, созданию около 339 тыс. рабочих мест, снизится для домохозяйств объем уплачиваемых налогов, что приведет к сокращению налоговых поступлений за 10 лет на 1,5 трлн долл., увеличивается дефицит бюджета и государственный долг. Именно поэтому отменяется требование об обязательности медицинского страхования для американцев.

Основной задачей налоговой реформы провозглашено увеличение конкурентных возможностей американской экономики. В связи с принятием американского закона МВФ уже прогнозировал рост мировой экономики в ближайшие годы до 3,9 %.

Закон предусматривает переход к территориальной системе налогообложения. До реформы в США действовала единая (высокая) ставка налога на прибыль (35 %), полученную в любом государстве. Ранее ТНК облагались налогами по месту функционирования своих филиалов, то есть за рубежом. По новому закону они получают выбор - платить налоги в США или по месту деятельности дочерних предприятий. Поскольку по новому закону ставка налога в СЩА ниже, чем в большинстве других стран, компании предпочтут делать налоговые платежи в США, то есть в стране регистрации ТНК.

Позитивно для экономики оценивается отмена налога на дарение семейных предприятий.

Ставка корпоративного налога на прибыль

С 1 января 2018 года ставка корпоративного налога на прибыль снижена с 35 % (что была самой высокой ставкой среди государств - членов ОЭСР) до 21 %, что приблизило ее к

Сущность налоговой реформы США

Изменения в налогообложении юридических лиц

показателям таких стран, как Канада (15 %) или Ирландия (12,5 %). Также с 2018 года отменен альтернативный минимальный налог на прибыль корпораций в размере 20 %.

Положения о снижении нагрузки на юридических лиц являются бессрочными.

«Если средняя эффективная ставка корпоративного налога на прибыль в США в ходе налоговой реформы снизится, как это намечено, с 36,5 до 22,7 %, то она окажется довольно близкой к средней эффективной ставке налога на прибыль, рассчитанной для всех 28 стран Европейского союза (20,9 %), и превзойдет в лучшую сторону среднюю эффективную ставку налога на прибыль в Германии (28,9 %), которой до начала реформы заметно проигрывала» [5].

Согласно налоговой реформе прежняя восьмиуровневая шкала налогообложения корпораций (от 15,6 до 35 %) заменена единым налогом в 21 %, что стало рекордно низкой с 1939 г. В 2018 г. в результате вступления в силу налоговой реформы совокупная ставка корпоративного налога на прибыль в США (с учетом ставок налога в штатах) снизилась до 25,7 % и почти сравнялась со средневзвешенным значением по странам ОЭСР без учета США (26,5 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Совокупная ставка корпоративного налога на прибыль по странам ОЭСР

Страна Ставка, % Страна Ставка, %

Франция 34,4 США 25,7

Бельгия 34,0 Испания 25,0

Германия 30,2 Нидерланды 25,0

Мексика 30,0 Чили 25,0

Австралия 30,0 Австрия 25,0

Япония 30,0 Корея 24,2

Португалия 29,5 Норвегия 24,0

Греция 29,0 Израиль 24,0

Италия 27,8

Канада 26,7

Средневзвешенный показатель по странам ОЭСР (без США) 26,5 Средний показатель по странам ОЭСР (без США) 23,8

Источник: Налоговая реформа Трампа и ее экономические последствия. / Россия и Америка в XXI веке. Выпуск №3. - 2019. https://ras.jes.su/rusus/s207054760006958-0-1

По оценке Налогового фонда США снижение ставки налога на прибыль приведет к долговременному приросту ВВП в среднем на 2,6 %, увеличению заработной платы работников и росту акционерного капитала в США в связи с увеличением прибыльности инвестиций. Снижение ставки налога на прибыль с 35 до 21 % для компаний, работающих в США, начнет привлекать в США бизнес из других стран.

Кроме того, закон предполагает существенное снижение налоговой ставки на репатриацию активов американских компаний из-за рубежа. Теперь американские компании, работающие за рубежом, не будут платить налог на прибыль, полученную вне США. При этом ставка налога на прибыль, возвращаемую в виде репатриаций, составит 15,5 %, а в виде реинвестиций 8 %, вместо ранее применявшихся 35 %. Снижение налога на прибыль, полученной за рубежом, призвано стимулировать корпорации больше инвестировать в американскую экономику, повышать заработную плату сотрудникам, создавать новые рабочие места, что обеспечит беспрецедентное экономическое развитие страны.

Льготы по дивидендам

При получении определенных видов доходов законом предусмотрено освобождение от налогообложения: 100-процентный вычет части дивидендов, полученных из иностранного источника от иностранных корпораций с 10-процентным участием американскими

корпорациями, являющимися акционерами данных иностранных корпораций. То есть, полученные американской корпорацией дивиденды от своей дочерней зарубежной компании полностью освобождаются от налога на прибыль, если доля владения американской корпорации превышает 10 %.

Коммерческие расходы

Реформой дополнительные амортизационные отчисления за первый год функционирования предприятия повышаются с 50 % до 100 % применительно к имуществу, приобретенному после 27 сентября 2017 года и до 1 января 2023 года.

Для субъектов малого предпринимательства от 200 000 долл. США (при пороговом значении в 2 млн долл. США) до 1 млн долл. США увеличивается сумма, которая может быть списана на расходы (в случае достижения порогового значения в 2,5 млн долл. США).

Налоговые вычеты, применимые к долевому участию

Законом ограничиваются вычеты, применимые к долевому участию, до 30 % от нескорректированного налогооблагаемого дохода. Неиспользованные вычеты могут переноситься на бессрочной основе (не распространяется на налогоплательщиков, средние валовые поступления которых за три предыдущих налоговых года составили менее 25 млн долл. США).

Перенос убытков

Согласно новым нормам о вычете чистых операционных убытков вычет, по общему правилу, ограничивается 80 % налогооблагаемого дохода. Убытки, которые возникли после 2017 года, могут без ограничений переноситься на будущие, но не на прошлые периоды.

Прочие вычеты и льготы

Закон ликвидирует корпоративный альтернативный минимальный налог (АМТ), облагаемый по ставке 20 %. Эта ставка применялась, если налоговые льготы давали эффективную ставку налога для компании ниже 20 %.

По новому закону сокращаются налоги на алкогольные напитки.

Законом отменены ряд корпоративных налоговых льгот и вычетов, в том числе вычет, установленный для американских производителей, и льгота на жилое имущество для лиц с низким уровнем дохода. Вместе с тем сохранены налоговые льготы в случае найма работников из целевых групп в рамках программы WОТС и налоговый вычет, применимый в случае инвестирования в новые отрасли.

Следует отметить, что на долю налогов с прибыли корпораций в США приходится лишь 7 % налоговых поступлений. Большая же часть бюджетных доходов поступает за счет налогов на доходы физических лиц. Главным же налогоплательщиком выступает средний класс, доля которого составляет около 70 % населения страны.

В США сохраняется прогрессивная ставка налога (семь уровней), однако ставки налога снижены. Так, максимальная ставка подоходного налога снизилась с 39,6 % до 37 % (на период 2018-2025 гг.).

Изменения в налогообложении физических лиц

Таблица 4

Ставки налога для физических лиц (в %-ах от налогооблагаемого дохода)

Подающих отдельную декларацию Подающих совместную декларацию

Было Стало Стало

Пороговые значения (долл. США) % Пороговые значения (долл. США) % Пороговые значения (долл. США) %

0-9 525 10 0-9 525 10 До 19 050 10

9 525-38 700 15 9 525-38 700 12 Св. 19 050 до 77 400 12

38 700-82 500 25 38 700-82 500 22 Св. 77 400 до 165 000 22

82 500-157 500 28 82 500-157 500 24 Св. 165 000 до 315 000 24

157 500-200 000 33 57 500-200 000 32 Св. 315 000 до 400 000 32

200 000-500 000 35 200 000-500 000 35 Св. 400 000 до 600 000 35

Свыше 500 000 39,6 Свыше 500 000 37 Св. 600 000 37

Источник: Налоговая реформа в США в 2018 г.: что изменилось. Международное налоговое планирование. https://niemands.ru/legalservices

Высшая ставка налога составляла 39,6 % и действовала для лиц с доходом свыше 418 401 долл. или для семей с доходом свыше 470 701 долл. Таким образом, реформа предусматривает снижение налогового бремени для самых богатых американцев.

Вычеты

Стандартный налоговый вычет для физических лиц, подающих индивидуальные декларации, увеличен с 6 500 долл. США до 12 000 долл. США, подающих совместные декларации - с 13 000 долл. США до 24 000 долл. США. По оценкам экспертов, стандартными вычетами пользуются около 94 % налогоплательщиков страны.

Сохранены вычет для пожертвований на благотворительные цели, вычет ипотечных процентов (в соответствии с новым предельным значением ипотечного долга в 750 000 долл. США, вычет по налогу на имущество и налогу с продаж или подоходному налогу (но не по обоим видам указанных налогов) в размере, не превышающим 10 000 долл. США. По оценкам, это нововведение может нанести ущерб налогоплательщикам в штатах с высокими налогами, таких как Нью-Йорк и Калифорния.

Вычет расходов на медицинские услуги с 10 % снижен до 7,5 % в 2018 г., с 2019 г. он вернется к прежнему размеру в 10 %.

Налоговый вычет на детей увеличился с 1 000 долл. США до 2 000 долл. США (при достижении порогового значения в размере 400 000 долл. США для налогоплательщиков, подающих совместные декларации вместо прежних 110 000 долл. США.

Сохранен альтернативный минимальный налог для физических лиц, при этом максимальный размер дохода, не облагаемый налогом, увеличился с 86 200 долл. США до 109 400 долл. США, а соответствующее пороговое значение увеличилось со 164 100 долл. США до 1 млн долл. США для налогоплательщиков, подающих совместную декларацию.

С 2019 года перестала действовать норма об обязанности по уплате американскими налогоплательщиками налогового штрафа в случае неисполнения ими обязанности по обеспечению минимального уровня медицинского страхования (штраф на граждан, не приобретавших медицинскую страховку).

Родителям предоставляется возможности использовать 529 сберегательных планов для обучения в частных и религиозных школах.

Закон увеличивает стоимость освобождаемой от налогообложения недвижимости в сумме до 11,2 млн долл. для одного владельца и до 22,4 млн долл. для семейных пар. От этого выиграет 1,5 млн самых богатых американцев.

Первые итоги налоговой реформы

Снижение налогового бремени придало дополнительный стимул и без того уверенному восстановлению экономики США, и рост ВВП превысил в 2018 г. 3 %. Обещания бизнеса увеличить капвложения не реализовались в полной мере, и виной тому во многом - торговая война, начатая Трампом, повысив импортные пошлины на алюминий и сталь, а чтобы рост оставался длительное время на уровне 3 % за счет инвестиций, корпоративные инвестиции должны увеличиться на 30 %.

Глобальное сокращение налогов, происходящее одновременно с ростом федеральных расходов, в том числе на военные цели, не может быть компенсировано ростом ВВП и приведет к росту федеральных заимствований, увеличению бюджетного дефицита, по оценкам, до уровня в 0,9 трлн долл. в 2019 г. и соответственно росту государственного долга, уже превысившего отметку в 22 трлн долл.

Государственный долг США составляет 76 % ВВП по сравнению с 25 % в начале президентства Рейгана и 46 % при президенте Буше 12 лет спустя. Общий государственный долг США, включая долговые обязательства на балансе Федеральной резервной системы, оценивается в размере 104 % ВВП против 31 % в 1980 г.

В то же время налоговая реформа может иметь позитивный стимулирующий эффект для экономики. Так, по прогнозу Бюджетного управления Конгресса, фискальный эффект снижения налогов может вызвать дополнительное увеличение темпов прироста ВВП США на 0,7 % ежегодно в период 2018-2027 гг.

Эксперты отмечают, что во внутриэкономических планах политика Трампа действительно идет в русле основных направлений традиционной консервативной экономической практики. Однако то, что предлагается во внешнеэкономической политике, по сути прямо противоречит основным правилам свободного рынка, принципам ВТО.

Реформы Трампа затронут и Россию. Наша экономика имеет сырьевую основу: 27 % доходов бюджету приносит нефть, 10 % - газ. Снижение налога на доходы в США выгодно добытчикам сланцевого газа и нефти, что приведет к снижению цен на них на мировом рынке.

Современная налоговая система Российской Федерации введена в действие с 1 января 1992 г. Перечень федеральных налогов включал 18 единиц, 6 региональных налогов, 22 местных налога.

С введением с 1 января 1999 г. части первой НК РФ общее количество налогов уменьшилось до 15, в том числе федеральные налоги - 9, региональные - 3 и местные - 3. В России как нигде в мире низка доля прямых налогов в совокупных налоговых поступлениях -ниже 40 % и высока доля косвенных налогов - более 60 %. Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли в странах ОЭСР составляет 12:1, в России - меньше (2,9:1 в 2006 г., 6,4:1 в 2018 г. Вводимые в отношении России экономические санкции со стороны Запада, обособленность от внешнего рынка приводят к снижению доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Налоги в России играют большую роль в доходах бюджетов. Согласно данным консолидированного отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (форма по ОКЕИ 383) в 2018 г. по сравнению с 2006 г. величина ВВП увеличилась в 3,8 раза, доходы консолидированного бюджета - в 3,5 раза, в т. ч. налоговые доходы - в 3,5 раза, доля доходов в ВВП уменьшилась с 39,5 % в 2006 г. до

Налоговая система России

35,6 % в 2018 г. Опережающими темпами за указанный период увеличились поступления в бюджет НДС (в 4 раза), в том числе по товарам, производимым в РФ, - в 3,9 раза, по товарам, ввозимым в РФ, - в 4,16 раза. Доходы от ВЭД за указанный период увеличились лишь в 1,6 раза, их доля в 2018 г. составила 10,0 % против 21,7 % в 2006 г. Резкое снижение доходов от ВЭД наблюдается начиная с 2015 года.

Доходы федерального бюджета за этот период увеличились в 3,1 раза, в том числе нефтегазовые доходы в 3,06 раза. То есть доля нефтегазовых доходов с 2015 г. имеет тенденцию к уменьшению, однако остается значительной (в 2018 г. - 46,4 % всех доходов бюджета). В величине ненефтегазовых доходов доля импорта увеличилась на 8,1 %. Величина межбюджетных трансфертов в доходах федерального бюджета остается незначительной (5,6 % в 2018 г.).

Доля косвенных налогов (без учета таможенных пошлин) в общей сумме налоговых доходов за указанный период увеличилась с 44,1 % до 49,2 % или на 11,6 %, с учетом таможенных пошлин - уменьшилась с 65,3 % до 58,1 %. В отдельные периоды доля косвенных налогов (без учета таможенных пошлин) составляет около 60,0 %. Это связано с постоянным повышением ставок акцизов, увеличением ставки НДС с 18 до 20 % с 2019 г.

Преобладающая роль косвенного налогообложения была заложена в основу зародившейся налоговой системы на рубеже 90-х годов ХХ в. «Постоянно вносимые в налоговое законодательство изменения не улучшают соотношение между прямым и косвенным налогообложением» [6].

Нестабильность российского налогового законодательства

Налоговая система не может быть застывшей, в то же время «налоговое законодательство в своей основе должно оставаться стабильным, что предполагает постоянство налоговых отношений. Нестабильность налогов, постоянный пересмотр «правил игры», несомненно, играет отрицательную роль, усложняет ведение бизнеса [7].

Так, за период с 2003 по 2019 год в НК РФ внесены изменения 662 раза, в том числе в часть первую - 132 раза, в часть вторую - 530 раз, или ежегодно 39 раз. Эти изменения зачастую носят несистемный, хаотический характер, не упрощают, а усложняют ведение бизнеса. Кроме того, вносимые изменения не достигают своей основной цели: доля налоговых доходов в ВВП с 25,1 % в 2006 г. уменьшается до 22,8 % в 2018 г., что свидетельствует о неэффективности изменений.

Двойное налогообложение

В российской налоговой системе имеет место двойное налогообложение, особенно при исчислении НДС, что увеличивает необоснованно долю косвенного налогообложения [8].

НДС облагаются: амортизация основных средств, оплата труда, страховые взносы, прочие расходы (включая прямые налоги), прибыль. Прямой личный налог НДФЛ облагается НДС дважды: в первый раз - в составе оплаты труда, второй раз - в составе страховых взносов. Все прямые налоги, включаемые в себестоимость (в налоговом учете - прочие расходы, связанные с производством), в процессе реализации произведенной продукции становятся косвенными, предъявляемыми покупателю.

Кроме того, прямой личный налог НДФЛ, удерживаемый из заработной платы, включается в стоимость продукции (в составе начисленной заработной платы), цену продукции, и, следовательно, предъявляется к оплате покупателю продукции.

Недостатки российской налоговой системы

Таким образом, действующий в настоящее время механизм расчета НДС, содержащий множественное налогообложение, увеличивает величину добавленной стоимости, не соответствующую фактической, она, как правило, завышена.

«Зарплатные» налоги не стимулируют рост доходов населения

По данным Росстата, при среднемесячной заработной плате по РФ в сумме 43 445 руб. в 2018 г. ниже этого уровня имели 4 федеральных округа: ЮФО (31 532 руб.), СКФО (26 721 руб.), СФО (37 497 руб.), ПФО (31 849 руб.). В этих же округах среднемесячная заработная плата была ниже среднероссийского уровня за все периоды, начиная с 2011 г. Большие финансовые проблемы испытывает пенсионная система РФ. Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, не обеспечивают выплату пенсий пенсионерам в связи с недостаточностью средств, в связи с чем до 50 % бюджет ПФР пополняется ежегодно из федерального бюджета.

Система налогообложения малого бизнеса не стимулирует его развитие

По данным Сводного налогового паспорта РФ поступило в 2018 г. в бюджет налогов, администрируемых ФНС России, в сумме 18 284 449,8 млн руб., из них налог на совокупный доход, уплачиваемый субъектами малого предпринимательства в связи с применением специальных налоговых режимов, в сумме 505 508,8 млн руб. или 2,76 % от всей суммы, в том числе УСН - 389 672,5 млн руб., ЕНвД - 64 652,8 млн руб., ЕСХН - 15 364,5 млн руб. При этом малый бизнес занимает 20 % в величине ВВП, из общего числа занятых в экономике (72 354 400 чел.) специальные налоговые режимы применяют 5 737 063 чел. или 7,9 % от общей численности.

Выводы

Проведенное исследование показало, что налоговая система России отличается от налоговой системы США:

• в США подоходный налог с физических лиц является трехуровневым, взимается на федеральном уровне, в штатах и местном уровне; в России он отнесен к федеральным;

• шкала подоходного налога является прогрессивной, взимается по 7-уровневой шкале (от 10 до 37 % в зависимости от дохода), в России - плоская шкала;

• ставка подоходного налога с физических лиц в США - высокая (до 37 %), в России - 13 %;

• в США подоходным налогом облагается как индивидуальный доход. Так и совместный доход;

• в США существует альтернативный минимальный налог для физических лиц, при этом максимальный размер дохода. Не облагаемый налогом, реформой увеличен с 86 200 долл. до 109 400 долл. США, а по совместной декларации - до 1 млн долл. США;

• в США не взимается НДС;

• в США преобладает прямое налогообложение.

При этом имеются и сходства, которые заключаются в следующем:

• оба государства являются федеративными и, соответственно, имеют трехуровневый бюджет;

• ставка налога на прибыль корпораций в США после проведенной реформы (21 %) приблизилась к ставке налога на прибыль, действующей в России (20 %);

• налоговая нагрузка на экономику отличается незначительно (в США - 27,14 %, в России - 30,27 %);

• перенос убытков (в США по реформе 100 %, до этого - 80 %, в России - 100 %);

• стандартный вычет для физических лиц (которым пользуется 94 % граждан США), увеличен с 6 500 долл. до 12 000 долл. США.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имеются в налогообложении механизмы, имеющие место в обеих странах, однако по размерам резко отличаются:

• налоговый вычет на детей (в США - 2 000 долл. США, в России - 1 400 руб. на первого и второго ребенка, 3 000 руб. на третьего и последующего ребенка);

• вычеты при продаже недвижимости (в США в сумме до 11,2 млн долл. США, в России - не облагается продажа недвижимости, если в собственности находилась не менее 5 лет);

• амортизационные отчисления (в США в первый год деятельности предприятия могут списать до 100 % стоимости приобретенного имущества (действует до 1.01.2023 г.), малые предприятия - до 1 млн долл. США, в России - установлена «амортизационная» премия в размере от 10 до 30 % стоимости вновь приобретенного оборудования в зависимости от амортизационной группы).

Как показали исследования, «ныне действующая налоговая система России имеет неустранимые пороки, поскольку она некритично позаимствована у Запада, а вносимые в нее поправки не совершенствуют ее, а лишь создают новые препоны для развития экономики» [9].

Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной обеспеченности, получение необходимого объема бюджетных доходов, а, с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, «обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене» [10].

Совершенствование налоговой системы в целом неразрывно связано с упорядочением межбюджетных отношений и оптимальным распределением бюджетных ресурсов между федеральным, региональным и местным уровнями. Для каждого уровня управления должна быть обоснована и зафиксирована необходимыми нормативно-правовыми актами триада «функции - полномочия - ресурсы» [11].

«Налоговая нагрузка по субъектам сильно дифференцирована. За региональным и местным уровнями в РФ закрепляются не самые доходные налоги» [12].

На современном этапе особую актуальность приобретают воспитание законопослушного налогоплательщика, а также налогового чиновника, осознающего юридическую ответственность за свои действия. «Граждане считают существующую налоговую систему социально несправедливой. Кроме того, сегодня в РФ неуплата налогов практически не влияет на деловую репутацию и имидж» [13].

В странах Запада, США наблюдается высокий уровень налоговой культуры, выражающийся в том, что уплата налогов для граждан служит поводом для гордости. Следует отметить, что в этих странах применяется ответственность за неуплату налогов в огромных размерах.

По нашему мнению, российская налоговая система в своем дальнейшем развитии в направлении совершенствования должна учитывать практику и положительный опыт развитых

стран мира, в том числе США (по вопросам стимулирования инвестиций, обложения доходов физических лиц и т. п.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Семенова Г.А. Особенности современной системы налогообложения инновационной деятельности в различных странах мира // Бизнес и стратегии. 2018. № 1 (10). С. 56-62. https://elibrary.ru/download/elibrary_35709056_41255776.pdf.

2. Г.Т. Пиканина, С.О. Сухорукова. Исследование систем налогообложения развитых стран с целью выявления возможности совершенствования налоговой системы России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 335340. https://elibrary.ru/item.asp?id=24903765.

3. Шпинчевский В.В. Оптимизация налоговой нагрузки на экономику России для увеличения налоговых доходов бюджетной системы // Горизонты экономики. 2016. № 1 (27). С. 90-93. https://elibrary.ru/download/elibrary_25682957_78305795.pdf.

4. Козенкова Т.А., Тетерятников К.С. Зарубежный опыт стимулирования экономики посредством налогового регулирования // Российский экономический журнал. 2018. № 3. С. 83-92. https://elibrary.ru/download/elibrary_35249247_45805489.pdf.

5. Погорлецкий А.И. Налоговая реформа в США: глобальные последствия и возможное влияние на российскую налоговую политику // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2018. № 2 (86). С. 55-67. https://elibrary.ru/download/elibrary_35124979_91564919.pdf.

6. Зотиков Н.З. Косвенные налоги в налоговой системе России // Вестник Евразийской науки. 2018. Т. 10. № 2. С.19. https://elibrary.ru/download/elibrary_3 5194099_405293 05.pdf.

7. Зотиков Н.З. Направления совершенствования налогового администрирования // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2017. №5. С. 33-42.

8. Зотиков Н.З. Добавленная стоимость: практика обложения // Вестник Евразийской науки. 2019. Т.11. № 3. С. 15 https://elibrary.ru/download/elibrary_39555117_61033913.pdf.

9. Скобликов Е.А. О необходимости проведения кардинальной реформы налоговой системы России // В сборнике: IX Международная Кондратьевская конференция «Новая модель экономического роста: теоретические конструкции и реальная политика» Доклады и Тезисы участников конференции. 2014. С. 351-352. https://elibrary.ru/download/elibrary_25520992_19747292.pdf.

10. Бобошко Н.М. Анализ проблем динамики развития налоговой системы России // Вестник экономической безопасности. 2015. № 7. С. 147-152. https://elibrary.ru/download/elibrary_24854451_28302895.pdf.

11. Садков В., Греков И., Гринкевич Л. О ключевых направлениях модернизации налоговой системы России // Общество и экономика. 2015. № 4-5. С. 107-124. https://elibrary.ru/download/elibrary_25686003_95786416.pdf.

12. Шпинчевский В.В. Оптимизация налоговой нагрузки на экономику России для увеличения налоговых доходов бюджетной системы // Горизонты экономики. 2016. № 1 (27). С. 90-93. https://elibrary.ru/download/elibrary_25682957_24237954.pdf.

13. Мустафаева С.Р., Аметова Э.Э. Налоговая культура населения России: современное состояние и приоритетные направления совершенствования // Сборник: Крымский вектор - 2019. Сборник научных трудов Всероссийского экономического форума с международным участием. 2018. С. 264-267. https://elibrary.ru/download/elibrary_36519784_30743234.pdf.

14. Мамаду Б., Турбина Н.М., Владимирова С.В. Место и роль налоговой политики в системе государственного регулирования // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т.10. № 7. С. 7-13. https://elibrary.ru/download/elibrary_24315308_50114877.pdf.

Savderova Alina Fedorovna

Chuvash state university named after I.N. Ulyanova, Cheboksary, Russia

E-mail: savderova@mail.ru

Zotikov Nikolay Zotikovich

Chuvash state university named after I.N. Ulyanova, Cheboksary, Russia

E-mail: Zotikovcontrol@yandex.ru

Lyubovtseva Elena Gennadievna

Chuvash state university named after I.N. Ulyanova, Cheboksary, Russia

E-mail: lyubovceva_elena@mail.ru

US tax reform, its impact on Russian tax policy

Abstract. In modern conditions, one of the main tasks facing states is the need to create a tax system that adequately meets the needs of both taxpayers and the state. The tax system of countries, providing the state with financial resources to carry out the functions assigned to it, should not reduce incentives for the taxpayer to engage in entrepreneurial activity. International experience shows that there are no ideal permanent tax policies, they are constantly changing, they cannot exist unchanged for a long period of time. Any changes in the economic policy of the country require innovations in tax policy.

Thus, in a situation where the tax system is not able, for objective reasons, to provide optimal conditions for doing business, to realize the fiscal function (the needs of the state are not covered by tax revenues), the need for reforming it taking into account the positive experience of other countries becomes obvious.

The authors believe that a study of the tax systems of developed foreign countries with long-term experience in the field of taxation allows us to borrow the best achievements in this field, and the experience of US tax reforms to establish progressive taxation of corporate and citizen income may also be in demand in Russia.

Keywords: tax system; tax policy; tax reform; fiscal function; principles of taxation; corporate tax; indirect taxation; tax burden; rating of tax systems. GDP; tax deductions; progressive taxation; public debt; budget deficit; double taxation. intergovernmental relations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.