Научная статья на тему 'Особенности налоговой системы в Канаде'

Особенности налоговой системы в Канаде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1815
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ПОДОХОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СТАВКА / INCOME TAXATION / NORMATIVE REGULATION / OBJECT OF TAXATION / RATE / TAX OBLIGATIONS / TAX SYSTEM / TAXATION / TAXPAYER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефанова Л. Д., Сухачева Т. А.

Исследовано состояние налоговой системы Канады. Рассмотрена структура налогообложения Канады, в частности актуальные вопросы налогового контроля за налогоплательщиками. В ходе исследования использованы нормативный, комплексный способы изучения налоговой системы на территории Канады, общенаучные и специальные методы научного познания: системный и функционально-структурный, сравнительный анализ. Выявлено, что система налогообложения в Канаде является более щадящей и эффективной, чем в других странах. Канада, в отличие от других развитых стран, обладает более высокой степенью децентрализации, когда при значимом воздействии федеральных органов власти провинции играют существенную роль в образовании концепции национальной экономики. Данное государство способно предоставить своим гражданам высокий показатель жизни, достойные заработные платы и весьма лояльную систему налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TAX SYSTEM IN CANADA

The state of Canada’s tax system has been studied. The structure of taxation in Canada, in particular current issues of tax control over taxpayers, have been considered. In the course of the study, regulative, complex methods of studying the tax system in Canada, general scientific and special methods of scientific knowledge: systematic and functional-structural, comparative analysis were used. It has been revealed that the tax system in Canada is more sparing and effective then in other countries. Canada, unlike other developed countries, has a higher degree of decentralization, when, with a significant impact of federal authorities, the provinces play a significant role in the formation of the concept of the national economy. This state is able to provide its citizens with a high standard of living, decent wages and quite loyal tax system.

Текст научной работы на тему «Особенности налоговой системы в Канаде»

УДК 336.22

JEL E62, H20, H30, Н8У

DOI 10.26425/1816-4277-2020-7-103-107

Ефанова Людмила Дмитриевна

канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2632-1035 e-mail: [email protected]

Сухачева Татьяна Александровна

студент магистратуры, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5628-3714 e-mail: [email protected]

Efanova Lyudmila

Candidate of Pedagogical Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2632-1035 e-mail: [email protected]

Sukhacheva Tatiana

Master of degree, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-5628-3714 e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КАНАДЕ

Аннотация. Исследовано состояние налоговой системы Канады. Рассмотрена структура налогообложения Канады, в частности актуальные вопросы налогового контроля за налогоплательщиками. В ходе исследования использованы нормативный, комплексный способы изучения налоговой системы на территории Канады, общенаучные и специальные методы научного познания: системный и функционально-структурный, сравнительный анализ. Выявлено, что система налогообложения в Канаде является более щадящей и эффективной, чем в других странах. Канада, в отличие от других развитых стран, обладает более высокой степенью децентрализации, когда при значимом воздействии федеральных органов власти провинции играют существенную роль в образовании концепции национальной экономики. Данное государство способно предоставить своим гражданам высокий показатель жизни, достойные заработные платы и весьма лояльную систему налогообложения.

Ключевые слова: налоговая система, налоговые обязательства, налогообложение, налогоплательщик, нормативное регулирование, объект налогообложения, подоходное налогообложение, ставка.

Цитирование: Ефанова Л.Д., Сухачева Т.А. Особенности налоговой системы в Канаде//Вестник университета. 2020. № 7. С. 103-107.

FEATURES OF TAX SYSTEM IN CANADA

Abstract. The state of Canada s tax system has been studied. The structure of taxation in Canada, in particular current issues of tax control over taxpayers, have been considered. In the course of the study, regulative, complex methods of studying the tax system in Canada, general scientific and special methods of scientific knowledge: systematic and functional-structural, comparative analysis were used. It has been revealed that the tax system in Canada is more sparing and effective then in other countries. Canada, unlike other developed countries, has a higher degree of decentralization, when, with a significant impact offederal authorities, the provinces play a significant role in the formation of the concept of the national economy. This state is able to provide its citizens with a high standard of living, decent wages and quite loyal tax system.

Keywords: income taxation, normative regulation, object of taxation, rate, tax obligations, tax system, taxation, taxpayer.

For citation: Efanova L.D., Sukhacheva T.A. (2020) Features of tax system in Canada. Vestnik universiteta. I. 7, pp. 103-107. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-7-103-107

Особенности политического строя Канады определили ее налоговую систему. В состав федеративного государства включены 10 провинций и 3 территории с особым статусом управления. Административные субъекты интегрированы общей Конституцией и федеральным нормативным правом, однако на региональном уровне требования законодательства могут сильно отличаться. По такому же критерию структурировано и администрируется налогообложение в Канаде.

Налоговая система в Канаде имеет три уровня: федеральный (общий для всех территориальных единиц), провинциальный и местный (регламентируется местными законодательными собраниями). Большую долю системы налогообложения формируют подоходный налог и налог на потребление. Подоходный налог считается прямым источником выплат, а налог на потребление - косвенным. В каждом сегменте действуют свои налоговые режимы на те или иные выплаты (рис. 1).

© Ефанова Л.Д., Сухачева Т.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

1 - неналоговые доходы; 2 - индивидуальные подоходные налоги; 3 - взносы и отчисления на социальное страхование, налоги на фонд заработной платы; 4 - общие налоги на товары и услуги; 5 - поимущественные налоги; б - налоги на прибыль корпораций; 7 - специальные налоги на товары и услуги; 8 - прочие налоги и сборы

Источник: [1]

Рис. 1. Структура поступления налогов в канадский бюджет

Существенную долю налоговых выплат образует подоходный налог (32,3 %). Второе место относится к неналоговым доходам. Их доля - приблизительно 19,55 % от общего объема поступлений. Всего 8,5 % принадлежит налогу на прибыль, а общим налогам - 11 %. Взносы на социальные нужды составляют 6,6 % от общей структуры налоговых отчислений [2].

Вследствие того, что система налогообложения Канады включает такой объем различных фискальных норм, простому гражданину сложно самостоятельно определить свои налоговые обязательства перед бюджетом. Для представления годовой декларации принято обращаться к профессиональным специалистам. А для населения с низким доходом предусматривается льгота на получение бесплатной помощи волонтеров [7].

В Канаде на сегодняшний день федеральные налоги в основном не изменились (табл. 1). Произошла только индексация пределов применения ставок (в 2019 г. - на уровень инфляции 2,2 %).

Таблица 1

Основные налоговые обязательства Канады

Наименование Нормативно-правовое регулирование Объект налогообложения и ставка

Подоходный налог с физ. лиц (Personal Income tax) Закон о подоходном налогообложении 15-33 % - прогрессивная шкала и в 2019 г., максимальная ставка взимается с годового дохода свыше 210 371 долл. США

Налог на прибыль (Corporation Income tax) Закон о подоходном налогообложении 38 % - базовая ставка, однако после введения двух уменьшающих коэффициентов (федерального и общего) она образует 15 %

Окончание табл. 1

Наименование Нормативно-правовое регулирование Объект налогообложения и ставка

Налог с продаж (далее - НДС) -GST (Goods and Services Tax) / HST (Harmonized Sales Tax) Закон о налоге на товары и услуги и Правила взимания НДС Федеральная ставка в 5 % складывается с провинциальными - от 0 до 10 %

Таможенный тариф (Customs Tariff) Закон о таможенном тарифе от 1997 г. Ставки определяются согласно видам ввозимых товаров. Реестр функционирующих пошлин изложен согласно международной кодировки товаров, регламентированной Всемирной таможенной организацией

Акцизы (Excise duties) Закон об акцизах от 2001 г. Индицируется на каждую единицу подакцизного товара (алкоголь, табак, пиво, продукты каннабиса)

Источник: [8]

Доходы в виде заработной платы и предпринимательской выручки облагаются НДФЛ и социальными отчислениями на пенсионное обеспечение. Федеральная ставка подоходного налога прогрессивная, и взимание происходит на территории всей Канады. Ежегодно налоговые значения применения ставок пересматривают, индексируя на величину инфляции [7].

На всей территории Канады (за исключением Квебека) Canada Revenue Agency контролирует и администрирует подоходное налогообложение, но сама величина прогрессивных ставок определяет исключительно правительственные органы провинций: минимальная ставка составляет 5,05 % для доходов ниже 43 906 долл. США в Онтарио, а максимальная 21 % - для заработной платы более 150 000 долл. США в год в Новой Шотландии [3].

Для налогоплательщиков, которые проживают или осуществляют трудовую деятельность в Квебеке, критерии и процент удержаний контролируются только региональными органами власти. Итоговое значение налога на доходы формируется сложением федерального и провинциального размеров.

Для того, чтобы обеспечить социальную помощь постоянным гражданам Канады (исключая нерезидентов, находящихся в ней меньше 183 дней в году), заработная плата и предпринимательская прибыль частных лиц облагаются страховыми взносами:

- на пенсионное страхование (Canada Pension Plan - CPP);

- на случай потери работы или временной утраты трудоспособности (Employment Insurance - EI).

Пенсионные отчисления производятся из годового размера не больше 57 400 долл. США (от взносов освобождаются доходы в размере 3 500 долл. США).

Общая премия создается в результате суммирования:

- удержаний из начисленной заработной платы наемного работника 5,1 %, размер максимальной премии в фонд будущей пенсии - 2 748,90 долл. США;

- доплаты за счет работодателя - 5,1 % (макимально 2 748,90 долл. США).

Предприниматели и самозанятые оплачивают двойную ставку 10,2 % за собственный счет, но не более 5 497,80 долл. США. В Квебеке ставки немного больше: 5,55 % для наемных лиц и их нанимателей [9].

Выплаты на случай утраты трудовой деятельности удерживаются из годовой заработной платы не больше 53 100 долл. США. В 2019 г. выплаты произведены за счет:

- работника - в размере 1,62 % (в Квебеке - 1,25 %), максимум - 860,22 долл. США (в Квебеке -663,75 долл. США);

- нанимателя - выплачивается в 1,4 раза больше средств, максимум - 1 204,31 долл. США (в Квебеке - 929,25 долл. США).

Прибыль компаний облагается налогами на федеральном и региональном уровнях. Сумма обязательств зависит от размера годового оборота и количества связанных субъектов хозяйствования.

Для предприятий, подпадающих под критерии малого бизнеса (если компания находится под контролем резидентов страны, имеющих 51 % и более акций), налог на прибыль в Канаде еще ниже. С 1 января 2019 г. фирмы с годовым оборотом менее 500 000 долл. США заплатят в бюджет всего 10 % от чистого заработка [5].

Налог с продаж товаров и услуг (Harmonized Sales Tax / Goods and Services Tax) также взимается по двум ставкам:

- федеральной - 5 % от суммы реализации;

- провинциальной - от 0 % в Юконе, Альберте и Монтиборе до 10 % в Новой Шотландии и Нью-Брансуике.

Налоговые ставки суммируются, и с октября 2016 г. итоговая величина удорожания в каждой провинции может меняться от 5 % до 15 %.

К компетенции местных властей и муниципалитетов в Канаде относятся налоги на недвижимость (Property Tax). Налоговые обязательства рассчитываются ежегодно и варьируются в пределах 1 % от оценочной величины.

Акцизные сборы (Excise duties) прибавляются к стоимости каждой единицы табачной продукции, алкоголя и товаров из каннабиса [4]. В отличие от большей доли фискальных сборов, для акцизов отчетный период уменьшен до месяца (производители и продавцы оплачивают и предоставляют документы в CRA). Разграничение акцизных ставок велик: например, для алкогольной продукции он составляет 0,12-12,375 долл. США за литр чистого этилового спирта [6].

Несмотря на повторение взносов определенных видов на разных уровнях, налоговая система Канады считается одной из самой щадящих в мире. Не последнюю роль играет социальное обеспечение, так как в стране действует большое количество вычетов, которое уменьшает фискальную нагрузку на население и постоянно живущих здесь иностранцев.

Например, уменьшить базу обложения можно с помощью следующих расходов: на обеспечение детей до 16 лет и инвалидов, образование, переезд на расстояние больше 40 км, включая взносы на социальную страховку, благотворительные нужды и надбавки за климатическое влияние для граждан сельских общин.

Физические лица до 30 апреля обязаны предоставить пакет документации и сдать декларацию о доходах, частные предприниматели - до 15 июня. Если последнее число подачи выпадает на нерабочий день (суббота или воскресенье), то дату подачи необходимо перенести на следующий день.

В Канаде всеобще используется одновременное предоставление отчетности и оплаты обязательств (но не позднее 30 апреля). Опоздание с оплатой предвещает уплату штрафов и пеней (в 2019 г. - 6 %).

Если налогоплательщик не может своевременно произвести оплату всего размера обязательств по соответствующим причинам, то без начисления финансовых санкций заключается соглашение об отсрочке.

Прежде чем начать заполнять декларацию с уточнением, о том какие налоговые обязательства в Канаде резидент обязан оплатить и вычеты какого размера ему положены, необходимо обратиться к своему работодателю или источнику выплаты доходов от инвестиционных вложений. Работодатель или финансовое учреждение должным образом предоставляют выписки о полученных суммах и удержанных налогах (их еще харктеризуют как slips).

Все декларации и отчеты составляются согласно первичным регистрам и бухгалтерских записей. Обеспечить сохранность документов и вести учет обязаны все юридические и физические лица, которые получают доход на территории Канады.

Канадский департамент финансов уполномочен взаимодействовать с профильными организациями других государств для того, чтобы в дальнейшем разработать и согласовать межгосударственные положения в области налогообложения и обмена информацией.

На 2020 г. правительственные органы Канады имеют в активе:

- 93 унифицированных договоров, которые исключают двойное налогообложение доходов, полученных за границей (в том числе с Российской Федерацией, США, Китаем и государствами Евросоюза);

- 24 положения об обмене информацией о зарегистрированных субъектах предпринимательства и полученных ими прибыли [4].

Процесс подписания договорных обязательств не останавливается, и текущее состояние дел отображается на официальном сайте Департамента финансов Канады в разделе о налоговых соглашениях.

Канадская налоговая система в том виде, в котором она сложилась к началу XXI в., представляет собой продукт длительного и достаточно противоречивого развития весьма сложного процесса федеративных отношений.

На протяжении многих лет Канада привлекает мигрантов из разных стран. Принимая иностранцев, государство решает проблему нехватки квалифицированных кадров, предлагая взамен хорошие перспективы по трудоустройству и лояльные правила налогообложения.

Около 80 % бюджета Канады составляют именно налоговые платежи с населения. Благодаря налогам правительство Канады смогло разработать весьма стабильную социальную защиту населения. Под социальной защитой имеются в виду выплаты пенсий и различных пособий.

Библиографический список

1. Лыкова, Л. Н. Налоговая конкуренция как фактор налоговых реформ в экономически развитых странах // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2019. - № 6. - С. 93-109.

2. Немова, Л. А. Экономические приоритеты нового правительства Канады // Канадский ежегодник. - 2016. - № 20 (20). -С. 268-286.

3. Чернов, К. В. Виды косвенных налогов в Канаде // Налоги и налогообложение. - 2018. - № 11. - С. 40-49.

4. Главное управление государственных финансов Франции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.impots. gouv.fr (дата обращения: 11.03.2020).

5. Официальный сайт Министерства экономики и финансов Франции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economie.gouv.fr (дата обращения: 11.03.2020).

6. Официальный сайт Налогового агентства Канады [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cra-arc.gc.ca (дата обращения: 12.03.2020).

7. Renaud, T. Rioux, L. France, portrait social [Франция, социальный портрет]. - Paris, 2018. - Insee, 21 November. - 272 p.

8. Thomas, K. D. Presumptive collection: a prospect theory approach to increasing small business tax compliance // Tax Law Review. - 2015. - Vol. 67. - No. 1. - 119 p.

9. Uri, J. Les investissements directs étrangers en France s'orientent à la fois vers les entreprises les plus robustes et les plus fragiles [Прямые иностранные инвестиции во Франции ориентированы как на самые надежные, так и на самые хрупкие компании] // Bull. de la Banque de France. - 2019. - No. 221. - Pp. 1-11.

References

1. Lykova L. N. Nalogovaya konkurentsiya kak faktor nalogovykh reform v ekonomicheski razvitykh stranakh [Tax competition as a factor in tax reforms in economically developed countries]. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk [The Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2019, no. 6, pp. 93-109.

2. Nemova L. A. Ekonomicheskie prioritety novogo pravitel'stva Kanady [Economic priorities of the new government of Canada]. Kanadskii ezhegodnik [Canadian Yearbook], 2016, no. 20 (20), pp. 268-286.

3. Chernov K. V. Vidy kosvennykh nalogov v Kanade [Types of indirect taxes in Canada]. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and Taxation], 2018, no. 11, pp. 40-49.

4. Glavnoe upravlenie gosudarstvennykh finansov Frantsii. [General Directorate of Public Finance of France]. Available at: https:// http://www.impots.gouv.fr_(accessed 11.03.2020).

5. Ofitsial'nyi sait Ministerstva ekonomiki i finansov Frantsii [Official website of the Ministry of Economy and Finance of France]. Available at: https://www.economie.gouv.fr_(accessed 11.03.2020).

6. Ofitsial'nyi sait Nalogovogo agentstva Kanady [Official site of the Tax Agency of Canada]. Available at: https://www.cra-arc. gc.ca (accessed 12.03.2020).

7. Renaud T., Rioux L. France, portrait social [France, social portrait]. Paris, 2018, Insee, 21, November. 272 p.

8. Thomas K. D. Presumptive collection: a prospect theory approach to increasing small business tax compliance. Tax Law Review, 2015, vol. 67, no. 1, pp. 119.

9. Uri J. Les investissements directs étrangers en France s'orientent à la fois vers les entreprises les plus robustes et les plus fragiles [Foreign direct investments in France are directed at both the most robust and the most fragile companies]. Bull. de la Banque de France, 2019, no. 221, pp. 1-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.