Научная статья на тему 'РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ'

РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА / INFORMATION SUPPORT OF PURCHASING AND MARKETING LOGISTICS / ВИРТУАЛЬНОЕПРЕДПРИЯТИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕ-НИЕ ЗАКУПОЧНОЙ И СБЫТОВОЙ ЛОГИСТИКИ / INFORMATIONLOGISTICS / VIRTUALENTERPRISE / ELECTRONIC BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова А.А.

В статье автором предложена концепция функционирования виртуального предприятия в контексте реализации логистической деятельности промышленной компании, охарактеризованы возможности элементов виртуального предприятия в современных российских условиях.Выделены преимущества ведения бизнеса с использованием принципов электронной коммерции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PROSPECTS OF INFORMATIONLOGISTICS IN ACTIVITYOF THE INDUSTRIAL COMPANIES

In article the author offered the concept of functioning of the vir-tual enterprise in a context of realization of logistic activity of the indus-trial company, possibilities of elements of the virtual enterprise in modernRussian conditions are characterized. Advantages of business with use ofthe principles of electronic commerce are marked out.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ»

РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ

ROLE AND PROSPECTS OF INFORMATION LOGISTICS IN ACTIVITY OF THE INDUSTRIAL COMPANIES

А.А. КУЗНЕЦОВА

заместитель директора по научной работе Калужского филиала ФГОБУВПО «Финансовыйуниверситет при Правительстве РФ», к.э.н., доцент

A.A. KUZNETSOVA

deputy director for scientific work at Kaluga branch of Financial university under the Government Russian Federation, candidate of economic science, assistant professor

Аннотация

В статье автором предложена концепция функционирования виртуального предприятия в контексте реализации логистической деятельности промышленной компании, охарактеризованы возможности элементов виртуального предприятия в современных российских условиях. Выделены преимущества ведения бизнеса с использованием принципов электронной коммерции.

Abstract

In article the author offered the concept of functioning of the virtual enterprise in a context of realization of logistic activity of the industrial company, possibilities of elements of the virtual enterprise in modern Russian conditions are characterized. Advantages of business with use of the principles of electronic commerce are marked out.

Ключевые слова: информационная логистика; виртуальное предприятие; электронный бизнес; информационное обеспечение закупочной и сбытовой логистики.

Keywords: information logistics; virtual enterprise; electronic business; information support of purchasing and marketing logistics.

Информационная логистика как один из видов управленческой деятельности занимается рассмотрением вопросов функционирования информационных технологий в новой экономической среде, ориентированной на ресурсную концепцию.

Динамика развития экономических процессов, жесткие ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, транспортных, финансовых и информационных потоков. [9] Их участники на основе единой информационной системы достигают преимуществ, связанных со снижением общих затрат, разделением рисков и повышением качества функционирования всей системы. Потенциал отдельных предприятий существенно увеличивается за счет привлечения ресурсов и конкурентных возможностей других участников.

Основными предпосылками развития информационной логистики являются: [5]

• конкуренция, которая требует качественного обслуживания потребителей с минимальными затратами;

• интеграция бизнес-процессов между предприятиями различных отраслей, создание новых организационных форм взаимодействия - логистических цепочек, сетей и провайдерских центров;

• огромные возможности информационных технологий, обладающих большим потенциалом для поддержки эффективного управления всеми сферами производственно-коммерческой и транспортной деятельности.

Управление информационными ресурсами в логистике означает:

• оценку информационных потребностей на каждом логистическом уровне и в рамках каждой функции логистического менеджмента;

• изучение и рационализацию документации, организацию эффективного обмена электронными документами;

• преодоление проблем несовместимости типовых данных;

• создание системы управления данными.

Причины выделения информационной логистики в самостоятельное и интегрированное в общую логистическую систему направление деятельности предприятия:

• осознание того, что информация о состоянии заказов, доступности товаров, графиков поставок - неотъемлемая часть логистического сервиса, повышающая конкурентоспособность;

• обладание точной и своевременной информацией о запасах сокращает их объем, а следовательно, и издержки, и, как следствие, ускоряет оборачиваемость;

• владение информацией позволяет принимать объективные решения о сферах повышения доходности бизнеса.

Появление информационного общества (в т.ч. в предпринимательской среде), увеличивающиеся масштабы информационных потоков, необходимость перехода на качественно новые бизнес-отношения на базе логистической концепции предполагает смену мышления и появление руководителей новой формации, строящих взаимодействие с контрагентами на базе электронного бизнеса.

К электронной коммерции в сфере логистики относят:

• электронный обмен информацией

• электронное движение капитала

• электронную торговлю

• электронные деньги

• электронный маркетинг

Преимущества электронной коммерции

Для организаций:

• Глобальный масштаб

• Сокращение издержек

• Бизнес всегда открыт (24/7/365)

• Быстрый вывод товара на рынок

Для потребителей:

• Повсеместность

• Большой выбор товаров и услуг [6]

Internet позволяет компаниям удовлетворять потребности буквально каждого отдельного потребителя. С каждым потребителем можно обращаться так, как ему больше нравится.

Системы, реализующие принцип электронной коммерции, можно разделить на следующие типы:

- Корпоративный сайт компании. Предназначен для общения через Интернет данной компании с партнерами, клиентами, поставщиками. Сайт, как правило, содержит информацию о компании, ее персонале, руководстве, а также каталоги предлагаемых ею видов продукции.

- Онлайновый магазин. Позволяет покупателям непосредственно через Сеть размещать заказы на выставленную продукцию, а также заключать контракты, проводить платежи и осуществлять контроль за поставками.

- Служба закупок. Как и онлайновый магазин, она может быть встроена в общекорпоративный сайт или вынесена в отдельный сайт. Эта служба позволяет предприятию осуществлять материально-техническое снабжение непосредственно со своего Интернет-сайта. Такая система предоставляет возможности публикации своей потребности в материально-технических ресурсах, поиска поставщиков и получения от них коммерческих предложений, организации тендеров, конкурсов и т. д.

Опыт, полученный руководителями фирм при реализации технологий электронной коммерции, используется ими при формировании виртуального предприятия. Виртуальное предприятие - форма ведения бизнеса, функционирующая на базе телекоммуникационных технологий.

Построение Интернет-систем снабжения и поставок, сбыта и продаж, торговых Интернет-площадок, корпоративных порталов и веб-представительств является необходимым условием создания виртуальных предприятий для организации внешнеэкономической деятельности. В роли главного связующего звена в данной схеме выступает веб-представительство в глобальной сети Интернет. Предприятие-продавец выставляет информацию о продуктах и услугах на веб-сайт, а покупатели просматривают предложения и формируют заказ. Дальнейшие операции, в частности оформление и оплата счета, также могут производиться электронным путем в виртуальном пространстве.

Структурно виртуальное предприятие при реализации логистических принципов на микроуровне можно представить следующим образом (Рисунок 1).

виртуальное предприятий

Веб-сайт фирмы

Злектронный

Хранилище информации для отбора поставщиков и потребителей

Внешние электронные торговые площадки

Рис. 1. Элементы виртуального предприятия

Оценим возможности и наполнение каждого элемента функционирования виртуального предприятия в контексте реализации логистической концепции.

Сайт фирмы - это именованный набор информационных и программных блоков, организованных и размещенных в интернете, предназначенных для активного восприятия целевой аудиторией. Целью создания сайта являются маркетинговые усилия предприятия, демонстрация его заслуг, стремление донести до всеобщего сведения важную для общества информацию.

Основной принцип информационной логистики - предоставление своевременной информации для взаимодействия с поставщиками и потребителями. Такой информацией могут быть следующие сведения (Таблица 1).

Таблица 1

Информационные блоки веб-сайта фирмы для поставщиков и клиентов

Поставщики Потребители

Хозяйственные связи Запас готовой продукции

Условия поставок Сроки реализации

Цена, качество Номенклатура продукции

Соблюдение сроков Прайс-лист

поставок

Онлайн-заказы Каналы реализации

Интернет-сайт предприятия является инструментом брендин-га и продаж, позволяющим главным образом доносить до реальных и потенциальных потребителей информацию о продуктовом миксе, проводимых промоакциях. [8]

Непременным условиям успеха любой системы управления является наличие достоверных и своевременных сведений для принятия оперативных и стратегических решений. Автором предлагается следующий состав информационного обеспечения управления виртуальным предприятием и финансовыми отношениями с контрагентами (Таблица 2-4): [7]

Таблица 2

Смысловое наполнение информационного обеспечения управления задолженностью

Показатели эффективности работы с покупателями Показатели эффективности работы с поставщиками

• Возраст дебиторской задолженности (дни). • Сумма долга (д. е.). • Давность отношений (мес.) - И. • Общая сумма отгрузок за все время работы с покупателем (д. е.) - X. • Количество срывов оплаты за все время работы - Срыв. • Количество заказов (отгрузок) - Отг. • Среднемесячная сумма отгрузок (д. е.) = X / И. • Частота отгрузок (среднемесячное количество заказов товаров) = Отг / И. • Платежная дисциплина (вероятность срывов сроков оплаты в дальнейшем) (%) = Срыв / Отг * 100%. • Возраст кредиторской задолженности (дни). • Сумма долга (д. е.). • Давность отношений (мес.) - И. • Общая сумма отгрузок за все время работы с поставщиком (д. е.) - X. • Количество срывов сроков поставок за все время работы - Срыв. • Количество заказов (отгрузок) - Отг. • Среднемесячная сумма отгрузок (заказов) (д. е.) = X / И. • Частота отгрузок (среднемесячное количество заказов товаров) = Отг / И. • Дисциплина поставщика (вероятность срывов сроков поставок в дальнейшем) (%) = Срыв / Отг * 100%.

Таблица 3

Информационное обеспечение управления товарным ассортиментом

Критерии, формирующие информационное обеспечение финансового управления товарным ассортиментом Вспомогательные показатели

Выручка, руб. (В) Объем продаж, шт. (V)

Рентабельность продаж, % (РП = П / В * 100) Себестоимость 1 шт., руб. (Сс1)

Среднемесячный заказ, руб. (СВ = Вг / 12) Себестоимость, руб. (Сс = Сс1 * V)

Коэффициент оборачиваемости (КО = В / З) Прибыль, руб. (П = В - Сс)

Рост продаж, % (Тр = Вм / В * 100) Выручка годовая, руб. (Вг)

Неликвиды, % (УНЛ = НЛ / З *100) Складские запасы, руб. (З)

Уровень заказываемости (Спр = В / СВ) Выручка за предыдущий месяц, руб. (Вм)

Неликвиды, руб. (НЛ)

Существующие в Рунете электронные торговые площадки, как правило, действуют в рамках обязательных закупочных процедур в соответствии с законодательством [1, 2, 3, 4], а именно:

- в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от 5.04.2013 «О контрактной системе закупок товаров, работ услуг в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- в соответствии с требованиями Федерального закона № 223-Ф3 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- реализация имущества предприятий-должников в рамках процедур банкротства.

Таблица 4

Состав информационной базы управления номенклатурой МТР

Критерии, формирующие информационное обеспечение финансового управления товарным ассортиментом Вспомогательные показатели

Затраты на закупки, руб. (Зз) = V * Ц1 Объем закупок, шт. (V)

Логистические затраты, руб. (ЛЗ) = Зз+ Зт + Зх Цена 1 шт., руб. (Ц1)

Среднемесячный объем закупок, руб. (СЗ = ЗЗг / 12) Транспортные затраты, руб. (Зт)

Коэффициент оборачиваемости (КО = ЛЗ / З) Затраты на хранение, руб. (Зх)

Рост затрат, % (Тр = ЛЗм / ЛЗ * 100) Сумма закупок за год, руб. (ЗЗг)

Неликвиды, % (УНЛ = НЛ / З *100) Складские запасы, руб. (З)

Логистические затраты за предыдущий месяц, руб. (ЛЗм)

Неликвиды, руб. (НЛ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронный магазин фирмы в Интернете представляет собой торговую площадку того или иного предприятия, которая позволяет его потребителям осуществлять закупки не выходя из собственного офиса. Однако, как свидетельствуют исследования Рунета, продукция промышленного назначения не пользуется спросом у потребителей Интернета. Реалии развития экономики России свидетельствуют о том, что требуются высокотехнологичные предприятия по обслуживанию отстающего сектора электронной торговли промышленными товарами (средствами производства). Ведь российские потребители уже ощутили на себе прелести работы интернет-магазинов. Так, по данным

исследования покупателей интернет-магазинов в России e-Commerce User Index 2014 [10], годовой общий объем интернет-продаж на российском рынке составляет свыше 1,5 трлн руб. Однако наблюдается преобладание розничных продаж одежды и обуви, электроники и бытовой техники, туристических услуг, книг, косметики, продуктов питания. И проблемной зоной интернет-продаж в России по-прежнему остается рынок промышленной продукции средств производства.

Выделим преимущества виртуального предприятия:

• в любом месте

• онлайн-заказ

• онлайн-оплата

• выход на глобальные рынки

• снижение издержек обращения

• постоянные маркетинговые коммуникации

• актуальная информация о контрагентах

Рассмотренные в статье тенденции и перспективы развития

информационной логистики позволят промышленным компаниям выйти на новый уровень бизнес-взаимодействий.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3. Федеральный закон № 229-ФЗ от 2.10.2007 «Об исполнительном производстве».

4. Федеральный закон № 44-ФЗ от 5.04.2013 «О контрактной системе закупок товаров, работ услуг в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Моисеенко Е.В., Лаврушина Е.Г. Информационные технологии в экономике // www.abc.vvsu.ru.

6. Осовцев В.А. Системно-аналитическая организация пото-кодвижения при проектировании логистических систем в реальном секторе экономики: теория и методология: дис. на соискание ученой степени д.э.н.: 08.00.05; РИНХ. - Ростов, 2009.

7. Проблемы, тенденции и перспективы развития современной логистической науки: монография / Н.А. Адамов, Т.А. Ко-зенкова, А.А. Кузнецова и др. - М.: ИТКОР, 2013. - 392 с.

8. Строева Е.В., Лаврова Е.В. Разработка управленческих решений: учебник - М.: Инфра-М, 2013.

9. Якутин Ю.В. О системном характере ограничений инновационного развития // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2010. - Т. 29 - с. 30-35.

10. http://markswebb.ru/e-commerce/e-commerce-user-index -Исследование покупателей интернет-магазинов в России (дата обращения: 2.09.2014).

Bibliographical list

1. Federal'nyj zakon № 223-FZ ot 18.07.2011 «O zakupkah tova-rov, rabot, uslug otdel'nymi vidami juridicheskih lic»

2. Federal'nyj zakon № 149-FZ ot 27.07.2006 «Ob informacii, in-formacionnyh tehnologijah i o zashhite informacii».

3. Federal'nyj zakon № 229-FZ ot 2.10.2007 «Ob ispolnitel'nom proizvodstve».

4. Federal'nyj zakon № 44-FZ ot 5.04.2013 «O kontraktnoj sisteme zakupok tovarov, rabot uslug v celjah obespechenija gosu-darstvennyh i municipal'nyh nuzhd».

5. Moiseenko E.V., Lavrushina E. G. Informacionnye tehnologii v jekonomike // www.abc.vvsu.ru.

6. Osovcev V.A. Sistemno-analiticheskaja organizacija potokod-vizhenija pri proektirovanii logisticheskih sistem v real'nom sektore jekonomiki: teorija i metodologija: dis. na soiskanie uchenoj stepeni d. je. n.: 08.00.05; RINH. - Rostov, 2009.

7. Problemy, tendencii i perspektivy razvitija sovremennoj logis-ticheskoj nauki: monografija / N.A. Adamov, T.A. Kozenkova, A.A. Kuznecova i dr. - M.: ITKOR, 2013. - 392 s.

8. Stroeva E.V., Lavrova E.V. Razrabotka upravlencheskih reshenij: uchebnik - M.: Infra-M, 2013.

9. Jakutin Ju.V. O sistemnom haraktere ogranichenij innovacion-nogo razvitija // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. - 2010. - T. 29 - s. 30-35.

10. http://markswebb.ru/e-commerce/e-commerce-user-index -Issledovanie pokupatelej internet-magazinov v Rossii (data obrash-henija: 2.09.2014).

Контактная информация

kuznetsovaaa@mail.ru

Contact links

kuznetsovaaa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.