Вестник ПСТГУ
Серия IV: Педагогика. Психология.
Астэр Ирина Валериевна, канд. философ. наук, доцент Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена iaster@inbox.ru Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 20
2019. Вып. 54. С. 51-63
Б01: 10.15382Миг^201954.51-63
ОИСГО 0000-0002-2350-9382
Хулап Владимир Федорович, канд. богословия, проректор по учебной работе Санкт-Петербургская духовная академия vladimir_khoulap@mail.ru Российская Федерация, 191167, г. Санкт Петербург, Обводной канал, 17
ОИСГО: 0000-0002-1621-288Х
Роль и основные принципы
ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ ЦЕРКОВНОГО СЛУЖЕНИЯ
ДОБРОВОЛЬЦЕВ
Аннотация: В данной статье раскрыты общие исходные положения, принципы православной педагогики, являющиеся объективными по своему содержанию. Они выступают требованиями, которыми необходимо руководствоваться в практической деятельности всем задействованным в церковном образовательном и социальном секторах, как профессионалам, так и добровольцам. Церковное служение — это распространение своих воззрений и действия от лица религиозной организации. В отличие от светской деятельности, служение православных добровольцев основывается на фундаментальных положениях христианской антропологии. Среди ключевых принципов православной педагогики особо выделяются христоцентричность, экклезиоцентричность, педоцентричность. Главное устремление православного добровольца — избавление от власти греха, что проявляется через отношение добровольца к делу, жизнь по заповедям. Подготовка добровольцев для церковной деятельности — это не просто передача знаний и опыта педагога, но совместное служение. Служение добровольцев является сегодня одной из важнейших составляющих современной церковной жизни. В церковном служении есть место каждому, важно лишь найти свое призвание. Служение добровольцев сотериологично, главная задача — это спасение человека, причем не только того, на кого ориентированы усилия добровольца, но и самого себя. Для развития личности добровольцу важно настроить свои устремления на распространение ценностей православной веры и обрести радость в служении человеку. Векторы православно-ориентированного добровольчества: духовное развитие как потребность раскрытия богодарованных талантов служения для спасения души; социально-нравственное совершенствование как желание улучшить или облегчить жизнь людей; профессиональная реализация как поиск творческого потенциала и приобретения опыта применения полученных профессиональных знаний, умений и навыков.
И. В. Астэр, В. Ф. Хулап
Ключевые слова: христианство, Православная Церковь, социальное служение,
добровольчество, православная педагогика, принципы, христоцентричность,
экклезиоцентричность, педоцентричность.
В своем докладе 2 февраля 2015 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заострил внимание архиереев на теме активного участия мирян в епархиальной и приходской жизни и, в частности, на привлечении мирян к добровольческому движению. Как сказал Патриарх, это движение в начале своего пути «было сосредоточено только на делах благотворительности в рамках братств и сестричеств соответствующей направленности. И это правильно, дела милосердия — наиболее перспективное направление для добровольчества. Вместе с тем волонтерское движение сегодня уже охватывает и другие направления церковной работы, в том числе участие в организации крупных мероприятий»1. Очевидно, что добровольческие инициативы распространяются уже на разные сферы жизни: работу с детьми и молодежью, с социально-незащищенными слоями населения, миротворчество, разрешение конфликтов, пропаганду трезвости, экологическую и правовую защиту и другие сферы. По мнению Патриарха, архиереям «следует сугубо заботиться о том, чтобы волонтерские движения развивались по возможности на каждом приходе, необходимо обсуждать эту тему с настоятелями храмов и с прихожанами», поскольку привлечение мирян к более активному участию в жизни приходов «является важнейшим фактором развития жизни общин и, как следствие, — развития церковной жизни в целом»2.
Безусловно, волонтерство несводимо к набору определенных техник в области социального служения, молодежной работы, информационных технологий и т. д. Православное добровольчество3 является церковным служением, поэтому в его основании находятся богословские вопросы, ответы на которые придают ему собственно христианское звучание и отличают от других форм современного волонтерства. Спектр таких тем чрезвычайно широк, поэтому акцент в статье будет сделан лишь на некоторых из них, являющихся, по нашему мнению, основополагающими для осмысления образования и просвещения православно-ориентированных добровольцев.
Церковное образование и просвещение имеет эсхатологическое измерение, ведь речь идет о будущем нашего общества. Эту значимость подчеркивает Патриарх Кирилл: «Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития нау-
1 Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском совещании 2 февраля 2015 г. URL: http://www.patriarchia.ru/data/2015/02/02/1235924382/doklad_AS_2015.docx (дата обращения: 01.10.2018).
2 Там же.
3 «Доброволец (волонтер) — человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в социальной церковной деятельности. Для выполнения добровольческой работы от волонтера, как правило, не требуется специальной квалификации, однако для некоторых видов церковно-социальной деятельности волонтеры проходят специальное обучение. Предпочтительно, чтобы поле добровольческой деятельности максимально отражало личные наклонности и способности волонтера» (О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. Документ принят 4 февраля 2011 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html [дата обращения: 01.10.2018]).
ки, образования и культуры, мы должны ясно и с полной ответственностью понимать, что у нашего народа вообще нет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами...»4.
Служение православно-ориентированных добровольцев должно основываться на фундаментальных положениях христианской антропологии. Не отрицая гуманистической составляющей, добровольцы дополняют и преображают ее христианскими смыслами служения и опытом личной церковно-общественной жизни. Понятие православно-ориентированное добровольчество включает в себя не только внешнюю деятельность, направленную на помощь людям, улучшение качества жизни, организации церковных проектов, но прежде всего на глубокое осмысление своей деятельности. Ради каких целей служит доброволец, что им движет, что он ожидает от результатов своего труда? Известный педагог К. Д. Ушинский отмечал, что «любая нехристианская педагогика — вещь немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди»5.
В христианской картине мира человек не является случайным биологическим продуктом эволюции или «социальным животным». Человек уникален, он создан как духовно-телесное творение Божие, по Его образу и подобию и предназначен для общения с Ним (см.: Быт 1: 27). «Бог не есть любовь к Себе, а взаимная, разделенная любовь, и это относится также и к человеческой личности. Бог, как мы говорили выше, есть самоотдача, сопричастность. Такова и человеческая личность, сотворенная по образу Божьему. Так как Божие бытие реляционно, человеческая личность по образу Божьему также реляционна... Личное начало является или социальным, или никаким. Подлинный человек не эго-центричен, а экзо-центричен. Я могу быть полностью человеком и полностью личностью, только если соотношусь с другими по подобию Святой Троицы, если проявляюсь, как это делает Бог, в отношении "Я—Ты"»6. В результате грехопадения человек потерял эту целостную и гармоничную связь с Богом, соответственно стал неспособен к подлинному общению с другими людьми и к ответственному отношению к окружающему миру. Чтобы восстановить эту разрушенную связь, Бог вынужден был воплотиться, тем самым предлагая нам стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет 1. 4) и призывая к святости — к тому, чтобы в нас «изобразился Христос» (Гал 4. 19).
Человек нуждается в исцелении, в преображении своей природы при помощи благодати Духа Святого. И помочь человеку на этом пути призвана православная педагогика. При работе с добровольцами церковный педагог должен предлагать не просто набор правил, техник, но призыв к полноте жизни, руководствуясь следующим: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10. 10).
Служение добровольцев является сегодня одной из самых важных и самых сложных составляющих современной церковной жизни. Церковное служение
4 Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление на открытии XVII Рождественских чтений 15 февраля 2009 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/559408.html (дата обращения: 01.10.2018).
5 Ушинский К. Д. Избранные труды: В 4 кн. Кн. 1. Проблемы педагогики. М., 2005. С. 210.
6 Каллист (Уэр), архиеп. Человеческая личность как икона Троицы. URL: http:// ru.pravoslavie.bg/человеческая-личность-как-икона-трои/ (дата обращения: 01.10.2018).
указывает на особую сферу деятельности — распространение своих воззрений и действий от лица религиозной организации. Таким образом, церковное служение, к которому относится и добровольчество, приобретает существенные отличия от светских форм деятельности волонтеров. В сравнении с последними церковное служение невозможно без опоры на духовные ценности. При этом высшая нравственность — есть то состояние, когда человек находится с Богом, в таком состоянии любой человеческий поступок приобретает характер служения. Иными словами, церковное служение — это сотрудничество с живым Богом, Который пришел к человеку совершить Свое служение в мире. Поэтому подготовка добровольцев для церковного социального служения, как и их служение, сотериологично, главная задача здесь — это спасение, обожение человека. Триединый Бог, Который «есть любовь» (1 Ин 4. 8), в Себе являет полноту жизни и любви, и приглашает к этому общению (греч. кинония) человека — с Богом, ближним, самим собой и всем творением. Это приглашение к кинонии, в том числе внецерковных людей, позволяет дать объективную оценку современной общественной жизни с точки зрения христианского мировоззрения и организовать пространство для активного взаимодействия и реализации христианской жизненной позиции, что способствует более значимому присутствию Церкви в жизни социума. Известный богослов и педагог прот. В. Зеньковский (1881—1962), создатель парижского Религиозно-педагогического кабинета по работе с молодежью, указывал: «Задача воспитания в том заключается, чтобы социальные условия не подавляли, а питали личность, а с другой стороны, чтобы личность проявляла себя не в грубом самоутверждении, но в истинном сотрудничестве с другими людьми»7.
Православное добровольчество может ориентироваться на принципы и организационные формы деятельности добровольцев светских организаций, но главное его устремление — избавление человека от власти греха, что проявляется через личность добровольца: его отношение к делу, жизнь по заповедям и служение словом. Сотрудничество с окружающим обществом выстраивается на уважительности в сочетании с простотой в общении. Простота — т. е. бесхитростность, простосердечие, общедоступность. Как подметил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Душа человеческая по природе проста и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетенья отталкивает от себя, как несвойственное ее природе, как бесполезный сор... Не в том смысл, чтобы преподать много, а в том, чтобы преподать немногое, но «существенно нужное» для ученика»8. Отношения, устанавливающиеся между участниками церковного служения, должны иметь черты евангельской простоты.
Подготовка добровольцев для церковной деятельности — это не просто передача знаний, опыта, но совместное служение, как в церковной ограде, так и за ее пределами. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) отмечает, что «свет одного научного образования без истины Христовой есть свет луны без солнца. Свет холодный, безжизненный. А истина Христова показуется, а не доказуется,
7 Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. С. 51.
8 Источник Живой Воды: Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1910. С. 71.
сердце зажигается от другого горящего и верующего живого сердца»9. Организуя процесс обучения православно-ориентированных добровольцев, мы, безусловно, используем принципы, применяемые в светском образовании, всякий инструмент может быть полезен, однако он не может подменять собственно церковную работу.
В православной педагогике принцип — это церковный канон. Он полагает начало, которое определяет цель, содержание, направление и границы деятельности в педагогическом процессе.
Выделим три основополагающих принципа православной педагогики.
Первый принцип — христоцентричность. Христоцентричность в православной педагогике — основополагающий (см.: 1 Кор 3.11), универсальный (см.: Кол 1. 16—20), смысло- и целеобразующий принцип, обязывающий христиан соотноситься в жизни, в педагогике и во всем (см.: Ин 5. 19) с Господом Иисусом Христом — непреложной Истиной, высшим авторитетом, идеалом и путем (см.: Ин 14. 6), источником премудрости, ведения (см.: Кол 2. 3) и благодати (см.: Ин 1. 16), дабы, веруя в Него, все творить во имя и во славу Его (см.: Ин 20. 31). «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор 11. 1) — призывает христиан святой апостол Павел, указывая на Образец совершенства и необходимость восстановления образа Божьего.
Итак, служение добровольцев не является самоцелью, а лишь средством стяжания добродетели любви и сближения с Богом. Служение основывается на учении святых отцов, в соответствии с которым нам известно, что во всяком до-броделании надо себя преодолевать и даже «ломать». В этом и заключается христианское служение10, самопожертвование и любовь к ближнему. Свидетельство о Христе в процессе добрых дел вскрывает за личиной служения многие таящиеся наши страсти. К примеру, если возникнет страх и смущение заговорить о Христе — значит, на первом месте стоит мое Я и мною владеет гордость. Если заговорит боязнь потерять авторитет и признание людей, быть ими непонятым и отвергнутым — обнаружится тщеславие. Если хотелось бы сказать о Христе, но одолевает стеснение и нежелание отождествлять себя с церковью — значит, я стыжусь Его и отрекаюсь. Но прежде всего это будет говорить о том, что мы не стремимся к сближению с Богом и пребыванию в единении с Ним.
Важнейшая задача, стоящая перед педагогами и организаторами добровольческой деятельности, состоит в том, чтобы неумолкающий голос совести звучал столь громко, что человеку, подвизающемуся на ниве церковного служения, хватало чуткости и добросердия расслышать просьбу, мольбу, призыв о помощи, содержащиеся в каждой нештатной ситуации. Совесть может и должна быть ведущей и руководящей даже при самых сомнительных и сложных ситуациях, предполагающих нелегкость морального выбора и нравственных решений. Просветительская ценность православной педагогики для добровольческой деятельности заключается, по слову Николая Васильевича Гоголя, не в научении или наставлении, или образовании, или даже освещении, но «высветлении человека
9 Цит. по: Екименкова В. М. Вера исправляет сердца. М., 1996. С. 72.
10 Слово «служение» неоднократно упоминается в Евангелии как акт любви и милосердия, отдачи себя на благо ближнего (см.: 1 Пет 4. 10—11; Гал 5. 13).
во всех его силах, а не в одном уме, чтобы пронести всю его правду сквозь какой-то очистительный огонь»11.
Своей смертью, воскресением и даром Святого Духа Спаситель открывает возможность онтологически новой причастности Богу, делая детей Божиих братьями и сестрами друг другу. Так возникает Церковь, которая связывает верующих в единое Тело Христово (см.: 1 Кор 12. 12—14). Поэтому педагогическая работа с добровольцами экклезиологична.
Экклезиоцентричность — второй основополагающий принцип православной педагогики. Введение добровольцев в церковное служение — не просто передача набора информации о христианской вере, но тайноводство (греч. мистагогия), посвящение человека в богослужебную жизнь церковной общины и ее высшей точки — Евхаристии. Свт. Феофан Затворник писал: «Глубина ведения Церкви заведомо превышает силы отдельного человека, как бы он ни был одарен. Но он должен проверять себя по Церкви, вопрошать Церковь, искать в ней, а не в себе самом истины. Для него церковность есть критерий истинности его мнений, у него не должно быть другой заботы, или другого желания, как быть церковным, находиться во внутреннем согласии с Церковью, и всякое самочиние, своемыс-лие должны быть ему чужды»12. Такое определение церковности полностью отражает педагогический принцип экклезиоцентричности и соответствие назначению социального служения и добровольчества.
Педагогический принцип экклезиоцентричности раскрывается через церковную соборность и литургическое общение. Иными словами, соединение по благодати с Богом и между собою всех участников добровольческого служения Церкви по образу отношений евангельской любви: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» (Ин 17: 21). Добровольчеству нужна не просто массовость, а «новый человек», имя которому «милосердный доброволец», способный оказывать милость Божию и являть ее миру. Педагогическое воздействие, основанное на взаимоединстве в духе христианской любви, несравнимо ни с какими современными светскими технологиями. Это ставит православную педагогику на высокую образовательную ступень в подготовке к служению. За этим процессом экклезиологического собирания должно следовать послание в мир, активное свидетельство о своей вере не только словом, но и делом. Православно-ориентированный добровольческий проект, с одной стороны, решает задачи воспитания добровольцев, с другой — тех, кому программа адресована. Это происходит в процессе подготовительной и событийной деятельности. Такой двусторонний подход и способ реализации являются ключевыми. Проекты могут быть направлены не только на решение важнейших социальных задач, но и на внутреннее развитие — приобретение таких качеств, как самоотверженность, смиренномудрие, сострадание и др. Не так важно, что человек делает; не экстраординарное, но повседневное, регулярное; и даже не то, что он делает, но как он делает это.
11 Гоголь Н. В. Авторская исповедь. Всероссийский фонд культуры. Псковское отделение. 1990. С. 108.
12 Феофан Затворник, свт. Творения. Начертания христианского нравоучения: В 2 т. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря; Паломник, 1994. Т. 2. С. 346.
Православно-ориентированное волонтерское служение возможно, если христианин помнит о цели службы: через любовь, участие к пришедшему человеку показать радость жизни с Богом. Основной принцип здесь — «И все, что вы делаете, делайте от души, как для Бога, а не для человеков» (Кол 3. 23).
Через третий основополагающий принцип православной педагогики — принцип педоцентричности — христианское образование нацелено на раскрытие образа Божьего в человеке, его важнейшей задачей является установление общения человека с Богом, с ближними и окружающим обществом в рамках целостного и гармоничного развития личности. Не случайно в Православной Церкви понятие «образование» происходит от слова «образ». Бог сотворил человека «по Своему образу и подобию» (Быт 1.27). Образ Божий был разрушен и потемнен грехом. Восстановление «образа» и есть главная цель христианина.
Принцип педоцентричности основан на христианском антропологическом учении о человеке. Православное педагогическое искусство, «детоводительства ко Христу», направлено на раскрытие в человеке богоподобия, приведение его к подлинной жизни с Богом и принятия дара жизни вечной в Сыне Божием.
В Евангелии Христос называется «учителем» (см.: Мф 8: 19), а Его апостолы — «учениками» (см.: Мф 5: 1); тексты же Нового Завета не только возглашают Благую весть, но содержат в себе научение, увещание, наставление. Однако речь идет не просто об интеллектуальном знакомстве с вероучительными истинами и этическими предписаниями, но об изменении образа жизни верующего в соответствии с заповедями Христа. Такая связь между научением (образованием) и реализацией усвоенного в жизни (воспитанием) ярко выразилось в системе раннехристианского катехумената. Согласно «Апостольскому преданию» (ок. 215 г.), авторство которого приписывается св. Ипполиту Римскому, после трехлетнего периода наставления в христианской вере на предкрещальном «экзамене» епископ спрашивал кандидатов ко крещению именно о реальных плодах, которые катехумены принесли в своей жизни: «Когда будут определены намеревающиеся принять крещение, пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела?»13
Чтобы в служении раскрылся образ Божий в человеке, необходимо быть «привитым» церковному Телу Христову, питаться силами Божиими, пребывая в церковном единодушии, единомыслии и единоволии между собой, служа каждый друг другу дарованными талантами и дарами. Святой апостол Павел говорит о различии даров в церковном служении: Дары различны, но Дух один и тот же (см.: 1 Кор 12: 4). Помочь открыть дар и призвание каждого отдельного человека — важная задача образования, просвещения и практической деятельности.
В церковном служении есть место каждому, главное — найти свое, и полюбить по-настоящему, обрести призвание: «Призвание отличается от специальности и профессии тем, что составляет «святая святых» человеческой души. Каждому из нас необходимо обрести такое поприще, которому мы могли бы отдаться всем
13 «Апостольское предание» св. Ипполита Римского / Пер. с лат. и предисл. свящ. П. Бу-буруза // Богословские труды. 1970. Сб. 5. С. 277-292.
сердцем, всем умом, всем существом своим»14. Речь не идет только о молодежи, и пожилые люди на учебных занятиях духовных школ — в поиске своего пути. Так возникает причастность к делу церковного служения и ответственность за Церковь на самых разных уровнях: общецерковном, благочинном, приходском. Конечно, вся эта деятельность должна быть добровольной, без жесткого навязывания сверху, «служить друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет 4. 10). В добровольчестве для обретения своего призвания существует благоприятное поле деятельности.
Действия под девизами «так поступают все», «не высовывайся», «не проявляй инициативу», «тебе что, больше всех надо?» приводят к потере человеком самоуважения и достоинства, делают из него безвольную марионетку в руках ловкого кукловода, диктатора; напротив, необходимо всячески способствовать становлению и совершенствованию свободной, думающей человеческой личности.
В нашем понимании, главное в добровольчестве — это развитие высших устремлений души и обретение радости служения человеку. Радости, созидающей душу, дающей силы решать самые трудные задачи, и «крылья» подниматься над проблемами и преодолевать трудности. Векторы православно-ориентированного добровольчества: духовное развитие как потребность раскрытия богодарованных талантов служения для спасения души; социально-нравственное совершенствование как желание улучшить или облегчить жизнь людей; профессиональная реализация как поиск творческого потенциала и приобретения опыта применения полученных профессиональных знаний, умений и навыков. Деятельность же, совершаемая только по мирским мотивам, скорее приведет не к пользе, а к духовному обнищанию, потере интереса и снижению социальной инициативы.
Подготовка добровольцев — это научение (образование) и реализация усвоенного в жизни (воспитание). Особое воспитательное воздействие может происходить в процессе целенаправленной подготовки, собственно добровольческой деятельности и средового влияния. Доброволец, таким образом, становится частью социально-педагогического процесса как субъект и объект этой деятельности. Православная педагогика использует возможности различных социальных институтов — семьи, Церкви, благотворительных фондов, общественных организаций, микросреды личности и социума в целом, что необходимо для развития личности добровольца и обеспечения развития ее интересов и возможностей.
Образование и воспитание представляют собой процесс передачи традиции мировоззрения, этики и образа жизни. Без традиции не существует воспитания — и наоборот. Традиция — это инструмент самосохранения и дальнейшего развития общества. Традиция предполагает передачу ценностей, которые сообщают культуре стабильность и социальный порядок, поскольку они включают в себя нормативные элементы. Процесс добровольчества для православного христианина — это прежде всего деятельное распространение ценностей православной веры, своих нравственных идеалов и личного опыта богообщения.
Добровольческая деятельность — это не теория, а живая практическая жизнь. Если понимать добровольчество всего лишь как выбор между «хочу или не хочу»,
14 Владимиров А., прот. Жизнь государства и жизнь человеческого организма // Вестник Тульского государственного университета. Сер.: Теология. 2011. Вып. 7. С. 91—93.
«буду или не буду», то понятие долга и обязательств может сводиться к нулю. Ведь я по большому счету никому ничего не должен и не обязан. Как тут разобраться? По совести. Совесть имеет возможность слышать оценку, которую Бог дает нашим мыслям, чувствам и поступкам. Совесть можно научиться обманывать, но нельзя не слышать. Нравственный закон, данный Богом, личностен, и совесть его знает. Самопринуждение — это подчинение своего Я нравственному закону. Нужда, как образ действия, заложена в природе человека и указывает на какую-то важную цель. Почему мы говорим о добре с таким желанием, ожидаем его по отношению к себе? Потому что нуждаемся в этом добре. Добро без действия не может себя выразить, оно побуждает к размышлению о нем, ищет способы, как себя проявить. А это и есть рождение реальных дел, обязывающее начать работу.
Божья милость и благодать изливаются на нас даром, без требования платы. Но мы лишь подражатели Творцу. Наш долг и обязанность в этом подражании. Всякое доброе дело — не что иное, как наш акт любви и благодарности Богу. Такое понимание откликнется через нашу совесть и рождает чувство ответственности — не как тяжелое бремя, а как великий дар Божьего доверия нам.
Нравственный долг церковного социального служения:
1) непрерывный поиск дел добра, любви и милосердия: быть внимательными, отзывчивыми, готовыми ответить добрым словом и делом;
2) рассматривать всякое начинаемое дело с церковной позиции душеспаси-тельности (своей и ближнего): не подавать поводов и соблазнов к осуждению, безнравственному подражанию, чрезмерным надеждам, обидам, разделению, зависти, стяжательству, богохульству, кощунству;
3) развивать духовные навыки служения силами Христовых добродетелей: терпения, снисхождения, разумной строгости, нежности, дружелюбия, деятельной любви, предупредительности, хранения верности слову, ответственному отношению к порученному делу.
Главной ценностью церковного служения является личность человека. Личность раскрывается перед нами как величайшая ценность, которая возвышается над всеми другими ценностями — социальными, экономическими, политическими и пр. Такую ценность ей придает богоподобие. Личность находит покой, гармонию и радость только в раскрытии своего первообраза, который открывается, обнаруживается, освобождается.
Перед церковным социальным служением, в котором участвует доброволец, стоит задача способствовать не только устранению жизненных нестроений, но и их причин, а также помочь человеку понять тайну его страданий, раскрыть их духовный смысл, показать пути к изменению сценария жизни. Церковная помощь — это проповедь любви к обретению мира с Богом.
Уничижение (неуважение) к человеку может проявляться и с учтивой улыбкой на лице, что особо опасно для церковной жизни общины. Православная педагогика учит, что неуважение к другому человеку, свидетельствует о непочитании достоинства личности.
Почитание другого человека начинается с самоуважения, с ощущения самобытности и неповторимости собственной личности, достойной уважения. Но всегда ли христианин имеет такое самоуважение, воспитан ли он в уважении к
собственной личности, осознает ли свое достоинство? Часто встречается совершенно ложное, болезненное самоуничижение своего достоинства. Свт. Григорий Богослов, как будто обращаясь к современным христианам, говорит: «Если будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты — Христова тварь, Христово дыхание, Христова честная часть, а потому вместе и небесный, и земной, приснопамятное творение. Ты — созданный Бог, через Христовы страдания идущий в нетленную славу»15. Как часто мы забываем о том, кем мы являемся! Осознание своего призвания, неповторимого назначения и уникальности своей личности наполняет страхом Божиим совесть и становится запретом подавления и уничижения личности другого человека, причинения ей вреда даже в мелочах. Православная педагогика учит, как доверяться Промыслу Божию, как направить человека к Свету, как помочь ему стать самим собой, научиться самоуважению и уважению к личности другого человека.
Православно-ориентированное добровольчество создает благоприятные условия, в которых личность осознает себя достойной уважения и раскрывает достоинства другого человека, развивая способность видеть его ценные качества и умея почитать их. При столкновении с чем-то отрицательным это умение удерживает от осуждения и пренебрежения человеком.
Ответ на Божественное призвание — выражение готовности быть верным в следовании Христу. Осознание своей самобытности, достоинства и долга дают силы преодолевать возникающие преграды на пути служения. Ложное чувство стыда за свое несовершенство, непризнание, чувство ненужности побеждается законом совести и долга, которые побуждают к нравственно-осознанной деятельности, обусловленной нравственной необходимостью. Нравственный долг порождает желание двигаться к достижению высшего блага и решимость в осуществлении желаемой цели. Почитание личности в социальном служении — это особое отношение к нуждающемуся человеку, который предстает перед нами, как Христос, взывающий о помощи. Мы можем не видеть Его глазами, по причине «скорлупы человеческого греха», но мы можем видеть Его Образ духовным зрением сердца. Если церковному служащему или добровольцу это не открыто, то он ничем не отличается от социального работника светского учреждения.
Педагогическое правило нравственного взаимоединства в добровольчестве может быть рассмотрено как путь взаимопочитания и взаимоподдержки. «Почитайте один другого высшим себя» (Флп 2. 3). Каждый из нас хоть немного, но уже преуспел в какой-то добродетели. Преуспевая в одной, мы делаем шаги и прокладываем тропиночку к следующей. То, что стало легко для одного, еще трудно для другого. Поэтому в добровольчестве не надо думать, что мы должны кого-то учить. А лишь, подражая Христу, будем подавать добрый пример.
Поднятие личностного достоинства необходимо в подготовительной работе с добровольцами и направлено на формирование установки, доминирующих мотивов деятельности и поведения, ценностных ориентаций, жизненных планов. Стремление добровольца к единению с Богом, самосовершенствованию
15 Григорий Богослов, свт. Слово 9, о человеческой добродетели // Песнопения таинственные (сборник избранных стихотворений). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigory_Bogoslov/ pesnopenija-tainstvennye/9 (дата обращения: 01.10.2018).
и приумножению общественного блага создает условия для его личностного и духовного роста, привнесения в общество нравственных и духовных ценностей. Добровольцу необходимо научиться удерживать свое внимание на следующих вопросах: Какое благо он стремится принести человеку? Синергичен ли его труд? Реализуется ли духовно-просветительская миссия, направленная на раскрытие нравственных и духовных причин нарушения строя жизни? А также наблюдать, не вредит ли многозаботливость самому себе, добровольцу. Как говорил прп. Исаак Сирин: «Прекрасна и похвальна любовь к ближнему, если только попечение ее не отвлекает нас от любви Божией»16.
Список литературы
«Апостольское предание» св. Ипполита Римского / Пер. с лат. и предисл. свящ. П. Бубу-
руза // Богословские труды. 1970. Сб. 5. С. 277-292. Владимиров А., прот. Жизнь государства и жизнь человеческого организма // Вестник
Тульского государственного университета. Сер. Теология. 2011. Вып. 7. С. 91-93. Гоголь Н. В. Авторская исповедь. Всероссийский фонд культуры. Псковское отделение, 1990. С. 108.
Григорий Богослов, свт. Слово 9, о человеческой добродетели // Песнопения таинственные (сборник избранных стихотворений). URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_ Bogoslov/pesnopenija-tainstvennye/9 (дата обращения: 01.10.2018). Екименкова В. М. Вера исправляет сердца. М., 1996. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
Исаак Сирин Ниневийский, прп. Слово 85. Содержащее в себе исполненные пользы советы, какие с любовью изглаголал слушающим его со смирением // Слова подвижнические. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/86 (дата обращения: 01.10.2018). Источник Живой Воды: Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1910.
Каллист (Уэр), архиеп. Человеческая личность как икона Троицы. URL: http://ru.pravo-
slavie.bg/человеческая-личность-как-икона-трои/ (дата обращения: 01.10.2018). Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление на открытии XVII Рождественских чтений 15 февраля 2009 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/559408.html (дата обращения: 01.10.2018). Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Архиерейском совещании 2 февраля 2015 г. URL: http://www.patriarchia.ru/data/2015/02/02/1235924382/doklad_AS_2015. docx (дата обращения: 01.10.2018). О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. Документ принят 4 февраля 2011 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата обращения: 01.10.2018). Ушинский К. Д. Избранные труды: В 4 кн. Кн. 1. Проблемы педагогики. М., 2005. Феофан Затворник, свт. Творения. Начертания христианского нравоучения: В 2 т. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря; Паломник, 1994. Т. 2.
16 Исаак Сирин Ниневийский, прп. Слово 85. Содержащее в себе исполненные пользы советы, какие с любовью изглаголал слушающим его со смирением // Слова подвижнические. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/86 (дата обращения: 01.10.2018).
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2019. Vol. 54. P. 51-63 DOI: 10.15382/sturIV201954.51-63
Irina Aster,
Candidate of Sciences in Philosophy, Associate Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia, 48/20 Naberezhnaia reki Moiki, St. Petersburg, 191186, Russian Federation iaster@inbox.ru ORCID 0000-0002-2350-9382
Vladimir Khoulap, Candidate of Sciences in Theology, Vice-Rector for Education, St. Petersburg Theological Academy, 17 Obvodnoi kanal, St. Petersburg, 191167, Russian Federation vladimir_khoulap@mail.ru ORCID: 0000-0002-1621-288X
The Role and Basic Principles
of Orthodox Pedagogy for Church Volunteer Service
I. Aster, V. Khulap
Abstract: This article describes general starting points and principles of Orthodox pedagogy that are objective in their content. They make up requirements which all those involved in educational and social sectors of the church, both professionals and volunteers, should follow in their practical activities. Church service implies spreading one's views and acting on behalf of the religious institution. Unlike secular activities, the service of Orthodox volunteers is based on foundations of Christian anthropology. Among the key principles of Orthodox pedagogy one can specifically emphasise Christocentricity, ecclesiocentricity, pedocentricity. The main aspiration of the Orthodox volunteer is making oneself free from sin, which is manifested in the attitude of the volunteer to work, life according to the Commandments. Training of volunteers for church service is not only transmission of knowledge and experience of the instructor, but collaborative ministry. The volunteers' service is one of the most important components in today's church life. In church service, everybody has his or her role, the main point is to identify one's vocation. Volunteers' service is soteriological, its central objective is salvation of the person, not only of the one on whom the efforts of the volunteer are directed, but of oneself as well. For his or her personal development, the volunteer must orientate his or her aspiration towards spreading of the values of the Orthodox faith and acquire joy in serving the person. Directions of the Orthodox-oriented volunteer work include spiritual development as the need to open up God-granted talents of service to save one's soul; social and moral improvement as a desire to enhance and relieve people's life; professional achievements as a quest for the creative potential and acquisition of experience for applying vocational skills, knowledge, and practices.
Keywords: СИизИап^у, Orthodox church, social service, volunteerism, principles of Orthodox pedagogy, Christocentricity, ecclesiocentricity, pedocentricity.
References
Buburuz P., priest (transl., ed.) (1970) "«Apostol'skoe predanie» sv. Ippolita Rimskogo" [The Apostolic tradition of St. Hippolytus of Rome]. Bogoslovskie trudy, 5, pp. 277—292 (in Russian).
Ekimenkova V. (1996) Vera ispravliaetserdtsa [Faith Mends Hearts]. Moscow (in Russian).
Feofan Zatvornik, svt. Tvoreniia. Nachertaniia khristianskogo nravoucheniia: V 2 t. (1994) [St. Theophan the Recluse. Works, in 2 vols.], vol. 2. Izd. Sviato-Uspenskogo Pskovo-Pecherskogo monastyria (in Russian).
Gogol' N. (1990) Avtorskaia ispoved' [Author's Confession]. Vserossiiskiifond kul'tury. Pskovskoe otdelenie [All-Russian Foundation for Culture. Pskov Division] (in Russian).
Grigorii Bogoslov, svt. Slovo 9, o chelovecheskoi dobrodeteli [St. Gregory the Theologian. Oration 9. On Human Virtue], available at https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij _Bogoslov/ pesnopenija-tainstvennye/9 (31.08.2019, Russian translation).
Isaak Sirin Nineviiskii, prp. Slovo 85. Soderzhashchee v sebe ispolnennye pol'zy sovety, kakie s liubov'iu izglagolal slushaiushchim ego so smireniem [St. Isaac the Syrian of Nineveh. Oration 85, Containing Advice Full of Good Sense which were Pronounced for those Listening to him with Humility], available at https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/86 (31.08.2019, Russian translation).
Kallistos Ware, archbishop. Chelovecheskaia lichnost' kak ikona Troitsy [The Human Person as an Icon of the Trinity]. http://ru.pravoslavie.bg/%D1%87%D0%B5%D0%BB%D 0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8 F-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8/ (31.08.2019, Russian translation).
Kirill, Patriarkh Moskovskii i vseia Rusi. Vystuplenie na otkrytii XVII Rozhdestvenskikh chtenii 15 fevralia 2009 g. [Patriarch Kirill of Moscow and all Rus'. Opening Speech at the 17th Christmas Conference, 15 February 2009], available at http://www.patriarchia.ru/db/ text/559408.html (31.08.2019, in Russian).
Kirill, Patriarkh Moskovskii i vseia Rusi. Doklad na Arkhiereiskom soveshchanii 2 fevralia 2015 g. [Patriarch Kirill of Moscow and all Rus'. Presentation at Assembly of Bishops, 2 February 2015], available at http://www.patriarchia.ru/data/2015/02/02/1235924382/doklad_AS_2015. docx (01.10.2018, in Russian).
O printsipakh organizatsii sotsial'noi raboty v Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. Dokument priniat 4 fevralia 2011 g. Arkhiereiskim Soborom Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [On the Principles of Organisation of Social Work in Russian Orthodox Church. Document adopted by Bishops' Council of Russian Orthodox Church on 4 February 2011], available at http://www.patriarchia. ru/db/text/1401894.html (31.08.2019, in Russian).
Ushinskii K. (2005) Izbrannye trudy: V4kn. Kn. 1. Problemy pedagogiki [Selected Works, in 4 vols. Vol. 1. Issues in Pedagogy]. Moscow (in Russian).
Vladimirov A., archpriest (1990) "Zhizn' gosudarstva i zhizn' chelovecheskogo organizma" [Life of the State and Life of the Human Organism]. Vestnik Tul'skogogosudarstvennogo universiteta. Ser. Teologiia, 7, pp. 91—93 (in Russian).
Zen'kovskii V. (1995) Psikhologiia detstva [Psychology of Childhood]. Ekaterinburg (in Russian).