Научная статья на тему 'Приходская община как основание развития социального служения'

Приходская община как основание развития социального служения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
599
52
Поделиться
Ключевые слова
PARISH / PARISH COMMUNITY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SOCIAL ACTIVITIES / MUTUAL AID / CIVIL SOCIETY / SOCIAL WORK / SOCIAL MINISTRY / ПРИХОД / ПРИХОДСКАЯ ОБЩИНА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМОПОМОЩЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зальцман Татьяна Валерьевна

В статье проведен разносторонний анализ приходского социального служения в контексте институционализации церковной социальной деятельности. Приходское социальное служение представлено в качестве необходимой составляющей жизни христианской общины. Обозначены и проанализированы основные актуальные проблемы приходского социального служения, а также перспективы данного вида социальной деятельности в решении проблем церковной и общественной жизни.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Зальцман Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Parish Community as the Place of Social Ministry

The article gives a comprehensive analysis of the parish social ministry in the context of the institutionalization of the church social activities. Parish social ministry is presented as a necessary part of the Christian community. The main current problems of the parish social ministry, as well as the prospects of this type of social activities in solving the problems of the Church and social life are identified and analyzed.

Текст научной работы на тему «Приходская община как основание развития социального служения»

теология

приходская община как основание развития социального служения1

В статье проведен разносторонний анализ приходского социального служения в контексте институционализации церковной социальной деятельности. Приходское социальное служение представлено в качестве необходимой составляющей жизни христианской общины. Обозначены и проанализированы основные актуальные проблемы приходского социального служения, а также перспективы данного вида социальной деятельности в решении проблем церковной и общественной жизни.

Ключевые слова: Приход, приходская община, Русская Православная Церковь, социальное служение, социальная деятельность, институционализа-ция, взаимопомощь, гражданское общество

Начиная с февраля 2011 года, когда Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был принят документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви»2, можно говорить о росте числа церковных социальных работников, социальных проектов и социально ориентированных православных организаций. Идет активный процесс институционализации социального служения как одной из форм социальной деятельности Русской Православной Церкви. На сегодняшний момент стихийное социальное взаимодействие переходит в фазу формулирования социальных норм и правил, также появляются некоторые процедуры и алгоритмы деятельности, с ними связанные3.

Финалом процесса институционализации можно будет считать создание четкой статусно-ролевой структуры социального служения,

Татьяна Валерьевна Зальцман — к. и.н., доцент, заведующая кафедрой социальной работы Миссионерского Факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (tvzaj@yandex.ru).

1 Статья подготовлена в рамках проекта «Проблемы и перспективы институционализации церковной социальной деятельности в современной России» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ.

2 О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894. html (дата обращения: 22.02.2016).

3 Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России // Биби-лиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Novik/ (дата обращения: 22.02.2016).

одобренной большинством участников этого социального процесса и регламентированной конкретными правилами. И если сама структура, благодаря регламентирующим документам, в целом уже сформирована, необходимо выявлять, анализировать и фиксировать появляющиеся правила, так как без этого взаимодействие внутри структуры будет порождать конфликты, а формирование общего профессионального и культурного пространства и передача информации новым участникам социального служения будет затруднена.

«Догматических препятствий (по крайней мере, в области христоло-гии и экклезиологии) к институционализации церковного социального служения мы не видим. А основания для создания у нас такого церковного института — очевидны»4, — отметил диакон Олег Вышинский, преподаватель кафедры социальной работы ПСТГУ, в своем выступлении на III Международной конференции «Церковь и бедные. Католики и православные в служении милосердия», проходившей в Москве в 2012 году.

Различные формы социальной деятельности Православной Церкви, и, прежде всего, Русской Православной Церкви, фактически на всем протяжении ее истории оказывали значительное влияние, как на жизнь самой Церкви, так и на конкретно-исторический контекст социальных отношений, хотя социальный аспект бытия Церкви в православной традиции никогда не имел статуса первостепенного объекта вероучительно-го осмысления. Самостоятельной цели у церковного социального служения нет, вся социальная деятельность подчинена общецерковным целям, которые сводятся к главной — Спасение человечества в целом и отдельных людей — в частности5, но в то же время церковное социальное служение является неотъемлемой стороной жизни Церкви, как Богочелове-ческого организма, которое оказывает влияние, как на жизнь Церкви, так и на жизнь современного российского общества в целом.

В качестве основного субъекта церковного социального служения в документах РПЦ и выступлениях Патриарха чаще всего обозначается приход. «Если вера без дел мертва, то каждый приход должен совершать

4 Вышинский О.Л., диак. Богословие социального служения // Милосердие. Православный портал о благотворительности и социальной деятельности.ЦГ^^Н^./^^л'. miloserdie.ru/artide/bogoslovie-socialnogo-sluzheniya/ (дата обращения: 22.02.2016).

5 Зальцман Т. В., Заровный О. В. О миссионерстве в церковной социальной работе: постановка проблемы // Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, 5-7 июня 2014 г. СПб.: СПбГИПСР, 2014. С. 144.

добрые дела. Это наш долг, точно такой же, как совершать Божественную службу, причем важно, чтобы мы совершали их как община, как приход, с тем, чтобы люди вовлекались в доброделание»6. И дополняет в другой проповеди: «Православный приход, православная община, совершающая Святую Евхаристию, соприкасающаяся с Царствием Божиим силой Святого Духа, должна быть местом милосердия, благотворительности, реальной любви, и, может быть, в первую очередь, к нуждающимся прихожанам — к тем, кто рядом с нами. Тем, кто, может быть, не поест сегодня после этой Божественной литургии. Тем, кто, может быть, будет ежиться от холода, потому что одежда плохая. Тем, кто неизвестно в каких обстоятельствах живет. А ведь очень часто люди, которые приходят в храм, одиноки и не имеют того, что имеют другие, ибо здесь ищут помощи. И Господь может послать эту помощь только через нас, нашими руками. Вот тогда, милосердно откликнувшись на боль и страдания другого человека, мы обретем возможность быть услышанными Богом, Его Пречистой Матерью и получить по молитвам нашим»7.

Приход и община часто выступают в качестве синонимов, под которыми подразумевается сообщество, обладающее особой формой социальности и являющееся один из элементов церковной иерархии8. Понятие прихода сформулировано в Уставе Русской Православной Церкви: «Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля»9.

6 Патриарх Кирилл призвал готовить приходских молодежных лидеров в системе духовного образования // Патриархия. Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.pravoslavie.ru/news/58312.htm (дата обращения 9.02.2016).

7 Патриарх Кирилл. Православная община должна быть местом реальной любви // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-pravoslavnaya-obshhina-dolzhna-byt-mestom-realnoj-lyubvi/ (дата обращения 9.02.2016).

8 Удовиченко М. В. Процессы религиозной социализации и социальной идентичности индивида в современном православном приходе: к проблеме категориальной определенности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/ protsessy-religioznoy-sotsializatsii-i-sotsialnoy-identichnosti-individa-v-sovremennom-pravoslavnom-prihode-k-probleme-kategorialnoy#ixzz40b3BK85X (дата обращения: 22.02.2016).

9 Устав Русской Православной Церкви // Патриархия. Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html (дата обращения: 22.02.2016).

А понятие «община» чаще встречается в неофициальных документах и православной литературе, в исследованиях богословов. В 2014 году была предпринята попытка подготовить «Проект положения о православных общинах», который на сегодняшний момент официально не принят и находится на стадии обсуждения.

Автор проекта, председатель просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии протоиерей Сергий Стаценко, от определения «приход» переходит к определению «община», которая в том числе должна сыграть свою роль и развитии церковного социального служения: «Община верующих — это объединение людей, представляющее наиболее неравнодушную и деятельную часть храмового прихода или другого сообщества верующих православных христиан, объединенных целью активного служения Богу и помощи ближним (выделено нами — Т. З). Главным критерием, определяющим православную общину, является консолидация людей по семейному типу, где все члены этой большой семьи объединены ее Главой — Господом Иисусом Христом. Данный критерий определяет цели, задачи и методы служения и жизни людей в Общи-не»10. В Общине назначаются ответственные, в том числе, и за благотворительность, и социальное служение. В социальной работе реализуется вторая главная задача деятельности Общины, как на уровне отдельных людей, так и на уровне социальных учреждений. Социальная работа может проводиться во взаимодействии с государственными органами, общественными и частными учреждениями.

Важно отметить, что «критерием братской любви в Общине является всемерная взаимопомощь членов Общины друг другу, как на уровне бытовой жизни, так и на уровне духовного развития». А также то, что «работа Общины предполагает оказание помощи своим членам во всех сферах жизни, в том числе: в трудоустройстве, в получении профессиональных навыков, поддерживает нуждающихся членов материально, берет на себя заботу об осиротевших детях, о престарелых, больных и одиноких людях, обеспечивает юридическую поддержку, помогает освоению православного вероучения и приобретению навыков духовной жизни», так как «всесторонняя забота членов Общины друг о друге является главным христианским содержанием ее существования»11.

10 Стаценко С., прот. Проект положения о православных общинах // Православие.ги. URL: http://www.pravoslavie.ru/77527.html (дата обращения: 22.02.2016).

11 Там же.

Для церковной общины характерны: 1) общие верования и ценности, разделяемые ее членами, 2) наличие развитой системы социальной поддержки и взаимопомощи, 3) наличие взаимодействия ее членов между собой, 4) совместное участие людей в молитвах и таинствах (евхаристическая община)12, поэтому для них естественно и социальное служение.

Раннехристианские общины дают нам образец такого устроения, так как любовь, направленная к Богу и ближним, наполняла все аспекты жизни и рождала братские отношения: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа. Эта нравственная настроенность у большинства членов общины была настолько интенсивна, настолько содержательна, что невольно выливалась во вне: « братское сожитие и взаимная поддержка, в чем жили все верующие и что особенно проявлялось в общественном богослужении и взаимном услуживании»13.

Первым христианам были особенно близки слова Христа, те, которые призывают к любви, милосердию, благотворению. «Братство есть любовь на почве равенства; служащая любовь есть "прощать и давать" <...> Новый язык, лежавший на устах христиан, был языком любви <...> Но это не был только язык: он был силой и делом; они действительно рассматривали себя как братья и сестры и поступали сообразно с этим. <...> "Смотрите, как они любят друг друга и как готовы каждый из них умереть за другого", — говорили язычники по словам Тертуллиана. Значит, действительно исполнялись слова: "По тому узнают, что вы Мои ученики, что вы любовь имеете друг к другу". Таким образом, Евангелие сделалось социальным благовестием. Проповедь, захватывавшая внутреннее существо человека, отрешавшая его от мира и соединявшая его со своим Богом. была вместе с тем проповедью солидарности и братства. <...> Евангелие одухотворяет непреодолимое влечение, какое имеет человек к человеку, и возводит общественные связи от простого собрания в область нравственно-необходимого. Оно возвышает достоинство человека и побуждает преобразовать это существующее общество <...> Это ясно предносилось уму великого апостола язычников; в своих маленьких

12 Забаев И. В., Пруцкова Е. В. Община православного храма: пространственная локализация и факторы формирования // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2012. №41 (3). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/obschina-pravoslavnogo-hrama-prostranstvennaya-lokalizatsiya-i-faktory-formirovaniya-na-primere-g-moskvy (дата обращения: 22.02.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Соколов П. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире //URL: http://esoline. ru/article/475 (дата обращения: 22.02.2016).

общинах, в которых каждый носил тяготы другого, он созерцал в духе новое человечество.... В несущественную видимость разрешались в этих общинах противоположности между иудеем и язычником, варваром и греком, знатным и низким, богатым и бедным».14

Примером для всех членов общины являлся епископ, который должен был быть одновременно образцом веры, а также защитником самих христианских общин и человеком, способным оказать помощь нуждавшимся.

В общинах была общая касса, которая наполнялась еженедельными добровольными взносами: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор.16:2). Кроме этого, обязательными были агапы — вечери любви15: Агапы первой Церкви были высшим радостным выражением тесной взаимной связи членов Церкви, выражением теснейшего общения любви, <...> чувством живого касания к царству Божию, сознания принадлежности .при полном и всеобщем равенстве через Христа. Это были трапезы не отдельных лиц, не отдельных семей, но всего христианского общества, как одной наитеснейшей, связанной семьи»16, « .богатые приносили яства, а бедные, ничего не имевшие, приглашались ими и таким образом вкушали пищу все вместе»17.

Но и в то время людей надо было настраивать на правильные отношения, учить этому. Об этом свидетельствует отрывок, где Апостол обличает коринфян в том, что они, собираясь в Церковь, делятся на группы — или по семьям или по знакомым — забывая бедных, чем разрушалась самая цель установления этих вечерь любви: «Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают

14 СпасскийА.А. Новый труд проф. А. Гарнака по истории распространения христианства // Lib.ru. URL: http://az.lib.ru/s/spasskij_a_a/text_1905_novyj_trud_garnaka.shtml (дата обращения: 22.02.2016).

15 Параманов С., иером. Закон Любви. Как жить по-православному // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-po-pravoslavnomu#o_ prikhode_i_prikhozhanakh (дата обращения: 22.02.2016).

16 Соколов П. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире. Сергиев посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1906 // URL: http://esoline.ru/article/475 (дата обращения: 22.02.2016).

17 Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие // Православная энциклопедия «Азбука веры» URL: http:// azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/rukovodstvo-k-izucheniyu-svjashennogo-pisanija-novogo-zaveta-chetveroevangelie (дата обращения: 22.02.2016).

разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю» (1 Кор. 11:17-34).

Позднее агапы переходят из общины и дают начало благотворительной деятельности в светских учреждениях. Это было обусловлено тем, что эсхатологический характер первохристианства начал постепенно стираться и исчезать, христиане стали входить в общественную жизнь, начали понимать ее положительные стороны и свою роль в ней18.

В общине благотворительностью занимались диаконы, которые были связаны со всеми членами общины, знали их материальное положение и другие особенности. В последствии некоторые социальные функции стали выполнять диаконисы, хотя их деятельность была ориентирована не только на членов общин.

В фундаментальном исследовании немецкого историка и философа Адольфа Гарнака (1851-1930) «Миссия и распространение христианства в первые три века»19 социальное служение общин представляется как Евангелие Любви и Деятельной помощи нуждающимся по категориям и видам этой помощи:

- милостыня вообще и ее связь с богослужением;

- поддержка учащихся и служащих в общинах;

- поддержка (помощь и содержание) «вдов», т. е. одиноких и беспомощных женщин, сирот;

- поддержка (помощь, содержание и лечение) больных, бедняков, нищих, беспомощных, беспризорных и нетрудоспособных;

- забота о пленных, узниках, заключенных, томящихся и страдающих в тюрьмах, сосланных на тяжкие каторжные работы в шахтах, на рудники и т. п.;

- забота о погребении бедных, бездомных, одиноких и беспризорных;

18 Соколов П. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире. Сергиев посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1906 // URL: http://esoline.ru/article/475 (дата обращения: 22.02.2016).

19 Гарнак А. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века / пер с нем., вступ. статья и комм. проф. А. А. Спасского. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2007.

- забота о рабах и находящихся в рабском принуждении и угнетении;

- забота, попечение, участие и оказание помощи пострадавшим во время стихийных бедствий (пожаров, наводнений, засухи, неурожая, голода; от землетрясений и морских катаклизмов; во время повальных болезней, эпидемий (чумы и т. п.);

- помощь нуждающимся в нахождении им работы;

- забота о странниках и пришельцах из других мест и общин или из дальних стран20.

Именно благодаря благотворительности, которой занимались христианские общины, понятие «братство» обретало конкретный смысл — ответственность. Как сказано в послании апостола Иакова: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:15-17). «Благотворительность была делом всех. Братья-христиане не могли пассивно полагаться на помощь официальных властей. Мало было просто пожертвовать деньги — надо было жертвовать собой и своим временем. Они учились этому, еще когда готовились к принятию крещения, ибо вера открывала им истинную семью со всеми ее радостями и горестями». Будущим христианам обязательно задавались такие вопросы: «Почитаете ли вы вдов? Посещаете ли больных? Творите ли всевозможные добрые дела?»21 Таким образом, уже при крещении нового члена общины вопрос о его отношении к социальному служению был крайне важным.

Как отмечает иеромонах Серафим (Параманов) в книге «Закон Любви. Как жить по-православному», общинная благотворительность не исключала частной благотворительности, которая лучше всего реализуется именно на церковной почве, так как «дающий приносит этот дар Богу, а нуждающийся получает его от Бога, и в этом молитвенном единении и состоит духовная польза для обоих». Кроме этого, христианство

20 Долгова Н. Б. Философский смысл дифференциации конфессионального и внекон-фессионального понимания социального служения церкви // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2012. №27. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-smysl-differentsiatsii-konfessionalnogo-i-vnekonfessionalnogo-ponimaniya-sotsialnogo-sluzheniya-tserkvi (дата обращения: 22.02.2016).

21 Параманов С., иером. Закон Любви. Как жить по-православному. // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: http://azbyka.rU/zakon-lyubvi-kak-zhit-po-pravoslavnomu#o_ prikhode_i_prikhozhanakh (дата обращения: 22.02.2016).

говорит о необходимости духовной помощи в отношении своих ближних, а именно: «советовать своему ближнему, направлять его, учить, утешать, прощать ему, с терпением сносить его и молиться за него», что требует «нравственного настроения и навыка, который можно приобрести и укрепить лишь в великой христианской школе — в церков-но-приходской общине, которая одна способна развить должный дух религиозно-церковной общительности между людьми»22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, именно на приходах, в общинах для верующих людей созданы наиболее благоприятные условия для благотворительной деятельности, воспитания милосердия и разнообразной социальной деятельности, в то время как другие уровни (синодальный, епархиальный и благочиннический) вторичны.

В связи с тем, что формирование приходской жизни, общин в нашей стране только начинается, необходимо акцентироваться на важных и первостепенных вещах. С конца 1990-х гг., когда происходило возрождение церковно-приходской деятельности в России, осмысление, поиск содержания деятельности специалистов социальной сферы ведется как в русле светского, так и религиозного подходов23, с большим акцентом в сторону современных и на первый взгляд, более убедительных научных подходов.

Сейчас, как и во многие кризисные периоды истории нашей страны и Русской Православной Церкви, необходимо учить своих прихожан «творению любви», что потребует «жертвенности и подвига лично от всех нас»24. Как отмечал протоиерей Николай Афанасьев, именно «на труде и подвиге — личном, в своей душе, в своей жизни, и в обществе — в осуществлении приходского служения, единства, братского делания — строится действительная реальность православного прихода».25 Эти слова, написанные в 30-х годах XX века, сегодня актуальны, так как после периода активного строительства храмов, необходимо сосредоточиться на устроении церковной жизни каждого прихода.

22 Там же.

23 Склярова Т.В. Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2007. Вып. 1. С. 58-86.

24 Афанасьев Н., прот. О церковном воспитании // Азбука воспитания. Сайт для родителей. URL: http://azbyka.ru/deti/o-tserkovnom-vospitanii-nikolaj-afanasev (дата доступа: 22.02.2016).

25 Там же.

«Парадокс современной жизни в том, что .. Церковь выпадает из жизни человека: он о ней помнит, он знает, что она существует, но не знает, как ему быть с ней, где найти ей место. « Еще трагичнее, что большинство просто утрачивает понимание церковной жизни и отождествляет ее с литургической жизнью, которая полностью удовлетворяет религиозные потребности современного атомизированного человека, но парадокс заключается в том, в том, что литургическая жизнь без настоящей церковной жизни становится ацерковной <...> Даже в Евхаристии, которая, по существу, есть общественное богослужение и только как таковое может совершаться, человек не выходит из своего одиночества. К Чаше подходят люди не только не связанные любовью, но чужие и друг другу, и священнику. Таких незнакомых или малознакомых ему людей священник исповедует»26.

Низкие показатели таких характеристик общества, как солидарность и социальная ответственность, являются печальными реалиями в целом постсоветской России, а не только Церкви. В связи с этим не наблюдается конструктивных тенденций в области формирования культуры различных форм участия рядовых граждан в общественной жизни. Выдвигаемые идеи в сфере развития гражданской взаимопомощи, построения эффективного местного самоуправления чаще всего остаются теоретическими конструкциями и крайне редко обращаются в реальную практику. В качестве характерных черт современного российского общества можно назвать атомизированность и атмосферу всеобщего недоверия — как между гражданами, так и по отношению к социально-политическим институтам. И, несмотря на то, что большая часть россиян ощущает опасность подобной ситуации, общенаправленного движения в сторону гражданской консолидации по-прежнему не наблюдается27.

Многие исследователи связывают это с тем фактом, что в «информационном поле» идея гражданского общества и сопутствующие ей идеи солидарности и социальной ответственности присутствуют в основном

26 Там же.

27 Астэр И. В. Причины одиночества и его социально-антропологические последствия // Credo new. 2010. №4. С.206; МчедловаМ.М. Общественная солидарность: проекция исторической памяти // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения.. 2013. № 1. URL: http://cyberleninka.rU/artide/n/obschestvennaya-solidarnost-proektsiya-istoricheskoy-pamyati (дата обращения: 22.02.2016).

в контексте западных рационально-индивидуалистических трактовок28. Например, солидарность понимается как социальная ответственность, как необходимое условие социальной стабильности, а, следовательно, материального благополучия. Такие дефиниции вступают в резкое противоречие с особенностями менталитета большей части российского общества.

Православие, оказавшее существенное, а, по мнению некоторых ученых — первостепенное, влияние на формирование социокультурной парадигмы существования российского общества, сделало одной из основных его характеристик некоторый подсознательный идеализм миро-восприятия29. «Русский человек хочет не просто найти свое место в общей социальной системе, но и непременно свое место во всем мироздании, соотнести свое дело с духовным деланием многих предшествующих поколений, судить об успешности своей работы, сверяясь с вечными духовно-нравственными ориентирами», — пишет О. Решетников30. Но этот поиск также затруднен, так как наше общество было подвергнуто активной и агрессивной секуляризации, поэтому религиозная традиция была практически уничтожена, поэтому общение людей друг с другом затруднено. Даже на приходах, где подразумевается тесное взаимодействие, контакты друг с другом сведены к минимуму. В больше степени преобладает индивидуальное усвоение религиозных ценностей31 через православные книги, интернет, радио- и телепередачи, а часто человеку оказывается достаточно личного общения со священником в процессе исповеди, в то время как другие прихожане и жизнь храма в целом не интересны и не нужны.

В связи с этим реализация любых проектов, в том числе социальных, требующих совместных усилий, практически невозможна на православных приходах. Часто социальные проекты реализуются лишь «горсточкой» активистов, которые имеют колоссальную нагрузку, но не могут

28 Там же.

29 Цуриков В. И. О неоднозначном характере влияния православия на русскую мен-тальность. // 2013. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-neodnoznachnom-haraktere-vliyaniya-pravoslaviya-na-russkuyu-mentalnost (дата доступа: 22.02.2016).

30 Решетников О.В. Социальное служение в местных сообществах как фундамент развития институтов гражданского общества // Местное право. Научно-практический журнал местного самоуправления и муниципального права. 2013. №4-5. — с. 91-113.

31 Забаев И. В., Пруцкова Е. В. Община православного храма: пространственная локализация и факторы формирования. // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2012. №41 (3). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/obschina-pravoslavnogo-hrama-prostranstvennaya-lokalizatsiya-i-faktory-formirovaniya-na-primere-g-moskvy (дата обращения: 22.02.2016).

никому перепоручить или делегировать поручения. Многие прихожане на практике оказываются не готовы к исповеданию собственной веры не только на словах, но в делах, поэтому не готовы откликаться на предложения включаться в те или иные приходские начинания. Мы наблюдаем тот же процесс «атомизации», о котором писалось выше, который необходимо преодолевать.

Протоиерей Андрей Ткачев так пишет о потенциале прихода для гражданского общества: «Гляньте, православные, лучше на собственные приходы. Разве это не возможная платформа для гражданского общества? Если мы вокруг своих приходов территорию уберем, это разве не "оно"? А если мы своих одиноких стариков на частичное (хотя бы) довольствие поставим, разве это не "оно"? Ведь нас — миллионы! Было бы нас только два процента населения, то и тогда мы могли бы сказать: "Вокруг нас чисто. Вокруг нас — мир. Дети наши присмотрены, старики ухожены. Чем мы не гражданское общество или часть его?"»...

Любая социальная нагрузка на приход (дом престарелых, тюрьма, порядок в парке, etc,) есть гражданское общество, явившее себя не через се-кулярные механизмы, а через евхаристическую общину. Появление очередного такого братства означает появление очередной дееспособной гражданско-общественной единицы. Это — община людей, способных к коллективному труду на общую пользу.32

С другой стороны, сложность формирования приходской жизни, а как следствие и социальной деятельности на приходе, является следствием неправильных установок и/или недостаточного знания основ своей веры и воцерковленности участников. Так, при организации церковной социальной деятельности в большей степени ориентируются на достижения, теории и концепции, выработанные в рамках светской науки, нежели на святоотеческом предании и работах православных богословов. Почему так происходит — это вопрос отдельного исследования, но, несомненно, это является фактором, влияющим на социальное служение. На приходах, как правило, выстроена четкая вертикаль власти: настоятель — клирики — алтарники — избранные миряне (клирос, староста, помощники, знакомые настоятеля, благотворители, представители властей) — остальной народ33.

32 Ткачев А., прот. Гражданское общество // Собрание проповедей прот. Андрея Ткачева http://www.andreytkachev.com/grazhdanskoe-obshhestvo (дата обращения: 22.02.2016).

33 Великанов П., прот. Ртищев Ф, свящ. О жизни приходской [29 января 2015 г.] // Богослов. ру URL: http://www.bogoslov.ru/text/4408505.html (дата обращения: 22.02.2016).

Координация и контроль церковно-социальной работы находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное администрирование и выполнение этой работы должно быть возложено на штатного приходского социального работника, получающего зарплату за свою деятельность. Таким образом, появляются новые должности членов прихода, не отраженные в действующем Уставе. Наряду с приходским социальным работником, храмам рекомендовано ввести в штат и оплачивать работу молодежного работника, катехизатора и миссионера. Такая ситуация для некоторых приходов оказывается тяжелым финансовым бременем, особенно если учесть, что усиление деятельности вышеуказанных специалистов приведет к увеличению затрат. Так, например, социальная работа прихода включает в себя тринадцать направлений деятельности, многие из которых ресурсоемкие, требующие дополнительных ресурсов как материальных, так и нематериальных:

1. Формирование группы добровольцев, готовых и способных осуществлять приходскую социальную деятельность.

2. Духовная, а в отдельных случаях и материальная поддержка добровольцев, особо посвятивших себя делам милосердия на приходе.

3. Организация обучения лиц, принявших на себя обязанности добровольцев.

4. Составление и постоянное обновление списка нуждающихся в помощи прихожан: одиноких, престарелых, хронически тяжело больных, инвалидов, членов многодетных, а также неполных и социально неблагополучных семей и других подобных лиц; приходской социальный работник должен лично знать таких людей и организовывать помощь им, привлекая к этому добровольцев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Работа вне приходской общины, предполагающая избрание одного или нескольких направлений, с ведома благочинного и на основании указаний правящего архиерея, в соответствии с возможностями прихода.

6. Сбор средств как внутри прихода, так и вне его для финансирования социальных приходских программ.

7. Забота об информационном обеспечении приходской социальной деятельности посредством размещения информации на приходских сайтах, в приходских периодических изданиях и в светских СМИ.

8. Воспитание детей и молодежи прихода через предоставление им возможности посильно участвовать в социальных инициативах, а также через соответствующие программы обучения в воскресных школах.

9. Привлечение сотрудников государственных социальных и медицинских учреждений к приходской социальной деятельности с учетом того, что эти светские специалисты могут стать квалифицированными соработниками Церкви в деле реализации ее социальных проектов.

10. Духовная поддержка лиц, находящихся в социальных и медицинских учреждениях, как из числа персонала, так и из числа опекаемых.

11. Участие в различных социальных программах и мероприятиях, осуществляемых в этих учреждениях; инициирование подобных мероприятий.

12. Вовлечение в социальные и благотворительные акции, в том числе приуроченные к церковным и некоторым государственным праздникам, как можно большего числа людей.

13. Оборудование храмов средствами, обеспечивающими доступ в них лиц с ограниченными возможностями, и полноценное участие этих людей в богослужении34.

Социальную деятельность на приходе, согласно Уставу могут осуществлять братства и сестричества, которые создаются лишь с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Их цель — это привлечение прихожан не только к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, но и к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию.

Документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви»35 определяет, что участниками организованной социальной работы на приходском уровне кроме сестер милосердия могут быть: координатор социальной деятельности, доброволец (волонтер), жертвователь, член попечительского совета. Таким образом, задается статусно-ролевая структура приходского социального служения, каждый участник которой должен играть свою важную роль.

Количество приходских социальных работников по косвенным признакам увеличивается, однако официальных, опубликованных данных нами найдено не было. Косвенным признаком является

34 О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви // Патриархия. ру URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата обращения: 22.02.2016).

35 Там же.

увеличивающиеся количество приходских социальных работников, желающих повысить свою квалификацию на курсах, организованных при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению совместно с ПСТГУ36.

Однако на сегодняшний день не совсем ясно, находятся ли приходские социальные работники на выделенных должностях или являются совместителями, а также как долго человек работает в должности. Также до сих пор четко не определены показатели деятельности приходского социального работника. Учитывая, что приходы очень разные, возможности и потребности в социальной деятельности также сильно отличаются друг от друга, трудно унифицировать данную деятельность и сформулировать критерии эффективности социальной работы.

Для организации приходского социального служения необходимы свободные помещения, человеческие ресурсы, финансовые средства для оказания материальной помощи, богословские и специальные знания для оказания помощи, достаточно широкий круг общения, который позволит искать варианты решения проблем и помощников.

Наличие достаточного большого круга общения — «сети» — является как условием для развития социальной деятельности на приходе, так и ее следствием, что подтверждается социологическими исследова-ниями37. Изучение «социальных сетей — то есть связей между людьми из конкретных приходов, указывают на то, что в тех приходах, где начинается социальная деятельность, количество связей увеличивается, что в свою очередь увеличивает возможность участия людей в социальной деятельности. Причем не только членов конкретного прихода, но и других людей, часто даже не воцерковленных. Так, по данным «Orthodox Monitor» пятая часть опрошенных россиян принимали участие в такой деятельности, при этом наиболее часто речь шла именно о церковной социальной работе — помощи нуждающимся, многодетным семьям, больным, старикам, бездомным, заключенным, сиротам и т. п. (13%). Помимо готовности участвовать в церковной социальной

36 Обучение церковной социальной работе 2015-2016 // Официальный сайт Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. URL: http://www.diaconia. ru/kurs2016 (дата обращения: 22.02.2016).

37 Социологи поняли, как создать милосердный приход [29.01.2014] // Милосердие. ру URL: https://www.miloserdie.ru/article/sociologi-ponyali-kak-sozdat-miloserdnyj-prihod-2 (дата обращения: 22.02.2016).

деятельности, появляется желание участвовать и в других видах деятельности, организованных церковью, храмом, приходом или религиозной общиной»38.

Путем вовлечения в социальное служение, в оказание посильной помощи человеку, находящемуся рядом, христианин «учится преодолевать деперсонализацию и отчуждение человека человеком, открывать удивительный мир Другого, с его внутренней болью и радостью, с недостатками и достижениями. Не случайно одно из имен Церкви — ки-нония (общение), так как в ней происходит взаимообщение верующих с Богом и друг с другом»39. Таким образом, социальное служение на приходе является и способом привлечения в храм новых прихожан, и свидетельством христианской веры в обществе.

В качестве примера можно привести социальную деятельность больничного храма царевича Димитрия при Первой градской больнице, в которую вовлекалось и вовлекается значительное количество людей. Первоначально деятельность осуществлялась в рамках Свято-Димитри-евского сестричества, а потом появилась необходимость создать РОО «Милосердие», службу добровольцев (2006), а в последствии и Общество Друзей милосердия (2008) и Свято-Димитриевское братство (2013). В настоящее время в различных учреждениях, входящих в Сестричество и опекаемых им, трудится в общей сложности около 200 человек. Основная деятельность Сестричества сосредоточена на медико-социальном служении40. В обществе Друзей милосердия в конце 2015 года было 5836 человек. В службе добровольцев более 1000 человек. Благодаря этим организациям поддерживаются не только приходские социальные проекты, но и 25 проектов православной службы «Милосердие».

Таких активных приходов, как Храм царевича Димитрия при Первой градской больнице, не очень много. Есть приходы, где не выделены

38 Забаев И. В., Пруцкова Е. В. Община православного храма: пространственная локализация и факторы формирования // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2012. №41 (3). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/obschina-pravoslavnogo-hrama-prostranstvennaya-lokalizatsiya-i-faktory-formirovaniya-na-primere-g-moskvy (дата обращения: 22.02.2016).

39 Астэр И.В. Принципы социального служения // Социальное служение Русской Православной Церкви. История, теория, организация /под ред. Астэр И. В., Галушко В. Г. СПб.: СПбГИПСР, 2011. С. 56.

40 Свято-Димитриевское сестричество // Храм благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице. URL: http://stdimitry.ru/sisterhood.html (дата обращения: 22.02.2016).

конкретные направления деятельности, нет инфраструктуры для оказания помощи нуждающимся, нет регулярных мероприятий. Однако может быть развита взаимопомощь прихожан, и можно говорить о наличии сплоченной приходской общины. Такие приходы не рассказывают о своей деятельности и часто испытывают затруднение при формировании официальных отчетов, не включены в базу данных по социальному служению, так как не классифицируют происходящее на приходе как социальное служение, считая это естественным состоянием нормальной православной общины.

В таких общинах священники через своих прихожан помогают получать медицинскую помощь, находят сиделок к больным, помогают с поиском нянь, поддерживают многодетные семьи, помогают во время богослужения причащать детей. Активную роль в этом играют жены священников, пожилые прихожане. Усиливает взаимообщение на приходе наличие большого количества многодетных семей, а также браки между прихожанами. Все знают друг друга, беспокоятся, если человек пропускает службы. После воскресных служб организуются трапезы для всех прихожан, где в неформальной обстановке люди общаются. В таких приходах, имеющих все признаки общины, специальный человек для координации взаимопомощи обычно не нужен.

В таких «общинных» храмах особым образом решается вопрос с организацией доступной среды. Обычно здесь проектируются лишь те элементы доступной среды, которые необходимы конкретному прихожанину, либо доступность обеспечивается за счет физической помощи конкретных людей (коляска заносится на руках, помогают те, кто оказывается рядом). В таких приходах люди не стесняются просить о помощи друг друга, и поэтому прихожане из таких храмов не видят необходимости в приспособлении храма для всех, считая это излишним.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основные проблемы, затрудняющие развитие приходской социальной работы на современном этапе:

1. Неправильное распределение сил и делегирование полномочий.

Для осуществления социальной деятельности, к которой призван современный православный приход, необходима совместная работа всех его членов — от настоятеля до рядового прихожанина.

Излишняя концентрация всех дел в руках священников может лишь затормозить развитие. Именно эта проблема стала особенно актуальна в конце XIX — XX вв. Архиепископ Серафим (Чичагов) так писал

накануне революции: «Одному священнику в приходе немыслимо справиться со всеми делами: без сомнения, приходская деятельность потому и замерла, что священники были одиноки в своей работе и не привлекали к общему делу своих прихожан»41.

Современные документы, принятые на съездах и различных совещаниях, настоятельно рекомендуют привлекать к социальному служению, тем более приходскому, рядовых прихожан.

2. Жесткость приходской структуры.

Должность не является традиционной для структуры прихода, и не все стремятся сделать социального работника таким же полноправным членом.

Эти опасения часто являются следствием слишком активной социальной деятельности некоторых мирян. Социальные работники излишне сильно концентрируются на социальной составляющей, что может превратить храм лишь в еще один пункт по оказанию социальных услуг, что будет дезориентировать тех, кто приходит за помощью. Также это порождает иждивенческое отношение к храму и его ресурсам, увеличивает финансовое бремя на прихожан и благотворителей храма и что совсем недопустимо — отодвигает на второстепенную роль, умаляет богослужебную деятельность.

3. Отсутствие ресурсов.

Многие настоятели не имеют финансовых ресурсов, чтобы платить зарплату приходскому социальному работнику, как рекомендуется в документах, а привлекать добровольных помощников не получается.

4. Непонимание сущности церковного социального служения.

Сейчас многие люди, с сострадающим сердцем, желанием помогать

другим, реализуют себя в светских социальных проектах, в то время как приходские социальные работники ощущают, сетуют на нехватку людей и денег42. Протоиерей Николай Афанасьев отмечал, что «....религиозная социальная потребность, не будучи удовлетворена в церкви, найдет свой выход в других общественных союзах и легче всего — в государстве.

41 Серафим (Чичагов), архиеп. О возрождении приходской жизни // Милосердие. ру URL: https://www.miloserdie.ru/article/arhiepiskop-serafim-chichagovbr-o-vozrozhdenii-prihodskoj-zhizni (дата обращения: 22.02.2016).

42 Пантелеимон, еп. Орехово-Зуевский. Отсутствие людей и денег — не главные проблемы церковной благотворительности. Вебинар. [17.12.2015] // URL: http://www.diaconia.ru/ otsutstvie-lyudej-i-deneg-ne-glavnye-problemy-cerkovnoj-blagotvoritelnosti (дата обращения: 22.02.2016).

Всякое учение о благодатном характере государства, о его положительных религиозных задачах открывает возможность вступления на такой путь»43.

Проблема современного уровня религиозности заключается в том, что в России те, кто считает себя православными, на самом деле не являются подлинными верующими. Они лишь обозначают свою идентичность как подданных государства44, поэтому фактического утверждения православной системы ценностей или формирования религиозной культуры не происходит, так как не подтверждаются реальными делами45. В то время как элементы религиозной культуры, в первую очередь дела милосердия, активно используются различными общественными организациями и движениями и тем самым привлекают к себе значительно большее количество сторонников, чем чисто православные, так как «не отягощаются» богослужебной жизнью, не требуют кардинального изменения жизни, какое повлечет за собой настоящее воцерковление — процесса мистического вхождения в церковную жизнь и живого приобщения к духовной и культурной традиции. Воцерковление показывает, что христианин из номинального превращается в христианина реального, жизнь Церкви становится в полной мере и его жизнью.46

Однако доля непосредственно воцерковленных россиян, принимающих регулярное участие в таинствах, богослужениях и приходской

47

жизни, ничтожно мала , так же мало и людей, которые понимают служение ближнему как неотъемлемую часть своей жизни как христианина, к которой надо понуждать, заставлять себя заниматься.

43 Афанасьев Н., прот. О церковном воспитании // Азбука воспитания. Сайт для родителей. URL: http://azbyka.ru/deti/o-tserkovnom-vospitanii-nikolaj-afanasev (дата обращения: 22.02.2016).

44 ЗоркаяН.А. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 2 (100). С. 65.

45 Забаев И. В, Пруцкова Е. В. Социальная сеть православной приходской общины: возможности применения анализа социальных сетей в социологии религии // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия . 2013. №48 (4). URL: http://cyberleninka. ru/article/n/sotsialnaya-set-pravoslavnoy-prihodskoy-obschiny-vozmozhnosti-primeneniya-analiza-sotsialnyh-setey-v-sotsiologii-religii (дата обращения: 22.02.2016).

46 Нектарий (Морозов), иером. На пути к Богу // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/katehizacija/na-puti-k-bogu-ieromonax-nektarij-morozov.shtml (дата обращения: 22.02.2016).

47 ЖосулЕ. В графе поставить крест [09 фев 2016] // Expert Online. URL: http://expert. ru/2016/02/9/v-grafe-postavit-krest (дата обращения: 22.02.2016).

На проблемы профессионального самоощущения указывают социологические исследования, проведенные Р. В. Кононенко48. Так, что приходские социальные работники переживают дилемму «сакральное — мирское», когда моральный долг и работа по найму находятся в дисгармонии, возникает противопоставление «человек — должность». Например, исходя из христианских установок, он должен поддерживать каждого; с другой стороны, профессионализация его труда требует рационализации помощи, контроля нужд прихожан. Социальные работники испытывают стыд, когда получают деньги за работу в церкви, так как это «дело сердца» и на первом месте находится не должностной, а человеческий аспект, кроме этого, людям трудно представить, как можно вписать в должностные инструкции Евангельские заповеди.

5. Отсутствие традиций семейного и приходского социального служения. Социальное служение должно стать элементом религиозной социализации, как взрослых, так и детей.

Необходимы примеры для подражания, ведь «дела назидают гораздо больше слов, назидают даже без каких бы то ни было слов. В то время как слова, делами не подтвержденные, неминуемо приводят к оскудению веры в тех, кто их слышит, видя при том, насколько они зачастую расходятся с делами»49. В настоящее время во многих храмах на виду лишь деятельность, относящаяся к ритуальной стороне жизни церкви: записки, свечки, поклоны, почитание икон. В проповедях значительное место занимают вопросы, аскетики, библиистики, в то время как информация о помощи и взаимопомощи, поездках в социальные учреждения и пр. передаются тайно, от одного «знающего» к другому, а большая часть прихожан информацией практически не владеет.

Многие прихожане на самом деле не понимают, насколько нуждается в Церкви лично он и насколько он сам нужен Церкви, поэтому у человека и не возникает желания стать частицей, клеточкой Церкви50. Приходская социальная деятельность должна быть постоянной. Для того, чтобы появилась привычка, прихожанин должен иметь возможность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48 Кононенко Р. В. Дилеммы профессионализации приходской социальной работы в государстве благосостояния // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11. №3. С. 369-376.

49 Нектарий (Морозов), иером. На пути к Богу // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/katehizacija/na-puti-k-bogu-ieromonax-nektarij-morozov.shtml (дата обращения: 22.02.2016).

50 Там же.

регулярно участвовать в социальном служении и начать с дел, которые ему под силу.

Качественные интервью Р. В. Кононенко показывают, что «вовлечение прихожан в добровольчество становится не только средством, но и важной целью деятельности приходского социального работника, поскольку помогает сплотить местное сообщество». Разумеется, таким потенциалом интеграции обладает, прежде всего, именно регулярная волонтерская деятельность, а не разовые акции помощи нуждающимся51.

Если же говорить о воспитании у детей культуры, то здесь без примера не обойтись. Ведь в детях очень развито чувство реальности, поэтому если ребенок поймет, что то, в чем его воспитывают, есть какая-то надстройка над реальной жизнью и не имеет в этой жизни никаких корней, то церковное воспитание или вызовет глубокое разочарование, или навсегда останется иллюзией, способной только породить бесплодный и вредный для религиозной жизни эстетизм52. Настоящее социальное служение на такой почве вырасти не сможет.

6. Отсутствие возможностей для обсуждения социальной деятельности среди прихожан друг с другом и со священниками.

Участники социального служения: добровольцы, благотворители, сами координаторы, нуждаются в разъяснении сущности их деятельности, этических дилемм, возникающих в процессе деятельности, духовных искушений. Если этого не происходит, то люди достаточно быстро доходят до эмоционального выгорания.

Кроме этого, допускаются ошибки в практической деятельности в работе с людьми. Отсутствие общения друг с другом и с другими профессионалами, столкнувшись с трудностями, многие прекращают заниматься благотворительностью, разочаровываются в людях, черствеют. В то же время, в связи с тем, что церковные социальные работники вынуждены самостоятельно решать крайне сложные социальные проблемы, самооценка участников часто оказывается неадекватно завышенной. Это порождает не критичность к своей деятельности, а также к тем задачам и целям, которые приходится решать. Вследствие этого затрудняется формирование представления о себе и объективной оценки

51 Кононенко Р. В. Дилеммы профессионализации приходской социальной работы в государстве благосостояния // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11. № 3. С. 369-376.

52 Афанасьев Н., прот.. О церковном воспитании // Азбука воспитания. Сайт для родителей. URL: http://azbyka.ru/deti/o-tserkovnom-vospitanii-nikolaj-afanasev (дата обращения: 22.02.2016).

других служб и специалистов, особенно если речь идет о представителях государственных организаций и системы образования53.

Многие специалисты социальных служб, в том числе и на уровне прихода, не могут спокойно воспринимать критику, защищаясь от нее, испытывают страх осуждения и оценки. Что является следствием неправильного восприятия своей деятельности, его роли в Церкви и обществе, а также отражением серьезных внутренних духовных проблем человека. Необходимо на приходе создавать условия для свободного обсуждения конкретной практики и, обязательно, вопросов духовного развития участников социального служения.

Священник должен быть включен в эту дискуссию. Он должен говорить не только о чисто религиозных вопросах, но и о повседневной жизни, о том, что волнует людей. Но для того, чтобы на эти вопросы отвечать компетентно и убедительно, надо быть хорошо знакомым с жизнью людей и, питаясь, с одной стороны, вдохновением от богослужения, от алтаря, от благодати Божией, с другой стороны, священник должен все время вслушиваться в то, что говорят люди, жить их жизнью, скорбеть вместе с ними, когда их посещают скорби, радоваться их радостям. Тогда слово священника будет не абстрактным и оторванным от жизни, оно будет основываться на собственном жизненном опыте священника и сопрягаться с жизненным опытом людей54.

7. Низкий уровень образования тех людей, которые занимаются церковным социальным служением.

Особенностью современной церковной жизни является то, что сегодня приходская община, особенно в городе, состоит из очень разных людей. Это люди с разным семейным и социальным положением, жизненным опытом, люди с особенностями в развитии и т. д.

И если раньше различия между людьми вписывались в границы обыденного опыта, так как прихожане не так сильно отличались друг от друга, то сегодня надо иметь специальные знания об особенностях людей, особенностях общения с представителями государственных социальных, образовательных, медицинских учреждений. Все это требует

53 Зальцман Т. В. Особенности взаимодействия вузов и церковных социальных учреждений // Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, 4-6 июня 2015 г. СПб.: СПбГИПСР, 2015. С. 159-163.

54 Иларион, митрополит Волоколамский. «Служение священника — служение жертвенное». URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/3659143.html (дата обращения: 20.02.2016).

систематизации, обобщения и подбора форм обучения, которые позволят усвоить эти знания в достаточно короткий период времени.

Несмотря на активно развивающуюся диаконическую деятельность, сложность и многоаспектность возникающих социальных проблем, не многие осознают необходимость в развитии диаконического образования. В целом для всей социальной сферы, а также приходской социальной деятельности необходимы специалисты высокого уровня, знакомые с христианскими традициями оказания помощи и взаимопомощи, а также конкретными навыками работы с мигрантами, инвалидами, безработными, семьями и другими категориями населения; для управленческой, консультационной деятельности.

Профессионализация приходской социальной работы требует получения специализированных знаний. В первую очередь социальные работники ощущают нехватку знаний конкретных технологий: как искать средства, как работать с добровольцами, как помогать просителям. В меньшей степени социальные работники ощущают необходимость теоретических знаний. В то же время именно системные знания, в том числе и теоретические, позволяют правильно оценивать результативность и эффективность своей работы, перспективы своего служения, его трудности и опасности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что приходская социальная деятельность находится на определенном этапе институциа-лизации. Сейчас идет процесс формирования структурно-ролевой системы. Определены основные участники приходского служения, их основные функции. Приходская социальная работа испытывает определенные трудности. В данном исследовании было сформулировано семь таких трудностей, которые необходимо преодолеть, чтобы перейти на следующую качественно новую ступень.

Необходимо понимать, что социальное служение, взаимопомощь и поддержка, являются обязательными элементами христианской общины. Церкви нужны люди, готовые потрудиться ради Бога. Такой труд дает христианину больше, чем он отдает в процессе служения. При этом надо следить за тем, чтобы социальная деятельность не превращала храм в какую-то социальную организацию или досуговый центр для встреч по интересам. Приходская социальная деятельность также уникальна, как уникален и своеобразен сам приход, уникальность надо сохранять и развивать.

источники и литература

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие // Православная энциклопедия «Азбука веры» URL: http://azbyka.ra/otechnik/Averkij_Taushev/rakovodstvo-k-izucheniyu-svjashennogo-pisanija-novogo-zaveta-chetveroevangelie (дата обращения: 22.02.2016).

2. Астэр И. В. Принципы социального служения // Социальное служение Русской Православной Церкви. История, теория, организация / под ред. Астэр И. В., Галушко В. Г. СПб.: СПбГИПСР, 2011. С. 56.

3. Астэр И. В. Причины одиночества и его социально-антропологические последствия // Credo new. 2010. № 4. С. 206.

4. Афанасьев Н., прот. О церковном воспитании // Азбука воспитания. Сайт для родителей. URL: http://azbyka.ru/deti/o-tserkovnom-vospitanii-nikolaj-afanasev (дата обращения: 22.02.2016).

5. Великанов П., прот., Ртищев Ф., свящ. О жизни приходской [29 января 2015 г.] // Богослов. ру URL: http://www.bogoslov.ru/text/4408505.html (дата обращения: 22.02.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Вышинский О. Л., диак. Богословие социального служения // Милосердие. Православный портал о благотворительности и социальной деятельности. URL:https://www.miloserdie.ru/article/bogoslovie-socialnogo-sluzheniya/ (дата обращения: 22.02.2016).

7. Гарнак А. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века / пер. с нем., вступ. статья и комм. проф. А. А. Спасского. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2007.

8. Долгова Н. Б. Философский смысл дифференциации конфессионального и внеконфессионального понимания социального служения церкви // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-smysl-differentsiatsii-konfessionalnogo-i-vnekonfessionalnogo-ponimaniya-sotsialnogo-sluzheniya-tserkvi (дата обращения: 22.02.2016).

9. Жосул Е. В графе поставить крест [09 фев 2016] // Expert Online. URL: http:// expert.ru/2016/02/9/v-grafe-postavit-krest (дата обращения: 22.02.2016).

10. Забаев И. В., Пруцкова Е. В. Община православного храма: пространственная локализация и факторы формирования // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2012. №41 (3). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obschina-pravoslavnogo-hrama-prostranstvennaya-lokalizatsiya-i-faktory-formirovaniya-na-primere-g-moskvy (дата обращения: 22.02.2016).

11. Зальцман Т.В. Особенности взаимодействия вузов и церковных социальных учреждений // Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, 4-6 июня 2015 г. СПб.: СПбГИПСР, 2015. С. 159-163.

12. Зальцман Т. В., Заровный О. В. О миссионерстве в церковной социальной работе: постановка проблемы // Социальное служение Русской Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, 5-7 июня 2014 г. СПб.: СПбГИПСР, 2014. С. 144.

13. Зоркая Н. А. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. № 2 (100). С. 65.

14. Иларион, митрополит Волоколамский. «Служение священника — служение жертвенное». URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/3659143.html (дата обращения: 20.02.2016).

15. Кононенко Р. В. Дилеммы профессионализации приходской социальной работы в государстве благосостояния // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11. № 3. С. 369-376.

16. Мчедлова М. М. Общественная солидарность: проекция исторической памяти // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 1. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/obschestvennaya-solidarnost-proektsiya-istoricheskoy-pamyati (дата обращения: 22.02.2016).

17. Нектарий (Морозов), иером. На пути к Богу // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/katehizacija/na-puti-k-bogu-ieromonax-nektarij-morozov.shtml (дата обращения: 22.02.2016).

18. Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России // Бибилиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/Novik/ (дата обращения: 22.02.2016).

19. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата обращения: 22.02.2016).

20. Обучение церковной социальной работе 2015-2016 // Официальный сайт Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. URL: http://www.diaconia.ru/kurs2016 (дата обращения: 22.02.2016).

21. Пантелеимон, еп. Орехово-Зуевский. Отсутствие людей и денег — не главные проблемы церковной благотворительности. Вебинар. [17.12.2015] // URL: http://www.diaconia.ru/otsutstvie-lyudej-i-deneg-ne-glavnye-problemy-cerkovnoj-blagotvoritelnosti (дата обращения: 22.02.2016).

22. Параманов С., иером. Закон Любви. Как жить по-православному // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-po-pravoslavnomu#o_prikhode_i_prikhozhanakh (дата обращения: 22.02.2016).

23. Патриарх Кирилл призвал готовить приходских молодежных лидеров в системе духовного образования // Патриархия. Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.pravoslavie.ru/news/58312.htm (дата обращения: 9.02.2016).

24. Патриарх Кирилл: Православная община должна быть местом реальной любви // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-pravoslavnaya-obshhina-dolzhna-byt-mestom-realnoj-lyubvi/ (дата обращения: 9.02.2016).

25. Решетников О. В. Социальное служение в местных сообществах как фундамент развития институтов гражданского общества // Местное право. Научно-практический журнал местного самоуправления и муниципального права. 2013. №4-5. с. 91-113.

26. Свято-Димитриевское сестричество // Храм благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице. URL: http://stdimitry.ru/sisterhood.html (дата обращения: 22.02.2016).

27. Серафим (Чичагов), архиеп. О возрождении приходской жизни // Милосердие. ру URL: https://www.miloserdie.ru/article/arhiepiskop-serafim-chichagovbr-o-vozrozhdenii-prihodskoj-zhizni (дата обращения: 22.02.2016).

28. Склярова Т.В. Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2007. Вып. 1. С. 58-86.

29. Соколов П. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире // URL: http://esoline.ru/article/475 (дата обращения: 22.02.2016).

30. Социологи поняли, как создать милосердный приход [29.01.2014] // Милосердие. ру URL: https://www.miloserdie.ru/article/sociologi-ponyali-kak-sozdat-miloserdnyj-prihod-2 (дата обращения: 22.02.2016).

31. Спасский А.А. Новый труд проф. А. Гарнака по истории распространения христианства. // Lib.ru. URL: http://az.lib.ru/s/spasskij_a_a/text_1905_novyj_trud_ garnaka.shtml (дата обращения: 22.02.2016).

32. Стаценко С., прот. Проект положения о православных общинах // Право-славие.га. URL: http://www.pravoslavie.ru/77527.html (дата обращения: 22.02.2016).

33. Ткачев А., прот. Гражданское общество // Собрание проповедей прот. Андрея Ткачева http://www.andreytkachev.com/grazhdanskoe-obshhestvo (дата обращения: 22.02.2016).

34. Удовиченко М. В. Процессы религиозной социализации и социальной идентичности индивида в современном православном приходе: к проблеме категориальной определенности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. URL:http://cyberleninka. ru/article/n/protsessy-religioznoy-sotsializatsii-i-sotsialnoy-identichnosti-individa-v-sovremennom-pravoslavnom-prihode-k-probleme-kategorialnoy#ixzz40b3BK85X (дата обращения: 22.02.2016).

35. Устав Русской Православной Церкви // Патриархия. Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133141.html (дата обращения: 22.02.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Цуриков В. И. О неоднозначном характере влияния православия на русскую ментальность // 2013. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-neodnoznachnom-haraktere-vliyaniya-pravoslaviya-na-russkuyu-mentalnost (дата обращения: 22.02.2016).

Tatyana Zal'tsman. Parish community as the Place of Social Ministry.

The article gives a comprehensive analysis of the parish social ministry in the context of the institutionalization of the church social activities. Parish social ministry is presented as a necessary part of the Christian community. The main current problems of the parish social ministry, as well as the prospects of this type of social activities in solving the problems of the Church and social life are identified and analyzed.

Keywords: parish, the parish community, Russian Orthodox Church, social activities, mutual aid, civil society, social work, social ministry.

Tatyana Valeryevna Zal'tsman — Candidate of History, Associate Professor, Chair of the Department of Social Work at the Missionary Faculty of Saint Tikhon Orthodox University (tvzaj@yandex.ru).