Научная статья на тему 'Роль и место управленческого учета и управленческого анализа в учетном пространстве предприятия'

Роль и место управленческого учета и управленческого анализа в учетном пространстве предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жабер Г. И., Крылова В. В.

В связи с развитием рыночных отношений растет роль бухгалтерского учета, который является основой для исследования управленческого учета и анализа в системе управления. Проведенное исследование показало, что управленческий анализ является не только видом экономического анализа и одним из элементов управленческого учета, но также промежуточным этапом управления организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of accounting increases owing to development of market attitude, which is a basis for investigation of administrative counting and analysis in the system of management. Constructed investigation reveals that administrative analysis is not only a kind of economic analysis and one of the types of administrative counting, but it is also intermediate stage of organization’s management.

Текст научной работы на тему «Роль и место управленческого учета и управленческого анализа в учетном пространстве предприятия»

В литературе по учету часто высказываются предложения, что компании делают большую ставку на те или иные приемы учета, в зависимости от того, какую стратегическую позицию они занимают. Например, Саймонз (Simons, 1987) обнаружил, что единицы бизнеса, следующие стратегии консерватора, при определении размера вознаграждения своих финансовых менеджеров проявляют тенденцию уделять повышенное внимание финансовым показателям [3]. И наоборот, компании-новаторы в значительной степени ориентируются на прогнозные данные и меньшей степени уделяют внимание управлению расходами. Иттнер и его соавторы (Ittner et al, 1997) установили, что применение нефинансовых показателей для установления размеров бонусов руководитель становиться более часто применяемым приемом, если компания следует стратегиям, уделяющим главное внимание инновациям [2]. Шэнк (1989) подчеркивает необходимость управленческого учета для поддержки конкурентных стратегий компании и приводит пример того, как две отдельные друг от друга конкурентные стратегии, лидерство по расходам и дифференциация по продукции, требуют различных подходов к анализу затрат [2].

В течении многих лет стратегический управленческий учет пропагандируется как потенциальная область разработок, которая позволит усилить в будущем вклад управленческого учета. Несмотря на известность, которую стратегический управленческий учет получит в последние годы, до сих пор его полного концептуального обоснования не создано.

Лорд (Lord, 1996) отмечает, что ни в одной из работ пока не приведено хороших примеров фактического использования стратегического управленческого учета на практике [1].

Более общая точка зрения на стратегический управленческий учет исходит из того, что он должен в первую очередь обеспечивать высшее руководство организации информацией, помогающей ему достичь, а затем поддерживать стратегическую позицию на рынке относительных конкурентов. Принятие такого более широкого взгляда на стратегический управленческий учет приводит к полному ознакомлению с функциональной системой калькуляции себестоимости, с целевой калькуляцией себестоимости и приемами всестороннего управления затратами.

Список литературы

1. Друри, К. Управленческий и производственный учет. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Экономика предприятия: Учебник для вузов (под ред. проф. Горфинкеля В.Я., проф.

Швандара В.А.) - М., 2003.

3. Управленческий учет: Учеб. пособие/Под ред. А.Д. Шеремета. - М., 2003.

УДК 657.1

Г.И. Жабер, В.В. Крылова

Новомосковский институт российский химико-технологический университет им Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

РОЛЬ И МЕСТО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УЧЕТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Role of accounting increases owing to development of market attitude, which is a basis for investigation of administrative counting and analysis in the system of management. Constructed investigation reveals that ad-

ministrative analysis is not only a kind of economic analysis and one of the types of administrative counting, but it is also intermedíate stage of organization's management.

В связи с развитием рыночных отношений растет роль бухгалтерского учета, который является основой для исследования управленческого учета и анализа в системе управления. Проведенное исследование показало, что управленческий анализ является не только видом экономического анализа и одним из элементов управленческого учета, но также промежуточным этапом управления организацией.

В настоящее время российская экономика, вливаясь в мировую экономическую систему, проходит путь развития рыночных отношений. С каждым этапом развития, позволяющим России интегрировать в мировое пространство, растет роль бухгалтерского учета. Поэтому развитие теории бухгалтерского учета является основополагающим для исследования управленческого учета и управленческого анализа в системе управления.

Теория бухгалтерского учета, по существу, является фундаментальной научной основой прикладной бухгалтерии, формирующей и передающей пользователям системную, комплексную учетную информацию о состоянии экономики хозяйствующего субъекта. В свою очередь бухгалтерский учет создает системную информационную поддержку управленческих решений, принимаемых администрацией организации.

Развитие структуры организаций сопровождается возрастанием роли бухгалтерской информации в управлении, контроле и анализе их системы управления. Своевременность ее получения, соответствующее качество и достоверность обеспечиваются наличием высококвалифицированного персонала организации.

Организациям необходима оперативная информация, позволяющая минимизировать затраты на производство и реализацию продукции, регулировать производственную деятельность.

Управление организацией строится на правильном осуществлении управления фирмой, то есть менеджмента, направленного на достижение поставленных целей на основе учета, использования и развития внутренних факторов, то есть кадрового, научно-технического и производственного потенциала фирмы [2].

Исходя из вышесказанного для достижения поставленных целей и задач организации, а так же получения высокого уровня прибыли, организации необходимо обеспечить достойную базу управления. Для этого необходимо принятие и реализация управленческих решений.

По мнению И.Н. Герчиковой управленческое решение это «результат конкретной управленческой деятельности менеджера», а принятие решений — основа управления [3].

Управленческий учет представляет собой информационно-вычислительную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учета, контроля и анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования организации и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений [7]. Его в целом можно представить как синтез управления и учета, дополняя управление, формируя информационный поток для анализа и принятия решения, и основываясь на первичных учетных данных.

Основная задача управленческого учета заключается в формировании комплексной информационной базы для анализа. Исходя из этого, управленческий анализ должен представлять собой одну из составляющих комплексной информационной базы для принятия управленческих решений и выступать как самостоятельный элемент системы управления.

Управленческий анализ проводится на основе конфиденциальной внутренней информации и позволяет тотчас оценить достигнутые результаты, рассчитать эффективность деятельности отдельных структурных подразделений, оперативно использовать полученную информацию в управленческих целях.

По мнению М.А. Вахрушиной [2] и на основании Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г.) [1], управленческий анализ занимает особое место в учетном пространстве, под которым следует понимать бухгалтерский учет в широком смысле слова, присутствующий и «сопровождающий» управление на всех его стадиях.

Основная цель управленческого анализа — ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед организацией. Именно он является связующим звеном между учетом и управлением, частично включая и их функции: - сервисную (предоставление необходимой информации для управления); - функцию принятия решений (управляющая функция); - внутренний контроль в организации.

Все эти функции ориентированы на достижение цели, конечного результата деятельности организации.

Управляющая функция реализуется с использованием данных анализа отклонений, величины покрытия и общих результатов деятельности организации.

Функция внутреннего контроля сводится к контролю экономической работы как организации в целом, так и ее структурных подразделений.

Функции управленческого анализа определяют его особенности: - увязка оперативных финансово-экономических расчетов и стратегических решений; - ориентация финансово-экономических расчетов на принятие экономически обоснованных решений; - новое содержание таких традиционных функций управления как планирование, контроль, информационное обеспечение, которые составляют ядро управленческого анализа; - новое психологическое содержание роли планово-экономических служб.

На основе этого, необходимо определить место управленческого анализа в учетном пространстве организации. Рассмотрим задачи управленческого анализа: 1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. 2. Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ, за целесообразностью совершенных хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормативными актами. 3. Предотвращение отрицательных результатов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и выявление внутренних резервов, обеспечение финансовой устойчивости.

Управленческий анализ представляет собой не только вид экономического анализа, но и один из элементов управленческого учета. Объектом управленческого учета, а, следовательно, и самого управленческого анализа выступают прошлые и будущие результаты функционирования сегментов предпринимательской деятельности. Сегмент является основной информационной единицей управленческого учета, выделяемой для получения отчетной и прогнозной информации. Следовательно, от того, каким образом будет решен вопрос о сегментации бизнеса, зависит последующее функционирование всей системы управленческого учета, в том числе успешность проведения управленческого анализа. То есть выбранный организацией подход к сегментации бизнеса скажется на том, насколько качественной и пригодной для целей управления окажется информация, собранная в системе управленческого анализа. Управленческий анализ можно рассматривать как промежуточный этап управления организацией. Объектом анализа является прошлая и будущая деятельность сегментов бизнеса, информационной базой — данные, собранные в системе бухгалтерского управленческого учета.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что управленческий анализ есть элемент экономического анализа и составная часть управленческого учета. Их основной целью является изучение прошлой, текущей, а главное — будущей деятельности сегментов бизнеса, основанное на прогнозировании их доходов, расходов и финансовых результатов при выборе сегментами той или иной хозяйственной практики.

В современных условиях, когда каждая организация действует на свой страх и риск, резко возрастает необходимость систематического анализа различных сторон деятельности с позиций различных целей как организации в целом, так и отдельных подразделений и ее участников. Поэтому особая роль и место отводятся как управленческому учету, так и управленческому анализу в учетном пространстве организации.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г.)

2. Вахрушина, М.Л. Управленческий анализ,— М.: Омега-Л, 2007.

3. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2005.

4. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Ру-синова и М.Л. Разу. -М.:ФБК-ПРЕСС, 2006.

5. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Научный редактор А.А. Раду-гин. — М.: Центр, 2005.

6. Райан, Б. Стратегический учет для руководителя. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2004.

7. Управленческий учет и анализ с практическими примерами: Учебное пособие / Л.В. Попова, В.А. Константинов, И.А. Маслова и др. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 224 с.

УДК 658.14

А.Н. Закатова, С.В. Морозова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ

To make the proved decisions in conditions of uncertainty, the organization should develop a politics on management of risks which represents the document determining bases of construction of a control system by risks. The basic purpose of creation of a control system of risks - increase of an overall performance, decrease of losses and maximization of the income.

Чтобы принимать обоснованные решения в условиях неопределенности, организация должна выработать политику по управлению рисками, которая представляет собой документ, определяющий основы построения системы управления рисками. Основная цель создания системы управления рисками -повышение эффективности работы, снижение потерь и максимизация дохода.

Деятельность любого предприятия неразрывно связана с понятием «риск». В современном обществе в условиях обострения конкурентной борьбы, когда хозяйствующие субъекты все чаще занимают агрессивную позицию по отношению друг к другу, проводят все более рискованные операции и сделки, внимание к рискам увеличивается. Идеи предупреждения и снижения рисков становятся все более востребованными не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.