Научная статья на тему 'Роль и место Российской Федерации в обеспечении безопасности в северо-восточной Азии'

Роль и место Российской Федерации в обеспечении безопасности в северо-восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ФОРУМ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) / САММИТЫ ВОСТОЧНО-АЗИАТСКОГО СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гамерман Евгений Вячеславович

Данная работа посвящена проблематике региональной безопасности в Северо-Восточной Азии. Рассмотрены специфические особенности этого субрегиона мировой политики. Проанализированы традиционные (военные) и нетрадиционные (невоенные) угрозы безопасности. Автор ставит целью проследить роль и место России в обеспечении безопасности в СВА в различных сферах, как в рамках международных организаций, так и в двусторонних отношениях, а также спрогнозировать позиции нашей страны в этом вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место Российской Федерации в обеспечении безопасности в северо-восточной Азии»

УДК-327.5:327.8

РОЛЬ И МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Е.В. Гамерман1

Данная работа посвящена проблематике региональной безопасности в Северо-Восточной Азии. Рассмотрены специфические особенности этого субрегиона мировой политики. Проанализированы традиционные (военные) и нетрадиционные (невоенные) угрозы безопасности. Автор ставит целью проследить роль и место России в обеспечении безопасности в СВА в различных сферах, как в рамках международных организаций, так и в двусторонних отношениях, а также спрогнозировать позиции нашей страны в этом вопросе.

Ключевые слова: Северо-Восточная Азия; региональная безопасность; российско-китайские отношения; энергетическая безопасность; продовольственная безопасность; Шанхайская организация сотрудничества; форум азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); Саммиты восточно-азиатского сообщества.

Северо-Восточная Азия (СВА) - субрегион мировой политики с существенными отличительными особенностями. Во-первых, в силу ряда причин, после Второй Мировой войны здесь не сложилось сколько-нибудь институа-лизированной системы региональной безопасности. И только в последние десятилетия наблюдается процесс становления отдельных ее элементов. При этом после 1953 г. ситуация в области безопасности в СВА характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью. Во-вторых, отличительной чертой является небольшое количество государств, входящих в его состав. В СВА включают Японию, КНДР, Республику Корея, Китай, Тайвань, Монголию. В силу географии и месторасположения к региону тяготеет и российский Дальний Восток. Невзирая на узость круга участников, данные акторы не отличаются высоким уровнем тождественности ни в политической, ни в экономической, ни в социально-культурной сферах. В политическом плане -это авторитарный Китай и Россия, тоталитарная Северная Корея, демократические Япония и Республика Корея, а также «демократии в процессе построения» Монголии и Тайваня. Экономически субрегион считается одним из передовых и наиболее динамично развивающихся в мире. Китай общепри-

1 Гамерман Евгений Вячеславович - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Благовещенского филиала Московской академии предпринимательства. E-mail: [email protected]. © Гамерман Е.В., 2015

знанно является второй экономикой в мире, а по некоторым показателям -первой. Япония обладает самой наукоемкой и высокотехнологичной мировой экономикой, а республика Корея и Тайвань относятся к так называемым «азиатским тиграм», т.е. к одним из наиболее передовых государств Азии (которые хоть и замедлили темпы роста, тем не менее по-прежнему остаются ведущими мировыми экономиками). Ну а что касается экономики Монголии, то она вообще признана одной из наиболее динамичных в мире (реальный рост ВВП в 2011 г. составил 17,5 %) [15], с самым перспективным рынком сбыта в СВА и в целом в АТР. В то же время, в субрегионе есть КНДР с одной из самых отсталых экономик мира (140-е место в мире из 228 по уровню ВВП по паритету покупательной способности на душу населения в 2013 г.) [16], которая характеризуется плановостью и чрезмерным централизмом. Нельзя не сказать и о российском Дальнем Востоке, обладающем крайне слаборазвитой транспортной, социальной и промышленной инфраструктурой, низкой плотностью населения и его небольшим количеством, что предопределяет отсутствие привлекательности этого российского региона как рынка сбыта. В социо-культурном плане СВА также не представляет однородности. Здесь и вестернизированная Япония с наличием глубоко укоренившихся традиционных синтоистско-буддистских ценностей; и Китай с коммунистической идеологией, легко наслаивающейся на конфуцианские догмы; и КНДР с его гипермилитаризированным обществом военного коммунизма; и в значительной степени прозападная, но в то же время конфуцианская Республика Корея; и российский Дальний Восток с европейской системой ценностей.

В регионе существует высокий потенциал конфликтности, связанный как с наличием территориальных споров, так и с исторически сложившимися взаимными претензиями и неприязнью. Это и взаимоотношения двух корейских государств, и отношения Китая и Японии (ненависть друг к другу с периода Средневековья и особенно после Второй мировой войны, и спор из-за островов Сенкаку (Дяоюйдао)), и Республика Корея и Япония, и спор между Россией и Японией о 4 островах южнокурильской гряды, и нежелание Китая признавать фактическую независимость Тайваня. Такого количества потенциальных конфликтов и взаимной враждебности нет ни в одном другом регионе мира.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что СВА - уникальный субрегион, в том числе и в плане угроз региональной безопасности.

Какие же традиционные (военные) и нетрадиционные (невоенные) угрозы актуальны для современной СВА? Начнем с военных. Самым существенным является так называемый «корейский вопрос». Вероятность эскалации напряженности на полуострове и перерастание ситуации в режим военного конфликта в среднесрочной перспективе представляется достаточно высокой. Если экономическая ситуация в КНДР будет ухудшаться и государства региона не предпримут совместных усилий по помощи Пхеньяну в раз-

личных форматах, а США продолжат наращивать свое военное присутствие (в том числе и в виде системы ПРО), то режим Северной Кореи может предпринять «акт отчаяния» и пойти дальше, нежели просто ракетно-ядерный шантаж. С позиции силы и давления ситуацию исправить невозможно. Необходимо возродить шестисторонние переговоры по корейскому вопросу, либо попытаться создать новый многосторонний формат, с участием всех стран региона и внешних заинтересованных акторов. В данном ключе роль РФ может быть очень высока. Москве необходимо выступать с собственными, либо совместными с Пекином, инициативами по Северной Корее и стремиться создать конструктивный диалог Пхеньяна с внешним миром.

Следующей угрозой военной безопасности можно считать отсутствие желания Пекина признать независимость Тайваня (имеющего ее де-факто). Прецедент, созданный Россией в Крыму, способен спровоцировать Китай на аналогичные действия в отношении Тайваня, игнорируя мнение международного сообщества. А это может иметь самые катастрофические последствия, учитывая, что никакого прокитайского референдума на Тайване не получится.

Еше одним военным аспектом безопасности является высокая степень конфликтности китайско-японских отношений. И чем сильнее в экономическом и в военном плане будет становиться Поднебесная, чем меньше будет желания соблюдать антивоенные положения собственной Конституции у страны Восходящего солнца, тем более высокой становится вероятность военного столкновения между двумя странами. Учитывая два последних фактора, следует признать, что наиболее высокая роль в обеспечении безопасности в СВА принадлежит США и военно-политическим союзам стран субрегиона с американским государством. У РФ также есть потенциал для повышения своей роли в минимизации вышеозначенных угроз. В частности, на российско-японском направлении. Однако фактически наша страна сейчас не играет особой роли в предотвращении указанных угроз.

Теперь перейдем к угрозам невоенного характера. Речь пойдет об энергетике, продовольствии, экологии, транснациональной преступности.

Начнем с энергетики, сферы, которая в ходе украинского кризиса стала наиболее актуальной. Страны СВА, в силу наличия развитых экономик и фактического отсутствия ресурсов (прежде всего углеводородов), являются «реципиентами», или потребителями. РФ - один из основных мировых поставщиков энергоресурсов или «донор». При этом интенсивность взаимодействия России со странами рассматриваемого региона достаточно низка. Причин для этого несколько: 1. Традиционная ориентация Москвы на европейские рынки. 2.Отсутствие необходимой инфраструктуры на востоке нашей страны. 3.Наличие внешнеполитических и территориальных противоречий с Японией. 4. Долгие переговоры с Китаем о заключении договора на поставку газа из-за противоречий по цене. Украинский кризис и возможное снижение

объемов поставок газа и нефти на традиционнном европейском направлении в самом ближайшем будущем приведет (и уже приводит) к переориентации Москвы на другие рынки, страны и регионы. И самым перспективным в этом отношении регионом представляется Северо-Восточная Азия. Китай на данный момент находится на втором месте в мире по количеству потребляемых энергоресурсов (после США) и на первом по динамике роста потребления [1]. Япония после аварии на АЭС «Фукусима» и снижения роли атомной энергетики стала самым крупным в мире потребителем природного газа (около 17% всего потребляемого в мире) [8]. Республика Корея и Тайвань также имеют очень высокий уровень потребностей в данном виде ресурсов. В мае 2014 г. Россия и Китай после 10 лет переговорного процесса наконец-то заключили газовый контракт, который тут же окрестили «соглашением века» [13]. По экспертным оценкам (само содержание договора держится в секрете), стоимость газа по договору ниже, чем на европейском направлении, на 20-25% [11], и это не может не настораживать, т.к. в случае превращения Китая в монопольного покупателя он сможет существенно улучшить собственные позиции в сделках по углеводородам. В данной ситуации РФ жизненно необходимо добиваться заключения договоров на поставки газа в Японию и Республику Корея, чему могут помешать внешнеполитические разногласия и союзнические отношения этих стран с США. Если же все-таки данные факторы не помешают, поставки российского газа в Японию и Корею существенно повысят роль России в обеспечении региональной энергетической безопасности в СВА и сделают нашу страну ключевым игроком в этой сфере в регионе. Кроме того, для России это будет означать диверсификацию поставок и снижение зависимости от европейского и, в меньшей степени, от китайского рынка. Такой сценарий развития событий представляется тем более важным для России, что именно в сфере энергетической безопасности в СВА у нашей страны наиболее высокий потенциал.

В области продовольственной безопасности на данный момент Россия является одним из источников угроз. После «санкционной войны» с Западом возник целый ряд проблем в сфере мясной и молочной промышленности, которые наша страна сейчас самостоятельно решить не может [12]. Наиболее важную роль в этом вопросе играет Китай, особенно после снятия Россией эмбарго на поставки мяса из этой страны [10]. Проблемы КНДР в этой сфере, которые могут возникнуть в самое ближайшее время, также будут разрешаться за счет Поднебесной. У РФ есть определенный потенциал роста и в этом направлении. В перспективе мы можем не только достичь уровня самообеспечения, но и повысить свою значимость в вопросе обеспечения продовольственной безопасности СВА.

В такой специфической сфере, как борьба против транснациональных преступных групп, правоохранительные органы РФ немало преуспели, особенно в сфере наркоторговли и торговли людьми. В то же время уровень ме-

ждународного сотрудничества является недостаточным. Китайские «триады», японские «якудза» и российские дальневосточные преступные группировки имеют значительно более богатый опыт взаимодействия, нежели национальные правительства. РФ необходимо разработать целый ряд совместных программ и инициировать более тесное региональное сотрудничество в этом направлении. Это позволит, с одной стороны, минимизировать финансовый, социальный, культурный и демографический ущерб от преступной деятельности, с другой - повысить авторитет и престиж нашего государства в странах СВА и в целом на международной арене.

Угрозы в области экологии также весьма актуальны для рассматриваемого субрегиона. Наибольший ущерб наносит деятельность промышленных предприятий и угольная энергетика Китая. И страдает от этого не только Поднебесная, но и весь регион в целом. Международные инициативы вряд ли помогут в этом вопросе. Роль Москвы в улучшении экологической ситуации может заключаться только в том, что за счет увеличения поставок нефти, газа, электроэнергии, а также помощи в строительстве АЭС, уменьшится объём и удельный вес угля в энергетике КНР [4].

Теперь перейдем к рассмотрению международных организаций, действующих в регионе и отвечающих за минимизацию отдельных угроз, и к той роли, которую играет Россия в этих структурах и принимаемых ими решениях. К таким организациям можно отнести Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), форум азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), форум восточно-азиатского сообщества, а также региональной форум по безопасности АСЕАН (АРФ по безопасности).

Начнем с ШОС. Данная организация, созданная в 2001 г. и включающая в себя 4 государства Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан), а также РФ и КНР, ориентирована, прежде всего, на актуальные угрозы безопасности в регионе ЦА [2]. Однако, учитывая тот факт, что два государства, имеющие наибольший вес и авторитет в организации, одновременно относятся и к региону Северо-восточная Азия, ШОС вынужденно будет обращать свое внимание и на угрозы безопасности в этом регионе. И Китай, и Россия будут стремиться использовать имеющийся международный инструмент в разрешении кризисов и предотвращении или минимизации угроз в СВА. При этом вес и значимость РФ в ШОС будет неуклонно снижаться (за счет усиления позиций Пекина в странах Центральной Азии), и данная организация будет все больше превращаться в «китайский проект». И, соответственно, все ниже в будущем станет авторитет нашей страны в принимаемых решениях и инициативах организации.

Форум АТЭС - одна из наиболее важных современных дискуссионных площадок в экономике в мире. Непосредственно вопросами безопасности она не занимается. Однако, учитывая существующие реалии, что большинство современных угроз имеют экономический характер, а АТР - самый динамич-

ный и перспективный регион мира, АТЭС так или иначе подключен поневоле к разрешению вопросов региональной и международной безопасности. В 2012 г. Россия впервые в своей истории принимала Форум на острове Русский (Владивосток, Приморский край) [9]. Особо значимым представляется факт, что данное событие происходило не в одном из городов европейской части страны (как это было ранее в случае с другими форумами), а непосредственно в СВА, в одном из тихоокеанских регионов РФ. Этот шаг был призван продемонстрировать всем странам региона значимость для нас рассматриваемого направления во внешней политике и экономике, а также стремление к усилению вовлеченности и интегрированности в азиатско-тихоокеанские структуры и организации. Сам форум 2012 г. не произвел сколько-нибудь серьезных сдвигов в данном вопросе, однако показал очень серьезный потенциал для роста. К сожалению, украинский кризис затормозил позитивную динамику и создал новые преграды (особенно это касается проблем в российской экономике, без разрешения которых об интеграции с восточно-азиатскими государствами не может идти речи). Роль и авторитет РФ в АТЭС будет зависеть напрямую от развития наших восточных территорий, интенсивности поступательного движения в решении внутригосударственных и внешнеэкономических проблем.

ВАС, или саммит восточно-азиатских государств, был образован в 2005 г. и в настоящее время включает в себя 10 государств АСЕАН, Китай, Японию, Республику Корея, Австралию, Новую Зеландию, Индию, Россию и США [3]. Данный форум в перспективе может стать самой значимой площадкой для обсуждения и принятия реальных мер в сфере безопасности в регионе. И именно в рамках ВАС у России самые слабые позиции. Снижает авторитет и отсутствие на саммитах первого лица российского государства, что по мнению восточно-азиатских лидеров, является проявлением неуважения и демонстрирует явное пренебрежение со стороны России данным форматом переговоров [7]. К слову, ни одна страна из остальных 17 участников подобного дипломатического поведения себе не позволяет. Это может негативно сказаться на наших дальнейших отношениях со странами ЮВА и иметь фатальные последствия длч интегрированности в регион и авторитета РФ в вопросах региональной безопасности. Москве необходимо пересмотреть свое отношение к ВАС и активизировать участие в этом международном формате.

АРФ по безопасности был создан в 1994 г. и представляет собой площадку для диалога по вопросам политики и безопасности в регионе. Он объединяет 26 стран и ЕС. Одними из основных направлений деятельности организации являются противодействие терроризму, транснациональной преступности, морская безопасность [14]. И в этой связи у РФ есть все шансы на повышение собственной значимости. Необходимы новые инициативы, стратегии, программы по борьбе с киберпреступностью и кибертерроризмом и в целом в области информационной безопасности в регионе (сфера, которая

стала особенно значимой в ходе украинского кризиса). И очень важно, чтобы они исходили от РФ, нужны предложения по новым информационным реалиям и «правилам игры» для самих государств, некоему рамочному документу.

Стоит отметить и тот факт, что в настоящий момент процесс становления системы безопасности в СВА не является завершенным. И организации, существующие в регионе, в обеспечении безопасности играют значительно менее важную роль, нежели двусторонние межгосударственные отношения. Начиная с 1950-х гг. и вплоть до 1991 г. стержнем системы были военно-политические союзы США с Японией, Республикой Корея и Филиппинами [5], а также взаимоотношения СССР с КНР, КНДР и Вьетнамом. В 1990-е и 2000-е гг. значение американских союзов сохранилось и по некоторым аспектам стало еще более важным. В частности, в области предотвращения внутрирегиональных межгосударственных конфликтов. В условиях же тотальной глобализации и ситуации зависимости всех от всех в современном мире, для сохранения стабильности этого уже недостаточно (при этом значение американских союзов со странами региона и сейчас остается достаточно высоким).

Доминантными для сохранения стабильности и минимизации угроз являются отношения КНР с другими государствами, в частности, с Японией, Республикой Корея, КНДР и странами ЮВА. Во многом именно от позиции Пекина зависит будущее «корейского вопроса». В современных международных реалиях очень важную роль играют российско-китайские отношения и совместные усилия двух стран в вопросах обеспечения региональной безопасности. К сожалению, в этом тандеме Россия будет выступать вторым номером, и чем дальше, тем эта тенденция будет все более очевидной.

Крайне значимыми для безопасности в СВА в среднесрочной перспективе будут отношения РФ с Японией и Республикой Корея. Особенно это касается сферы энергетической безопасности, продовольствия, а также взаимодействия с этими странами по «корейскому вопросу». Не менее актуальным является развитие взаимодействия России с КНДР. После списания Москвой внешнего долга Пхеньяну [6] появляются новые перспективы для сотрудничества в области военной промышленности и сельского хозяйства. Интенсификация сотрудничества, а также усилия по возобновлению шестистороннего формата переговоров по КНДР могут способствовать мирному разрешению данной международной проблемы и минимизации некоторых иных угроз региональной безопасности. Кроме того, это будет способствовать повышению роли и веса нашей страны в обеспечении стабильности и безопасности в СВА.

Итак, в настоящее время РФ играет незначительную роль в системе безопасности субрегиона СВА. После окончания холодной войны и фактического «ухода» страны из Азии, в течение нескольких последних лет мы можем наблюдать попытки вернуть былое влияние и даже превзойти советские

достижения. В последней редакции концепции внешней политики РФ, АТР находится на одном из последних мест (в самом низу перечня - Латинская Америка). В условиях украинского кризиса можно ожидать в ближайшем будущем появления нового документа и реального смещения внешнеполитических усилий на восток. Есть потенциал увеличения значимости нашей страны в обеспечении энергетической безопасности региона. Однако в большинстве остальных аспектов усиление роли РФ будет сопряжено с целым рядом трудностей. Во многом это будет зависеть от того, насколько Япония и Республика Корея будут самостоятельны в принимаемых решениях по вопросам взаимодействия с РФ и насколько сможет Япония отделить политические разногласия от экономической выгоды. В международных организациях попытки российских инициатив неизбежно будут встречать противодействие США и, в отдельных случаях, Китая (в рамках ШОС). Российское влияние на ситуацию и систему безопасности в СВА будут зависеть и от профессионализма российского министерства иностранных дел и его знания специфики «восточной дипломатии». Но в целом можно предположить, что при росте влияния в отдельных сферах (энергетика, борьба с транснациональной преступностью), в остальных сохранится статус-кво или же будет отрицательный рост.

Библиографический список

1. Бергер Я. Энергетическая ориентация Китая [Электронный ресурс]. URL: http://analyticsmz.ru/?p=319.

2. Декларация о создании шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=83.

3. Ключевые международные организации и объединения Азиатско-Тихоокеанского региона с участием России [Электронный ресурс]. URL: http://old.vlc.ru/news/oper/2012/04/20120413_042 .pdf.

4. Лаверов Н.П. Топливно-энергетические ресурсы: состояние, динамика освоения, обеспеченность [Электронный ресурс]. URL: http://borgolova.ampei.ru/sustainable/tek/reserves/laverov.

5. Лидеры Японии и США договорились об укреплении военного союза для поддержания стабильности в Азии [Электронный ресурс]. URL: http://russian.rt.com/article/59760.

6. Москва простила Пхеньяну 9 миллиардов долларов долга, взамен на переход к расчёту в рублях [Электронный ресурс]. URL: http://rusnsn.info/novosti-v-mire/moskva-prostila-phen-yanu-9-mlrd-dolga.html.

7. Лукин А. Президент России опять не поехал на Восточноазиатский саммит [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/blogs/dvfu/?id_4=743.

8. Пимонов В. Сделано с Японией [Электронный ресурс]. URL: http://www.riatec.ru/catalog/mintop/infograf/122013/.

9. Приоритетные задачи АТЭС-2012 [Электронный ресурс]. URL: http://rus.apec2012.ru/.

10.Россельхознадзор разрешил китайцам поставлять свинину на территорию РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.eer.ru/a/article/u154/14-08-2014/24574.

11.Россия и Китай заключили контракт на поставку газа [Электронный ресурс] . URL: http://oko-planet.su/finances/financesday/242982-rossiya-i-kitay-zaklyuchili-kontrakt-na-postavku-gaza.html.

12. Сводки с продовольственного фронта: что, где и на сколько подорожало [Электронный ресурс]. URL: http://finance.rambler.ru/news/ analytics/150198010 .html.

13.Сделка века. Россия и Китай заключили газовый контракт на 30 лет [Электронный ресурс]. URL: http://smartnews.ru/business/companies/17802.html.

14.About The ASEAN Regional Forum [Электронный ресурс]. URL: http://aseanregionalforum.asean.org/about.html.

15.The World Factbook. East & Southeast Asia: Mongolia. Economy - overview [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/mg.html.

16.The World Factbook. East & Southeast Asia: Korea.North. Economy -overview [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/mg.html.

THE ROLE AND PLACE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ENSURING SECURITY IN NORTHEAST ASIA

E.V. Gamerman

Сandidate of historical sciences, assistant professor of public and legal disciplines of the Moscow Academy of Entrepreneurship, Blagoveshchensk branch

This work is devoted to the problems of regional security in Northeast Asia. Specific features of the subregion of world politics. Analyzed traditional (military), and non-traditional (non-military) security threats. Also, the author in this material were able to trace the role and the place of Russia in ensuring security in Northeast Asia in various fields, in the framework of international organizations and in bilateral relations, as well as what are the prospects of our country in this regard.

Key words: North-East Asia, regional security, Sino-Russian relations, energy security, food security, the Shanghai Cooperation Organization, Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC), the East Asia Summits community.

References:

1. Berger J. Energy orientation of China [Electronic resource], URL: http://analyticsmz.ru/?p=319 (In Rus.).

2. Declaration on the establishment of the Shanghai Cooperation Organization [Electronic resource]. URL: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=83 (In Rus.).

3. Key international organizations and associations of the Asia-Pacific region with the participation of Russia [Electronic resource]. URL: http://old.vlc.ru/news/oper/2012/04/20120413_042.pdf (In Rus.).

4. Laverov N.P. Fuel and energy resources: the state, the dynamics of development, security [Electronic resource]. URL: http://borgolova.ampei.ru/sustainable/tek/reserves/laverov (In Rus.).

5. Japan and the United States agreed to strengthen military alliance in order to maintain stability in Asia [Electronic resource]. URL: http://russian.rt.com/article/59760 The leaders of (In Rus.).

6. Moscow is simply Pyongyang $ 9 billion debt in exchange for passage to the calculation in rubles [Electronic resource]. URL: http://rusnsn.info/novosti-v-mire/moskva-prostila-phen-yanu-9-mlrd-dolga.html (In Rus.).

7. Lukin A. Russian President again did not go to the East Asia Summi [Electronic resource]. URL: http://russiancouncil.ru/blogs/dvfu/?id_4=743 t (In

8. RimOn ov B. Made with Japan [Electronic resource]. URL: http://www.riatec.ru/catalog/mintop/infograf/122013/ (In Rus.).

9. Priorities for APEC 2012 [Electronic resource]. URL: http://rus.apec2012.ru/ (In Rus.).

10.Rosselhoznadzor allowed the Chinese to deliver pork to the Russian Federation [Electronic resource]. URL: http://www.eer.ru/a/article/u154/14-08-2014/24574 (In Rus.).

11.Russia and China have signed a contract for the supply of gas [Electronic resource]. URL: http://oko-planet.su/finances/financesday/242982-rossiya-i-kitay-zaklyuchili-kontrakt-na-postavku-gaza.html (In Rus.).

12.Reports from the front of the food: what, where and how much has risen in price [Electronic resource]. URL: http://finance.rambler.ru/news/ analytics/150198010.html (In Rus.).

13.Deal of the century. Russia and China have signed a gas contract for 30 years [Electronic resource]. URL: http://smartnews.ru/business/companies/17802.html (In Rus.).

14.About The ASEAN Regional Forum [Electronic resource]. URL: http://aseanregionalforum.asean.org/about.html (In English).

15.The World Factbook. East & Southeast Asia: Mongolia. Economy - overview [Electronic resource]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/mg.html (In English).

16.The World Factbook. East & Southeast Asia: Korea.North. Economy -overview [Electronic resource]. URL:

https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/mg.html (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.