Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В СЫРЬЕВОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ЭКСПОРТЕ В СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ'

РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В СЫРЬЕВОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ЭКСПОРТЕ В СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
170
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ / РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МИРОВОЙ РЫНОК ЭНЕРГОРЕСУРСОВ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко Марина Федоровна

В статье проведен анализ сырьевого энергетического экспорта России в страны Северной Африки. Установлено, что объем спроса на российские энергоресурсы, за исключением угля и его производных, сокращается, а российские экспортеры углеводородного сырья сталкиваются с серьезной конкуренцией на энергетическом рынке Северной Африки как со стороны традиционных партнеров североафриканских стран, так и тех, кто относительно недавно начал осваивать их экономическое пространство. Определено, что подобная ситуация является следствием совокупного воздействия экономических и политических факторов, которые оказывают сдерживающее влияние на присутствие России на рынке энергоресурсов в регионе. Вместе с тем усиление позиции России как надежного геополитического игрока на фоне роста недоверия к западным партнерам в перспективе будет способствовать укреплению сотрудничества России и стран региона, в том числе в энергетической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF RUSSIA IN RAW ENERGY EXPORTS TO THE COUNTRIES OF NORTH AFRICA

The article defines the results of raw energy export of Russia to the countries of North Africa. It has been established that the volume of demand for Russian energy resources, with the exception of coal and its derivatives, is decreasing, and Russian exporters of hydrocarbon raw materials are facing serious competition in the North African energy market from both traditional partners of North African countries and those who have recently begun to develop their economic space. This situation is a consequence of the cumulative impact of economic and political factors that have a restraining effect on Russia’s presence in the energy market in the region. At the same time, the strengthening of Russia’s position as a reliable geopolitical player against the background of growing distrust in Western partners can help to strengthen cooperation between Russia and the countries of the region, including the energy sector, in the future.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В СЫРЬЕВОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ЭКСПОРТЕ В СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ»

УДК 339.56

DOI 10.54048/20727240_2021_03_23

РОЛЬ И МЕСТО РОССИИ В СЫРЬЕВОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ЭКСПОРТЕ В СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ

М. Ф. Ткаченко1

1 Российская таможенная академия, г. Люберцы, Московская область, Россия

Аннотация. В статье проведен анализ сырьевого энергетического экспорта России в страны Северной Африки. Установлено, что объем спроса на российские энергоресурсы, за исключением угля и его производных, сокращается, а российские экспортеры углеводородного сырья сталкиваются с серьезной конкуренцией на энергетическом рынке Северной Африки как со стороны традиционных партнеров североафриканских стран, так и тех, кто относительно недавно начал осваивать их экономическое пространство. Определено, что подобная ситуация является следствием совокупного воздействия экономических и политических факторов, которые оказывают сдерживающее влияние на присутствие России на рынке энергоресурсов в регионе. Вместе с тем усиление позиции России как надежного геополитического игрока на фоне роста недоверия к западным партнерам в перспективе будет способствовать укреплению сотрудничества России и стран региона, в том числе в энергетической сфере.

Ключевые слова: страны Северной Африки, российский экспорт энергоресурсов, энергетическое сотрудничество, мировой рынок энергоресурсов, энергетическая дипломатия.

THE ROLE AND PLACE OF RUSSIA IN RAW ENERGY EXPORTS TO THE COUNTRIES OF NORTH AFRICA

M. F. Tkachenko1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russia

Abstract. The article defines the results of raw energy export of Russia to the countries of North Africa. It has been established that the volume of demand for Russian energy resources, with the exception of coal and its derivatives, is decreasing, and Russian exporters of hydrocarbon raw materials are facing serious competition in the North African energy market from both traditional partners of North African countries and those who have recently begun to develop their economic space. This situation is a consequence of the cumulative impact of economic and political factors that have a restraining effect on Russia's presence in the energy market in the region. At the same time, the strengthening of Russia's position as a reliable geopolitical player against the background of growing distrust in Western partners can help to strengthen cooperation between Russia and the countries of the region, including the energy sector, in the future.

Keywords: North African countries, Russian energy exports, energy cooperation, the world energy market, energy diplomacy.

ВВЕДЕНИЕ

Россия на протяжении длительного периода времени является надежным партнером стран Северной Африки в обеспечении их экономики энергоресурсами.

© Ткаченко М. Ф., 2021

Сырьевая составляющая преобладает в поставках продукции в Марокко и Тунис, в остальные страны Северной Африки более выражена несырьевая составляющая в российском экспорте [1, с. 97]. Вместе с тем, несмотря на стремление России развивать несырьевой экспорт и усиливать свои позиции в Северной Африке за счет поставок продукции с высокой добавленной стоимостью, сырьевой экспорт также рассматривается как инструмент укрепления на рынках региона, о чем свидетельствует содержание некоторых стратегических программных документов.

В текущий момент времени в сфере российского сырьевого энергетического экспорта в страны Северной Африки возникают определенные трудности, связанные с ростом конкуренции со стороны западных, азиатских и ближневосточных государств, также участвующих в поставках различных энергетических товаров в регион. Особо следует отметить влияние стран Европейского союза (ЕС), которые являются традиционными партнерами стран Северной Африки (прежде всего Марокко, Ливии, Туниса и Алжира) со времен их колониальной зависимости, хотя Египет и Судан в большей степени ориентированы на Китай и страны Ближнего Востока. Также появились новые игроки в лице Турции, Индии, Бразилии и некоторых других стран.

Вместе с тем на фоне растущего напряжения в поставках энергоресурсов на традиционные для России рынки североафриканский регион можно рассматривать как один из наиболее перспективных с учетом относительной близости к южным границам России и больших геополитических рисков, которые отпугивают некоторых других крупных поставщиков сырья и инвесторов, давая возможность российским компаниям занять свою нишу.

Активное участие Запада в дестабилизации политической и экономической обстановки в регионе в 2011 г. привело к росту недоверия со стороны стран Северной Африки к западным партнерам и стремлению к возрождению более тесных контактов с Россией [2, с. 104]. Эксперты отмечают, что многие африканские лидеры «помнят о поддержке Советского Союза в борьбе за политическую и экономическую независимость и рассматривают РФ не только как альтернативу Западу, но и Китаю, влияние которого в Африке растет с каждым годом» [1, с. 97]. Страны Северной Африки в 60-90-х гг. минувшего столетия выступали основными торговыми контрагентами Советского Союза на континенте. «На них пришлось более двух третей торгового оборота СССР с Африкой, а также значительная доля экономического и технического содействия Африке» [3, с. 58]. На современном этапе интенсифицируются контакты со странами Северной Африки, что вселяет определенный оптимизм в развитие российско-африканского сотрудничества [4, с. 7]. Многие исследователи отмечают, что у России со странами Северной Африки накоплен значительный практический опыт сотрудничества в области энергетики, что должно способствовать расширению долгосрочных контактов [2, 5]. В совокупности с деятельностью российских инвесторов в нефтегазовом секторе стран Северной Африки присутствие России на североафриканском энергетическом рынке может обеспечить мощную «подушку безопасности» для отечественных транснациональных корпораций и их посредников в регионе.

Успех российских экспортеров на рынках стран Северной Африки в основном определяется политическими, а не экономическими факторами, и очень многое зависит от баланса сил в регионе и от того, какую роль Россия играет в стабилизации экономической и политической ситуации в сложившихся условиях.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ СО СТРАНАМИ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Энергетическое сотрудничество России со странами Северной Африки пока имеет слабо выраженный полезный эффект для всех субъектов этого взаимодействия и может рассматриваться, скорее всего, как перспективное направление российской экономической дипломатии в условиях растущей неопределенности на мировых рынках энергоресурсов.

При этом Северная Африка рассматривается в ряде программных документов как важный стратегический партнер во всех областях сотрудничества, в том числе в энергетических вопросах. В «Концепции внешней политики Российской Федерации» определено намерение России развивать двусторонние отношения со странами Северной Африки, «используя механизм взаимодействия министров иностранных дел в рамках Российско-Арабского форума сотрудничества» [6]. Также площадкой для энергетического диалога с североафриканскими странами должна стать Организация исламского сотрудничества, с которой Россия взаимодействует по широкому кругу вопросов. Определенный толчок к возобновлению активного диалога со странами Северной Африки в области энергетического сотрудничества дал Экономический форум Россия - Африка 2019 г., на котором на постоянной основе должно проводиться обсуждение торговых и инвестиционных инициатив России в странах Африки. Также планируется, что в рамках Петербургского международного экономического форума будет регулярно проводиться сессия Россия - Африка. Важнейшее место в развитии сотрудничества (в том числе энергетического) России и стран Северной Африки занимают межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Во «Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года» напрямую указывалось на то, что Россия должна принимать участие в проектах геологоразведки и добычи углеводородов, а также создании трубопроводной сети в Алжире, обеспечить условия для внедрения российских ядерных технологий и услуг по строительству АЭС в Египте, Алжире и Марокко [7].

В «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» указывается на потенциал роста поставок угля в страны Северной Африки, что является следствием роста конкуренции среди поставщиков угля в западном направлении [8]. В «Программе развития угольной промышленности России до 2035 года» сделан акцент на «инвестиционное сотрудничество в области развития транспортной инфраструктуры угля, освоения производства продуктов глубокой переработки угля и комплексного использования ресурсов угольных месторождений, а также формирование консорциумов из российских и иностранных угольных компаний» [9].

Анализ программно-целевых индикаторов свидетельствует о том, что именно поставки угля будут одним из наиболее перспективных направлений экспорта энергетических товаров в страны Северной Африки. Вероятно, это является следствием того, что Россия испытывает мощное давление со стороны других поставщиков нефти и газа в регион, что снижает потенциал российского экспорта этих видов продукции.

Вместе с тем с практической точки зрения отношения между Россией и странами Северной Африки в области энергетического сотрудничества выстраиваются

преимущественно на основе заключенных меморандумов, не имея под собой никакого реального плана действий и сроков реализации намерений, а также не закрепляя обязательств стран по взаимодействию в указанной сфере. Подобные документы в последние годы подписаны с Королевством Марокко (по сотрудничеству в сфере энергетической безопасности, в области возобновляемых источников энергии, в сфере энергетики), с Алжиром (о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса, а также в газовой сфере) и с Суданом (о сотрудничестве в нефтегазовой сфере).

Это дает основания говорить о незавершенности переговорного процесса в области энергетики и отсутствии твердых гарантий со стороны потребителей российских энергоресурсов в странах Северной Африки в том, что касается обязательств по закупке российского газа или нефти в долгосрочной перспективе. Неопределенность в объемах спроса на российские энергоресурсы отражается в данных статистики их импорта странами Северной Африки.

ИМПОРТ РОССИЙСКИХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ В СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ

Анализ данных статистики импорта энергоресурсов в страны Северной Африки из России показывает отсутствие стабильного роста поставок и высокую во-латильность стоимостных объемов импорта по отдельным товарным позициям, а также указывает на его слабую диверсификацию.

Наиболее значимым в стоимостном выражении на протяжении длительного периода являлся объем поставок продукции по товарной позиции 2710 «Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты» Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), потребителями которой выступают в разной степени все страны Северной Африки (рис. 1). При этом динамика поставок по этой товарной позиции достаточно волатильна и, вероятно, будет иметь тенденцию к снижению в силу того, что планируется строительство нефтеперерабатывающих заводов в Судане и Марокко при участии России, что предполагает обеспечение нефтепродуктами региона Северной и Восточной Африки за счет локализации нефтеперерабатывающих производств.

После 2010 г. все крупнейшие страны региона продемонстрировали спрос на продукцию по товарной позиции 2711 «Газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие» ТН ВЭД ЕАЭС, хотя он также отличался существенной волатильно-стью, а в последние годы наметилась нисходящая динамика в большинстве стран, за исключением Марокко (рис. 2).

Увеличение объемов импорта угля и его производных по товарной позиции 2701 «Уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля» ТН ВЭД ЕАЭС остается в качестве вероятной тенденции только для Марокко, демонстрирующего стабильный спрос на этот вид продукции, а также в определенной степени Египта и Алжира, остальные страны в целом слабо заинтересованы в его поставках из России (рис. 3).

—АлжирНЩ— Египет -Q- Ливия -Д- Марокко Ж Судан — X— Тунис

Источник: International Trade Center [10].

Рис. 1. Стоимостной объем импорта по товарной позиции 2710 ТНВЭД ЕАЭС в страны Северной Африки из России, тыс. долл. США

Источник: International Trade Center [10].

Рис. 2. Стоимостной объем импорта по товарной позиции 2711 ТН ВЭД ЕАЭС в страны Северной Африки из России, тыс. долл. США

С 2014 г. Египет является достаточно мощным потребителем продукции по товарной позиции 2704 «Кокс и полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированные или неагломерированные; уголь ретортный» ТН ВЭД ЕАЭС, Алжир практикует эпизодические поставки из России этого вида продукции (рис. 4).

600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000

-О- Алжир

—□— Египет

-Д- Марокко

—Ж— Судан

0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 00000000000000000000 22222222222222222222

Источник: International Trade Center [10].

Рис. 3. Стоимостной объем импорта по товарной позиции 2701 ТН ВЭД ЕАЭС в страны Северной Африки из России, тыс. долл. США

50 000

40 000

30 000

20 000

10 000

Источник: International Trade Center [10].

Рис. 4. Стоимостной объем импорта по товарной позиции 2704 ТН ВЭД ЕАЭС в страны Северной Африки из России, тыс. долл. США

Наиболее значимым партнером является Египет, который также осуществляет эпизодические поставки по товарным позициям 2713 ««Кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород», 2715 «Смеси битумные на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол или пека минеральных смол (например, битумные мастики, асфальтовые смеси для дорожных покрытий)», 2708 «Пек и кокс пековый, полученные из каменноугольной смолы или прочих минеральных смол», 2707 «Масла и другие продукты

0

0

высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических» ТН ВЭД ЕАЭС.

Марокко в течение длительного периода (вплоть до 2016 г.) являлось крупнейшим потребителем по товарной позиции 2709 «Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных минералов» ТН ВЭД ЕАЭС.

В целом позицию России в Северной Африке как экспортера минерального сырья можно охарактеризовать как неоднозначную. На фоне достаточно высокого спроса на уголь и его производные со стороны крупнейших стран региона (Алжир, Египет и Марокко), где Россия занимает лидирующие позиции в соответствии с размером ее доли в общемировом импорте в эти страны (табл.), сокращаются поставки нефти и нефтепродуктов, прежде всего, по товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС (наиболее благоприятная ситуация пока складывается только в Египте). По товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС эта тенденция особенно заметно прослеживается в Марокко, где фактически прекратились поставки сырой нефти и нефтепродуктов после 2015 г., хотя до этого времени Россия находилась в числе лидеров. Из анализа показателя «доля российского импорта по отдельным товарным позициям» в группе «Минеральное сырье» в общемировом импорте в страны Северной Африки следует, что по остальным товарным позициям складывается еще более сложная ситуация.

Таким образом, несмотря на относительную близость России к странам региона и укрепление торгово-экономического сотрудничества в последнее десятилетие, насыщенность рынка российским углеродным сырьем остается крайне низкой.

УЧАСТИЕ РОССИИ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ ЗА СЕВЕРОАФРИКАНСКИЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК

Присутствие российских экспортеров энергоресурсов в странах Северной Африки осложняется увеличивающимся влиянием стран Ближнего Востока, Китая, США и некоторых других развитых стран на потребителей в регионе.

Так, в Алжире Россия имеет явное преимущество (по данным 2017 г.) только в поставке по товарной позиции 2701 «Уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля» ТН ВЭД ЕАЭС, а также входит в пятерку ведущих поставщиков по товарной позиции 2710 «Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты» (здесь она больше всего конкурирует с Литвой, Францией, Италией и США). С 2013 г. Россия в принципе не осуществляет поставок по таким товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС, как 2704 «Кокс и полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированные или неагломе-рированные; уголь ретортный», где, по данным 2017 г., наиболее сильны позиции Китая, Нидерландов, Боснии и Герцеговины, Италии и Испании. Также с 2013 г. отсутствует российский экспорт в страны Северной Африки по товарной позиции 2711 «Газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие», по которой уверенно лидируют Нидерланды, Саудовская Аравия, Италия, Бельгия и Германия [10].

со о

Таблица

Доля российского импорта по отдельным товарным позициям в группе «Минеральное сырье» в общемировом импорте в страны Северной Африки, %

2

§

0

С!

1

1 §

2

I §

£ С

I

5

иа

К: 8

Страна Год

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Товарная позиция 2710 «Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты»ТН ВЭД ЕАЭС

Алжир 0 5,5 0 0 0,009 0 3,5 0,03 31 12,8 23,3 21,7 17,7 11,0 17,5 12,9 4,7 н/Д н/д н/д

Египет 5,4 0 0 4,6 0 1,6 0 5,2 6,3 8,8 6,2 10,7 0,4 1,9 8,6 2,0 5,6 8,4 3,4 н/д

Ливия н/Д н/Д н/Д н/Д н/Д н/Д 0 0 0 0,004 н/Д н/Д н/Д н/Д н/Д 0,1 н/Д 0,35 н/д н/д

Марокко 0,08 0 0,11 0,25 0 0 0,08 0,36 0,12 0,41 0,8 0,89 0,57 0,43 0,93 0,46 0,53 1,08 0,4 н/д

Судан* 0 н/Д 0,03 0 3,3 0,0001 0,002 н/д н/д

Тунис 0,8 0,6 0,3 0,8 0,3 0,7 0,8 1,3 0,9 0,9 1,1 0,6 0,3 0,5 0,6 0,8 0,3 0,2 0,4 н/д

Товарная позиция 2711 «Газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие» ТН ВЭД ЕАЭС

Алжир н/Д н/Д н/Д н/Д н/Д н/Д н/Д н/Д н/Д н/Д н/Д н/Д 41,2 н/Д н/Д н/Д н/Д н/Д н/д Н/д

Египет 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0,2 0 0 0,12 0 0 0,7 0,1 0,64 0,8 Н/д

Марокко 0 0 0,2 1,7 0 0 0 0 0 0 0,4 1,5 1,2 0,9 0,6 1,0 0 0 0,45 Н/д

Тунис 0,01 0 0 0,01 0 0 0,005 0 0 0 0 0 0,04 0,01 0,47 0,17 0,2 0,25 0,05 Н/д

Товарная позиция 2701 «Уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля» ТН ВЭД ЕАЭС

Алжир 0 10,6 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 62,2 85 97,2 н/Д н/Д Н/д

Египет 33,9 5,8 0 1,6 0 0 0 0 0 3,3 1,6 19,1 13,2 20,3 34,9 45,0 29,3 14,0 9,2 Н/д

Марокко 5,4 7,8 5,9 6,2 5,2 8,5 3,4 8,5 22,8 34,9 36,6 13,9 13,6 25,8 25,2 42,1 49,4 40,4 72,5 Н/д

Судан 0 н/Д 5,9 0 21 0 0 н/Д н/д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тунис 0 0 0 0 0 0 0 70,2 28,4 89,7 0 0 0 0 0 17,5 20,8 11,5 12,3 н/д

Товарная позиция 2704 «Кокс и полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированные или неагломерированные; уголь ретортный» ТН ВЭД ЕАЭС

Алжир 0 67 85,6 43,5 0 0 0 0 0 27,5 0 0,8 0 0 0 0 0 н/Д н/Д н/д

Египет 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4,4 0 0 0 4,3 10,1 17,2 29,9 10,4 10,4 н/д

Окончание таблицы

Страна Год

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Товарная позиция 2713 ««Кокс нефтяной, битум нефтяной и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород» ТН ВЭД ЕАЭС

Египет 0 0 0 2,7 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4,3 0 0 0 н/д

Товарная позиция 2715 «Смеси битумные на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол или пека минеральных смол (например, битумные мастики, асфальтовые смеси для дорожных покрытий)»

Египет н/д н/Д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 0,21 н/д

Товарная позиция 2708 «Пек и кокс пековый, полученные из каменноугольной смолы или прочих минеральных смол» ТН ВЭД ЕАЭС

Египет н/д н/Д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 1,7 н/д

Товарная позиция 2707 «Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических» ТН ВЭД ЕАЭС

Египет 0 0 0 0 0 0 0 1,9 0,5 0 0 0 2,1 0 0,2 0 0,6 0,19 5,0 н/д

Тунис н/д н/Д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 0,1 н/д н/д н/д н/д

Товарная позиция 2709 «Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных минералов» ТН ВЭД ЕАЭС

Марокко 16,9 5,9 44,9 37,1 38,2 25,1 31,3 13,8 19,0 14,7 8,5 17,8 17,9 18,9 35,0 0 0 0 0 Н/д

Судан 6,1 5,6 7,5 0,8 1,1 н/д Н/д

Товарная позиция 2703 «Торф (включая торфяную крошку), агломерированный или неагломерированный»ТН ВЭД ЕАЭС

Тунис 0 0,4 0 0 0 0 0 0,7 0,6 0,2 0,2 0 0 0 0 0 0 0 0 Н/д

Товарная позиция 2712 «Вазелин нефтяной; парафин, воск нефтяной микрокристаллический, гач парафиновый, озокерит, воск буроугольный, воск торфяной, прочие минеральные воски и аналогичные продукты, полученные в результате синтеза или других процессов, окрашенные или неокрашенные» ТН ВЭД ЕАЭС

Судан н/Д н/д н/д 1,1 н/д н/д н/д н/д Н/д

* Данные по Судану (здесь и далее) приводятся с 2012 г. И с т о ч н и к: International Trade Center [10].

В Египте Россия (по данным 2019 г.) занимает второе место в поставках по товарным позициям 2701 «Уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля», 2704 «Кокс и полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированные или неагломерированные; уголь ретортный» ТН ВЭД ЕАЭС, где уверенно лидируют США, занимая наибольшую долю рынка этой североафриканской страны. В экспорте по товарной позиции 2701 также участвуют ЮАР, Испания, Канада, а по товарной позиции 2704 - Китай, ЮАР, Испания. По данным 2019 г., Россия находится на восьмом месте по поставкам по товарной позиции 2710 «Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты» ТН ВЭД ЕАЭС, где ее заметно опережают страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт), а также Греция и Турция [10].

По экспорту в рамках товарной позиции 2707 «Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических» ТН ВЭД ЕАЭС Россия находится на шестом месте, и ее основными конкурентами в текущий момент времени являются Республика Корея, Украина, Индия, Испания и Дания [10].

В Марокко Россия фактически после 2015 г. утратила свои позиции в экспорте по товарной позиции 2710 «Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты» ТН ВЭД ЕАЭС (она занимала первое место, опережая очень сильных конкурентов - ближневосточные страны). Также Россия сокращает присутствие в экспортных поставках по товарной позиции 2711 «Газы нефтяные и углеводороды газообразные прочие» ТН ВЭД ЕАЭС, занимая девятое место (по данным 2019 г.), где лидируют США, Алжир, Испания, Норвегия и Франция. Россия доминирует только в поставках по товарной позиции 2701 «Уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля» ТН ВЭД ЕАЭС, значительно опережая США, Колумбию, Испанию и ЮАР, также входящих в пятерку наиболее значимых для Марокко экспортеров [10].

В Судане присутствие России наиболее значимо в экспорте по товарной позиции 2709 «Нефть сырая и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных минералов» ТН ВЭД ЕАЭС - она входит в пятерку наиболее успешных экспортеров (при относительной малой доле в импорте этой страны по рассматриваемой товарной позиции) [10].

В Тунисе Россия наиболее успешна в экспорте по товарной позиции 2701 «Уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля» ТН ВЭД ЕАЭС, где, по данным 2019 г., она занимает третье место, уступая только Египту и Испании и опережая Индию и Германию. В экспорте нефти и различных продуктов, произведенных из нефти, Россия значительно уступает США, Китаю и ряду европейских поставщиков [10].

Кроме того, география взаимодействия стран Северной Африки в энергетической сфере расширяется и подкрепляется новыми соглашениями о сотрудничестве, что создает дополнительное напряжение для России на этом рынке.

Так, в 2018 г. подписано соглашение между Израилем и Египтом о поставках израильского газа в Египет на сумму 15 млрд долл. США. При этом израильские компании Noble Energy Inc. и Delek Drilling объявили о том, что планируют поставить в Египет в течение десяти лет 64 млрд куб. м природного газа с израильских шельфовых месторождений Тамар и Левиафан. С египетской стороны покупателем выступила компания Dolphinus Holding Ltd. Кроме того, планируется реализация еще нескольких проектов (возрождение газопровода Ариш-Ашкелон совместно с Израилем и строительство совместного газопровода с Кипром), которые позволят превратить Египет в крупный энергетический хаб в Северной Африке [11].

В 2018 г. правительство Саудовской Аравии объявило о том, что наладит бесплатные поставки нефти в Судан для того, чтобы поспособствовать преодолению топливного кризиса в стране. Этот проект рассчитан на пять лет. Каждый год объем поставок будет увеличиваться на 7%. Их финансирование будет осуществлять Саудовский банк развития [12].

При этом увеличивается потенциал присутствия в регионе традиционных поставщиков углеводородов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ статистики импорта российских энергоресурсов странами Северной Африки продемонстрировал весьма скромную позицию России как экспортера в наиболее развитом с экономической точки зрения регионе Африки. При этом даже в странах, которые традиционно проявляли приверженность закупкам энергоресурсов у России (Марокко и Тунис), отмечается существенное сокращение объемов спроса российской продукции, прежде всего, сырой нефти и нефтепродуктов. Конечно, у этого процесса имеется и оптимистичная сторона, выражающаяся в том, что Россия активно сотрудничает с нефтегазовыми компаниями Северной Африки, добиваясь совместной разработки месторождений и локализации нефтеперерабатывающих заводов непосредственно в границах региона. Это в некоторой степени объясняет отсутствие положительной динамики экспорта нефти и газа в страны Северной Африки. Однако страны Северной Африки в среднесрочной перспективе ориентированы на закупку энергоресурсов, и России следует обеспечить себе достойное место в числе ведущих экспортеров нефти и нефтепродуктов в регион. Более успешно складывается ситуация с экспортом угля и его производных, где Россия остается в числе лидеров и даже наращивает свое присутствие в последние несколько лет, особенно в Египте, Марокко и Алжире.

В целом можно констатировать, что российская энергетическая экспортная стратегия в странах Северной Африки пока никак себя не оправдывает. Недостаточное присутствие России на энергетическом рынке региона объясняется рядом факторов.

Во-первых, сохраняется очень сильная экономическая зависимость стран Северной Африки от бывших метрополий и их энергетических компаний, которые после серии политических кризисов пытаются наращивать присутствие в регионе.

Кроме того, такие крупные субъекты мировой экономики, как Китай и США, пытаются использовать различные доступные им инструменты экономической дипломатии для получения доступа на рынки региона.

Во-вторых, отсутствие в большинстве стран региона организаций, отстаивающих интересы российских экспортеров, низкая институционализация внешнеторговых связей.

В-третьих, сложность входа на североафриканский рынок, обусловленная высокими политическими рисками, криминализацией государственных структур и коррупцией местных чиновников, возможностью вмешательства в дела региона со стороны третьих стран. Это создает риски для заключения долгосрочных контрактов на поставку энергоресурсов.

На положении России на энергетическом рынке Северной Африки отразилась потеря ее политического влияния в регионе после распада СССР и переориентация внешнеторговых связей на страны Запада, что позволило другим крупным игрокам занять освободившуюся нишу. Восстановление доверия со стороны стран Северной Африки является очень длительным процессом, хотя для этого сложились все предпосылки, в том числе на высшем уровне, что, возможно, придаст необходимый импульс развитию энергетического сотрудничества России и стран Северной Африки. Кроме того, страны Северной Африки относятся к наиболее развитым государствам континента и занимают достаточно выгодное географическое положение, что в целом повышает их роль в мировой торговле и делает их выгодными транзитерами российской продукции или площадками по добыче и переработке сырья при участии российских компаний.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Абрамова И., Фитуни Л. Новая стратегия России на африканском направлении // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 12. С. 90-100.

2. Володина М. А. Экономические интересы России в Северной Африке // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2017. № 2 (12). С. 103-116.

3. Волков С., Ткаченко А. Экономическое сотрудничество России со странами Северной Африки // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 7. С. 57-66.

4. Кузнецов А. Торговля России с Африкой. Новые явления в условиях «войны санкций» // Международные процессы. 2018. Т. 16. № 4 (55). С. 6-19.

5. Жерлицына Н. А. Россия и страны Северной Африки: сотрудничество в условиях возрастания террористической угрозы и экономического кризиса // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2016. № 1. С. 73-85.

6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 30.11.2016 № 640) [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/ official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248.

7. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/ vec2020.

8. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf.

9. Программа развития угольной промышленности России до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.06.2020 № 1582-р) [Электронный ресурс]. URL: http:// static.government.ru/media/files/OoKX6PriWgDz4CNNAxwIYZEE6zm6I52S.pdf.

10. International Trade Center. International Trade Statistics 2001-2020 [Electronic resource]. URL: https://www.intracen.org/itc/market-info-tools/trade-statistics/.

11. Жидкова Л. Ю. О перспективах совместных проектов Израиля и Египта в газовой отрасли (22.09.2018) / Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс]. URL: http://www.nmes. ru/?p=48023.

12. Saudi Arabia to supply oil to fuel-starved Sudan (07.05.2018) / Arabian Business [Electronic resource]. URL: https://www.arabianbusiness.com/energy/395962-saudi-arabia-to-supply-oil-to-fuel-starved-sudan.

REFERENCES

1. Abramova I., Fituni L. Russia's new strategy in the African direction. In: World economy and international relations, 2019, vol. 63, no. 12, pp. 90-100.

2. Volodina M. A. Russia's economic interests on North Africa. In: Herald of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. Russia and the world, 2017, no. 2 (12), pp. 103116.

3. Volkov S., Tkachenko A. Economic collaboration of Russian Federation with North Africa countries. In: World Economy and International Relations, 2019, vol. 63, no. 7, pp. 57-66.

4. Kuznetsov A. Russian trade with Africa. New features in the context of the "sanctions war". In: International trends, 2018, vol. 16, no. 4 (55), pp. 6-19.

5. Zherlitsyna N. A. Russia and the countries of North Africa: cooperation under the increasing of terrorism and the economic crisis. In: Bulletin of the Russian Humanitarian Science Foundation, 2016, no. 1, pp. 73-85.

6. Concept of foreign policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on November 30, 2016 no. 640) [Electronic resource]. URL: https://www.mid.ru/ foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248.

7. Foreign economic strategy of the Russian up to 2020 [Electronic resource]. URL: http://old. economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/vec2020.

8. Energy strategy of the Russian Federation for the period up to 2035 (approved by the order of the Government of the Russian Federation on June 9, 2020 no. 1523-r) [Electronic resource]. URL: http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf.

9. The program for the development of the coal industry of the Russia up to 2035 (approved by the order of the Government of the Russian Federation on June 13, 2020 no. 1582-r) [Electronic resource]. URL: http://static.government.ru/media/files/OoKX6PriWgDz4CNNAxwIYZEE6z-m6I52S.pdf.

10. International Trade Center. International Trade Statistics 2001-2020 [Electronic resource]. URL: https://www.intracen.org/itc/market-info-tools/trade-statistics/.

11. Zhidkova L. Y. On the prospects for joint projects between Israel and Egypt in the gas industry (22.09.2018) / Institute of the Middle East [Electronic resource]. URL: http://www.nmes. ru/?p=48023.

12. Saudi Arabia to supply oil to fuel-starved Sudan (07.05.2018) / Arabian Business [Electronic resource]. URL: https://www.arabianbusiness.com/energy/395962-saudi-arabia-to-supply-oil-to-fuel-starved-sudan.

Информация об авторе

Ткаченко Марина Федоровна - доктор экономических наук, профессор, проректор (по научной работе), Российская таможенная академия, 140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, e-mail: marstav251280@gmail.com, тел.: 8 (926) 476-81-69.

Information about the author

Tkachenko Marina F. - doctor of economics, professor, vice-rector (for scientific work), Russian Customs Academy, 140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4, e-mail: marstav251280@gmail.com, tel.: 8 (926) 476-81-69.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. Для цитирования

Ткаченко М. Ф. Роль и место России в сырьевом энергетическом экспорте в страны Северной Африки // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 23-36.

For citation

Tkachenko M. F. The Role and Place of Russia in Raw Energy Exports to the Countries of North Africa. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 3, pp. 23-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.