Научная статья на тему 'Международное стратегическое партнерство России: проблемы и перспективы'

Международное стратегическое партнерство России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СФЕРА / ECONOMIC INTERESTS / STRATEGIC COOPERATION / FUEL AND ENERGY COMPLEX / ENERGY POLICY AND STRATEGIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моногаров Николай Николаевич

Статья посвящена анализу актуальных проблем стратегического взаимодействия и экономических интересов Российской Федерации, Мароккои Мавритании в энергетической сфере. Особое внимание уделено аргументам в пользу укрепления двусторонних отношений Российской Федерации, Марокко и Мавритании в нефтегазовом секторе. Переговоры России, Марокко и Мавритании на высочайшем уровне подтверждают объективнуюпотребность и целесообразность укрепления диалога по взаимовыгодномупартнерству как по вопросам энергетического сектора, так и в других сферах экономики, но геополитические особенности некоторых стран Северной Африки не могут не оказывать влияния на реализацию совместных проектов, которые часто замораживаются без объяснений. Процесс современнойтрансформации энергетического взаимодействия Мавритании, Марокко иРоссии нуждается в дальнейшей проработке с точки зрения экономическихи международных отношений этих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моногаров Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL STRATEGIC PARTNERSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION: ISSUES AND PROSPECTS

The article is devoted to topical issues of strategic cooperation and economicinterests of the Russian Federation, Morocco and Mauritania in the energy sector.Special attention is paid to arguments in favor of strengthening bilateral relationsbetween the Russian Federation, Morocco and Mauritania in the oil and gas sector. Negotiations of the Russian Federation, Morocco and Mauritania at the highest level confirmed by the objective need and feasibility of enhancing the dialogue for mutually beneficial partnerships in the energy sector and in other sectors of the economy, but geopolitical features of some North African countries can not affect the implementation of joint projects, which are often frozen without explanation. The process of modern transformation of the energy interaction Mauritania, Morocco and Russia needs further consideration from the point of view of economic and international relations of these countries.

Текст научной работы на тему «Международное стратегическое партнерство России: проблемы и перспективы»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

INTERNATIONAL STRATEGIC PARTNERSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION: ISSUES AND PROSPECTS

УДК 339.94 DOI: 10.25631/PEJ.2019.2.46.54

МОНОГАРОВ Николай Николаевич

аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, nikolaymonogarov@gmail.com

MONOGAROV, Nikolay Nikolayevich

Post-graduate Student, Saint Petersburg State University of Economics, nikolaymonogarov@gmail.com

Аннотация.

Статья посвящена анализу актуальных проблем стратегического взаимодействия и экономических интересов Российской Федерации, Марокко и Мавритании в энергетической сфере. Особое внимание уделено аргументам в пользу укрепления двусторонних отношений Российской Федерации, Марокко и Мавритании в нефтегазовом секторе. Переговоры России, Марокко и Мавритании на высочайшем уровне подтверждают объективную потребность и целесообразность укрепления диалога по взаимовыгодному партнерству как по вопросам энергетического сектора, так и в других сферах экономики, но геополитические особенности некоторых стран Северной Африки не могут не оказывать влияния на реализацию совместных проектов, которые часто замораживаются без объяснений. Процесс современной трансформации энергетического взаимодействия Мавритании, Марокко и России нуждается в дальнейшей проработке с точки зрения экономических и международных отношений этих стран.

Ключевые слова: экономический интерес, стратегическое взаимодействие, топливно-энергетический комплекс, энергетическая политика, энергетическая сфера.

Abstract.

The article is devoted to topical issues of strategic cooperation and economic interests of the Russian Federation, Morocco and Mauritania in the energy sector. Special attention is paid to arguments in favor of strengthening bilateral relations between the Russian Federation, Morocco and Mauritania in the oil and gas sector.

© Моногаров Н. Н., 2019.

Negotiations of the Russian Federation, Morocco and Mauritania at the highest level confirmed by the objective need and feasibility of enhancing the dialogue for mutually beneficial partnerships in the energy sector and in other sectors of the economy, but geopolitical features of some North African countries can not affect the implementation of joint projects, which are often frozen without explanation. The process of modern transformation of the energy interaction Mauritania, Morocco and Russia needs further consideration from the point of view of economic and international relations of these countries.

Key words: economic interests, strategic cooperation, fuel and energy complex, energy policy and strategic.

Экономические интересы традиционно служили одной из главных движущих сил развития государств, межгосударственных связей и установления взаимовыгодных, порой долгосрочных контактов. Установление торговых путей, поиск новых источников сырья и рынков сбыта присутствовали в повестке дня внешнеэкономических ведомств наравне с вопросами войны и мира, а также служили инструментом усиления государств и одновременно способом установления стабильных и долгосрочных отношений [1].

Научная институализация понятия «экономический интерес» появляется в трудах А. Смита, который противопоставляет представление об имманентных потребностях конкретному побудителю экономической деятельности - интересу. Экономический интерес - это то, что заставляет человека предлагать другим людям товары, услуги или труд. В марксизме экономический интерес также определяется как побудитель, но уже не личной, а общественной активности. «... Общий интерес, - писал Маркс, - существует не только в представлении, как "всеобщее", но, прежде всего, он существует в действительности в качестве взаимной зависимости индивидов, между которыми разделен труд» [2, с. 31].

С нашей точки зрения, понятие «экономический интерес государства», безусловно, сложная система, она определяется эконо-

мическими отношениями и стратегическим партнерством между взаимодействующими субъектами, выступая стимулом для стабилизации и роста хозяйственной деятельности, руководствующейся национальными интересами, что привносит макроэкономическую стабильность на межгосударственном уровне, оказывая определенное значение на развитие мирохозяйственных процессов.

Экономическое развитие государств, ставящих во главу коммерческие интересы и мирное урегулирование споров с целью сохранения прибыли, британский историк и литератор Г. Никольсон охарактеризовал как «теорию лавочника» или «купеческую теорию» [3]. В отличие от «героической теории», основанной на использовании силы в целях защиты интересов государства и приумножения его престижа, «теория лавочника» исходит из положения о том, что внешние связи являются, прежде всего, «помощником торговли» и залогом стабильного поступательного развития в условиях установления честных партнерских отношений с государствами на международной арене. Топливно-энергетический комплекс составляет одно из главных направлений мировой экономики, он прочно вошел в дискурс многих стран мира и стал оплотом для наращивания экономического потенциала государств [4].

Возрастание роли энергетического фактора во внешней и внутренней экономике государств и институциональное оформление отрасли на глобальном уровне совпало с параллельным процессом трансформации системы международных экономических отношений в данном секторе, что не может не отражаться на будущем развитии экономики Российской Федерации. Данный мировой процесс повлек за собой пристальный интерес к проблемам перспективного развития ТЭК, используемый для достижения целей и задач, диктуемых интересами государств на международной арене для их будущей экономической успешности и стабильности государств в целом. «Российский топливно-энергетический комплекс в условиях сложной рыночной конъюнктуры и санкций сумел ответить на стоящие перед ним вызовы», - заявил В. Путин на заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности в августе 2018 г. «В условиях сложной рыночной конъюнктуры последних лет и искусственных внешних ограничений российский ТЭК сумел эффективно ответить на стоящие перед ним вызовы. По итогам прошлого года Россия вновь подтвердила свой статус одного из лидеров глобального энергетического рынка. Мы заняли первое место в мире по объему добычи нефти, второе - по добыче газа», - отметил президент Российской Федерации [5].Рост энергопотребления развивающихся африканских стран не только привёл к увеличению глобального энергопотребления, но и значительно изменил международную торговлю энергоресурсами, развивающиеся страны стали все активнее и зачастую успешно конкурировать в области потребления и добычи энергоресурсов. На современном этапе особо остро стоит проблема эффективности энергетического партнерства в контексте создания единой системы энергетической безопасности как в странах Европы, так и других регионах, что создает новую экономическую реальность для стран Северной Африки, которые вынуждены пересматривать устоявшуюся систему традиционных отношений в мировом энергетическом пространстве, в том числе и с Россией.

Страны Северной Африки (Алжирская Народная Демократическая Республика, Арабская Республика Египет, Ливия, Королевство Марокко, Исламская Республика Мавритания) демонстрируют региональную специфику в вопросах формирования собственной модели энергетической безопасности, делая упор на развитие национального ТЭК и особенно нефтегазового сектора. Также необходимо учитывать, что реализация энергетической стратегии стран Североафриканского региона происходит посредством интеграции в общий рынок ЕС по природному газу и нефти (многие из них богаты крупными месторождениями нефти и природного газа), в том числе и в области развития возобновляемых источников энергии и уменьшения выбросов углекислого газа.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2030 г. определена роль ТЭК как одного из основных элементов системных изменений в экономике, что позволяет нефтегазовым компаниям России искать пути развития в каждом отдельном регионе мира, преследуя национальные интересы своей страны. В частности, крупные российские нефтегазодобывающие компании уделяют серьезное внимание скорейшему возобновлению создания стратегических альянсов в Североафриканском регионе, в силу чего значимость углеводородных ресурсов африканского континента приобретает некоторые новые аспекты, несмотря на военно-политические и стратегические риски данного региона [6].

Одно из подтверждений эффективности стратегии взаимодействия в области энергетики Королевства Марокко, Исламской Республики Мавритании и России - сотрудничество крупных топливно-энергетических компаний в этих регионах, в том числе в рамках совместных проектов по добыче и разработке новых месторождений полезных ископаемых и решений вопросов в данном секторе экономики на уровне глав государств и энергетических ведомств. В рамках двухсторонних и многосторонних контактов удалось добиться некоторых значительных результатов в каждом из указанных направлений, но есть и нереализованные долгосрочные перспективные

совместные проекты, причем большое внимание в разработке стратегических партнерств уделяется механизму транснационального управления природными ресурсами, который позволяет одновременно защищать экосистему Африки и обратить особое внимание на разработку углеводородных месторождений (нефти и газа) с учетом современных высоких экологических стандартов [7].

Страны Африки, суммарный разведанный запас сырой нефти которых составляет около 8,6% (и есть предпосылки к росту данного показателя) от мирового (как видно из данных, представленных в таблице [8]), более привлекательны для нефтегазовых транснациональных корпораций (далее - ТНК), разрабатывающих углеводородные ресурсы морского шельфа и других экологически уязвимых территорий, так как большинство африканских государств до сих пор сохраняют более щадящие экологические нормы и требования, предъявляемые национальными правительствами к компаниям-разработчикам, что позволяет ТНК экономить средства на модернизацию и разработку совре-

менных очистительных сооружений, программ по защите окружающей среды [9].

Следует отметить, что энерговооруженность стран Северной Африки находится на достаточно высоком уровне, а показатели потребления энергоресурсов на душу населения существенно увеличиваются. Так, в таких странах, как Алжир, Египет, Тунис, Марокко, Мавритания на промышленные цели расходуется почти 70% нефтегазовых ресурсов и электроэнергии, а значит, развитие энергетического комплекса в этих странах актуально и является одним из приоритетных направлений развития этих стран в целом, а доказанные показатели мировых резервов нефти и газа в этих регионах являются основой для данного развития, что наглядно представлено на рисунке [8].

Министр иностранных дел России С. Лавров на переговорах в Королевстве Марокко на встрече с королем Мухаммедом VI и главой МИД королевства Н. Буритой отметил: «Интенсивность наших контактов отражает настрой на то, чтобы постоянно совершен-

Таблица

Величина суммарных разведанных запасов сырой нефти по регионам и странам мира, млн баррелей [8]

Регион/страна 2012 г. млн/т 2013 г. млн/т 2014 г. млн/т 2016 г. млн/т 2017 г. млн/т

Северная Америка 34 661,0 37 652,0 40 503,0 36 218,0 36 218,0

Латинская Америка 338 356,0 341 522,0 341 296,0 342 549,0 339 645,0

Восточная Европа и 119 881,0 119 874,0 119 863,0 119 860,0 119 856,0

Евразия.

В том числе:

Российская Федерация 80 000,0 80 000,0 80 000,0 80 000,0 80 000,0

Западная Европа 10 800,0 11 337,0 10 761,0 10 064,0 11 353,0

Средний Восток 799 132,0 802 958,0 802 512,0 802 848,0 807 730,0

Африка 128 291,0 128 070,0 127 254,0 127 969,0 128 359,0

Азия и Тихоокеанский 47 552,0 47 860,0 48 197,0 48 385,0 49 003,0

регион

Весь мир 1 478 673,0 1 489 272,0 1 490 386,0 1 487 893,0 1 492 164,0

Примечание. Составлено автором по материалам «IMF World Economic Outlook - 2012-2017».

ствовать наше взаимодействие на прочной основе декларации 2002 г. Хочу также ответить взаимностью на выражение дружбы и искренней заинтересованности в продвижении наших отношений во всех направлениях» [11]. Во время деловой поездки в Марокко отмечалась важность заключенных договоренностей и экономических взаимодействий двух стран.

На основе действующих деклараций о стратегическом партнерстве, заключенных в начале XXI в. между Российской Федерацией и королевством Марокко (15.10.2002 г.) и Исламской Республикой Мавританией (04.04.2001 г.), нами сделан сравнительный анализ этих документов. Стоит отметить общие черты данных документов с точки зрения экономической составляющей и тенденций в мировом сообществе международных экономических отношений [12]:

1) отмечаются традиционные дружественные отношения, скрепленные вековой историей между странами, и данные стратегические партнерства предусматривают развитие масштабных сотрудничеств;

2) выражены желания стран в укреплении международных отношений во всех областях в рамках взаимовыгодного стратегического партнерства, способствующих интересам прогресса и процветания взаимодействующих сторон;

3) рассматриваются принципы равноправных взаимодействий в вопросах политики, безопасности (с точки зрения обеспечения международного мира), культуры, науки и техники, социально-экономического развития африканских народов, агропромышленного комплекса;

4) сделан особый акцент на экономическое, научно-техническое, торговое и финансовое партнерство, определены области и сферы

Рисунок

Показатели доказанных мировых резервов нефти и газа по регионам на 2017 г., %

Примечания:

1. Составлено автором по материалам «IMF World Economic Outlook - 2017».

2. В рейтинге глобальной конкурентоспособности экономики в 2016-2017 гг., опубликованном Всемирным экономическим форумом в Давосе, Марокко занимает 70-е место из 138, опережая Алжир, который занимает 87-е место, Тунис (92-е место) и Египет (115-е место) [10].

экономического взаимодействия путем осуществления совместных проектов, взаимовыгодных инвестиций во всех сферах экономического сотрудничества;

5) расставлены реперные точки в вопросах международных экономических отношений, требующих постоянного переосмысления, перестройки, с целью создания благоприятных условий для их органического встраивания в систему мирохозяйственных связей, международных торгово-эконмических и финансовых институтов;

6) раскрываются намерения по укреплению и диверсификации традиционных партнерств в области энергетики, требующие дополнительного импульса в современных экономических условиях.

Хотелось бы обратить внимание, что углубленное сотрудничество в топливно-энергетическом комплексе не отражено в декларациях Королевства Марокко и Исламского государства Мавритании, которое, на наш взгляд, стоит актуализировать в условиях современного развития мировой экономики. Стоит резюмировать, что ключевой подход к развитию ТЭК включает: научно-техническое сотрудничество (использование высоких технологий в разработке новых месторождений природных углеводородов) и совместное научное изыскание, подготовку кадров в высших учебных заведениях России (способствующую развитию и повышению квалификации научных и технических кадров), совместные инвестиции и обеспечение гарантий их защиты, расширение координации в международных торговых, экономических и финансовых организациях, с целью закрепления позитивных тенденций многопланового и комплексного двустороннего (возможно, многостороннего) сотрудничества на долгосрочной основе. Безусловно, что одним из важнейших условий для развития современного сельского хозяйства (или целостного развертывания агропромышленного комплекса) в этих аграрных странах (в ближайшие годы есть предпосылки к изменению их статуса в связи с развертыванием энергетической отрасли экономики) возможно только при наличии собственных энергетических ресурсов.

В начале XXI в. активно прорабатываются стратегические проекты России с Исламской Республикой Мавританией в энергетическом секторе экономики. Например, в буровых работах по поиску новых запасов нефти участвовали специалисты компании «Баш-нефть», аналогичные исследования проводила «Тюменнефтегеофизика». В 2011 г. Министерство нефти, энергетики и горного дела ИРМ передало ПАО «Газпромнефть» материалы для изучения по нефтяному бассейну Таудени (в районе границы с Мали). ПАО «НК Русс-нефть» и подконтрольная ей международная компания «Ай-Пи-Джи», имеющая лицензии на поиск и добычу нефти, газа на территории ИРМ, совместно разрабатывали проекты освоения природных ресурсов Мавритании, в частности, добычи нефти, золота и железной руды. Компания «Русснефть», помимо основного направления возможных совместных проектов, выразила готовность реализовать и социальные проекты в сферах здравоохранения, образования ИРМ (увеличено количество квот для обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов по ряду образовательных программ высшей школы). В 2013 г. между странами подписан меморандум о сотрудничестве и создана совместная рабочая группа по взаимодействию в различных сферах экономики, в том числе и энергетической [13].

За последние годы объем двусторонней торговли России и Мавритании сравнительно невелик и составляет около 40-50 млн долл. в год (эта тенденция стала наблюдаться с 2011 г.). Основными статьями российского экспорта в Мавританию традиционно являются нефть, металлопрокат, машины, оборудование, транспортные средства и инструменты. Однако в данный момент совместные проекты в нефтегазовом секторе не реализованы, но заинтересованность Мавритании в инвестиционном участии российских компаний по добыче и разработке минеральных ресурсов остается актуальной. Импорт в Россию из Мавритании за 2016 г. составил около 10 млн долл. США. В основном импортировались продукты животного происхождения, пищевые продукты, напитки, табак, в 2018 г. импорт несколько увеличился [12].

По мнению африканиста А. Акулова, причины, препятствующие более активному развитию экономических отношений двух стран, носят обоюдный характер: «Большая осторожность деловых кругов страны в налаживании контактов с Россией, поскольку Мавритания инкорпорирована, с одной стороны, в европейское, а с другой - в общеарабское информационное поле; и без того небольшое рвение российских предпринимателей к сотрудничеству с Северной и Западной Африкой вообще и с Мавританией в частности, которое вдобавок тормозится чрезвычайно медленным согласованием документов на уровне министерств и ведомств обеих стран» [14]. Сейчас имеются тенденции к изменениям в данном вопросе на уровне министерств и ведомств, есть предпосылки к развитию совместных партнерских договоренностей, в частности в сфере энергетики.

Королевство Марокко является одним из значимых торговых партнеров России в Африке, в основном благодаря экспорту нефтяных продуктов и их производных. Инвестиционное сотрудничество между РФ и Марокко в 2007 г. способствовало сооружению в этой стране атомной электростанции на базе российского реактора ВВЭР-1000, были применены российские технологии в данной отрасли: «пиролиз» для разработки месторождений горючих сланцев «Тарфая» и «Тимахдит», технологии дистанционного зондирования Земли «Geo Vision», что позволило найти в Марокко новые месторождения нефти и газа [15].

Так, в 2016 г. торговля между странами достигла 1,4 млрд долл. США, но есть объективные предпосылки к росту этих показателей. Импорт в Россию из Марокко за 2016 г. составил около 572 млн долл. США, в основном импортировались продукты животного происхождения, текстиль. В 2015 г. руководство Марокко привлекло инвестиции до 36 млрд долл. США на развитие ТЭК и проектов по возобновляемым источникам энергии, объем экспорта угля в 2015 г. увеличился на 14% и составил 1,6 млн т. Данные показатели отражают реальную заинтересованность двух стран в стратегическом партнерстве [12].

В 2021 г. у Марокко заканчиваются соглашения о транзите газа по Трансмагрибскому газопроводу «Магриб-Европа GME» в Европу и импорту (650 млн м3/г) газа у алжирской компании «Sonatrach Group», поэтому наиболее перспективной и взаимовыгодной сферой сотрудничества между РФ и Марокко является топливно-энергетический комплекс, что позволит выйти двум странам на новый этап взаимовыгодного партнерства [15]. Такое стратегическое сотрудничество, в частности, предусматривает поставки сжиженного природного газа (СПГ), создание газовой инфраструктуры, разведку источников природных углеводородов, строительство и эксплуатацию средств электрогенерации, а также возобновляемых энергоресурсов (ВИЭ), угольной отрасли, атомной промышленности, в том числе по использованию мирного атома и применению радиоизотопов.

К 2019 г. планируется построить СПГ-терминал в Марокко совместно с компаниями ПАО «Газпром» и «НОВАТЭК» в порту Жорф Ласфар в 20 км от города Эль Джадидо на востоке Марокко. Проект СПГ-терминала предусматривает мощности от 5 до 10 млрд м3 газа, строительство хранилища, регазифи-кационного завода, газопровода протяженностью 400 км, а также всю инфраструктуру самого газового проекта, его стоимость оценивается в 4,7 млрд долл. США, однако заявленная стоимость возрастет, поскольку рассматриваются новые инфраструктурные объекты, которые будут построены после развития проекта. Российские компании ПАО «ГАЗПРОМ» «НОВАТЭК», «РТ - Глобальные Ресурсы», «ИНКОР ИНЖИНИРИНГ», «Интер РАО», ПАО «Интер РАО», OAO «ВО Техно-промэкспорт», ОАО «Силовые машины» и ООО «Хевел» заинтересованы в реализации в Марокко взаимовыгодных проектов по модернизации действующих объектов электрогенерации и строительству новых (включая солнечные станции) [15].

Подобные примеры корпораций между крупными компаниями в области энергетики РФ и стран Северной Африки требуют дальнейшего логического развития, что является одной из реперных точек при составлении

будущей дорожной карты между нашими странами по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области ТЭК. Министерство энергетики России предполагает, что в современных экономических условиях обеих стран, в частности, есть возможность конкретизировать сроки реализации совместных приоритетных проектов в ТЭК, а перспективный 2019 г. отмечается как год стабилизации и усиления межгосударственных взаимодействий. «Наши компании -"Газпром", "Роснефть", "Стройтрансгаз" - уже успешно работают в Африке и осуществляют геологоразведку и добычу на отдельных месторождениях. Тем не менее мы видим большой потенциал развития сотрудничества в области сейсмики и разработки новых нефтегазовых проектов», - подчеркнул министр А. Новак [8].

Президент международного экономического форума в Давосе К. Шваб отмечает, что мировая экономика должна стать более «инклюзивной», крупным корпорациям необходимо обратить внимание на небольшие компании развивающихся стран во всех сферах экономики, дать возможность для их стабилизации. Страны Северной Африки как раз подпадают под данное предложение, что, безусловно, отразится на развитие их энергетического сектора экономики и целостного развертывания ТЭК, как приоритетного направления развития этих аграрных стран, в которых есть достаточные запасы природных источников углеводородов [12].

В результате проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы.

Во-первых, экономический интерес государства, безусловно, сложная система, она определяется экономическими отношениями между взаимодействующими субъектами, выступая стимулом стабилизации и роста хозяйственной деятельности, руководствующейся национальными интересами, что привносит макроэкономическую стабильность на межгосударственном уровне, оказывая значение на развитие мирохозяйственных процессов.

Во-вторых, в данных экономических условиях внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации приобретает особое значение,

ее вектор смещается в регионы, перспективные для развития глобального международного сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе.

В-третьих, сырьевые ресурсы Марокко и Мавритании, с одной стороны, и научно-производственный потенциал Российской Федерации, с другой стороны, имеют базовое значение для совместных инвестиционных проектов. Эти проекты охватывают широкую гамму направлений партнерства: от разработки и освоения месторождений углеводородного сырья до предоставления сервисных услуг в сфере строительства нефте- и газопроводов, которые приносят стабильную прибыль.

В-четвертых, есть основания полагать, что геоэкономическая нестабильность североафриканского региона определенно отражается на пролонгации договоренностей стратегического партнерства с Российской Федерацией, а также на выполнении двухсторонних обязательств и в области ТЭК, что не может не сказаться на бесперебойные поставки энергоносителей и, как следствие, на энергетическую безопасность этих стран в целом.

В связи с этим автором исследования предлагается рассматривать деятельность РФ в топливно-энергетическом комплексе с точки зрения экономического интереса в рамках международных партнерских экономических отношений с Марокко и Мавританией преимущественно эффективной. Безусловно, расширение спектра взаимодействий в топливно-энергетическом комплексе укрепит многосторонние отношения, позволит в будущем менее болезненно переживать кризисные периоды как в экономическом, так и в политическом плане (с точки зрения политической напряженности на африканском континенте).

Таким образом, страны Северной Африки и Российская Федерация осуществляют свою совместную деятельность в различных направлениях энергетического сотрудничества, актуальность которой очевидна. Для аграрных стран африканского региона развитая энергетическая составляющая страны является предпосылкой и необходимым условием для экономической стабильности и дальнейшего развития, а для Мавритании и Марокко воз-

можность изменения аграрного статуса страны и также ее влияния на мировую экономику, в частности.

Переговоры РФ, Марокко и Мавритании на высочайшем уровне подтверждают объективную потребность и целесообразность укрепления диалога по взаимовыгодному партнерству как по вопросам энергетического сектора, так и в других сферах экономики, но геополитические особенности некоторых стран Северной Африки не могут не оказывать влияния на реализацию совместных проектов, которые часто замораживаются без объяснений. Однако данное реализованное стратегическое взаимодействие может позволить Российской Федерации стать

одним из лидеров на энергетическом рынке африканского региона, что изменит ее положение и в мировой экономике, в частности.

В целом, несмотря на наличие общих и частных договоренностей по вопросам энергетического сотрудничества на данном этапе, говорить о комплексной совместной деятельности стран Мавритании, Марокко и РФ в энергетической сфере приходится с некоторой осторожностью. Процесс современной трансформации их энергетического взаимодействия, актуальность которого столь очевидна, нуждается в дальнейшей проработке с точки зрения экономических и международных отношений этих стран.

Список литературы

1. Межевич Н. М. Энергетические аспекты экономической дипломатии России: Балтийский вектор. СПб.: СПбГУ 2008.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 3. М., 1955.

3. Никольсон Г. Дипломатия. М.: ОГИЗ, 1941.

4. Штерн Д., Кандер А. The Role of Energy in the Industrial Revolution and Modern Economic Growth The Energy Journal. Vol. 33. №. 3. P. 128. URL: https://crawford.anu. pdf (дата обращения: 25.11.2017).

5. РИА новости. URL: https://ria.ru/20180827/1527292414.html?referrer_block=index_ archive_13 (дата обращения: 05.01.2019).

6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р.

7. Абрамова И. А. Ресурсный потенциал Африки в мировой экономике XXI века // Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 47-58.

8. Министерство энергетики Российской Федерации / Официальный сайт. URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 17.09.2018).

9. Агибалов С., Кондратьев С. Россия как глобальный поставщик энергии, роль РФ в вопросах мировой энергетической безопасности // Устойчивое развитие России. СПб.; Берлин, 2013. С. 171-178.

10. The global competitiveness report 2016-2017. URL: http://www3.weforum.org/ (дата обращения: 25.11.2018).

11. Информационное агентство REGNUM / Официальный сайт. URL: https://regnum. ru/news/polit/2559877.html (дата обращения: 25.11.2018).

12. Министерство иностранных дел Российской Федерации / Официальный сайт. URL: https://www.mid.ru (дата обращения: 24.06.2016).

13. Зеркалов Д. В. Энергетическая безопасность: монография. Киев: Основа, 2012.

14. Акулов А. Россия - Мавритания: перспективы экономического сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 2004. № 8. С. 35-37.

15. Gazprom International BV «Environmental Report». URL: http://www.gazprom.com/f/ posts/53/331565/gazprom-ecology-report-2016-en.pdf (дата обращения: 17.09.2018).

16. Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М.: Ист Брук, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.