точка зрения
point of view
М. Ф. Ткаченко, Н. А. Бударина
оценка макроэкономической ситуации стран северной Африки и их роли в системе мирохозяйственных связей
В статье на основе анализа макроэкономической ситуации стран Северной Африки определена их роль в системе мирохозяйственных связей. Доказано, что, несмотря на определенную схожесть экономической модели развития стран Северной Африки, основанной на использовании сырьевых ресурсов, воздействие внешних шоков вызывает разную реакцию и несравнимые по масштабам последствия. Выявлено, что прогресс, который был достигнут странами региона в предыдущие годы, во многом нивелируется факторами политического и религиозного характера, а также сильной зависимостью от мировых рынков сырья, что в современных условиях добавляет этим странам определенные сложности в мировой экономике.
Ключевые слова: страны Северной Африки; экономическое развитие; уровень безработицы; экспорт и импорт товаров; индекс глобальной конкурентоспособности; индекс глобализации; индекс ведения бизнеса; индекс экономической свободы; глобальный инновационный индекс.
M. F. Tkachenko, N. A. Budarina
assessment of the macroeconomic situation of the north african countries and their role in the system of world economic relations
Based on the analysis of the macroeconomic situation of the North African countries, their role in the system of world economic relations is defined in the article. It is proved that despite certain similarities in the economic model of development of North African countries based on the use of raw materials, the impact of external shocks causes different reactions and incomparable consequences. It is revealed that the progress made by the countries of the region in previous years is largely offset by political and religious factors, as well as a strong dependence on world markets for raw materials, which in modern conditions adds certain difficulties to these countries in the world economy.
Keywords: North African countries; economic development; unemployment rate; export and import of goods; global competitiveness index; globalization index; doing business index; economic freedom index; global innovation index.
Страны региона Северной Африки являются значимыми торговыми и инвестиционными партнерами для России. Взаимодействие России с ними на современном этапе во многом обусловлено прочными историческими связями, когда СССР оказывал весомую финансовую и техническую поддержку Алжиру, Египту, Марокко и Тунису в целях преодоления последствий колониальной зависимости и стимулирования экономического роста. Вместе с тем возможности более плодотворного торгово-экономического сотрудничества ограничены
вестник российской таможенной академии • № 4 • 2020
макроэкономическими дисбалансами, а также неурегулированностью политических, этнических и религиозных конфликтов, террористической угрозой и социальной напряженностью в регионе.
Так, О. Абрамова и Л. Фитуни отмечают, что для большинства стран региона характерны «диспропорции в развитии национальных хозяйственных комплексов, которые усугубляются рукотворными дисбалансами, порождаемыми недостаточно продуманной экономической политикой и внешними шоками» [1].
Несмотря на определенную схожесть экономической модели развития стран Северной Африки, основанной на использовании сырьевых ресурсов, воздействие внешних шоков вызывает разную реакцию и несравнимые по масштабам последствия. Основной экономической причиной повторяющихся с определенной периодичностью кризисов является нестабильность цен на мировых товарных рынках сырья и продовольствия. Так, реформы последних лет, нацеленные на модернизацию экономики и системы государственного управления в сочетании с тенденцией к снижению нефтяных цен, помогли улучшить макроэкономическую стабильность в странах - импортерах углеводородов, к которым можно отнести, например, Тунис. Вместе с тем низкие цены на нефть привели к сокращению доходов стран-нефтеэкспортеров, в первую очередь Алжира.
В целом макроэкономическая динамика последних лет свидетельствует о неравномерности экономического развития стран региона Северной Африки (рис. 1).
X Алжир —О- Египет —Х~Ливия -Д- Марокко —Д—Судан —0— Тунис
Источник: построено авторами по данным World Development Indicators [Electronic Resource]. URL: http://databank.worldbank.org/.
Рис. 1. Ежегодный прирост ВВП, %
При этом нужно отметить, что после 2010 г. практически для всех стран региона было характерно падение темпов роста ВВП, что было связано с трагическими
политическими событиями, такими как «арабская весна» для Туниса и Египта, гражданская война в Ливии в 2011 г., отделение от Судана Южного Судана в 2011 г. В большей степени пострадала Ливия, которая фактически распалась на несколько неподконтрольных центральному правительству территорий. С. Волков и А. Ткаченко отмечают, что на снижение темпов экономического роста Алжира и Ливии, которые в большей степени демонстрируют его сокращение, кроме того, повлияли «исчерпание возможностей дальнейшего развития нефтегазовой промышленности, а также влияние «голландской болезни», поразившей обе эти страны» [2]. Сильная зависимость Ливии от экспорта нефти, выражающаяся в во-латильности доходов, продемонстрирована на рис. 2 и 3.
2001 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г.
X Алжир -Q— Египет —Х~Ливия -|Ш~Марокко Судан —0~Тунис
Источник: построено авторами по данным World Development Indicators [Electronic Resource]. URL: http://databank.worldbank.org/.
Рис. 2. Экспорт товаров и услуг, % от ВВП
Структура ВВП также сильно изменилась за последние десятилетия в большинстве стран региона. В Алжире, Египте и Тунисе проявляется ярко выраженная деиндустриализация экономик. В Ливии преобладает промышленность (67,1%) при мизерной доле сельского хозяйства (0,9%) и относительно невысокой доле сферы услуг по сравнению с другими странами региона. В Марокко соотношение секторов экономики принципиально не изменилось, начиная с 1985 г. выраженной деиндустриализации не последовало, при этом несколько увеличилась доля сферы услуг по сравнению с 1985 г. при незначительном уменьшении доли сельского хозяйства. В Судане (с 2010 г.) существенно повысилась роль промышленности и сферы услуг, но при этом снизилась доля аграрного сектора.
О сложности макроэкономического развития стран региона свидетельствуют также показатели инфляции потребительских цен и уровня безработицы, которые также отражают сильную зависимость от внешних шоков. Резко вырос уровень инфляции в Египте, когда он отказался от привязки к доллару США. Традиционно на достаточно высоком уровне инфляция в Судане. При этом Марокко,
наряду с Тунисом, демонстрируют один из самых низких показателей инфляции потребительских цен в мире, причем даже в разрезе продовольственной инфляции (рис. 4).
Источник: построено авторами по данным world Development Indicators [Electronic Resource]. URL: http://databank.worldbank.org/.
Рис. 3. Экспорт товаров и услуг (ежегодный прирост)
Ж Алжир —Q- Египет —Х~ Ливия —| |-Марокко —Д—Судан —Q— Тунис
И с т о ч ни к : построено авторами по данным world Development Indicators [Electronic Resource]. URL: http://databank.worldbank.org/.
Рис. 4. Инфляция потребительских цен, ежегодно %
92 -
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 4 • 2020
Уровень безработицы достаточно высокий по сравнению с общемировым показателем безработицы (наиболее высокий уровень безработицы в Ливии - в отдельные годы превышал 19%; наименее высокий - в Марокко (в последние 10 лет не превышает 9%) (рис. 5). Большой проблемой остается молодежная безработица, что в совокупности с радикализацией общества создает социальное напряжение и основу для формирования миграционных потоков в сторону европейского континента. Безработица провоцирует увеличение численности бедного населения. В целом бедность остается серьезной угрозой для экономического развития большинства стран региона Северной Африки.
35 -
30 -
25
20
15
10
"ж.
<—х—х—х\<—х—х—V—у—х—:
х-х—х-х-х—х
5
0
2000 г. 2002 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г.
2001 г. 2003 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г. 2019 г.
X Алжир -Q— Египет ~Х~Ливия -Д- Марокко Судан —0— Тунис
Источник: построено авторами по данным World Development Indicators [Electronic Resource]. URL: http://databank.worldbank.org/.
Рис. 5. Уровень безработицы (по методологии МОТ), % от рабочей силы
В целом политическая и экономическая нестабильность стран Северной Африки отражается в том числе в рейтингах социально-экономического развития, публикуемых международными организациями и ведущими экспертно-аналитиче-скими центрами. Определенные выводы можно сделать на основе анализа результатов индекса глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), индекса глобализации (KOF Index of Globalization), индекса недееспособности (Fragile State Index), индекса ведения бизнеса (Doing Business), индекса экономической свободы (Index of Economic Freedom), а также глобального инновационного индекса (The Global Innovation Index).
Анализ значений индекса глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) демонстрирует улучшение позиций для Алжира и Египта в 2019 г. по сравнению с 2012-2013 гг., когда впервые был опубликован доклад
о глобальной конкурентоспособности. При этом Марокко и Тунис несколько ухудшили свои позиции в рейтинге за аналогичный период, а Ливия и Судан до сих пор не представлены в этом рейтинге. Вместе с тем Марокко является самой «успешной» из всех североафриканских стран в индексе глобальной конкурентоспособности, занимая 75-е место против 87-го места у Туниса, 89-го - у Алжира и 93-го - у Египта. Марокко удалось добиться выдающихся для стран Северной Африки результатов благодаря достаточно высоким значениям субиндексов «макроэкономическая стабильность» (43-е место), «институты» (45-е место), «финансовая система» (49-е место). При этом Алжир и Египет, например, имеют более высокие значения по субиндексу «размер рынка» - 36-е и 23-е место соответственно, приближаясь по этим показателям к уровню развитых стран. Египет также имеет весьма неплохие позиции по субиндексу «инновационный потенциал» (61-е место), что ставит его в число лидеров африканского региона в целом
[3].
Можно констатировать неоднородность позиций стран Северной Африки в индексе глобальной конкурентоспособности: от стремящихся к развитию инфраструктуры, информационно-коммуникационных технологий и человеческого потенциала Алжира, Египта, Марокко и Туниса до аутсайдеров в сфере инновационного и экономического развития - Судана и Ливии.
В наибольшей степени стремление к интеграции в систему мирохозяйственных связей и повышению уровня взаимодействия с другими странами демонстрирует индекс глобализации (KOF Index of Globalization), который рассчитывается с 1970 г. и включает три измерения: политическое, экономическое и социальное. В целом все страны региона в период с 1970 по 2017 г. существенно улучшили свое положение, хотя динамика значений индекса глобализации была достаточно волатильной.
Наиболее «включенной» в процессы глобализации можно считать Марокко. Индекс глобализации для Марокко постоянно рос с небольшой волатильно-стью начиная с 1970 г. и к 2017 г. достиг значения 70,41. Наиболее успешной стала включенность Марокко в процессы политической глобализации, а наименее успешной - в процессы социальной глобализации.
Также весьма масштабно влияние глобализации на экономику Египта. Индекс глобализации для Египта на протяжении всего периода его расчета был выше общемирового значения (за исключением периода с 1970 по 1974 г.). В 2017 г. он достиг максимального значения 66,13 (для сравнения: по миру 59,36). Наилучшие показатели продемонстрировала политическая глобализация, а наихудшие - социальная глобализация. В Египте по сравнению с другими странами региона также достаточно высокие показатели экономической глобализации, хотя с 2009 г. показатели экономической глобализации существенно ниже общемировых значений [4].
В Тунисе складывается похожая ситуация, когда показатели глобализации существенно превышают общемировые показатели. Максимальное значение индекса глобализации наблюдалось в 2008 г., когда оно достигло 67,52 против 56,85 по миру. Наиболее успешной является политическая глобализация, наименее успешной - социальная глобализация. Также достаточно высокие значения (выше общемировых) имеет экономическая глобализация, что отличает Тунис от других стран региона (достаточно длительный период с 1973 г.).
Алжир в целом также можно признать достаточно успешной страной по включенности в процессы глобализации, хотя и менее заметной по сравнению с тремя рассмотренными выше странами. Для Алжира максимальное значение индекса глобализации было достигнуто в 2009 г. (54,63, что немногим меньше общемирового значения), затем начался спад и, по данным 2017 г., значение индекса для Алжира составило 52,17 [4]. Алжир также имеет очень высокие значения (существенно выше общемировых) в разрезе политической глобализации и наихудшие значения в социальном измерении глобализации.
Ливию можно отметить как страну с наиболее волатильной динамикой значений индекса глобализации. Период роста с 1970 по 1978 г. сменился почти 20-летним падением, а затем стремительным ростом вплоть до 2009 г., когда был достигнут максимальный показатель 58 баллов против 61,8 в мире, и последовавшей чередой падений и роста. В Ливии также достаточно высокие показатели политической глобализации, хотя они не существенно выше общемировых показателей, но наихудшая ситуация с социальной глобализацией.
Судан имеет существенно более низкие показатели индекса глобализации в сравнении с общемировыми показателями. В 2006 г. было достигнуто максимальное значение индекса глобализации 38,35 против 54,69 в мире. Более успешной является политическая глобализация, показатели которой в период с 1986 по 2004 г. превышали общемировые показатели. Наихудшие показатели связаны с развитием социальной глобализации.
Так, включенность стран Северной Африки в процессы политической глобализации наиболее успешная, а наименьший прогресс достигнут по результатам интеграции в процессы социальной глобализации.
Индекс недееспособности (Fragile State Index), который характеризует способность властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране, демонстрирует в целом отрицательную динамику для всех стран региона, за исключением Судана, которому удалось с самого последнего места в мире подняться до 8-го места. Однако это все равно худший показатель среди стран Северной Африки. Ливия, в свою очередь, демонстрирует худшую динамику среди других более успешных стран. Это связано с общим ухудшением ситуации после свержения Каддафи, при этом еще в 2011 г. Ливия была одной из самых благополучных стран региона (111-е место), а в 2019 г. Ливия занимала только 28-е место. Для Египта, Алжира и Туниса положение также ухудшилось после 2011 г., но не столь драматично, как для Ливии, им удалось (кроме Египта) в последние годы вернуться на позиции 2011 г. и даже улучшить свои показатели за счет стабилизации политической ситуации [5].
Индекс ведения бизнеса (Doing Business), который отражает легкость ведения бизнеса малыми и средними предприятиями, дает представление не только об условиях их создания и деятельности, но и об ограничениях их участия в международной торговле. В период с 2006 по 2020 г. удалось существенно улучшить позиции только Египту (165-е место в 2006 г. и 114-е место в 2020 г.) и Марокко (117-е место в 2006 г. и 53-е место в 2020 г.). Данные 2020 г. свидетельствуют, что в Марокко одна из самых успешных систем налогообложения (24-е место) не только в Северной Африке, но и во всем мире (учитывая, что в рейтинге участвуют 190 стран), а также практически идеальные условия для получения разрешения на строительство (16-е место) [6].
Алжир последовательно терял позиции в рейтинге (с 123-го места в 2006 г. до 157-го места в 2020 г.). Тунису в период с 2009 по 2016 г. удалось улучшить свои позиции, но затем страна вернулась к показателям 2006 г. Вместе с тем в Тунисе одни из самых благоприятных условий для создания предприятия (19-е место в мире). Аналогичная ситуация имела место в Судане, который характеризуется одним из самых низких значений индекса в общемировом рейтинге. Данные по Ливии можно анализировать только с 2014 г. Ливия имеет самые низкие значения индекса в общемировом рейтинге, стабильно занимая со 185-го по 188-е места.
В странах региона достаточно серьезные ограничения в осуществлении экспортно-импортных операций. Даже наиболее успешная в рейтинге Doing Business страна - Марокко - испытывает достаточно серьезные трудности в сфере международной торговли, занимая только 58-е место.
Индекс экономической свободы (Index of Economic Freedom), посредством которого аналитики фонда «Наследие» определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой», отражает уменьшение гарантий различных форм свободы для граждан и предпринимательства в 2020 г. по сравнению с 1995 г. в Алжире (46,9 и 55,7 соответственно) и Тунисе (55,8 и 63,4 соответственно), сохранение показателей в Египте (54,0 и 45,7 соответственно) и Марокко (63,3 и 62,8 соответственно) с незначительной волатиль-ностью в середине периода. Для Ливии и Судана оценка затруднена вследствие сложностей со сбором данных в условиях политической нестабильности [7].
Таким образом, прогресс, который был достигнут странами региона, во многом нивелируется факторами политического и религиозного характера, а также сильной зависимостью от мировых рынков сырья. При этом разворот в сторону принципиально новой модели экономического развития позволил странам Северной Африки более активно влиять на мировую конъюнктуру и добиваться лучших условий участия в процессах международного разделения труда.
Использованные источники
1. Абрамова И. О., Фитуни Л. Л. Влияние структурных и макроэкономических дисбалансов на фундаментальные тренды социально-экономического развития стран Ближнего Востока и Северной Африки // Контуры глобальных трансформаций. 2017. Т. 10. № 2. С. 17.
2. Волков С., Ткаченко А. Северная Африка: экономическое развитие и процессы модернизации // Азия и Африка сегодня. 2018. № 12. С. 37-41.
3. Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран мира по версии IMD (ред. от 11.11.2020) [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2020. URL: gtmarket.ru/ ratings/imd-world-competitiveness-ranking.
4. ETH Zurich, KOF Swiss Economic Institute. KOF Globalisation Index [Electronic Resource]. URL: globalization.kof.ethz.ch.
5. Fragile States Index [Electronic Resource]. URL: fragilestatesindex.org/data/.
6. Doing Business [Electronic Resource]. URL: russian.doingbusiness.org/ru/rankings.
7. Index of Economic Freedom [Electronic Resource]. URL:heritage.org/index/.