Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ РОССИИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РФ 1 ИЮЛЯ 2020 ГОДА'

РОЛЬ И МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ РОССИИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РФ 1 ИЮЛЯ 2020 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1071
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Президент РФ / разделение властей / государственная власть / исполнительная власти / правовое государство / государственное устройство России / место и роль Президента в системе разделения властей.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иовенко А.Р., Карпушева Л.Н., Карпушева А.Н.

Анализируется место и роль Президента РФ в системе разделения властей до принятия поправок к Конституции (от 1 июля 2020 года) и после их принятия. Прослеживается трансформация классического содержания принципа разделения властей в современной политической обстановке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ РОССИИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РФ 1 ИЮЛЯ 2020 ГОДА»

qs^ теория конституции ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-12-80-84 ИОВЕНКО Андрей Романович,

NIION: 2018-0076-12/22-1186 студент юридического факультета

MOSURED: 77/27-023-2022-12-1384 Российская таможенная академия

(Владивостокский филиал), Российская Федерация, г Владивосток, e-mail: montle@mail.ru

КАРПУШЕВА Людмила Николаевна,

магистрант,

Дальневосточный федеральный университет, Российская Федерация, г Владивосток, е-mail: karpusheva.ln@students.dvfu.ru

КАРПУШЕВА Анастасия Николаевна,

студент юридического факультета Российская таможенная академия (Владивостокский филиал), Российская Федерация, г. Владивосток, е-mail: mail@law-books.ru

Научный руководитель: КИЯШКО Евгения Юрьевна,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин,

канд. полит. наук, доцент Российская таможенная академия (Владивостокский филиал), Российская Федерация, г Владивосток, е-mail: mail@law-books.ru

РОЛЬ И МЕСТО ПРЕЗИДЕНТА В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ РОССИИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РФ

1 ИЮЛЯ 2020 ГОДА

Аннотация. Анализируется место и роль Президента РФ в системе разделения властей до принятия поправок к Конституции (от 1 июля 2020 года) и после их принятия. Прослеживается трансформация классического содержания принципа разделения властей в современной политической обстановке.

Ключевые слова: Президент РФ; разделение властей; государственная власть; исполнительная власти; правовое государство; государственное устройство России; место и роль Президента в системе разделения властей.

IOVENKO Andrey Romanovich,

student of the Faculty of Law Russian Customs Academy (Vladivostok branch), 690034,

Russian Federation, Vladivostok

KARPUSHEVA Lyudmila Nikolaevna,

Master's student, Far Eastern Federal University, Russian Federation, Vladivostok

KARPUSHEVA Anastasia Nikolaevna,

student of the Faculty of Law Russian Customs Academy (Vladivostok branch), Russian Federation, Vladivostok

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

Scientific supervisor: KIYASHKO Evgeniya Yuryevna,

Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines, Candidate of Political Sciences. sciences, associate professor Russian Customs Academy (Vladivostok branch), Russian Federation, Vladivostok

THE ROLE AND PLACE OF THE PRESIDENT IN THE SYSTEM OF SEPARATION OF POWERS OF RUSSIA AFTER THE ADOPTION OF AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION ON JULY 1, 2020

Annotation. The place and role of the President of the Russian Federation in the system of separation of powers before the adoption of amendments to the Constitution (dated July 1, 2020) and after their adoption is analyzed. The transformation of the classical content of the principle of separation of powers in the modern political situation is traced.

Key words: the President of the Russian Federation; separation of powers; state power; executive power; the rule of law; the state structure of Russia; the place and role of the President in the system of separation of powers.

Одним из актуальных направлений в области государственно-правовых исследований, бесспорно, является анализ и понимание роли и места Президента Российской Федерации в системе разделения властей России. Дискуссии по данному вопросу с каждым годом набирают всё большие обороты.

Решения пытались найти ещё в самом начале формирования системы органов государственной власти. В частности, после принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 года. В дискуссиях о месте и роли Президента России в системе разделения властей принимали участия все передовые люди данного поколения, в результате столкнулись две позиции: одни утверждали, что его статус, подобно статусу Президента США, определятся как «высшее должностное лицо», возглавляющее исполнительную власть; другие же - «высшее должностное лицо, глава государства», не относится ни к одной из ветвей власти [4. с.76].

На наш взгляд, последний вариант наиболее близок к пониманию данного вопроса, однако он вносит ещё больше неясности. Этот вариант не позволяет однозначно решить рассматриваемую проблему, хотя определение статуса Президента России как главы государства наиболее адекватно отражает функции и полномочия, которыми он располагает по действующей Конституции РФ.

Общество - это динамичная система, которая постоянно развивается, а соответственно постепенно усложняются общественные отношения. И с целью поддержания стабильности и правопорядка требуются определённые действия от законодателя, в данном случае речь идёт о принятии поправок к Конституции РФ 1 июля 2020 года.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

Перечень данных поправок достаточно широк. Что же касается нашего вопроса, то после принятия поправок к Конституции РФ полномочия и место Президента России в системе разделения властей изменилось. Соответственно актуальность данного вопроса приобрела новый уровень.

В ходе данной работы будет проведён анализ и сравнение полномочий Президента Российской Федерации до принятия поправок к Конституции РФ и после их принятия.

Рассмотрим взаимодействие Президента РФ и независимых ветвей власти до принятия поправок 1 июля 2020 года. Итак, согласно принятой в России конституционной модели организации государственной власти, Президент РФ не входит непосредственно ни в исполнительную, ни в законодательную, ни в судебную ветвь власти. Отсутствие конституционной нормы императивно относящей Президента России к какой-либо из ветвей власти, порождает известную неопределенность в вопросе о правовом статусе и полномочиях Президента РФ и, прежде всего, его права «вторгаться» в сферу формирования и компетенции других ветвей власти. Рассматривая данный вопрос с практической точки зрения, можно с уверенностью утверждать не только о тесной взаимосвязи главы государства с исполнительной властью, но и о фактическом её возглавлении [4, с. 24]. Согласно части «а» статьи 83 Конституции РФ, «Президент России назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности.» Тем самым, путём персонального назначения Прези-

дентом РФ должностных лиц, осуществляется влияние на исполнительную власть. Однако эти полномочия, а также право участвовать в деятельности Правительства РФ, согласно части «б» статьи 83 Конституции РФ, вписываются в модель главы государства, задачей которого призвано обеспечить единство государства и государственной власти в целом [3, с. 53]. Деятельности судебной ветви власти, также, не осталась без вмешательства со стороны главы государства. Согласно части «е» статьи 83 Конституции РФ: «Президент России представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ ...». Статья 109 Конституции РФ наделяет Президента РФ следующими полномочиями, а именно правом на роспуск Государственной Думы, в случаях предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции России. Таким образом, осуществляется воздействие на законодательную ветвь власти. Вышеизложенное ещё раз подтверждает направление деятельности Президента РФ, согласно части 2 статьи 80 Конституции РФ, «...обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти».

Однако вышеизложенное было актуально до принятия поправок к Конституции РФ 1 июля 2020 года. Далее в работе будет проведён анализ полномочий Президента в системе разделения властей после принятия поправок к Конституции 1 июля 2020 года. Как уже было сказано раннее, Президент РФ до принятия поправок не относился ни к одной из ветвей власти. Теперь же согласно новой редакции Конституции России, а именно части 1 статьи 110: «Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ». В данном случае под словосочетанием «общее руководство» подразумевается, что Президент обладает правом назначать членов Правительства и отправлять их в отставку, также, распространять указы и поручения на деятельность исполнительной власти. Так, согласно части 1 статьи 111 Конституции РФ: «Председатель Правительства назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой.» Можно было бы сделать вывод, что Президент «возглавляет» испол-нительну ю власть, однако и до принятия поправок, глава государства имел вышесказанные полномочия в данной сфере. Дополнительное указание на осуществление общего руководства необходимо с целью фиксации прямого управления Президента РФ силовыми блоками министров и особом порядке их назначения. Данное указание не несёт в себе ничего нового, это повторение того же самого. Раннее, все пройденные года,

Президент РФ фактически был главой правительства. Также, согласно принятым поправкам к Конституции РФ 1 июля 2020 года, а именно части 3 статьи 110 Конституции России: «Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство которых осуществляет Президент РФ.» Вышесказанное ещё раз подтверждает главенствующую роль Президента России над рядом федеральных органов исполнительной власти. Согласно статье 113 Конституции РФ, Председатель Правительства РФ несёт персональную ответственность перед Президентом РФ за осуществлением возложенных на Правительство РФ полномочий. На основании всего вышеизложенного, а также изучения доктринальных трудов ряда исследователей, можно констатировать факт, что полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти увеличились, а объём власти, который был до принятия поправок, стал нормативно закреплён.

Поправки к Конституции РФ 1 июля 2020 года затронули, также, сферу взаимодействия Президента России и законодательной ветви власти. А именно были дополнены основания, согласно которым Президент РФ имеет право на роспуск Государственной Думы. Согласно части 1 статьи 109 Конституции РФ: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции РФ.» Вышеперечисленные случаи, связаны с «трёхкратным отклонением Государственной Думой» кандидатов на определённые должности, кандидатуру которых предлагает Президент РФ. Это создаёт своего рода контроль полномочий органов законодательной власти со стороны Президента РФ, а также «психологический барьер», под угрозой роспуска.

Были внесены поправки и в статью 102 Конституции РФ, связанную со сферами ведения Совета Федерации. А именно были дополнены части «ж», «з», «и», «к», «л» данной статьи. Согласно дополнениям, Совет Федерации назначает на должности (Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Счётной платы, руководителей федеральных органов исполнительной власти, а также других должностных лица) только по представлению Президента РФ. Таким образом, возросла сфера воздействия Президента РФ на деятельность законодательной ветви власти. Новые основания, согласно которым Президент РФ имеет право распустить Государственную Дума, повысили уровень ответственности перед Президентом и «зависимость от его решений». Теперь органы законодательной вла-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

сти не могут назначить или же утвердить определённые должностные лица, без риска быть распущенной.

Как уже было сказано ранее, полномочия Президента РФ претерпели изменения, их объём значительно возрос. С целью подтверждения вышесказанного и формированию комплексного вывода, проведём более детальный анализ статьи 83 Конституции РФ, а именно части «е» данной статьи. «Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, председателя Верховного Суда РФ...; назначает председателя, заместителей председателей и судей других федеральных судов». Тем самым, путём представления кандидатов на высшие судебные должности, Президент РФ оказывает влияние и на судебную ветвь власти. Однако помимо представления кандидатов, согласно этой же статьи: «Президент РФ вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ.». Поправки к Конституции России 1 июля 2020 года наделили Президента РФ в сфере судебной власти значительными полномочиями. Возможность предлагать кандидатов на должности, а также осуществлять контроль их деятельности, путём отстранения, создаёт своего рода «механизм влияния» на данную ветвь власти. Повторюсь, до принятия поправок глава государства, также, обладал полномочиями, связанными с представлением кандидатов на высшие судебные должности, однако их перечень был не настолько широк. Теперь же после 1 июля 2020 года, президент имеет право предлагать кандидатуру на должности Председателя, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и других.

На основании проведённого анализа и сравнения полномочий Президента РФ до принятия поправок к Конституции России 1 июля 2020 года, можно констатировать факт, что объём полномочий Президента РФ по отношению ко всем ветвям власти значительно возрос. Изменения ярко заметны на примере взаимоотношения судебной ветви власти и главы государства.

По совокупности поправок можно говорить, что Президент РФ получил большой объём дополнительных прерогатив, институт сильной президентской власти остаётся основой системы. Что же касается взаимоотношений с отдельными ветвями власти, то сфера влияния главы государства на их деятельность увеличилась. Так, в сфере

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

исполнительной власти было дополнено указание на осуществление Президентом России «общего руководства» Правительством, однако данное нововведение не несёт в себе новшество, Президент РФ и до принятия поправок к Конституции РФ 1 июля 2020 года назначал его членов и отправлял их в отставку. Данным выражение («общее руководство») подчёркивается прямое руководство главы государства силовыми блоками министров и особым порядком их назначения, а также ответственностью перед осуществлением своих полномочий и подотчётности Президенту РФ. А вот поправка о дополнительном праве роспуска Государственной Думы, возможности предоставления кандидатуры на высокопоставленные должности увеличивает зависимость законодательной ветви власти от решений Президента России. Не могу не согласиться и с мнением профессора Высшей школы экономики Ильи Шаблин-ского о том, что поправки в большей степени затронули взаимоотношение главы государства именно с судебной ветвью власти. До принятия поправок к Конституции РФ, президент не имел полномочий, связанных с внесением в Совет Федерации представлений о прекращении полномочий высших судебных должностей (Председателя Конституционного Суда РФ, судей Конституционного Суда РФ, председателя Верховного Суда РФ.), теперь же помимо расширения перечня, согласно которому президент предлагает кандидатуру вышеупомянутых должностей, он же и имеет право их отстранить от выполнения должностных обязательств. Таким образом, увеличивается контроль судебной власти со стороны главы государства.

По итогам проведённого анализа, сделан следующий вывод, а именно: все вышеперечисленные поправки расширяют полномочия Президента РФ, влияние на каждую ветвь государственной власти со стороны главы государства возросло. Возросла и ответственность органов государственной власти по отношению к Президенту России, ведь сохраняя статус главы государства, он фактически контролирует «кадровую систему» высших органов власти, что накладывает свой отпечаток. Однако по-прежнему отнести президента к какой-либо ветви власти нельзя, в независимости от объёма власти по отношению к той или иной сфере осуществления государственной власти.

Структурировав полученные данные, подытожим: конституционная роль Президента России в системе разделения властей определяется статусом главы государства, который в свою очередь призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие всех органов власти.

Список литературы:

[1] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

[2] «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

[3] Иовенко А.Р. Конституционный принцип разделения властей в современной России: проблемы теории и практики // Таможенное дело Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. 2020. С. 75-79.

[4] Лебединцев И.Д., Исаков А.С. Президент РФ в системе разделения властей: институциональные аспекты реализации полномочий // Общество, экономика, управление. 2018. №1. С. 45-49.

[5] Чирикин В.А. Особенности правового принципа «Разделения властей» // Юридическая техника. 2020. №14. С. 348-349. (дата обращения: 15.11.2020)

[6] Шхагапсоев З.С. Президент России в системе разделения власти РФ: место и роль // Общество и право. 2007. № 2(16). С. 24-25.

Spisok literatury:

[1] «Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prin-yata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izme-neniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) - URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

[2] «Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prin-yata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_28399/

[3] lovenko A.R. Konstitucionnyj princip razdele-niya vlastej v sovremennoj Rossii: problemy teorii i praktiki // Tamozhennoe delo Rossijskoj Federacii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. 2020. S. 75-79.

[4] Lebedincev I.D., Isakov A.S. Prezident RF v sisteme razdeleniya vlastej: institucional'nye aspekty realizacii polnomochij // Obshchestvo, ekonomika, upravlenie. 2018. №1. S. 45-49.

[5] CHirikin V.A. Osobennosti pravovogo principa «Razdeleniya vlastej» // YUridicheskaya tekh-nika. 2020. №14. S. 348-349. (data obrashcheniya: 15.11.2020)

[6] SHkhagapsoev Z.S. Prezident Rossii v sisteme razdeleniya vlasti RF: mesto i rol' // Obshchestvo i pravo. 2007. № 2(16). S. 24-25.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.