Научная статья на тему 'О совершенствовании формы правления в России'

О совершенствовании формы правления в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1897
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
Конституция / форма правления / республика / парламент / Президент / правительство / принцип разделения властей / парламентаризм / Constitution / form of government / Republic / Parliament / President / government / separation of powers / parliamentarism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шеховцов Виктор Афанасьевич, Абоян Агавни Арменаковна

Авторы на основе проведенного анализа выявили специфические черты российской модели республиканской формы правления. В статье рассматривается современная форма правления в Российской Федерации после реформы 2020 года, раскрываются её особенности, анализируются проблемы. Конституционной практике в России необходимы обоснованные научные предложения по совершенствованию российской модели организации высших органов власти. В статье предлагается ряд способов и путей решения выявленных проблем с целью совершенствования ведущего элемента формы государства. Проводится сравнительный анализ полномочий Президента и парламента. В результате внесения в Конституцию Российской Федерации «поправок 2020» установлен более правильный баланс ветвей федеральной государственной власти. Появились новые, убедительные основания для определения формы правления нашей страны: Россия – президентско-парламентская республика с доминирующей ролью Президента, главы государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On improving the form of government in Russia

Based on the analysis, the authors attempt to identify the specifics of the Russian model of the Republican form of government. The article examines the current form of government in the Russian Federation after the 2020 reform, reveals its features, and analyzes the problems. Constitutional practice in Russia needs scientificallybased proposals to improve the form of organization of state power, taking into account the needs and prospects for the development of Russian statehood. The article offers a number of ways and means of solving the identified problems in order to improve the leading element of the state form. A comparative analysis of the powers of the President and the Parliament is carried out. As a result of the «2020 amendments» to the Constitution of the Russian Federation, a more correct balance of branches of Federal government has been established. There are new and convincing grounds for determining the form of government of our country: Russia is a presidential and parliamentary Republic with the dominant role of the President and head of state.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании формы правления в России»

О совершенствовании формы правления в России

Шеховцов Виктор Афанасьевич,

профессор кафедры конституционного и административного права Юридической школы, Дальневосточного федерального университета, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации E-mail: parlament6348@mail.ru

Абоян Агавни Арменаковна

студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета

E-mail: aboian.aa@students.dvfu.ru

Авторы на основе проведенного анализа выявили специфические черты российской модели республиканской формы правления. В статье рассматривается современная форма правления в Российской Федерации после реформы 2020 года, раскрываются её особенности, анализируются проблемы. Конституционной практике в России необходимы обоснованные научные предложения по совершенствованию российской модели организации высших органов власти. В статье предлагается ряд способов и путей решения выявленных проблем с целью совершенствования ведущего элемента формы государства. Проводится сравнительный анализ полномочий Президента и парламента. В результате внесения в Конституцию Российской Федерации «поправок 2020» установлен более правильный баланс ветвей федеральной государственной власти. Появились новые, убедительные основания для определения формы правления нашей страны: Россия - президент-ско-парламентская республика с доминирующей ролью Президента, главы государства.

Ключевые слова: Конституция, форма правления, республика, парламент, Президент, правительство, принцип разделения властей, парламентаризм.

S2

сэ см о см со

Форма правления - первый, определяющий элемент формы государства, который характеризуется порядком формирования высших органов государственной власти, их компетенцией, структурой, принципами и формами взаимодействия между собой. Вопросы совершенствования формы правления в России заслуживают особого внимания, исследования, поскольку от того, каким образом, насколько оптимально организована государственная власть в стране, зависят эффективность её осуществления, развития экономики, науки и образования, состояние законности и правопорядка, исполнение предписаний Конституции Российской Федерации [1], гарантирующих реализацию, защиту прав и свобод граждан.

Демократия, форма правления, правовое государство, парламентаризм -понятия тесно связанные между собой, взаимообусловленные, зависящие от уровня реализации принципа разделения властей, эффективности действующего в государстве механизма сдержек и противовесов [2, с. 321].

Почти три десятка лет конституционалисты, политологи и другие ученые безуспешно пытаются определить, к какому виду традиционной классификации республик относится форма правления России - парламентской (Италия, Индия), президентской (Мексика, США) или смешанной форме правления (Франция, Алжир) [3, с. 158].

По мнению одних исследователей, форма правления нашей страны представляет собой полупарламентскую республику с доминирующим положением Президента [4, с. 284-292], другие учёные полагают, что России присущи черты полупрезидентской или смешанной формы правления [5, с. 16]. Некоторые авторы утверждают, что наше государство суперпрезидентская или квазипрезидентская республика. [6, с. 22-25]. Поразительный разброс мнений подтверждает вывод: форму правления России до проведения реформы 2020 года невозможно определить, поскольку мы имеем дело с немыслимым нагромождением несочетаемых элементов.

Вотум недоверия и следующая за ним отставка правительства являются реальными формами взаимодействия, конкуренции ветвей власти в парламентской республике, досрочное отрешение от должности (импичмент) главы государства -эффективное средство противоборства в президентской республике. Закрепленные в российской Конституции вышеуказанные сдержки и противовесы не работают, их невозможно реализовать. Более того, предусмотрены в некоторых случаях алогичные последствия - вотум недоверия Правительству в конечном счете влечет роспуск Государственной Думы.

Специфика российской модели государственного управления заключается в том, что она представляет собой симбиоз различных элементов двух классических форм правления. Юридическое переплетение признаков президентской и парламентской республик привело к созданию уникальной современной формы правления России.

Как известно, в результате бурной пятилетки конституционных реформ (1.12.198812.12.1993 г.) народными депутатами СССР и РСФСР были утверждены поправки к конституциям Союза и республик, демократические положения которых украшают первую и вторую главы действующей Конституции Российской Федерации [7, с. 70-72]. Созданные проекты новой конституции нашей страны обсуждались на разных уровнях (в том числе и на Конституционном Совещании летом 1993 г.). Однако компромиссное решение принять не удалось... В окончательном тексте Конституции нашей страны был отражён практически весь спектр полномочий, ранее закрепленный за главами государств с разными формами правления.

Выделяя проблемы совершенствования современной формы правления, акцентируем внимание на то, что практически все они существуют ввиду определённых дефектов, пробелов, содержащихся в отдельных конституционных нормах [8, 9, с. 113-126]. Одним из таких примеров является следующее. В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплён принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Президент России при этом находится вне системы разделения властей, согласно части 1 статьи 11 Конституции он осуществляет государственную власть в особом статусе главы государства (часть 1 стать 80 Конституции РФ). Существует несколько основных точек зрения по этому вопросу: одни ученые полагают, что глава государства находится над тремя ветвями власти, другие считают, что он возглавляет исполнительную власть, третьи склоняются к мнению о том, что Президент наряду с существующими ветвями власти образует четвёртую - самостоятельный властный институт «главы государства». Предполагается, что при конкретной регламентации положения Президента в системе органов государственной власти дискуссия о форме правления в России продвинется на шаг вперёд. Поддерживаем предложения конституционно регламентировать место Президента в системе органов власти как самостоятельного властного института «главы государства».

Заслуживают внимания предложения установить конкретные меры ответственности правительства за результаты своей деятельности, что будет способствовать эффективности его функционирования. Наиболее действенным механизмом в данном случае стало бы установление персонифицированного характера правительственной ответственности путём допущения наряду с недоверием правительству выражения индивидуального вотума недоверия отдельным мини-

страм. Введение персонифицированного характера ответственности правительства позволило бы избежать роспуска всей Государственной Думы, отставки Правительства, к тому же меры индивидуальной ответственности наиболее эффективны в трудовой деятельности, если брать их в сравнении с коллективными.

Особое внимание следует обратить на то, что сегодня происходит некоторое оживление интереса к конституционному наследию России. В крайнем ежегодном обращении Президента РФ к парламенту глава государства заявил о необходимости изменений, направленных на совершенствование Конституции. Вскоре после этого был подготовлен законопроект о внесении поправок в Основной закон страны и направлен в Государственную Думу РФ. 11 марта 2020 года обе палаты парламента одобрили текст новой Конституции, затем последовали одобрения законодательных собраний регионов. 14 марта 2020 года глава государства подписал закон РФ о поправке к Конституции РФ Ж-ФКЗ. После согласования изменений в Конституцию в ходе общероссийского голосования от 1 июля 2020 года глава государства издал указ о её официальном опубликовании с внесенными поправками.

В соответствии с внесенными изменениями повышается роль парламента: Государственная Дума получила большие полномочия по формированию высшего органа государственной исполнительной власти страны. Назначению Председателя Правительства, его заместителей, а также федеральных министров на должность Президентом предшествуют обязательные обсуждение и утверждение их кандидатур нижней палатой парламента. Также следует отметить, что Совет Федерации проводит консультации по назначению прокуроров субъектов Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, в том числе по назначению федеральных министров так называемого «силового» блока. Вопрос о том, какой характер будут носить такие консультации, остаётся без ответа. В то же время факт того, что кандидатуры на должности Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров назначает по-прежнему глава государства, а также представляет их кандидатуры для утверждения Государственной Думе, позволяет сделать вывод о том, что консультации с Советом Федерации носят лишь рекомендательный характер, окончательное решение остается за Президентом. Здесь нельзя не отметить большую роль главы государства в формировании органов исполнительной власти.

Согласно изменениям в Конституцию, принятым на Общероссийском голосовании 1 июля р 2020 года, усиливается роль Совета Федерации. ИД К ведению верхней палаты парламента теперь от- Ч

т

носится прекращение полномочий судей Консти- К туционного суда, Верховного суда, а также судей ё кассационных и апелляционных судов по пред- у ставлению главы государства - в случае соверше- А

ния ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи. Помимо того, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов.

В соответствии с нововведениями увеличивается ответственность парламента перед государством за счет утверждения им состава Правительства, помимо того, теперь обе палаты парламента имеют возможность реализовывать парламентский контроль путем направления парламентских запросов руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, которые входят в их компетенцию.

Поправки к Конституции дополняет полномочие Президента РФ по воздействию на законодательный процесс (законодательную власть) исключительным правом на обращение в Конституционный Суд за дачей заключения в порядке предварительного конституционного нормоконтроля (пункт «а» части 51 статьи 125 Конституции РФ).

В результате значительных изменений в системе разделения властей после внесения в Конституцию Российской Федерации «поправок 2020» установлен более правильный баланс ветвей федеральной государственной власти. Появились новые, убедительные основания для определения формы правления нашей страны: Россия - прези-дентско-парламентская республика с доминирующей ролью Президента, главы государства.

Форма правления находится в постоянном движении, развитии. Преобразование Конституции должно быть эволюционным, по мнению конституционалистов, управляемым процессом [10, с. 85].

Оптимальное распределение властных полномочий, организация успешного взаимодействия органов государственной власти, эффективного сотрудничества и конкуренции, ответственность и реальные сдержки и противовесы помогут решить сложные задачи.

Литература

1. Конституция Российской Федерации с поправками 2020 года. М.: Айрис-пресс, 2020, 96 с.

2. Шеховцов В.А. Развитие российского парламентаризма. Владивосток: Дальнаука, 2002, 321 с.

3. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2013, 520 с.

4. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1997, 538 с.

5. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий // Государство и право. 2003. № 10. С. 14-19.

6. Холмс С. Сверхпрезидентство и его проблемы // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. Осень 1993/зима 1994. № 4(5)/1(6). С. 22-25.

7. Шеховцов В.А. Этапы создания действующей Конституции России // Конституционное и муниципальное право.2019.№ 4. С. 70-72.

8. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 1. М., 2014, 864 с.

9. Colton T.J., Skach C. The Russian Predicament. J. Democracy, 2005, р. 250.

10. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. М.: НАУКА, 2016, 318 с.

on improving the form of government in russia

Shekhovtsov V.A., Aboyan A.A.

Far Eastern Federal University

Based on the analysis, the authors attempt to identify the specifics of the Russian model of the Republican form of government. The article examines the current form of government in the Russian Federation after the 2020 reform, reveals its features, and analyzes the problems. Constitutional practice in Russia needs scientifically-based proposals to improve the form of organization of state power, taking into account the needs and prospects for the development of Russian statehood. The article offers a number of ways and means of solving the identified problems in order to improve the leading element of the state form. A comparative analysis of the powers of the President and the Parliament is carried out. As a result of the «2020 amendments» to the Constitution of the Russian Federation, a more correct balance of branches of Federal government has been established. There are new and convincing grounds for determining the form of government of our country: Russia is a presidential and parliamentary Republic with the dominant role of the President and head of state.

Keyword: Constitution, form of government, Republic, Parliament, President, government, separation of powers, parliamentarism.

References

1. The Constitution of the Russian Federation as amended in 2020. M .: Ayris-press, 2020, 96 p.

2. Shekhovtsov V.A. Development of Russian parliamentarism. Vladivostok: Dalnauka, 2002, 321 p.

3. Mishin A.A. Constitutional (state) law of foreign countries. M., 2013, 520 p.

4. Chirkin V.E. Constitutional Law: Russia and Foreign Experience. M., 1997, 538 p.

5. Krasnov M.A. Russia as a semi-presidential republic: problems of the balance of powers // State and Law. 2003. No. 10. S. 1419.

6. Holmes S. Superpresidency and its problems // Constitutional law: Eastern European review. Autumn 1993 / winter 1994. No. 4 (5) / 1 (6). S. 22-25.

7. Shekhovtsov V.A. Stages of creating the current Constitution of Russia // Constitutional and municipal law. 2019. No. 4. S. 7072.

8. Avakyan S.A. Constitutional law of Russia. T. 1.M., 2014, 864 p.

9. Colton T.J., Skach C. The Russian Predicament. J. Democracy, 2005, p. 250.

10. Khabrieva T. Ya. Constitutional reform in the modern world. Moscow: Nauka, 2016, 318 p.

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.