ВИДЯЙКИН И. е., любушкин в. а.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. В статье определяется существующая форма правления в Российской Федерации путем выявления признаков, позволяющих относить ее к какой-либо форме. Проводится сравнительный анализ полномочий президента и парламента. Также исследуется фактический характер взаимоотношений президента с исполнительной ветвью власти.
Ключевые слова: форма правления, республика, Российская Федерация, Государственная Дума, Президент, Правительство.
VIDYAYKIN I. E., LYUBUSHKIN V. A.
THE FORM OF GOVERNMENT IN MODERN RUSSIA
Abstract. The study focuses on identification of the form of government in Russian Federation. The author considers the typical features allowing to attribute Russia to a particular form of government. The article presents a comparative analysis of the president and parliament powers. The actual nature of the relationship of the president and the executive bodies is also analyzed.
Keywords: form of government, republic, Russian Federation, State Duma, President, Government.
В юридической науке форма правления понимается, как способ организации верховых органов государственной власти, порядок формирования и полномочия высших государственных органов, характер их взаимоотношений между друг другом и населением.
Как можно понять уже из самого понятия, форма правления определяет факторы, образующие основу государства, являющиеся его отправной точкой. Учитывая и то, что форма правления не является абсолютно статичной, знания и представления о ней актуальны в любых условиях, так как, имея наиболее полную и объективную информацию о форме правления, возможно, прогнозировать ход дальнейшего развития государства, предлагать методы его преобразования.
Выявим основные признаки организации и функционирования верховной государственной власти, и на их основе определим принадлежность Российской Федерации к какой-либо разновидности формы правления.
Российское государство ХХ столетия в целом можно охарактеризовать как находящееся в непрерывном процессе переходности. Поэтому создание современной и эффективной формы государства и процедур функционирования властных институтов,
которые могли бы фактически отражать и регулировать интересы граждан [2, с. 4].
1
В ст. 1 Конституции РФ Россия определяется как государство с республиканской формой правления, однако разновидность республики при этом не уточняется, что и вызывает наличие различных мнений по этому вопросу [1].
В теории государства и права в первую очередь выделяют парламентские, президентские и смешанные республики. Основные признаки парламентской республики (избираемость главы государства парламентом, номинальность его функции, формирование правительства парламентом, подотчетность парламенту), не соответствуют принципам организации высших государственных органов в России, поэтому ее нельзя отнести к парламентской республике. Президентская республика предполагает под собой то, что президент является главой государства и главой правительства [3, с. 60]. Но согласно ст. 80 Конституции РФ, президент является главой государства и гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, то есть не относится ни к какой ветви государственной власти [1]. Значит приемлемым для определения формы правления России остается только смешанный вариант.
Смешанную форму правления принято разделять на полупрезидентскую и полупарламентскую, которые отличаются друг от друга различным уровнем приближенности либо к президентской, либо к парламентской форме. Чтобы определить, к какой же из разновидности относится Россия необходимо рассмотреть правой статус президента во взаимоотношениях с другими высшими органами государственной власти, а также характер данных взаимоотношений.
Полупрезидентская республика характеризуется сочетание основных черт двух типов республиканской формы правления, а также новых, малоизученных черт, которые не присущи ни одному из типов республики. В частности, для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В некоторых государствах всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается, отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае основной закон может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству.
При полупрезидентской форме правления президент, являясь главой государства, избирается населением напрямую. Парламент избирается также населением, наряду с главой государства; здесь действует премьер-министр, который непосредственно руководит правительством. Само же правительство не назначается, а только формируется президентом из представителей большинства парламента. Это является главным отличием от президентской формы правления.
Современную Россию и ряд других государств сложно отнести к одному из известных видов республик, поэтому в этих случаях возникает по существу новая форма республики: полупрезиденсткая, полупарламентская, с преобладанием черт той или другой республики, а иногда и с такими чертами, которые не были присущи ни президентской, ни парламентской республики. Но говоря все-таки о России, многие авторы считают, что ей присуща полупрезидентская форма республики [4].
В Конституции РФ указано, что Президент принимает или отклоняет подачу в отставку Правительством, либо может на основе своего решения отправить Правительство в отставку. Президент назначает весь кабинет министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, и, в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, президент имеет право распустить Государственную Думу. В том числе Государственная Дума может быть распущена в случае выражения вотума недоверия в адрес Правительства. Это не говорит о том, что президент в любом из случаев будет распускать Государственная Думу, он может согласиться с ней и отправить в отставку правительство [1]. В свою очередь согласно с Конституцией, Государственная Дума не может быть распущена Президентом в следующих случаях:
1) в течение года после избрания Государственной Думы;
2) с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на территории РФ военного положения;
4) в период действия на территории РФ чрезвычайного положения;
5) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента; что дает ей больший простор для отстаивания своих интересов. Также некоторое улучшение положения парламента в вопросе взаимоотношений с исполнительной властью произвели поправки к Конституции РФ от 30.12.2008 г., по которым Правительство РФ должно ежегодно отчитываться в результатах своей деятельности перед Государственной Думой, в том числе и по поставленным ею вопросам. Исходя из всего этого, можно сделать вывод о двойной ответственности Правительства перед парламентом и Президентом. Но все же в России Правительство служит лишь инструментом президентской власти и всецело зависит от нее, а не от расклада сил в парламенте [5, с. 17].
Кроме того, несмотря на формальную отдаленность от исполнительной ветви власти, под подчинением президента находятся одни из важнейших органов правительства, такие как Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности и т.д. Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и
внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства [5, с. 18].
Таким образом, сопоставляя основные характерные черты полупрезидентской республики:
- выборность президента;
- существование поста главы правительства;
- исполнительная власть осуществляется президентом и правительством совместно, т. е. Президент осуществляет общее руководство Правительством, а глава правительства непосредственно руководит им;
- Правительство несет двойную ответственность, как перед президентом, так и перед парламентом. Парламент может выразить недоверие правительству, но отправить его в отставку может только президент, с фактическим положением дел, получается, что в современной России в качестве формы правления установлена полупрезидентская республика. Именно данная форма республиканского правления наиболее типична и приемлема для большинства стран, переживших в прошлом единовластные формы правления [6, с. 6].
На наш взгляд, современная модель формы правления в Российской Федерации находится на стадии развития, что подразумевает возможные изменения в будущем. Полупрезидентская форма правления является наиболее оптимальной для современного российского государства. Эта модель позволяет взаимодействовать президенту и законодательному органу в вопросах формирования правительства и учитывать взаимные интересы.
В России, как всегда во все периоды ее истории, большую роль играет личность главы государства. Но Конституция Российской Федерации в действительности не содержит никаких чрезвычайно исключительных полномочий Президента, выходящих далеко за пределы традиционных полномочий главы государства и способна обеспечивать его успешное функционирование и развитие в выбранной форме правления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации (1993). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/.
2. Арзамаскин Н. Н. Теоретико-методологические основания возникновения, становления и развития формы Российского государства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2008. - 32 с.
3. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. - 3-е издание доп. и исправл. - М.: Омега-Л, 2008. - 384 с.
4. Иванов А. А. Теория государства и права. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 351 а
5. Краснов М. А. Россия как полупрезидентская республика: проблема баланса полномочий: опыт сравнительного-правового анализа // Государство и право. -2003. - № 10. - С. 16-23.
6. Григонис Э. П., Чибинев В. М. Форма правления в Российской Федерации и перспективы ее изменения // Мир юридической науки. - 2012. - № 3. - С. 4-8.