Научная статья на тему 'ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ'

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
952
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ПРЕЗИДЕНТ РФ / ГЛАВА ГОСУДАРСТВА / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матросов Сергей Николаевич, Петров Александр Геннадьевич

В статье рассмотрено конституционное положение главы государства в системе разделения властей. В настоящее время теория разделения властей стала настолько актуальной в теоретическом и в практическом аспектах, что ни одно научное исследование не обходится без использования этой категории. В российском обществе есть область социальной действительности, где практическая ценность и теоретическая актуальность теории разделения властей стремительно возрастает. Это область функционирования публичной власти. Сейчас, когда процесс конституционной реформы нарастает и набирают силы демократического начала в управлении государством, создание механизма сдержек и противовесов является фундаментом развития демократического правового государства. В статье речь идет не только о конституционной реформе системы публичной власти, перераспределении полномочий между высшими органами власти, но и о воздействии президентской власти на конституционный строй в целом. Авторы делают вывод, что в соответствии со ст. 110 Конституции Российской Федерации глава государства фактически входит в Правительство Российской Федерации, так как осуществляет общее руководство исполнительной властью, что позволяет характеризовать форму государственного правления как президентскую. Также Президент РФ выступает в роли верховного арбитра, условно возвышается «над» всеми ветвями власти, обеспечивая равновесие социальнополитических сил в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF THE SEPARATION OF AUTHORITIES

The article examines the constitutional position of the head of state in the system of separation of powers. Currently, the theory of separation of powers has become so relevant in theoretical and practical aspects that no scientific research can do without using this category. There is an area of social reality in Russian society where the practical value and theoretical relevance of the theory of separation of powers is rapidly increasing. This is the area of functioning of public power. Now, when the process of constitutional reform is growing and the forces of the democratic principle in the governance of the state are gaining strength, the creation of a mechanism of checks and balances is the foundation for the development of a democratic rule of law state. The article deals not only with the constitutional reform of the system of public power, the redistribution of powers between the highest authorities, but also about the impact of presidential power on the constitutional system as a whole. The authors conclude that, in accordance with article 110 of the Constitution of the Russian Federation, the head of state is actually part of the Government of the Russian Federation, since he exercises general leadership of the executive branch, which makes it possible to characterize the form of government as presidential, on the other hand, the President of the Russian Federation acts as the supreme arbiter, conventionally rises «above» all branches of government, ensuring the balance of socio-political forces in society.

Текст научной работы на тему «ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ»

УДК 342.511

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

С.Н. Матросов, А.Г. Петров

В статье рассмотрено конституционное положение главы государства в системе разделения властей. В настоящее время теория разделения властей стала настолько актуальной в теоретическом и в практическом аспектах, что ни одно научное исследование не обходится без использования этой категории.

В российском обществе есть область социальной действительности, где практическая ценность и теоретическая актуальность теории разделения властей стремительно возрастает. Это область функционирования публичной власти. Сейчас, когда процесс конституционной реформы нарастает и набирают силы демократического начала в управлении государством, создание механизма сдержек и противовесов является фундаментом развития демократического правового государства.

В статье речь идет не только о конституционной реформе системы публичной власти, перераспределении полномочий между высшими органами власти, но и о воздействии президентской власти на конституционный строй в целом.

Авторы делают вывод, что в соответствии со ст. 110 Конституции Российской Федерации глава государства фактически входит в Правительство Российской Федерации, так как осуществляет общее руководство исполнительной властью, что позволяет характеризовать форму государственного правления как президентскую. Также Президент РФ выступает в роли верховного арбитра, условно возвышается «над» всеми ветвями власти, обеспечивая равновесие социально-политических сил в обществе.

Ключевые слова: разделение властей; Президент РФ; глава государства; органы исполнительной власти.

S.N. Matrosov, A.G. Petrov. THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SYSTEM OF THE SEPARATION OF AUTHORITIES

The article examines the constitutional position of the head of state in the system of separation of powers. Currently, the theory of separation of powers has become so relevant in theoretical and practical aspects that no scientific research can do without using this category.

There is an area of social reality in Russian society where the practical value and theoretical relevance of the theory of separation of powers is rapidly increasing. This is the area of functioning of public power. Now, when the process of constitutional reform is growing and the forces of the democratic principle in the governance of the state are gaining strength, the creation of a mechanism of checks and balances is the foundation for the development of a democratic rule of law state.

The article deals not only with the constitutional reform of the system of public power, the redistribution of powers between the highest authorities, but also about the impact of presidential power on the constitutional system as a whole.

The authors conclude that, in accordance with article 110 of the Constitution of the Russian Federation, the head of state is actually part of the Government of the Russian Federation, since he exercises general leadership of the executive branch, which makes it possible to characterize the form of government as presidential, on the other hand, the President of the Russian Federation acts as the supreme arbiter, conventionally rises «above» all branches of government, ensuring the balance of socio-political forces in society.

Keywords: separation of powers; President of the Russian Federation; head of state; Executive agencies.

В современных условиях становления правового государства роль Президента России в системе разделения властей усилилась и имеет заметное место в правовой и политической системе Российской Федерации. Весьма важно определить, в какой мере конструкция инсти-

тута президентства отвечает общемировым стандартам, вписывается в систему разделения властей, насколько надежны гарантии от злоупотребления должностным положением.

Институт президентства в Российской Федерации проходит проверку временем. К тому

152

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 4(46)

же этот институт может быть при необходимости переделан в направлении и объеме, диктуемых требованиями жизни, что и показали последние изменения в Конституции РФ. В первую очередь, во главу угла ставятся интересы демократического и правового управления страной, реализация высоких принципов, во имя которых развивается общество.

Актуальность статьи обусловлена особым конституционным положением и высоким статусом главы государства в современной России, а также необходимостью рассмотрения реализации его конституционных полномочий.

Становление института президентства в нашей стране на протяжении последних десятилетий его развития в целом осуществлялась в сторону расширения полномочий главы государства. Согласно Основному закону глава государства обладает весьма обширными полномочиями, позволяющими влиять на другие ветви государственной власти, в первую очередь, связанные с назначением на высшие конституционные должности в государственном аппарате.

Президент выполняет координационные функции в государственном механизме. Последние поправки в Конституции существенно изменили систему государственного управления путем перераспределения полномочий между разными органами власти. В этих условиях деятельность Президента по согласованию законодательной, исполнительной и контрольной функции крайне необходима.

В соответствии с Конституцией РФ Президент осуществляет общее руководство Правительством РФ. Таким образом, у него возрастает уровень ответственности за эффективное функционирование и взаимодействие всех органов исполнительной власти в России.

Конституционные поправки закрепляют две разные модели формирования Правительства РФ: с согласованием министров Государственной Думы (социально-экономический блок Правительства РФ) и после консультаций с Советом Федерации (силовые министры), что является новой формой формирования Правительства РФ.

У главы государства сохранятся важные ключевые полномочия, в том числе освобождение с государственных должностей руководителей федеральных органов исполнительной власти, прямой контроль над Вооруженными Силами и правоохранительными органами, руководство внешней политикой (так как Президент РФ является представителем России в международных отношениях).

Существенную роль играют возможности

главы государства по быстрому и эффективному реагированию на чрезвычайные ситуации (введение режима чрезвычайного и военного положения).

Объем полномочий Президента РФ по отношению к исполнительной власти РФ говорит о его фактической роли главы исполнительной власти. Эта функция выражается в том, что он назначает Председателя Правительства после утверждения его кандидатуры Государственной Думой (прежде требовалось согласование). Государственной Думе также доверено утверждение вице-премьера и министров. Президент не вправе отклонять утвержденных Государственной Думой глав федеральных органов исполнительной власти (социально-экономический блок) и будет обязан их утвердить. Это повышает роль и значение Федерального Собрания, самостоятельность и ответственность главы правительства и всех членов кабинета министров.

Как полагает Р.М. Дзидоев, новый порядок формирования Правительства РФ, однако, не выглядит последовательным и безупречным. Согласно новым конституционным поправкам после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства Президент назначает его, невзирая на позицию парламентской палаты. Руководителем исполнительной власти Российской Федерации глава государства может назначить любое лицо, в том числе трижды отвергнутое Государственной Думой [5].

В соответствии с Конституцией РФ Председатель Правительства Российской Федерации несет «персональную» ответственность перед Президентом РФ за осуществление возложенных на Правительство РФ полномочий, что позволяет главе государства отправить в отставку отдельно Председателя Правительства РФ, не прибегая при этом к отставке Правительства в целом (ст. 113 Конституции РФ), что еще сильнее укрепляет его руководство кабинетом министров (ч. 5 ст. 117 Конституции РФ).

На наш взгляд, в юридической науке имеются убедительные доводы признания Президента РФ главой исполнительной власти в Российской Федерации [4], которая получила подтверждение в ч. 1 ст. 110 Конституции РФ в поправках от 1 июля 2020 г., хотя за главой государства сохраняются свои собственные полномочия. Такой же позиции придерживаются и некоторые другие ученые [3; 7; 8].

Полномочия Президента РФ значительно возросли в сфере формирования руководства Конституционного Суда РФ. В настоящий момент глава государства имеет право предла-

гать верхней палате кандидатуру на должность Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителя лиц не из числа судей, а сразу при согласовании кандидата на пост судьи Конституционного Суда РФ.

Как подчеркивает А.А. Кондрашов, цель очевидна: упростить процесс формирования Конституционного Суда РФ, усилив возможности для подбора «лояльных» кандидатов и контроля за принятием Конституционным Судом РФ решений со стороны Президента РФ и его администрации [6].

Таким образом, высший судебный орган конституционного контроля становится органом, фактически зависимым исключительно от Президента РФ.

Глава государства полностью самостоятельно формирует контрольно-надзорные органы: прокуратуру, Счетную палату Российской Федерации (которая формируется Федеральным Собранием, но по представлению Президента РФ).

Существенно увеличивалось роль главы государства в формировании прокуратуры, что несколько перераспределяет баланс сил в системе государственного управления. Так, в соответствии с новыми поправками изменились полномочия верхней палаты. Президент РФ полностью формирует прокуратуру после консультаций с Советом Федерации, ранее же она формировалась совместно с верхней палатой и Президентом РФ.

Следует также подчеркнуть, что прокуратура требует повышенной централизации, но в то же время она должна обладать независимостью от других органов власти, так как осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В связи с внесенными поправками изменился процесс формирования Совета Федерации. Последний в этой системе становится органом, в значительной мере формируемым лично Президентом РФ (ст. 95), причем налицо его образование с помощью архаичных и реликтовых механизмов, попросту неприемлемых в демократическом обществе: назначение (30 вместо 17) сенаторов и плюс пожизненное сенаторство (7 пожизненных сенаторов, не считая бывших президентов) [6].

Несмотря на внесенные поправки, многие компетенции главы государства остаются в прежнем виде. Так, у Президента России сохраняются важные ключевые полномочия, в том числе по освобождению руководителей федеральных органов исполнительной власти (силовой блок). За ним остается и прямой контроль над Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Вместе с тем Пре-

зидент всех глав силовых ведомств может назначать после прямых консультаций с Советом Федерации.

По мнению многих ученых, например, А.А. Кондрашева, «участие в процедуре назначения «силового блока» министров Совета Федерации Федерального Собрания РФ носит декоративно-имитационный характер с позиции функционально-содержательного аспекта - не обязывающие ни к чему «консультации» [6]. Мы полностью разделяем эту точку зрения.

В формирующейся системе государственного строительства просматривается значительное увеличение конституционной роли Президента РФ в формировании единой системы публичной власти, что несколько перераспределяет баланс сил в системе разделения властей в России как по вертикали, так и горизонтали публичного управления.

Таким образом, в соответствии со ст. 110 Конституции РФ глава государства фактически входит в Правительство Российской Федерации, так как осуществляет общее руководство исполнительной властью, что позволяет характеризовать форму государственного правления как президентскую. С другой стороны, Президент РФ выступает в роли верховного арбитра, обеспечивая равновесие социально-политических сил в обществе.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ). URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения: 04.07.2020).

2. О Правительстве Российской Федерации: федер. конст. закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 45, ст. 7061.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.

4. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспру-дениция». М., 2003. 886 с.

5. Дзидзоев Р.М. Конституционный статус Президента Российской Федерации в свете конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 10. С.33-36.

6. Кондрашев А.А. Конституционные поправки - 2020: о коллизиях и дефектах, порождающих неустранимые конфликты между «вечными

154

вестник Российского университета кооперации. 2021. № 4(46)

главами» и главами 3-8 Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 18-29.

7. Конституционное право: учебник / В.В. Аль-хименко [и др.]. М: Юристъ, 1999. 591 с.

8. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник. М.: Проспект, 2001. 755 с.

References

1. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii [The Constitution of the Russian Federation]: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 01.07.2020 № 11-FKZ). URL: http://pravo.gov.ru (Accessed 04.07.2020).

2. O PraviteFstve Rossijskoj Federatsii [About the Government of the Russian Federation]: feder. konst. zakon ot 06.11.2020 № 4-FKZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2020. № 45, st. 7061.

3. BaglajM.V. Konstitutsionnoe pravo Rossijskoj Federatsii [Constitutional Law of the Russian Federation]: uchebnik dlya vuzov. 6-e izd., izm. i dop. M.: Norma, 2007. 784 s.

4. Bezuglov A.A., Soldatov S.A. Konstitutsionnoe pravo Rossii [Constitutional Law of Russia]: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsiaTnosti «Yurisprudenitsiya». M., 2003. 886 s.

5. Dzidzoev R.M. Konstitutsionnyj status Pre-zidenta Rossijskoj Federatsii v svete konsti-tutsionnoj reformy v Rossii [Constitutional status of the President of the Russian Federation in the light of constitutional reform in Russia] // Konstitutsionnoe i munitsipaFnoe pravo. 2020. № 10. S. 33-36.

6. Kondrashev A.A. Konstitutsionnye popravki -2020: o kolliziyakh i defektakh, porozhdayushchikh neustranimye konflikty mezhdu «vechnymi glavami» i glavami 3-8 Konstitutsii Rossii [Constitutional Amendments 2020: on Collisions and Defects that Generate irremediable conflicts between the «eternal chapters» and Chapters 3-8 of the Constitution of Russia] // Konstitutsionnoe i munitsipaFnoe pravo. 2021. № 3. S. 18-29.

7. Konstitutsionnoe pravo [Constitutional law]: uchebnik / V.V. Alkhimenko [i dr.]. M: Yurist, 1999. 591 s.

8. Marchenko M.N. Problemy teorii gosudarstva i prava [Problems of the theory of state and law]: uchebnik. M.: Prospekt, 2001. 755 s.

МАТРОСОВ Сергей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: s.n.matrosov@rucoop.ru.

ПЕТРОВ Александр Геннадьевич - доктор юридических наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: a.g.petrov@rucoop.ru.

MATROSOV, Sergey Nikolaevich - Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: s.n.matrosov@rucoop.ru.

PETROV, Alexander Gennadyevich - Doctor of Law, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. Email: a.g.petrov@rucoop.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.