Ф. Р. ШАРИФЗОДА, начальник Академии МВД Республики Таджикистан, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная
деятельность.
F. R. SHARIFZODA, Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Academy of the Interior Ministry of the Republic of Tajikistan
Scientific speciality: 12.00.11 - Judicial Activities, Prosecutorial Activities, Human Rights and Law Enforcement.
УДК 351.74:94(575.3)65.012.8
Роль и место органов внутренних дел Республики Таджикистан в системе национальной безопасности страны
The Role and Place of the Law Enforcement Bodies of the Republic of Tajikistan In the National Security System of the Country
В статье рассмотрены проблемы роли и места органов внутренних дел как элемента системы национальной безопасности Республики Таджикистан.
Элементы национальной безопасности, внутренние угрозы, национальная безопасность, интеллектуализация, правоохранительная деятельность, права человека.
The article considers the problem of the role and place of the law enforcement bodies as an element of the national security system of the Republic of Tajikistan.
Elements of the national security, internal threats, national security, intellectualization, law enforcement activity, human rights.
Таджикское государство путем целенаправленной деятельности государственных органов, общественных институтов и граждан страны в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, конституционными законами и другими законодательными актами принимает все меры по укреплению национальной безопасности страны. Реальность ее обеспечения во многом зависит от форм и методов практической реализации в современных условиях, критического анализа устоявшихся в юриспруденции и правоохранительной практике стереотипов в теоретическом осмысливании ее концептуальных положений.
Следует согласиться с тем, что становление целостной системы национальной безопасности Республики Таджикистан находится в стадии ее формирования, что во многом обусловлено внутригосударственной обстановкой
в политической и экономической сферах, а также геополитической ситуацией на Центрально-Азиатском континенте и в мире, где происходят существенные изменения в межгосударственных и межцивилизационных отношениях [9, с. 91].
При всей специфике государственного строительства Республики Таджикистан и Российской Федерации, сформировавшихся на постсоветском пространстве, в их развитии и в настоящее время нетрудно обнаружить много общего не только в историческом наследии, но и в огромном потенциале интеграции в различных сферах. Как утверждают исследователи, наиболее серьезные угрозы национальной безопасности как Российской Федерации, так и Республики Таджикистан носят внутренний характер и в большей или меньшей степени связаны с особенностями функционирования социально-экономической
и политической сфер, которые «таят в себе внутренние противоречия, являющиеся источником социальных конфликтов и кризисных ситуаций» [11, с. 270].
В настоящее время происходит заметное изменение восприятия действительности и основных постулатов социального обустройства общества. В философии этот поворот именуется гуманистическим, антропоцентрическим. Основной смысл изменения антропоцентрической парадигмы состоит в смещении предмета исследования на человека, который должен служить основой всех социальных перемен. Как верно отмечают исследователи, с появлением в XXI в. новых опасностей система ценностей человечества претерпела определенные изменения. Социологические исследования, проведенные фондом «Общественное мнение», Российским гуманитарным научным фондом, выделили базовые ценности в сознании человека. На первое место опрошенные граждане поставили жизнь индивида как высшую ценность, на второе — свободу. Таким образом, эффективность деятельности механизма обеспечения национальной безопасности напрямую связана с безопасностью личности. Это объясняется тем, что человек, его права и свободы признаны высшей ценностью как отечественной правовой системой (ст. 5 Конституции Республики Таджикистан), так и нормами международного права.
Тем не менее эту парадигму нельзя фетишизировать. Необходимо обратить внимание на мнение авторов, которые утверждают, что, несомненно, важность обеспечения приоритета прав человека в условиях значительного распространения недемократических режимов в ХХ в. являлась первостепенной задачей. Не прошло и двух десятков лет, как эти прогрессивные идеи вступили в непримиримое противоречие с не менее важными коллективными правами граждан. Безоговорочное использование закрепленных в конституционных нормах прав человека как главной ценности повлекло за собой многие негативные явления. Европейский континент охвачен демографическими потрясениями, возникает реальная угроза потери традиционной самобытности и религиозных убеждений европейских народов, стал реальностью грабительский захват территорий и природных кладовых государств Ближнего Востока. Повсюду прокатилась волна так называемых цветных революций, организованных экономическим и политическим истеблишментом ряда стран для насильственного изменения суверенитета и целостности независимой власти других государств. Двойные стандарты в сфере соблюдения прав человека убедительно показали, что идея подавляющего приоритета прав лично-
сти во всех областях социальной жизни может сыграть деструктивную роль в эволюционном развитии человечества [8, с. 38]. Здесь требуется баланс, гармоничное сочетание приоритета прав и свобод человека, интересов общества и государства как фактора устойчивости и стабильности социума.
Среди элементов системы обеспечения национальной безопасности особое место занимают органы внутренних дел и ее составная часть — милицейские подразделения как государственный правоохранительный орган исполнительной власти республики и одно из основных звеньев в правоохранительной системе1. Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон особо подчеркнул, что «развитие и устойчивость сегодняшнего государства таджиков, как демократического, правового, свободного и единого государства, во многом зависит от ответственности и решительности сотрудников милиции и плодотворных результатов деятельности этого органа» [1].
Социологический опрос, проведенный в 2018 г. о роли органов внутренних дел в противодействии внутренним угрозам национальной безопасности, показал, что большинство респондентов (62,88 %) полностью согласны с мнением о том, что, являясь важнейшим элементом сил обеспечения национальной безопасности, органы МВД Республики Таджикистан в процессе повседневной кропотливой работы оказывают непосредственное влияние на условия, способствующие реализации национальных интересов фактически во всех сферах жизнедеятельности таджикского общества2. Однако необходимо отметить, что и до настоящего времени важнейшие концептуальные вопросы функционирования органов внутренних дел остаются нераскрытыми в силу происходящих глобальных социально-политических процессов, которые дают богатый материал для переосмысления узловых проблем эффективной защиты от внутренних угроз национальной безопасности республики.
Для определения роли и места органов внутренних дел в системе национальной безопасности существенное значение имеет выяснение, во-первых, степени их однородности в выполнении правоохранительных задач с другими исполнительными структурами государствен-
1 О Стратегии реформы милиции в Республике Таджикистан на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: указ Президента Республики Таджикистан от 19 марта 2013 г. № 1438. URL: http://online. zakon.kz/Document/?doc_id=31386405 (дата обращения: 03.05.2018).
2 В социологическом опросе в целом по группе экспертов участвовало 455 опрошенных. Из них 200 респондентов - должностные лица руководящего состава органов внутренних дел, обучающихся в рамках дополнительного профессионального образования и повышения квалификации; курсантов первого года обучения - 42 человека; курсантов - выпускников Академии - 213 человек.
ной власти в стране; во-вторых, уровня их автономности и самостоятельности при решении общесоциальных задач. Исследование этих вопросов тесно связано с необходимостью укрепления единства органов государственной власти в противодействии внутренним и внешним угрозам. Чтобы установить положение какого-либо органа в системе, прежде всего важно рассмотреть его сущностные характеристики и ценности, которые выступают в роли главного национального приоритета, сохранение которых или их охрана возложены на него государством.
Изучение деятельности органов внутренних дел свидетельствует о том, что «милиция может бороться с любыми негативными социальными явлениями. Истекшие десятилетия показали, что самой важной задачей милиции всегда была охрана порядка и государства в целом. Милиция как самый влиятельный оперативный орган может не только пресекать, но и предупреждать нарушения, влекущие за собой тяжкие последствия» [7]. По числу функций и разнообразию правоохранительной деятельности, количеству структурных подразделений и трудовых ресурсов, объему циркулирующей внутри информации, технической оснащенности, материальной и финансовой обеспеченности органы внутренних дел многократно превышают все иные правоохранительные органы, вместе взятые. Поэтому именно они чаще любых иных правоохранительных структур оказывают помощь гражданам; находятся в тесной близости с населением вследствие многофункционального характера правоохранительной деятельности и непрерывного характера функционирования; обладают большими возможностями в сфере оказания государственных услуг; могут быть оперативно мобилизованы; воспринимаются значительной частью населения как основная правозащитная и правоохранительная структура [10,с. 130].
Роль органов внутренних дел определяется главным образом объемом и содержанием юридически установленных прав как допустимых пределов воздействия на социальные отношения, а также кругом обязанностей, иными словами, полномочий. Даже простой их перечень по защите интересов таджикского общества, государства, прав, свободы и безопасности граждан свидетельствует о широте и масштабности правоохранительной деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан. Так, на основе анализа и прогноза состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов органы внутренних дел организуют и осуществляют социально значимую профилактическую, административную, оперативно-розыскную, уголовно-процессуаль-
ную деятельность. Этим определяется роль органов внутренних дел в системе национальной безопасности как основного ее элемента, имеющего собственную и сложную организационную структуру, все составные части которой образуют МВД Республики Таджикистан.
Более того, доминирующая роль органов внутренних дел в обеспечении общественного порядка и активного противодействия преступности выступает фактором инициации сотрудничества правоохранительной системы в сфере правопорядка. В подтверждение данного тезиса можно сослаться на авторитетное мнение, высказанное в сборнике МВД Республики Таджикистан, Академии МВД Республики Таджикистан и Республиканского бюро по правам человека и соблюдению законности, Датского института по правам человека. В нем отмечено, что прогрессивная мировая практика сегодня опирается на два подхода совместной деятельности с широким кругом общественности: установление системы связей между органами охраны правопорядка и гражданами, направленными на решение большого круга общественных проблем, что должно привести к снижению уровня преступности; более узкий подход — совместная деятельность, направленная на решение конкретных проблем правоохранительной деятельности. При исполнении как одного, так и другого подходов необходимо иметь в виду, что органы внутренних дел должны выступать инициаторами совместной работы, «так как правоохранительная деятельность строится на основе хорошего знания людей, причин, приводящих к совершению правонарушений, социальных проблем общества» [5, с. 54—55].
В условиях всеобщей интеграции мировых процессов состояние и тенденции правоохранительной деятельности органов внутренних дел характеризуются необходимостью совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников, реализующих правоохранительную функцию. Справедливо отмечается, что «успешная реализация правовых предписаний зависит не только от качества законов, их содержащих, но и от верного понимания, правильного толкования норм теми, кто их применяет» [4, с. 5]. Эта реальность диктует необходимость создания новых возможностей эффективного управления образовательным процессом в специализированных полицейских учебных заведениях. Российские ученые подчеркивают, что основным фактором успешных действий становится профессиональная подготовленность сотрудников органов внутренних дел, которая вырабатывается путем познания, формирования умений и навыков. Ключевые составляющие профпри-
годности каждого сотрудника органов внутренних дел вырабатываются ими в рамках обучения при создании условий, максимально приближенных к реальной ситуации, на полигонах, оперативно-тактических учениях и штабных тренировках с привлечением в познавательный процесс материалов положительного отечественного и зарубежного опыта.
Многочисленные вызовы, с которыми сталкивается сегодня мировое сообщество в целом, приобретают все более и более сложный, комплексный характер. Адекватно ответить на эти вызовы способны лишь фундаментально подготовленные, грамотные специалисты, воспитанные в убежденности обязательности строгого и неуклонного соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы. Важность совершенствования обучения и переподготовки сотрудников органов внутренних дел вызывается необходимостью построения обновленной системы подготовки кадров, которая ориентирована на интеллектуализацию правоохранительной деятельности.
Сегодня к каждому специалисту (управленцу, менеджеру, дипломату, юристу и т. д.) приходит осознание того, что мы живем не просто в информационном веке, но он еще и высокоинтеллектуальный. По словам Президента Российской Федерации В. В. Путина, весь мир вступает в эпоху кардинальных перемен; глобальное развитие становится все более неравномерным; вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера; ужесточается конкуренция за ресурсы, прежде всего за человеческие ресурсы, интеллект [2]. Отсюда основным содержанием правоохранительной деятельности становится умственный компонент, основанный не на эмпирически накопленных навыках, а на соответствующем объеме предоставляемых в процессе обучения специальных знаний и навыков, дающих возможность творческого осмысления складывающейся обстановки.
Полностью присоединяемся к мнению, что правоохранительные органы сегодня остро нуждаются не только в притоке высокопоставленных юристов, но и «в людях с нестандартным мышлением и новыми идеями, способных противостоять современным и будущим вызовам...» [3]. Это вызвано тем, что современная преступность характеризуется использованием интеллектуальных возможностей и потенциала новейших информационных и иных технологий, что неизбежно меняет конфигурацию и содержание всей системы глобальной безопасности. Поэтому наращивание умственного потенциала правоохранительной деятель-
ности можно рассматривать как магистральное направление развития полицейского профессионального обучения [6].
Вместе с тем потенциальные возможности органов внутренних дел в системе национальной безопасности недостаточно изучены, так как они распространяются далеко за пределы конкретных задач, стоящих перед милицейскими формированиями Республики Таджикистан, в силу того, что на эффективность противодействия преступности действует большой комплекс факторов внешней среды и внутренних условий, детерминирующих преступность как социальное явление. Выполнение органами внутренних дел большого объема правообеспечивающей работы, в отличие от большинства других правоохранительных структур, накладывает на их деятельность ярко выраженную публичность отношений и непосредственно связано с осуществлением гражданами, общественными объединениями конституционных и иных прав, реализацией соответствующих обязанностей, временным ограничением установленных законом прав в связи с исполнением мер государственного принуждения. Как важный инструмент механизма государственной власти, органы внутренних дел являются своеобразным показателем ее реального отношения к человеку и праву. Поэтому характер взаимоотношений между сотрудниками территориальных органов и населением можно рассматривать как индикатор общественно-политической обстановки в государстве. Именно милицейские формирования с их установившимся разнообразием правоохранительной многофункциональности, преобладающим по численности личным составом, вооруженностью, возможностью применения мер принуждения в установленных законом пределах в обыденном сознании простого человека ассоциируются с защитой от преступных посягательств, соблюдением общественного порядка в государстве. Малопродуктивная деятельность органов внутренних дел вызывает возмущение, которое зачастую распространяется на всю правоохранительную систему государства.
Все вышеизложенное дает основание оценивать органы внутренних дел в механизме обеспечения национальной безопасности не только как важнейший элемент, но и как определенного рода показатель, позволяющий судить о соблюдении баланса интересов граждан, общества и государства при обеспечении состояния их защищенности. На них возложена основная тяжесть работы по исполнению государственной обязанности противостояния внутренним угрозам в защите конституционного строя Республики Таджикистан.
Список литературы:
References:
1. Выступление Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмо-на на торжественном собрании в честь Дня таджикской милиции (г. Душанбе, 10 ноября 2012 г.). URL: http://mvd.tj/index.php/ru/ nauchnye-issledovaniya-i-konferentsii/1091-vystuplenie-na-torzhestvennom-sobranii-v-chest-dnya-tadzhikskoj-militsii (дата обращения: 10.04.2018).
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012. URL: http://www.kremlin. ru/news/17118 (дата обращения: 03.05.2018).
3. Встреча главы МВД России с участниками смены «Молодые юристы России» на международном форуме молодежных проектов «Се-лигер-2014» // Полиция России. 2014. № 8.
4. Гончаров И. В., Барбин В. В., Кири-чёк Е. В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: учебник / под ред. И. В. Гончарова. М., 2015.
5. Защита прав человека как функция и обязанность милиции. Душанбе, 2005.
6. Из выступления Рахимова Р. Х. на совещании руководителей кадровых аппаратов Министерств внутренних дел государств — участников СНГ (г. Душанбе, 6 июня 2012 г.). URL: http://mvd. tj/index. php/ru/ vystuplenie (дата обращения: 10.01.2018).
7. Назаров Н. Д. Организационно-правовые основы становления и развития милиции Таджикистана (1917—2006 гг.): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.
8. Працко Г. С., Мелихов А. И., Деревя-гин Е. В. Конституционно-правовые основы национальной безопасности России: современное состояние и перспективы расширения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 4 (39).
9. Раджабов Д. Х. Национальная безопасность Республики Таджикистан: методология исследования в пограничной сфере. Душанбе, 2015.
10. Рябцев А. В., Гунич С. В. Формы и методы деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 2 (28).
11. Шашкин Ю. К, Салтыков А. А. Проблемы обеспечения внутренней безопасности государства // Проблемы и перспективы противодействия современным угрозам безопасности личности, общества и государства: матер. XVIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 21 ноября 2013 г.). М., 2013.
1. Vystuplenie Lidera nacii, Prezidenta Respubliki Tadzhikistan EHmomali Rahmona na torzhest-vennom sobranii v chest' Dnya tadzhikskoj mi-licii (g. Dushanbe, 10 noyabrya 2012 g.). URL: http://mvd. tj/index. php /ru/nauchnye-issle-dovaniya-i-konferentsii/1091-vystuplenie-na-torzhestvennom-sobranii-v-chest-dnya-tadzhik-skoj-militsii (data obrashcheniya: 10.04.2018).
2. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 12.12.2012. URL: http://www.kremlin.ru/ news/17118 (data obrashcheniya: 03.05.2018).
3. Vstrecha glavy MVD Rossii s uchastnika-mi smeny «Molodye yuristy Rossii» na mezh-dunarodnom forume molodezhnyh proektov «Seliger-2014» // Policiya Rossii. 2014. № 8.
4. Goncharov I. V., Barbin V. V., KirichyokE. V. Obe-spechenie prav i svobod cheloveka i grazhdani-na v deyatel'nosti organov vnutrennih del: ucheb-nik / pod red. I.V. Goncharova. M., 2015.
5. Zashchita prav cheloveka kak funkciya i obyazan-nost' milicii. Dushanbe, 2005.
6. Iz vystupleniya Rahimova R. H. na soveshcha-nii rukovoditelej kadrovyh apparatov Minis-terstv vnutrennih del gosudarstv — uchastnikov SNG (g. Dushanbe, 6 iyunya 2012 g.). URL: http://mvd. tj/index. php/ru/vystuplenie (data obrashcheniya: 10.01.2018).
7. Nazarov N. D. Organizacionno-pravovye osnovy stanovleniya i razvitiya milicii Tadzhikistana (1917—2006 gg.): avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2007.
8. Pracko G. S, Melihov A. I., Derevy-agin E. V. Konstitucionno-pravovye osnovy nacional'noj bezopasnosti Rossii: sovremennoe sostoyanie i per-spektivy rasshireniya // Vestnik of Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2016. № 4 (39).
9. Radzhabov D. H. Nacional'naya bezopasnost' Respubliki Tadzhikistan: metodologiya issledo-vaniya v pogranichnoj sfere. Dushanbe, 2015.
10. Ryabcev A. V., Gunich S. V. Formy i meto-dy deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossi-jskoj Federacii v sisteme obespecheniya nacional'noj bezopasnosti // Yuridicheskaya nau-ka i pravoohranitel'naya praktika. 2014. № 2 (28).
11. Shashkin Yu. K, Saltykov A. A. Proble-my obespecheniya vnutrennej bezopasnosti gosudarstva // Problemy i perspektivy protivodejstviya sovremennym ugrozam be-zopasnosti lichnosti, obshchestva i gosudarst-va: mater. XVIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 21 noyabrya 2013 g.). M., 2013.