Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РОЛЬ И МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1162
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / NATIONAL SECURITY / EDUCATION / UPBRINGING / STRATEGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Носков Евгений Алексеевич

Проблема и цель. В государственной стратегии национальной безопасности Российской Федерации обеспечение национальных интересов осуществляется в том числе посредством реализации науки, технологий и образования. Снижение качества образования, его доступности может повлечь ослабление национальной безопасности страны. Целью статьи является анализ государственных документов, научных публикаций и определение направлений развития образования в аспекте обеспечения национальной безопасности. Методология. Исследование строится на основе системного и личностно-деятельностного подходов. Результаты. Роль и значение образования в системе национальной безопасности определяется и тем, что оно является средой и механизмом сохранения, воспроизводства национальной (гражданской и этнической) идентичности социума, составляющих его индивидов и групп. Содержание образования и воспитания должно определяться нравственно-этическими и мировоззренческими идеями, которыми необходимо овладевать на каждом уровне обучения, отводя образованию основную роль в приобретении человеком определенных знаний, умений, навыков, компетенций, которые необходимы для безопасной жизнедеятельности и для создания комфортной и безопасной среды обитания. Выводы. Объективно существует необходимость в обосновании и разработке теоретических оснований и технологии реализации образовательного процесса вузов по подготовке будущих специалистов к деятельности в области обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF EDUCATION IN ENSURING NATIONAL SECURITY

Introduction. In the national security strategy of the Russian Federation, national interests are ensured, inter alia, through the implementation of science, technology and education. A decrease in the quality of education and in its accessibility may lead to the weakening of the country's national security. The purpose of the article is to analyze state documents, scientific publications and determine the directions of development of education in the aspect of ensuring national security. Materials and methods. The study is based on the systemic and personality-activity approaches. Results. The role and importance of education in the national security system is also determined by the fact that it is the environment and the mechanism for the preservation and reproduction of the national (civil and ethnic) identity of society, its constituent individuals and groups. The content of education and upbringing should be determined by moral, ethical and worldview ideas that must be mastered at each level of education. The education is given the main role in providing a person with certain knowledge, skills, competencies that are necessary for safe living and for creating a comfortable and safe living environment. Conclusions. Objectively, there is a need to justify and develop theoretical foundations and technologies for implementing the educational process of universities to prepare future specialists for activities in the field of ensuring national security.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

PART 2 PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 341.231+37 Б01 10.17238/188п1998-5320.2019.38.59

Е. А. Носков,

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Москва

РОЛЬ И МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Проблема и цель. В государственной стратегии национальной безопасности Российской Федерации обеспечение национальных интересов осуществляется в том числе посредством реализации науки, технологий и образования. Снижение качества образования, его доступности может повлечь ослабление национальной безопасности страны. Целью статьи является анализ государственных документов, научных публикаций и определение направлений развития образования в аспекте обеспечения национальной безопасности.

Методология. Исследование строится на основе системного и личностно-деятельностного подходов. Результаты. Роль и значение образования в системе национальной безопасности определяется и тем, что оно является средой и механизмом сохранения, воспроизводства национальной (гражданской и этнической) идентичности социума, составляющих его индивидов и групп. Содержание образования и воспитания должно определяться нравственно-этическими и мировоззренческими идеями, которыми необходимо овладевать на каждом уровне обучения, отводя образованию основную роль в приобретении человеком определенных знаний, умений, навыков, компетенций, которые необходимы для безопасной жизнедеятельности и для создания комфортной и безопасной среды обитания.

Выводы. Объективно существует необходимость в обосновании и разработке теоретических оснований и технологии реализации образовательного процесса вузов по подготовке будущих специалистов к деятельности в области обеспечения национальной безопасности. Ключевые слова: национальная безопасность, образование, воспитание, стратегия.

Проблема и цель. Любое государство к числу своих первоочередных функций относит обеспечение национальной безопасности. Официально термин «национальная безопасность» появился в США с принятием закона о национальной безопасности в 1947 г. В России, по утверждению О. В. Писаря, безопасность долгое время была монополией политического руководства страны. Научные разработки проблемы безопасности стали появляться только с 1980-х гг. До этого периода лишь «Большая советская энциклопедия» (из существующих открытых источников) давала трактовку понятия «безопасность». В контексте этого понятия безопасность понималась как противодействие военным опасностям и угрозам, затрагивая лишь внешнюю сторону проблемы. Внутренний аспект проблемы представлен как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности со-

циума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленными инновациями и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование [1, 2].

В России закон о безопасности был принят в 1992 г. (Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности»). Это был первый государственный документ, в котором официально сформулирована принципиально новая точка зрения на проблему безопасности. В нём расширено понятие государственной безопасности за счёт учёта интересов личности и общества. Кроме того, дано определение таких дестабилизирующих факторов, как экономические, экологические, социальные, техногенные, информационные и т. д. В дальнейшем Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность) [3]. Закон предусматривает распределение полномочий и функций между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области безопасности. Кроме того, определен статус Совета Безопасности Российской Федерации. Объектами безопасности, как предусмотрено законом, являются личность (права и свободы), общество (материальные и духовные ценности), государство (конституционный строй и территориальная целостность). Устойчивое развитие национальной безопасности обеспечивается взаимодействием между личностью, обществом, государством [3].

Развитие содержания и структуры национальной безопасности России обеспечил следующий официальный государственный документ - Концепция национальной безопасности Российской Федерации, первая редакция которой была утверждена Указом Президента России от 17.12.1997 № 1300. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (вторая редакция Концепции утверждена Указом Президента России от 10.01.2000 № 24) - это политический документ, в котором отражены официально принятые взгляды на цели и государственную стратегию в области безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз различного характера на основе имеющихся ресурсов и возможностей.

Официально принятые взгляды на цели и государственную стратегию в области национальной безопасности представлены в Указах Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Стратегия - базовый документ стратегического планирования, в котором закреплены национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, обозначены цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации. Эти меры призваны обеспечить устойчивое развитие страны на долгосрочную перспективу. Как указано в Стратегии (и с этим трудно не согласиться), она является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; основой ее является взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны [3, 4].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации о стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы обеспечиваются в том числе посредством реализации науки, технологий и образования, наряду с такими стратегическими национальными приоритетами, как «оборона страны, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, здравоохранение, культура, экология живых систем и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнёрство» (пункт 31 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»). От уровня развития сферы образования и науки зависит безопасность страны и уровень развития всех сфер народного хозяйства. Так, Указом Президента Российской Федерации подчеркивается следующее [3, 4]:

• повышение качества жизни российских граждан гарантируется в том числе за счет обеспечения современного образования (пункт 52 Указа Президента Российской Федерации);

• для обеспечения экономической безопасности основные усилия направлены на «устранение дисбалансов в образовательной инфраструктуре, формирование новой географии науки и образования, активизацию фундаментальных и прикладных научных исследований, повышение качества

общего, профессионального и высшего образования» (пункт 59 Указа Президента Российской Федерации);

• укреплению национальной безопасности в области культуры будет способствовать создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования (пункт 82 Указа Президента Российской Федерации);

• на состояние экологической безопасности негативное влияние оказывает в том числе низкий уровень экологического образования. «Достижение стратегических целей экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем формирования и реализации долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышение уровня экологического образования» (пункты 95-96 Указа Президента Российской Федерации);

• среди стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования одной из основных целей является повышение качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан (пункты 67-70 52 Указа Президента Российской Федерации).

Таким образом, снижение качества образования, его доступности может повлечь ослабление национальной безопасности страны.

Методология. В исследовании используются методы контент-анализа, анализа государственных документов на основе системного и личностно-деятельностного подходов.

Результаты. Представления о безопасности в разных культурах примерно одинаковы: акцент переносится на чувства и переживания человека, сопровождающие его положение в настоящем и перспективы на будущее. Безопасность переживается как чувство защищенности от действия различного рода опасностей [6, 7].

Проблемы безопасности человека и подготовки населения к обеспечению личной и общественной безопасности исследуются в культурологии, психологии, методике экологического обучения и воспитания, педагогической валеологии, виктимологии, теории безопасности жизнедеятельности, социологии. Проанализируем подходы к пониманию безопасности государства, общества и личности в исследованиях ученых.

H. В. Михалкин определяет безопасность страны как «понятие, отражающее такой уровень и состояние международных, а в широком смысле - общественных отношений, а также материальных и духовных возможностей, способностей ее народов, которые обеспечивают процесс устойчивого, независимого, самостоятельного, суверенного и свободного развития общества, реализацию им выбранного пути жизнедеятельности». Такой подход к проблеме содержит в себе потенциал не только для теоретического осмысления безопасности страны как сложного социального образования, но и для содержания концепции национальной безопасности Российской Федерации [8, с. 10-11].

Мы разделяем мнение Н. М. Чернявской относительно определения безопасности общества, которое она трактует как способность социальных групп защищать и отстаивать свои права, свободы и другие ценности. Общественная жизнь страны в этом случае становится объектом безопасности общества. Органы власти и общественные организации (институты, фонды, центры и т. д.) являются субъектами. [9]. Наличие общественной системы безопасности и ее влияние на деятельность международных организаций, государств, внутренних политических и общественных институтов является критерием обеспеченности безопасности общества.

Понятие «безопасность общества» имеет прямую связь с другим термином - «безопасность личности (человека)».

В определении безопасности личности мы придерживаемся мнения О. В. Писаря, который определяет ее как двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности от внешних угроз и совокупности социально-экономических, правовых гарантий реализации каждым членом общества конституционных прав и свобод; с другой - формирование целостного интегрального качества личности, влияющего на ее гражданскую, нравственную, коммуникативно-творческую направленность, социальное самоопределение и самосовершенствование, образ жизни, готовность к безопасному поведению [1].

Исследователем выделены следующие компоненты структуры безопасности личности.

I. Информационно-психологическая безопасность. Агрессивный тип сознания многих людей современного общества становится главной причиной социальных и иных потрясений. Эта агрессивность выплескивается в информационную среду. Негативные информационные воздействия

чреваты психоэмоциональной и социально-психологической напряженностью, искажением нравственных критериев и норм, смещением ценностных акцентов и, как следствие, неадекватным поведением отдельных лиц, групп и масс людей. Информационно-психологическую безопасность личности мы понимаем как осознание личностью негативных информационно-психологических воздействий и умения, навыки информационно-психологической самозащиты.

2. Социальная безопасность - система взаимодействия личности со средой, включающая осознание негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей. Социальная безопасность личности охватывает совокупность ее социальных связей: трудовые отношения, социальное положение и так далее.

3. Имущественная безопасность. В узком смысле имущественная безопасность - это состояние защищенности имущества от противоправных посягательств правовыми, организационными, инженерно-техническими, предупредительными и иными мерами; обеспечение права частной собственности, наследования; свободы предпринимательской деятельности.

4. Гражданская безопасность - осознание личностью негативных воздействий как на субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие успешную реализацию конституционных прав и свобод, выполнение долга и гражданской ответственности перед обществом. Гражданская безопасность личности включает и экологическую составляющую. Поведение людей по отношению к окружающей среде, основанное на парадигме «человеческой исключительности», по мнению многих исследователей, и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете.

5. Физическая безопасность, то есть формирование здорового образа жизни. Здоровье - это не только отсутствие заболеваний, но совокупность физического, психического, социального благополучия человека. В этом случае «нездоровье» - это образ человека, который сознательно или бессознательно не принимает системы ценностей (полностью или частично) конкретной культурно-исторической общности и, как следствие, не способен быть благополучным. При такой трактовке здоровья проблема его сохранения и укрепления переходит из информационно-профилактического подхода в организацию системы учебно-воспитательной работы с учетом медико-психологических и социально-культурных факторов. Здоровьеформирующая деятельность имеет принципиальное методологическое отличие от здоровьесберегающей деятельности, которая рассматривает здоровье как врожденное биологически данное свойство человека.

6. Безопасность личности в условиях чрезвычайной ситуации. Чрезвычайная ситуация -это процесс возникновения экстремальных условий вокруг человека в течение короткого периода времени, преодоление которых требует высокого персонального порога (уровня) физической, физиологической, психической, моральной адаптированности. Таким образом, чрезвычайная ситуация - это ситуация нарушенной безопасности.

Безопасность личности в условиях чрезвычайной ситуации - такое взаимоотношение человека с объектами внешней среды, при котором незапланированные (неожидаемые) изменения не приводят к потере жизни, здоровья или имущества.

Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой [9].

Как отмечает О. Н. Смолин, национальная безопасность - не безопасность одной из наций, проживающих на территории страны, пусть даже самой крупной, ведущей нации. Это совокупность условий, обеспечивающих суверенитет, защиту стратегических интересов и полноценное развитие общества и всех граждан данного государства [10].

В Стратегии национальной безопасности представлены приоритеты социально-экономического развития, составляющие основу политики безопасности и ее важнейшие направления. В ряду последних важное место отводится образованию: повышение уровня и доступность конкурентоспособного общего и профессионального образования населения отнесено к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности. Эти формулировки возводят в ранг государственной нормы положение общей теории безопасности, которое С. В. Демченко формулирует так: «Система национальной безопасности современного государства органично зависит от эффективности проводимой инновационной и образовательной политики» [11, с. 169].

Взаимосвязь между образованием и национальной безопасностью обусловлена тем, что безопасность России обеспечивается людьми. Она в решающей степени определяется человеческим фактором.

Именно школа (средняя и высшая) выступает средой становления личности, ее мировоззрения и, следовательно, формирует интеллектуальный, нравственный, трудовой потенциал общества, его способность обеспечить собственное развитие и безопасность. Следует согласиться с С. В. Камашевым, который утверждает, что безопасность государства в стратегическом плане определяется состоянием системы образования [12]. Вопросы национальной безопасности и проблемы состояния системы образования неразрывно связаны между собой. Образование в современном мире - стратегически важная сфера социальной жизни. Оно формирует интеллектуальный потенциал нации, что закладывает основы ее самостоятельности и способности к выживанию в условиях международной конкуренции.

Роль и значение образования в системе национальной безопасности определяется и тем, что оно является средой и механизмом сохранения, воспроизводства национальной (гражданской и этнической) идентичности социума, составляющих его индивидов и групп. В Стратегии национальной безопасности указано, что национальные интересы России в духовной сфере «состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций гуманизма и патриотизма» [3]. Угрозы обществу в этой сфере представляют девальвация духовных ценностей и снижение духовно-нравственного потенциала общества. В Доктрине информационной безопасности в числе угроз названа также «дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей» [13].

По мнению В. В. Нестерова, в системе национальной безопасности образование играет огромную и все возрастающую роль. Оно выступает одновременно как ее объект, ресурс и средство и создает, укрепляет фундамент будущего благополучия нации и безопасности страны. Именно поэтому развитие образовательной сферы должно быть важнейшим приоритетом политики национальной безопасности [14].

Можно согласиться с тем, что в современных динамично меняющихся социальных условиях требуется не узкий специалист, хорошо знающий современные научные достижения, а профессионал, успешно решающий различные профессиональные задачи, готовый к возможной многократной профессиональной мобильности и необходимости переучиваться, менять специализацию, учиться быстро осваивать и выполнять новые социальные, профессиональные роли и функции. Эти задачи должны решать общая гуманитарная, социально-экономическая и естественнонаучная подготовка специалиста. Однако разрыв между содержанием гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных дисциплин и содержанием профессиональных и специальных дисциплин особенно велик. Темп и динамика современной жизни предъявляют высокие требования к специалистам разных сфер деятельности. Поэтому содержание образования и воспитания должно определяться нравственно-этическими и мировоззренческими идеями, которыми необходимо овладевать на каждом уровне обучения, отводя образованию основную роль в формировании мировоззрения, а также в воспитании культуры безопасности и приобретении человеком определенных знаний, умений, навыков, компетенций, которые необходимы для безопасной жизнедеятельности и для создания комфортной и безопасной среды обитания.

Выводы. Таким образом, существует прямая связь между обеспечением национальной безопасности как способности нации удовлетворять потребности, необходимые для её самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей её нынешнего состояния и развитием образовательной среды, призванной обеспечить эту безопасность за счет подготовки обучаемого к активной деятельности по сохранению, укреплению, стабилизации национальной безопасности на всех уровнях: государства, общества, личности.

В настоящее время существует незначительное количество научных разработок, посвященных исследованиям путей развития профессионального образования в аспекте обеспечения национальной безопасности. Основную задачу нашего исследования мы видим в обосновании и разработке теоретических оснований и технологии реализации образовательного процесса вузов по подготовке будущих специалистов к деятельности в области обеспечения национальной безопасности.

Библиографический список

1. Безопасность человека /Сост. Волошинов В. Б. / Литвинов E. H., Перевалов В. Ф., Шершнев Л. И. М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994. 472 с.

2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности», URL: http://ivo.garant.ru/#/document/ 12Ш538/paragraph/4/ЫgЫight/федеральный закон рф от 2010 № 390-фз о безопасности.

3. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/

4. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

5. CnoBapb английского языка Чемберса 20-го века London W. & R. СИатЬеге Ltd. 1965 г.1396 с.

6. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка : Норинт, 2014. С. 67.

7. Михалкин Н. В. Безопасность Российской федерации. Вопросы теории и практики. М., 1993. С.10-11.

8. Чернявская Н. М. Теоретические основы безопасности человека. Комсомольск-на-Амуре, 2016

9. Писарь О. В. Формирование личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода: Дисс. ... д-ра пед. наук. Казань, 2009. С. 448

10. Смолин О. Н. Образование и национальная безопасность России. Выступление на встрече со студентами и преподавателями 21.11.2011 г. URL: http://www.smolin.ru/news/3/2436/

11. Демченко С. В., Ницевич В. Ф. Инновационные аспекты национальной безопасности России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 2. С. 76-82

12. Актуальные проблемы безопасности отечественной системы образования : монография / С. В. Кама-шев, О. А. Михалина, Н. В. Наливайко; отв. ред. Б. О. Майер. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2007. 329 с.

13. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru, раздел IV, п.27

14. Нестеров В.В. Образование и национальная безопасность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://cyberleninka. ru/article/n/obrazovanie -i-natsionalnaya-bezopasnost

E. A. Noskov, Сandidate of Military Sciences, Federal Education and Science Supervision Agency, Moscow city16, K-51, GSP-4 Sadovaya-Suharevskaya st., Moscow, 127994, Russian Federation

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9852-6531 е-mail: ensv73@yandex.ru

ROLE AND PLACE OF EDUCATION IN ENSURING NATIONAL SECURITY

Introduction. In the national security strategy of the Russian Federation, national interests are ensured, inter alia, through the implementation of science, technology and education. A decrease in the quality of education and in its accessibility may lead to the weakening of the country's national security. The purpose of the article is to analyze state documents, scientific publications and determine the directions of development of education in the aspect of ensuring national security.

Materials and methods. The study is based on the systemic and personality-activity approaches.

Results. The role and importance of education in the national security system is also determined by the fact that it is the environment and the mechanism for the preservation and reproduction of the national (civil and ethnic) identity of society, its constituent individuals and groups. The content of education and upbringing should be determined by moral, ethical and worldview ideas that must be mastered at each level of education. The education is given the main role in providing a person with certain knowledge, skills, competencies that are necessary for safe living and for creating a comfortable and safe living environment.

Conclusions. Objectively, there is a need to justify and develop theoretical foundations and technologies for implementing the educational process of universities to prepare future specialists for activities in the field of ensuring national security.

Keywords: national security, education, upbringing, strategy.

References

1. Human security / Comp. Voloshinov V.B. / Litvinov E.H., Perevalov V.F., Shershnev L.I. M: National and International Security Fund, 1994. - 472 p.

2. Federal Law of December 28, 2010 No. 390-FL "On Security". Available at: http://ivo.garant.ru/#/document /12181538/ paragraph/4/highlight/ Federal Law of the Russian Federation of 2010 No. 390-FL On security.

3. Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 No. 537 "On the National Security Stra t-egy of the Russian Federation until 2020". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/

4. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/

5. The English language of the 20th century Chembers. London W. & R. Chambers Ltd. 1965.1396 s.

6. Kuznetsov S.A. The Big Explanatory Dictionary of the Russian Language: Norint, 2014. P. 67

7. Mikhalkin N.V. Security of the Russian Federation. Questions of theory and practice. - M., 1993. Pp.10-11

8. Chernyavskaya N. M. Theoretical foundations of human security. Komsomolsk-on-Amur, 2016

9. Pisar' O.V. The formation of personal safety of students based on the competency-based approach: Diss.... Doctor of Education, Kazan, 2009. P. 448

10. Smolin O.N. Education and national security of Russia. Speech at the meeting with students and teachers November 21, 2011. Available at: http://www.smolin.ru/news/3/2436/

11. Demchenko S.V., Nitsevich V.F. Innovative aspects of the national security of Russia // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: History and Political Science. 2013. No. 2. Pp. 76-82

12. Actual security problems of the domestic education system: monograph / S. V. Kamashev, O. A. Mikhalina, N. V. Nalivaiko; ex. ed. B.O. Mayer. - Novosibirsk: Publishing House of the SB RAS, 2007. - 329 p.

13. The Doctrine of Information Security of the Russian Federation (approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 5, 2016 No. 646) [Electronic resource]. - Available at: http://www.consultant.ru, section IV, p. 27

14. Nesterov V. V. Education and national security [Electronic resource]. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/obrazovanie-i-natsionalnaya-bezopasnost

Поступила в редакцию 27.11.2019 © Е. А. Носков, 2019

Автор статьи: Евгений Алексеевич Носков, кандидат военных наук, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 127994, Москва, Садовая-Сухаревская ул., 16, К-51, ГСП-4, е-mail: ensv73@yandex.ru

Рецензенты:

И. В. Роберт, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра информатизации образования, Институт стратегии развития образования РАО, Москва.

А. А. Петрусевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.