Научная статья на тему 'Анализ требований ФГОС во в области обеспечения национальной безопасности в образовании'

Анализ требований ФГОС во в области обеспечения национальной безопасности в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / NATIONAL SECURITY / NATIONAL SECURITY IN EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носков Евгений Алексеевич

Проблема и цель. Повышение уровня и доступность конкурентоспособного общего и профессионального образования населения отнесены к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности. Целью работы является анализ государственных нормативных документов образовательных стандартов Российской Федерации в контексте обеспечения национальной безопасности в образовании. Методология. Контент-анализ позволил проследить динамику развития требований к подготовке педагогических кадров в области обеспечения национальной безопасности в образовании и обобщить позиции стандартов, отражающих вопросы национальной безопасности в области образования: от стандарта-минимума и стандарта-уровня к стандарту совокупности требований и далее к стандарту-компетенциям при усилении содержательных позиций в области обеспечения национальной безопасности в образовании. Выводы. Эволюция стандартов высшего образования обусловлена сменой знаниево-ориентированного подхода в обучении к их разработке на основе компетентностного (деятельно-ориентированного) подхода, что также обеспечило смену результативно-целевой основы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носков Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS ANALYSIS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION IN THE SPHERE OF NATIONAL SECURITY PROTECTION IN EDUCATION

Introduction. Level increasing and population’s accessibility of competitive general professional education are strategic targets of National Security Protection. The aim of the article is an analysis of governing documents Federal State Educational Standards in the context of national security protection in education. Methodology. Content analysis gave an opportunity to follow the dynamics of requirements development for training of teaching staff in the sphere of national security protection in education and generalize standards’ positions, reflecting questions of national security protection in education: from “standard-minimum” and “standard-level” to “standard-set of requirements” and then “standard-competence” while strengthening informative aspect in the sphere of national security protection in education. Conclusions. Evolution of higher education standards is a result of change of knowledge-based approach to their formulation. Now pragmatic and competence-based approaches are used for formulation of higher education standards. This enabled to change both resultative target educational basis and ZUN educational paradigm (know, be able, master), to a competence-based one.

Текст научной работы на тему «Анализ требований ФГОС во в области обеспечения национальной безопасности в образовании»

УДК 378.14.015.62 Б01 10.172387issn1998-5320.2019.36.90

Е. А. Носков,

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Москва

АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВО В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Проблема и цель. Повышение уровня и доступность конкурентоспособного общего и профессионального образования населения отнесены к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности. Целью работы является анализ государственных нормативных документов -образовательных стандартов Российской Федерации в контексте обеспечения национальной безопасности в образовании.

Методология. Контент-анализ позволил проследить динамику развития требований к подготовке педагогических кадров в области обеспечения национальной безопасности в образовании и обобщить позиции стандартов, отражающих вопросы национальной безопасности в области образования: от стандарта-минимума и стандарта-уровня к стандарту - совокупности требований и далее к стандарту-компетенциям при усилении содержательных позиций в области обеспечения национальной безопасности в образовании.

Выводы. Эволюция стандартов высшего образования обусловлена сменой знаниево-ориентированного подхода в обучении к их разработке на основе компетентностного (деятельно-ориентированного) подхода, что также обеспечило смену результативно-целевой основы образования.

Ключевые слова: национальная безопасность, национальная безопасность в области образования, образовательный стандарт

Постановка проблемы. Национальная безопасность, как следует из указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», представляет собой сложную многоуровневую систему, структура которой организуется в зависимости от социальных субъектов: общества, государства и личности [1]. В этом случае вполне правомерно говорить о подсистемах: безопасности общества, безопасности государства и безопасности личности. Эти подсистемы безопасности взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, причём каждая из них отличается своим содержанием и спецификой элементов.

К числу важнейших приоритетов устойчивого развития в Стратегии национальной безопасности отнесены «наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путём укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнёрства» [1, п. 31]. Стратегические национальные приоритеты образования в Российской Федерации - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности в сфере образования, по которым реализуются конституционные права граждан в области получения качественного образования, свободы получения информационных ресурсов образовательного назначения, реализации образовательных потребностей в условиях устойчивого развития Российской Федерации.

Национальная безопасность Российской Федерации в области образования - это состояние защищенности субъектов образовательного процесса (обучающийся и обучающий) от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права граждан на получение качественного образования, свободу получения информационных ресурсов образовательного назначения, реализовать образовательные потребности в условиях устойчивого развития Российской Федерации.

Результаты. За последние годы в российской нормативно-правовой области высшего образования произошли существенные изменения в контексте обеспечения национальной безопасности в области образования, которые касаются всех участников образовательного процесса: абитуриентов, студентов, преподавателей. Глобальные изменения происходят как в структуре, так и в содержании образовательных стандартов по всем направлениям подготовки.

Отечественные исследователи рассматривают образовательный стандарт с различных позиций. Концептуальный подход представлен работами В. П. Беспалько, М. В. Рыжакова, A. M. Кондакова, аксиологический - работами Н. Д. Никандрова [10, 11, 12, 13]. Методологический анализ научного обоснования качества обучения дан В. В. Краевским [14]. Общепедагогические аспекты тео-

ретических основ проектирования стандартов раскрываются в работах Ю. В. Громыко [15]. В. Д. Шадриков рассматривает проблему стандартов с позиций философии образования и формирования образовательной политики [16]. Общеметодологический подход к стандартизации в образовании характеризует работы А. И. Субетто [17]. Вопросы правового обеспечения стандартизации образования освещаются в работах А. В. Баранникова, О. Н. Смолина, что конкретизирует правовые аспекты национальной безопасности в отечественном образовании [18, 19].

Государственные образовательные стандарты как основа отечественной образовательной системы закрепляются Конституцией Российской Федерации (часть 5 ст. 43) и получают дальнейшее нормативно-правовое развитие в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [9].

Процесс создания и развития образовательных стандартов высшего образования представляется возможным разделить на несколько этапов.

Первый этап начинается с 1992 г., что связано с введением Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в котором имелась статья 7, посвящённая государственным образовательным стандартам (далее ГОС) [2]. Под воздействием сторонников предметно-методического подхода стандарт приобрел вид типичного набора предметных программ, в которых не нашли отражения вопросы подготовки в области национальной безопасности.

В 1994 г., согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940, были приняты ГОС высшего профессионального образования (далее - ГОС ВПО) первого поколения, применявшиеся вплоть до 2000 г. [3]. Стандарт определял в числе прочего средние значения учебной нагрузки студента вуза и её объём, академические свободы вуза в определении содержания ВПО, общие требования к списку направлений ВПО, порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) ВПО в качестве федерального компонента, правила государственного контроля за соблюдением требований ГОС ВПО.

Таким образом, в стандарте 1994 г. впервые появляются некоторые позиции, отражающие защищенность субъектов образовательного процесса в плане ограничения учебной нагрузки, реализации академических свобод вуза, государственного контроля за результативностью образования.

На следующем этапе развития первого поколения госстандарта (1993-1999 гг.) появились федеральные компоненты ГОС. До 2000 г. госстандарт определял структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании, общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации. Вводился порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям и специальностям ВПО в качестве федерального компонента, а также устанавливались правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта ВПО. Документ регламентировал общие нормативы учебной нагрузки студента и её объём, устанавливал академические свободы вуза в отношении содержания высшего профессионального образования, задавал общие требования к перечню направлений и специальностей ВПО. Таким образом, в период 1993-2000 гг. содержание стандарта обогатилось некоторыми положениями, отражающими элементы национальной безопасности Российской Федерации, применяемые в области образования.

ГОС ВПО на втором этапе претерпел значительные изменения. Если в первом варианте было три раздела, то во втором их стало семь, из них три - абсолютно новые. Раздел «Требования к уровню подготовки абитуриента» даёт информацию об уровне образования, с которого он может начать обучение по специальности. Раздел «Общие требования к ООП» содержит в себе описание структуры ООП. В разделе «Требования к разработке и условиям реализации ООП» содержатся требования к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса и к организации практик для студентов.

ГОС ВПО второго поколения, в отличие от первого, включает более качественную и подробную характеристику выпускника в контексте защиты интересов, прав и свобод человека. На тот период времени эта характеристика содержит различные непредметные требования (например, выпускник должен знать Декларацию прав и свобод человека). Виды профессиональной деятельности тоже претерпели изменения в сторону расширения, а термин «сфера профессиональной деятельности», который в ГОС первого поколения употреблялся как синоним термина «виды профессиональной деятель-

ности», теперь получил обобщенное значение. Абитуриенту данные нововведения должны были дать понятие о будущей специальности. Кроме того, требования к общей образованности специалиста приобрели более компактный и обобщенный вид относительно первого поколения стандартов, что определяет общие границы социальной значимости будущего специалиста. В требованиях к подготовленности выпускника вуза по специальности 021700 Филология в контексте национальной безопасности в образовании в Российской Федерации позиции защищенности субъектов образовательного процесса представлены следующим образом, специалист осознает личностную и социальную значимость своей профессии, обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности, обладает научно-гуманистическим мировоззрением, знает основные закономерности развития природы и общества, владеет системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности, знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение людей друг к другу и к окружающей среде, учитывает их при подготовке социальных проектов, владеет системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и умеет использовать их в своей профессиональной деятельности, владеет системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества.

Для этого в стандартах были строго зафиксированы перечни дисциплин федерального компонента, национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору, а также факультативных дисциплин. Государственные стандарты были ориентированы на подготовку специалиста, например учителя русского языка и литературы, что отражалось в первом разделе государственных стандартов, «Квалификация выпускника - учитель русского языка и литературы» [3].

Квалификационная характеристика выпускника по специальности 032900 Русский язык и литература (ГОС ВПО 2005 г.) в аспекте обеспечения национальной безопасности включает совокупность внутренних и внешних потребностей субъектов образовательного процесса в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности. осознанный выбор и освоение профессиональных образовательных программ, обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, осознание необходимости уважения прав и свобод учащихся, предусмотренных законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, осуществление связи с родителями (либо лицами, их заменяющими), выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе [4].

В 2009 г. в связи с внесением изменений в закон РФ «Об образовании» начали разрабатываться стандарты третьего поколения - федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), для вузов - стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), в соответствии с которыми в процессе высшего образования у студентов должны формироваться общекультурные и профессиональные компетенции [5].

С 2009 по 2011 г. российская высшая школа перешла на ФГОС ВПО. Во ФГОС ВПО третьего поколения сохранялись учебные циклы с делением на базовую и вариативную части, как и в ГОС-2, но перечень дисциплин был прописан только для базовой части, а их содержание определялось через знания, умения и навыки. Содержание же вариативной части вуз должен был выбирать самостоятельно. При этом учебные программы дисциплины определяли не только цели, содержание, объем и порядок изучения, но и перечень результатов образования, формируемых дисциплиной, с указанием соответствующих компетенций. Таким образом, возможность вариативности образования являлась в некотором роде защитой субъектов образовательного процесса от узкопрофессиональной направленности его будущей деятельности.

В 2011-2012 учебном году вузы России начали работать со студентами первого курса по основным образовательным программам, реализующим стандарты третьего поколения - ФГОС ВПО. Его основные характеристики.

- образовательные стандарты были разработаны на основе компетентностного подхода по направлениям подготовки как совокупность образовательных программ различного уровня, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;

- были определены требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров, специалистов в целом и их разделов в виде компетенций в области как профессиональной, так и социально-личностной деятельности;

- отсутствовала компонентная структура, т. е. деление на федеральный, национально-региональный, вузовский компоненты, с одновременным значительным расширением академических свобод высших учебных заведений по части разработки основных образовательных программ;

- были упразднены перечни дисциплин в стандарте и установлены только компетенции (знания, умения, навыки), формирующиеся в ходе изучения определенных циклов дисциплин.

- была установлена новая форма исчисления трудоемкости в виде кредитно-модульной системы вместо часовых эквивалентов.

Структура стандарта претерпела определенные изменения. Появились такие разделы, как «Область применения» и «Используемые сокращения». Данные разделы выполняют вспомогательную функцию: дают больше информации о документе и позволяют работать с ним более эффективно. Исчезли следующие разделы, которые были во втором поколении стандартов: «Требования к обязательному минимуму содержания ООП» и «Требования к уровню подготовки абитуриентов», -что в конечном итоге предоставляет больше свободы вузам.

Научно-исследовательская работа студента стала обязательным компонентом ООП (особенно в магистратуре), что позволило готовить более квалифицированных специалистов, которые станут конкурентноспособными на рынке труда. При разработке ООП учитывалось также мнение работодателей.

Так, квалификационная характеристика выпускника по специальности 540300 Филологическое образование в контексте защиты конституционных прав субъектов образовательного процесса на получение качественного образования отражает следующее: учитель должен знать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребёнка, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, средства обучения и их дидактические возможности, основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки, основы права, научную организацию труда, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, должен осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе [6].

ФГОС по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) предусматривал подготовку к решению профессиональных задач в профессиональной деятельности, связанной с обеспечением национальной безопасности, таких как:

1) в области образования:

- изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся общеобразовательных учреждений, различных профильных образовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;

- организация взаимодействия с коллегами, родителями;

- взаимодействие с социальными партнёрами, в том числе иностранными, поиск новых социальных партнёров, включение во взаимодействие с социальными партнёрами обучающихся;

- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования;

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

2) в области науки:

- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путём применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- организация взаимодействия с коллегами и социальными партнёрами, в том числе иностранными, поиск новых социальных партнёров при решении актуальных исследовательских задач;

- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

- участие в опытно-экспериментальной работе;

3) в области технологий:

- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной области;

- проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;

- исследование, проектирование, организация и оценка реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

- исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий;

- использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития методического сопровождения деятельности педагогов [6].

Вместе с тем в стандартах этого поколения не отражены позиции защищенности субъектов образовательного процесса (личности обучающегося и обучающего) от внутренних и внешних угроз информационного общества массовой коммуникации и глобализации, позволяющие обеспечить конституционные права граждан на получение качественного образования, свободу получения информационных ресурсов образовательного назначения, в условиях устойчивого развития Российской Федерации.

С 2015 г. применяются ФГОС ВО 3+. Изменилась структура компетенций. общекультурные стали общими для всех направлений подготовки одного уровня (9 общекультурных компетенций для бакалавриата, 5 - для магистратуры); общепрофессиональные - общими для всех по направлению подготовки, профессиональные компетенции включаются в зависимости от видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована основная образовательная программа (ООП). Дополнить список профессиональных компетенций (ПК) может вуз самостоятельно, что обеспечивает потребность региона в квалифицированных кадрах в соответствии с его особенностями [7].

Исследуя содержание стандартов ФГОС ВО 3 и 3+, можно отметить, что новейшей составляющей обновленного стандарта 2016 года являются возможность использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии и сетевые формы в реализации программы, обучение по индивидуальному учебному плану и определение требований к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, входящих в понятие доступности (вариант инклюзивного образования). Для данных обучающихся в курсы по выбору включаются специализированные адаптационные дисциплины, также таких студентов и школьников требуется обеспечить печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, приспособленных к ограничениям их здоровья, а выбор мест прохождения практик должен согласовываться с требованием доступности.

В стандартах ФГОС ВО образовательной организации предоставляется полная свобода в разработке содержания образовательной программы. В её структуре отсутствует понятие учебного цикла, зато в первом блоке, «Дисциплины» (модули), определена сущность понятий «базовая часть», обеспечивающая общекультурную и общепрофессиональную подготовку обучающегося, и «вариативная часть», обеспечивающая профильную подготовку. В стандарте лишь оговорен обязательный перечень дисциплин базовой части блока. философия, история, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физическая культура.

Поскольку в стандартах третьего поколения нет даже минимального набора требуемых знаний, умений и навыков выпускника, служивших во ФГОС ВПО ориентиром при разработке учебных программ, то при составлении учебного плана вузам приходится руководствоваться тенденциями развития определенного направления подготовки, собственным опытом и традициями. Кроме блока «Дисциплины» (модули) в стандарте определены еще два. «Практики» и «Государственная итоговая аттестация». Каждый определяет объем программ бакалавриата и магистратуры в зачётных единицах, исходя из которых образовательная организация самостоятельно составляет список дисциплин (модулей) и практик, наполняет их содержанием, а также устанавливает их объем и порядок реализации. Стоит отметить, что в стандарте ФГОС ВО указаны возможные типы и способы проведения учебной и производственной практик и увеличение объема зачётных единиц на практику, вы-

бор же способа проведения практики определяется основными видами деятельности в соответствии с направленностью программы образования; обязательной становится преддипломная практика.

Несомненно, самостоятельность вуза в формировании содержания образовательной программы повышает ответственность организаций за качество предлагаемых образовательных программ и конкурентные возможности на рынке образовательных услуг, но в то же время отсутствие идентичности в учебных планах вузов влияет на академическую мобильность обучающихся.

Самостоятельность при выборе учебного материала для дисциплины может дать большую гибкость, но в то же время может затруднить осуществление контроля над целостностью и логичностью курса, наличием в учебных материалах дисциплины необходимых понятий, тем и разделов, а также за внутренними и внешними связями с другими разделами и дисциплинами.

Следующее существенное изменение в стандарте касается раздела, содержащего требования к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры, в частности к структуре компетенций. Помимо общекультурных и профессиональных компетенций, в ФГОС ВО появились общепрофессиональные компетенции.

В стандарте ФГОС ВО 3 + также установлено, что при разработке образовательной программы вуз может выбрать один или несколько основных видов деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата или магистратуры. Кроме того, вуз вправе дополнить набор компетенций выпускников с учётом направленности программы на конкретные области знания или виды деятельности.

Относительно подготовки к обеспечению национальной безопасности можно отметить, что требования к результатам освоения программ высшего образования (на примере программы магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование) содержат перечень установленных стандартами основных компетенций (общекультурных ОК, общепрофессиональных ОПК, профессиональных ПК):

1) в области образования:

- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);

- готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнёрами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4);

- способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);

- готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);

2) в области науки:

- способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3);

- способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);

- готовность использовать индивидуальные творческие способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6);

- готовность организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для реализации экспериментальной работы (ПК-15);

3) в области технологий:

- способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);

- способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);

- способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5);

- способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);

- готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10);

- готовность исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14) [8].

В модернизированных стандартах, вступающих в действие с 2019 г. (ФГОС 3++), вводятся новые понятия (УК - универсальные компетенции, ПС - профессиональный стандарт, ОТФ - обобщенная трудовая функция, ПООП - примерная основная образовательная программа, ОПОП - основная профессиональная образовательная программа), изменена структура программ бакалавриата, а лекционные часы заменены на «контактные». ФГОС 3++ - это модернизированные образовательные стандарты, которые от предыдущих отличаются ориентацией на «компетенции» («способность применять знания и умения в определенной области») и «компетентностный подход» («умение работать с информацией и готовность к реальным жизненным ситуациям»).

В отличие от содержащихся в более ранней редакции ФГОС ВО (3+) общекультурных компетенций универсальные компетенции в новой редакции ФГОС ВО (3++) являются едиными для каждого из уровней высшего образования и сформулированы с учётом преемственности и различий уровней ВО, а также с учётом позиционирования уровней высшего образования в национальной системе квалификаций. Установлен единый перечень универсальных компетенций для всех направлений подготовки каждого из уровней высшего образования. Профессиональные компетенции могут формироваться для отдельных направлений (профилей) образовательных программ, ориентированных на отдельные виды профессиональной деятельности (или областей знания) [9].

В области обеспечения национальной безопасности предусмотрено освоение магистрантами следующих универсальных (предъявляемых к уровню подготовки) и общепрофессиональных (предъявляемых к укрупненной группе специальностей) компетенций.

1) в области образования:

- способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1);

- способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5);

- способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы её совершенствования на основе самооценки (УК-6);

- способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики (ОПК-1);

- способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей (ОПК-4);

- способен планировать и организовывать взаимодействие участников образовательных отношений (ОПК-7);

2) в области науки: способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований (ОПК-8);

3) в области технологий:

- способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном (ых) языке (ах), для академического и профессионального взаимодействия (УК-4);

- способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОПК-6).

Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой магистратуры, формируются образовательной организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соот-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ветствующих профессиональной деятельности выпускников. Профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» предусмотрены следующие трудовые действия преподавателя, имеющие отношение к обеспечению национальной безопасности:

1) в области образования:

- организация и (или) проведение изучения образовательных запросов и требований обучающихся к условиям реализации образовательных программ;

- методическое и консультационное обеспечение разработки образовательных программ, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, (модулей);

- консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции (для преподавания учебного курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции);

- разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала, иного места занятий), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного курса, дисциплины (модуля);

2) в области науки:

- разработка новых подходов и методических решений в области проектирования и реализации программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП;

- определение содержания и требований к результатам исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и (или) ДПП на основе изучения тенденций развития соответствующей области научного знания, запросов рынка труда, образовательных потребностей и возможностей обучающихся по программам бакалавриата и (или) ДПП;

- организация научных конференций, конкурсов проектных и исследовательских работ обучающихся;

- научно-методическое и консультационное сопровождение процесса и результатов исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и (или) ДПП, в том числе подготовки выпускной квалификационной работы;

- обеспечение привлечения обучающихся к выполнению научно-исследовательских и проектных работ, к участию в международных исследовательских проектах;

3) в области технологий:

- разработка технологий преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) программ всех уровней ВО и ДПП;

- разработка предложений и рекомендаций по формированию образовательных программ и совершенствованию условий их реализации на основе изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО, и (или) ДПО, и (или) профессионального обучения.

Выводы. Таким образом, в российской системе высшего образования прослеживается эволюция образовательного стандарта: от стандарта-минимума и стандарта-уровня к стандарту -совокупности требований и далее к стандарту-компетенциям при усилении содержательных позиций в области обеспечения национальной безопасности в образовании. Эволюция стандартов высшего образования обусловлена сменой знаниевого подхода к их разработке на дея-тельностностный и компетентностный подходы, что также обеспечило замену результативно-целевой основы образования, а вместе с ней ЗУНовской образовательной парадигмы компетент-ностной. В оценивании результатов высшего образования обозначился переход от традиционной ориентации на сформированность знаний, умений и навыков к оценке социально-личностных и системных компетенций студентов.

Подводя итог вышеизложенному, представим в виде таблицы состав стандартов в сравнении их составных компонентов и позиций, отражающих вопросы национальной безопасности.

Состав стандартов

Состав компонентов Стандарт 1994-1995 Стандарт 2000 Стандарт 2005 Стандарт 2009-2011 Стандарт 2015-2016 Стандарт 2018-2019

Квалификация выпускника + + + + + +

Нормативный срок освоения ООП + + + + +

Квалификационная Перечень Перечень ком- Перечень

характеристика + + компетенций петенций компетенций

выпускника

Объекты

профессиональной + + + + + +

деятельности

Виды

профессиональной + + + + + +

деятельности

Наименование должностей + + + - - -

Возможности Только в Только в Только в

продолжения обучения + + + магистратуре магистратуре магистратуре

Требования к уров-

ню подготовки + + + - - -

абитуриента

Общие требования Требования к Требования к Требования к

к ООП + + + структуре ООП структуре ООП структуре ООП

Требования к обяза-

тельному минимуму + + +

содержания ООП

Требования к разра-

ботке и условиям + + + - - -

реализации ООП

Требования к уров- Требования к Требования к Требования к

ню подготовки результатам результатам результатам

выпускника + + + освоения ООП освоения ООП освоения ООП

и оценка качества освоения ООП и оценка качества освоения ООП и оценка качества освоения ООП

Позиции, отра- Государст- Государст- Совокупность Подготовка к Подготовка к Подготовка к

жающие вопросы венный кон- венный кон- внутренних и решению про- обеспечению обеспечению

национальной троль за ре- троль за со- внешних по- фессиональных национальной национальной

безопасности в об- зультатив- блюдением требностей задач в профес- безопасности (в безопасности

разовании ностью об- требований субъектов сиональной области образо- (в области

разования Государст- образователь- деятельности, вания, науки, образования,

венного об-разователь- ного процесса в обеспечении связанной с обеспечением технологий) науки, технологий) при

ного стан- защищенно- национальной освоении ма-

дарта ВПО сти и устойчивого развития личности безопасности (в области образования, науки, технологий) гистрантами универсальных и обще-профессиональных компетенций

Библиографический список

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ [от 31 декабря 2015 г. № 683]. URL: http://base.garant.ru/195521

2. Беспалько В. П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. М., 1995. № 1. С. 89-94.

3. Рыжаков М. В. Модульно-рейтинговая система в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Профильная школа. М., 2007. № 1. С. 5-13.

4. Кондаков А. М. Образование как результат развития личности, общества и государства. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 22 с.

5. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Москва: Гелиос АРВ, 2000. 229 с.

6. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006. 394 с.

7. Громыко Ю. В. Восстановление суверенного российского образования для многонациональной разноконфес-сиональной страны: проект школы будущего и русского университета нового поколения // Русская школа в XXI веке: Стратегия развития российского образования в эпоху тотальной глобализации. М.: ЦГИ Принт, 2017. С.101-128.

8. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики // Высшее образование в России. М.: исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 181 с.

9. Субетто А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). СПб-М., 2000. 498 с.

10. Баранников А. В. Отечественный и зарубежный опыт разработки стандартов общего образования / А. В. Баранников, А. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. М.: Инфра-М, 2006. № 1. С. 17-25.

11. Смолин О. Н. Нормативное и правовое обеспечение, формирование и содержание общего образования. URL: http://www.smolin.ru/duma/committee/2013-02-21

12. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 N 35263) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/117

13. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [Электронный ресурс]. URL: http: // base.garant.ru/10164235

14. Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 940 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru

15. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Специальность 032900 Русский язык и литература. Квалификация учитель русского языка и литературы [Электронный ресурс]. URL: kpfu.ru/portal/docs/F11617661/050301.65.Russkij.yazyk.i.literatura.pdf

16. Хисматулина З. Н. Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенций // Вестник КНИТУ. Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. № 22. С. 397-401

17. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление подготовки 540300 Филологическое образование [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ni/archivegosvpo/157/155/5/625

18. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 1426 [Электронный ресурс]: URL: http://fgosvo.ru/440301

19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 г. N 1505 [Электронный ресурс]: URL: http://fgosvo.ru/440401

E. A. Noskov, Сandidate of Military Sciences, Federal Education and Science Supervision Agency, Moscow city16, K-51, GSP-4 Sadovaya-Suharevskaya st., Moscow, 127994, Russian Federation

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9852-6531 е-mail: [email protected]

REQUIREMENTS ANALYSIS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION IN THE SPHERE OF NATIONAL SECURITY PROTECTION IN EDUCATION

Introduction. Level increasing and population's accessibility of competitive general professional education are strategic targets of National Security Protection.

The aim of the article is an analysis of governing documents - Federal State Educational Standards in the context of national security protection in education.

Methodology. Content analysis gave an opportunity to follow the dynamics of requirements development for training of teaching staff in the sphere of national security protection in education and generalize standards' positions, reflecting questions of national security protection in education: from "standard-minimum" and "standard-level" to "standard-set of requirements" and then "standard-competence"

while strengthening informative aspect in the sphere of national security protection in education.

Conclusions. Evolution of higher education standards is a result of change of knowledge-based approach to their formulation. Now pragmatic and competence-based approaches are used for formulation of higher education standards. This enabled to change both resultative target educational basis and ZUN educational paradigm (know, be able, master), to a competence-based one.

Keywords: National security, National Security in Education, educational standard.

References

1. The Strategy of National Security of Russian Federation till 2020: the Russian Federation President's Decree of December, the 31st, 2015, № 683 [Electronic resource]. URL: http://base.garant.ru/195521

2. Bespalko V. P. The problem of education standards in the USA and in Russia. Pedagogics. M., 1995, no. 1, pp. 89-94.

3. Ryzhakov M. V. Module and rating system in the conditions of net interconnections between educanional institutions. Profile School. M., 2007, no. 1, pp. 5-13.

4. Kondakov A. M. Education as a result of individual's, society and state development. Abstract of dissertation Doctor of pedagogics. M., 2005. P. 322.

5. Nikandrov N. D. Russia: socialization and upbringing at the turn of the millennium. M.: Helios ARV, 2000. P. 229.

6. Krayevsky V. V., Berezhnova Y. V. The methods of pedagogics: a new stage. M., 2006, p. 394.

7. Gromyko Y. V. Rebuilding the independent Russian education for the multi-national and multi-confessional country: the project of the school of future and the university of the new generation. Russian School in XXI century: the strategy of the development of Russian education in the epoch of total globalization. M.: TGI Print, 2017, pp. 101-128.

8. Shadrikov V. D. Educational politics and the philosophy of the education. Higher Education in Russia. M: the center of special training quality problems research, 1993, p. 181.

9. Subetto A. I. The quality of continuous education in the Russian Federation: state, tendencies, problems and perspectives (monitoring experience). SPb-M., 2000, p. 498.

10. Barannikov A. V. Native and foreign experience of making up the standards of common education. Standards and monitoring in education. M.: Infra-M, 2006, no. 1, pp. 17-25.

11. Smolin O. N. Normative and legal support, founding and the contents of the common education. URL: http ://www. smolin. ru/duma/committee/2013-02-21

12. Affirming the State Educational Standard of High School Education on the Training Direction № 44.04.01 Paedagogical Education (Master Degree): the Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Registered at the Ministry of Justice in December, 29th, 2014, № 35263 [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/117

13. The Russian Fderation Law "About Education" of July, the 10th, 1992, № 940. [Electronic resource] // The Legal Advice System "Consultant Plus". URL: http: // base.garant.ru/10164235

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Affirming the State Educational Standard of High School Education: the Decree of the Government of the Russian Federation of August 12th, 1994 [Electronic resource] // The Legal Advice System "Consultant Plus". URL: http://www.consultant.ru

15. The State Educational Standard of High School Education. The Specialization 032900 Russian Language and Literature. The Profession of Russian Language and Literature Teacher [Electronic resource]. URL: kpfu.ru/portal/docs/F11617661/050301.65.Russkij .yazyk.i.literatura.pdf

16. Hismatulina, Z. N. The Evolution of Higher Education Standards: The Navigation Changing from Knowledge and Skills to Expertise. VestnikKTU. Kazan, 2013, no. 22, pp. 397-401.

17. The State Educational Standard of High School Education. The Training Direction 540300 Philological Education [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/archivegosvpo/157/155/5/625

18. Affirming the State Educational Standard of High School Education of the Training Direction 44.03.01 Paedagogical Education (Bachelor Degree): the Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December, 4th, 2015, № 1426 [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/440301

19. Affirming the State Educational Standard of High School Education of the Training Direction 44.04.01 Paedagogical Education (Master Degree): the Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November, 21st, 2014, № 1505 [Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/440301

Поступила в редакцию 10.04.2019 © Е. А. Носков, 2019

Автор статьи: Евгений Алексеевич Носков, кандидат военных наук, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 127994, Москва, Садовая-Сухаревская ул., 16, К-51, ГСП-4, е-mail: [email protected]

Рецензенты:

И. В. Роберт, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра информатизации образования, Институт стратегии развития образования РАО, Москва.

Е. В. Лопанова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.