Научная статья на тему 'Конечные цели высшего педагогического образования: анализ нормативно-правовой базы и реального опыта'

Конечные цели высшего педагогического образования: анализ нормативно-правовой базы и реального опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / TEACHERS' TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Татьяна Евгеньевна

Последняя редакция федеральных государственных образовательных стандартов была выполнена с целью приведения в соответствие этих документов с профессиональными стандартами по аналогичным сферам деятельности. В статье проведен анализ конечных целей педагогического образования, зафиксированных в образовательных стандартах для двух уровней высшего образования: бакалавриата и магистратуры, а также возможности их использования для выполнения трудовых функций, отраженных в соответствующем профессиональном стандарте. В результате получены данные, которые свидетельствуют о достаточно высоком качестве содержания новых образовательных стандартов и их более высоком уровне соответствия педагогическим задачам, с которыми сталкиваются научно-педагогические работники вузов. Теоретический анализ документов и эмпирическое исследование обосновывают отличия в целях создания и содержании нормативно-правовых документов, которые разработаны в соответствии с директивами Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The final objectives of higher teacher education: analysis of the legal and regulatory documents and real practices

Current Federal State Educational Standards have been revised in order to comply with the professional standards in relation to the similar scope of activity. The research analyzes the final objectives of teacher’s training that are stipulated in the educational standards for the bachelor’s and master’s degree programs. Moreover, it discusses the opportunity to use them in order to implement the labor functions described in the corresponding professional standard. The data obtained demonstrate the high quality of the new educational standards and their better correlation with the teaching tasks faced by the academic staff at a university. The theoretical analysis and empirical research justify the differences in the aims of creation and content of the legal and regulatory documents, which have been developed as per decisions of the Bologna Process.

Текст научной работы на тему «Конечные цели высшего педагогического образования: анализ нормативно-правовой базы и реального опыта»

УДК 378.14.015.62:378.141.4 Исаева Татьяна Евгеньевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Иностранные языки» Ростовского государственного университета путей сообщения

КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ И РЕАЛЬНОГО ОПЫТА

https://doi.org/10.24158/spp.2018.8.14 Isaeva Tatiana Evgenyevna

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Foreign Languages Department, Rostov State Transport University

THE FINAL OBJECTIVES OF HIGHER TEACHER EDUCATION: ANALYSIS OF THE LEGAL AND REGULATORY DOCUMENTS AND REAL PRACTICES

Аннотация:

Последняя редакция федеральных государственных образовательных стандартов была выполнена с целью приведения в соответствие этих документов с профессиональными стандартами по аналогичным сферам деятельности. В статье проведен анализ конечных целей педагогического образования, зафиксированных в образовательных стандартах для двух уровней высшего образования: бакалавриата и магистратуры, а также возможности их использования для выполнения трудовых функций, отраженных в соответствующем профессиональном стандарте. В результате получены данные, которые свидетельствуют о достаточно высоком качестве содержания новых образовательных стандартов и их более высоком уровне соответствия педагогическим задачам, с которыми сталкиваются научно-педагогические работники вузов. Теоретический анализ документов и эмпирическое исследование обосновывают отличия в целях создания и содержании нормативно-правовых документов, которые разработаны в соответствии с директивами Болонского процесса.

Summary:

Current Federal State Educational Standards have been revised in order to comply with the professional standards in relation to the similar scope of activity. The research analyzes the final objectives of teacher's training that are stipulated in the educational standards for the bachelor's and master's degree programs. Moreover, it discusses the opportunity to use them in order to implement the labor functions described in the corresponding professional standard. The data obtained demonstrate the high quality of the new educational standards and their better correlation with the teaching tasks faced by the academic staff at a university. The theoretical analysis and empirical research justify the differences in the aims of creation and content of the legal and regulatory documents, which have been developed as per decisions of the Bologna Process.

Ключевые слова:

высшее образование, педагогическое образование, профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, компетенции.

Keywords:

higher education, teachers' training, professional standard, Federal State Educational Standard, competence.

Разработка и постоянная модернизация Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС 3), которые ведутся в России с 2009 г., преследуют ряд целей, определенных решениями Болонского процесса:

- создание нормативно-правовой базы для построения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации;

- достижение соответствия между содержанием основных образовательных программ (ООП) по аналогичным направлениям подготовки, реализуемых в России и за рубежом;

- реализация принципов преемственности и последовательности между основными образовательными программами дошкольного, начального (общего), среднего полного (общего), среднего профессионального и высшего образования;

- разработка нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют основные образовательные программы;

- создание объективной базы для проведения промежуточной аттестации обучающихся, а также итоговой государственной аттестации и др.

Новая редакция Федеральных государственных образовательных стандартов, которую принято называть ФГОС 3++, по мнению ряда исследователей [1], обладает значительными преимуществами по сравнению с предыдущими попытками изложить систему обязательных требований к выпускникам вузов. Основными результатами ФГОС 3++ является то, что в них удалось добиться максимального соответствия между требованиями к обучающимся бакалавриата и последующей магистратуры, а также определить для каждой ступени образования совокупность

компетенций таким образом, чтобы она как можно точнее отражала требования к специалисту, зафиксированные в соответствующих профессиональных стандартах.

Целью статьи является анализ содержания двух ФГОС третьего поколения по направлениям подготовки педагогического профиля: уровня бакалавриата [2] и магистратуры [3] на предмет выявления принципов последовательности, преемственности и систематичности в формируемых у обучающихся компетенциях, а также сопоставление последних с положениями профессионального стандарта [4], определяющего основные трудовые функции научно-педагогических работников в системе высшего и профессионального образования.

Актуальность исследования состоит в стремлении определить, насколько содержание нормативно-правовых документов, а именно государственных образовательных стандартов по выбранному направлению подготовки, соответствует требованиям профессионального педагогического сообщества, в которое по завершении обучения в вузах вольются молодые специалисты, и насколько они будут готовы справиться с весьма сложными задачами, стоящими сегодня перед педагогическими коллективами высших учебных заведений России.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

1) провести анализ содержания текстов ФГОС 3++ по педагогическому направлению подготовки (уровни бакалавриата и магистратуры) с целью выявления степени последовательности и преемственности изложенных в них требований к выпускникам;

2) выявить основные кластеры компетенций, содержащиеся в ФГОС 3++ и основывающиеся на профессиональных умениях, способностях, опыте деятельности и пр., которые могли бы быть сопоставлены с основными трудовыми функциями профессионального стандарта для педагогических работников высшей школы;

3) определить профессиональные компетенции, которые являются необходимыми для профессиональной деятельности научно-педагогического работника в вузе, но которые не нашли отражения в федеральных стандартах по педагогическим направлениям подготовки.

В ходе исследования мы использовали методы изучения и сопоставления текстов нормативно-правовых документов, определяющих деятельность обучающихся по педагогическим направлениям подготовки и действующих педагогических работников системы высшего образования, а также эмпирические методы (наблюдения, анкетирования).

Использование компетентностного подхода в качестве методологической базы ФГОС 3, по мнению многих российских ученых (Е.Г. Репина [5], С.Л. Троянская [6] и др.), является основным достижением в процессе совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере образования, так как благодаря определению результатов образования в терминах компетенций создаются благоприятные условия для оценивания не только профессиональных, узкоспециализированных знаний и способностей обучающихся, но также их социальных и личностных качеств, которые являются отражением мировоззрения личности, ее отношения к миру, культуре, обществу и своему положению в нем. В свою очередь, основным достижением содержания ФГОС 3++, по нашему мнению, является решение одного из наиболее важных научно-теоретических вопросов, волновавших педагогические круги в течение последних 10-15 лет, а именно: в чем состоит различие между понятиями «компетенция» и «компетентность». Разделяя хорошо известные по этому поводу взгляды А.В. Хуторского, М.А. Чошанова и др., мы считаем, что приводимые в федеральных образовательных стандартах компетенции - это обозначение неких идеальных показателей, которыми должны овладеть обучающиеся за время получения высшего образования, поэтому они имеют поведенческий характер. Компетентности же, в свою очередь, есть демонстрация уже достигнутого уровня владения профессией, решения социально-управленческих и социально-коммуникативных задач на основе сформированного комплекса личностных качеств и принятых общественных ценностей. В связи с этим компетентности имеют функциональный характер, могут быть зафиксированы как требования профессионального стандарта и измерены только через проявление в соответствующей деятельности.

Приступая к реализации первой задачи, а именно проведению анализа содержания текстов ФГОС 3++ по педагогическому направлению подготовки для бакалавриата и магистратуры, мы отметили, что впервые в истории разработки российской системы образовательных стандартов в текстах этих документов обозначены пятнадцать групп универсальных и общепрофессиональных компетенций, т. е., другими словами, произошел качественный скачок от нерегулируемого перечисления требований, изложенных в терминах компетенций, как это было до новой редакции, к упорядоченной структуре, преследующей цель охватить многогранную деятельность педагога или преподавателя как целостную упорядоченную систему. Подобная структуризация облегчает поиск необходимых компетенций, которые могут формироваться в ходе освоения определенных дисциплин или циклов дисциплин, способствует видению идеального образа выпускника, освоившего данное направление подготовки, во всем многообразии проявлений педагогической профессии.

Кроме того, в федеральных стандартах двух последовательных уровней высшего образования по одному направлению подготовки прослеживается усложнение требований к содержанию соответствующих компетенций, а также к уровню знаний, способностей для их реализации. Данное утверждение продемонстрировано в таблице 1 (формулировки компетенций приводятся в сокращенном виде; наиболее важные различия выделены нами курсивом).

Таблица 1 - Изменение характера компетенций на двух последовательных уровнях высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование»

№ Наименование групп компетенций Бакалавриат Магистратура

Универсальные компетенции

1 Системное и критическое мышление Способен осуществлять поиск, критическое осмысление информации, применять системный подход для решения задач Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций, вырабатывать стратегию действий

2 Разработка и реализация проектов Способен определять круг задач и выбирать оптимальные способы их решения Способен управлять проектом на всех его этапах

3 Командная работа и лидерство Способен к социальному взаимодействию Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию

4 Коммуникация Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном языке Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе и на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия

5 Межкультурное взаимодействие Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества Способен анализировать различия культур в процессе взаимодействия

6 Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбере-жение) Способен выстраивать и реализо-вывать траекторию саморазвития, поддерживать физическую форму для социальной и профессиональной деятельности Способен определять и реализо-вывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки

7 Безопасность жизнедеятельности Способен поддерживать безопасные условия жизнедеятельности -

Общепрофессиональные компетенции

8 Правовые и этические основы профессиональной деятельности Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами и профессиональной этикой Способен оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами и профессиональной этикой

9 Разработка основных и дополнительных образовательных программ Способен участвовать в разработке основных и дополнительных программ Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы

10 Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся

11 Построение воспитывающей образовательной среды Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся Способен создавать и реализовы-вать условия и принципы духовно-нравственного воспитания

12 Контроль и оценка формирования результатов образования Способен осуществлять контроль и оценку результатов образования обучающихся Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования

13 Психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности Способен использовать психолого-педагогические технологии в обучении, воспитании и развитии обучающихся Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические технологии

14 Взаимодействие с участниками образовательных отношений Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений Способен планировать и организовывать взаимодействие с участниками образовательных отношений

15 Научные основы педагогической деятельности Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе научных знаний Способен проектировать педагогическую деятельность на основе научных знаний и результатов исследований

Таким образом, мы видим, что компетенции обучающихся по программе магистратуры отличаются повышением ответственности за принимаемое решение, самостоятельным участием в проектировании и мониторинге различных педагогических процессов. Кроме того, предполагается, что у обучающегося магистратуры будет иметься некоторый педагогический опыт, который позволит ему выбирать наиболее эффективные технологии, способы решения проблемных задач, разрабатывать стратегию и тактику профессионального поведения и личностного развития.

При этом вызывает некоторое недоумение отсутствие в программе магистратуры компетенций по разделу «Безопасность жизнедеятельности». Дело в том, что педагогический работник в некоторых ситуациях оказывается единственным взрослым, от которого обучающиеся вправе ожидать быстрой реакции на непредвиденные жизненные обстоятельства. Достаточно вспомнить, что в советские годы на всех факультетах педагогических вузов серьезно изучался специальный курс «Медицина», а приобретенные в ходе его изучения компетенции оказались полезны как в профессиональной деятельности, так и в быту. Кроме того, умение поддержать собственное физическое и эмоциональное здоровье также является залогом успешной многолетней профессиональной деятельности. Поэтому мы считаем обязательным введение определенных требований по этому направлению.

Поставив перед собой вторую задачу, а именно сопоставление компетенций, обозначенных в ФГОС 3++ обоих уровней образования по педагогическому направлению подготовки, с требованиями профессионального стандарта, мы столкнулись со следующими трудностями.

1. Профессиональный стандарт объединяет множество педагогических профессий, различающихся по специфике педагогического взаимодействия с обучающимися, по уровню сложности задач высшего и профессионального образования, уровню квалификации, по степени вовлеченности в те или другие педагогические процессы и взаимодействия.

2. Отмеченное нами достаточно полное соответствие между компетенциями как целями высшего образования на двух уровнях - в бакалавриате и магистратуре - невозможно проследить в профессиональном стандарте, так как в его содержание были заложены совершенно иные принципы, а именно функционально-деятельностный, а не компетентностный подход.

3. Основными задачами направления подготовки «Педагогическое образование» (44.03.01 (бакалавриат) и 44.04.01 (магистратура)) являются обучение и профессиональная подготовка специалистов для системы среднего образования: учителей, воспитателей, методистов и пр., поэтому в этих документах не в полной мере нашли отражение те задачи (например, научно-исследовательская деятельность, рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов и др.), с которыми встречаются научно-педагогические работники высшей школы и которые отмечены в профессиональном стандарте.

Несмотря на отмеченные трудности в осуществлении сопоставления анализируемых документов, нам удалось выявить определенные соответствия. Продемонстрируем это в таблице 2.

Таблица 2 - Сопоставление квалификационных и образовательных характеристик

в нормативно-правовых образовательных документах

Обобщенные трудовые функции / трудовые функции в профессиональном стандарте Соответствующие компетенции в ФГОС 3++

Бакалавриат Магистратура

1 2 3

ОТФ В. Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности

1. Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся. Способен определять круг задач и выбирать оптимальные способы их решения Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся. Способен управлять проектом на всех его этапах

2. Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся Способен осуществлять контроль и оценку результатов образования обучающихся Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования

3. Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса Способен участвовать в разработке основных и дополнительных программ Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы

Продолжение таблицы 2

1 | 2 | 3

ОТФ й. Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО

1. Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам ВО Способен использовать психолого-педагогические технологии в обучении, воспитании и развитии обучающихся Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические технологии

2. Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии Способен к социальному взаимодействию. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе научных знаний Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе и на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия

Сопоставление, представленное в таблице 2, можно было бы продолжить и для других обобщенных трудовых функций. Однако уже и сейчас видно, что в целом ФГОС 3++ в части определения результатов образования, которые приводятся в терминах компетенций, полностью соответствуют своей цели. В связи с этим мы можем дать следующие определения: федеральный государственный образовательный стандарт является особого рода нормативно-правовым документом, в котором определены конечные результаты образования по определенной дисциплине или направлению подготовки, обозначены требования к учебному заведению по созданию системы условий, обеспечивающих достижение запланированных результатов, а также учтены возможности обучающихся в области саморазвития и приобретения жизненно необходимых компетенций. В свою очередь, профессиональный стандарт для педагогических работников предстает как характеристика квалификации, которая нужна сотруднику для реализации определенной профессиональной деятельности [7], поэтому его требования не лимитированы конкретными должностями или профессиями, а тем более не затрагивают социально-личностные характеристики работников. Профессиональный стандарт - это более гибкий по сравнению с ранее используемым Квалификационным справочником документ, который, однако, в соответствии с Трудовым кодексом определяет систему обобщенных трудовых функций, которые обязан выполнять любой сотрудник, претендующий на соответствующую должность.

Проведенное нами в течение января - мая 2018 г. интернет-анкетирование среди сотрудников высших учебных заведений Российской Федерации, в котором приняли участие 258 человек, показало, что научно-педагогические работники еще не в полной мере знакомы с содержанием профессионального стандарта, регламентирующего сферу их профессиональной деятельности: только 24 % респондентов ответили, что они ознакомились с текстом профстандарта и готовы обсуждать его, тогда как 42 % упомянули, что знают об этом документе «из других источников». При этом преподаватели вузов отмечают, что стандарт в том виде, в котором он утвержден сейчас, более удобен для отделов кадров и администрации вузов, чем для самих сотрудников, так как он «не отражает реальную многогранную деятельность современного преподавателя» (64 % респондентов); «не предлагает инструментария для оценки деятельности сотрудников» (74 %); «в одном профессиональном стандарте невозможно соединить требования ко всем педагогическим работникам профессионального образования - всех уровней и всех профессий» (42 %).

Подводя итоги исследования, отметим, что нормативно-правовая база в сфере отечественного образования постоянно совершенствуется: в редакции ФГОС 3++ удалось наконец добиться структуризации системы компетенций, их разграничения по ключевым направлениям профессиональной деятельности. Также при сравнении конечных целей образования в бакалавриате и магистратуре прослеживается последовательное усложнение содержания компетенций и требуемых от молодого педагога уровней социальной ответственности и активности.

Сравнение профессионального и образовательных стандартов по аналогичным сферам деятельности продемонстрировало ряд трудностей, сопровождающих этот процесс, а также невозможность детального сопоставления ввиду различных методологических оснований, заложенных в основу этих документов. Однако в целом следует признать, что стремление разработать и внедрить в России новый тип профессионального стандарта для педагогических работников соответствует общеевропейским идеям преобразования квалификационных требований, когда, как отмечается в материалах ЮНЕСКО, «понятие квалификации в традиционном смысле этого слова уступает место во многих современных областях человеческой деятельности понятию эволютивной компетенции и способности к адаптации» [8].

Ссылки:

1. Шпырня О.В. Аналитический обзор Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 4. С. 68-73 ; и др.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.0l «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] : утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февр. 2018 г. № 121. URL: http://fgosvo.ru/upload-files/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 20.08.2018).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс] : утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февр. 2018 г. № 126. URL: http://fgosvo.ru/upload-files/FGOS%20VO%203++/Mag/440401_M_3_16032018.pdf (дата обращения: 20.08.2018).

4. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] : проф. стандарт : утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сент. 2015 г. № 608н. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_I D=48584 (дата обращения: 20.08.2018).

5. Репина Е.Г. Компетентностный подход: фундаментальные положения и их практическая реализация в вузе [Электронный ресурс] // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (08). С. 23-28. URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2125/ (дата обращения: 20.08.2018).

6. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании : учеб. пособие. Ижевск, 2016. 176 с.

7. Трудовой кодекс РФ от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ [Электронный ресурс] : ред. от 19 июля 2018 г. Ст. 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002. 396 с.

References:

Federal State Educational Standard for Higher Education - Bachelor's Degree in Education Science approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 121 as of February 22, 2018 2018, viewed August 20, 2018, <http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf>, (in Russian).

Federal State Educational Standard for Higher Education - Master's Degree in Education Science approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 126 as of February 22, 2018 2018, viewed 20 August 2018, <http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/440401_M_3_16032018.pdf>, (in Russian).

Raven, J 2002, Competence in modern society: its identification, development and release, Moscow, 396 p., (in Russian). Repina, EG 2017, 'Competency-based approach: fundamental provisions and their implementation at universities', Peda-gogika vysshey shkoly, no. 2 (08), pp. 23-28, viewed 20 August 2018, <https://moluch.ru/th/3/archive/55/2125/>, (in Russian).

Shpyrnya, OV 2017, 'Analytical review of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3 ++ in the field of Tourism', Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, no. 4, pp. 68-73, (in Russian).

Troyanskaya, SL 2016, Fundamentals of the competency-based approach in higher education, manual, Izhevsk, 176 p., (in Russian).

Vocational training teacher, vocational education teacher and continuing vocational education teacher: Professional Standard approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 608н as of September 08, 2015 2018, viewed 20 August 2018, <http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-profes-sionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=48584>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.