Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ В ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ И МЕСТО НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ В ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КВОТИРОВАНИЕ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ТОРГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубровская А.А.

В данной статье рассматривается сущность нетарифного метода регулирования внешнеэкономической деятельности, а также его основные инструменты. Анализируется роль нетарифных мер в таможенной политике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ В ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

5. Смородина Е.А. Налоговое стимулирование инвестиций в основной капитал в России // Финансовый журнал. 2013. №4. С.157-166.

6. Пансков В.Г. Налоги в системе методов финансового регулирования экономики // Экономика. Налоги. Право. 2015. №1. С. 114-120.

7. Мокеева Н.Н., Красногор В.Б. Деятельность федеральных органов власти и Банка России по реализации мероприятий в сфере банковского регулирования // Фундаментальные исследования. 2013. №10-1. С.173-178.

8. Фролова В.А., Градова Н.С., Манина М.В., Сухачева В.В. Государственное финансовое регулирование рынка страховых услуг // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2016. № 2 (25). С. 73-78.

9. Антонюк В.С., Вансович Э.Р. Теоретические, методологические и методические основы структурной политики субъектов РФ // Экономика региона. 2013. №1. С. 20-32.

10. Фомичева А.Д. Финансовый механизм государственного регулирования социальных процессов в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. №6. С.93-98.

УДК 33.339

Дубровская А.А. студент 4 курса Институт управления НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород РОЛЬ И МЕСТО НЕТАРИФНЫХ МЕТОДОВ В ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В данной статье рассматривается сущность нетарифного метода регулирования внешнеэкономической деятельности, а также его основные инструменты. Анализируется роль нетарифных мер в таможенной политике России.

Ключевые слова: нетарифное регулирование, квотирование, лицензирование, торговые преференции, технические барьеры.

Актуальность темы исследования обусловлена исключительно важной ролью нетарифных ограничительных мер не только в международной торговле, но и во внешней торговле России. В современных условиях роль нетарифных методов в таможенной политике возрастает, что присуще не только России, но и всем передовым государствам мировой экономики. Сейчас роль нетарифных методов в таможенной политике России можно приравнять к тарифным методам, ведь где тариф оказывается неэффективным, целесообразнее применять нетарифные меры. В связи с этим необходимо рассмотреть способы наиболее эффективного применения нетарифных мер при реализации таможенной политики РФ.

Итак, для начала необходимо разобраться в сущности нетарифного

метода регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), а также рассмотреть его основные инструменты. Согласно Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под нетарифным регулированием понимается «метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера»72. Иными словами, нетарифный метод представляет собой такой способ регулирования внешней торговли, который не связан с применением таможенных пошлин.

Нетарифное регулирование является одним из ключевых методов регулирования ВЭД наряду с тарифным регулированием, международными торговыми договорами и разнообразными экономическими методами стимулирования экспортного производства. Отличительной чертой рассматриваемого нами метода являются специфический набор инструментов, при помощи которого и осуществляется нетарифное регулирование.

Помимо ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» применение нетарифных методов урегулировано Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС), Решением Комиссии Таможенного союза «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», а также Договором о Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС). Необходимо отметить, что для каждого государства-члена ТС действующая правовая база нетарифного регулирования обработана таким образом, чтобы возможно было найти оптимальные решения для экономических и политических задач внешней торговли страны.

В настоящее время РФ в качестве нетарифного метода используется: квотирование, лицензирование, антидемпинговые меры, торговые преференции, технические барьеры. Кроме того, согласно ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к нетарифным методам также относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Наиболее распространенными методами нетарифного регулирования являются квотирование и лицензирование, что подтверждается статистическими данными. На мой взгляд наиболее эффективной мерой является именно квотирование, ведь гораздо проще установить пороговый объем импорта (экспорта) товаров, чем вычислять какая ставка пошлины приведет к необходимому объему ввоза (вывоза) товара. Что же касается лицензирования, по моему мнению, несмотря на популярность данной меры,

72 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Опубликован на сайте справочной правовой системы «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/_

она создает предпосылки возникновения коррупционных ситуаций при выдаче различных лицензий, что, несомненно, наносит вред экономике страны.

Все указанные элементы могут применяться как по отдельности, так и в различных сочетаниях. Необходимо отметить, что зачастую нетарифные методы применяются таможенными органами совместно с таможенно-тарифными (таможенные пошлины, налоги). Применение данных методов позволяет таможенным органам реализовывать протекционистскую функцию, ограничивать или запрещать ввоз на территорию РФ (или вывоз с нее) определенных товаров.

С одной стороны, многие аналитики в области экономики отмечают, что нетарифные методы регулирования негативно влияют на мировую торговлю в целом, создавая ненужные внешнеторговые барьеры в форме мер технического регулирования и различных санитарных мер. Но если взглянуть на это с другой стороны, то можно увидеть, что таким образом нетарифные барьеры препятствуют попаданию на рынок товаров ненадлежащего качества, что способствует повышению конкуренции на рынке.

Со вступлением России в ВТО государство взяло на себя обязанность проводить политику снижения импортных тарифов, отмены экспортных пошлин, что по существу блокирует развитие обрабатывающих отраслей производства, усиливает экономическую и технологическую зависимость России от высокоразвитых стран. Таким образом, роль запретов и ограничений (нетарифных методов) существенно повысилась. Это характерно не только для нашей страны, но и для всей мировой экономики в целом, находящейся в состоянии упадка.

Как оказалось, российская экономика оказалась чувствительной к кризисным проявлениям в мировом хозяйстве. В сложившейся ситуации защита и поддержка отечественного производства является приоритетной задачей развития экономики. Реализации этой задаче способствует применение мер нетарифного регулирования.

При помощи мер нетарифного регулирования государство способно оперативно оказывать влияние на экспотро-импортный поток товаров, перемещаемый через границу РФ. В условиях нестабильности ситуации на мировом рынке это является важнейшим направлением реализации таможенной политики, что позволит более гибко и быстро реагировать на изменения, происходящие в мировом хозяйстве.

Необходимо отметить, что нетарифные меры являются более гибкими, по сравнению с таможенно-тарифными, ведь РФ является частью союза государств (ЕАЭС), которые проводят единую таможенную политику. В связи с этим изменение таможенных тарифов не может быть произведено в короткие сроки и должно учитывать интересы всех стран-участниц ЕАЭС.

Итак, в результате исследования, проведенного в данной статье, был

подробно рассмотрен нетарифный метод регулирования ВЭД, под которым в наиболее общем виде понимается применение различных запретов и ограничений. Среди инструментов нетарифного метода можно выделить квотирование, лицензирование, контингентирование, торговые преференции, а также технические барьеры (стандартизация, сертификация). Наиболее эффективными из них являются квотирование и лицензирование, которые тесно связаны и зачастую используются совместно. По итогам проведенного анализа можно сделать вывод, что нетарифные меры играют важнейшую роль в таможенной политике, проводимой РФ. Государству необходимо разрабатывать направления совершенствования применения мер нетарифного регулирования для повышения эффективности их применения.

Использованные источники:

1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс. Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».

2. Летов В.А. Нетарифная ограничительная практика в международной торговой деятельности // Черные дыры в российском законодательстве. -2010. - №6. - С. 182-183.

Енгоян А.А. магистрант группы ГМУ-132 Уральский институт управления - филиал РАНХиГС ТЕРМИН «ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается понятие информационной открытости деятельности государственных органов. Затронуты вопросы нормативно-правового регулирования аспектов открытости деятельности органов власти. Выделены специфические черты информации, касающейся деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Ключевые слова: доступ к информации, информационная открытость и прозрачность деятельности государственных органов.

Информационная открытость деятельности государственных органов, являясь одним из основополагающих принципов «электронной демократии», предполагает разработку и реализацию механизмов, способствующих прозрачности деятельности государственных органов, и инструментов обратной связи, позволяющих гражданам взаимодействовать с органами власти [1].

Информация о деятельности органов власти вызывает особый интерес по причине того, что выполняемые ими нормотворческая, управленческая и контрольная функции, характеризуются наличием и оборотом значительного объема информации, на основе которой готовятся, принимаются и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.