Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

РОЛЬ И МЕСТО НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ВУЗОВСКАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КРЕАТИВНАЯ РОЛЬ / «ТРЕТЬЕ МЕСТО»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Французская Евгения Олеговна, Семененко Наталья Анатольевна, Мёдова Наталия Анатольевна, Гордеева Екатерина Алексеевна

На основе проведённого исследования выявлены новая роль и новое место научной библиотеки в образовательной среде педагогического университета. Креативная роль определяет варианты взаимодействия библиотеки с научными и учебными подразделениями вуза. В образовательной среде библиотека становится «третьим местом» между домом и учебной аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Французская Евгения Олеговна, Семененко Наталья Анатольевна, Мёдова Наталия Анатольевна, Гордеева Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH LIBRARY'S ROLE AND PLACE IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The paper provides some results of the library reader survey which allowed establishing the new role and place of the research library of a pedagogical university. The creative role of the research library determines the possible options of interaction between the library and scientific and educational departments of the pedagogical university. In the educational environment, the library becomes a “third place” between home and classroom.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru

Роль и место научной библиотеки в образовательной среде педагогического университета

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-150-156

Французская Евгения Олеговна - начальник информационно-аналитического управления, ст. преподаватель, francuzskaya@tspu.edu.ru

Семененко Наталья Анатольевна - директор научной библиотеки им. А.М. Волкова, semenenkona@tspu.edu.ru

Мёдова Наталия Анатольевна - канд. пед. наук, доцент, зав. научно-исследовательской лабораторией инклюзивного образования, medov@sibmail.com

Гордеева Екатерина Алексеевна - мл. науч. сотрудник научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования, gea1994@rambler.ru Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия Адрес: 634061, г. Томск, Киевская ул., 60

Аннотация. На основе проведённого исследования выявлены новая роль и новое место научной библиотеки в образовательной среде педагогического университета. Креативная роль определяет варианты взаимодействия библиотеки с научными и учебными подразделениями вуза. В образовательной среде библиотека становится «третьим местом» между домом и учебной аудиторией.

Ключевые слова: педагогический университет, программа развития университета, вузовская научная библиотека, образовательная среда, креативная роль, «третье место»

Для цитирования: Французская Е.О, Семененко Н.А, Мёдова Н.А, Гордеева Е.А. Роль и место научной библиотеки в образовательной среде педагогического университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 150-156. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-3010-150-156

Research Library's Role and Place in the Educational Environment of Pedagogical University

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-150-156

Evgeniia O. Frantcuzskaia - Head of Information and Analytical Department, senior instructor, francuzskaya@tspu.edu.ru

Natalya A. Semenenko - Director of A.M. Volkov Research Library, semenenkona@tspu.edu.ru

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Французская Е.О., Семененко Н.А., Мёдова Н.А., Гордеева Е.А., 2021.

И]

УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН

Natalia A. Medova - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., Head of the Laboratory "Inclusive Education" medov@sibmail.com

Ekaterina A. Gordeyeva - Junior Researcher, the Laboratory "Inclusive Education", gea1994@ rambler.ru

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia Address: 60, Kievskaya str., Tomsk, 634061, Russian Federation

Abstract. The paper provides some results of the library reader survey which allowed establishing the new role and place of the research library of a pedagogical university. The creative role of the research library determines the possible options of interaction between the library and scientific and educational departments of the pedagogical university. In the educational environment, the library becomes a "third place" between home and classroom.

Keywords: pedagogical university, university development program, research library, educational environment, creative role, "third place"

Cite as: Frantcuzskaia, E.O., Semenenko, N.A., Medova N.A, Gordeyeva E.A. (2021). Research Library's Role and Place in the Educational Environment of Pedagogical University. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 10, pp. 150-156, doi: 10.31992/ 0869-3617-2021-30-10-150-156 (In Russ., abstract in Eng.)

Научная библиотека неизменно занимает прочное место в структуре всех университетов уже несколько столетий. Изменению подлежат её роли, конкретное определение которых стало проблемой в контексте информационного общества [1-4]. В образовательной среде этот контекст задаёт репертуар ролей - от средства трансмиссии [5], диктующего студенту обязанность быть читателем библиотеки, до «умной лаборатории» [6], притягивающей всех субъектов образования [7]. Возможность обнаружить место притяжения - «семиотический аттрактор» [8] - открывается при условии понимания образовательной среды как «распределённой образности» [9]. С этих концептуальных позиций и с целями, определёнными в программе развития нашего университета1, в последние месяцы 2020 г. было проведено исследование тех направлений деятельности научной библиотеки (НБ ТГПУ), которые могут стать востребованными читателями. Необходимо отметить, что к

1 Направление 1-5 в «Стратегии и Комплексной программе развитии ТГПУ 2021-2025». URL: https://www.tspu.edu.ru/plans.html (дата обращения: 16.09.21).

началу исследования НБ ТГПУ уже внедрило позитивный опыт [1; 10] библиотек отечественных педагогических университетов: созданы конференц-зал и компьютеризированные читальные залы, обеспечен доступ к электронным библиотечным системам, организован свой сайт, позволяющий получить удалённый доступ к электронному каталогу и консультации специалистов.

Первый этап исследования состоял в он-лайн-опросе 10% активных читателей НБ ТГПУ, показавший, что 90% респондентов довольны режимом работы и качеством предоставляемых сервисов. Вместе с тем был отмечен недостаток (в условиях дистанционного обучения) доступа к полнотекстовым ресурсам по математике (51% респондентов), педагогике (77%) и филологии (32%). Анализ этих запросов позволил выявить наиболее оптимальный ресурс (Сетевая электронная библиотека (СЭБ) на платформе ЭБС Лань) и организовать к нему доступ. Нам удалось усовершенствовать демонстрацию возможностей собственных фондов НБ ТГПУ, разместить на сайте библиотеки видеоинструкции в поиске по электронному каталогу. Организованы новые сервисы - «списки

литературы по заданной теме», для зарегистрированных читателей запущен проект #доступноудалённо.

Обозначенные направления минимизировали «ресурсный хаос» в учебно-методическом сопровождении формирования готовности будущих педагогов к реализации практик инклюзивного образования. Очевидна значимость подготовки специалистов (психологов, педагогов-воспитателей и пе-дагогов-дефектологов) для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая предполагает формирование системы компетенций как одного из важнейших условий становления профессионального самосознания и личностного развития специалистов в условиях инклюзивного образования. Тем не менее даже студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», затрудняются в поиске информации, релевантной учебным задачам, и оптимально структурированных источников. Для студентов данного направления (профиль «Логопедия») решением проблемы стала апробация открытого образовательного ресурса

«ЛогопедРго», что потребовало специального формирования digital-компетенций у преподавателей и учащихся. Подготовка с использованием открытых образовательных ресурсов имеет большое значение не только для повышения эффективности образовательного процесса в вузе, но и для формирования личности выпускника (конкурентоспособность на рынке труда, профессиональная мобильность, готовность жить в информационном профессиональном сообществе) [11]. Анкетирование студентов по вопросам осведомлённости студентов в сфере открытых образовательных ресурсов (ООР) показало, что обучающиеся имеют навыки использования интернет-ресурсов и активно применяют данные средства для самообразования: около 50% студентов отметили, что их не обучают использованию ООР в профессиональной деятельности, однако в соответствии с профессиональным стандартом это необходимо. При использовании ООР у студентов за счёт разнообразия материала для освоения дисциплин формируется способность к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья,

а также дополнительные компетенции, обеспечивающие лабильность и интерактивность знаний по направлению подготовки. В настоящее время итоги этой работы стали доступны всем студентам благодаря разработанной в ТГПУ платформе «Открытая образовательная среда».

Второй этап исследования (январь 2021 г.) был направлен на выяснение причин, по которым часть сотрудников и студентов ТГПУ не являются (или перестали быть) активными читателями НБ ТГПУ. Применение метода стандартизированного интервью («Какие новации в работе НБ ТГПУ Вам известны?», «Какие типы источников могут быть только "бумажными"?», «Для чего Вам может стать нужно посещение НБ ТГПУ?» и др.) для выявления указанных причин среди только формально числящихся читателей позволило обнаружить перспективные форматы коммуникаций со структурными подразделениями университета. Оперативно удовлетворён запрос на информирование о ресурсах и услугах библиотеки через сайт вуза (35% респондентов) и посредством рассылки по электронной почте (46%). Достаточно просто решена

задача персонального информирования о новых поступлениях по заявляемым читателем профессиональным, научным и учебным интересам. Найдена возможность распространения практики НБ ТГПУ по обучению пользованию современными библиотечными системами студентов первого курса на сотрудников вуза, для которых актуальными оказались знания о трендах наукометрии и способах ориентации в международных базах индексации. Востребованными стали технические ресурсы НБ ТГПУ для проведения учебных занятий и научных мероприятий, а также возможности их сопровождения тематическими выставками. К числу перечисленных и ожидаемых аттракций НБ ТГПУ нужно отнести хранящиеся в фондах рукописные и архивные материалы, связанные с исследованиями языков народов Сибири в рамках деятельности научной школы под руководством А.П. Дульзона, с организацией музея А.М. Волкова, создавшего серию сказок об «Изумрудном городе». Есть обоснованная надежда, что указанные архивные материалы, а также другие рукописные материалы, ждущие своего упорядочения в соответству-

ющей научной работе, сыграют новую роль для вовлечения в креативную деятельность студентов и сотрудников. Современный запрос на креативное образование [12], способы измерения запроса и различие трактовок воплощения креативности [13-15] фиксируют актуальность навыка самостоятельной интерпретации текстов без ущерба для сохранения исходных смыслов анализируемых материалов. Для подготовки педагогов, в чьи обязанности всё чаще стало входить руководство проектами по организации и реорганизации мемориальных объектов, приобретение данного навыка служит формированию актуальной профессиональной компетенции. Таким образом, установлена потребность в том, чтобы библиотека в педагогическом вузе играла новую для себя роль, заключающуюся в формировании у своих читателей потребности в равной мере обладать навыками творческой работы с бумажными и оцифрованными материалами, оперативного поиска материалов в традиционной и виртуальной среде, диагностики достоверности источников информации. Неожиданным результатом проведённого исследования стало выяснение запроса (около 20% респондентов) на особое - «третье» - место - вне дома, учебной аудитории и пространства рекреации. Запрос на локацию, где комфортно самостоятельно учиться и выполнять инициативные исследования, НБ ТГПУ расценивает в качестве ещё не реализованного ресурса своей аттрактив-ности. Результатом исследования потребностей активных и потенциальных читателей стало выяснение возможности играть креативную роль в коммуникации научных и учебных подразделений вуза и организовать новую локацию в образовательной среде университета. Новая роль и новое место определяют педагогический дизайн пространства библиотеки.

Литература

1. Фазлиева Л.Ю, Шуклина Е.А. Социокультурные услуги библиотеки: институциональные функции и тенденции развития //

Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (39). C. 39-46. URL: https://www.surgpu.ru/media/ medialibrary/2015/l2/Вестник_СурГ-ny_639_2015.pdf (дата обращения: 13.09.2021).

2. Quadri, G., Idowu, O. Social Media Use by Librarians for Information Dissémination in Three Fédéral University Libraries in Southwest Nigeria // Journal of Library & Information Services in Distance Learning. 2016. No. 10. Р. 1-11. DOI: 10.1080/1533290X.2016.1156597

3. Gullbekk E, Skagen T., Westbye H., Gasparini A., Anderson, A., & Lönn-Stensrud J. Library interactions. Nordic Journal of Information Literacy in Higher Education. 2019. Vol. 11. No. 1. DOI: https://doi.org/10.15845/noril.v11i1.2771

4. Лаврик О.Л., Юдина И.Г, Калюжная Т.А. Состояние и перспективы развития библиотек академических НИИ (на примере библиотек институтов Новосибирского научного центра СО РАН). Ч. 1. // Научные и технические библиотеки. 2021. № 3. С. 43-57. DOI: https://doi. org/10.33186/1027-3689-2021-3-43-57

5. Полонников А.А., Король Д.Ю., Корчалова Н.Д. Трансмиссия культурных посредников и образовательный порядок // ПРАВНМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. №. 3. С. 118— 135. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-3-118-135

6. Щербинин А.И. От «живых лабораторий» к «живому городу»: социальное пространство и миссия университета в эпоху умных городов // ПРАВИМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. №. 1. С. 208-220. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-208-220

7. Логутов А.В. Звуковой ландшафт знания: прислушиваясь к Википедии // ПРАВНМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 2. С. 12-24. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-2-12-24

8. Мелик-ГайказянИ.В., Мелик-Гайказян М.В., Тарасенко В.Ф. Проективный консалтинг на «оси синтактики» // ПРАВНМА. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 169-185. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-169-185

9. Инишев И.Н. Распределённая образность: имагинативные практики современной культуры // ПРАВНМА. Проблемы визуальной семиотики 2020. № 1. С. 31-46. DOI: 10.23951/ 2312-7899-2020-1-31-46

10. Галявиева М.С. Научные библиотеки в информационном сопровождении и поддержке научных исследований: основные тенденции // Труды ГПНТБ СО РАН. 2017. № 12-1. С. 221-227.

11. Медова Н.А, Байгулова Н.В. Создание моти-вационного пространства студентов и преподавателей средствами смешанного обучения // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 1. С.35-40. DOI: 10.23951/2307-6127-2021-1-104-110

12. Боровинская Д.Н. Измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. C. 264-271. DOI: 10.17223/ 1998863Х/58/24

13. Горбулёва М.С., Первушина Н.А. Биоэтическое измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. C. 278-282. DOI: 10.17223/1998863Х/58/26

14. Мелик-Гайказян И.В. Аксиологическое измерение социального запроса на креативное образование // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. C. 288-292. DOI: 10.17223/1998863Х/58/28

15. Шульман Е.М, Кутузова А.А. Изменение запроса на образование как отражение трансформации социальной нормы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. C. 293-296. DOI: 10.17223/ 1998863Х/58/29

Статья поступила в редакцию 04.07.21 Принята к публикации 13.09.21

References

1. Fazliyeva, L.Yu., Shuklina, Ye.A. (2015). Socio-Cultural Library Service: Its Institutional Functions and the New Development Trends. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogich-eskogo universiteta = Surgut State Pedagogical University Bulletin. Vol. 6 (39). Available at: https://www.surgpu.ru/media/medialibrary/2015/12/Beci™K_Cyprny_639_2015.pdf (дата обращения: 13.09.2021). (In Russ., abstract in Eng.).

2. Quadri, G, Idowu, O. (2016). Social Media Use by Librarians for Information Dissemination in Three Federal University Libraries in Southwest Nigeria. Journal of Library & Information Services in Distance Learning. No. 10, pp. 1-11, doi: 10.1080/1533290X.2016.1156597

3. Gullbekk, E., Skagen, T., Westbye, H., Gasparini, A., Anderson, A., Lönn-Stensrud, J. (2019). Library Interactions. Nordic Journal of Information Literacy in Higher Education. Vol. 11, no. 1, doi: https://doi.org/10.15845/noril.v11i1.2771

4. Lavrik, O.L., Yudina, I.G., Kalyuzhnaya, T.A. (2021). Status and Prospects for the Libraries of Academic Research Institutes (as the Case Study of SB RAS Novosibirsk Scientific Center Libraries). Part 1. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki = Scientific and Technical Libraries. No. 3, pp. 43-57, doi: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-3-43-57 (In Russ.).

5. Polonnikov, A.A., Korol', D.Y., Korchalova, N.D. (2020). Transmission of Cultural Mediators and Educational Order. ПРАЕНМА. Journal of Visual Semiotics. No. 3, pp. 118-135, doi: 10.23951/2312-7899-2020-3-118-135 (In Russ., abstract in Eng.).

6. Shcherbinin, A.I. (2020). From "Living Laboratories" to "Living City": Social Space and University Mission in the Era of Smart Cities. ПРАЕНМА. Journal of Visual Semiotics. No. 1, pp. 208-220, doi: 10.23951/2312-7899-2020-1-208-220 (In Russ., abstract in Eng.).

7. Logutov, A.V. (2020). A Soundscape of Knowledge: Listening to Wikipedia. ПРАЕНМА. Journal of Visual Semiotics. No. 2, pp. 12-24, doi: 10.23951/2312-7899-2020-2-12-24 (In Russ., abstract in Eng.).

8. Melik-Gaykazyan, I.V., Melik-Gaykazyan, M.V., Tarasenko, V.F. (2018). Projective Consulting on the "Axis of Syntactics". ПРАЕНМА. Journal of Visual Semiotics. No. 4, pp. 169-185, doi: 10.23951/2312-7899-2018-4-169-185 (In Russ., abstract in Eng.).

9. Inishev, I.N. (2020). Distributed Imagery: Imaginative Practices of Contemporary Culture. ПРАЕНМА. Journal of Visual Semiotics. No.1, pp. 31-46, doi: 10.23951/2312-7899-2020-1-3146 (In Russ., abstract in Eng.).

10. Galyavieva, M.S. (2017). Scientific Libraries in Information Support and Research Support: Main Trends. Trudy GPNTB SO RAN = Proceedings ofSPSTL SB RAS. No. 12-1, pp. 221-227. (In Russ.).

11. Myodova, N.A., Baygulova, N.V. (2021). Creating a Motivational Space for Students and Teachers by Means of Mixed Learning. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie = Pedagogical Review. No. 1, pp. 35-40, doi: 10.23951/2307-6127-2021-1-104-110 (In Russ.).

12. Borovinskaya, D.N. (2020). Measuring Social Demand for Creative Education. Vestnik Tom-skogo gosudarstvennogo universiteta Filosofiya Sotsiologiya. Politologiya = Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 58. pp. 264-271, doi: 10.17223/1998863X/58/24 (In Russ., abstract in Eng.)

13. Gorbuleva, M.S., Pervushina, N.A. (2020). Bioethical Measurement of Social Demand for Creative Education. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. No. 58, pp. 278-282, doi: 10.17223/1998863X/58/26 (In Russ., abstract in Eng.).

14. Melik-Gaykazyan, I.V. (2020). Axiological Measurement of Social Demand for Creative Education. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta Filosofiya Sotsiologiya Politologi-ya = Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. No. 58, pp. 288-292, doi: 10.17223/1998863X/58/28 (In Russ., abstract in Eng.).

15. Schulman, E.M., Kutuzova, A.A. (2020). Changing Demand for Education as a Reflection of the Transformation of the Social Norm. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya = Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. No. 58, pp. 293-296, doi: 10.17223/1998863X/58/29 (In Russ., abstract in Eng.).

The paper was submitted 04.07.21 Accepted for publication 13.09.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.