Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru
Особенности реализации образовательной среды университета в организации педагогической практики
будущих учителей
Научная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-143-149
Червонный Михаил Александрович - канд. пед. наук, директор Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, [email protected] Власова Анна Алексеевна - канд. пед. наук, зам. директора Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, [email protected] Швалёва Татьяна Владиславовна - канд. пед. наук, доцент кафедры развития физического образования, [email protected]
Газизов Тимур Тальгатович - д-р техн. наук, начальник управления по развитию информационных систем и электронного документооборота, [email protected] Томский государственный педагогический университет, г. Томск, Россия Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
Аннотация. Установлены противоречия между имеющимися и прогнозируемыми тенденциями в организации и содержании педагогических практик. Посредством анализа образовательных программ подготовки учителя также установлена необходимость учебной практики для студента, обеспечивающей решение более широкого спектра профессиональных задач Выявленная контрадикторность позволила сформулировать проблему: что может стать триггером для инициативного приобретения студентом-педагогом опыта решения профессиональных задач? Первостепенное внимание в решении этой проблемы уделяется условиям проявления персональных студенческих инициатив: создание площадок для диалога, обеспечение периодического процесса перехода от практики к теории и обратно, использование операторов семиотической диагностики изменений персональных интересов студентов. Представлен опыт организации образовательной среды, обеспечивающий будущим педагогам современный спектр профессиональных проб. Рассмотрены варианты проведения официальной практики студентов педагогического университета, включающие в том числе освоение форматов онлайн-занятий образовательной и досуговой деятельности школьников. Данная модель способствует проявлению персональных инициатив студентов как в рамках профиля подготовки, так и в области междисциплинарных пересечений. Приведены результаты анкетирования студентов после практики, показывающие удовлетворённость выбранной профессией, высокий уровень мотивации к освоению профессиональных действий. Определены основные приёмы и направления организации практик, позволяющие обеспечить прогнозируемый уровень решения профессиональных задач выпускниками.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Червонный М.А., Власова А.А., Швалёва Т.В., Газизов ТТ, 2021.
И]
Ключевые слова: профессиональные задачи педагога, образовательная среда, педагогические практики, инициативная профессиональная проба, онлайн-занятия, центр дополнительного образования
Для цитирования.: Червонный М.А, Власова А.А, Швалёва Т.В, Газизов Т.Т. Реализация особенностей образовательной среды университета в организации педагогической практики будущих учителей // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 143-149. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-143-149
Peculiarities of the University's Educational Environment Implementation in the Organization of Future Teachers' Pedagogical Practice
Original Article
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-143-149
Mikhail A. Chervonnyy - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., [email protected]
Anna A. Vlasova - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., [email protected]
Tatiyana V. Shvaleva - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., [email protected]
Timur T. Gazizov - Dr. Sci. (Engineering), Prof., [email protected]
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia
Address: 60, Kievskaya str., 634061, Tomsk, Russian Federation
Abstract. The article addresses contradictions between the existing and predicted tendencies in the organization and content of pedagogical practices. Through the analysis of teacher training programs, the need for student educational practice has also been established, which provides a solution to a wider range of professional tasks. The revealed contradictory nature made it possible to formulate the problem: what can be a trigger for the initiative acquisition by a future teacher of the experience in solving professional problems? Primary attention in solving this problem is paid to the conditions for the manifestation of personal student initiatives: the creation of platforms for dialogue, the provision of a periodic process of transition from practice to theory and vice versa, the use of operators of semiotic diagnostics of changes in students' personal interests. The article presents the experience of organizing the educational environment, which provides future teachers with a modern range of professional probation. The options for the organization of official student practice are presented, including the development of online classes of educational and leisure activities of schoolchildren. This model contributes to the manifestation of students' personal initiatives, both within the training profile and in the sphere of interdisciplinary intersections. The authors adduce the results of the questionnaire survey ofstudents after the practice, showing their satisfaction with the chosen profession, a high level of motivation for mastering professional actions. The main methods and directions of organizing practices have been determined. They make it possible to ensure the predicted level ofsolving professional tasks by graduates.
Keywords: teacher professional tasks, educational environment, educational practice, initiative professional probation, online classes, center for additional education
Cite as: Chervonnyy, M.A., Vlasova, A.A., Shvaleva,T.V., Gazizov, Т.Т. (2021). Peculiarities of the University's Educational Environment Implementation in the Organization of Future Teachers' Pedagogical Practice. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 10, pp. 143-149, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-143-149 (In Russ., abstract in Eng.)
УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН
Университет, нацеленный на подготовку будущих учителей, может самостоятельно устанавливать тип (типы) задач профессиональной деятельности своих выпускников, выбирая их из шести предлагаемых федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС): педагогический, проектный, методический, организационно-управленческий, культурно-просветительский, а также тип сопровождения. Анализ программ практической части подготовки учителя показывает, что вузы выбирают, во-первых, только один или два типа задач. Во-вторых, будущую профессиональную деятельность выпускников рассматривают традиционно, поскольку содержание практики ограничено ознакомлением студентов с классно-урочной технологией ведения занятий в школе, с технологиями вожатской деятельности при организации досуга детей, находящихся в детских оздоровительных или пришкольных лагерях и т.п. На деле это свидетельствует об отсутствии акцента на подготовке к инновационной деятельности, на изменениях школьного образования. Отмеченное положение
дел входит в контрадикторные отношения с действительным запросом среднего образования на педагогические кадры, поскольку обновление школы вынужденно следует за обновлением всех сфер жизнедеятельности человека в эпоху цифровой цивилизации [1, с. 73], а также противоречит результатам многих научно-педагогических исследований, касающихся содержания и организации практик [2-4], в которых были предложены новые подходы к «погружению в профессиональную реальность» [5]. Выявленные противоречия обосновывают правомерность вопроса: что может стать триггером для реализации университетом всего спектра практик, которые фиксирует ФГОС, и подходов, разработанных в научно-педагогических исследованиях, чтобы создать условия для инициативного приобретения будущими учителями опыта решения актуальных профессиональных задач разного типа?
В первую очередь, это вопрос об организации условий, обеспечивающих проявление персональной инициативы для выбора студентами вида практики. Подобные условия предоставляет образовательная среда уни-
Томский государственный педагогическим
'07> вме<^
верситета, в которой есть место диалогу [6] между различными тактиками решения педагогических задач, проложены пути для постоянных переходов от «академии» к реальной практике и «возврата» к теоретическому осмыслению полученного опыта [7-8], сформированы операторы семиотической диагностики [9] изменений в персональных интересах студентов [10-11]. Перечисленные коммуникативные характеристики образовательной среды могут создать впечатление неких абстракций, не имеющих непосредственного отношения к организации практик. Но именно такое устройство коммуникаций сделало возможным разработку в нашем университете и успешное внедрение педагогической технологии для активной и инициативной профессиональной пробы, происходящей, по сути, в области междисциплинарных пересечений содержания учебных предметов. «Точками роста» для образовательной среды стали центры дополнительного образования. Полагаем, что изложение опыта одного из них - Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования при ТГПУ - может если и не стать триггером для переформатирования организации практики в подготовке будущих учителей, то продемонстрировать сравнительную простоту и эффективность сложившегося подхода.
Центр был создан 10 лет назад как структура вуза, нацеленная на дополнительную подготовку школьников к сдаче государственных экзаменов и на подготовку к участию в олимпиадах. Занятия проводились на базе физико-математического факультета, на базе музея занимательных наук для городских школьников, а также проводились онлайн-занятия по математике и физике для учащихся 9-11-х классов школ, находящихся в удалённых районах Томской области. Преподаватель находился в учебной аудитории Центра, школьники - в своей школе. Записи с интерактивной доски педагога транслировались на экран школьного класса. При решении задач ученики имели возможность
задавать педагогу вопросы. Одновременно с Центром действовали летние физико-математические школы. Деятельность Центра обеспечила возможность для проведения официальной педагогической практики студентов ТГПУ в трёх вариантах. Вариант 1: студенты в рамках летних школ осваивают вожатскую профессию, проводят под руководством наставников спецкурсы естественнонаучного профиля, выполняют со школьниками проектные задания. Вариант 2: студенты ассистируют преподавателям Центра при проведении занятий в факультетских лабораториях и в музее занимательных наук. Вариант 3: студенты принимают участие в работе онлайн-площадки SIBEGE, на которой (бесплатно для школьников) проводится разбор задач единого государственного экзамена в интерактивной форме [12, с. 105-107]. Под интерактивностью в данном случае понимается решение задач учителем-студентом «у доски» в онлайн-ре-жиме, возможность письменно в чате задать вопрос и получить на него ответ. Платформа SIBEGE задумывалась как площадка для прохождения учебной практики студентами ТГПУ по предметам: математика, русский язык, физика, биология, английский язык и обществознание. Заметим, что, во-первых, для студентов предусмотрена возможность выбора варианта официальной практики, а также возможность сочетать разные варианты; во-вторых, помимо официальных практик, студенты могут на базе Центра проходить дополнительную практику, не предусмотренную в учебном плане. Специально для этой добровольной практики разработана система педагогического сопровождения студентов, которые приходят в Центр по своему желанию на профессиональные пробы и остаются разрабатывать и реали-зовывать образовательные проекты под руководством наставников (преподавателей вузов, педагогов-мастеров, представителей авторских школ и т.д.) в течение длительного периода [13, с. 278-290]. За 10 лет 372 студента нашего университета прошли доброволь-
ческие профессиональные пробы, в которых они разрабатывали, организовывали, проводили занятия и мероприятия. Стоит отметить и успех проекта на платформе SIBEGE, подтверждаемый его выходом на межрегиональный уровень. В число практикантов добавились студенты из таких вузов, как Новосибирский государственный педагогический университет, Алтайский государственный педагогический университет, Московский педагогический государственный университет и др. Максимальное количество слушателей на занятии, проводимом студентами, достигало 500 учащихся. Самый главный эффект от реализации данного проекта -получение студентами профессиональных компетенций, необходимых для работы в современной школе. Этот эффект приобрёл дополнительную актуальность в два последних учебных года, в которых по понятным причинам доминировали онлайн-занятия. Студенты при прохождении такой практики получают профессиональный навык работы с различными техническими средствами проведения занятий в дистанционном режиме, осваивают многие междисциплинарные
области (например, при разработке курсов «Всё начинается с вопроса»; «Наука вокруг меня» и др.), приобретают педагогические навыки работы с детьми, внимание которых необходимо привлечь и длительное время удерживать. Центр проводит анкетирование студентов, прошедших практику. Анализ результатов анкетирования показывает удовлетворённость студентов своим выбором профессии и повышенную мотивацию к освоению педагогического мастерства.
Выделим основные приёмы и направления организации практики:
- организована система разнообразного педагогического сопровождения за счёт привлечения опытных наставников (супервизоров) из отдельно взятых профессиональных сообществ;
- акцентированы задачи, решение студентами которых даёт им опыт проектирования и реализации занятий и мероприятий, учитывающих личностные предпочтения;
- обеспечена возможность для добровольческих профессиональных проб и увеличения продолжительности официальных практик внеурочной направленности;
- созданы условия для проведения официальной практики, в которых студенты-педагоги занимаются с временным коллективом школьников, собранным из школ разных регионов;
- освоены способы «визуализации» решения профессиональных проблем при помощи современного диапазона инструментов «цифровизации»;
- заложены основания для формирования компетенций, необходимых для работы в авторских школах, а также в учреждениях, занимающихся организацией дополнительного образования и досуга детей;
- реализован опыт проведения практик будущих учителей в формате образовательных проектов, ориентированных на формирование стремления стать педагогом-исследователем.
Поддержание отмеченных тенденций в практической подготовке будущих учителей в образовательной среде педагогического вуза позволит обеспечить прогнозируемый уровень решения профессиональных задач выпускниками.
Литература
1. Болотов В.А, Левицкий М.Л, Реморен-ко И.М, Сериков В.В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогика. № 12. 2020. С. 73-86.
2. Смышляева Л.Г, Дёмина Л.С, Титова Г.Ю. Профессиональная проба как педагогическая технология // Высшее образование в России.
2015. № 4. С. 65-69.
3. ПлатоноваР.И, Неверкович С.Д., Парфенов И.Я. Организация педагогических практик в вузах // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия.
2016. № 2 (02). С. 23-30.
4. Полупан К.Л. Учебная практика: матричная технология организации // Высшее образование в России. 2017. № 8-9 (215). С. 159-164.
5. Тумашева О.В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 63-70.
6. Кочанович Л. Диалог для пространства, пространство для диалога
блемы визуальной семиотики. 2020. № 4. С. 90-97. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-4-90-97
7. Ferenski P.J. How to go beyond the walls of the academy and return? // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. №. 1. С. 93-103. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-93-103
8. Князева Е.Н. Визуальные образы на службе когнитивной науки // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 1. С. 58-75. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-58-75
9. Мелик-Гайказян И.В, Мелик-Гайказян М.В. Минерва и Янус: символы поклонения визуальным эффектам современного образования // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 172-193. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-172-193
10. Первушина Н.А. Педагогическая биоэтика: семиотический аспект // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 186-201. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-186-201
11. Яковлева А.Ф, Селезнева А.В, Емельянова Н.Н. Образ науки в представлениях молодых учёных: социокультурные измерения // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 4. С. 194-213. DOI: 10.23951/23127899-2020-4-194-213
12. Червонный М.А, Газизов Т.Т, Борисова Е.Е. Организация педагогической практики студентов на базе центра дополнительного образования // Педагогика. 2017. № 9. С. 103-107.
13. Андрюшкова О.В, Бермус А.Г., Власова А.А. Система качества непрерывного педагогического образования // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / Под ред. Ю.П. Зин-ченко. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2020. С. 278-290.
Статья поступила в редакцию 04.07.21 Принята к публикации 15.09.21
References
1. Bolotov, V.A., Levitsky, M.L., Remorenko, I.M., Serikov, V.V. (2020). Pedagogical Education in the Context of Challenges and Problems of the XXI Century: Relevance of Transformation. Pedagogika = Pedagogics. No. 12, pp. 73-86. (In Russ., abstract in Eng.).
2. Smyshlyaeva, L.G., Demina, L.S., Titova, G.Yu. (2015). Professional Probation as a Means for Training Bachelors for Social and Educational Sphere. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4, pp. 65-69. (In Russ., abstract in Eng.).
3. Platonova, R.I., Neverkovich, S.D., Parfenov, I.Ya. (2016). Organization of the Teaching Practice in Higher Education. Vestnik Severo-vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Am-mosova. = Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogy. Psychology. Philosophy. No. 2 (02), pp. 23-30. (In Russ., abstract in Eng.).
4. Polupan, K.L. (2017). Practical Training: Matrix Technology of Organization. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8-9, pp. 159-164. (In Russ., abstract in Eng.).
5. Tumasheva, O.V. (2017). Methodical Training of Future Teachers: Immersion in Professional Reality. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12, pp. 63-70. (In Russ., abstract in Eng.).
6. Koczanowicz, L. (2020). Dialogue for Space, Space for Dialogue. nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 4, pp. 90-97, doi: 10.23951/2312-7899-2020-4-90-97 (In Russ., abstract in Eng.).
7. Ferenski, P.J. (2020). How to Go Beyond the Walls of the Academy and Return? nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 1, pp. 93-103, doi: 10.23951/2312-7899-2020-1-93-103
8. Knyazeva, E.N. (2020). Visual Images in the Service of Cognitive Science. nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 1, pp. 58-75, doi: 10.23951/2312-7899-2020-1-58-75 (In Russ., abstract in Eng.).
9. Melik-Gaykazyan, I.V., Melik-Gaykazyan, M.V. (2019). Minerva and Janus: Symbols of Worship of Visual Effects in Modern Education. nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 4, pp. 172-193, doi: 10.23951/2312-7899-2019-4-172-193 (In Russ., abstract in Eng.).
10. Pervushina, N.A. (2018). Educational Bioethics: Semiotic Aspect. nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 4, pp. 186-201, doi: 10.23951/2312-7899-2018-4-186-201 (In Russ., abstract in Eng.).
11. Yakovleva, A.F., Selezneva, A.V., Emelyanova, N.N. (2020). The Image of Science in the Views of Young Scientists: Social and Cultural Dimensions. nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 4, pp. 194-213, doi: 10.23951/2312-7899-2020-4-194-213 (In Russ., abstract in Eng.).
12. Chervonnyy, M.A., Gazizov, T.T., Borisova, E.E. (2017). Organization of Higher Education Institutions Students' Teaching Practice Based at the Centre for Supplementary Education. Peda-gogika = Pedagogics. No. 9, pp. 103-107. (In Russ., abstract in Eng.).
13. Andryushkova, O.V., Bermus, A.G., Vlasova, A.A. (2020). Sistema kachestva nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. [Quality System of Continuing Teacher Education]. Rostov-on-Don: Southern Federal University Publ., pp. 278-290. (In Russ.).
The paper was submitted 04.07.21 Accepted for publication 15.09.21