DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-6-129-135
Экспорт высшего образования: инновации в практике физического воспитания
Минин Михаил Григорьевич - д-р пед. наук, проф. E-mail: [email protected] Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия Адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30
Французская Евгения Олеговна - начальник информационно-аналитического управления. E-mail: [email protected]
Минич Александр Сергеевич - д-р биол. наук, проф., проректор по учебной работе. E-mail: [email protected]
Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
Смышляев Кирилл Алексеевич - ст. преподаватель. E-mail: [email protected] Смышляев Алексей Викторович - канд. биол. наук, доцент. E-mail: [email protected] Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Томск, Россия Адрес: 634050, г. Томск, Московский тракт, 2
Аннотация. Для России всё более актуальной становится задача создания условий для реализации экспортного потенциала высшего образования. При формировании в российских вузах образовательного пространства, отвечающего требованиям мирового уровня, крайне важным представляется выявить все факторы!, социокультурной адаптации иностранных обучающихся. В статье показано, что практика физического воспитания может выступать таким фактором. На наш взгляд, использование образовательного потенциала физического воспитания для решения задач поддержки иностранных обучающихся в процессе их интеграции в российскую социальную среду - актуальное направление научно-педагогических исследований. Цель статьи - представление авторского видения организационно-педагогических способов преобразования вузовской практики физического воспитания в интернационализированном российском университете, включая обозначение новых видов профессионального педагогического действия преподавателя физической культуры. Содержание статьи построено на основе анализа и обобщения опыта ряда томских вузов (Сибирского государственного медицинского университета, Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томского государственного педагогического университета), демонстрирующих возможности практик физического воспитания в плане их образовательно-социализирующего потенциала в отношении иностранных обучающихся. Обозначена интернациональная компонента в развитии образовательной экосистемы Томской области в логике задач регионального проекта по созданию «Большого университета». Для подготовки материалов статьи использованы методы теоретического анализа, опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности, а также экспертный метод.
Ключевые слова: экспорт высшего образования, интернационализированный университет, иностранные обучающиеся, социокультурная адаптация, физическое воспитание
Для цитирования: Минин М.Г, Французская Е.О, Минич А.С, Смышляев К.А, Смышляев А.В. Экспорт высшего образования: инновации в практике физического воспитания // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 129-135. DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-6-129-135
Введение
Одним из признаков интернационализированного университета является количество иностранных обучающихся. Российское вузовское сообщество сегодня нацелено на наращивание этого показателя согласно установкам национального проекта «Образование» (федеральный проект «Экспорт образования»), что стало приоритетным для развития глобальной конкурентоспособности российского образования, успешного экономического развития нашей страны1. Томское высшее образование в настоящее время активно интегрируется в мировое образовательное сообщество. По данным Администрации Томской области, наблюдается увеличение численности иностранных студентов в шести вузах региона. Если в 2008 г. общее количество иностранных студентов составляло менее 3,4 тыс., включая 0,2 тыс. из стран дальнего зарубежья, в 2013 г. - уже более 7,2 тыс., в том числе 0,7 тыс. из стран дальнего зарубежья, то в 2018 г. их количество выросло до 10,1 тыс., включая 1,1 тыс. из стран дальнего зарубежья. Наблюдается увеличение доли иностранных студентов за 10 лет с 3,8% в 2008 г. до 18,7% в 2018 г. Доля иностранных студентов по очной форме обучения находится на уровне 22%. В 2019 г. в томские вузы поступили 3678 студентов из других стран, из них из ближнего зарубежья - 3076, из дальнего - 602. Если говорить о географии иностранных обучающихся, то среди стран дальнего зарубежья лидируют Китай, Вьетнам, Индия. Наибольшее количество студентов из стран Африки прибыло
1 Паспорт национального проекта «Образование» (утверждён Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: https://edu.gov.ru/ national-project/
в Томск в 2018 г., в том числе из Египта - 43, Зимбабве - 242. В ТПУ доля иностранных обучающихся составляет 23% - это студенты из 48 стран мира. В СибГМУ ежегодно обучается более 900 студентов из ближнего и дальнего зарубежья (страны Африки, Индия, Германия, Голландия, Эстония, США, Вьетнам, Кипр и др.), в ТГПУ - более 700 иностранных обучающихся. Итак, анализ статистических данных последних лет показывает устойчивый рост численности иностранных студентов, в том числе из стран дальнего зарубежья.
Характеристика исследовательской задачи
Научно-образовательный комплекс Томской области в настоящее время способом своего наиболее продуктивного функционирования и развития определяет организационно-управленческую модель «Большого университета». Одной из характеристик жизни вузовского сообщества региона в этом плане является организация образовательной среды мирового уровня [1]. В ряду приоритетных задач, которые решают томские вузы в формате их кооперации, - выявление новых педагогических способов и инструментов создания в регионе такой экосистемы, которая в полной мере обеспечит благополучную во всех смыслах интеграцию образовательных мигрантов в новое для них социокультурное пространство. Подчеркнём, что такая трактовка образовательной среды означает смещение фокуса внимания к разнообразию «когнитивных карт» [2], культурных практик телесности [3; 4], т.е. к разнообразию визуальных маркеров смены контекста педагогической практики [5].
2 Основные результаты деятельности научно-образовательного комплекса Томской области в 2018 году. URL: https://tomsk.gov.ru/Visshee-obrazovanie
Предметом нашего научно-педагогического анализа стало исследование образовательного потенциала практики физического воспитания в интернационализированном университете и способов его реализации для социокультурной адаптации иностранных обучающихся к российскому социальному контексту - на региональном примере.
Сегодня практически в каждом университете России создаются условия для социокультурной адаптации иностранных обучающихся, и эти задачи по-разному решаются вузовскими сообществами. Однако имеют место и общие элементы: отражение в комплексных программах развития вузов линии экспорта образовательных услуг и интернационализации образования; создание в вузовской среде необходимых элементов инфраструктуры; организация специальных подразделений и штата специалистов по сопровождению иностранных обучающихся; представленность в программах воспитательной работы со студенческой молодёжью задач и специальной деятельности, направленной на вовлечение иностранных обучающихся в культурно-творческую, общественную деятельность [6-9]. Например, студенческая организация тьюторов СибГМУ сопровождает иностранных обучающихся при их интеграции в российский социум, цель такого сопровождения - помощь в решении широкого спектра социально-бытовых проблем: посещение больниц, банков, организаций общественного питания и прочих общественных мест. В университете сформирована система самоуправления и наставничества, включающая поддержку студентов младших курсов со стороны иностранных студентов старших курсов.
Анализ специальной литературы и опыта экспорта образования российских университетов показывает, что к настоящему времени недостаточно оформились научно обоснованные педагогические модели использования образовательного потенциала практик физического воспитания для социокультурной адаптации иностранных обу-
чающихся и превращения их в агентов влияния на потоки образовательных мигрантов. Между тем изучение теоретических аспектов социализации и эффективных практических способов содействия ей показывает, что физическое воспитание студенческой молодёжи обладает серьёзным образовательным ресурсом. Для социокультурной адаптации иностранных обучающихся и для их знакомства с российской культурой немалое значение имеет знание истории национальных спортивных достижений, понимание особенностей и традиций физической культуры России (национальные спортивные игры, черты характера народа, которые через них формируются). Кроме того, согласно данным специальных педагогических исследований, вузовские практики учебных занятий по физической культуре и практики спортивно-массовой работы, где, собственно, и осуществляется физическое воспитание иностранных обучающихся, имеют немалый образовательный потенциал для решения целого ряда психологических проблем [9; 10]. Психолого-педагогические исследования показывают, что у иностранных обучающихся зачастую наблюдаются повышенная тревожность, закрепощённость, раздражительность, стремление к национальной автономии в противовес стремлению интегрироваться в российский социум, познакомиться с его нравственными основами, ценностными и поведенческими нормами. Так, по нашим собственным педагогическим наблюдениям в процессе образовательного взаимодействия преподавателей физической культуры с иностранными обучающимися СибГМУ, ТПУ, ТГПУ (всего 106 карт педагогического наблюдения) и по данным опроса преподавателей и студентов (136 чел), большинство африканских студентов отличаются хорошей физической подготовкой, эмоциональной раскрепощённостью, стремлением к получению новых знаний, усердностью и вежливостью. Также их отличает высокий уровень эмоциональной восприимчивости и нестабильности.
Студентам, приехавшим из Индии, присущи позитивный взгляд на жизнь, искренность и отзывчивость, кроме того, для них характерны недостаточный уровень дисциплины, опрятности и аккуратности, дефицит сфор-мированности навыков гигиены.
Процессы, связанные с экспортом высшего образования, предъявляют особые требования к преподавателю как субъекту образовательного процесса в вузе [11-16]. Преподаватель физической культуры - в этом смысле не исключение. К числу таких требований можно отнести: владение английским языком (уровень не ниже В1 (средний) по международной шкале CEFR в соответствии с требованиями Сертификата EMI Skills); понимание социально-психологических особенностей обучающихся в соответствии с их национальной принадлежностью; активная включённость в вузовское сообщество сотрудников, причастных к решению задач социокультурной адаптации иностранных обучающихся; уверенное владение цифровыми образовательными технологиями. Отметим также, что одним из важнейших факторов приобщения иностранных обучающихся к практикам физической культуры является личный пример преподавателя, в частности, сформирован-ность soft skills.
Обобщение результатов нашей собственной опытно-экспериментальной работы (2015-2020 гг.), связанной с выявлением образовательного потенциала физического воспитания для социокультурной адаптации иностранных обучающихся российского вуза, позволяет обозначить ряд инновационных решений этой научно-педагогической задачи. А именно:
- включение интернациональной компоненты в процессы учебных занятий по физической культуре и в спортивно-массовую работу вуза со студенческой молодежью;
- интеграция национальных спортивных и дидактических культур в ходе специализированного лектория для иностранных обучающихся о национальных особенностях
российской физической культуры и спорта в России (студенты просматривают и обсуждают тематические видеоматериалы на русском языке с английскими субтитрами и пишут эссе на русском языке по итогам осмысления содержания лектория);
- индивидуализация процесса физического воспитания: специализированный тьюториал для работы с иностранными обучающимися (использование электронного рефлексивного дневника - портфолио иностранного обучающегося «Мои достижения по физической культуре и спорту» [17; 18]);
- использование преподавателями физической культуры материалов социальных сетей (Instagram, ВК, Facebook и др.) для решения задач социокультурной адаптации иностранных обучающихся;
- интерактивность через организацию преподавателем физической культуры самостоятельного посещения иностранными обучающимися спортивно-массовых мероприятий разных уровней и организация подготовки и представления ими видеоотчётов и комментариев на русском языке по итогам их посещения;
- актуализация русского языка в процессе физического воспитания иностранных студентов посредством практики выполнения ими индивидуальных письменных работ по спортивной и физкультурно-оздоровительной тематике на русском языке;
- интеграция внеучебных (воспитательных и культурно-массовых) практик, академической и научно-исследовательской деятельности и практики физического воспитания вуза при работе с иностранными студентами.
Заключение
С учётом того, что физическая культура является обязательным предметом в учебных планах подготовки иностранных студентов, возникает необходимость грамотно использовать высокий образовательный потенциал физического воспитания через правильную постановку целей, точное определение содержания образования по дисциплине, подготовки соответствующих профессиональ-
ных педагогических кадров. При соблюдении этих условий образовательная ресурсность практик физического воспитания будет обеспечивать эффективное решение задач экспорта российского высшего образования.
Литература
1. Аважсов С.С. Университет и формирование урбанистической реальности
блемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 268276. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-268-276
2. Emelin V.A., Tkhostov A.S. Cognitive vs technological maps of geospace // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 125-141. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-125-141
3. Joussellin C, Mailenova F.G. L'objectivation du corps et nouvelles technologies // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 142-147. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4142-147
4. Joussellin C, Mailenova F.G., Popova O.V. Visualisation, subjectivité et maladie // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. C. 156-171. DOI: 10.23951/23127899-2019-4-156-171
5. Червонный М.А. Контекст педагогического образования // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 206-222. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-206-222
6. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-2. С. 284-288.
7. Кудряшов Н.А. Адаптация студента-иностранца в вузе: проблемы и пути их решения. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2016. 78 с.
8. КириловаЮ.С. Культурно-массовая деятельность как один из важных способов адаптации иностранных студентов в Томском политехническом университете // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5(4). С. 670-672.
9. Смышляев К.А., Минин М.Г., Рябова Т.С. Физическое воспитание студенческой молодёжи в условиях интернационализации образовательной среды российского вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 9 (186). С. 83-89. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-9-83-89
10. Колбасова И.В. Адаптация иностранных студентов к иной социокультурной среде средствами физической культуры // Спорт и физическая культура: интеграция научных исследований и практики: материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 2018. С. 9-10.
11. Стародубцев В.А., Французская Е.О. Обучение иностранных студентов и эксклюзивные компетенции НПР // Высшее образование в России. 2016. № 11 (206). С. 111-116.
12. Смышляев А.В, Смышляева Л.Г, Смышляев К.А, Белоусов А.В. Преподаватель физической культуры как субъект педагогического взаимодействия с иностранными студентами // Теория и практика физической культуры.
2017. № 3. С. 17-19.
13. Иванова Г.П, Логвинова О.К, Ширкова Н.Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации // Высшее образование в России.
2018. Т. 27. № 3. С. 60-69.
14. Мелик-Гайказян И.В, Мелик-Гайказян М.В. Минерва и Янус: символы поклонения визуальным эффектам современного образования // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 172-193. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-172-193
15. Мелик-Гайказян И.В., Первушина Н.А., Смышляева Л.Г. Исследовательская программа педагогической биоэтики в условиях неопределённости социальных сценариев // Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. № 448. C. 83-90. DOI: 10.17223/15617793/448/10
16. Первушина Н.А. Педагогическая биоэтика: семиотический аспект // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 186201. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-186-201
17. Казанцева А.А. Тьюторское сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 157-161.
18. Береговая О.А, Лопатина С.С., Отурга-шева Н.В. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 156-165. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165
Статья поступила в редакцию 15.04.20 Принята к публикации 20.05.20
134
Bbicrnee oôpasoeauue e Poccuu • № 6, 2020
Export of Higher Education: Innovations in Physical Education Practice
Mikhail G. Minin - Dr. Sci. (Education), Prof., e-mail: [email protected]
Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia
Address: 30, Lenin ave., Tomsk, 634050, Russian Federation
Evgeniia O. Frantcuzskaia - Head of Information and Analytical Department, e-mail: [email protected]
Aleksandr S. Minich — Dr. Sci. (Biology), Prof., Vice Rector, e-mail: [email protected] Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia Address: 60, Kievskaya str., Tomsk, 634061, Russian Federation Kirill A. Smyshlyaev - Senior lecturer, e-mail: [email protected] Aleksey V. Smyshlyaev - Cand. Sci. (Biology), Assoc. Prof., Head of Department of Physical Education and Health, e-mail: [email protected] Siberian State Medical University, Tomsk, Russia Address: 2, Moskovskiy trakt, Tomsk, 634050, Russian Federation
Abstract. Creating conditions for the export potential is one of the drivers for the development of the domestic higher education. All the factors of socio-cultural adaptation of foreign students are to be identified in order to build a world-class educational background in Russian universities. The potential of physical education to solve the problems of foreign student integration into the Russian social environment is an urgent area of modern pedagogical research. The article presents the authors' vision of organizational and pedagogical methods to transform physical education practice at university and to designate some new types of professional teaching activities of a physical education instructor. The research centered in the following Tomsk universities: Siberian State Medical University, National Research Tomsk Polytechnic University, and Tomsk State Pedagogical University. The international component in the educational ecosystem development in Tomsk Region is outlined in the field of the regional project to create the Big University. The applied methods for the research involved analysis of theoretical sources, surveys, observations, product analysis, and the expert assessment method.
Keywords: export of higher education, internationalized university, foreign students, sociocul-tural adaptation, physical education
Cite as: Minin, M.G., Frantcuzskaia, E.O., Minich, A.S., Smyshlyaev, K.A., Smyshlyaev, A.V. (2020). Export of Higher Education: Innovations in Physical Education Practice. Vysshee obrazo-vanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 6, pp. 129-135. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-6-129-135
References
1. Avanesov, S.S. (2019). University and Formation of Urban Reality. nPASHMA. Problemy vizual'noi semiotiki = nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 3, pp. 268-276. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3268-276 (In Russ., abstract in Eng.)
2. Emelin, V.A., Tkhostov, A.S. (2018). Cognitive vs Technological Maps ofGeospace. nPASHMA. Problemy vizual'noi semiotiki = nPASHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 4, pp. 125-141. DOI: 10.23951/23127899-2018-4-125-141
3. Joussellin, C., Mailenova, F.G. (2018). L'objectivation du Corps et Nouvelles Technologies. nPASHMA. Problemy vizual'noi semiotiki = nPASHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 4, pp. 142-147. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-142-147
4. Joussellin, C., Mailenova, F.G., Popova, O.V. (2019). Visualisation, Subjectivité et Maladie. nPASHMA. Problemy vizual'noi semiotiki = nPASHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 4, pp. 156-171. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-156-171
5. Chervonnyi, M.A. (2019) The Semiotic Context of Pedagogical Education. nPAEHMA. Problemy vizual'noi semiotiki = nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 4, pp. 206-222. DOI: 10.23951/23127899-2019-4-206-222 (In Russ., abstract in Eng.)
6. Krivtsova, I.O. (2011). Social and Cultural Adaptation of Foreign Students to Educational Medium of the Russian High School (on the Example of the Voronezh State Medical Academy of N.N. Burdenko). Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research. No. 8, part 2, pp. 284-288. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Kudryashov, N.A. (2016). Adaptatsiya studenta-inostrantsa v vuze: problemy i puti ikh resheniya [Adaptation of a Foreign Student at University: Problems and Solutions]. Krasnodar: Izdatel'skiy Dom - Yug, 78 p. (In Russ.)
8. Kirilova, Yu.S. (2015). Cultural-Mass Activity as One of the Important Methods of Foreign Students' Adaptation in Tomsk Polytechnic University. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal of Applied and Fundamental Research. No. 5-4, pp. 670-672. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Smyshlyaev, K.A., Minin, M.G., Ryabova, T.S. (2017). Student Youth Physical Education in Conditions of Internationalization of Educational Environment of Russian Higher School. Vestnik Tomskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta = TSPU Bulletin. No. 9 (186), pp. 83-89. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-9-83-89 (In Russ., abstract in Eng.)
10. Kolbasova, I.V. (2018). [Adaptation of Foreign Students to a Different Sociocultural Environment Using Physical Culture Methods]. In: Sport i fizicheskaya kul'tura: integratsiya nauchnykh issledovaniy i praktiki: materialy VII vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Sport and Physical Education: Integration of Scientific Research and Practice: Proc. VII All-Russian Sci. Practical Conf. with International Participation]. Kurgan: Kurgan State Univ. Publ., p. 9-10. (In Russ.)
11. Starodubtsev, V.A., Frantcuzskaia, E.O. (2016). Teaching International Students: Unique Competences for Teaching Staff. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 11 (206), pp. 111-116. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Smyshlyaev, A.V., Smyshlyaeva, L.G., Smyshlyaev, K.A., Belousov, A.V. (2017). Physical Education Teacher's Competences Required to Train Foreign Students. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture. No. 3, pp. 17-19. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Ivanova, G.P., Logvinova, O.K., Shirkova, N.N. (2018). Pedagogical Support of Foreign Students' Sociocultural Adjustment: The Experience of Implementation. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 3, pp. 60-69. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Melik-Gaykazyan, I.V., Melik-Gaykazyan, M.V. (2019). Minerva and Janus: Symbols of Worship ofVisual Effects in Modern Education. nPAEHMA. Problemy vizual'noi semiotiki = nPAEHMA. Journal ofVisual Semiotics. No. 4, pp. 172-193. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-172-193 (In Russ., abstract in Eng.)
15. Melik-Gaykazyan, I.V., Pervushina, N.A., Smyshlyaeva, L.G. (2019). The Research Program ofPedagogi-cal Bioethics in the Conditions of Uncertainty of Social Scenarios. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta = Tomsk State University Journal. No. 448, pp. 83-90. DOI: 10.17223/15617793/448/10 (In Russ., abstract in Eng.)
16. Pervushina, N.A. (2018). Pedagogical Bioethics: A Semiotic Aspect. nPAEHMA. Problemy vizual'noi semiotiki = nPAEHMA. Journal ofVisual Semiotics. No. 4, pp. 186-201. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4186-201 (In Russ., abstract in Eng.)
17. Kazantseva, A. (2012). Organizational and Pedagogical Support of the Process of Foreign Students Adaptation at Russian Universities. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 10, pp. 156-165. (In Russ., abstract in Eng.)
18. Beregovaya, O.A., Lopatina, S.S., Oturgasheva, N.V. (2019). Tutor Support as a Tool of Social-Cultural Adaptation of International Students in Russian Universities. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 1, pp. 156-165. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165 (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 15.04.20 Accepted for publication 20.05.20