Высшее образование в России
Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online)
http://vovr.elpub.ru
Организация образовательной среды педагогического университета: концепты и сценарий изменений
Научная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-129-136
Макаренко Андрей Николаевич - д-р физ.-мат. наук, доцент, ректор, [email protected] Смышляева Лариса Германовна - д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры социальной педагогики, [email protected]
Волчкова Ирина Владимировна - канд. экон. наук, доцент, эксперт информационно-аналитического управления, [email protected]
Поздеева Светлана Ивановна - д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой педагогики и методики начального образования, [email protected]
Семенова Наталия Альбертовна - канд. пед. наук, доцент, [email protected] Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия Адрес: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
Аннотация. Проведён анализ удовлетворённости субъектов образования результатами подготовки будущих педагогов в вузе. Установлены дефициты в подготовке и новые запросы, что позволило определить ориентиры, развития педагогического университета. Представлен вариант переформатирования организационной схемы коммуникаций между структурными подразделениями вуза в целях повышения эффективности организации образовательной среды для профессиональной подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: педагогическое образование, педагогический университет, общепрофессиональные компетенции, педагогические инновации
Для цитирования: Макаренко А.Н, Смышляева Л.Г, Волчкова И.В, Поздеева С.И, Семенова Н.А. Организация образовательной среды педагогического университета: концепты и сценарий изменений // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 129-136.
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-129-136
Organization of Educational Environment at Pedagogical University: Concepts and Scenario of Changes
Original article
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-129-136
Andrey N. Makarenko - Dr. Sci. (Phys.-Math.), Assoc. Prof., Rector, [email protected] Larisa G. Smyshlyaeva - Dr. Sci. (Education), Assoc. Prof., Department of Social Pedagogy, [email protected]
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Макаренко А.Н., Смышляева Л.Г., Волчкова И.В., Поздеева С.И., Семенова Н.А., 2021.
И
Irina V. Volchkova - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Expert of Information and Analytical Department, [email protected]
Svetlana I. Pozdeeva - Dr. Sci. (Education), Prof., Department of Pedagogy and Methods of Elementary Education, [email protected]
Natalia A. Semenova - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., Director, Institute for Development of
Teacher Education, [email protected]
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia
Address: 60, Kievskaya str., Tomsk, 634061, Russian Federation
Abstract. The subjects of education satisfaction analysis with the teacher training results at the University was carried out. The training deficiencies and new challenges were identified, which made it possible to determine the guidelines for the development of pedagogical university. A variant to transform the organizational scheme of communications between university departments was presented to increase the efficiency of educational environment organization for professional training of future teachers.
Keywords: general professional competencies, pedagogical education, pedagogical innovations Cite as: Makarenko, A.N., Smyshlyaeva, L.G., Volchkova, I.V., Pozdeeva, S.I., Semenova, N.A. (2021). Organization of Educational Environment at Pedagogical University: Concepts and Scenario of Changes. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 10, pp. 129-136, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-129-136 (In Russ., abstract in Eng.).
В конце ХХ в. будущее, ставшее настоящим, было охарактеризовано как VUCA-мир1, что сейчас стало характеристикой действительности, адаптацией к которой должен являться результат образования [1-5]. Разработанность направлений такого образования обнаруживает, по крайней мере, два принципиальных момента: необходимость внедрения новых ориентаций образования на его самых начальных уровнях и изменение роли учителя с транслятора знания на фасилитатора в процессах образования [1]. Уже только эти два отмеченных момента указывают направленность трансформации в подготовке будущих педагогов, что становится вызовом для отечественных педагогических университетов. Не только сопряжённые качества VUCA-мира делают выбор цели развития педагогического университета нетривиальной задачей, но и реалии отечественной практики умножают сложность
1 VUCA - это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).
решения задачи, поскольку выдвигают условия: учитывать определённые потребности конкретного региона, соответствовать требованиям вышестоящих ведомств и стратегии развития страны. Проблемой становится определение взаимосвязей в иерархии перечисленных целей социального заказа для выяснения того локуса корпоративной среды вуза, воздействие на который способно обеспечить позитивное переформатирование всех коммуникативных отношений, сложившихся внутри университета, с сохранением своеобразия вуза.
Среди методов и подходов, задействованных при разрешении проблемы, продемонстрировали свою эффективность инструменты SWOT-анализа, фиксирующие стартовые условия вуза, и способы семиотической диагностики [4] результатов анкетных скринингов субъектов образования. Отметим взаимообусловленность применяемых методов, состоящих в том, что «слабые стороны» для SWOT-анализа были установлены по результатам анкетирования внешне благополучных субъектов образова-
УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН
Таблица 1
Распределение удовлетворённости качеством педагогической подготовки среди субъектов
образования
Table 1
Satisfaction with the quality of teacher training: distribution among the subjects ofeducation
респондентов Педагогические знания ^—^^ Студенты бакалавриата после прохождения педагогической практики Магистранты, окончившие бакалавриат в ТГПУ Руководители образовательных учреждений
Представления о базовых характеристиках образовательного процесса и технологиях его реализации 59% 85% 64%
Способы применения фундаментального педагогического знания в современных условиях 19% 31% 23%
Представления об эффективных образовательных коммуникациях, персонифицированной работе с детьми и цифровой дидактике 11% 30% 13%
ния: студентов-отличников, руководителей успешных образовательных учреждений, преподавателей с высокими показателями профессиональной деятельности.
Содержание таблицы 1 демонстрирует выборочные результаты скрининга. За 100% принималось общее количество ответов на блок вопросов (обобщённо представленных в строках таблицы) от каждой группы респондентов (отражённых в столбцах). Таким
образом, численные данные фиксируют только ту долю в группе респондентов, которая полностью довольна результатами полученной подготовки по отдельному её разделу. Значительное превышение долей довольных подготовкой по теоретическим основам педагогики над удовлетворённостью подготовкой, связанной с практическим применением полученных знаний (и новыми направлениями образования), фиксирует: запрос на пре-
UNIVERSIIY AND REGION
Таблица 2
SWOT-анализ состояния образовательной среды ТГПу
Table 2
SWOT analysis of the state ofTSPU educational environment
Сильные стороны (Strengths) Возможности (Opportunities)
51. Региональное лидерство в сфере подготовки педагогических кадров и опыт эффективного взаимодействия с научно-образовательным комплексом города для успешной реализации федеральных проектов, а также проектов российских и зарубежных научных фондов. 52. Наличие кадров с высокими показателями публикационной активности; издание научных журналов, индексируемых международными базами. 53. Уникальные научные школы в области теоретической физики, лингвистики и психодидактики. 54. Высокоуровневые показатели в сфере экспорта образовательных услуг. 01. Повышение качества организации и содержания подготовки по образовательным программам университета всех уровней и подвидов образования; привлечение контингента обучающихся по программам, связанным с педагогическими аспектами реализации социальных инноваций. 02. Открытие новых образовательных программ подготовки магистров, переподготовки кадров высшей квалификации. 03. Создание сети научных и учебных подразделений для технологизации лучших образовательных практик и обеспечения практической подготовки студентов на базе иных организаций. 04. Увеличение численности контингента иностранных обучающихся.
Слабые стороны (Weaknesses) угрозы (Threats)
W1. Низкие уровни внутренней научно-образовательной кооперации и слабая ориентация на опережение социального запроса. W2. Высокий средний возраст НПР. W3. Низкий уровень цифровизации процессов научно-образовательной деятельности. W4. Низкая вовлечённость учащихся в научно-исследовательскую деятельность. T1. Отсутствие взаимодействия с бизнесом для взаимного обучения сторон, каждая из которых привносит в создаваемые партнёрства специфические компетенции и преимущества. T2. Высокие риски при выстраивании средне- и долгосрочной кадровой политики. T3. Отставание в разработке цифровых образовательных продуктов. T4. Ослабление развития молодёжной науки.
вышение в содержании образования регла-ментаций общепрофессиональных компетенций; дефицит комфорта в коммуникативном устройстве бакалавриата. Более высокие показатели удовлетворённости магистрантов по сравнению со студентами бакалавриата интерпретированы как: 1) соответствие учебных планов бакалавриата и магистратуры; 2) академическая обособленность этих учебных планов от запросов действительности; 3) недостаточность учебных практик для обеспечения приобретения опыта в применении знаний. Вместе с тем отсутствие ориентации на приобретение такого опыта, дефицит которого большинство магистрантов восполняют за пределами учебных планов (совмещая учёбу и работу), не отвечает запросу образовательных учреждений. Это фиксирует низкая оценка, выставленная выпускникам за соот-
ветствующие компетенции руководителями этих учреждений.
Результаты анкетирования преподавателей ТГПУ свидетельствуют, что видение профессорско-преподавательским составом причин отмеченного дефицита состоит в разобщённости исследовательской деятельности, препятствующей вовлечению студентов и молодых учёных в исследования на стыке как научных областей, так науки и практики. Следствием становится отсутствие ресурсов для «омоложения» кадров, диффузии передовых практик, прежде всего - «цифровых», и приобретения действительного опыта поисковой работы при выполнении ВКР. Отмеченные «слабые стороны» отражены в таблице 2 ^1-4). И эти «слабые стороны» касаются устройства коммуникативной среды. Следовательно, профилактика «угроз»
(Т1-4, табл. 2) требует переформатирования именно устройства коммуникаций. Управление трансформациями сложных объектов в условиях неопределённости (т.е. в условиях УиСА-мира) требует особой внимательности к выдвижению целей, способных вызвать позитивную самоорганизацию. «Бережное» управление образовательными системами обеспечивают семиотические инструменты [4], позволяющие соподчинять символику конъюнктурных, прогностических и асимптотических целей. Подобное соподчинение достижимо в постоянном выходе за пределы видимой цели (О1-4), что выражается словами «желать большего». Обобщением «сильных сторон» ^1-4) является большой опыт в организации широкого спектра образовательных услуг в самых разных условиях и обстоятельствах, что открывает возможности (О1-4) для разработки проектов педагоги-зации для сопровождения и поддержки социальных инноваций. Подобная ориентация деятельности ТГПУ, обеспечивающая выход за пределы подготовки будущих школьных учителей, позволит студентам и их преподавателям приобрести новый опыт применения
теоретических разработок и практических реализаций. Результаты семиотических исследований [6-10], раскрывающие действия коммуникативных механизмов в современных условиях, дают основания полагать, что новое «живое дело» вызовет позитивные изменения в распределении удовлетворённости педагогической подготовкой (табл. 1) и станет залогом для освоения операторов предпринимательского университета (Т1, табл. 2).
При обсуждении результатов проведённого анализа необходимо акцентировать, что предметом организационных и управленческих усилий стало переформатирование коммуникативной среды, в условиях которой осуществляется собственно педагогическая компонента подготовки. Именно эта подготовка обеспечивает устойчивость горизонтальных связей всех подразделений ТГПУ и вертикальных связей между уровнями подготовки (от бакалавриата до аспирантуры). Из акцента именно на синтаксисе коммуникаций следует, что пересмотру подлежат взаимосвязи между структурами, обеспечивающими генерацию, трансляцию и реализацию педагогических новаций.
Актором коммуникативной трансформации стал Институт развития педагогического образования, объединяющий три подразделения: Центр педагогических исследований (сопровождение научно-исследовательской работы аспирантов), кафедру педагогики и психологии образования и Парк инновационных образовательных практик. Парк представлен научно-исследовательскими лабораториями по актуальным направлениям педагогической науки и экспериментальными площадками на базе образовательных организаций. Результат работы лабораторий позволяет обновлять содержание курса педагогики. Кафедра транслирует педагогическое знание обучающимся, а экспериментальные площадки способствуют приобщению студентов к эффективным педагогическим практикам и позволяют сформировать индивидуальную педагогическую траекторию будущего учителя. Особенностью является возможность свободной миграции сотрудников и студентов между перечисленными структурами, что обеспечивает приобретение опыта исполнения разных ролей благодаря участию в различных форматах генерации нового, трансляции проверенного, апробации и реализации сочетаний нового и традиционного. Организация такой возможности служит устранению недостаточности подготовки обучающихся в плане приобретения ими необходимых компетенций, выражающейся в обнаруженных затруднениях в применении знаний, в комбинировании знаний из разных областей для решения нетипичных практических задач (табл. 1). Вместе с тем реализуемый коммуникативный подход к процессу формирования общих профессиональных компетенций будущих педагогов делает «естественным» решение ряда задач. Из них первостепенными являются следующие: расширение представлений студентов бакалавриата о современных направлениях в педагогической теории и эффективных практиках; формирование круга профессиональных педагогических интересов и моти-
вирование обучающихся на выбор «своего» педагогического направления; вовлечение студентов в педагогические исследования и профессиональные пробы в рамках выбранной ими педагогической траектории [11-12]. Интеграция деятельности научно-исследовательских лабораторий и экспериментальных площадок (образовательных учреждений и бизнес-структур) достаточно быстро позволила установить конкретные направления педагогизации поддержки социальных инноваций в ТГПУ (O1, табл. 2). Этими направлениями, составляющими вызов педагогическому образованию, являются:
- воплощение в реальную педагогическую практику новой парадигмы восприятия детства не как периода подготовки к взрослой жизни, а как самоценного периода жизни человека;
- формирование семейного образования и компетентного родительства;
- внесение в содержание и технологии педагогического образования нового гуманитарного знания о психологических особенностях цифрового поколения.
Таким образом, анализ проблемных точек и дефицитов позволил определить конкретные меры для обогащения педагогического образования: включение в содержание постоянно обновляющегося педагогического знания, приобщение студентов к пробам в эффективных и актуальных образовательных практиках, создание возможностей для персонализации педагогического образования. Способом ответа на вызовы современной образовательной ситуации в контексте наступления VUCA-мира стала апробация нового подхода к формированию коммуникативной среды, позволяющей учесть потребности профессионального и студенческого педагогических сообществ.
Литература
1. Richter E, Brunner M., Richter D. Teacher educators' task perception and its relationship to professional identity and teaching practice // Teaching and Teacher Education. 2021.
Vol. 101. Article no. 103303. DOI: https://doi. org/l0.1016/j.tate.2021.103303
2. Philip T.M, Souto-Manning M., Anderson L, Horn I., Carter Andrews D.J, Stillman J., Varghese M. Making Justice Peripheral by Constructing Practice as "Core": How the Increasing Prominence of Core Practices Challenges Teacher Education // Journal of Teacher Education. 2019. Vol. 70 (3). Р. 251-264. DOI: https://doi. org/10.1177/0022487118798324
3. Burns A. Innovating Teacher Development: Transformative Teacher Education Through Classroom Inquiry // Innovative Practices in Language Teacher Education. 2017. Vol. 30. Р. 187-203. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-51789-6_9
4. Мелик-Гайказян И.В, Мелик-Гайказян М.В. Минерва и Янус: символы поклонения визуальным эффектам современного образования // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 172-193. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-172-193
5. Sirotkina N.I. Against Epistemological Hierarchies: On the Value of Forming Bodily Knowledge // Education & Pedagogy journal. 2021. Vol. 1. Р. 5-20. DOI: 10.23951/2782-2575-20211-5-20
6. Князева Е.Н. Визуальные образы на службе когнитивной науки // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 1. С. 58-75. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-58-75
7. Симян Т.С. Интерьерное и экстерьерное пространство Ереванского государственного университета: опыт семиотического описания // ПРАННМА. Проблемы визуальной семи-
отики. 2020. №. 1. С. 104-120. DOI: 10.23951/ 2312-7899-2020-1-104-120
8. Щебланова В.В., Логинова Л.В., Суркова И.Ю. Дискурсы городского сообщества Интернет-мемов: между конструктивной и деструктивной гражданской активностью молодёжи // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 3. С. 136-155. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-3-136-155
9. FortezaFernandezR.F, RubtsovaE.V, Forteza Rojas S.A. Content edulcoration as ideology visualization in an English language coursebook // ПРАННМА. Journal of Visual Semiotics. 2020. No. 4. pp. 172-193. DOI: 10.23951/2312-78992020-4-172-193
10. Ермолова А. И. Городское публичное пространство детства: границы и сети (на примере одной детской площадки Томска) // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2. С. 177-192. DOI: 10.23951/23127899-2019-2-177-192
11. Горбулева М.С., Мелик-Гайказян И.В, Первушина Н.А. Инициативы педагогической биоэтики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 122-128. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-29-6-122-128
12. Яковлева А.Ф, Селезнева А.В, Емельянова Н.Н. Образ науки в представлениях молодых учёных: социокультурные измерения // ПРАННМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 4. С. 194-213.
Статья поступила в редакцию 04.07.21 Принята к публикации 12.09.21
References
1. Richter, E., Brunner, M., Richter, D. (2021). Teacher Educators' Task Perception and Its Relationship to Professional Identity and Teaching Practice. Teaching and Teacher Education.. Vol. 101, article no. 103303, doi: https://doi.org/l0.1016/j.tate.2021.103303
2. Philip, T.M., Souto-Manning, M., Anderson, L., Horn, I., Carter Andrews, D.J., Stillman, J., Varghese, M. (2019). Making Justice Peripheral by Constructing Practice as "Core": How the Increasing Prominence of Core Practices Challenges Teacher Education. Journal of Teacher Education. Vol. 70 (3), pp. 251-264, doi: https://doi.org/10.1177/0022487118798324
3. Burns, A. (2017). Innovating Teacher Development: Transformative Teacher Education Through Classroom Inquiry. Innovative Practices in Language Teacher Education. Vol. 30, pp. 187-203, doi: https://doi.org/10.1007/978-3-319-51789-6_9
4. Melik-Gaykazyan, I.V., Melik-Gaykazyan, M.V. (2019). Minerva and Janus: Symbols of Worship of Visual Effects in Modern Education. nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 4, pp. 172193, doi: 10.23951/2312-7899-2019-4-172-193 (In Russ., abstract in Eng.).
5. Sirotkina, N.I. (2021). Against Epistemological Hierarchies: On the Value of Forming Bodily Knowledge. Education & Pedagogy Journal. No. 1, pp. 5-20, doi: 10.23951/2782-2575-2021-1-5-20
6. Knyazeva, H.N. (2021). Visual Images in the Service of Cognitive Science. nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 1, pp. 58-75, doi: 10.23951/2312-7899-2020-1-58-75 (In Russ., abstract in Eng.).
7. Simyan, T.S. (2021). Interior and Exterior Space of Yerevan State University: Semiotic Assessment. nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 1, pp. 104-120, doi: 10.23951/2312-78992020-1-104-120 (In Russ., abstract in Eng.).
8. Shcheblanova, V.V., Loginova, L.V., Surkova, I.Y. (2020). Discourses of the Urban Community of Internet Memes: Between Constructive and Destructive Civic Activity of the Youth. nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 3, pp. 136-155, doi: 10.23951/2312-7899-2020-3136-155 (In Russ., abstract in Eng.).
9. Forteza Fernandez, R.F., Rubtsova, E.V., Forteza Rojas, S.A. (2020). Content Edulcoration as Ideology Visualization in an English Language Coursebook. nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 4, pp. 172-193, doi: 10.23951/2312-7899-2020-4-172-193
10. Ermolova, A.I. (2019). Urban Public Space of Childhood: Borders and Networks (An Example of One Tomsk Playground). nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 2, pp. 177-192, doi: 10.23951/2312-7899-2019-2-177-192 (In Russ., abstract in Eng.).
11. Gorbuleva, M.S., Melik-Gaykazyan, I. V., Pervushina, N.A. (2020). Educational Bioethics Initiatives. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 6, pp. 122-128, doi: 10.31992/0869-3617-2021-29-6-122-128 (In Russ., abstract in Eng.).
12. Yakovleva, A.F., Selezneva, A.V., Emelyanova. N.N. (2020). The Image of Science in the Views of Young Scientists: Social and Cultural Dimensions. nPAEHMA. Journal of Visual Semiotics. No. 4, pp. 194-213, doi: 10.23951/2312-7899-2020-4-194-213 (In Russ., abstract in Eng.).
The paper was submitted 04.07.21 Accepted for publication 12.09.21