Научная статья на тему 'Роль и место музеев и музейной науки в этнокультурном развитии народов России'

Роль и место музеев и музейной науки в этнокультурном развитии народов России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривошеин Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место музеев и музейной науки в этнокультурном развитии народов России»

ВНУТРЕННИМ туризм и этнокультурное развитие

В 2012 году широкомасштабная кампания по продвижению национального туристского продукта в России и за рубежом в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» будет продолжена.

Таким образом, необходимо усилить взаимодействие между заинтересованными министерствами и ведомствами в плане развития этнографического туризма на территории Российской Федерации. Определенный положительный опыт сотрудничества Ростуризма и Министерства регионального развития Российской Федерации в данной сфере накоплен за время совместной работы в постоянной комиссии по привлечению казачьих обществ к реализации национальных проектов, госу-

дарственных целевых и ведомственных программ в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

Постепенно в России формируется понимание того, что полиэтничность, многообразие традиционных культур является одним из стратегических ресурсов развития туристской деятельности. Этнотуризм может стать одним из важнейших с социальной и экономической точек зрения направлений развития внутреннего туризма.

Россия — одно из немногих государств, для которых характерно многообразие этнокультурных туристских ресурсов и внутреннему туризму которых предоставляется редкая возможность активно использовать его этнокультурный потенциал.

РОЛЬ И МЕСТО МУЗЕЕВ И МУЗЕЙНОЙ НАУКИ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ НАРОДОВ РОССИИ

Андрей Николаевич Кривошеин,

доктор экономических наук, зам. директора Всероссийского Музея декоративно-прикладного и народного искусства

Рост этнического самосознания сопровождается повышенным вниманием к вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры. Мы говорим о внутреннем туризме, но в тоже время мы говорим, в первую очередь, об этнокультурном наследии как объекте изучения и востребования средствами внутреннего туризма и образования как части туризма.

Одной из важнейших функций этнокультурного наследия, большая часть которого сосредоточена в музеях (этнографические коллекции), является поддержка в информационном обществе культурного многообразия, а потому оно предоставляет возможности и создает оптимальные условия для культурной самоидентификации. Накапливание и сохранение культурных ценностей — основа развития цивилизации.

Бол ьшая доля музейных коллекций и экспозиций, имеющих отношение к этнокультурному наследию, сформирована весьма давно. В этом плане, если мы говорим о новых задачах

16

(а они, безусловно, новые, потому что жизнь вокруг меняется быстро), они обгоняют настолько, что то, что у нас остается в музеях за спиной, уже отражает даже не вчерашний, а позавчерашний день. Процесс освоения художественного наследия имеет особенности. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художественной культуры выступает здесь не только как процесс сохранения прошлого и накопления культурных ценностей, но и как процесс открытия нового в старом.

В исторической канве хронологических событий культурной жизни России существуют явления, имеющие непреходящее значение. К таким, несомненно, относится учреждение и открытие музеев. Лучшая коллекция этнографического музея, характеризующая материальную и духовную культуру народов, проживающих на территории нашей страны, создана при последнем русском императоре Николае II

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3

Роль и место музеев и музейной науки в этнокультурном развитии народов России

в Петербурге. Она лучшая, все остальные тоже хорошие, но не лучшие.

Одной из главных целей нашей музейной экспозиции является показ лучших произведений декоративно-прикладного искусства в контексте развития художественных стилей. Чтобы экспозиция отвечала современным требованиям, ведется ее постепенное обновление. Что формируется и что показывается в музеях, когда возникает задача научно-методического обеспечения этой работы по отбору и формированию тех предметов, той среды, которая должна стать элементом показа? На этом этапе есть серьезное научное и методическое отставание от жизни. Вот первый вопрос на данный момент! Российские музеи доказали, что обладают огромным культуросозидающим потенциалом, способны решать кардинальные задачи духовного развития общества. Однако наличие в хранилищах музеев миллионов бесценных экспонатов мировой и отечественной истории и культуры само по себе не гарантирует успех. Плошки, поварешки, узоры, рушники и т. д. легко собрать. А как собрать предания, песни, частушки, прибаутки, некий такой нематериальный мир, который является осмысленной социально-культурной деятельностью, которая донесла бы до сознания разных групп населения это духовное богатство, преобразила его из «вещи в себе» в «вещь для нас». Эта проблема является очень важной частью культурного наследия. И в связи с этим встает второй вопрос, он относится к нематериальной части этого процесса. Данный вопрос остается как бы сначала подвешенным в воздухе, а потом полностью отдаляется, в том числе и от внутреннего туризма, потому что смотрят объект показа, но не видят всей окружающей этнокультурной среды вокруг этого. Сказать, что этого совсем нет, нельзя. Это неправда, есть! Прекрасный шоу-балет «Кострома» в гостинице «Космос», кубанский хор в Краснодаре создадут вам такие этнокультурные нематериальные вещи, что можно плакать от восторга! Но достаточно ли этого? Недостаточно! О скромном вкладе данного вида туризма в национальную индустрию путешествий красноречиво свидетельствует факт отсутствия на туристском рынке профессиональных организаторов, специализирующихся исключительно или преимущественно на этнографических и ностальгических турах. Более того, в последние годы многие эксперты отмечают даже некоторое снижение

интереса к внутреннему этнографическому туризму, прежде всего, к «стихийным», не связанным с деятельностью профессиональных организаторов путешествиям.

В первое десятилетие XXI века в мире прогнозируется заметное увеличение абсолютных и относительных величин туризма «образа жизни», включая путешествия с целью приобщения к этнографическому наследию собственного или других народов. Полагаю, эта тенденция в обозримом будущем ярко проявится и в России. Однако к настоящему времени отечественный этнокультурный туризм не получил уровня развития так называемого востребования, соответствующего его богатейшему ресурсному потенциалу.

Вопрос: как эту систему востребования довести до туристического продукта, т. е. туристической программы, вот эта точка становится непонятной, в настоящий момент ею не занимается никто! В итоге, не показываем, не смотрим, не оплачиваем. Высокий уровень финансовой поддержки со стороны государства благоприятно сказался бы на развитии инфраструктуры, транспорта, технической оснащенности. Акцент — на развитии туризма, обеспечивающего отдых и здоровье местного населения. Увеличилась бы доля туристов, приезжающих из соседних стран.

При наличии согласованной программы, предварительной сметы затрат на ее осуществление бюджет становится списком заданий, которые необходимо выполнить. Эти задачи затем могут быть согласованы по времени выполнения и последовательности в виде графика действий. Но это никому не нужно! Сегодня основная работа по нематериальной части сосредоточена в так называемых домах творчества, которые финансируются из фондов Министерства культуры. Хорошо! Но мало! Итак, вот эти два момента — материальный и нематериальный — я бы хотел продемонстрировать в контексте внутреннего туризма как объект показа и объект анимации во время культурных посещений объекта.

Необходимо развивать программы в музейной части. Программа «Наследие» — действенная система занятий с яркой познавательной и воспитательной направленностью — отличается актуальностью поднимаемых проблем патриотизма, толерантности, ответственности, отвечает требованиям целостности, преемственности, доступности и наглядности.

17

ВНУТРЕННИМ туризм и этнокультурное развитие

Программа «Наследие» использует самые разнообразные и эффективные формы проведения занятий: театрализованные путешествия, познавательные игры, этические беседы и обсуждения, часы поэзии, искусства, информации, слайд-беседы, литературно-музыкальные композиции, творческие встречи с писателями и художниками и праздники.

Кратко остановимся на программе «Храмы». Важным фактором привлечения туристов остается возможность знакомства с ценными памятниками архитектуры — отдельными архитектурными сооружениями, комплексами городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями.

В программах «Наследие» и «Храмы», которые ведет министерство культуры, нужно ввести подпрограмму, которая связана с цельно-культурным наследием как частью общего наследия. То есть вообще нужно заниматься тем, что нас выгодно отличает от всех стран мира. К этому следует добавить и две особенности российского менталитета, аналога которым практически нет в истории западноевропейской художественной культуры. Первая особенность заключается в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX веке колоссальной деформации, захватившей не только материальную и духовную культуру, но и изменило отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали.

Вторая особенность заключается в том, что происходит активное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художественные вкус, политические институты старой России становятся моделью социальной активности в современной Российской Федерации.

Поэтому столь важно понимать преемственность художественных ценностей не как механическое использование культурного наследия прошлых поколений. Хранить наследство еще не значит ограничиваться этим наследством. Необходимо изучать это наследство и активно включать его в современную социокультурную ситуацию. Если Россия не связана ни с какой ценностью, ни с чем дорогим, то ее никто не будет беречь, ни мы сами, ни соседи, никто в мире.

Сейчас внимательно обсуждается национальный вопрос, и у всех он разный. У всех есть

и поражения, и победы. У нас, кроме потерь, тоже свои достижения. Они выстраданы всем ходом исторического развития и призваны соединить традиции и инновации, порожденные современными реалиями.

Таким образом, материально нужно вводить конкретный подраздел программы, при помощи которой необходимо заниматься этнокультурным аспектом. Ввиду этого этнокультурный фактор приобретает все большее методологическое значение для определения цели, задач, принципов, основных направлений, форм и методов подачи материала. Следующий момент — это востребование нашего предмета. И он должен начинаться уже в школе, в соседней школе, а не где-то в дальнем городе, на окраине села, нет! Если на наш объект не ходят, объект не будет жить. Мало того, это еще связано с наличием свободного времени и отпуска. Хорошо, допустим, летом приехали на объект, а зимой многие объекты показа закрыты. Влияние фактора сезонности обуславливает необходимость диверсификации показа объектов или особого внимания к мероприятиям в межсезонный период, чтобы сделать показ менее зависимым от временного фактора. Объект должен работать в полную силу. Необходимо создать образовательную систему, которая с детского сада и школьной скамьи обеспечивала бы развитие туристско -краеведческой, спортивно -техни -

ческой, декоративно-прикладной и военнопатриотической направленностей в области, осуществление организационно-методического руководства развитием указанных видов деятельности в региональной системе дополнительного образования детей и молодежи. Через систему Министерства образования мы должны сформировать систему грантов, которые должны расходоваться не путем дотирования того или иного учреждения культуры как музея, а путем оптимизации туристского продукта, то есть путем создания конкурентоспособного регионального туристского продукта на основе сохранения и использования высоко аттрактивных элементов местного природного и историкокультурного наследия, а также увеличения социально-экономического эффекта от развития рекреационно-туристской деятельности в регионе (рост доходов, производства, занятости, диверсификация региональной экономики и др.).

Если говорить кратко, система финансирования должна быть эффективной и результативной, а не являться системой огульного дотиро-

18 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3

Ценностно-мировозренческие основания и мотиваторы развития внутреннего туризма...

вания. Таким образом, получателем бюджетного ресурса должен стать организатор внутреннего или образовательного туризма на территории, а не конкретный субъект. Таким образом, элемент образовательного туризма, финансирование которого проводится по результатам, должен стать частью этнокультурного образовательного процесса и внутренней подготовки.

Следующий вопрос очень важен и касается музейных педагогов. Потому что дети, которые пришли в музей, должны услышать не просто что-то о ложке и поварешке, которые сделаны в Тульской губернии, и пройти к следующему экспонату, не по принципу, что вижу, то пою, а по принципу вовлечения юных посетителей в активную деятельность, «погружая» их в атмосферу прошлого, формируя у них этническое самосознание, историческое мышление в музейной культуре, то есть выстраивание элементов временологии такого-то периода, такого-то народа, который был потом ассимилирован нашим великим русским суперэтносом. Нужно точно формировать методику подачи материала, формировать музейную педагогику, одно из направлений деятельности музея, которая становится все более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-кра-

еведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Сегодня в России два сильных центра музейной педагогики. Это Государственный Русский музей в Петербурге и музей, который я сегодня представляю, — «Всероссийский Музей декоративно-прикладного и народного искусства». Значит, они должны стать базой для обучения специалистов в других центрах, где-то надо учить музейных педагогов, обучать методичности подачи материала, именно тому, что мы хотим в наших посетителях породить, а породить мы должны этнокультурное взаимодействие, то есть взаимное уважение. И если мы это требование возьмем за основу, то у него есть два аспекта, например, осознанная и неосознанная симпатия, или, допустим, в генетике способность устанавливать долгосрочные и воспроизводимые связи в наиболее выгодной для системы результативности. Поэтому комплиментарность как результат каждого посещения является главным продуктом труда, а внутренний туризм — основная форма подачи материала. Этой цели служит организация круглого стола. То есть деньги должны входить от государства как основного заказчика этого процесса через систему организаторов туризма. Должна быть система распределения.

ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И МОТИВАТОРЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Вардан Эрнестович Багдасарян,

доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории и политологии ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

«При каждом виде государственного устройства,—утверждал в свое время Аристотель, — сущность человека меняется». Вопреки этому утверждению, современное представление о человеческих потребностях базируется на аксиоматике антропологической универсальности. Соответственно, и взгляд на туризм выстраивается также по универса-листким лекалам.

Между тем, каждая культура начинается с ответа на вопрос — что есть человек? И ответы эти существенно различны. Именно они задают конструирующие основания культурного генезиса.

Характер решаемых задач определяет методологию исследования. Поскольку речь идет о реконструкции ценностно-мировоззренческих оснований общественных систем,

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.