Научная статья на тему 'Роль и место концепта рекламы в формировании имиджа социально ответственного бизнеса в России'

Роль и место концепта рекламы в формировании имиджа социально ответственного бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ РЫНОК / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОНЦЕПТ РЕКЛАМЫ / МАТРИЦА НОРМ ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова И.А., Гущина Е.Г., Витальева Е.М., Трошин А.В.

В настоящее время общественное мнение в отношении компании и продукции ее производства определяется как качеством товара или услуги, так и социальным имиджем самой организации, включающим в себя ответственное поведение в отношении собственного персонала, партнеров по бизнесу, местных сообществ и общества в целом. При этом реализация социальной ответственности предполагает предоставление достоверной и правдивой информации о самой организации и видах ее деятельности. Как следствие, одним из механизмов в формировании социально ответственного имиджа бизнеса является реклама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место концепта рекламы в формировании имиджа социально ответственного бизнеса в России»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

22 (211) - 2013

УДК 338.26

роль и место концепта рекламы

в формировании имиджа социально ответственного бизнеса

в россии

И. А. МОРОЗОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: morozovaira@list. ru

Е. Г. ГУЩИНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: lo55@mail. ru

Е. М. ВИТАЛЬЕВА,

аспирантка кафедры мировой экономики и экономической теории Е-mail: lenkooooo@gmail. com

А. В. ТРОШИН,

аспирант кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: vlg34russ@gmail. com Волгоградский государственный технический университет

В настоящее время общественное мнение в отношении компании и продукции ее производства определяется как качеством товара или услуги, так и социальным имиджем самой организации, включающим в себя ответственное поведение в отношении собственного персонала, партнеров по бизнесу, местных сообществ и общества в целом. При этом реализация социальной ответственности предполагает предоставление достоверной и правдивой информации о самой организации и видах ее деятельности. Как следствие, одним из механизмов в формировании социально ответственного имиджа бизнеса является реклама.

Ключевые слова: поведение потребителя, социально значимый рынок, социальная ответственность, концепт рекламы, матрица норм поведения, социальные инвестиции.

Изменения, произошедшие в экономическом строе России в связи с переходом к рыночной системе хозяйствования, перевели в начале 1990-х гг. вектор общественного и государственного внимания на решение экономических проблем и создание эффективного рыночного механизма. Социальная

поддержка, осуществлявшаяся во времена СССР исключительно государством, в новой России была частично возложена на зарождающийся бизнес, который к такому бремени был не готов. Как следствие, данные изменения привели к нарушению принципов сохранения социального равновесия, дисбалансу взаимодействия экономической и социальной сфер, ухудшению социально-экономической ситуации в стране в целом.

Объективность процессов социальной ориентации экономики формирует в теории и практике рыночной экономики определенную реальность, которая заставляет изменять действовавшие до сих пор парадигмы и создавать новые теоретические конструкции рынка, в частности социально значимого рынка. Социально значимый рынок как компонент экономической системы, эффективное функционирование которого направлено на удовлетворение потребностей человека и общества в экономических и социальных благах, обеспечивает потребление товаров и услуг значительной частью населения, способствует повышению социального благосостояния и качеству жизни, реализует свои функции при значительной государственной поддержке с целью увеличения масштаба положительного эффекта от потребления этих благ [3].

В современных условиях рынок приобретает характер многофункциональности, помимо основной функции обмена он выполняет ряд других задач (посредническая, регулирующая, информационная, ценностная, санирующая, коммуникационная, прогностическая, стимулирующая, воспроизводственная), реализация которых в обществе приобретает все большую социальную значимость. Многофункциональность рынка отражает происходящие процессы, которые не соответствуют представлениям о классическом рынке, что определяет его меняющуюся природу [3]. Это прежде всего процессы социализации и институционализации, возрастания роли социальных факторов в развитии рыночных отношений, обусловливающие ограничения рыночного обмена, что в свою очередь оказывается в зависимости от активного или пассивного государственного вмешательства в экономику, определяемого типом или моделью экономической системы и характером экономического блага, являющегося объектом обмена [2].

Стоящая перед современным российским государством задача построения социально ориентированной рыночной экономики требует в первую

очередь достижения баланса между экономической эффективностью деятельности бизнеса и социальной справедливостью [5]. При этом возросшая в условиях глобализации роль бизнеса в современной мировой общественно-политической жизни предполагает, что именно частный сектор российской экономики посредством осуществления политики корпоративной социальной ответственности, а также социального инвестирования как одной из ее наиболее важных форм проявления выступит основной движущей силой в решении данного вопроса.

В настоящее время большинство компаний пытается создать видимость того, что их бизнес является социально ответственным, прибегая при этом к «легким» способам реализации этой социальной ответственности. Одним из таких способов выступает инвестирование в социальную рекламу. Необходимо отметить, что данные инвестиции не несут пагубных воздействий на общество, однако они не являются системными и выступают исключительно как результат финансового вложения в социум [4].

Реклама может работать в качестве информационного механизма, дающего обществу сведения о социальной миссии компании, предоставляющего отчет о социальных действиях и инвестициях в общество, формируя благожелательный имидж, способствуя позитивной реакции со стороны заказчиков, партнеров и потребителей, что в конечном итоге ведет к повышению прибыльности компании. В противном случае растиражированная с помощью рекламы средствами массовой информации сомнительная репутация приведет к отсутствию доверия к ней. Таким образом, социальная реклама выполняет для компании целый ряд функций:

1) формирует социально ответственный имидж предприятия;

2) обозначает взаимосвязь своих производственных возможностей и общественных потребностей (формирование «диалога» между компанией и социумом);

3) играет маркетинговую роль (выступает компонентом PR-стратегии).

Для общества роль социальной рекламы также значительна, поскольку это современный способ распространения общественно значимого, важного или полезного знания, метод напоминания о социальных проблемах и призыв к их решению, инструмент формирования новой поведенческой модели общества.

5(18%)

1(22%)

4(17%)

2(16%)

3(27%)

Рис. 1. Основные направления социальных инвестиций российских компаний в России в 2009 г., %:

1 - социальная защита; 2 - развитие персонала; 3 - образование 4 - культура и искусство; 5 - здравоохранение

Социальные инвестиции представляют собой материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, которые направляются по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом основных интересов внутренних и внешних сторон (стейкхолдеров). При этом предполагается, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект [11]. Таким образом, процесс социального инвестирования есть вклад бизнес-структур в развитие и эволюцию общества, обеспечивающий социальную, экономическую и политическую стабильность государства.

Анализ приведенных исследовательской группой ЦИРКОН данных показывает, что основные вложения российского бизнеса приходятся на такие направления социального инвестирования, которые так или иначе связаны с человеческим развитием. Главными результатами такого развития становятся интеллектуализация человеческого капитала и достижение нового качества экономического роста национальной экономики [9]. Основные направления социального инвестирования российских компаний в 2009 г. представлены на рис. 1 [6].

К сожалению, в большинстве случаев социальная ответственность предпринимателей, реализуемая посредством социальных инвестиций, отождествляется исключительно с финансовыми вложениями компаний в объекты социальной сферы. Однако это не только «подпитка» последних финансовыми средствами, но и ведение бизнеса

согласно установленным законодательным и этическим нормам. В настоящее время общественное мнение в отношении компании и продукции ее производства определяется как качеством товара или услуги, так и социальным имиджем самой организации, включающим в себя ответственное поведение в отношении собственного персонала, партнеров по бизнесу, местных сообществ и общества в целом. Наиболее наглядно данная зависимость продемонстрирована в модели корпоративной социальной ответственности А. Кэролла [1]. Согласно ей социальная ответственность бизнеса представляет собой многоуровневую ответственность, которую можно изобразить в форме пирамиды (рис. 2).

Как видно, в основании пирамиды лежит экономическая ответственность, которая определяется базовой функцией фирмы на рынке, связанной с непосредственным производством качественных товаров и услуг, позволяющим удовлетворить потребность покупателей и дающим возможность извлекать прибыль. Таким образом, любая компания в определенной степени социально ответственна, поскольку ее деятельность способствует удовлетворению запросов населения.

Следующая ступень - правовая ответственность. Она подразумевает законопослушность бизнеса в условиях рыночной экономики и соответствие его деятельности фиксированным право-

Рис. 2. Модель корпоративной социальной ответственности А. Кэрролла: 1 - экономическая ответственность; 2 - юридическая ответственность; 3 - этическая ответственность; 4 - филантропическая ответственность

вым нормам. Ярким примером реализации правовой ответственности бизнеса служит своевременная уплата предпринимателями налогов в бюджет, которые в дальнейшем через механизм государственного распределения будут направлены на решение социальных задач, стоящих перед обществом.

На следующем уровне располагается этическая ответственность, которая требует от бизнеса выполнения ожиданий общества, не оговоренных в соответствующих правовых нормах, но основанных на существующих нормах морали. Наконец, на вершине пирамиды находится ответственность филантропическая (дискреционная), побуждающая компанию к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества посредством добровольного участия в реализации социальных программ [1].

Принципиальной особенностью модели является соподчиненность уровней. Бизнес, занимающийся благотворительностью или участвующий в социальных акциях, т. е. реализующий свою этическую ответственность, не может быть назван социально ответственным, если он при этом выплачивает своим сотрудникам «серую» заработную плату или производит товар низкого качества, не соответствует своей экономической ответственности.

При этом реализация социальной ответственности предполагает предоставление достоверной и правдивой информации о самой организации и видах ее деятельности. В этой связи одним из механизмов формирования социально ответственного имиджа бизнеса является реклама. Зачастую рекламную деятельность рассматривают исключительно с точки зрения маркетинга и экономики, присваивая ей ограниченное значение - механизма, способствующего продаже товара. Однако реклама прошла множество исторических этапов, и ее можно рассматривать не просто как маркетинговый механизм, способ информирования общества о товаре или услуге, а как концепт - комплексный и многоуровневый феномен, который включает в себя различные подходы и интерпретации - от рассмотрения рекламы в самом общем виде как неотъемлемой части современной культуры, до анализа конкретных рекламных сообщений. Рекламу можно рассматривать с различных сторон: как самостоятельный продукт, как механизм продвижения товаров и услуг, как бизнес, способствующий экономическому развитию и приросту ВВП, как часть современной культуры и искусства и как средство,

при помощи которого формируются мировоззрение и поведение человека и общества в целом.

Рекламная деятельность опирается на определенные онтологические представления, составляющие ее устойчивое содержательное основание, подвергающиеся изменениям по мере развития познания. Изначально возникновение рекламы было связано с разделением труда и переизбытком товаров. Рекламная деятельность в то время имела цель стимулирования сбыта. Однако впоследствии целей, которые преследовала реклама, стало значительно больше, и информационные поля стали воздействовать на индивида сильнее, оказывая влияние на восприятие картины мира человеком. Сейчас уже невозможно представить себе существование общества без рекламы. Таким образом, рекламная деятельность с течением времени приобрела широкую теоретическую базу, сформировала законы функционирования на рынке.

Через рекламную деятельность можно изучать человека и его поведение. Реклама является структурным компонентом информационно-коммуникативного пространства современного общества, в основе которого - социально значимая информация, адресованная широкой аудитории с целью формирования, поддержания и стимулирования интереса для активизации необходимых моделей поведения. При этом отношения между участниками рекламной коммуникации являются субъектно-объектными, в которых присутствует опосредованная общественным мнением обратная связь. Следовательно, можно утверждать, что не только человек создает рекламу, но и реклама «создает» человека. С точки зрения экономики, концепт рекламы влияет на потребительское поведение, провоцируя людей на покупку новых товаров и услуг. Тем не менее нельзя не учитывать деструктивное воздействие рекламы на индивида и общество в целом. В настоящее время существуют формальные и неформальные практики по регулированию рекламной деятельности.

Для того чтобы понять, каких норм и правил в настоящее время придерживаются рекламные предприятия, необходим анализ сложившейся внешней и внутренней среды. Следование уже существующим практикам будет иметь как экономические, так и социальные последствия, отражающиеся на агентах. Нормы, регулирующие рекламную деятельность, воспринимаются на сознательном и бессознательном уровне. Последний случай - это «архетипы» по Юнгу, нормы, которые стали приемлемыми с учетом

истории народа, негативного и позитивного опыта, динамики и тенденций развития [10]. Для того чтобы проанализировать бессознательные нормы общественной регуляции, авторами составлена матрица привычных форм поведения для российского социума (табл. 1).

В табл. 1 представлены нормы экономической и социальной жизни общества, которые были выявлены авторами для того, чтобы структурировать взаимосвязь экономической и социальной составляющей жизни современного общества. Матрица сохраняет социально-экономическую эмерджентность социума, основу его воспроизводства. Воспроизводство экономического потенциала или экономическое развитие в российском обществе происходит тогда, когда срабатывает «норма»: общество - главное, и для поддержания его целостности необходимо, чтобы в качестве базовых ресурсов выступали не деньги и связи, а репутация и доверие (базовый принцип соборности как норма взаимоотношений). Нормальным в российском обществе является коллективизм с общим чувством ответственности. В нашей же среде престижно донорство, великодушие; человеку важно самореализоваться в рамках социального позиционирования, где основой социальной эмерджентности является гарантия общественной поддержки. Русский человек малорационален, руководствуется чувствами, долгом, что придает ему силы и ощущение того, что он живет правильно. Именно поэтому производительность труда зачастую не соответствует заработной плате.

Существуют сознательные практики регулирования, которые осуществляются на формальном и неформальном уровне. К формальным практикам относятся законодательство, уставы организаций, стандарты качества. Неформальные практики

Таблица 1

Матрица привычных форм поведения для социума (идеальная модель для российского общества)

Нормы экономической жизни Нормы социальной жизни

Блага экономические вторичны по сравнению с духовными ценностями Общественная целостность

Иерархия ресурсов: 1) доверие; 2) репутация; 3) связи; 4) деньги Коллективизм

Донорство Поддержка общества

Не рациональность, а эмоциональность поступков Чувство ответственности

Труд ради труда Чувство долга

включают в себя морально-этические нормы, традиции, ценности, производные от базовой матрицы. Основой регулирования на формальном уровне выступает законодательство, а концепция закона о рекламе - физическая, информационная, экономическая и психологическая безопасность общества. В законодательстве, таким образом, идет речь о достоверности и правдивости рекламного сообщения, а также информационной безопасности общества («Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются»); о психологической безопасности общества (запрет на рекламу табачной и алкогольной продукции); о физической безопасности общества (рекламные конструкции должны быть надежными и находиться на определенной дистанции от проезжих и пешеходных дорог); об экономической безопасности общества (достоверность цен на рекламируемый продукт).

Законодательные принципы рекламной деятельности не противоречат матрице общественного развития, но на практике порой производители рекламы, формально стремясь не нарушить законодательство, не заботятся о неформальной стороне и готовы преступить морально-этические нормы. Данные свидетельствуют, что ради того, чтобы шокировать потенциального потребителя либо для узнаваемости и запоминаемости рекламного сообщения, рекламодатель и агентство готовы действовать на грани закона. Иногда в обход законодательства рекламируется запрещенный товар (например алкогольная продукция) с непрямым указанием на него. Сохранив элемент недосказанности, который в силу использования стереотипов тут же ассоциируется с определенной продукцией, рекламные агентства тем самым уменьшают уровень рекламной культуры. Популярность подобных приемов не позволяет говорить о качестве рекламы. При этом данные действия оправдываются тем, что общество из-за низкого уровня образованности готово воспринимать именно такую информацию, запоминать ее, обсуждать и, как следствие, уделять внимание рекламируемому товару. Информация же более усложненная может вызвать недопонимание и отсутствие интереса. Как следствие, описанные формальные и неформальные практики активизируют определенные институциональные формы.

Самыми популярными в рекламных агентствах являются следующие формы деятельности. В экономической сфере - это принцип минимизации

издержек, «захват» рекламодателей; в идеологической - максимум творчества, шокирующая реклама, внушение необходимости покупки через рекламу. Эти формы противоречат существующей матрице, поскольку они направлены на получение прибыли, захват рынка и уменьшение конкурентоспособности, что разрушает доверие и взаимопомощь. В результате главенствующую роль играют экономические показатели, а укорененные социальные параметры, способные обеспечить экономический рост, забываются (табл. 2, 3).

В табл. 2 и 3 показаны отклонения экономических и социальных форм от норм, представленных в табл. 1. Анализ отклонения реальности от идеальной модели позволит разработать стратегию по формированию социально ответственного бизнеса, поскольку данная концепция сочетает в себе базовые элементы, необходимые для общества, и элементы, способствующие социально-экономическому развитию. Когда компании попытаются пойти в направлении удовлетворения экономико-социальных норм, они смогут разработать как стратегию реализации социальной ответственности, так и концепцию качественной социальной рекламы.

Таблица 2

Несогласованность экономических форм и матрицы

Таблица 3

Несогласованность социальных форм и матрицы

Социально ответственный бизнес, как и любой другой, нацелен на достижение высоких экономических показателей. Однако его отличительной чертой является тот факт, что решение основной задачи неразрывно связано с реализацией активной социальной политики, в первую очередь, путем социального инвестирования и учетом интересов всех заинтересованных в данном процессе сторон. Отсутствие информации о социальной активности компании, о ее добровольном вкладе в решение насущных общественных проблем повышает риск попасть в ловушку завышенных ожиданий населения и подменить собой государство в социальной сфере. При этом, чтобы понять, какое представление необходимо формировать у потребителя, для начала нужно определить, на каких рынках собирается работать компания.

В настоящее время существуют четыре глобальные рыночные структуры, где присутствует контекст «продавец - потребитель» (формирование имиджа вне этого контекста - по умолчанию выброшенные деньги). Это рынки Business to Business (B2B, межкорпоративный бизнес), Business to Customer (B2C, рынок конечного потребителя), Business to Labour (B2L, рынок труда) и Business to Government (B2G, рынок правительственных и властных структур). Соответственно, направления формирования представления о компании возникают следующие: Business Relations (BR - управление отношением потребителей на корпоративном рынке), Customer Relations (CR - управление отношением конечных потребителей), Labour Relations (LR - управление отношением к компании на рынке труда), Government Relations (GR - управление отношением к компании на уровне власти) [7].

Имиджевые ожидания каждой из данных контактных групп различны. Органы власти обычно рассчитывают на законопослушность фирмы, уплату ею налогов и сборов, а также поддержку социально значимых программ, на которые собственных сил и средств не всегда достаточно. Корпоративные клиенты ожидают долгосрочных и перспективных взаимоотношений, прибыльности своих инвестиций, добропорядочности и надежности руководства в плане ведения бизнеса, а также компетентности менеджмента компании-партнера. Для персонала важны в первую очередь условия труда, социальные гарантии, возможность карьерного роста и самореализации, стабильная заработная плата и заботливое отношение руководства и собственников бизнеса.

Нормы социальной жизни Формы социальной жизни

Общественная целостность Разрозненность общества

Коллективизм Индивидуализм

Поддержка общества Отсутствие поддержки

Чувство ответственности Внушение покупок

Чувство долга Творчество

Нормы экономической жизни Экономические формы

Блага экономические вторичны по сравнению с духовными ценностями Самым важным аспектом деятельности компании является прибыль

Иерархия ресурсов: 1) доверие; 2) репутация; 3) связи; 4) деньги Иерархия ресурсов: 1) деньги; 2) связи; 3) репутация; 4) доверие

Донорство Привлечение максимального количества рекламодателей при помощи любых средств

Не рациональность, а эмоциональность поступков Рациональность в действиях

Труд ради труда Труд ради прибыли

Потребители и местные сообщества ожидают от компании не только удовлетворения своих собственных запросов качеством и доступностью товаров и услуг и их послепродажной ответственностью, но и социальным профилем фирмы: ее участием в благоустройстве окружающих территорий, помощи многодетным семьям и инвалидам, защите окружающей среды.

Таким образом, все целевые группы хотят видеть в бизнесе надежного и ответственного социального партнера, хотя составляющие этого партнерства в каждом случае различны. Эффективность социальных инвестиций бизнеса должна оцениваться эффективностью полномасштабных социальных коммуникаций. В данном случае речь идет не о PR или информационном менеджменте, а о позиционировании бизнеса не только в рыночной среде, но и в обществе в целом.

Как правило, при изучении роли рекламы в формировании и продвижении имиджа социально ответственного бизнеса рассматривается социальная реклама, которая в отличие от рекламы коммерческой выходит за рамки экономических задач бизнеса. В основном она направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, и в настоящее время в развитых странах мира бизнес является активным проводником социальной рекламы в жизнь.

К сожалению, в России социальная реклама находится в зачаточном состоянии. Присутствие единого рекламного продукта по социальной проблематике в прессе, на радио и на телевидении -пока редкость. В российских научных и бизнес-кругах отсутствует четкое определение социальной рекламы, что приводит к причислению к данному типу рекламы государственной и коммерческой, «эксплуатирующей» социальные проблемы.

Государство пока не в состоянии в полном объеме решить накопившиеся социальные проблемы. В свою очередь в российской предпринимательской среде наблюдается тенденция возрастающего интереса к корпоративной социальной ответственности. Это вызвано целым рядом причин: накоплением достаточного капитала для реализации программ социального инвестирования, осознанием собственниками бизнеса необходимости превентивного решения социальных проблем, а также возросшей культурой менеджмента в России. Однако главной причиной интереса к корпоративной социальной ответственности и инструментам ее реализации

в нашей стране стал процесс глобализации и, как следствие, расширение активности иностранных компаний на отечественном рынке. В результате вопрос социальной ответственности стал играть одну из ключевых ролей в формировании единых принципов ведения бизнеса, отсутствие которых является существенным препятствием при налаживании сотрудничества с потенциальными международными партнерами. Кроме того, именно иностранные компании, действующие на территории нашей страны, стали причиной активного вовлечения крупных отечественных предприятий в социальную сферу. В первую очередь это касается российских сырьевых предприятий, имеющих достаточные денежные средства для социального инвестирования и продвижения идей социальной ответственности в массы посредством социальной рекламы.

Примером социально ответственной компании в России выступает НК «Роснефть». Данная компания не просто выделяет средства на социальную рекламу, но и реализует социальные проекты как в рамках своего предприятия, так и вне его. Информацию о социальных инвестициях этого предприятия можно найти на его официальном сайте, при этом данные периодически обновляются - это позволяет НК «Роснефть» формировать «диалог» с обществом, получая обратную связь на форуме компании или по электронной почте.

Однако среди множества российских предпринимательских структур лишь единичные компании занимаются социальным инвестированием и продвижением его принципов в классическом западном понимании этого процесса. Основная часть российского бизнеса под социальным инвестированием понимает следующую модель поведения: заплатить налоги, не забыть про заработную плату и социальный пакет своих сотрудников, помочь властям в добровольно-принудительной форме поддержать социальную сферу, а затем, если останутся желание и деньги, заняться благотворительностью [8]. Впрочем, даже таких компаний в России не очень много.

Большая часть предпринимателей, в первую очередь мелкий и средний бизнес, не чувствуют никакой социальной ответственности перед обществом, и для большинства менеджеров таких компаний вовремя выплаченная заработная плата является единственным способом демонстрации социально значимого поведения. Безусловно, дан-

ные мероприятия не могут считаться примером социальных инвестиций, и уж тем более не будут способствовать появлению в обществе социальных ценностей, поскольку они соответствуют лишь стратегическим интересам предпринимателей, осуществляются по личному решению руководства компании или под давлением государства и никаких коренных изменений качества жизни населения страны не приносят.

Зачастую отечественный бизнес имеет одну цель - получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. При этом он забывает о последствиях своих действий, нанося непоправимый вред населению страны и ее интересам, и в результате получает негативно настроенное по отношению к самому себе общество. Становится очевидным, что решение проблемы взаимоотношения бизнеса и общества является ключевым шагом на пути построения социально ориентированной инновационной экономики. Главным инициатором такого сближения должны стать именно бизнес-структуры, на практике реализующие принципы корпоративной социальной ответственности. В свою очередь быстро развивающаяся социальная реклама должна стать полноценным инструментом современного цивилизованного российского бизнеса. Это поможет реализации вышеуказанных принципов и привлечет внимание общественности к социальным проблемам для их последующего успешного решения.

Список литературы

1. Благов Ю. Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2004. № 3. С. 17-34.

2. Гринберг P. C., Рубинштейн А. Я. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику // Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 35.

3. Гущина Е. Г. Маркетинговый механизм взаимодействия социально-значимых рынков (на примере рынка образовательных услуг и рынка труда) // Экономические науки. 2009. № 57.

4. Гущина Е. Г., Витальева Е. М. Модели потребительского поведения индивида с точки зрения различных наук // Вестник Астраханского гос. техн. ун-та. Серия: Экономические науки. 2012. № 2 (декабрь). С. 136-142.

5. Московцев А. Ф., Почитаев Е. А. Воспроизводственное моделирование социальной экономики // Известия ВолгГТУ. С. 37-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. ОК Русал «Территория РУСАЛа - возможности без границ». [Электронный ресурс]. URL: http:// www. slideshare. net/DonorsForum/ss-16832605.

7. Тамберг В., Бадьин А. Стратегия PR. Формула корпоративного имиджа // Новый маркетинг. [Электронный ресурс]. URL: http://newbranding. ru/articles/4r-public-relations-strategy

8. Туркин С. Как выгодно быть добрым. Сделайте свой бизнес социально ответственным. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

9. Шаховская Л. С., Морозова И. А. Социально-экономические условия перехода к инновационному типу развития в России: монография / под ред. И. П. Николаевой. М.: Дашков и К, 2010. C. 44-58.

10. Юнг К. Психологические типы личности. [Электронный ресурс]. URL: http://www. grandars. ru/college/psihologiya/tipy-lichnosti-po-yungu. html.

11. Якимец В. Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. Т. 18. М.: КомКнига, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.