Научная статья на тему 'Роль и место концепта рекламы в формировании имиджа социально ответственного бизнеса в России'

Роль и место концепта рекламы в формировании имиджа социально ответственного бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
818
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ РЫНОК / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОНЦЕПТ РЕКЛАМЫ / МАТРИЦА НОРМ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова И. А., Гущина Е. Г., Витальева Е. М., Трошин А. В.

В большинстве случаев социальная ответственность предпринимателей, реализуемая посредством социальных инвестиций, отождествляется исключительно с финансовыми вложениями компаний в объекты социальной сферы. Однако это не только «подпитка» финансовыми средствами, но и ведение бизнеса согласно установленным законодательным и этическим нормам. На сегодняшний день общественное мнение в отношении компании и продукции ее производства определяется как качеством товара или услуги, так и социальным имиджем самой организации, включающим в себя ответственное поведение в отношении собственного персонала, партнеров по бизнесу, местных сообществ и общества в целом. При этом реализация социальной ответственности предполагает предоставление достоверной и правдивой информации о самой организации и видах ее деятельности. Как следствие, одним из механизмов в формировании социально ответственного имиджа бизнеса является реклама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозова И. А., Гущина Е. Г., Витальева Е. М., Трошин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место концепта рекламы в формировании имиджа социально ответственного бизнеса в России»

УДК 338.26

РОЛЬ И МЕСТО КОНЦЕПТА РЕКЛАМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

И.А. Морозова, д.э.н. профессор Волгоградского государственного технического университета

Е.Г. Гущина, д.э.н. профессор Волгоградского государственного технического университета

Е.М. Витальева, аспирант Волгоградского государственного технического университета (404130 Волгоградская обл., г. Волжский, пр. Ленина, д. 35,

кв.14)

Е-mail: lenkooooo@gmail.com А. В. Трошин, аспирант Волгоградского государственного технического университета (400123 Волгоградская обл., г. Волгоград, ул. Триумфальная,

д.11, кв.17) E-mail: vlg34russ@Rmail.com В большинстве случаев социальная ответственность предпринимателей, реализуемая посредством социальных инвестиций, отождествляется исключительно с финансовыми вложениями компаний в объекты социальной сферы. Однако это не только «подпитка» финансовыми средствами, но и ведение бизнеса согласно установленным законодательным и этическим нормам. На сегодняшний день общественное мнение в отношении компании и продукции ее производства определяется как качеством товара или услуги, так и социальным имиджем самой организации, включающим в себя ответственное поведение в отношении собственного персонала, партнеров по бизнесу, местных сообществ и общества в целом. При этом реализация социальной ответственности предполагает предоставление достоверной и правдивой информации о самой организации и видах ее деятельности. Как следствие, одним из механизмов в формировании социально ответственного имиджа бизнеса является реклама.

In most cases the social responsibility of businessmen is realized by means of social investments. It is identified only with financial investments of the companies in objects of the social sphere. However it’s not only "feed" by financial means, but also business in accordance with established legislative and ethical standards. Today the public opinion concerning the company and its production is defined both quality of goods or services, and the social image of the organization including responsible behavior to own personnel, partners in business, local communities and society as a whole. Thus realization of social responsibility assumes providing reliable and truthful information about the organization and types of its activity. As a result, advertisement is one of mechanisms in formation of socially responsible image of business.

Ключевые слова: социально-значимый рынок, социальная ответственность, концепт рекламы, матрица норм поведения.

Keywords: socially significant market, social responsibility, advertizing concept, matrix of standards of behavior.

Изменения, произошедшие в экономическом строе России в связи с переходом к рыночной системе хозяйствования, перевели в начале 90-х годов вектор общественного и государственного внимания на решение экономических проблем и создание эффективного рыночного механизма. Социальная поддержка, осуществлявшаяся во времена СССР исключительно государством, в новой России была частично возложена на зарождающийся бизнес, который к такому бремени был не готов. Как следствие, данные изменения привели к нарушению принципов сохранения социального равновесия, дисбалансу взаимодействия экономической и социальной сфер, ухудшению социальноэкономической ситуации в стране в целом.

Объективность процессов социальной ориентации экономики формирует в теории и практике рыночной экономики определенную реальность, которая заставляет изменять действовавшие до сих пор парадигмы и создавать новые тео-

ретические конструкции рынка, в частности, социально-значимого рынка. Социально-значимый рынок, как компонент экономической системы, эффективное функционирование которого направлено на удовлетворение потребностей человека и общества в экономических и социальных благах, обеспечивает потребление товаров и услуг значительной частью населения, способствует повышению социального благосостояния и качеству жизни; реализует свои функции при значительной государственной поддержке с целью увеличения масштаба положительного эффекта от потребления этих благ [3].

В современных условиях рынок приобретает характер полифункциональности - помимо основной функции обмена он выполняет ряд других функций (посредническая, регулирующая, информационная, ценностная, санирующая, коммуникационная, прогностическая, стимулирующая, воспроизводственная), реализация которых в обществе приобретает всё большую социальную значимость. Многофункциональность рынка отражает происходящие процессы, которые не коррелируют с представлениями о классическом рынке, что определяет его меняющуюся природу [3]. Это, прежде всего, процессы социализации и институционализации, возрастания роли социальных факторов в развитии рыночных отношений, обусловливающие ограничения рыночного обмена, что, в свою очередь, оказывается в зависимости от активного или пассивного государственного вмешательства в экономику, определяемого типом или моделью экономической системы и характером экономического блага, являющегося объектом обмена [2].

Стоящая перед современным российским государством задача построения социально-ориентированной рыночной экономики требует, в первую очередь, достижения баланса между экономической эффективностью деятельности бизнеса и социальной справедливостью [5]. При этом возросшая в условиях глобализации роль бизнеса в современной мировой общественно-политической жизни предполагает, что именно частный сектор российской экономики, посредством осуществления политики корпоративной социальной ответственности и, прежде всего, социального инвестирования, как одной из ее наиболее

важных форм проявления, выступит основной движущей силой в решении данного вопроса.

Большинство компаний в настоящее время пытаются создать видимость того, что их бизнес является социально ответственным, при этом, они прибегают к «легким» способам реализации своей социальной ответственности. Одним из таких способов выступает инвестирование в социальную рекламу. Необходимо отметить, что данные инвестиции не несут пагубных воздействий на общество. Однако они не являются системными и выступают исключительно как результат финансового вложения в социум.

Реклама может выступать в виде информационного механизма, который несет сведения для общества о социальной миссии компании, предоставляет отчет о социальных действиях и инвестициях в общество, формируя благожелательный имидж, способствуя позитивной реакции со стороны заказчиков, партнеров и потребителей, что, в конечном счете, ведет к повышению прибыльности компании. В противном случае, растиражированная с помощью рекламы, средствами массовой информации сомнительная репутация приведет к отсутствию доверия к ней. Таким образом, социальная реклама выполняет для компании целый ряд функций:

- формирование социально ответственного имиджа предприятия;

- взаимосвязь производственных возможностей и общественных потребностей (формирование «диалога» между компанией и социумом);

- маркетинговая роль (выступает компонентом PR-стратегии)

Для общества роль социальной рекламы также значительна, поскольку это современный способ распространения общественно значимого, важного или полезного знания; метод напоминания о социальных проблемах и призыв к их решению, инструмент формирования новой поведенческой модели общества.

Социальные инвестиции представляют собой материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, которые направляются по решению руководства на реализацию соци-

альных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон (стейкхолдеров). При этом предполагается, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект [10]. Таким образом, процесс социального инвестирования есть вклад бизнес-структур в развитие и эволюцию общества, обеспечивающий социальную, экономическую и политическую стабильность государства.

Рис.1 Основные направления социальных инвестиций российских компаний в России в 2009 году [11]

Анализ приведенных исследовательской группой ЦИРКОН данных, показывает, что основные вложения российского бизнеса приходятся на такие направления социального инвестирования, которые так, или иначе, связаны с человеческим развитием. Главными результатами такого развития становится интеллектуализация человеческого капитала и достижение нового качества экономического роста национальной экономики. [8]

К сожалению, в большинстве случаев социальная ответственность предпринимателей, реализуемая посредством социальных инвестиций, отождествляется исключительно с финансовыми вложениями компаний в объекты социальной сферы. Однако это не только «подпитка» финансовыми средствами, но и ведение бизнеса согласно установленным законодательным и этическим нормам. На сегодняшний день общественное мнение в отношении компании и продукции ее производства определяется как качеством товара или услуги, так

и социальным имиджем самой организации, включающим в себя ответственное поведение в отношении собственного персонала, партнеров по бизнесу, местных сообществ и общества в целом. Наиболее наглядно данная зависимость продемонстрирована в модели корпоративной социальной ответственности А.Кэролла. Согласно ей социальная ответственность бизнеса представляет собой многоуровневую ответственность, которую можно изобразить в форме пирамиды.

Модель корпоративной социальной ответственности А.Кэрролла

Рисунок 2 - Модель корпоративной социальной ответственности А. Кэрролла [1]

В основании пирамиды лежит экономическая ответственность, которая определяется базовой функцией фирмы на рынке, связанной с непосредственным производством качественных товаров и услуг, которое позволяет удовлетворить потребность покупателей и дает возможность извлекать прибыль. Таким образом, любая компания в определенной степени социально ответственна, так как ее деятельность способствует удовлетворению запросов населения.

Следующая ступень - правовая ответственность. Она подразумевает законопослушность бизнеса в условиях рыночной экономики и соответствие его деятельности фиксированным правовым нормам. Ярким примером реализации правовой ответственности бизнеса служит своевременная уплата предпринимателями налогов в бюджет, которые в дальнейшем через механизм государст-

венного распределения будут направлены в частности на решение социальных задач, стоящих перед обществом.

На следующем уровне располагается этическая ответственность, которая требует от бизнеса выполнение ожиданий общества, не оговоренных в соответствующих правовых нормах, но основанных на существующих нормах морали. Наконец, на вершине пирамиды находится ответственность филантропическая (дискреционная), побуждающая компанию к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества посредством добровольного участия в реализации социальных программ. [1]

Принципиальной особенностью модели является соподчиненность уровней. Бизнес, занимающийся благотворительностью или участвующий в социальных акциях, то есть реализующий свою этическую ответственность, не может быть назван социально ответственным, если при этом выплачивает своим сотрудникам «серую» заработную плату или производит товар низкого качества, то есть не выполняет своей экономической ответственности.

При этом реализация социальной ответственности предполагает предоставление достоверной и правдивой информации о самой организации и видах ее деятельности. В этой связи, одним из механизмов в формировании социально ответственного имиджа бизнеса является реклама. Зачастую, рекламную деятельность рассматривают исключительно с точки зрения маркетинга и экономики, присваивая ей ограниченное значение - механизма, способствующего продаже товара. Однако реклама прошла множество исторических этапов, и ее можно рассматривать не просто как маркетинговый механизм, способ информирования общества о товаре или услуге, а как концепт: комплексный и многоуровневый феномен, который включает в себя различные подходы и интерпретации - от рассмотрения рекламы в самом общем виде, как неотъемлемой части современной культуры, до анализа конкретных рекламных сообщений. Рекламу можно рассматривать с различных сторон: как самостоятельный продукт; как механизм продвижения товаров и услуг; как бизнес, способствующий экономическому развитию и приросту ВВП; как часть современной культуры и ис-

кусства; как средство, при помощи которого формируется мировоззрение и поведение человека и общества в целом. Рекламная деятельность опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание, подвергающиеся изменениям по мере развития познания. Изначально, возникновение рекламы было связано с разделением труда и переизбытком товаров. Рекламная деятельность, в то время имела цель стимулирования сбыта. Однако впоследствии, целей, которые преследовала реклама, стало значительно больше и информационные поля стали воздействовать на индивида сильнее, оказывая влияние на восприятие картины мира человеком. Сейчас уже невозможно представить себе существование общества без рекламы. Таким образом, рекламная деятельность, с течением времени приобрела широкую теоретическую базу, сформировала законы функционирования на рынке и т.д. Через рекламную деятельность можно изучать человека и его поведение. Реклама является структурным компонентом информационнокоммуникативного пространства современного общества, в основе которого -социально значимая информация, адресованная широкой аудитории с целью формирования, поддержания и стимулирования интереса для активизации необходимых моделей поведения. При этом отношения между участниками рекламной коммуникации являются субъектно-объектными, в которых присутствует опосредованная общественным мнением обратная связь. Следовательно, можно утверждать, что не только человек создает рекламу, но и реклама создает человека. С точки зрения экономики, концепт рекламы влияет на потребительское поведение, провоцируя людей на покупку новых товаров и услуг. Тем не менее нельзя не учитывать деструктивное воздействие рекламы на индивида и общество в целом. В настоящее время существуют формальные и неформальные практики по регулированию рекламной деятельности.

Для того, чтобы понять, каких норм и правил в настоящее время придерживаются рекламные предприятия необходим анализ сложившейся внешней и внутренней среды. Следование уже существующим практикам будет иметь как экономические, так и социальные последствия, которые отражаются на агентах.

Нормы, регулирующие рекламную деятельность, воспринимаются на сознательном и бессознательном уровне. На бессознательном уровне - это «архетипы» по Юнгу, нормы, которые стали приемлемыми с учетом истории народа, негативного и позитивного опыта, динамики и тенденций развития [9]. Для того, чтобы проанализировать бессознательные нормы общественной регуляции, авторами была составлена матрица привычных форм поведения для российского социума.

Таблица 1 - Матрица привычных форм поведения для социума (идеальная модель для российского общества)

Нормы экономической жизни Нормы социальной жизни

Блага экономические вторичны по сравнению с духовными ценностями Общественная целостность

Иерархия ресурсов: - доверие - репутация - связи - деньги Коллективизм

Донорство Поддержка общества

Не рациональность поступков, а эмоциональность Чувство ответственности

Труд ради труда Чувство долга

В таблице 1 представлены нормы экономической и социальной жизни общества. Данные нормы были выявлены авторами для того, чтобы структурировать взаимосвязь экономической и социальной составляющей жизни современного общества. Матрица сохраняет социально-экономическую эмерджент-ность социума, основу его воспроизводства. Воспроизводство экономического потенциала или экономическое развитие в российском обществе происходит

тогда, когда срабатывает «норма» - общество главное и для поддержания его

9

целостности необходимы блага: когда в качестве базовых ресурсов выступают не деньги и связи, а репутация и доверие (базовый принцип соборности как норма взаимоотношений). Нормальным в российском обществе является коллективизм с чувством ответственности. В нашей среде престижно донорство, великодушие; человеку важно самореализоваться в рамках социального позиционирования. Основой социальной эмерджентности является гарантия общественной поддержки. Русский человек малорационален, руководствуется чувствами, долгом, что придает ему силы и ощущение того, что он живет правильно. Поэтому производительность труда не коррелирует с заработной платой.

Существуют сознательные практики регулирования, которые осуществляются на формальном и неформальном уровне. К формальным практикам относятся: законодательство, уставы организаций, стандарты качества. Неформальные практики включают в себя: морально этические нормы, традиции, ценности, производные от базовой матрицы. Основой регуляции на формальном уровне выступает законодательство. Концепция закона о рекламе - физическая, информационная, экономическая и психологическая безопасность общества. В законодательстве, таким образом, идет речь: о достоверности и правдивости рекламного сообщения, то есть информационной безопасности общества («Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются»); о психологической безопасности общества (запрет на рекламу табачной и алкогольной продукции); о физической безопасности общества (рекламные конструкции должны быть надежными и находиться на определенной дистанции от проезжих и пешеходных дорог); об экономической безопасности общества (достоверность относительно цен на рекламируемый продукт). Законодательные принципы рекламной деятельности не противоречат матрице общественного развития. На практике порой кажется, что рекламопроизводители стремятся не нарушить законодательство формально, однако, не заботясь о неформальной стороне, преступить морально этические нормы, отражающие суть законодательства. Данные рекламной практики свидетельствуют о том, что ради того, чтобы шокировать потен-

циального потребителя, либо для узнаваемости и запоминаемости рекламного сообщения, рекламодатель и агентство готовы действовать на грани закона. Иногда, стараясь обойти законодательство, рекламируется запрещенный товар (например, алкогольная продукция) не с прямым указанием на него. Сохранив элемент недосказанности, который в силу использования стереотипов тут же ассоциируется с определенной продукцией, рекламные агентства тем самым уменьшают уровень культуры. Популярность подобных практик не позволяет говорить о качестве рекламы. При этом данные действия оправдываются тем, что общество из-за низкого уровня образованности может воспринимать именно такую негативную информацию, запоминать ее, обсуждать и, как следствие, уделять внимание рекламируемому товару. Информация же более усложненная может вызвать недопонимание и отсутствие интереса. Данные формальные и неформальные практики активизируют определенные институциональные формы.

Самыми популярными в рекламных агентствах являются следующие формы: в экономической сфере - это принцип минимизации издержек, «захват» рекламодателей; в идеологической - это максимум творчества, шокирующая реклама, внушение покупок через рекламу. Данные формы противоречат существующей матрице, поскольку они направлены на получение прибыли, захват рынка и обеспечения конкурентоспособности, что разрушает доверие и взаимопомощь. В результате главенствующую роль играют экономические показатели, а укорененные социальные параметры, способные обеспечить экономический рост, забываются (таблица 2 и 3).

Таблица 2 - Несогласованность экономических форм и матрицы

Нормы экономической жизни Экономические формы

Блага экономические вторичны по сравнению с духовными ценностями Самым важным аспектом деятельности компании является прибыль

Иерархия ресурсов: - доверие - репутация - связи - деньги Иерархия ресурсов: - деньги - связи - репутация - доверие

Донорство Привлечение максимального количества рекламодателей при помощи любых средств

Не рациональность поступков, а эмоциональность Рациональность в действиях

Труд ради труда Труд ради прибыли

В таблице 2 и 3 показаны отклонения экономических и социальных форм соответственно от норм представленных в таблице 1. Анализ отклонения реальности от идеальной модели позволит разработать стратегию по формированию социально ответственного бизнеса, поскольку данная концепция сочетает в себе базовые элементы, необходимые для общества и элементы, способствующие социально-экономическому развитию. Когда компании попытаются пойти в направлении удовлетворения экономико-социальных норм они смогут разработать, как стратегию реализации социальной ответственности, так и концепцию качественной социальной рекламы.

Таблица 3 - Несогласованность социальных форм и матрицы

Нормы социальной жизни Формы социальной жизни

Общественная целостность Разрозненность общества

Коллективизм Индивидуализм

Поддержка общества Отсутствие поддержки

Чувство ответственности Внушение покупок

Чувство долга Творчество

Социально ответственный бизнес, как и любой другой, нацелен на достижение высоких экономических показателей. Однако его отличительной чертой

12

является тот факт, что решение основной задачи неразрывно связано с реализацией активной социальной политики, в первую очередь путем социального инвестирования и учетом интересов всех заинтересованных в данном процессе сторон. Отсутствие информации о социальной активности компании, о ее добровольном вкладе в решение насущных общественных проблем повышает риск попасть в ловушку завышенных ожиданий населения и подменить собой государство в социальной сфере. При этом чтобы понять, какое представление необходимо формировать у потребителя, для начала нужно определить, на каких рынках собирается работать компания.

В настоящее время существует четыре глобальных рыночных структуры, где присутствует контекст «продавец - потребитель» (формирование имиджа вне этого контекста - по умолчанию выброшенные деньги). Это рынок Business

2 Business (B2B, межкорпоративный бизнес); Business 2 Customer (B2C, рынок конечного потребителя); Business 2 Labour (B2L, рынок труда); Business 2 Government (B2G, рынок правительственных и властных структур). Соответственно, направления формирования представления о компании возникают следующие: Business Relations (BR - управление отношением потребителей на корпоративном рынке), Customer Relations (CR - управление отношением конечных потребителей), Labour Relations (LR - управление отношением к компании на рынке труда), Government Relations (GR - управление отношением к компании на уровне власти) [6].

Имиджевые ожидания каждой из данных контактных групп различны: органы власти обычно рассчитывают на законопослушание фирмы, уплату ее налогов и сборов, а также поддержку социально значимых программ, на которые собственных сил и средств не всегда достаточно; корпоративные клиенты ожидают долгосрочных и перспективных взаимоотношений, прибыльности своих инвестиций, добропорядочность и надежность руководства в плане ведения бизнеса, а также компетентность менеджмента компании-партнера; для персонала важны в первую очередь условия труда, социальные гарантии, возможность карьерного роста и самореализации, стабильная заработная плата и

заботливое отношение руководства и собственников бизнеса; потребители и местные сообщества ожидают от компании не только удовлетворения собственных запросов посредством добротности и доступности товаров и услуг и их послепродажной ответственности, но и социальным профилем фирмы: ее участием в благоустройстве окружающих территорий, помощи многодетным семьям и инвалидам, защите окружающей среды.

Таким образом, все целевые группы хотят видеть в бизнесе надежного и ответственного социального партнера, хотя составляющие этого социального партнерства в каждом случае различны. Эффективность социальных инвестиций бизнеса должна оцениваться в плане эффективности полномасштабных социальных коммуникаций. В данном случае речь идет не о PR или информационном менеджменте, а о позиционировании бизнеса не только в рыночной среде, а в обществе в целом.

Исследуя роль рекламы в формировании и продвижении имиджа социально ответственного бизнеса, рассматривается социальная реклама, которая в отличие от рекламы коммерческой выходит за рамки экономических задач бизнеса. В основном она направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей. На сегодняшний день в развитых странах мира бизнес является активным проводником социальной рекламы в жизнь.

К сожалению, в России социальная реклама находится в зачаточном состоянии. Присутствие единого рекламного продукта по социальной проблематике в прессе, на радио и на телевидении пока редкость. В российских научных и бизнес кругах отсутствует четкое определение социальной рекламы, что приводит к причислению к данному типу рекламу государственную и коммерческую, которая «эксплуатирует» социальные проблемы.

Г осударство пока не в состоянии в полном объеме решать накопившиеся социальные проблемы страны, в свою очередь в российской предпринимательской среде наблюдается тенденция возрастающего интереса к корпоративной социальной ответственности. Это вызвано целым рядом причин: накоплением достаточного капитала для реализации программ социального инвестирования;

осознанием собственниками бизнеса необходимости превентивного решения социальных проблем; возросшей культурой менеджмента в России. Однако главной предпосылкой интереса к корпоративной социальной ответственности и инструментам ее реализации в России стал процесс глобализации и как следствие расширение активности иностранных компаний на отечественном рынке. В результате вопрос социальной ответственности стал играть одну из ключевых ролей в формировании единых принципов ведения бизнеса, отсутствие которых является существенным препятствием при налаживании сотрудничества с потенциальными международными партнерами. Кроме того именно иностранные компании, действующие на территории нашей страны, стали причиной активного вовлечения крупных отечественных предприятий в социальную сферу. В первую очередь, это касается российских сырьевых предприятий, имеющих достаточные денежные средства для занятия социальным инвестированием и продвижением идей социальной ответственности в массы посредством социальной рекламы.

Примером социально ответственной компании в России выступает НК «Роснефть». Данная компания не просто выделяет деньги на социальную рекламу, но и реализует социальные проекты, как в рамках своего предприятия, так и вне его. Информацию о социальных инвестициях данного предприятия можно найти на официальном сайте, при этом данные являются обновленными

- это позволяет НК «Роснефть» формировать «диалог» с обществом, получая обратную связь на форум компании или электронную почту.

Однако среди массы российских предпринимательских структур лишь единичные компании занимаются социальным инвестированием и продвижением его принципов в классическом западном понимании этого процесса. Основная же часть российского бизнеса под социальным инвестированием понимает следующую модель поведения: заплатить налоги, не забыть про заработную плату и социальный пакет своих сотрудников, помочь в добровольнопринудительной форме властям поддержать социальную сферу, а затем, если останется желание и деньги заняться благотворительностью [7]. Однако даже

таких компаний в России не очень много. Основная часть предпринимателей, в первую мелкий и средний бизнес, не чувствуют никакой социальной ответственности перед обществом, и для большинства менеджеров таких компаний вовремя выплаченная заработная плата является единственным способом демонстрации социально-значимого поведения. Безусловно, данные мероприятия не могут считаться примером социальных инвестиций и уж тем более не будут способствовать появлению в обществе социальных ценностей, так как они соответствуют лишь стратегическим интересам предпринимателей, осуществляются по личному решению руководства компании или под давлением государства и никаких коренных изменений качества жизни населения страны не приносят.

Зачастую отечественный бизнес имеет одну цель - получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. При этом он забывает о последствиях своих действий, нанося непоправимый вред населению страны и ее интересам, и в результате получает негативно настроенное по отношению к самому себе общество. В результате становится очевидным, что решение проблемы взаимоотношения бизнеса и общества является ключевым шагом на пути построения социально-ориентированной инновационной экономики. Главным инициатором данного сближения должны стать именно бизнес-структуры, реализующие на практике принципы корпоративной социальной ответственности. В свою очередь, быстро развивающаяся социальная реклама должна стать полноценным инструментом современного цивилизованного российского бизнеса в реализации вышеуказанных принципов и привлечь внимание общественности к социальным проблемам, накапливающимся в нашем обществе, с целью их последующего успешного решения.

Список источников:

1. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление / Ю.Е. Благов // Российский журнал менеджмента. -2004. - № 3. - С. 17-34.

2. Гринберг, P. C. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику / Р. С. Гринберг, А. Я Рубинштейн // Российский экономический журнал. - 1997.

- № 1. - С. 35.

3. Гущина, Е.Г. Маркетинговый механизм взаимодействия социальнозначимых рынков (на примере рынка образовательных услуг и рынка труда) / Е.Г. Гущина // Экономические науки. - 2009. - № 57.

4. Гущина Е.Г. Модели потребительского поведения индивида с точки зрения различных наук / Гущина Е.Г., Витальева Е.М. // Вестник Австраханско-го гос. техн. ун-та. Серия: Экономические науки. - 2012. - № 2 (декабрь). - С. 136-142.

5. Московцев А.Ф., Почитаев Е.А. Воспроизводственное моделирование социальной экономики. Известия ВолгГТУ. С.37-42

6. Тамберг В., Бадьин А. Стратегия PR. Формула корпоративного имиджа / В. Тамберг // Новый маркетинг. - [Режим доступа]- 2009.( http://newbranding.ru/articles/4r-public-relations-strategy])

7. Туркин С. Как выгодно быть добрым: Сделайте свой бизнес социально ответственным / С. Туркин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 381с.

8. Шаховская Л.С., Морозова И.А. Социально-экономические условия перехода к инновационному типу развития в России: монография / под ред. И.П. Николаевой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

- Гл. 4. - C. 44-58.

9. Юнг К. Психологические типы личности - электронный ресурс - [Режим доступа] - http://www.grandars.ru/college/psihologiya/tipy-lichnosti-po-yungu.html.

10. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы: Т.18. - М.: КомКнига, 2005. - 184с.

11. ОК Русал «Территория РУСАЛа - возможности без границ» электронный ресурс - [Режим доступа] - http ://www. slideshare.net/DonorsForum/ss-16832605.

List of sources:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 . Blogs Yu.E. Concept of corporate social responsibility and strategic management / Yu.E. Blagov//Russian magazine of management. - 2004 . - No. 3. - Page 17-34.

2 . Grinberg, P. C. Social economy: introduction in new axiomatics/Ruble S. Grinberg, And. I am Rubenstein//the Russian economic magazine. - 1997 . - No. 1. -Page 35.

3 . Guschin, E.G.Marketingovy the mechanism of interaction of the socially significant markets (on the example of the market of educational services and a labor market) / E.G.Guschin//Economic sciences. - 2009 . - No. 57.

4 . Guschin E.G. Models of consumer behavior of the individual from the point of view of various Sciences / Guschin E.G. Vitalyeva E.M. // Messenger the Avstrak-hansky state. техн. un-that. Series: Economic sciences. - 2012 . - No. 2 (December). -Page 136-142.

5 . Moskovtsev A.F. Pochitayev E.A. Reproduction modeling of social economy. News of VOLGGTU. Page 37-42

6 . Tamberg V., Badyin A. PR strategy. Formula of corporate image / Century Tam-Berg//New marketing. - [An access mode] - 2009.

(http://newbranding.ru/articles/4r-public-relations-strategy])

7 . Turkin S. As it is favorable to be kind: Make the business socially responsible / S. Turkin. - M: Alpina Business Buks, 2007. - 381с.

8 . Shakhovsky H.p., Morozov I.A. Social and economic conditions of transition to innovative type of development in Russia: the monograph / under the editorship of Nominative of Nikolayeva. - M: Publishing and trade corporation "Dashkov and To", 2010. - Hl. 4 . - C. 44-58 .

9 . Ship's boys To. Psychological types of the personality - an electronic resource - [An access mode] - http://www.grandars.ru/college/psihologiya/tipy-lichnosti-po-yungu.html.

10 . Yakimets V. N. Social investments of the Russian business: mechanisms, examples, problems, prospects: T.18. - M: КомКнига, 2005. - 184с.

11 . OK RUSAL "RUSAL territory - opportunities without borders" an electronic resource - [An access mode] - http://www.slideshare.net/DonorsForam/ss-16832605.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.