ґ
V,
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
)
Г. КАБАКОВИЧ, профессор Ю. НИКОЛАЕВА, соискатель Башкирский государственный университет
Основная причина кризиса военного образования авторам видится в том, что оно искусственно изолировано от общегражданской высшей школы, развивается обособленно, а потому сводится к узковедомственным армейским стандартам, устаревшим традициям. Но при всем том военное образование обладает, по существу, монопольным правом на воспроизводство воинского кадрового потенциала.
Сегодня настало время пересмотреть и преодолеть сложившиеся стереотипы. При этом возникает вопрос: возможно ли в гражданском вузе осуществить подготовку офицера-специ-алиста? Проведенные в течение десятков лет исследования полностью доказали такую возможность - готовить в гражданских вузах офицерские кадры с высшим военно-специальным образованием, причем не только технического, но и гуманитарного профилей (воспитателей, военных экономистов, юристов, психологов, специалистов по маркетингу вооружения и т.д.).
Особо следует учитывать тот факт, что по ряду наукоемких профессий специалистов можно готовить только в гражданских вузах, поскольку для их обучения в военных вузах нет ни соответствующей материальной базы, ни достаточно квалифицированных педагогических и научных кадров. Да и для формирования личности будущих офи-церов-специалистов система высшей
Роль и место гражданских вузов в подготовке военных специалистов
гражданской школы предоставляет большие возможности - в воспитании общей культуры, в обретении гуманистических ценностей и идеалов.
Преимущества обучения военных специалистов в системе высшей школы подтверждаются и экономическими расчетами. Они показывают, что подготовка офицера-специалиста в гражданском вузе обходится государству в несколько раз дешевле, чем в военном.
Для выявления уровня подготовленности выпускников военных кафедр технических университетов для службы в войсках авторами были проведены комплексные социологические исследования. В них участвовали только офицеры первых двух лет службы. Одни из них закончили военные училища, другие - гражданские вузы, имеющие военные кафедры.
Результаты обработки полученных данных показали, что в начальный период воинской службы уровень подготовленности выпускников военных инженерных вузов (общеинженерная подготовка, умение работать с подчиненными, командные навыки и т.п.) достигает 35%, а уровень подготовленности выпускников военных кафедр гражданских вузов - 28%. Но уже через год-полтора эти уровни выравниваются. Слабое место в подготовке выпускников гражданских вузов - низкие командные навыки и знания руководящих документов инженерно-технической службы.
В целом же существующая система подготовки в гражданских вузах позволяет выпускнику - военному специалисту - успешно исполнять служебные обязанности на первичных должностях согласно военно-учетной специальности, если направленность его военной подготовки совпадает со специальностью, полученной в вузе.
Ежегодно десятки тысяч выпускников институтов и университетов становятся офицерами запаса. Но нужен ли нам такой многочисленный резерв и, главное, каково его качество? Хотя значение подготовленности резерва в условиях происходящего сокращения Вооруженных Сил России резко возрастет, но до сих пор подготовка офицеров запаса осуществляется на недостаточном уровне.
Причин этому несколько: устаревшая учебно-материальная база, недостаточно высокий уровень преподавательского состава, двойная, а то и тройная подчиненность военных кафедр, финансовая бедность вузов, отсутствие межвузовских учебных центров, отвечающих современным требованиям, слабая связь обучения с войсковой практикой и т.д. Но главными причинами, по мнению авторов, являются крайне низкая мотивация студентов в необходимости обучения их на военной кафедре и почти полное отсутствие у выпускников вузов опыта практической работы на офицерских должностях. Молодые люди знают, что, получив звание офицера запаса, они (за редким исключением) будут освобождены от военной службы, и поэтому многие из них специально поступают в высшие гражданские учебные заведения, чтобы не быть призванным в ВС.
А в связи с тем, что через год-два полученные на военной кафедре теоретические знания и начальные практические навыки забываются, то даже призыв офицеров запаса в дальнейшем
на воинскую службу без соответствующей переподготовки уже нецелесообразен. Такой механизм подготовки, говоря техническим языком, является «системой производства невостребованной продукции», т.е. разомкнутой, без обратной связи, а следовательно, неэффективной.
Очевидно, настало время создать новую систему подготовки офицерских кадров по гуманитарным и инженерным специальностям, отвечающую современным требованиям. Детали этой системы могут обсуждаться и уточняться, но принципы добровольности и заинтересованности обучения студентов в военной структуре гражданского вуза - военной кафедре (военнотехническом факультете) - должны соблюдаться неукоснительно. При этом основой военной подготовки должна стать контрактная система обучения студентов с соответствующим финансированием как их, так и вуза из бюджета Министерства обороны (МО). После подписания контракта с МО студенту ежемесячно должна доплачиваться к стипендии сумма, близкая к той, которую получают курсанты военных вузов. А по окончании вуза офицер запаса обязан отслужить указанный в контракте срок или же определенное время находиться в запасе с соответствующей переподготовкой. В дальнейшем по его желанию на конкурсной основе он может продлить срок договора, если будет востребован для Вооруженных Сил.
Такой подход ликвидирует главные недостатки существующей системы и позволит создать профессионально подготовленный контингент офицеров запаса, численность и качество которого будет регулироваться Министерством обороны.
Для выяснения мнения студентов, которые пожелали бы обучаться по такой системе военного образования, и
определения их отношения к обучению на военных кафедрах и к самой службе в войсках после окончания вузов был проведен социологический опрос. Были предложены вопросы:
1. Захотите ли Вы обучаться в вузе на военно-техническом факультете, т.е. служить по контракту в ВС (5 лет) на офицерской должности после окончания университета?
2. Каковы мотивы, побудившие Вас обучаться на военных кафедрах гражданских вузов?
Социологические исследования были проведены в ведущих вузах Москвы, Санкт-Петербурга и Уфы. В качестве респондентов были выбраны студенты Московского государственного авиационного технического университета, Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации, Санкт-Петербургского государственного технического университета, Санкт-Петербургского государственного морского университета, Уфимского государственного авиационного технического университета. Опрошено 6246 студентов 2-5 курсов.
Исследования показали: число студентов, выразивших желание после окончания вуза заключить контракт на службу в ВС РФ, составило 16,1%; отрицательно ответили 56,1%; не смогли определить свое отношение 27,8%. Эти данные по отдельным учебным заведениям отличаются, но незначительно (табл.1).
Как видно из таблицы, почти треть студентов еще не ориентируется в
сложной обстановке. Их что-то удерживает как от положительного, так и от отрицательного ответа, хотя льготы привлекают. Возможно, некоторые из них со временем примут положительное решение.
Интересно, что в среднем по обследованным вузам между ответами студентов младших и старших курсов большой разницы нет. С одной стороны, это свидетельствует об уровне профориентационной работы в вузе, с другой -о значительной роли негативных социальных установок, касающихся армии, формируемых с помощью средств массовой информации.
Разница в ответах студентов УГА-ТУ от курса к курсу небольшая, зато существуют серьезные, вполне объяснимые различия по факультетам. Так, на факультете авиадвигателей положительно ответили 29,17%, на экономическом факультете - 6,67%, на факультете информатики и робототехники -14,36%, на факультете авиационно-технологических систем - 19,47%, на факультете авиационного приборостроения - 21,24%. По-видимому, обучающиеся на экономическом факультете надеются на достойное применение своих знаний после окончания вуза лишь в гражданской сфере.
Выявляя количественные возможности будущего военно-технического факультета и опрашивая лишь студентов мужского пола, мы, тем не менее, предполагаем, что среди желающих служить в Вооруженных Силах может оказаться значительное количество девушек, которые, кстати сказать, со-
Таблица 1
Варианты ответов В среднем по 5 вузам УГАТУ СПбГТУ МГАТУ СПбПМУ МГИМО
Да 16,1 18,86 12,16 18,11 15,08 13,04
Нет 56,1 54,68 55,0 58,02 54,21 78,26
Не знаю 27,8 26,46 32,34 23,87 30,72 8,7
ставляют большинство в ряде студенческих групп. Поэтому можно предположить, что доля студентов, желающих заключить контракт с МО РФ, возрастет.
В соответствии со вторым направлением социологических исследований удалось установить мотивы, побудившие студентов проходить курс обучения на военных кафедрах гражданских вузов. Абсолютно понятен такой существенный мотив, как «возможность не быть призванным для прохождения срочной воинской службы». Но вот мотив «расширение сферы воз-
можного приложения сил в будущем» оказался важным, вероятнее всего, в связи с тем, что перспектива служить в армии, МВД, ФСБ и других подразделениях силовых структур на офицерских должностях повышает степень социальной защищенности молодого специалиста. Тот факт, что четверть всех студентов, подумывающих о контрактной службе и назвавших основными мотивами «расширение
кругозора», «романтику военной службы», говорит о другом - о неуверенности их намерения. Хотя этот факт очень интересен в социальном плане, поскольку позволяет увидеть молодежь, обучающуюся в технических вузах, в «новом» свете, т.е. не так, как это преподносят средства массовой информации, подчеркивающие нигилизм и прагматизм нового поколения. Есть и другие мотивы: «с детства мечтал служить в Вооруженных Силах», «родители хотели бы видеть меня военным», «поддался влиянию друзей» и т.д. (см. табл.2).
Таблица 2
Результаты социологических исследований показали, что можно ожидать от студентов, которые подумывают о контрактной службе в ВС, какие интересы привели их к этому, какое количество контрактников может быть в перспективе, т.е. на основании этих данных можно определить будущий контингент желающих обучаться на военно-технических факультетах гражданских вузов.
Мотивы, побудившие Данные от числа отметивших определенный мотив, %
Данные к числу опрошенных студентов, %
студентов к военному обучению УГАТУ СПбГТУ СПбГМУ МГИМО В целом по всем вузам
Добавка к стипендии 31,70 16,67 13,11 8,7 17,55
14,40 9,2 7,4 4,9 8,98
Расширение кругозора 41,52 22,48 32,13 33,7 32,46
18,20 12,40 18,10 19,2 16,98
Романтика военной 5,71 5,66 6,67 17,39 8,86
службы 2,6 3,1 3,8 9,9 4,85
Расширение возмож- 62,12 47,70 42,08 26,09 44,5
ного приложения сил в будущем 28,2 26,1 23,7 14,8 23,2
Возможность не быть 77,97 86,85 81,53 83,7 82,51
призванным для прохождения срочной службы 35,4 47,7 46,0 47,5 44,15
Другие мотивы 1,43 2,91 1,75 6,52 3,15
0,6 1,5 1,0 3,7 1,7
Рассматривая данную проблему, авторы считают целесообразным обратить внимание на ее финансово-экономический аспект. Так, внедрение в жизнь рыночных отношений не обошло стороной и сферу образования. По данным публикаций, подготовка современного инженера в гражданском вузе обходится государству в 5-10 раз дешевле, чем подготовка военного инженера соответствующей квалификации в военном учебном заведении.
Поэтому Министерству обороны РФ целесообразно делать заказ вузам на подготовку определенного количества военных специалистов по видам и родам войск, научно-обоснованной численности офицеров запаса, а также заключать договоры (контракты) как с вузом, так и со студентами, изъявившими желание стать офицерами (прошедшими соответствующий конкурсный отбор) и способными после окончания учебных заведений проходить службу в войсках определенное количество лет, а затем, после службы, находиться в запасе - с обязательной переподготовкой для совершенствования приобретенных в армии профессиональных навыков. Только в этом случае будет осуществлена заинтересованность не только военной кафедры (факультета военного обучения), но и самого вуза в качественной подготовке военных специалистов.
При заключении контракта между будущими военными специалистами, вузом и военным заказчиком должны быть оговорены все обязательства, которые берет на себя каждая сторона.
Например, вуз набирает не 500 человек, а 700, исходя из заказа на выпуск 200 офицеров по четырем специальностям. Экономически это выгодно как Министерству обороны и вузу, так и заключившему договор студенту. При этом вуз получит от МО небольшую дополнительную сумму, а Министер-
ство обороны сэкономит довольно значительные средства. Студенту же будет выплачиваться соответствующая, значимая для него стипендия от военного ведомства за обучение на военной кафедре (военном факультете).
Проблемы социальной перестройки Вооруженных Сил предполагают новые методы подготовки военных специалистов высшей квалификации, создание новых кафедр военной системо-логии и экономики, исследование вопросов конверсии военно-промышленного производства.
В связи с тем, что гражданские вузы перешли на многоуровневую систему обучения, то в аналогичном плане должна быть пересмотрена и концепция подготовки в них военных специалистов, с учетом новых потребностей заказчиков, диктуемых условиями рынка.
Авторами предлагается неординарный путь решения вопроса организации многоуровневой подготовки в гражданских вузах военных специалистов как для службы в Вооруженных Силах, так и для других государственных силовых структур.
В рамках данной концепции выделены конкретные направления и три уровня подготовки (основным является подготовка офицеров-бакалавров на контрактной основе по одной из военно-учетных специальностей).
С целью обеспечения социальной защиты студента от непредвиденных ситуаций, связанных с уходом из института (университета) после прохождения первого уровня - получения базового высшего образования, предусматривается такое построение учебного плана, которое позволит в течение двух лет подготовить для армии специалиста для квалифицированной работы на штатных должностях младших специалистов с базовым (незаконченным) высшим образованием. Это первичные должности техника-лаборанта, конструктора-чер-
тежника, делопроизводителя технической документации и т.д.
Авторы считают, что на этом уровне обучения было бы целесообразным также готовить и младших военных специалистов, тем более что в сетке часов учебных планов на эти цели может быть выделено 200-250 часов, т.е. порядка 10% учебного времени. А лагерные военные сборы с общевойсковым уклоном (примерно 144 учебных часа) после второго курса позволят подготовить студента в качестве младшего специалиста с учетом общегражданских дисциплин в целом за 394 часа. Особую роль в решении данного вопроса должны сыграть и межвузовские учебно-тренировочные центры.
В результате такой формы социальной защиты студент в случае ухода после первого уровня обучения пойдет служить в ВС уже с определенными военными знаниями и умениями, а при переходе армии на профессиональную основу сможет сразу заключить контракт на службу в более высоком качестве, чем просто солдат.
Студенты, перешедшие на второй уровень обучения и заключившие ранее контракт с МО по программе подготовки офицеров запаса, продолжают обучаться на военной кафедре или военном факультете и, прослушав соответствующие 200-250 часов согласно данной программе, а также пройдя войсковую стажировку, после окончания уровня бакалавриата получают звание лейтенанта-бакалавра запаса.
При переходе на второй уровень обучения заключается специальный контракт военного заказчика с теми же студентами, которые изъявили желание после окончания вуза служить в Вооруженных Силах и прошли соответствующий отбор.
На данном этапе предлагается следующая концепция подготовки военного специалиста (лейтенанта-бакалав-
ра): студенты, заключившие договоры с Министерством обороны, приходят обучаться на военный факультет по военно-учетной специальности, которая совпадает со специальностью гражданского профиля вуза либо близка к ней.
Конкурсный отбор для офицеров, имеющих квалификационную степень бакалавра
На подготовку лейтенанта-бакалав-ра предлагается использовать фонды учебного времени, которые отводятся в учебных планах на специализации. Так, порядка 716 часов отводится непосредственно на изучение предметов по выбранной специализации и порядка 185 часов - на изучение дисциплины по выбору, которая будет необходима специалисту для профессиональной ориентации, углубленного изучения данной специальности или специализации. Таким образом, на подготовку лей-тенанта-бакалавра по каждой военноучетной специальности может быть отведено около 900 часов учебного времени (716 плюс 185 часов). Кроме того, должна быть предусмотрена месячная войсковая стажировка по специальности.
Итак, на втором уровне подготовки военного специалиста общий объем часов составит около 1045 (с учетом 144 часов войсковой стажировки), а если учесть объем часов первого уровня (394 ч.) и часы, отводимые на аттестацию, государственные экзамены и прочее (порядка 400 ч.), то общие затраты времени на подготовку бакалавра-лей-тенанта могут составить до 1839 часов плюс часы, отводимые на общегражданские дисциплины.
Такой подход несоизмеримо более значим, чем традиционная подготовка офицеров, которая осуществляется в настоящее время в вузе по 594-часовой программе. Подготовка бакалавров-
Рис.1. Уровни подготовки военных специалистов в системе высшей школы
лейтенантов по изложенному методу, зов будет отвечать требованиям,
несомненно, приведет к тому, что уро- предъявляемым к выпускникам воен-
вень знаний и умений выпускников ву- ных училищ.
Таким образом, на первых двух уровнях высшего профессионального образования могут быть подготовлены военные специалисты разного предназначения: младший военный специалист; лейтенант-бакалавр запаса; лейтенант-бакалавр для службы в государственных силовых структурах.
Проходить службу бакалавр-лейтенант может как в воинских частях, так и военно-учебных заведениях, учреждениях, предприятиях и организациях Министерства обороны РФ на должностях в соответствии с его знаниями, умениями и навыками. Прослужив согласно контракту (5 лет) в Вооруженных Силах (или другой государственной силовой структуре), офицер (за это время ему может быть присвоено воинское звание капитана) имеет право уволиться в запас или может заключить очередной контракт.
Особо необходимо отметить и такую возможность офицера-бакалавра, как продолжение своего обучения по третьему уровню высшего профессионального образования, которое он может осуществить как в системе высшей гражданской, так и военной школы.
На учебу (как в процессе службы, так и после повторного заключения контракта) офицер может быть направлен командованием своего подразделения при условии добросовестного выполнения своих служебных обязанностей. После завершения обучения в вузе офицер-инженер или офицер-магистр направляется, согласно предписанию, к месту службы и на соответствующую должность.
Может возникнуть и такая ситуация, когда у государственной силовой структуры или у Министерства обороны возникнет особая потребность в специалистах третьего уровня высшего профессионального образования. Тогда бакалавры-лейтенанты нужных специальностей сразу будут направле-
ны на обучение в соответствующий военный или гражданский вуз, а могут быть и оставлены в своем же вузе, на военном факультете с целью доучивания по образовательной программе подготовки магистра (инженера).
Предлагаемая схема отличается от традиционной системы военной подготовки студентов гражданских вузов тем, что выпускник получает военно-специальное образование, соизмеримое с образованием выпускника военного вуза. И при этом он будет обладать более высоким уровнем базовой, общетехнической и гуманитарной подготовки, не говоря уже о значительной степени социальной защищенности как в гражданской жизни, так и на военной службе.
Существует еще один веский довод в пользу предлагаемой системы обучения. Так, все военные учебные заведения обязаны соблюдать Государственный образовательный стандарт, согласно которому учебный процесс должен содержать в себе не менее 75% общеобразовательной и специальной компоненты. В результате военный компонент специального цикла дисциплин реализуется за счет элективных курсов.
Представляется, что логичнее и целесообразнее было бы реализовать 25% содержания образования (т.е. военную компоненту) в гражданском вузе, чем в военном вузе реализовывать 75% общеобразовательной программы (т.е. государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста).
При этом военный специалист, прошедший обучение на военном факультете гражданского вуза (с существенно меньшими затратами) и отслуживший установленный срок в рядах Вооруженных Сил, может более гибко использовать свои знания, умения и навыки в народном хозяйстве, находясь в запасе и имея высокую военную квали-
фикацию. Благодаря обучению на военном факультете, будущий офицер получит также и оптимальную подготовленность для полноценной реализации высоких требований, предъявляемых специалисту, руководителю и воспитателю подчиненных. Причем эти качества подготовки офицеров будет определять заказчик в лице Министерства обороны РФ. Оно же будет принимать участие в разработке квалификационных характеристик и утверждать их, осуществлять контроль за степенью соответствия уровня подготовки выпускников требованиям квалификационных характеристик.
С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Концепция многоуровневого военного образования в системе высшей гражданской школы отвечает назревшим потребностям совершенствования и развития сложившейся в настоящее время подготовки кадров для Вооруженных Сил.
2. Уровень конкурентоспособности военного выпускника должен стать одним из основных критериев эффективности деятельности различных типов вузов (гражданского или военного).
3. Организация вневойсковой подготовки должна стать государственной задачей, основой системы комплектования и подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил и их резерва. При этом основой для ее эффективного функционирования в гражданских вузах и повышения престижа военной службы может стать система материального стимулирования (из бюджета МО) как студентов-контрактников, так и вузов.
4. Предлагаемая система военной подготовки в вузах позволит гибко реагировать на потребности войск в военных кадрах тех или иных военноучетных специальностей без значительного увеличения на это ассигнова-
ний. Министерство обороны будет избавлено от необходимости создания новых военно-учебных заведений.
5. Технические университеты могут решать триединую задачу:
• подготовку кадровых военных специалистов для Вооруженных Сил на контрактной основе;
• подготовку кадров для военнопромышленного комплекса;
• формирование инженерного резерва для армии и флота в составе мобилизационных ресурсов.
Особо отметим, что подготовка военных кадров в гражданских учебных заведениях станет тем взаимосвязанным процессом, который позволит устранить традиционное деление службы офицера на периоды обучения и профессиональной деятельности. А это даст возможность обеспечить стабильность образования, успешную его адаптацию к изменениям в развитии военной науки и военного дела.
Преобразование военных кафедр в военные факультеты приведет к возрастанию возможностей целенаправленного формирования личности офицера с заданными квалификационными характеристиками, обеспечит его подготовку по второму (бакалавр) и по третьему (магистр, инженер) уровню образования.
Высшая гражданская школа способна решить задачу подготовки военных специалистов на высоком профессиональном уровне, а предлагаемая структура новой организации обучения -военный факультет - соответствует всем принципам системного подхода (целостность, устойчивость, адаптивность), которые характеризуют правильно сформированную систему, способную конкурировать с военным вузом, а также выработать стратегический подход к практическому решению поставленных вопросов. Щ