Научная статья на тему 'Роль и место государственной службы финансового мониторинга Украины в системе борьбы с экономической преступностью'

Роль и место государственной службы финансового мониторинга Украины в системе борьбы с экономической преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ РАЗВЕДКИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / MONEY LAUNDERING / FINANCIAL INTELLIGENCE UNIT / PREVENTION / COUNTERACTION / FINANCIAL SYSTEM / FINANCIAL MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буткевич С. А.

Установлены роль и место Государственной службы финансового мониторинга Украины в системе обеспечения экономической безопасности государства в целом и борьбе с легализацией преступных доходов в том числе. Внесены предложения по усовершенствованию деятельности подразделения финансовой разведки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Буткевич С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Place of the State Service for Financial Monitoring of Ukraine in Counteraction to Economic Crime

Determined the role and place of the State Service for Financial Monitoring of Ukraine in the system of economic security of the state in general and counteraction to money laundering including. Proposals on improvement of the activities of the financial intelligence unit are developed.

Текст научной работы на тему «Роль и место государственной службы финансового мониторинга Украины в системе борьбы с экономической преступностью»

роль и место государственной службы финансового мониторинга украины в системе борьбы с экономической преступностью

THE ROLE AND place OF THE sTATE sERvicE

for financial monitoring of ukraine in counteraction to economic crime

УДК 342.6:347.73 (477)

С.А. БУТКЕВИЧ,

кандидат юридических наук (Крымский факультет Одесского государственного университета внутренних дел, Украина)

S.A. BUTKEVYCH,

PhD, senior researcher (The Crimean Department of the Odessa State University of Internal Affairs)

Аннотация: установлены роль и место Государственной службы финансового мониторинга Украины в системе обеспечения экономической безопасности государства в целом и борьбе с легализацией преступных доходов в том числе. Внесены предложения по усовершенствованию деятельности подразделения финансовой разведки.

Ключевые слова: легализация преступных доходов, подразделение финансовой разведки, предупреждение, противодействие, финансовая система, финансовый мониторинг.

Abstract: determined the role and place of the State Service for Financial Monitoring of Ukraine in the system of economic security of the state in general and counteraction to money laundering including. Proposals on improvement of the activities of the financial intelligence unit are developed.

Keywords: money laundering, financial intelligence unit, prevention, counteraction, financial system, financial monitoring.

Стремительное развитие мировой финансовой системы, постоянное совершенствование существующих и применение новых информационно-коммуникационных технологий дает возможность проводить финансовые операции в кратчайшее время, что создает дополнительные возможности для отмывания доходов, полученных преступным путем. Именно поэтому для каждого государства вопросы борьбы с легализацией преступных доходов - это вопросы национальной безопасности. Отмывание доходов, полученных преступным путем, является не только общественно опасным деянием, но и

системной угрозой для финансовых рынков и национальной экономики в целом.

В связи с активизацией международного терроризма появляются новые проблемы в сфере борьбы с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма, что требует применения жестких мер для осуществления контроля функционирования «теневых» финансовых потоков. Именно поэтому одним из направлений антитеррористи-ческой стратегии государства должно стать выявление и эффективное блокирование каналов финансовой поддержки террористических организаций [1].

С провозглашением независимости проблемные вопросы обеспечения экономической безопасности рассматриваются Украиной как актуальные, требующие постоянного внимания со стороны сотрудников правоохранительных органов и научного сопровождения. Вместе с тем изменения, происходящие в общественно-политической и социально-экономической сферах, содействовали появлению и развитию новых, ранее неизвестных общественно опасных деяний, в том числе легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

Безусловно, что такое явление, как отмывание доходов, полученных преступным путем, чрезвычайно негативно влияет на общество, поскольку нарушает интересы легального бизнеса, подрывает репутацию отдельных его сегментов и участников, доверие общества ко всей финансовой системе, является угрозой для нормального функционирования кредитно-финансовых учреждений страны, снижает инвестиционную привлекательность государства в целом. Более того, оно создает угрозу экономической безопасности страны, так как носит транснациональный характер.

Отдельные вопросы борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма рассматривали такие украинские ученые, как А.М. Бандурка, А.Ф. Волобу-ев, В.П. Емельянов, В.А. Журавель, М.В. Корниенко, А.Е. Корыстин, А.А. Пономаренко, С.В. Симовьян и др. Однако, несмотря на повышенный интерес ученых и практиков к этой проблематике, несовершенство действующего законодательства и его высокий динамизм на протяжении 2010-2012 гг., необходимость приведения системы предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в Украине согласно требованиям международных правовых актов вопросы определения роли и места Государственной службы финансового мониторинга Украины (далее - Госфинмониторинга Украины) в системе борьбы с экономической преступностью требуют самостоятельного комплексного исследования.

Учитывая изложенное выше, цель статьи

- определение роли и места Госфинмони-торинга Украины в системе борьбы с экономической преступностью, а также внесение предложений по оптимизации ее деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности.

Сегодня Госфинмониторинг Украины явля-

ется центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра финансов Украины. Госфинмониторинг Украины входит в систему органов исполнительной власти и создан для реализации государственной политики в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма [2].

Подчеркнем, что политическая независимость Госфинмониторинга Украины обеспечивается благодаря таким положениям действующего законодательства:

во-первых, Госфинмониторинг Украины возглавляет Глава, которого назначает на должность по представлению Премьер-министра Украины, внесенному на основании предложений Министра финансов Украины, и освобождает от должности Президент Украины. Вместе с тем считаем целесообразным закрепить конкретный срок полномочий Главы Госфинмониторинга Украины (например, 5 лет), что сделает невозможным использование подразделения финансовой разведки с политической целью;

во-вторых, использование Госфинмонито-ринга Украины в партийных, групповых или личных интересах не допускается;

в-третьих, деятельность партий, движений и других объединений граждан с политическими целями в подразделении финансовой разведки запрещается; на период службы или работы по трудовому договору членство должностных лиц и служащих Госфинмони-торинга Украины в партиях, движениях и других объединениях граждан прекращается;

в-четвертых, руководитель подразделения финансовой разведки не может быть членом политической партии [3].

В состав Госфинмониторинга Украины входят: департамент финансовых расследований, департамент взаимодействия и координации системы финансового мониторинга, департамент информационных технологий, юридическое управление, отдел международного сотрудничества, управление планирования, исполнения бюджета, бухгалтерского учета и работы с персоналом, управление контроля и административнохозяйственной работы, сектор организационно-аналитического обеспечения работы руководителя, сектор внутреннего аудита, сектор режима и безопасности. Штатная численность подразделения финансовой разведки составляет 237 штатных единиц;

оно является юридическим лицом публичного права, деятельность которого прекращается путем реорганизации или ликвидации Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины.

Основные задания Госфинмониторинга Украины:

1) реализация государственной политики в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, а также внесение предложений по ее формированию;

2) сбор, обработка и анализ информации о финансовых операциях, подлежащих финансовому мониторингу, других финансовых операциях или информации, которые могут быть связаны с подозрением в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма;

3) создание и обеспечение функционирования единой государственной информационной системы в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма [2].

Однако ч. 1 ст. 18 Закона Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» к заданиям подразделения финансовой разведки, кроме названных выше, относит также:

- установление принципов обработки полученной от субъектов первичного финансового мониторинга информации об операциях, которые подлежат финансовому мониторингу, и критериев анализа таких операций;

- налаживание сотрудничества, взаимодействия и информационного обмена с государственными органами, компетентными органами иностранных государств и международными организациями в данной сфере;

- обеспечение представительства Украины в установленном порядке в международных организациях по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма [3].

Последние два задания Госфинмониторин-га Украины предусмотрены и ежегодными планами мероприятий по предупреждению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма

(см., например, план таких мероприятий на 2013 г. [4]).

Указанные примеры наглядно иллюстрируют несогласованность и противоречивость законодательных и подзаконных нормативноправовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных и других государственных органов в сфере предупреждения и противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также подчеркивают недостаточную эффективность проводимых мероприятий в этом направлении.

Именно поэтому особую актуальность и значимость приобретают вопросы взаимодействия Госфинмониторинга Украины с другими уполномоченными субъектами по этим вопросам, поскольку на подразделение финансовой разведки возложены задания координации таких действий. Так, для выполнения возложенных на него заданий Госфинмониторинг Украины имеет право в установленном порядке: привлекать для выполнения отдельных работ, участия в изучении отдельных вопросов ученых и специалистов, в том числе на договорной основе, сотрудников центральных и местных органов исполнительной власти; получать бесплатно в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти, правоохранительных органов, Национального банка Украины, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования, предприятий, учреждений и организаций информацию (справки, копии документов), в том числе информацию, являющуюся банковской или коммерческой тайной, необходимую для выполнения возложенных на Госфинмони-торинг Украины заданий; осуществлять в установленном законодательством порядке доступ, в том числе автоматизированный, к базам данных субъектов государственного финансового мониторинга и других органов государственной власти, а также пользоваться соответствующими информационными базами данных государственных органов, государственными, в том числе правительственными, системами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами; созывать совещания, создавать комиссии и рабочие группы.

Кроме этого, Госфинмониторинг Украины в процессе выполнения возложенных на него заданий взаимодействует в установленном порядке с другими органами исполнительной власти, вспомогательными органами и службами, созданными Президентом Укра-

ины, органами местного самоуправления, объединениями граждан, профсоюзами и организациями работодателей, соответствующими органами иностранных государств и международных организаций, предприятиями, учреждениями, организациями.

Подчеркнем, что в рамках международного сотрудничества подразделение финансовой разведки имеет право: заключать в установленном законодательством порядке международные договора межведомственного характера с соответствующими органами других государств по вопросам сотрудничества в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма; осуществлять международное сотрудничество с соответствующими органами иностранных государств в части обмена опытом и информацией, связанными с предупреждением и противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма; обеспечивать сотрудничество с FATF и другими международными организациями, деятельность которых направлена на обеспечение международного сотрудничества в этой сфере.

Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности Госфинмониторинга Украины является организация сотрудничества (взаимодействия, координации) с государственными органами, деятельность которых связана с предупреждением и противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, что предполагает:

- координацию деятельности государственных органов в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;

- организацию и координацию работы по переподготовке и повышению квалификации специалистов органов государственной власти по вопросам финансового мониторинга и сотрудников субъектов первичного финансового мониторинга, ответственных за проведение финансового мониторинга в данной сфере;

- соблюдение установленного Министром финансов Украины порядка обмена информацией между Министерством и Госфинмо-ниторингом Украины, а также своевременности ее предоставления [5].

Другим важным направлением координации усилий уполномоченных субъектов

в данной сфере является регулирование соответствующей деятельности субъектов первичного финансового мониторинга. Так, Госфинмониторинг Украины разработал и утвердил критерии риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма с целью выполнения субъектами первичного финансового мониторинга требований ан-тилегализационного законодательства по классификации своих клиентов с учетом таких показателей, как:

1) тип клиента - публичные деятели или связанные с ними лица; иностранные предприятия, контроль и руководство которыми осуществляется по доверенности; акционерные общества, которые осуществляют выпуск акций на предъявителя, и др.;

2) географическое положение страны регистрации клиента или учреждения, через которую он осуществляет передачу (получение) активов (имеются в виду страны, которые отнесены правительством Украины к перечню оффшорных зон, поддерживают международную террористическую деятельность, не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, задействованных в этой сфере);

3) вид товаров и услуг - взаимозачет требований по экспортно-импортным операциям; предоставление лицом информации, которую невозможно проверить; открытие счета с внесением на него средств в пользу третьего лица; получение клиентом услуг с использованием инновационных технологий без непосредственного контакта с ним и т. д. [6].

При этом укажем, что впервые уровень риска определяется и фиксируется субъектом первичного финансового мониторинга во время установления деловых отношений с клиентом. В случае если клиент попадает хотя бы под один из этих критериев риска, уровень риска такого клиента не может определяться как низкий. Установленный в отношении клиента уровень риска пересматривается субъектом первичного финансового мониторинга не реже одного раза в год. В случае установления клиенту среднего уровня риска и выявления тенденций к его росту (включая достижение высокого уровня риска) у клиента появляется повышенный риск проведения операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

Продолжая анализ основных заданий и

функций подразделения финансовой разведки, остановимся на Единой государственной информационной системе в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, назначение которой - организация взаимодействия субъектов государственного финансового мониторинга, правоохранительных и других государственных органов с целью создания единого информационного пространства для обеспечения комплексного анализа информации о преступных доходах, выявления механизмов их легализации, предупреждения отмывания таких доходов [7]. На наш взгляд, обеспечение надлежащего функционирования этой системы даст возможность разрешить проблемы оперативного получения (в том числе в автоматизированном режиме) Госфинмониторингом Украины информации из соответствующих баз данных государственных органов, необходимой для анализа и оценки эффективности мер, применяемых для предупреждения и противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Вместе с тем считаем, что целью финансового мониторинга должно быть не только выявление финансовых операций, связанных с легализацией преступных доходов, но и выявление, раскрытие и пресечение

всех других преступлений экономической направленности. При этом основной акцент должен делаться на превентивном характере финансового мониторинга - предупреждении привлечения преступных доходов в национальную экономику, а также использования субъектов финансового мониторинга с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Таким образом, четкое определение роли и места Госфинмониторинга Украины в системе борьбы с экономической преступностью даст возможность обеспечить: системную реализацию государственной антилегализационной политики; гармонизацию национальной антилегализационной системы с международными правовыми стандартами; действенное сотрудничество и постоянный информационный обмен с правоохранительными и другими государственными органами, а также компетентными органами иностранных государств и международными организациями в данной сфере; соблюдение и неукоснительное выполнение требований, установленных законодательством для деятельности субъектов первичного финансового мониторинга; стимулирование притока иностранных инвестиций в национальную экономику; наполнение доходной части государственного бюджета и т. д.

Литература:

1. Об одобрении Стратегии развития системы предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма на период до 2015 года : Распоряжение Кабинета Министров Украины от 9 марта 2011 г. № 190-р // Официальный вестник Украины. 2011. № 19. Ст. 803.

2. О Положении о Государственной службе финансового мониторинга Украины : Указ Президента Украины от 13 апреля 2011 г. № 466/2011 // Официальный вестник Украины. 2011. № 29. Ст. 1272.

3. О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма : Закон Украины от 28 ноября 2002 г. № 249-М // Ведомости Верховной Рады Украины. 2003. № 1. Ст. 2.

4. Об утверждении плана мероприятий на 2013 год по предупреждению и противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма : Постановление Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 11 марта 2013 г. № 155 // Правительственный курьер. 2013. № 52.

5. Регламент работы Государственной службы финансового мониторинга Украины : Утвержден приказом Государственной службы финансового мониторинга Украины от 30 мая 2011 г. № 97. - К. : Госфинмониторинг Украины, 2011. 8 с.

6. Об утверждении Критериев риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма : Приказ Г осударственного комитета финансового мониторинга Украины от 3 августа 2010 г. № 126 // Официальный вестник Украины. 2010. № 80. Ст. 2839.

7. О Единой государственной информационной системе в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : Постановление Кабинета Министров Украины от 10 декабря 2003 г. № 1896 // Официальный вестник Украины. 2003. № 51. Т. 1. Ст. 2674.

References

1. Approval of the Strategy of Development of the System of Preventing and Counteracting to Legalization (Laundering) of Incomes Received in Criminal Way and Terrorism Financing in the Period to 2015 : Decree of the Cabinet of Ministers of Ukraine № 190-R, dated March 9, 2011 // Official Herald of Ukraine. 2011. № 19. Art. 803.

2. On Regulation of the State Committee for Financial Monitoring of Ukraine : Decree of the President of Ukraine

№ 466/2011, dated April 13, 2011 // Official Gazette of Ukraine. 2011. № 29. Art. 1272.

3. On Preventing and Counteracting to Legalization (laundering) of Incomes Received in Criminal Way and Terrorism

Financing : Law of Ukraine № 249-IV, dated November 28, 2002 // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine. 2003. № 1. Art. 2.

4. Approval of the Action Plan for 2013 on Prevention and Counteraction to Legalization (Laundering) of Incomes Received in Criminal Way and Terrorism Financing : Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine and the National Bank of Ukraine № 155, dated March 11, 2013 // Uryadovyi Kurier. 2013. № 52.

5. Regulation of Activity of the State Service for Financial Monitoring of Ukraine : Approved by Order of the State Service for Financial Monitoring of Ukraine № 97, dated May 30, 2011. Kyiv, 2011. 8 p.

6. Approval of Criteria of Risk of Legalization (Laundering) of Incomes Received in Criminal Way and Terrorism Financing : Order of the State Committee for Financial Monitoring of Ukraine № 126, dated August 3, 2010 // Official Gazette of Ukraine. 2010. № 80. Art. 2839.

7. On Unified State Informational System in Sphere of Preventing and Counteracting to Legalization (Laundering) of

Incomes Received in Criminal Way and Financing of Terrorism : Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine № 1896,

dated December 10, 2003 // Official Gazette of Ukraine. 2003. № 51. T. 1. Art. 2674.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.