Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

РОЛЬ И МЕСТО ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАН / ПРИНЦИПЫ / ИНВЕСТОРЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕСУРСЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ / АНАЛИЗ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колесников А.М.

В представленной статье дан анализ стратегического плана развития Санкт-Петербурга. Раскрываются его составляющие, в частности разделы, посвящённые направлению и состоянию гостиничного хозяйства. Особая роль при этом отводится инвестициям в отрасль, за счёт которых формируется механизм эффективного развития туризма в Санкт-Петербурге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF THE HOTEL BUSINESS IN THE STRATEGIC PLAN FOR THE DEVELOPMENT OF SAINT PETERSBURG

In the present article the strategic plan for the development of Saint Petersburg is analyzed. Its components are disclosed, in particular the sections on the direction and the state of the hotel industry. A special role is given to investments in the sector, which allow forming a mechanism for the efficient development of tourism in Saint Petersburg

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 330.341

A.M. Kolesnikov

THE ROLE AND PLACE OF THE HOTEL BUSINESS IN THE STRATEGIC PLAN FOR THE DEVELOPMENT OF SAINT PETERSBURG

In the present article the strategic plan for the development of Saint Petersburg is analyzed. Its components are disclosed, in particular the sections on the direction and the state of the hotel industry. A special role is given to investments in the sector, which allow forming a mechanism for the efficient development of tourism in Saint Petersburg

Keywords: plan, principles, investors, infrastructure, resources, competition, tourism, education, culture, planning, perspectives, analysis, integration.

А.М. Колесников1

РОЛЬ И МЕСТО ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ РАЗВИТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В представленной статье дан анализ стратегического плана развития Санкт-Петербурга. Раскрываются его составляющие, в частности разделы, посвящённые направлению и состоянию гостиничного хозяйства. Особая роль при этом отводится инвестициям в отрасль, за счёт которых формируется механизм эффективного развития туризма в Санкт-Петербурге

Ключевые слова: план, принципы, инвесторы, инфраструктура, ресурсы, конкуренция, туризм, образование, культура, планирование, перспективы, анализ, интеграция.

Стратегический план сконцентрирован на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон геополитического положения города, возможных сценариев развития России и внешнего мира. Стратегический план содержит идеи и принципы, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города, помогая принимать оперативные решения с учётом видения перспективы.

Стратегический план не является, как это было раньше, чисто административным документом. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие города, с учётом интересов населения при активной роли городских властей. Такой общегородской план представляет собой договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определённые обязательства и соглашаются участвовать в мероприятиях, направленных на развитие города. Таким образом, в процессе планирования формируется механизм стратегического партнёрства в городе - механизм поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.

Понятно, что партнёрство возможно, только если оно эффективно для всех участвующих сторон. Предприятия и организации, включившиеся в процесс, получили возможность аргументировать приоритетность представляемых ими сфер и, соответственно, рассчитывать на понимание и поддержку администрации города. Стратегический план -это свод согласованных, признанных разумными требований от общественных организаций и договорённость о тех конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые власти должны предпринять в интересах производителей и населения.

Но для организаций и предприятий Стратегический план стал не только средством диалога с администрацией, но и средством диалога со своими ближайшими деловыми партнёрами и конкурентами, работающими рядом. Создаваемые и постоянно действующие тематические комиссии и рабочие группы Стратегического плана дают каждому из участников возможность вместе с партнёрами не только выработать, но и реализовать совместные действия, способствующие развитию данной сферы. Это непрерывный процесс.

Администрация, в свою очередь, посредством Стратегического плана получила механизм открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной

1 Колесников А.М., профессор кафедры экономики высокотехнологичных производств, доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург

Kolesnikov A.M., Professor of the Department of Economics of High-tech Manufacturing, Doctor of Economics, Professor; Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg

связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений.

Не остались в стороне и жители города, которые смогли повлиять на стратегический выбор через систему общественного обсуждения и участия в его разработке. Стратегический план даёт каждому жителю города уверенность в том, что власти города контролируют ситуацию, знают нужды населения, что в Санкт-Петербурге можно будет достойно жить и эффективно работать.

Перспективы развития города находятся в зависимости от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести географическое и геополитическое положение, климат, макроэкономическую ситуацию в стране, тенденции мировой и российской экономики и внешней торговли. К внутренним - состояние ресурсов (включая трудовые ресурсы и их квалификацию, оборудование и технологии, землю, недвижимость), финансовые средства, условия хозяйственной деятельности, объединяемые понятием хозяйственного климата, состояние городской среды, инфраструктуры и коммунальных служб.

Анализ внешних и внутренних факторов позволяет выявить те отрасли и виды деятельности, где город обладает значительным потенциалом развития, а также сформулировать конкретные задачи и меры, которые должны быть выполнены для реализации этого потенциала. Кроме того, выясняется, по каким параметрам город обгоняет своих конкурентов или отстаёт от них, и что надо изменить, чтобы повысить конкурентоспособность. Именно такой подход лежит в основе стратегического планирования территорий и крупных городов.

При подготовке Стратегического плана Санкт-Петербурга был проведён анализ внутренних и внешних факторов развития города, позволивший выявить основные проблемы и барьеры, препятствующие привлечению в город инвестиций и усилению его позиций в тех сферах, где город является конкурентоспособным на российской и международной сцене.

Основные преимущества Санкт-Петербурга, которые могут способствовать укреплению его позиций в международном и внутрироссийском разделении труда, связаны с:

- высоким профессиональным, образовательным и культурным уровнем значительной части населения,

- геополитическим положением города,

- международной известностью города,

- уникальным архитектурным обликом,

- интенсивной культурной жизнью мирового уровня,

- конкурентным потенциалом ряда отраслей экономики,

- относительно развитой правовой институциональной хозяйственной средой европейского типа,

- привлекательностью в качестве центра образования, культуры, туризма.

Наиболее полное использование этих преимуществ реально в контексте определённых благоприятных внешних возможностей, среди которых важнейшие:

1) сохранение открытой модели развития экономики России,

2) экономический рост и увеличение объёмов ВВП,

3) становление рыночных механизмов и улучшение правовой среды,

4) развитие партнёрских отношений города с Ленинградской областью и другими регионами России.

Существенно сдерживают развитие города и должны быть нивелированы в процессе реализации Стратегического плана следующие недостатки и узкие места Санкт-Петербурга:

- сильная имущественная дифференциация населения, большая прослойка малоимущих, скрытая безработица,

- отсталая отраслевая структура экономики, гипертрофированный ВПК,

- недостаток и низкая эффективность расходования бюджетных средств,

- кризис системы внутригородского транспорта,

- плохое состояние исторического центра,

- затратная, ресурсоёмкая инфраструктура,

- дефицит качественного жилья.

Главная цель развития города - стабильное улучшение качества жизни всех сло-ёв населения Санкт-Петербурга - является универсальной целью развития любого города. Однако для Стратегического плана важно определить более специфичную главную цель, актуальную именно для Санкт-Петербурга.

Исходя из итогов проведённого анализа конкурентных возможностей Санкт-Петербурга главная цель сформулирована следующим образом: формирование Санкт-

Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства. Эта формула не только конкретизирует цель, но и включает указание на основные пути её достижения - интеграцию в мировую и российскую экономику и улучшение городской среды и социального климата. Достижение главной цели предполагает укрепление Санкт-Петербурга в качестве главного российского города региона Балтийского моря и Северо-Запада России для связи с другими странами.

В понятие качества жизни горожан, прежде всего, включаются наличие хорошей работы и достойной зарплаты, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, хорошее жильё, общественная безопасность, политическая стабильность, возможности образования, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.

В соответствии с мировыми тенденциями в Санкт-Петербурге продолжатся изменения в структуре экономики, приводящие к увеличению доли услуг, туризма, финансового обслуживания, торговли, информации и связи. По мере стабилизации экономики произойдёт оживление сферы науки, образования, культуры и искусства - отраслей, стратегически важных для сохранения долгосрочных источников развития, для поддержания благоприятного имиджа города. Санкт-Петербург в перспективе сохранит функции научного, образовательного и культурного центра для близлежащих регионов России и места соответствующих контактов с сопредельными странами Балтийского региона, усилит свои позиции в качестве одного из европейских центров культуры и туризма.

Важное стратегическое направление Санкт-Петербурга "Интеграция в мировую экономику". Особое положение Санкт-Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определённых групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города. Поэтому, кроме мер первого направления, способствующих в равной степени развитию всех видов хозяйственной деятельности, Стратегический план предусматривает особое внимание к нескольким ключевым направлениям развития, имеющим в Санкт-Петербурге наилучшие возможности для развития. Полная реализация этих возможностей обеспечит прорыв передовых секторов экономики города в постиндустриальную экономику ведущих европейских стран. Одновременно город станет связующим звеном между крупнейшими мировыми рынками, плацдармом для выхода на них внутренних регионов России. Глобализация экономики, вызвавшая обострение международной конкуренции, привела к тому, что стабильное развитие возможно, только если хозяйство города конкурентоспособно по мировым стандартам. Это залог успеха и на внешнем, и на внутреннем рынках. Городу нужна чётко выраженная международная специализация, позволяющая экспортировать товары и услуги, производить импортозамещающие продукты. Санкт-Петербург, ориентированный на открытую экономику, имеет несколько групп отраслей, определяющих его функции в российском и международном разделении труда. Их развитие должно стать направлениями Стратегического плана.

К числу ключевых в данном периоде отнесены:

а) отрасли, обеспечивающие транспортно-торговые функции (морской порт, международный аэропорт, железная дорога, речной транспорт, автотранспорт, склады, обработка грузов, таможня, ремонт, оптовая торговля);

б) некоторые промышленные отрасли (судостроение, приборостроение, пищевая промышленность);

в) отрасли, обеспечивающие реализацию культурно-туристского потенциала города (культура, гостиничное хозяйство, сфера обслуживания);

г) комплекс науки, образования и инновационной деятельности;

д) телекоммуникационно-информационный комплекс.

Через порты Балтики проходит огромный поток внешнеторговых грузов из России в Западную Европу, США, Канаду, Южную Америку. Здесь же обрабатываются транзитные грузы из Японии и Юго-Восточной Азии. Сегодня большая часть этого потока идёт через порты стран Балтии и Финляндии (например, 74 % российского контейнерного грузопотока). Стратегическая цель - усиление внешнеторговых и транспортных функций, переключение в Санкт-Петербург и Ленинградскую область потока российских грузов и развитие внешнеторговых, промышленных и транспортных функций обслуживания этого потока. Эта цель может быть достигнута только в острой конкуренции с другими транспортными узлами региона. Причём задача не только в том, чтобы увеличить объёмы собственно транспортной работы. Гораздо больший эффект в смысле роста доходов и занятости может дать обслуживание грузового потока. Например, организация бондовых и консигнационных складов предпродажного хранения массовых экспортных грузов позво-

лила бы перевести в Санкт-Петербург заключение внешнеторговых сделок, получать стабильный доход от хранения, подработки и отгрузки, а также от обслуживания этих сделок банками и страховыми компаниями (сейчас эти функции в большей степени выполняет Москва).

Наличие огромного культурно-исторического потенциала делает перспективным продвижение города на мировой рынок культурных и туристских услуг. Мешают этому отсутствие необходимой современной инфраструктуры туризма, и прежде всего гостиниц, а также отсутствие финансирования активных рекламных маркетинговых компаний. Основной проблемой в этой сфере является увеличение продаж туристского продукта, превращение культурных событий в культурно-туристский продукт, создание устойчивого образа уникальности Санкт-Петербурга и повышение его привлекательности для туристов. Как мощные инструменты маркетинга города рассматриваются в плане Санкт-Петербурга и объявления города культурной столицей (в рамках создаваемой по образцу ЕС программы "Культурные столицы России"), а также фестивали "Белые ночи" и др. При наличии объектов уникальной привлекательности тормозом туризма становится отсутствие общих условий для туризма - комфортной и безопасной среды, разнообразия гостиниц, системы информации. Улучшить общие условия пребывания гостей в городе - главная задача в этой сфере. Вторая задача состоит в поддержке организаций, работающих в сфере туризма и культуры, создания для них благоприятного нормативно-правового поля, снятие излишних барьеров при сохранении контроля качества. Третья задача - нацеленный на перспективные секторы рынка маркетинг культурно-зрелищного потенциала города в целом и отдельных туристских продуктов.

На решение названных задач направлены меры, включённые в план: создание информационных центров для туристов, развитие гостиничной сети, маркетинг Санкт-Петербурга, подготовка менеджеров, поддержка преобразований в курортном комплексе. Реализация этих мер будет усиливать позиции Санкт-Петербурга как мирового культурного и туристского центра.

Культурно-историческое наследие Санкт-Петербурга сохранилось лучше, чем в других регионах России. Несмотря на серьёзные финансово-экономические и материально-технические проблемы, в городе сохранена и развивается сеть разнообразных учреждений культуры, поддерживающая интенсивную культурную жизнь, делающую город привлекательным.

Памятники культуры и события культурной жизни являются важнейшей составляющей туристского маркетинга. В 2015 г. Санкт-Петербург принял около 1,6 млн гостей из 175 стран мира. В настоящее время складывается тенденция ежегодного увеличения въездного потока туристов на 8-10 %. Обслуживанием туристов с учётом инфраструктуры отрасли заняты около 100 тыс. чел.

В то же время Санкт-Петербург значительно уступает крупнейшим европейским туристским центрам. Париж, Вена, Амстердам ежегодно принимают от 2 до 12 млн туристов, располагая 35 и более гостиничными местами на 1000 жителей. Санкт-Петербург в настоящее время имеет около 100 объектов размещения (примерно 5 мест на 1000 жителей). Туристов и гостей города принимают примерно 50 отелей, имеющих порядка 14 тыс. мест (около 3 мест на 1000 жителей). По обеспеченности гостиницами город уступает европейским туристским центрам более чем в 10 раз.

При оценке сложившейся ситуации и определении перспектив расширения числа европейских туристов нужно учитывать, что Санкт-Петербург расположен на значительном расстоянии (1500-2000 км) от крупнейших европейских туристских рынков (Великобритания, Франция, ФРГ), что требует от туристов дополнительных транспортных расходов. Туризм имеет явно выраженный сезонный характер (загрузка гостиниц колеблется в течение года от 15 до 95 %, составляя в среднем 60 %).

Вместе с тем имеющийся уникальный туристский потенциал Санкт-Петербурга ещё далёк от исчерпания, возможности города как мирового туристского центра реализуются лишь в незначительной мере.

Чтобы оценить суммарный эффект от реализации мер, включённых в Стратегический план, необходимо учесть не только прямой непосредственный эффект от каждой меры, но и косвенное влияние происходящих изменений на другие сферы и стороны жизни. Кроме того, нужно оценить и общий системный эффект от реализации всего комплекса мероприятий. Проведённый анализ и экспертная оценка результативности плана позволяют сформулировать следующие основные результаты, достигаемые при реализации плана:

- создание не менее 200 тыс. новых рабочих мест с хорошей и стабильно выплачиваемой зарплатой, в том числе от 1/3 до 1/2 - это места, в той или иной мере свя-

занные с развитием туризма;

- увеличение реальных доходов населения примерно на 50 % к 2020 г.;

- сокращение социального расслоения в обществе по уровню доходов (показатель уровня неравенства не должен превысить 10-кратного различия между 10 % наиболее бедного и 10 % наиболее богатого населения);

- увеличение средней продолжительности жизни;

- достижение средней обеспеченности жильём на уровне 20-22 кв.м на человека при качественном улучшении состава жилья и качества жилищно-коммунальных услуг;

- повышение доходов бюджета не менее чем на 30 % (за счёт роста экономики, управления недвижимостью и эффективной политики долгосрочных заимствований) при повышении на 40 % эффективности расходования бюджетных средств (за счёт реформирования общественных служб, внедрения адресной поддержки нуждающихся, формирования обоснованной инвестиционной программы).

Увеличение бюджета позволит сосредоточить общественные ресурсы на решении важнейших для города социальных проблем и проблем городского хозяйства, модернизации транспортной и инженерной инфраструктуры и за счёт этого:

- улучшить транспортную ситуацию, среднее время для трудовых корреспон-денций (поездки из дома на работу и обратно) в городе не должно превышать 40 минут (это направление важно и для развития туризма);

- улучшить состояние окружающей среды, обеспечить высокое качество питьевой воды, на 15 % снизить загрязнение атмосферного воздуха (очень важный фактор для развития туризма).

Для достижения этих результатов план предлагает конкретные действия в следующих областях:

- создание в Санкт-Петербурге наиболее благоприятного инвестиционного климата, привлекающего в город средства для развития предприятий во всех отраслях экономики, поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе и в гостиничном бизнесе;

- помощь петербургским предприятиям в получении федеральных и международных заказов, в продвижении на мировые и российские рынки конкурентоспособной продукции;

- реконструкция морского порта, Октябрьской железной дороги;

- переключение на Санкт-Петербург не менее 20 млн т грузов из общего объёма внешней торговли России, развитие сопутствующих производств;

- реализация высочайшего научно-исследовательского потенциала Санкт-Петербурга, выполнение функций всероссийского центра инноваций и передовых технологий;

- превращение Санкт-Петербурга в центр высшего образования для всех регионов России и стран СНГ, а также ряда развивающихся стран, в крупнейший международный центр обучения русскому языку и культуре;

- программы переподготовки и обучения рабочих, инженеров и менеджеров, корректировка программ обучения вузов и средних специальных учебных заведений с учётом спроса, сложившегося на рынке труда;

- укрепление связи науки и производства, внедрение в производство передовых научных технологических и проектных разработок, ориентация прикладной науки на спрос;

- реализация программы превращения Санкт-Петербурга в один из мировых центров культуры, планирование событий культуры мирового класса, привлечение в город гостей, превращение культурных событий в туристский продукт;

- привлечение в город не менее 3 млн туристов ежегодно, создание для этого необходимой инфраструктуры, недорогих гостиниц, транспорта, дружелюбной среды, системы указателей и обозначений, информации о городе, укрепление привлекательного образа Санкт-Петербурга в мире, реклама города, привлечение в город молодёжи всех стран.

Список использованных источников

1. Валиев М.Ш. Анализ и оценка инфраструктурного развития внутреннего туризма / Вести Томского гос. университета. Серия Экономика. - 2008. - № 317. - С. 165170.

2. Родионов Д.Г. К формированию в городах России зон туристско-

рекреационной и сервисной специализации / Проблемы современной экономики. - 2004. - № 1-2. - С. 150-151.

3. Кононова М.Ю. Геомаркетинг ОЭЗ туристско-рекреационного типа. В сборнике: Ландшафтная архитектура и природообустройство: от проекта до экономики - 2015. Материалы II Международной научно-технической конференции. Под научной ред. О.Б. Сокольской и И.Л. Воротникова. 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.